са / В. Ю. Кирничный // Вестник Сибирского автомобильно-дорожного института. - 2011. - № 4. - С. 58-61.
10. Разумов В. И. Категориально-системная методология в подготовке учёных: учеб. пособие / В. И. Разумов. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2004. - 277 с.
DESIGNING OF CLUSTERS IN TRUCKING BRANCH USING COGNITIVE TECHNOLOGIES
G. D. Boush
Presented results of application cognitive technologies to designing clusters in the Trucking Branch. Among them categorical methods: «Ending flow of information», «The sequence of goals», symbolic method «Pentagram», a model of compensatory ho-meostat.
Bibliographic list
1. Biryukov V. V. Innovation and the formation of competitive advantages of the transport enterprise / V. V. Biryukov // Bulletin of the Siberian Automobile-Road Institute. - 2011. - № 4. - Р. 64-67.
2. Boush G. D. Business-clusters: categorial-system view: monograph / G. D. Boush. - Omsk: Publishing Omsk State University, 2011. - 244 p.
3. Boush G. D. Business-clusters: theory and methodology of detecting structural devices / G. D. Boush // Izvestiya Sankt-Petersburg University of Economics and Finance. - 2011. - № 6. - P. 28-35.
4. Boush G. D. Homeostatic modeling of management of export-oriented clusters' functioning and development / G. D. Boush // Herald of Omsk University. Ser. Economy. - 2011. - № 3. - P. 66-73.
5. Boush G. D. Identification and description of
clusters of firms with the use of categorial model «Final information flow» / G. D. Boush // Herald of Tomsk State University. Ser. Economy. - 2010. - № 8. - P. 129-134.
6. Boush G. D. Component-elements' contents of business clusters: systemic representation / G. D. Boush // Herald of Novosibirsk State University. Ser. Social Sciences and Humanities. - 2010. - № 4. - P. 62-73.
7. Boush G. D. Evolutionary aspects of clusters of firms / G. D. Boush // Problems of modern economy. -2010. - № 1. - P. 160-166.
8. Boush G. D. New management approach to development of innovation clusters on the basis of analysis intersystem contradictions / G. D. Boush, O. А. Verkhovets, К. I. Grasmik // Innovation. - 2012. -№ 1. - P. 33-41.
9. Kirnichnyj V. Y. Priorities and mechanism of modernization of the automobile-road complex / V. Y. Kirnichnyj // Bulletin of the Siberian Automobile-Road Institute. - 2011. - № 4. - Р. 58-61.
10. Razumov V. I . Categorial-system methodology in the preparation of scientists: tutorial / V. I. Razumov. - Omsk: Publishing Omsk State University, 2004. - 277 p.
Боуш Галина Дмитриевна - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента Сибирской автомобильно-дорожной академии - СибАДИ. Основное направление научных исследований - кластеры в экономике, методология экономических исследований. Общее количество публикаций - 123. е- mail: [email protected]
УДК 334.7+332.01
ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО КЛАСТЕРА
В ОМСКОМ РЕГИОНЕ
В. Ю. Кирничный
Аннотация. В статье рассмотрены необходимость и факторные условия создания транспортного кластера в Омском регионе, показаны созданы цели и задачи его создания, а также представлены механизмы формирования и перспективные направления работы регионального транспортного кластера.
Ключевые слова: транспортный кластер, инновации, механизмы формирования, инновационная инфраструктура.
Введение
Осуществление системных модернизаци-онных изменений в нашей стране существенно меняет роль автомобильного транспорта как особого фактора, обеспечивающего успешность процессов социально-экономической трансформации. При этом для решения проблемы формирования устойчи-
вых конкурентных преимуществ автотранспортных предприятий необходимым становится использования новых подходов, учитывающих резкое усиление конкуренции, кардинальные изменения ее природы и границ [1, 3, 5]. В современных условиях сложилась тенденция преобразования деловых связей производителей, поставщиков и потребите-
лей в систему разнообразных альянсов, предпринимательских сетей и транспортно-логистических структур. В связи с этим важным фактором развития конкурентных преимуществ автотранспортных предприятий является формирование региональных транспортных кластеров [2, 5].
Развитие транспортной отрасли Омской области требует создания более совершенного механизма управления, соответствующего целям и задачам, стоящим перед экономикой области. Механизм управления должен объединять, генерировать и поддерживать динамичное развитие всех отраслей экономики области на основе образования транспортного кластера. Потенциал развития транспортного комплекса определяет его роль в экономике Омской области в качестве приоритетного кластера, успешное развитие которого содействует структурной перестройке экономики в соответствии с потребностями области, обеспечивает ее ускоренное развитие за счет применения форм и методов сотрудничества, способствующих получению дополнительных эффектов свойственных кластеру. Для этого деятельность транспортного кластера как локомотива инновационного развития должна опираться на адекватную инновационную и образовательную инфраструктуру. Работа кластера должна быть направлена на решение основных проблем транспортной отрасли и коммерциализацию результатов совместных научных исследований и разработок.
Факторные условия, цели и задачи создания транспортного кластера
Транспортный кластер Омской области -это территориальное межотраслевое объединение организаций, задействованных в транспортном процессе (предприятий транспорта и промышленности, строительных и проектных организаций, поставщиков оборудования и специализированных услуг, инновационных предприятий, научно-исследовательских и образовательных структур, финансово-кредитных организаций), взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом, совместная деятельность которых основана на механизмах инновационного кооперирования и направлена на реализацию наиболее перспективных направлений транспортной отрасли в Омской области.
Положительными факторами, формирующими необходимые предпосылки для развития транспортного кластера Омской области, являются:
- выгодное геополитическое расположение Омской области и транспортная инфраструктура способствуют формированию благоприятных предпосылок для выполнения ее роли опорной территории для интенсивного и избирательного хозяйственного развития находящихся в сложных природноклиматиче-ских условиях регионов Сибири и Дальнего Востока, где сосредоточено 60-85 % энергетических и минерально-сырьевых ресурсов страны, а также активного участия в международных связях, на основе развития транс-портно-логистических систем и мультимо-дальных транспортных коридоров;
- достаточно развитые научно-исследовательская и профессионально-образовательная сферы, позволяющие осуществлять подготовку кадров по необходимым специальностям, выполнять исследования и разработки по основным направлениям деятельности транспортного кластера;
- высокий производственный потенциал предприятий оборонно-промышленного комплекса, способных организовать выпуск технологического оборудования для организаций-участников транспортного кластера;
- значительные мощности транспортной отрасли, наличие большого количества предприятий и организаций, формирующих конкурентную среду и способных осуществлять инновационно-инвестиционную деятельность.
Основными факторами, сдерживающими в настоящее время развитие и реализацию конкурентных преимуществ Омской области в транспортной сфере, являются:
- высокий уровень износа основных фондов транспортной отрасли;
- низкая инвестиционная активность предприятий; недостаточный уровень реализации инноваций, незначительное количество предприятий, проявляющих инновационную активность; отсутствие внутреннего спроса на коммерчески перспективные результаты научно-технической деятельности; неразвитость деятельности по созданию собственных инновационных разработок;
- слабость научно-лабораторной базы, а также кооперационных связей между научными, образовательными, инновационными организациями и транспортными предприятиями;
- кадровый дефицит, обусловленный низкой привлекательностью научно-инновационный сферы деятельности, недостатками в системе подготовке специалистов и
непрерывного образования, оттоком перспективных кадров из экономики Омской области в другие регионы и страны связи с невозможностью самореализации на региональном уровне;
- недостаточная эффективность региональной инновационной системы, обеспечивающей трансформацию научных идей в технологии и продукты;
- территориальные диспропорции в развитии транспортных систем и в размещении транспортных организаций.
Факторные условия развития транспортного кластера и потребности системной модернизации транспортной отрасли Омской области обусловливает необходимость создания транспортного кластера инновационного типа, который, в отличие от традиционных кластеров, функционирует на основе механизмов инновационной кооперации и осуществляет свою деятельность не только на завершающей стадии инновационного цикла - коммерциализации, но и на его ранних стадиях.
Цель создания инновационного транспортного кластера - установление системного взаимодействия науки и производства, внедрение передовых разработок, повышение безопасности перевозок и эффективности транспортно-логистических процессов, рост инновационной и производственной активности транспортных предприятий, преодоление кадрового дефицита и барьеров в инновационном развитии, коммерциализация результатов научной деятельности и реализация конкурентных преимуществ Омской области:
В рамках реализации поставленной цели основными задачами являются следующие:
1. Формирование условий для эффективного организационного развития транспортного кластера, включая выявление участников кластера, разработка стратегии развития кластера, обеспечивающей устранение «узких мест» и ограничений, подрывающих конкурентоспособность в рамках цепочки производства добавленной стоимости, а также обеспечивающей наращивание конкурентных преимуществ участников кластера.
2. Обеспечение эффективной поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников транспортного кластера за счет фокусирования и координации мероприятий экономической политики с учетом приоритетов развития кластера.
3. Обеспечение координации деятельности органов исполнительной власти Омской
области и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики.
Результатами создания транспортного кластера является рост эффективности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства, активизация привлечения прямых инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития региона. Создание транспортного кластера инновационного типа позволяет в наибольшей степени развивать и реализовывать конкурентные преимущества транспортной отрасли за счет эффектов инновационной кооперации. Вместе с тем получение данных эффектов невозможно без формирования адекватной инновационной и образовательной инфраструктуры.
Механизмы формирования и развития кластера
Инициаторами формирования кластера выступают руководители предприятий и организаций, работающих в соответствующей сфере экономической деятельности создаваемого транспортного кластера, а также органы исполнительной власти, заинтересованные в развитии кластера. Формирование кластера осуществляется путем подачи заявлений руководителями предприятий и организаций, которые проявили заинтересованность стать участниками кластера и вошли в Координационный совет по созданию и развитию кластера. Координационный совет обеспечивает регулярное взаимодействие между участниками кластера с целью реализации стратегии развития кластера, которая должна обеспечить повышение конкурентоспособности кластера, региона и страны в целом.
Создания транспортного кластера ориентировано на установление системного и функционально более полного регулирования развития транспортного комплекса региона, повышение научно-технического уровня и формирование условий для устойчивого развития транспортного комплекса региона, обеспечение стабильности и преемственности в обновлении транспортных средств и развитии новых форм организации транс-портно-логистических процессов, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие региона в современных условиях. Деятельность транспортного кластера осуществляется в соответствии с разработанной и утвержденной Программой его развития.
Для организации деятельности транспортного кластера создается уполномоченная организация, которая осуществляет: подготовку материалов для Правительства Омской области по Программе развития регионального транспортного кластера; подготовку предложений по корректировке Программы развития транспортного кластера в ходе ее реализации; организацию взаимодействия отраслевых предприятий и организаций Омской области, входящих в состав транспортного кластера, с органами исполнительной власти Омской области, федеральными органами, ответственными за вопросы реализации Программы развития транспортного кластера, повышения качества работ, услуг и менеджмента; организацию и сопровождение работ по реализации Программы развития регионального транспортного кластера; подготовку предложений по бюджетированию мероприятий Программы развития регионального транспортного кластера на каждый бюджетный год; продвижение проектов в области модернизации транспортно-логистических комплексов, организации транспортных процессов - транспортного строительства на территории Омской области, в других регионах России и в зарубежных странах.
Управление Программой развития регионального транспортного кластера должно обеспечить достижение ожидаемых конечных результатов и запланированной эффективности.
Предполагаемыми перспективными направлениями работы транспортного кластера являются: обеспечение роста благосостояния населения в части удовлетворения спроса населения на услуги транспорта различной степени комфортности; обеспечение безопасности движения и совершенствование организации грузовых и пассажирских перевозок; обеспечение Омской области высококачественными транспортными средствами, удовлетворяющими требованиям современных технологий; обеспечение потребностей области в развитии автомобильно-дорожной сети, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог; обеспечение развития транспортного комплекса в части нового строительства, реконструкции и технического перевооружения транспортно-логистических центров, узлов, зданий и сооружений, инженерных сетей; снижение тарифов на транспортные услуги за счет повышения эффективности производст-
венных процессов предприятий транспорта; активизация научных прикладных исследований в сфере транспорта, создание рабочих мест; разработка и внедрение инновационных технологий транспортной отрасли и их интеграция в мировое инновационное пространство; развитие и внедрение современных энерго-ресурсосберегающих технологий в транспортном комплексе; проведение крупномасштабных исследований в рамках реализации проектов, пулов совместно с зарубежными партнерами; коммерциализация потенциала научно-технического и образовательного комплекса региона, функционирующего в области транспорта; создание условий взаимовыгодного сотрудничества с крупными иностранными транспортными фирмами, научными организациями и образовательными учреждениями, работающими в направлении развития инновационной среды; реализация потенциала транспортного комплекса, создания эффективных транспортно-логистических структур и процессов; содействие внедрению прогрессивных технологий развития транспорта -технологических комплексов, обеспечивающих устойчивое, экономически выгодное и безопасное развитие транспортной инфраструктуры; содействие внедрению передовых концепций и технических решений в области автоматизации транспортных процессов предприятий; повышение научно-технического уровня транспортного комплекса региона; кооперация предприятий Омской области с целью снижения себестоимости работ и повышения качества транспортных услуг; освоение новых видов экологичных и энергоресурсоэффектив-ных транспортных проектов и технологий, оборудования и средств малой механизации, автоматизации и транспортно- производственных процессов; внедрение международных стандартов системы менеджмента качества ИСО 9001 в транспортном комплексе; совершенствование системы стандартизации и сертификация продуктов и услуг в транспортной отрасли; использование прогрессивного отечественного и зарубежного опыта, создание эффективных организационных форм, соответствующих сложной структуре и специфике транспортной отрасли.
Важнейшим элементом управления в кластере является проект, который реализуется субъектом управления. Предлагаются следующие кластерные проекты
- Проект развития кластера в целом. В рамках проекта решаются задачи: стратегическое развитие транспортного кластера; анализ отдельных проектов с оценкой индикаторов их реализации и оценка перспективности того или иного проекта; привлечение ресурсов на реализацию проектов; организация системообразующих мероприятий проекта.
- Проект развития научных исследований и интеграция их результатов в транс-портно-производственную деятельность. Задачи проекта: формирование научной инфраструктуры и экспериментально-лабораторной базы; разработки программы и научно-методическое, издательское и информационное обеспечение мероприятий по трансферу инноваций.
- Проект развития кадровой базы и создания эффективной системы профессионального и непрерывного образования. Проект решает следующие задачи: анализ структуры потребностей в кадрах и специальностях; внедрение эффективных образовательных технологий, их интеграция с практической деятельностью; подготовка и повышение уровня научно-педагогических кадров; развитие материально-технической базы учебного процесса.
- Проект повышение безопасности движения, совершенствования организации перевозок и транспортно-логистической деятельности организаций на базе современных технологий. Задачами проекта являются: повышение безопасности движения; внедрение прогрессивных транспортно-логистических технологий; прогноз потребностей развития Омского транспортного кластера в опережающем проектирование.
- Проект модернизации транспортно-технологических комплексов. Задачи проекта: анализ перспективных направлений развития отрасли и трансфер технологий; содействие инвестированию в отрасль; совершенствование системы технической эксплуатации и сервиса транспортно-логистических машин и оборудования.
- Проект развития международного транспортного коридора «Транссиб» и Омского транспортно-логистического узла. Задача -координация между проектами, затрагивающими развитие транспортно-логистической инфраструктуры Омской области, а также: строительство аэропорта «Омск-Федоровка»; строительство северного обхода г. Омска; расширение за счет реконструкции автодороги М-51; строительство в Омске логистических центров класса «А»; восстановление
железнодорожной ветки «Иртышское-Павлодар» и др.
- Проект повышения транспортной связности территорий за счет внедрения современных технологий проектирования и строительства дорог, мостов и развязок. Задачи проекта: опережающее проектирование транспортной инфраструктуры Омской области; применение прогрессивных транс-портно-планировочных решений; интенсификация освоения территорий г. Омска за счет развития многоуровневых транспортных сооружений; строительство скоростных магистралей непрерывного движения.
- Проект развития транспортной ин-фрастуктуры пригородной зоны города Омска. Задачи проекта: корректировка проекта транспортной схемы пригородной зоны г. Омска; реконструкция въездов в город и формирование хордовых магистралей непрерывного движения.
Ключевым компонентом создания транспортного кластера, способного выступать локомотивам инновационного развития транспортной отрасли и экономики Омской области, является формирование адекватной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективную диффузию знании и передовых технологий. Омская область обладает значительным инновационным, научным и кадровым потенциалом. Вместе с тем сформировавшуюся систему научно-технической и инновационной деятельности нельзя признать эффективной. Для преодоления сложившегося технологического отставания транспортной отрасли снижения аварийности и ее успешной моделизации требуется дальнейшее развитие этого потенциала и создание благоприятной деловой среды для обеспечения трансферта инноваций из сферы науки в производстве. Для решения ключевых проблем и достижения стратегической цели развития научно-инновационной сферы необходима реализация комплекса организационо-институционных и финансово-экономических мер, способствующих устранению провалов, дефектов, перекосов и барьеров, сложившихся в сегменте региональной инновационной системы, обеспечивающего модернизацию транспортной отрасли, по следующим направлениям.
Во-первых, наращивание научно-инновационного потенциала транспортной отрасли и создание механизмов масштабной диффузии знаний и технологий в предпринимательские структуры предполагает укрепление научно исследовательской базы и формирование разветвленной сети структур, веду-
щих научно-инновационную деятельность на основе тесных кооперационных связей и партнерства с бизнес-организациями, путем софи-нансирования проектов развития кафедр, лабораторий и научно-исследовательских структур, коммерциализации достижений в области науки и инноваций, а также диффузии и адаптации уже известных технологий применительно к условиям Омской области.
В качестве системообразующего центра, который может являться катализатором инновационного процессов, успешно генерировать инновации и существенно влиять на масштабы диффузии технологий в автомобильно-дорожной отрасли, способна выступать Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), обладающая значительным научно-исследовательским и кадровым потенциалом. В настоящее время здесь сложились научные школы и научные коллективы продуктивно работающие по широкому комплексу стратегически важных для транспортной отрасли направлений, и на этой основе сформировались ресурсные Научно-инновационные центры в области: автомобили и автомобильное хозяйство, автомобильный сервис; организация и безопасность движения; транспортные-технологические машины и оборудование и их сервис; использование информационных технологий и интеллектуальных систем в транспортном комплексе; транспортно-логистическое обеспечение развития транспортного комплекса, экономика и менеджмент транспортных предприятий и бизнес-систем; строительство, ремонт и эксплуатация автомобильных дорог, аэродромов, уникальных зданий и сооружений.
Во-вторых, для формирования мотивацион-ных механизмов, обеспечивающих успешный выбор и реализацию приоритетов разного масштаба и стадий инновационного цикла с учетом взаимосвязи интересов государства и бизнеса основополагающую роль играет использование проектного подхода, ориентированного на результат. При этом предоставление на конкурсной основе поддержки кластерным проектам должно оказываться вне зависимости от принадлежности участвующих в их реализации предприятий к тому или иному кластеру.
Возможность получения доступа к механизмам поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий - участников кластера и рост эффективности их взаимодействия, должна учитываться при разработке стратегий развития кластера. Механизмы поддержки кластерных проектов должны обеспечивать получение сбалансированных соотношений общественных и коммерческих выгод. Предоставление на конкурс-
ной основе грантов (субсидий) для софинан-сирования по приоритетным направлениям инновационной деятельности предприятий создаст дополнительные стимулы для реализации более крупных комплексных инновационных проектов и расширению взаимодействия компаний с научными и научно-образовательными организациями.
В-третьих, требуется стимулирование инновационной активности предприятий кластера Омской области: кооперации бизнеса и исследовательских структур; развития внутрифирменной науки, обеспечение доступа компаний к уникальному исследовательскому оборудованию, к услугам по испытанию и сертификации принципиально новой продукции; инвестиционного процесса инновационной деятельности предприятий.
Кластерная политика Омской области в транспортной сфере предполагает осуществление финансовой и имущественной поддержки.
Необходимым условием решения стратегически значимых задач, связанных с формированием транспортного кластера инновационного типа, а также с осуществлением мо-дернизационных изменений в транспортной отрасли региона в целом, является создание современной системы профессионального непрерывного образования, способной адекватно реагировать на инновационные изменения в экономике и запросы рынка. В связи с этим важным становится модернизация данной системы, обеспечивающая углубление кооперационных связей всех организаций начального, среднего и высшего профессионального образования. Интеграция их деятельности позволит рационально использовать материально-технические и кадровые ресурсы, успешно решать задачи внедрения эффективных образовательных программ и методов обучения.
Функции интегрирующего и координирующего центра в создании системы профессиональной подготовки специалистов, повышение их квалификации и профессиональной переподготовки кадров, обеспечивающей своевременное и эффективное развитие конкурентных преимуществ бизнес-структур транспортной отрасли, способна выполнять Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), которая обладает необходимым кадровым и учебно-методическим потенциалом, позволяющим успешно генерировать и транслировать инновации в сфере профессионального образования.
Создание инновационной и практико-ориентированной системы профессионального и непрерывного образования предполагает оп-
ределение потребности в специалистах осуществляется на основании мониторинга рынка труда в строительном комплексе, а также в соответствии с потребностями развития транспортного рынка региона. Функции по обеспечению непосредственных связей между работодателями и потенциальными работниками, а также обеспечению характера подготовки, соответствующего практическим потребностям сферы строительства, осуществляются через Информационно-аналитический координационный центр. Информационно-аналитический координационный центр ведет информационную базу кадров, разрабатывает рекомендации по количеству и категориям специалистов для предприятий, занимается вопросами профориентации и трудоустройства.
Развитие международного сотрудничества должно осуществляться с целью интеграции транспортного комплекса региона в международный рынок, заимствование опыта зарубежных стран в области транспорта, а также в сфере подготовки специалистов.
Заключение
Важнейшим условием формирования благоприятной бизнес-среды в Омском регионе и активизации инвестиционных процессов, а также повышения качества жизни населения и привлекательности территории является формирование транспортного кластера. Необходимость разработки проблем его формирования обусловлена повышением роли транспортной отрасли в социально-экономическом развитии области, углублением международного сотрудничества, потребностью внедрения современных инновационных технологий в деятельности транспортных предприятий, эффективных форм и методов организации работы транспорта. Формирование и развитие транспортного кластера позволит получить стратегически значимые конкурентные преимущества, экономические, технологические, социальные и экологические эффекты.
Создание и развитие транспортного кластера в регионе будет способствовать удовлетворению потребностей социальной и производственной сфер в транспортных услугах требуемого качества на основе использования новейших технологий, обеспечивающих ресурсо-эффективность, экологичность и безопасность, конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках. Совокупный синергетический эффект от работы предприятий в кластере заключается в повышении производительности и улучшении качества транспортной системы, усилении конкурентных преимуществ транспортной отрасли и экономики региона в целом,
что положительно сказывается на качестве жизни населения.
Библиографический список
1. Бирюков В. В. Инновации и формирование конкурентных преимуществ автотранспортного предприятия / В. В. Бирюков // Вестник СибАДИ.-2011.- №4.-С. 64-67.
2. Боуш Г. Д. Бизнес-кластеры: теория и методология выявления структурного устройства / Г. Д. Боуш // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2011. - № 6.
3. Кирничный В. Ю. Приоритеты и механизм модернизации автомобильно-дорожного комплекса / В. Ю. Кирничный // Вестник СибАДИ.- 2011.- № 4. - С. 58-61.
4. Кирничный В. Ю. Национальная транспортная система: тенденции и факторы развития в современных условиях / В. Ю. Кирничный // Вестник СибАДИ .- 2012.- №2 (24). - C. 102- 106.
5. Хаирова С. М. Использование концепций логистики и инновационного подхода в управлении при формировании региональной транспортной системы / С. М. Хаирова // Вестник СибАДИ.-2011.- № 4 (22). - C. 85-88.
FACTORS AND MECHANISMS OF FORMATION OF TRANSPORT CLUSTER IN THE OMSK REGION
Kirnichny Vladimir Y.
The article deals with the need to factor conditions and the creation of transport cluster in the Omsk region, showing up the goals and objectives of its creation, and provides mechanisms for the formation and future direction of the work of the regional transport cluster.
Keywords: transport cluster, innovation, mechanisms of formation, innovation infrastructure.
Bibliographic list
1. Birykov V. V. Innovations and formation of competitive advantages of the motor transportation enterprise / V. V. Biryukov / / Vestnik SibADI. - 2011. -№ 4. - P.64-67.
2. Boush G. D. Business clusters: theory and methodology for identifying structural unit / G. D. Boush / / Proceedings of the St. Petersburg University of Economics and Finance. - 2011. - № 6.
3. Kirnichny V. Y. Priorities and mechanism of modernization of automobile and highway complex / V. Y. Kirnichny / / Vestnik SibADI. - 2011. - № 4. - P. 58- 61.
4. Kirnichny V. Y. National transportation system development trends and factors in modern conditions / VY Kirnichny / / Vestnik SibADI SibADI. - 2012. - № 2 (24). - P. 102-106.
5. Khairova S. M. The usage of logistics' idea and innovative approach in management during the formation of regional transport-logistic system / S. M. Khairova / / Vestnik SibADI SibADI. - 2011. - № 4 (22). -P. 85-88.
Кирничный Владимир Юрьевич - доктор экономических наук, профессор, ректор Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.
Основные направления научных исследований: организация и технология строительства.
УДК 65.0
ВЛИЯНИЕ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
А. Б. Крутик, А. Е. Миллер
Аннотация. В статье исследуются теоретические и методические вопросы обеспечения экономической безопасности страны посредством уточнения курса модернизационных процессов.
Ключевые слова: экономическая безопасность, модернизационный курс, человеческий потенциал, предпринимательство, система бизнес-образования.
Введение
Необходимость определения основных путей решения проблем в области обеспечения экономической безопасности диктуется условиями перехода и вхождения в процесс развития международного сообщества в целом. Безопасность как состояние объекта является неотъемлемым атрибутом общества в любой его исторический период. Разница лишь в том, что при первобытно-общинном строе имели место одни угрозы здоровью и жизни людей, в средние века — другие, в настоящее время
— третьи. Изменяются только характер угроз, но само стремление к безопасности, к максимально долгому состоянию и ощущению защищенности остается неизменным, а, начиная с конца 20 века, оно с каждым годом увеличивается многократно.
Эта проблема особенно обостряется в условиях системного кризиса, охватившего отечественную социально-экономическую сферу. Прорывом в проблеме общей безопасности стало учение А. Богданова об условиях и факторах обеспечения равновесности систем, и, прежде всего, социальной, ибо вне этого состояния невозможно существование самой системы. Высшая форма организованности (защищенности) — «триединая организация
- вещей, людей и идей». Нарушение равновесности системы может привести к ее негативному или позитивному изменению. Первое означает разрушение, второе — ее развитие. Именно этим определяется степень безопасности состояния социальной системы [4].
Цель исследования заключается в обосновании и разработке научно-практических рекомендаций по модернизации
экономической деятельности в приоритетных для страны направлениях для обеспечения экономической безопасности страны.
К основным научным результатам, вносящим существенный вклад в развитие теории модернизационных процессов, относятся следующие:
- на основе исследования состояния и тенденций развития социально-экономических процессов в их взаимосвязи с экономической безопасностью страны выделены два приоритетных направления модернизации: образование и бизнес;
- в целях реализации модернизационного курса предложен новый подход к обеспечению экономической безопасности страны посредством изменения направленности развития системы образование-бизнес и выделены новые технологии в системе бизнес-образования, способствующие обеспечению экономической безопасности страны.
Теоретическое исследование.
С точки зрения экономической науки под экономической безопасностью следует понимать преодоление экономической неопределенности относительно
существующих в обществе потенциальных и реальных угроз посредством установления контроля над экономическим пространством и наличия возможностей, условий и средств для отражения этих угроз. Возникает закономерный вопрос, а удалось ли в стране экономически обезопасить хоть какую-либо отрасль или аспект социально-экономических отношений?
Ни в сфере услуг, ни в сфере производства структурных реформ так до сих пор и не производится. Наличие всевозможных субсидий в социальных отраслях приводит к отсутствию стимулов