СОЦИОЛОГИЯ
УДК 316.7
Ю. В. Шафигуллина
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
Аннотация. Статья посвящена вопросу определения факторов, формирующих социальную ответственность студента современного вуза. На основе социологического исследования была предпринята попытка выявить зависимость между формированием ответственности студента и такими факторами, как отношение к учебе, отношения с родителями и преподавателями, материальная обеспеченность. Кратко обрисованы основные показатели развития социальной ответственности студенчества.
Ключевые слова: социальная ответственность, студенчество, отношение к учебе, взаимоотношения, материальная обеспеченность, показатели развития.
Abstract. The article is devoted to the question of identification of factors forming students’ social responsibility in modern higher education. According to our own sociological investigation we tried to display dependence between forming of students’ responsibility and such aspects as attitude towards education, interactions with parents and teachers and material security. We also attempted to outline the basic indicators of students’ social responsibility evolution.
Keywords: social responsibility, student community, attitude towards education, interactions, material security, indicators of evolution.
В условиях современного трансформирующегося российского общества наряду с возрастанием значимости научно-технической, социальноэкономической, социально-демографической составляющих большое значение имеет морально-нравственный компонент человеческой личности, повышение роли ответственности и компетентности во всех сферах жизнедеятельности общества. Эти качества формируются личностью еще в период обучения, особенно в процессе получения высшего образования. Поэтому современное образовательное пространство вуза должно стать той средой, которая не просто дает студентам знания, но и формирует ответственную личность.
В качестве методологической базы нашего исследования нами были взяты труды В. И. Добренькова, А. И. Кравченко [1], В. А. Ядова [2], Г. В. Осипова [3]. Кроме того, мы использовали работы современных российских специалистов, посвященные вопросам формирования личности и ее ответственности, ее типам и факторам проявления. Это работы Е. В. Золотухиной-Аболиной [4], А. П. Скрипника [5], К. Муздыбаева [6], Н. А. Промашковой [7],
Н. И. Рейнвальд [8] и других.
Итак, посмотрим, как трактуется рассматриваемое понятие в словарях русского языка.
Ответственность - «необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках».
Ответственный - «имеющий высоко развитое чувство долга, ревниво относящийся к своим обязанностям», «существенно важный, серьезный» [9].
Ответственный человек - человек «с высоко развитым сознанием собственного долга, проникнутый таким сознанием» [10].
Таким образом, ответственностью называется возлагаемое на кого-либо или взятое кем-то обязательство давать себе отчет в своих действиях и принимать на себя вину за их последствия. Ответственность в полной мере должна быть присуща и личности студента. Если рассматривать ответственность студента как определенную систему, то ее можно представить следующим образом:
Во-первых, студент выступает как субъект ответственного поведения.
Во-вторых, учеба студента и все компоненты, связанные с ней, включая основы научной деятельности, общественную работу, совмещение учебы с заработком, проживание в общежитии, складывающиеся в процессе учебы и во внеучебное время отношения студента со своими товарищами, преподавателями, куратором, выступают объектом студенческой ответственности.
В-третьих, инстанциями студенческой ответственности можно считать как самого студента, так и его родителей, друзей по группе, преподавателей, декана и т.д. Можно предположить, что студенты, имеющие теплые уважительные отношения с родителями, чувствуют перед ними большую ответственность, чем студенты, чьи отношения с родителями во многом утратили доверительный характер. Особенно это относится к иногородним студентам, которые почувствовали самостоятельность, - для них духовная связь с родителями особенно важна.
Ответственность перед авторитетными преподавателями, деканами, другими руководителями вуза чрезвычайно важна. Очень важным моментом является формирование у студента ответственности перед собой, именно этот вид ответственности заставляет человека работать по-настоящему добросовестно. По-другому ответственность перед собой можно назвать самоуважением (отличается от самолюбия).
Наблюдения также показывают, что в вопросах учебы и по некоторым другим параметрам девушки ведут себя более ответственно по сравнению с юношами, которым по природе свойственно идти на больший риск во всех сферах жизни, в том числе в учебе.
Взаимоотношения между всеми элементами ответственности проявляются в следующих формах:
Во-первых, студент объективно отвечает за свою учебу и адекватное поведение как в вузе, так и вне его стен.
Во-вторых, студент знает (это субъективный момент), что он несет ответственность за свое поведение: его знакомят с уставом вуза, с ним проводят профилактические беседы ответственные за воспитание и безопасность лица (начиная от проректора по воспитательной работе, декана, куратора, заканчивая врачами, психологами, представителями правоохранительных органов, инженером по охране труда).
В-третьих, в случае невыполнения возложенных на студента обязанностей он привлекается к ответственности и наказывается: его могут лишить стипендии, выселить из общежития, отчислить из института.
В-четвертых, самой благоприятной ситуацией является положение, при котором студент осознанно принял на себя ответственность и «несет ее».
При социологическом анализе ответственности студента вполне допустим учет такой психологической особенности личности, как принадлежность ее к интернальному или экстернальному типу. Не случайно преподаватели сталкиваются с ситуациями, когда вполне добросовестный студент не хочет брать на себя какое-либо дополнительное поручение (например, стать старостой), мотивируя это тем, что не справится с поставленной задачей (интер-нальный тип). В то же время довольно распространенным является такой тип студента, который с легкостью берется за многие дела: решает принять участие в олимпиаде, сделать доклад на конференции, однако на деле все его намерения выливаются в очень несерьезную форму (экстернальный тип). Обе крайности наносят ущерб обществу. Ведь наше рыночное общество - это общество риска, сознательно отказываться от рискованных ситуаций означает обрекать дело на застой. В то же время излишний авантюризм без оглядки на последствия может привести к катастрофе.
Вполне уместно применительно к студенческому коллективу говорить о таком явлении, как диффузия ответственности. Любой опытный руководитель вуза и любой опытный преподаватель знают, что в студенческой группе может сложиться ситуация, когда несколько нерадивых студентов отрицательно влияют на всю группу и даже в целом ответственные студенты резко снижают свои показатели. Но при этом ответственность за негативные результаты учебы как бы перераспределяется между всеми членами группы и уменьшается для каждого студента в отдельности. Поэтому воспитательные беседы и «внушения» декана, проведенные с группой в целом, как правило, почти не меняют ситуации. Гораздо более эффективными здесь будут индивидуальный подход к каждому студенту и, если нужно, индивидуальная его «проработка».
Ответственное поведение сопровождается чувством ответственности, которое может выступать как в негативной, так и в позитивной форме. Когда студент ощущает значимость своего реального благотворного влияния на положение дел, например в своей учебной деятельности, на ситуацию в группе или на факультете, то это и есть позитивная ответственность. Такой ответственностью часто отличаются председатели студенческих советов, студенческих профкомов, старосты групп.
Негативная форма ответственности студента - это чувство тревожности, неуверенности в себе. Чаще всего подобная негативная ответственность возникает у студентов-первокурсников, которые еще не адаптировались к новым условиям учебы в вузе. Негативная ответственность может проявляться в боязни плохо выступить на семинаре, не успеть написать в срок курсовую работу, не сделать контрольную работу и т.д. В этой негативной ответственности присутствует позитивный момент: именно первокурсники, как правило, редко опаздывают на занятия, не пропускают занятий без уважительных причин и т. д.
На наш взгляд, подлинная ответственность студента как его системное, интегральное качество включает в себя следующие элементы:
а) глубокие знания, соответствующие курсу обучения;
б) хорошую гуманитарную подготовку, эрудицию;
в) компетентность, т.е. наличие определенных навыков исследовательской и практической деятельности в своей будущей профессии в зависимости от курса обучения;
г) умение работать с людьми, находить общий язык с товарищами, способность к конструктивному диалогу и конструктивным компромиссам;
д) доброжелательность, которая проявляется в поведении в форме оказания помощи людям;
е) умение отстаивать свою позицию по защите не только собственных интересов, но, прежде всего, интересов дела.
Уровню реальной сформированности ответственности студента и ее проявления, а также факторам, влияющим на ее формирование, посвящено наше собственное социологическое исследование, проведенное в мае - июне 2009 г. В качестве гипотезы мы предположили, что основными факторами, повышающими ответственность студентов в вузе, являются:
1) поступление в институт по причине интереса к той специальности, которую студенты получат в вузе;
2) уважительные отношения с родителями, построенные на взаимопонимании;
3) положительное восприятие преподавателей, которые умеют вызвать интерес к своему предмету и уважительно относятся к студентам.
Дополнительно мы решили выяснить вопрос о том, влияет ли материальная обеспеченность или необеспеченность студентов на их отношение к учебе, ведь именно отношение к учебе является одним из важнейших проявлений ответственности.
Выборка составила 400 студентов из разных вузов Татарстана - Казанского финансово-экономического института, Казанского государственного университета, Камской государственной инженерно-экономической академии, Набережночелнинского филиала НОУ ВПО «Академия управления «ТИСБИ». В приблизительно равных количествах были взяты студенты
1-4-го курсов. Были опрошены 120 студентов 1-го курса, 120 студентов
2-го курса, 80 студентов 3-го курса и 80 студентов 4-го курса. Среди опрошенных были 280 девушек и 120 юношей. Анализ проводился отдельно по юношам и девушкам.
Получены следующие результаты исследования:
1. Обеспеченность студентов и их отношение к учебе.
Как мы видим, девушки, которые в своих ответах указали, что они стеснены в средствах, в основном учатся старательно: 29 % - в полную силу и 47 % старательно, но не надрываясь (рис.1).
а Учусь в полную силу % “ Учусь старательно, но не надрываюсь
“ Мне все дается легко
■ Учусь от случая к случаю “ Свой вариант
Рис. 1. Связь между обеспеченностью и усердием в учебе.
Мы стеснены в средствах. Девушки
47 %
Среди девушек, которые считают свою семью обеспеченной, учатся в полную силу 23 % и старательно, но не надрываясь, - 69 %. Примерно так же обстоят дела и с юношами. Среди тех, чьи семьи стеснены в средствах, 33 % учатся в полную силу и 37 % старательно, но не надрываясь (рис. 2). Среди обеспеченных юношей учатся в полную силу 30 %, а старательно, но не надрываясь, - 37 %.
5 % 2 %
23 %
33 %
37 %
п Учусь в полную силу п Учусь старательно, но не надрываюсь
н Мне все дается легко
■ Учусь от случая к случаю п Свой вариант
Рис. 2. Связь между обеспеченностью и усердием в учебе.
Мы стеснены в средствах. Юноши
Таким образом, мы можем сделать заключение, что тесной связи или прямой зависимости между отношением к учебе и обеспеченностью студентов не прослеживается. Разница состоит лишь в том, что среди обеспеченных студентов несколько больше тех, кто учится старательно, но не надрывается.
2. Зависимость между усердием в учебе и мотивами поступления в институт.
Интересны данные о наличии связи между отношением к учебе и тем, какими мотивами руководствовались студенты при поступлении в вуз. Оказалось, что среди тех девушек, которые поступили в институт по настоянию родителей, нет тех, кто бы сказал про себя, что учится в полную силу. Правда, 57 % отметили, что учатся старательно, но не надрываясь (рис. 3).
14 % 0 %
□ Учусь в полную силу
□ Учусь старательно, но не надрываясь
□ Мне все дается легко
29 % -----------—^ □ Учусь от случая к случаю
0 % 57 % ■ Свой вариант
Рис. 3. Взаимосвязь между усердием в учебе и мотивами поступления в вуз. Так захотели родители. Девушки
Среди юношей 22 % ответили, что учатся в полную силу и 28 % отметили свое старание без излишнего надрыва (рис. 4). Кстати, это выступает лишним подтверждением того положения, что авторитет родителей влияет на формирование ответственности.
Показательно, что девушки, которые поступили в институт, чтобы просто потянуть время, вообще не проявляют, по их словам, никакого рвения в учебе. 67 % из них ответили, что им все дается легко, а 33 % отметили, что учатся от случая к случаю.
Среди юношей 30 % ответили, что им все дается легко, а 37 % заявили, что учатся от случая к случаю. Это говорит о том, что отсутствие цели, интереса к учебе не может породить и ответственного к ней отношения.
28 %
22 %
0 %
22 %
□ Учусь в полную силу І Учусь старательно, но не надрываюсь І Мне все дается легко 0 Учусь от случая к случаю ■ Свой вариант
Рис. 4. Взаимосвязь между усердием в учебе и мотивами поступления в институт. Так захотели родители. Юноши
Выяснилось, что престижность вуза, его «марка» влияет на отношение студентов к учебе. Попадая в престижный вуз, студенты начинают более ответственно относиться к своим обязанностям. 78 % девушек, которые выбрали вуз по «престижности», учатся старательно. Среди юношей 44 % учатся в полную силу и 33 % старательно, но не надрываясь. Это говорит о том, что на ответственность студентов влияет фактор репутации вуза, что тоже надо учесть впоследствии.
Выявлена зависимость между усердием и стремлением получить высшее образование. Абсолютное большинство юношей и девушек, стремясь получить высшее образование, учатся старательно.
Желание хорошо зарабатывать также влияет на усердие студентов. 75 % девушек, которые в качестве мотива поступления в институт отметили желание хорошо зарабатывать, ответили, что они учатся старательно, но не надрываясь. Соответственно, 20 % юношей, желающих впоследствии хорошо зарабатывать, сказали, что учатся в полную силу, и 38 % отметили свое старание.
И наконец, выявлена зависимость между усердием в учебе и интересом к той специальности, которую студенты получат в вузе. 33 % опрошенных девушек, проявляющих интерес к специальности, отметили, что они учатся в полную силу, и 31 % сказали, что учатся старательно, но не надрываясь. Среди юношей таковых соответственно 32 и 39 %.
3. Зависимость между результатами учебы и отношениями с родителями.
Анализ зависимости между отношением к учебе и отношениями с родителями показал, что 54 % девушек, которые учатся в основном на тройки, ответили, что они не могут найти с родителями общего языка, не понимают друг друга. Несмотря на мягкость формулировки, понятно, что отношения в данном случае не очень хорошие, очевидно, и авторитет родителей не слишком велик.
Но этот показатель не распространяется на юношей. Большинство из тех, кто учится на тройки, уважает и любит своих родителей. Это информация к размышлению.
Еще более ошеломительный результат получился у девушек, которые ответили на вопрос о том, как они учатся, что «учеба для них не главное». Это была мягкая формулировка ответа, и она стояла после варианта «удовлетворительно». 91 % таких девушек ответили, что они с родителями не понимают друг друга. Справедливости ради, следует отметить, что в числовом выражении таких девушек было немного, но тенденция все же прослеживает-
ся. У юношей опять-таки получился несколько иной результат: 46 % ответили, что любят и уважают родителей, что они понимают друг друга, и 44 % отметили непонимание между ними и родителями.
Подтверждают нашу гипотезу результаты, полученные в ходе опроса отличников. 61 % опрошенных девушек и 59 % юношей, которые учатся на отлично, отметили, что у них с родителями прекрасные отношения: они любят и уважают друг друга (рис. 5, 6).
11 %
6 %
22 %
61 %
^ Мы любим и уважаем друг друга в У нас нормальные отношения ш Мы не понимаем друг друга “ Свой вариант
Рис. 5. Взаимозависимость результатов учебы и отношений с родителями.
Отличники. Девушки
4 % 4 %
33 %
59 %
п Мы любим и уважаем друг друга В У нас нормальные отношения
□ Мы не понимаем друг друга
■ Свой вариант
Рис. 6. Взаимозависимость результатов учебы и отношений с родителями.
Отличники. Юноши
4. Взаимосвязь между результатами учебы и отношением к преподавателям.
Как видим, 37 % отличниц ответили, что относятся к преподавателям с уважением, а 52 % отметили, что это уважение они не всегда оправдывают (рис. 7). У юношей эти показатели составляют соответственно 32 и 47 % (рис. 8). Чем это можно объяснить? На наш взгляд, дело в том, что отличники -это, как правило, старательные и требовательные к себе студенты. Но, очевидно, и по отношению к преподавателям у них тоже имеются довольно высокие ожидания и требования.
0 %
8 %
3 %
37 %
□
52 %
□ Отношусь с уважением
Отношусь с уважением, но они не всегда его оправдывают
В Я их плохо знаю
□ Они меня не волнуют ■ Свой вариант
Рис. 7. Взаимосвязь между учебой и отношением к преподавателю. Девушки. Отличники
Частично это подтверждается тем, что 60 % девушек и 48 % юношей, учащихся без троек, отметили, что они уважают преподавателей. И только
38 % девушек и 37 % юношей сказали, что преподаватели не всегда оправдывают их уважение. В данном случае более низкие по сравнению с отличниками требования к себе влекут и более низкие требования к преподавателям.
□ Отношусь с уважением
Отношусь с уважением, но они не всегда его оправдывают в Я их плохо знаю
■ Они меня не волнуют
■ Свой вариант
Рис. 8. Зависимость между усердием в учебе и отношением к преподавателю.
Юноши. Отличники
Интересно, что 39 % девушек, которые учатся в основном на тройки, отметили, что преподаватели не всегда оправдывают их доверие. С одной стороны, это можно объяснить тем фактом, что, возможно, они не всегда хорошо понимают и усваивают учебный материал, а преподаватели не слишком стремятся им помочь. С другой стороны, вероятно, студенты сами не прикладывают достаточных усилий, чтобы разобраться в учебных вопросах, и поэтому, возможно и неосознанно, стремятся свалить вину на преподавателей. Это подтверждается тем, что 36 % девушек, которые учатся на тройки, ответили, что они вообще плохо знают преподавателей.
Среди юношей-троечников 25 % отметили, что плохо знают преподавателей, а 20 % ответили, что преподаватели их не волнуют. Наконец, только 11 % студенток, которые учатся плохо, относятся к преподавателям с уважением. 28 % девушек отметили, что они преподавателей плохо знают, а 22 % заявили, что, они их вообще не волнуют. И 58 % юношей, которые плохо учатся, отметили, что они либо плохо знают преподавателей, либо они их не волнуют. В обоих случаях своими ответами большинство из них выказали пренебрежение по отношению к преподавателям.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы:
1. Ответственность студента - это системное комплексное качество, которое может проявляться в разных видах его деятельности. Мы рассмотрели лишь несколько граней ответственности студента.
2. Важнейшими факторами, которые повышают ответственность студента, являются: уважительные отношения между студентами и их родителями, интерес к изучаемой специальности, желание твердо встать на ноги после окончания учебы, качество преподавания, умение и желание преподавателя вызвать интерес к своей дисциплине, престиж самого вуза и престиж высшего образования.
3. На формирование ответственности студента не оказывает особого влияния уровень его материальной обеспеченности.
4. Формирование ответственности студента - это сложный процесс взаимовлияния объективных и субъективных факторов, но все же решающую роль здесь играет повышение качества высшего образования и образовательных услуг.
Список литературы
1. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования / В. И. Добрень-ков, А. И. Кравченко. - М. : Инфра-М, 2009. - С. 768.
2. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования / В. А. Ядов. - М. : Доб-росвет, 2003. - С. 596.
3. Осипов, Г. В. Социология. Основы общей теории / Г. В. Осипов. - М. : Норма, 2003. - С. 912.
4. Золотухина-Аболина, Е. В. Современная этика / Е. В. Золотухина-Аболина. - Ростов н/Д : МарТ, 2005. - С. 416.
5. Скрипник, А. П. Этика / А. П. Скрипник. - М., 2004. - С. 352.
6. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. - Л., 1983. -С. 240.
7. Промашкова, Н. А. Об ответственности как системном качестве личности студента / Н. А. Промашкова // Студент на пороге XXI века / отв. ред. Н. И. Рейнвальд. - М., 1990. - С. 46, 47.
8. Рейнвальд, Н. И. Психологические проблемы изучения и формирования личности студента как будущего специалиста / Н. И. Рейнвальд // Студент на пороге XXI века / отв. ред. Н. И. Рейнвальд. - М., 1990. - С. 16-31.
9. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : ООО «ИТИ Технологии», 2006. - С. 944.
10. Лопатин, В. Е. Русский толковый словарь / В. Е. Лопатин, Л. Е. Лопатина. -М., 2005. - С. 447.
Шафигуллина Юлия Викторовна
старший преподаватель, кафедра философии и социологии,
Казанский государственный финансово-экономический институт
Shafigullina Yuliya Viktorovna Senior lecturer, sub-department of philosophy and social science, Kazan State Finance and Economics Institute
E-mail: [email protected]
УДК 316.7 Шафигуллина, Ю. В.
Факторы формирования социальной ответственности студенчества в условиях современного вуза / Ю. В. Шафигуллина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2010. -№ 2 (14). - С. 46-54.