нагрузки. И групповой - в составе однородной по физическим показателям группы студентов, занимающихся под руководством преподавателя. Так же было добавлено одно занятие в неделю в бассейне. Для достижения оздоровительного эффекта при занятиях скандинавской ходьбой учебный процесс студентов организовывался с учетом основных принципов: систематичности, постепенности и адекватности нагрузки .Таким образом, можно сделать вывод, что занятия скандинавской ходьбой доступны всем студентам вне зависимости от состояния здоровья, пола, возраста и уровня физической подготовленности. Необходимо популяризировать данный вид двигательной активности среди студентов, внедряя скандинавскую ходьбу на занятиях физическим воспитанием в вузе, ориентируя их сознание на необходимость поддержания здорового образа жизни с использованием данного вида двигательной активности
ЛИТЕРАТУРА
1. Осетрина, Д. А. Причины ухудшения состояния здоровья студентов / Д.А. Осетрина, В.В. Семенова // Молодой ученый. - 2017. - № 13. - С. 649-651. - URL : https://moluch.ru/ar-chive/147/41309/ (дата обращения: 09.12.2018).
2. Постол, О. Л. Методика оздоровления студенток вузов на занятиях по физическому воспитанию с применением традиционных и нетрадиционных средств : дис. ... канд. пед. наук / Постол О. Л. - Хабаровск, 2004. - 198 с.
3. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // URL : http://le-galacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-09102007-n-1351/. - Дата обращения 20.11.2018.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ с изменениями, вступившими в силу с 07.03. 2018 г. // URL : http://kodeks.systecs.ru/zakon/fz-273/. - Дата обращения 20.11. 2018.
REFERENCES
1. Osetrina, D.A. and Semenova, V.V. (2017), "Causes of deterioration of health of students", Young scientist, No. 13, pp. 649-651.
2. Postol, O.L. (2004), Methods of improvement of students in physical education classes using traditional and non-traditional means, dissertation, Khabarovsk.
3. The decree of the President of the Russian Federation of09.10.2007No. 1351(as amendedfrom 01.07.2014) On approval of the concept of demographic policy of the Russian Federation for the period till 2025',' available at: http://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-09102007-n-1351/.
4. Federal law No. 273 - FZ of December 29, 2012 on education in the Russian Federation, with the changes that came into force from of March 7, 2018, available at: http://kodeks.systecs.ru/zakon/fz-273/
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.12.2018
УДК 372.879.6;612.063
ФАКТОРЫ И ЗОНЫ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тамара Сергеевна Шептикина, преподаватель, Сергей Алексеевич Шептикин, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры» (ФГБОУВО «ВГАФК»)
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы здоровья, его связь с состоянием регуляторных механизмов по показателям кардиоритма. Показаны результаты воздействия нагрузок различной природы на функциональное состояние организма школьников и его здоровье. Обосновывается необходимость выделения этих воздействий как факторов риска для здоровья школьников в процессе их жизнедеятельности. Определены условия и временные периоды, при которых происходит их
актуализация. Вводится их обозначение как зон риска для здоровья. Показан характер изменения функционального состояния организма школьников в зонах риска по показателям кардиоритма. Констатируется, что при планировании уровня и направленности двигательных нагрузок на уроках физической культуры в зонах риска необходимо учитывать предшествующий и текущий совокупный уровень воздействий основных негативных факторов.
Ключевые слова: здоровье, факторы и зоны риска для здоровья школьников, адаптационные возможности, планирование двигательных нагрузок на уроках физической культуры.
FACTORS AND RISK ZONES FOR HEALTH OF SCHOOLCHILDREN IN THE
PROCESS OF LIFE
Tamara Sergeevna Sheptikina, the teacher, Sergey Alekseevich Sheptikin, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Volgograd State Physical Education Academy
Annotation
The article deals with the issues of health and its connection to the state of regulatory mechanisms in terms of heart rate. The results of the different nature load impact on the functional state of the schoolchildren body and their health are shown. The necessity of distinguishing these effects as risk factors for the schoolchildren health in the process of their life activity is substantiated. The conditions and time periods during which they are actualized are determined. Their designation as health risk zones is introduced. The nature of the changes in the functional state of the schoolchildren body during risk zones according to heart rate indicators is shown. It is stated, that it is necessary to take into account the previous and current cumulative level of the main negative factors impacts when planning the level and direction of motor loads in physical education lessons during risk zones
Keywords: health, factors and risk zones to the schoolchildren health, adaptive capabilities, motor loads planning during physical education lessons.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема укрепления здоровья школьников всегда будет актуальной в связи с ее значимостью, как в социальном, так и экономическом аспекте. Исходя из комплекса факторов, описывающих состояние человека, как здоровье, оно представляет собой состояние человека, характеризующееся высокими адаптационными возможностями организма и степенью противодействия неблагоприятным внешним воздействиям [6].
Снижение уровня здоровья является следствием ухудшения функционального состояния организма, прежде всего, механизмов регуляции [1]. Появление этих изменений в процессе жизнедеятельности человека связано с действием различных по силе и продолжительности нагрузок.
В качестве основных факторов воздействия выделяют: двигательную активность [1, 3; 10]; умственно-психическую (информационную) деятельность [4; 7]; температурные условия жизнедеятельности [2; 5].
В качестве критерия силы воздействия на организм в приведенных исследованиях использовались показатели вариабельности сердечного ритма, степень изменения которых была связана с продолжительностью и напряженностью выделенных факторов.
Обладая большим потенциалом воздействия, каждый из этих факторов может при определенных условиях стать фактором риска для здоровья, то есть приводит к ухудшению здоровья. В этой связи, возникает необходимость выделения предпосылок возникновения и условий реализации действия факторов риска для здоровья школьников.
В структуре процесса формирования факторов риска можно выделить четыре блока: 1 - сущность факторов риска; 2 - источники; 3 - предпосылки возникновения; 4 - условия реализации; 5 - результат действия (рисунок 1).
Сущность факторов риска
Уровень воздействий, снижающих адаптационные возможности организма школьников и приводящих к ухудшению здоровья
Источники факторов риска
Учебная и внеучебная деятельность
Средовой фактор
Реакция на действие факторов риска
Дальнейшее снижение уровня функционального состояния
Результат действия Ухудшение здоровья школьников и
факторов риска рост простудной заболеваемости
Рисунок 1 - Факторы и условия, определяющие риски для здоровья школьников в течение учебного года
В целом предлагаемая схема представляет собой причинно-следственные связи воздействия на здоровье различных видов нагрузок.
Результатом воздействия факторов риска становится снижение уровня функционального состояния организма и ухудшение состояния здоровья, выражающегося в наступлении факта заболевания простудного или инфекционного характера.
Сопоставление действия данной схемы с реализацией основных подходов к поддержанию здоровья школьников показало следующее, что в настоящее время существует два основных направления. Первое из них предусматривает всемерное содействие интенсификации процесса развития физических качеств [8]. Второй путь, значительно менее распространенный, ориентирован на управление процессами физического развития человека на основе оптимизации физических нагрузок с учетом индивидуальных адаптивных состояний [9]. Цель работы - выявить влияние выделенных факторов риска на функциональное состояние организма школьников в различные периоды учебного года, их здоровье.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Оценка действия выделенных факторов риска проводилась на основе изучения суммарных временных затрат на различные виды деятельности, совершаемые школьниками в
течение дня, особенностей действия средового фактора, сроков их повышенной активности в течение календарного года и их влияния на показатели вариабельности сердечного ритма.
Изучение временных затрат школьников показало, что на все виды деятельности школьники затрачивают до 11,5 часов, включая до 3-х часов на двигательную деятельность [11], исключением являются каникулярные периоды большой продолжительности. Данный объем воздействий можно признать значительным. Естественно, что это не может не сказываться на функциональном состоянии организма школьников. В течение учебного года уровень и содержание умственно-психической нагрузки находится примерно на одном уровне. В двигательной же деятельности школьников имеются существенные отличия, связанные с распределением содержания программного материала по физической культуре. Данные различия приводят к изменениям в функциональном состоянии школьников.
Влияние температурного фактора в южных районах страны обусловлено продолжительностью его действия и уровнем, особенно в летнее время: температура в дневное время достигает 40°С и выше, в ночное время - выше 30°С.
Изучение особенностей проявления выделенных факторов риска показало, что в течение года встречается два выраженных периода их совокупного действия: в первой половине осени и во второй половине зимы. Особенностью этих периодов является повышенная активность болезнетворного фактора.
Исходное состояние школьников перед началом учебного года связано с действием температурного фактора и характера двигательного режима в течение летних месяцев (таблица 1).
Таблица 1 - Изменения показателей физической подготовленности и функционального развития в течение летнего периода у школьников 6-х классов__
Статистические Прыжок в длину с места Проба Штанге Проба Генчи
Месяц года
IX V IX IX V IX IX V IX
X 176,1 184,5 182,4 47,6 49,8 46,8 22,6 27,4 25,2
а 5,90 6,54 5,11 4,64 4,80 3,86 5,79 4,81 3,45
т 1,23 1,36 1,07 0,97 1,00 0,80 1,21 1,00 0,72
V, % 3 4 3 10 10 8 26 18 14
г 1,20 2,34 1,80
Как следует из таблицы, у школьников за летний период наблюдается тенденция к снижению показателей физической и функциональной подготовленности, что свидетельствует о пониженной двигательной активности в этот период времени.
Оценка функционального состояния организма школьников по показателям кардио-ритма в начале учебного года показало, что 37 из них находились в ваготоническом состоянии, 9 - в состоянии нормотонии и 1 в состоянии симпатикотонии.
Изучение дальнейшей динамики показателя ВСР у участников эксперимента показало наличие двух ее вариантов (рисунок 2 а, б).
В первом варианте наблюдалось дальнейшее снижение индекса напряжения у каждого участника, попавшего в эту группу, во втором варианте отмечалась стабилизация и некоторое его повышение. В первом случае у лиц с подобной динамикой отмечались простудные и инфекционные заболевания, во втором случае заболевания отсутствовали.
Во второй зоне риска наблюдалась аналогичная динамика показателей кардиоритма несмотря на то, что действие высокотемпературного фактора отсутствовало.
ВЫВОД. Временные периоды учебного года после длительных каникул сопровождаются резким возрастанием совокупных нагрузок, что при пониженном функциональном состоянии организма резко повышает риск заболеваемости школьников. Данное обстоятельство предполагает изменение характера двигательной активности на уроках физической культуры для оптимизации функционального состояния организма.
а) б)
Рисунок 2 - Особенности индивидуальной динамики показателей ВСР у школьников с повышенной активностью (а) и сниженной активностью (б) в начале учебного года
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаджанян, Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баев-ский, А.П. Берсенева ; Рос. ун-т дружбы народов. - М. : Изд-во РУДН, 2006. - 288 с.
2. Афанасьева, РФ. Сравнительная оценка теплового состояния работающих в нагревающем микроклимате в теплый и холодный периоды года / Р.Ф. Афанасьева // Медицина труда и промышленная экология. - 2009. - № 12. - С. 38-41.
3. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физическая культура и спорт, 1985. - 176 с.
4. Гилева, О.Б. Психофизиологические предикторы успешности учебной деятельности школьников : автореф. дис. ... д-ра биол. наук : 19.00.02 / Гилева О.Б. - Архангельск, 2013. - 47 с.
5. Джураев, А.Р. Оптимизация психофункциональной подготовленности спортсменов при предельных физических нагрузках в условиях высокой температуры окружающей среды с помощью эргогенических средств / А.Р. Джураев // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений. - 2014. - Т. 2. - С. 180-188.
6. Калью, П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения : обзорная информация / П.И. Калью. - М. : Медицина, 1988. - 240 с.
7. Криволапчук, И. А. Изменения функционального состояния детей 11-12 лет под влиянием информационной нагрузки / И.А Криволапчук, М.Б. Чернова // Новые исследования. - 2014. - № 4 (41). - С. 52-58.
8. Лубышева, Л.И. Спортизация в общеобразовательной школе / Л.И. Лубышева. - М. : Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2009. - 184 с.
9. Московченко, О.Н. Оптимизация физических нагрузок на основе индивидуальной диагностики адаптивного состояния у занимающихся физической культурой и спортом : с применением компьютерных технологий : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Московченко О.Н. - М., 2007. - 430 с.
10. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте : учебник для студентов вузов физ. воспитания и спорта / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 1997. - 584 с.
11. Шептикина, Т. С. Режим жизнедеятельности школьников и стратегия планирования физического воспитания / Т.С. Шептикина // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2014. - № 4 (10). - С. 44-49.
REFERENCES
1. Agadzhanyan, N.A., Baevsky, R.M. and Berseneva, A.P. (2006), Problems of adaptation and the study of health, RUDN, Moscow.
2. Afanasyeva, R.F., Prokopenko, L.V., Kiladze, N.A. and Konstantinov, E.I. (2009), "Comparative assessment of the workers thermal state in the heating microclimate in the warm and cold periods of the year", Occupational Medicine and Industrial Ecology, No 12, pp. 38-41.
3. Verkhoshansky, Yu.V. (1985), Programming and organization of the training process, Physical culture and sport, Moscow.
4. Gileva, O.B. (2013), Psychophysiological predictors of schoolchildren learning success, dissertation, Arkhangelsk.
5. Juraev, A.R., Solopov, I.N., Kamchatnikov, A.G. and Sentyabrev, N.N. (2014), "Optimization of psycho-functional fitness of athletes with extreme physical exertion in high-temperature conditions using ergogenic agents", Questions of functional training in the sport of higher achievements, Vol. 2, pp. 180-188.
6. Kalju, P.I. (1988), Essential characteristics of the health"concept and some issues of health care restructuring: overview information, Medicine, Moscow.
7. Krivolapchuk, I.A. and Chernova, M.B. (2014), Changes in the functional status of children aged 11-12 years under the influence of the information load, New Research, Vol. 41, No 4, pp. 52-58.
8. Lubysheva, L.I. Balsevich, V.C., Belova, G.B., Fonarev, D.V., Lomakina, E.D., Chernyaeva, E.A., Borina, Yu.V., Danilova, A., Akhmetzyanova, N.M. and Peshkov, A.A. (2009), Sportizatsiya in secondary school, Theory and Practice of Physical Culture and Sports, Moscow.
9. Moskovchenko, O.N, (2007), Optimization ofphysical activity on the basis of adaptive state individual diagnostics of those engaged in physical culture and sports: using computer technologies, dissertation, Moscow.
10. Platonov, V.N. (1997), The general theory of training athletes in Olympic sports: studies. for university students nat. education and sports, Olympic literature, Kiev.
11. Sheptikina, T.S., Sheptikin, S.A, Shapovalov, S.I. and Bludilina M.S. (2014), "Schoolchildren mode of life and the strategy of planning physical education", Physical education and sports training, Vol. 10, No4, pp. 44-49.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.12.2018
УДК 796.01:61
ИЗУЧЕНИЕ СОСТАВА ТЕЛА ЖЕНЩИН И МУЖЧИН РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ В УПРАВЛЕНИИ СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ
Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Елена Олеговна Рыбакова, кандидат педагогических наук, доцент, Чайковский государственный институт физической культуры
Аннотация
Проведенное нами исследование осуществлено в лаборатории здоровья на базе Чайковского государственного института физической культуры (анализатор состава тела «InBody 720»), в которое вошли лица молодого возраста активно занимающихся спортом (мужчины и женщины), а также представители интеллектуального и физического труда, занимающиеся физической культурой на нерегулярной основе. Исследование выявило значительное увеличение жирового компонента тела женщин уже в первом зрелом возрасте (29-34 года) - 39,6%, в 46-55 лет критическое увеличение до 51,2%. Слабость мышц у женщин наблюдается уже в 35-45 лет. В группе мужчин динамика жирового компонента в рамках нормы, и даже ниже нормы в молодом возрасте - 18-28 лет - 10,3%, в 29-34 года - 18%, в 35-45 лет - 21,1%, в 56-74 года - 24,4%. Следовательно, необходим комплекс мер для увеличения двигательной активности, особенно среди женщин, средства стимулирования для занятий физической культурой и контроль энергетического баланса.
Ключевые слова: состав тела лиц разного возраста, биоимпедансное исследование, мужчины, женщины молодого, зрелого возраста, здоровье.
STUDY OF BODY COMPOSITION OF WOMEN AND MEN OF DIFFERENT AGE PERIODS IN THE MANAGEMENT OF HEALTH CONDITION
Tatiana Nikolaevna Shutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow,
Elena Olegovna Rybakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer Tchaikovsky state institute of physical culture
Annotation
Our study was carried out in the laboratory of health on the basis of the Tchaikovsky state Institute of physical culture (body composition analyzer "InBody 720"), which included young people actively