5. Немировский, Е.Л. Изобретение Иоганна Гутенберга. Из истории книгопечатания. Технические аспекты. - М., 2000.
6. Поляков, В.В. Европейская тиражная графика от Гойи до Пикассо. - М., 2002.
7. Художественно-педагогический словарь / сост. Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова, М.С. Тарасова, Т.Д. Пронина. - М., 2005.
Bibliography
1. Analiz i interpretaciya proizvedeniya iskusstva: uch. posobie / N.A. Yakovleva, E.B. Mozgovaya, T.P Chagovec; pod red. N. Yakovlevoyj. -M., 2005.
2. Parihgin, A.B. Shelkografiya kak iskusstvo: monografiya. - SPb., 2009.
3. Parihgin, A.B. Iskusstvo shelkografii. KhKh vek: monografiya. - SPb., 2010
4. Flekelj, M.I. Ot Markantonio Rayjmondi do Ostroumovoyj-Lebedevoyj. Ocherki po istorii i tekhnike reprodukcionnoyj gravyurih. - M., 1987.
5. Nemirovskiyj, E.L. Izobretenie loganna Gutenberga. Iz istorii knigopechataniya. Tekhnicheskie aspektih. - M., 2000.
6. Polyakov, V.V. Evropeyjskaya tirazhnaya grafika ot Goyji do Pikasso. - M., 2002.
7. Khudozhestvenno-pedagogicheskiyj slovarj / sost. N.K. Shabanov, O.P. Shabanova, M.S. Tarasova, T.D. Pronina. - M., 2005.
Статья поступила в редакцию 10.01.12
УДК 004.43:75
Nehvjadovich L.I. FACTORS OF FORMATION OF STYLISTIC FEATURES LANDSCAPE PAINTING OF ALTAI SECOND HALF OF XX-TH CENTURY. In article factors of formation of stylistic features of landscape painting of Altai of second half of XX-th century are considered; the thematic typology is described, means of art expressiveness are allocated.
Key words: landscape painting, natural, ethnocultural factors, stylistic features, thematic typology, means of art expressiveness, tradition.
Л.И. Нехвядович, канд. искусствоведения, доц. каф. теории искусства и культурорлогии ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», г. Барнаул, E-mail: lar.nex @yandex.ru
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ АЛТАЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
В статье рассматриваются факторы формирования стилистических особенностей пейзажной живописи Алтая второй половины XX века; описывается тематическая типология, выделяются средства художественной выразительности.
Ключевые слова: пейзажная живопись, природные, этнокультурные факторы, стилистические особенности, тематическая типология, средства художественной выразительности, традиция.
Своеобразие художественно-образной системы станковой живописи Алтая определяется историческими условиями формирования этнической ментальности, природными и социкуль-турными факторами, сложным переплетением мировоззренческих оснований художественных традиций, которые соединились в формально-содержательной и образной структуре произведений искусства. Понимание этих факторов во взаимодействии явится условием раскрытия самобытности искусства Алтая.
Во второй половине XX века в искусстве Алтая четко обозначилась тенденция решать творческие проблемы, вставшие перед мастерами всего отечественного искусства и в то же время, желание развивать свой алтайский стиль живописи [1]. Природа, этнос, язык, история, быт как составляющие национальной целостности нашли художественное отображение в жанровой системе станковой живописи Алтая. Характерной особенностью стало преимущественное развитие пейзажного жанра.
Алтай представляет собой уникальный территориальный культурно-природный комплекс, территория которого расположена в пределах степной, лесостепной, отчасти таежной природных зон на Западно-Сибирской равнине и в горах Южной Сибири. Этим в значительной мере определяется специфика тематической типологии алтайского пейзажа, внутри которой четко выделяются два основных тематических блока: пейзаж Горного Алтая и пейзаж равнинного Алтая. Особенности каждой природной зоны определяют своеобразие мотивов пейзажей. Так, характерными чертами территории равнинного Алтая являются степные и лесостепные ландшафты, главной рекой которых является р. Обь и разнообразные по составу озера. Отсюда закономерным является развитие в типологии равнинного пейзажа преимущественно степного, лесного, речного и озерного пейзажей. Салаирский кряж и горы Алтая входят в состав таежных ландшафтов, с сетью живописных рек и озер определяют типологию мотивов горного пейзажа, где преобладают мотивы с видами гор (с долинами на первом плане), рек, озер, водопадов, тайги. Особенности климата Алтая во многом определяют колорит произведений пейзажной живописи. Климатические условия Горного Алтая обладают многими своеобразными чертами, которые отличают эту область от примыкаю-
щих с запада равнин. Над горами формируется собственный воздух. С подъемом в горы становится холоднее. Не случайно, поэтому, пейзажи Горного Алтая отличает общий холодный оттенок (за исключением летних пейзажей). Колорит равнинных пейзажей разнообразен, но все-таки можно отметить преобладание теплого, довольно густого колорита. Особенности регионального климата объясняют повышенный интерес алтайских художников к изображению именно переходных состояний природы в различное время года и суток.
Природные факторы не объясняют в полной мере стилистических особенностей пейзажа. Значение имеет то положение, в которое попадает Алтай в середине 1950-х годов. Процесс интенсивного хозяйственного региона отражается и на развитии художественной культуры Алтая. Сосредоточение здесь молодых художников, приехавших в край после окончания ведущих вузов и училищ страны, сразу же выделяет алтайское искусство в особый активно развивающий регион отечественного искусства. Сложение самобытного коллектива художников знаменует важнейшую сторону творческого процесса того времени. Именно здесь складывается фундамент своеобразной художественной школы Алтая. Ее самобытность проявляется через деятельность самодеятельных живописцев, прошедших обучение в художественных студиях края (М.Я. Будкеев, В.П. Марченко, А.П. Фризен), выпускников Петербургской Академии художеств (Г.Ф. Борунов, В.Я. Курзин), Московского художественного института им. В.И. Сурикова (Н.П. Иванов), Харьковского государственного художественного инститтута (С.И. Чернов), Дальневосточного института искусств (А.П. Ботев, Ю.Е. Бралгин), художественных училищ Ленинграда (В.Ф. Добровольский), Урала (В.А. Зотеев), Алма-Аты (М.Ф. Жеребцов, П.Д. Джура), Ташкента (Ф.С. Торхов), Иркутска (В.Т. Федосов) и др. Особую роль в формировании художественного языка Алтая сыграли мастера прибалтийской национальной школы (Л.Р. Цесюлевич, И.Р Рудзите). Каждый из алтайских художников обладает яркой индивидуальностью, но при всей самобытности и своеобразии в большинстве произведений пейзажной живописи проступают общие стилистические черты.
Анализ произведений пейзажной живописи Алтая второй половины XX века позволяет выделить в структуре художествен-
ного образа два основополагающих принципа - реализм как метод познания и отражения жизни и красота как конечная цель изображения. Красота в концепции алтайских художников обладает общими признаками, характеризующими не только форму, но и содержание. Характерно в этом смысле высказывание художника М.Ф. Жеребцова: «Красоту я люблю, но не внешнюю, а чтобы зритель вживался в пейзаж, ходил по этим родным стежкам, тропинками, наслаждался перелесками, рощами, чтобы отзвучал сердцем на нашу природу, землю, полюбил ее» [2]. Средства художественной выразительности пейзажей позволяют отметить профессионализм в работе над художественной формой, связь с отечественными художественными традициями, восходящей через Г.И. Гуркина к И.И. Шишкину, И.И. Левитану, а через А.О. Никулина к К. Коровину, П.А. Петровичеву, то есть к тем русским живописцам, которые большое значение придавали работе с натуры. Это проявляется в пейзажах Д.Л. Комарова, А.Г. Вагина, Н.П. Иванова, Н.И. Сурикова, В.Я. Курзина, В.С. Кораблина, М.Ф. Жеребцова, Г.Ф. Машарова, В. Терещенко, М.Д. Ковешниковой, В.И. Голдырева, А.А. Танышева, М.Я. Будкеева, В.Т. Федосова, А.А. Югаткина, Г.Ф. Борунова, В.А. Зотеева и др.
Художественный язык произведений Ф.С. Торхова, Л.Р. Це-сюлевич, И.Р. Рудзте, С.И. Чернова, В.Ф. Добровольского, А.П. Фризена, А.В. Нижегородцева, В.Д. Запрудаева, Ю.Е. Брал-гина включает в себя в переработанном виде некоторые живописные и пластические приемы, свидетельствующие об обращении живописцев к совершенно определенным русским и западноевропейским художественным традициям. Особое отношение к пространству (соединение глубинности с плоскостностью), выявление конструктивности, экспрессивная энергия цветового пятна, а также цветовых модуляций, тяготение одних художников к цветовому лаконизму, а других к богатству насыщенного колорита, эмоциональная активность живописной техники и многое другое - все это связывает живопись этих художников, с одной стороны, с традициями русского искусства 1920-х годов, а с другой - с этнокультурными традициями. Таким образом, стилистические особенности пейзажной живописи Алтая связаны с характером отражения природы с учетом ее специфических особенностей - с одной стороны, а с другой - с использованием художественных традиций через взаимодействие с этнокультурой.
Сложение тематической типологии в пейзажной живописи Алтая прослеживается с начала ХХ века и впервые получает ясно выраженные черты в 1970-е годы в следующем типологическом подразделении: 1) Горный Алтай (небо, горы, степи, горные долины, реки, озера, водопады, камни, тайга, растительность); 2) равнинный Алтай (равнины, степи, реки (Обь и Барна-улка), лес, березовые рощи, одиноко растущие деревья, растительность, небесные пространства); 3)сельский и деревенский пейзаж и его окрестности; 4) во «второй среде» - индустриальная и архитектурно-городская тема. Наблюдая жизнь природы, с ее меняющейся по сезонам красотой, художники любят изображать осень, весну и пасмурную зиму - те состояния природы,
когда ее краски особенно многосложны, нюансированы. Летних пейзажей меньше: контрастность, яркость, определенность цвета, присущие лету, мало привлекают внимание живописцев.
На основе иконографического подхода можно выделить следующие композиционные приемы пейзажных изображений: 1) природа Горного Алтая: часть долины, цепь гор на горизонте и небо; 2) равнинный Алтай: в пропорциональном соотношении земля и небо; 3) целина: степь, часть вспаханной земли с машинной техникой и палатками целинников; 4) пейзаж «второй среды»: земля и асфальтовая дорога на переднем плане, архитектура или техническое сооружение на втором, небо на третьем. Подобный композиционный отбор каждой темы обогащается по масштабным доминантам какой-либо части. Однако в большинстве случаев художники стремятся изобразить все части с более или менее высокой степенью их гармонического равновесия.
Формообразование алтайского пейзажа имеет особый характер. Произведения художников отчетливо показывают, что из всего многообразия свойств природы они выбирают преимущественно те, которые связаны с состоянием времени года и суток, что формирует концепцию тональных отношений. Такое понимание цвета лежит в основе живописной системы русской реалистической школы. В творчестве художников Алтая это обусловлено не только школой, которую прошли мастера, но и отношением к этюду как принципиально необходимому методу в работе над живописным образом на пленэре. Однако в композиционных пейзажах цветонасыщенность часто усиливается с целью подчеркнуть смысловой акцент и повысить эмоциональное звучание образа. Для этого художники используют те возможности, которые дает декоративность. Во многих работах она имеет и другой аспект. Непосредственно опираясь на свою главную функцию (только что названную), декоративность демонстрирует вторжение в изображение интеллектуального начала, способствуя сложению такой системы живописной интерпретации природы, где господствует логическое обобщение. Живописная система таких пейзажей является своеобразным эмоциональным переживанием того или иного цвета, существующего в природе, и используется как символ определенного чувства или эмоционального состояния.
Таким образом, реалистическая художественная традиция во всем многообразии ее проявлений явилась одним из основных компонентов развития пейзажной живописи на Алтае во второй половине XX века. Художественный метод пейзажистов характеризуется направлен на поиск решения пластико-про-странственных и колористических проблем, подчиненных созданию гармонического художественного образа, где аспекты объективной передачи натуры и субъективного построения существуют в равновесии. Эти общие черты не исключают индивидуальных решений, отличающихся от общих тенденций. Общим результатом этого развития является появление в формально-содержательной и образной структуре алтайского пейзажа стилистических черт, которые обусловлены природными и социокультурными факторами, сложным переплетением мировоззренческих оснований художественных и этнокультурных традиций.
Библиографический список
1. Степанская Т.М. Русская художественная традиция в искусстве Сибири (конец ХХ-начало XXI в.): монография / Т.М. Степанская, Л.И. Нехвядович. - Барнаул, 2009.
2. Каталог юбилейной выставки: 50 лет со дня рождения, 30 лет творческой деятельности М.Ф. Жеребцова. - Барнаул, 1977.
Bibliography
1. Stepanskaya T.M. Russkaya khudozhestvennaya tradiciya v iskusstve Sibiri (konec XX-nachalo XXI v.): monografiya / T.M. Stepanskaya, L.I. Nekhvyadovich. - Barnaul, 2009.
2. Katalog yubileyjnoyj vihstavki: 50 let so dnya rozhdeniya, 30 let tvorcheskoyj deyateljnosti M.F. Zherebcova. - Barnaul, 1977.
Статья поступила в редакцию 10.01.12
УДК 7 Stepanskys T.M, Stepanskys E.V. MUSEUMS — KEEPERS REGION CULTURAL HERITAGE. In article forms museums the historical and cultural environment of region, the importance of the gumanitarno-estetiko-historical information for harmonious development of a society are considered.
Key words: ethnic sources, traditions, a museum, a memorable sign, «the person of culture», daily occurrence, gallery, dialogue, a humanization.