Гражданское общество
Факторы и эффективность политического участия граждан в условиях демократизации современной России
М.В. Гурылина
Одним из важнейших исходных условий перехода к демократическому обществу в условиях реформирования российской политической системы принято считать широкомасштабное гражданское и политическое участие, которое основывается на признании конституционного права каждого гражданина в демократическом обществе на политическую свободу и равные права. При этом предполагается, что интересы всех слоев общества могут быть представлены в политическом процессе.
Такое понимание политического участия исходит из представления о том, что посредством участия объекты управления могут заставить властные структуры считаться со своими интересами. Политическое участие может быть определено как «действия, предпринимаемые членами социально-политической общности на индивидуальной или групповой основе с целью оказать влияние на процесс формулировки или принятия политических решений, осуществление государственной политики или выбор политических деятелей на любом уровне власти — местном, региональном, общенациональном»1. Надо отметить, что результаты политического участия могут быть как позитивными, так и негативными: нередко, справедливое волеизъявление народа приводит к непредсказуемым последствиям (например, избрание Гитлера, «арабская весна», марши в поддержку Б. Ельцина); или, наоборот, могут быть «не замечены» многотысячные демонстрации (например, полуторамиллионная демонстрация против однополых браков).
Политическое участие есть специфическая составляющая участия гражданского, под которым подразумевается «адаптивная публичная активность, связанная с реализацией универсальных прав и свобод и соответствующих компетенций: знаний, умений, поведенческих навыков и способностей, обеспечивающая (как правило, в сотрудничестве с другими индивидами) достижение
1 Грачев М.Н. Политическое участие // Зарубежная политология: словарь-справочник. М.: Социально-политический журнал, Независимый открытый университет, 1998. С. 239.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
69
Гражданское общество
индивидуальных, групповых и общественных целей в существующих институциональных условиях»2.
Идея участия предполагает «включение или вовлечение управляемых в управление — управление общественными делами, а также, насколько это возможно, государственными делами»3. Суть подобного включения индивида в политические отношения заключается в децентрализации и перераспределении политической власти. Проявляясь в ключевых формах политического процесса — на выборах, при формировании органов государственной власти, — политическое участие обеспечивает, таким образом, ротацию политической элиты и сохранение социальной стабильности общества4.
Одной из функций политического участия является согласование целей, ставших приоритетными для правящего режима, сформированного при вышеуказанном политическом участии «управляемых», и целей, которые ставят перед собой различные группы населения на основе собственных частных интересов или вследствие своего видения общественных интересов5. Причем эти цели могут вступать в противоречие с интересами других групп и всего общества. Задача согласования целей осуществляется через институты представительной демократии, независимые средства массовой информации, а также через другие каналы политической коммуникации.
От степени зрелости политической системы и развитости гражданского общества (в том числе от общественных объединений, движений, ассоциаций, политических партий, выступающих в качестве субъектов политического процесса, влияющих на политику государства) целиком зависит эффективность политического и гражданского участия. Субъекты политического процесса выполняют свои политические роли в зависимости от уровня политической вовлеченности, от их собственных мотивов, интересов, а также ресурсов, которыми они обладают.
Факторы политического участия граждан
Для достижения поставленных целей из всего многообразия форм политического участия люди выбирают наиболее подходящие, согласующиеся с их ценностно-нормативным комплексом и правилами политической системы страны. Степень и характер включения личности в политическую жизнь определяется в первую очередь факторами участия. Выявление факторов политического учас-
2 Патрушев С.В. Гражданская активность и институциональные проблемы политического порядка в России // V Всероссийский конгресс политологов «Изменения в политике и политика изменений: стратегии, институты, акторы». Электронный сборник докладов. М., 2009. С. 9.
3 Апресян Р.Г. Гражданское общество: участие и ответственность // Гражданское участие: ответственность, сообщество, власть. Неконцептуальный сборник / под ред. Р.Г. Апресяна. М.: Аслан, 1997. С. 31.
4 См.: Кравцова А.В. Политическое участие в условиях демократизации российского общества: ав-тореф. дисс. ... канд. полит. наук. Ставрополь, 2008.
5 См.: Рукавишников В., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. М., 1998. С. 111.
70
Выпуск 1 2015
М.В. Гурылина
тия имеет огромное значение для толкования его природы в целом и места и роли личности в политике в частности.
Факторы политического участия граждан — это причины, движущие силы данного процесса, определяющие его характер или отдельные его черты, а также оказывающие воздействие на его результат. В политологической науке принято выделять три основных концептуальных подхода, объясняющих природу политического участия влиянием различных факторов: социологический (в котором определяющим фактором является социальная структура и место индивида в ней), социально-психологический (в котором политическое участие осуществляется на основании политической идентификации индивида) и рациональноинструментальный (где основополагающим фактором политического участия индивида становятся его личные интересы)6. При этом в большинстве случаев эти группы факторов не действуют изолированно. В самом общем виде факторы политического участия реализуются с помощью «принуждения, которое опирается на действие внешних по отношению к индивиду сил, в том числе на разумность власти и ограниченность необходимых для самостоятельного участия в политике свойств индивида (Т. Гоббс), а также интереса, который, напротив, ориентируется на внутренние структуры действия индивида и сложную структуру личности (А. Смит, Г. Спенсер)»7.
В связи с вышесказанным к факторам, влияющим на политическое участие индивида можно отнести:
- политико-культурные традиции общества, сложившийся тип политического сознания граждан, исторические образцы политического поведения и участия граждан, что связано с возникновением определенного рода препятствий (например, отсутствие демократического опыта политического развития);
- характер политического режима и степень идеологической мобилизации граждан;
- социально-имущественные барьеры, существующие в обществе (групповые привилегии, образовательные, экономические, национально-этнические и другого рода цензы);
- социальную напряженность, связанную в первую очередь с экономической и политической нестабильностью государства;
- распространение публичной информации правящими кругами, доступ индивида к информации.
Кроме того, можно выделить предпосылки социального, политического и психологического рода, которые формируют систему мотивации личности, вызывающую ориентированное на достижение цели поведение (политическое участие):
- социально-демографические, национально-этнические, а также географические условия (семья, трудовой коллектив, место жительства, инфраструктура);
- социальный статус индивида — место, занимаемое индивидом в социальной иерархии (престиж профессии, уровень образования, классовая принадлеж-
6 См.: Голосов Г.В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов // Полис. М., 1997. № 5. С. 44-56.
7 Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2000. С. 121.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
71
Гражданское общество
ность, членство в политико-государственной иерархии, доступ к информации). Со статусом связаны в первую очередь шансы эффективного политического участия и возможность влияния на принятие политических решений;
- совокупность социальных и социально-политических ролей (избиратель, избираемый, лидер, оппозиционер, партийный функционер и т. д.), выполняемых индивидом, их социальная значимость;
- политические, социальные, гражданские, а также экономические интересы индивида, их связь и гармонизация с потребностями группы, общенациональными интересами;
- степень и масштабы активности индивида, т. е. реализация социально-политических возможностей, связанных с выполняемыми им социально-политическими ролями. Формы проявления этой активности и ее эффективность;
- умения и навыки, а также ряд психологических качеств, которыми обладает личность. Состояние и степень развитости политического сознания и политической культуры личности.
Политические традиции общества как фактор политического участия
В значительной степени на формирование политического участия оказывают влияние сложившийся тип политического сознания и степень идеологической мобилизации. Политическое сознание формируют чувства и стремления людей, их представления и взгляды, в первую очередь относительно явлений политической реальности, а также привычки и традиции, сложившиеся в данном обществе. Степень идеологической мобилизации включает в себя идейную консолидацию членов общества, а также формирование у граждан определенного типа мировоззрения. Прививая определенные модели поведения и участия, властные структуры способны влиять на формирование политического сознания граждан, обеспечивая тем самым стабильное функционирование общества.
Характер политического режима, политические традиции общества, географическое положение страны, размер территории, численность населения, развитость коммуникаций и ряд других факторов оказывают влияние на формирование возможного сочетания различных видов политического участия.
В условиях демократии политическое участие становится всеобщим, равноправным, инициативным и действенным. Оно выступает для граждан как средство достижения поставленных целей и реализации своих интересов и потребностей, в том числе потребностей в самовыражении, а также в формировании чувства гражданственности. Подобное участие обеспечивается посредством соответствующих норм и процедур, а также социально-политических институтов, в совокупности составляющих основы демократического государства.
В условиях авторитаризма политическое участие, по мнению некоторых авторов, осуществляется «на мобилизационной основе, без действительного осознания участниками их социальных и политических интересов»8. С этим слож-
8 Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995. С. 141.
72
Выпуск 1 2015
М.В. Гурылина
но согласиться, так как общество неоднородно и степень осознания зависит не от политического режима, а от грамотности и информированности населения. Кроме того, несмотря на то что артикуляцию и агрегацию интересов за общество осуществляет правящая элита страны, не всегда ее интересы противоположны интересам народа. Скорее всего, именно это и позволяет авторитарным режимам существовать длительное время. Однако, если отсутствуют необходимые институты, участие масс в политике может оказать дестабилизирующее воздействие на политическую жизнь общества.
В условиях тоталитаризма участие в политическом процессе проявляется прежде всего в массовых ритуальных действиях поддержки правящего режима. Все формы проявления политического протеста, неповиновения и несогласия и любой другой несанкционированной политической активности в тоталитарном государстве запрещены. Однако при реально минимальной возможности участия граждан в политической жизни страны создается феномен всеобщего гражданского участия за счет активной включенности граждан в жизнь общественную.
Становление демократических принципов в поставторитарных государствах — это «своего рода восходящий процесс — от “минимального” процедурного уровня, когда учреждены формально демократические институты и процедуры, до уровня “максимального”, структурного и многофакторного, предполагающего утверждение демократии по целому комплексу измерений — от поведенческого и ценностного до социально-экономического и меж-дународного»9. Примером такого рода может служить трансформация правящего режима на Украине под воздействием массового политического участия.
Демократический транзит, согласно концепции Х. Линца и А. Степана, подразумевает проведение глубоких преобразований, в первую очередь на поведенческом, ценностном и конституционном уровнях10 11. Именно поэтому можно говорить о том, что демократический порядок в значительной степени основывается на сотрудничестве ответственных граждан (здесь крайне важным становится определение гражданской и политической ответственности), их гражданском и политическом участии, их включенности в политические процессы страны.
Однако «в современном обществе с его анонимностью и господством индивидуалистических установок трудно ожидать от граждан такого же уровня солидарности и взаимной поддержки, как в обществах традиционного типа»11. В связи с этим следует сместить акцент исследования в область ценностных установок граждан, поскольку ценности как важнейший объект человеческой культуры являются основой активности индивида, в том числе и политического участия. Это побудило ряд политологов и социологов (Г.А. Алмонд, С. Верба, Р. Даль, Р. Инглхарт и др.) к изучению таких предпосылок демократизации, как гражданская политическая культура.
9 Мельвиль А.Ю. Демократические транзиты // Политология: Лексикон / под ред. А.И. Соловьева. М., 2007. С. 125.
10 См.: там же. С. 125-126.
11 Аналитический доклад Института социологии РАН: «Дифференциация гражданских и политических практик в России: институциональная перспектива». М., 2013. С. 9.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
73
Гражданское общество
Сложившийся тип политической культуры как фактор политического участия граждан
Термин «политическая культура» предполагает совокупность политических установок, ориентаций по отношению к политической системе, представлений относительно роли личности в политическом процессе, а также интернализацию аспектов политической системы в знаниях и оценках ее членов12. Исследование политической культуры представляет большую значимость для изучения политических процессов, особенностей функционирования политических систем. Это актуально для государств, в которых осуществляются модернизацион-ные процессы, поскольку политическая культура формирует установки субъектов политического процесса, способствует выбору определенных способов политического и гражданского участия.
Новая мировая политическая культура (как это было отмечено еще в XX столетии классиками политологической мысли Г.А. Алмондом и C. Вербой) будет политической культурой участия13. Во всем мире становятся заметными схожие тенденции: при росте активности граждан все меньшей становится их реальная значимость в политическом процессе. К тому же остаются вопросы относительно того, какие формы примет это возрастающее политическое участие, не нанесет ли оно урон политической стабильности общества и т. д.
Существуют две основные модели современного «государства участия», как это было отмечено Г.А. Алмондом и С. Вербой: демократическая и тоталитарная. Демократическое государство дает возможность (хотя нередко только формальную) рядовому гражданину влиять на принятие политических решений, в тоталитарном же государстве гражданин исполняет роль участвующего подданного. При этом формальные институты демократии (выборы, партийная система и т. д.) будут присущи обеим моделям. Но в демократической модели государства участия требуется не только их институциональное закрепление, но и реальное функционирование. Таким образом, сложившиеся политикокультурные традиции общества будут влиять на интенсивность и характер политического участия.
Социальная напряженность как фактор политического участия
Другим существенным фактором политического участия граждан является социальная напряженность, которая в определенных пределах связана с ситуацией, сложившейся в сфере национальной экономики, и с механизмами взаимодействия власти и общества. Социальная стабильность зависит в первую очередь от того, насколько своевременно учитываются и разрешаются социально-экономические, политико-правовые и другие противоречия, затрагивающие жизненно важные интересы и потребности как личности, так и всего общества
12 См.: Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура. Подход к изучению политической культуры (I) // Полития. 2010. № 2 (57). С. 131-132.
13 См.: там же. С. 124.
74
Выпуск 1 2015
М.В. Гурылина
и государства. Уровень социальной напряженности определяют: степень недовольства населения и форма его проявления (эмоциональные оценки, экономические и политические требования); авторитет власти и эффективность ее функционирования; отсутствие в обществе равенства возможностей в защите и реализации своих прав; влияние средств массовой информации; степень консолидации оппозиционного движения (наличие программы действий, выдвижение единого лидера). Социальная напряженность проявляется прежде всего на социально-психологическом и поведенческом уровнях. Выделяют следующие индикаторы данного явления:
- распространение настроений неудовлетворенности существующей ситуацией в той или иной жизненно важной сфере жизнедеятельности общества;
- снижение авторитета власти и власти авторитета, утрата доверия к органам власти;
- ощущение опасности как в обществе в целом, так и в отдельной территориальной общности, возникновение атмосферы массового беспокойства, эмоционального возбуждения, широкое хождение приобретают пессимистические оценки будущего, всевозможные слухи;
- на поведенческом уровне социальная напряженность проявляется в стихийных массовых действиях (ажиотажный спрос, скупка товаров и продуктов питания с целью создания запасов «на черный день» и т. д.), в вынужденной и добровольной миграции в другие регионы и за границу, а также в таких формах гражданского неповиновения и протеста как митинги, демонстрации, забастовки, различные конфликты14.
Важными причинами, обуславливающими социальную напряженность, являются низкий уровень жизни (соотношение между ценами на продукты питания, товары потребления и услуги, с одной стороны, и размерами доходов населения — с другой), а также высокий уровень неравенства доходов.
Степень социальной ущемленности тех или иных групп граждан — ограниченность в правах и действиях (в том числе и политических) — также оказывает влияние на формирование социальной напряженности, что, в свою очередь, может привести к всплеску политического участия и дестабилизации социальной и политической сфер жизнедеятельности общества. И это может быть связано непосредственно с низким уровнем политического участия, с отсутствием обратной связи между властью и обществом.
Эффективность политического участия
На этапе формирования политической системы посредством политического участия происходит исходная артикуляция и агрегация интересов различных социальных групп. Последующая реакция политической системы на запросы внешней среды способствует осуществлению политического участия и в процессе реализации политики (в форме поддержки или выступлений против принятых политических решений и контроля за их выполнением). Эффектив-
14 См.: Голованов А.В. Особенности, индикаторы и мониторинг социальной напряженности общества переходного периода в регионе // Регионология. 2008. № 3 // http://regionsar.ru/node/153/.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
75
Гражданское общество
ность политического участия может оцениваться по степени реализации его предназначения и по достижению целей политических акторов. Таким образом, критериями эффективности политического участия становятся степень развития гражданского общества, поддержание в нем реальных демократических основ, которые актуализируются в гражданской активности, направленной на защиту собственных интересов, с одной стороны, и в предоставленной государством правовой возможности оказывать влияние на принятие политических решений — с другой.
Задачей российской политической модернизации становится создание политической системы, основанной на политическом плюрализме и конкуренции, которая была бы способна представлять интересы различных социальных групп, согласовывать их политическую активность и формировать каналы мобилизации для участия граждан в преобразованиях.
Демократизация и политическое участие в России
В странах с переходной экономикой условия для эффективного взаимодействия политической системы и общества должно обеспечивать государство. И это зависит в первую очередь от политики правящей элиты по созданию системы согласования политических и гражданских интересов различных общественных групп (как уже отмечалось выше), а также по содействию развитию и укреплению позиций среднего класса как социальной базы демократии, ликвидации отчуждения между обществом и властью. В то же время для эффективного взаимодействия политической системы и общества необходимо, чтобы они шли навстречу друг другу.
На современном этапе становления российской политической системы наши граждане настороженно относятся к политическим институтам и к власти как таковой. На этом фоне закономерным выглядит уменьшение их интереса к политическим действиям (2011 г. — 61%, 2012 г. — 63%, 2013 г. — 54%)15. «Если раньше свою низкую степень вовлеченности в эту сферу жизни респонденты объясняли представлениями о бесполезности участия и недостаточной квалификации, то сегодня главный аргумент — отсутствие интереса к общественно-политической жизни»16. Большинство россиян по-прежнему считают политику «грязным делом», что выражается в уклонении от политического участия, в политической апатии, т. е. в абсентеизме.
Почему российские граждане столь неактивны не только в политической, но и в общественной жизни страны? Как полагают зарубежные эксперты, «российское общество представляет собой скорее общество индивидуализированное или даже атомизированное»17. Это связано и с социокультурной традицией
15 См.: Политическая жизнь страны: оценка и участие // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2269. 03.04.2013 // http://wdom.ru/mdex.php?id=459&uid=113813/.
16 Массовое политическое участие в России: только выборы или что-то еще? // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1728. 11.04.2011 // http://wdom.ru/mdex.php?id=459&uid=111514 /.
17 Ланг С., Хэртель А., Бюрш М. Гражданское общество и гражданская активность в России // Internationale Politik. Германия, 2010. С. 9.
76
Выпуск 1 2015
М.В. Гурылина
политического участия россиян, складывающейся на протяжении длительного времени и устойчиво проявляющейся в современности.
Социологи считают, что утверждение демократического общественного порядка, справедливого и эффективного, «проходит через свободное и легальное гражданское действие, легитимирующее политическую власть и политическое изменение»18. По мнению ряда политологов, демократический строй сохраняется и развивается благодаря активному участию населения в гражданских делах, высокому уровню информированности о происходящих в обществе событиях и широкому распространению чувства гражданской ответственности19.
Идеальное развитое гражданское общество, основанное на всеобщем политическом и гражданском участии, пока недостижимая цель для большинства стран. А современные российские реалии характеризуются сложным процессом трансформации и транзита демократических ценностей. При этом необходимо понимать, что изменение основ политической системы невозможно без учета исторически сложившихся культурных, социальных и политических традиций страны.
Список используемых источников
1. Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура. Подход к изучению политической культуры (I) // Полития. 2010. № 2 (57).
2. Аналитический доклад Института социологии РАН: «Дифференциация гражданских и политических практик в России: институциональная перспектива». М., 2013.
3. Апресян Р.Г. Гражданское общество: участие и ответственность // Гражданское участие: ответственность, сообщество, власть. Неконцептуальный сборник / под ред. Р.Г. Апресяна. М.: Аслан, 1997.
4. Голованов А.В. Особенности, индикаторы и мониторинг социальной напряженности общества переходного периода в регионе // Регионология. 2008. № 3 // http:// regionsar.ru/node/153/.
5. Голосов Г.В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов // Полис. М., 1997. №5.
6. Грачев М.Н. Политическое участие // Зарубежная политология: Словарь-справочник / под ред. А.В. Миронова, П.А. Цыганкова. М.: Социально-политический журнал, Независимый открытый университет, 1998.
7. Кравцова А.В. Политическое участие в условиях демократизации российского общества: автореф. дисс. ... канд. полит. наук. Ставрополь, 2008.
8. Ланг С., Хэртель А., Бюрш М. Гражданское общество и гражданская активность в России // Internationale Politik. Германия, 2010.
9. Массовое политическое участие в России: только выборы или что-то еще? // Прессвыпуск ВЦИОМ №1728. 11.04.2011 // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111514/.
18 Аналитический доклад Института социологии РАН: «Дифференциация гражданских и политических практик в России: институциональная перспектива». М., 2013. С. 36.
19 См.: Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура. Подход к изучению политической культуры (I) // Полития. 2010. № 2 (57). С. 129.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
77
Гражданское общество
10. Мельвиль А.Ю. Демократические транзиты // Политология: Лексикон / под ред. А.И. Соловьева. М., 2007.
11. Патрушев С.В. Гражданская активность и институциональные проблемы политического порядка в России // V Всероссийский конгресс политологов «Изменения в политике и политика изменений: стратегии, институты, акторы». Электронный сборник докладов. М., 2009.
12. Политическая жизнь страны: оценка и участие // Пресс-выпуск ВЦИОМ №2269. 03.04.2013 // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113813/.
13. Рукавишников В., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. М., 1998.
14. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2000.
15. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995.
78
Выпуск 1 2015