ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Костин В.И., Ректор Московской государственной академии водного транспорта
В статье анализируется соотношение видов транспорта России по показателям: удельный вес отдельных видов транспорта в общем грузообороте, плотность транспортных путей - внутренних водных путей в соотношении с плотностью железнодорожной сети, плотностью сети автомобильных дорог общего пользования и ведомственных, объем перевозки грузов, объем перевозки пассажиров, грузооборот, пассажирооборот; показываются конкурентные преимущества водного транспорта в системе транспортной отрасли.
Ключевые слова: экономическая безопасность, водный транспорт, транспортная инфраструктура.
FACTORS OF ECONOMIC SAFETY IN SYSTEM OF THE WATER TRANSPORT
Kostin V., Rector of Moscow State Academy of Water Transport
In article the ratio of means of transport ofRussia on indicators is analyzed: specific weight of separate means of transport in the general goods turnover, density of transport ways - internai waterways in the ratio with density of a railway system, density of a network of highways of the general using and departmental, volume of transportation of goods, volume of transportation of passengers, goods turnover, apassenger turnover; competitive advantages of a water transport in system of transport branch are shown.
Keywords: economic safety, water transport, transport infrastructure.
Транспорт как отраслевая система: специфика развития
Одной из важных отраслей промышленности является транспортная отрасль. Во втором десятилетии XXI в. транспортный комплекс функционирует во многом в новых условиях. Они определяются:
• ростом объема международных перевозок, что связано с процессами глобализации;
• ростом объема межрегиональных перевозок внутри России, обусловленных увеличением промышленного (с конца 1990-х гг.) и сельскохозяйственного производства (с 2006г.), строительства (с 2006г.), ростом доходов населения;
• увеличением доли дорогостоящих грузов, что требует развития терминального хозяйства, и скоропортящихся грузов, что требует их быстрой доставки;
• развитием информационных технологий, позволяющих создавать принципиально новые системы управления транспортными потоками;
• ростом мобильности населения, обусловленной увеличением потоков трудовой миграции и развитием туризма;
• усилением конкуренции между различными видами транспорта.
Одним из современных и конкурентоспособных в структуре транспортной отрасли является водный транспорт. Сеть внутренних водных путей Российской Федерации превышает 100,0 тыс. км, являясь одной из самых протяженных в мире, что обеспечивает транспортное обслуживание 68 субъектов Российской Федерации. Транспорт является одной из наиболее важных отраслей народного хозяйства. Это связано, прежде всего, с высокой социальной ориентированностью этой отрасли, осуществляющей связь между регионами, удовлетворяя потребности населения в пассажирских перевозках. Кроме того, транспорт:
• обеспечивает связь и взаимодействие всех субъектов экономики, осуществляя грузовые перевозки, позволяя национальной экономике действовать как единому народнохозяйственному комплексу;
• обеспечивает рост подвижности населения, устойчивое развитие производства, повышение эффективности использования ресурсов, сокращение стоимости продукции;
• является одним из катализаторов экономического развития и повышения конкурентоспособности российской экономики, важным фактором повышения уровня жизни и развития регионов, инструментом активного геостратегического позиционирования России.
Развитие водного транспорта является одной из приоритетных целей современной экономической политики Российской Федерации. В соответствии с Транспортной стратегией России до 2020 года [1] реализуется долгосрочная государственная политика в области улучшения и развития транспортной инфраструктуры государства в интересах национальной безопасности. При этом Стратегия ориентирована на удовлетворение потребностей и надежное обеспечение существования и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
Воднотранспортный комплекс относится к высокотехнологичным областям промышленности и во многом определяет инновационное развитие таких отраслей, как электроника, радиопромышленность, средства связи, специальная металлургия, электротехника, химия, а также многие направления научно-технического прогресса. Транспортная система является крупным отраслевым комплексом и включает в себя все виды грузового и пассажирского транспорта: железнодорожного, автомобильного, морского, речного, трубопроводного, воздушного, промышленного, городского.
Каждый транспорт выполняет определенные функции, специализируясь на конкретных перевозках. Однако между видами транспорта существует и определенная конкуренция - так, при обслуживании Азово-Черноморского, Балтийского, Дальневосточного бассейнов в области внутренних грузовых перевозок конкурируют железнодорожный и морской транспорт; острой остается конкуренция между железнодорожными и нефтепроводными транспортировками нефти и газа (в 2006г. объем перевозок нефти в нефтепроводах при росте объемов ее добычи увеличился за счет сокращения ее транспортировки железнодорожным транспортом); растет конкуренция между автомобильным и железнодорожным транспортом, что связано с параллельным расположением железных дорог и автомагистралей, а также с большей мобильностью автотранспорта и вариативностью предоставляемым им услуг. Плотность транспортных коммуникаций связана с развитием инфраструктуры и естественными природно-климатическими условиями, она может существенно различаться даже в пределах одной области [2]:
Специфика развития транспортных отраслей в различных национальных экономиках определяется особенностями географических, климатических, экономических условий стран. Это показывает соотношение в объеме перевозок (в %) между такими странами, как Россия, Германия, Италия, Китай, США, Франция, Япония [3]:
Картина в общем и целом остается прежней, если обратиться к другому показателю - удельному весу отдельных видов транспорта в общем грузообороте [4]:
Таблицы показывают, что в европейских странах - Германии, Италии, Франции - доминирует автомобильный транспорт, что обусловлено относительно небольшой площадью этих стран и, главное, особенностями их ландшафта с недостаточностью больших водных артерий, перепадами высот в Альпах. При этом на втором месте по объему перевозок оказывается железнодорожный транспорт, морской остается не востребованным, внутренний водный в Германии занимает третье по значимости место в осуществлении обеспечения пере-
Субъекты региона Плотность железно- дорожной сети Плотность сети автомобильных дорог общего пользования и ведомственных Плотность внутренних водных путей
Архангельская обл. 3,0 25,4 5,5
В том числе: Ненецкий автономный округ 1,0 2,2
Вологодская обл. 5,3 135,3 10,8
Калининградаская обл. 42,4 447,7 21,3
Ленинградская обл. 28,6 176,4 22,6
Мурманская обл. 6,2 30,3 -
Новгородская обл. 20,8 179,3 11,0
Псковская обл. 19,8 219,2 9,1
Республика Карелия 12Д 77,7 21,1
Республика Коми 4,1 30,1 6,8
СЭФО, всего 7,5 64,7 8,7
Вид транспорта Страна
Россия Г ермания Италия Китай США Франция Япония
Железнодорож- ный 58,6 18,4 9Д 27,8 42,4 15,8 4Д
Автомобильный 0,9 64,6 86,3 п,з 33,4 74,1 57,1
Трубопровод- ный 36,3 3,5 5,5 1,2 15,6 7,2 -
Морской 1,5 - - 46,4 - - 38,7
Внутренний водный 2,6 13,5 ОД 13,2 8,6 2,9 -
Воздушный од - - од - - 0,2
Железно- дорож- ный Авто- мобиль- ный Трубо- провод- ный Морс- кой Внутренний водный Воз- душ- ный
Россия 58,8 6,0 30,9 2,4 1,8 0,1
Германия 21,5 63,6 3,0 - 11,9 -
Китай 22,8 29,8 1,8 29,8 15,8 0,1
Великобритания 10,3 84,8 4,8 - 0,1 -
США 45,2 33,6 14,2 - 6,9 -
Франция 13,7 75,0 8,0 - 3,3 -
Япония 4,0 61,0 - 34,9 - 0,2
мещения грузопотока. Автомобильный транспорт оказывается значимым и для Японии, где второе по значимости место занимают морские перевозки. Морской транспорт уверенно лидирует в Китае.
Сходное - лидирующее - значение имеет железнодорожный транспорт в России и США, обладающих значительными по площади территориями, которому уступает место в первом случае - трубопроводная, во втором - автомобильная транспортная система. Наименее востребованным в хозяйственном секторе остается воздушный транспорт, осуществляющий, по преимуществу, перевозки пассажиров и выполняющий в значительной степени, социальные функции.
В России по основным показателям реализации Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г. объем перевозки пассажиров (в млн. чел.) в 2009-2010 гг. по видам транспорта составил [4]:
Январь-декабрь 2009 г. Январь-декабрь 2010 г. (оценка) Январь-декабрь 2010 г. в % к январю-декабрю 2009 г.
Транспорт отраслевой Минтранса Росси 22662,5 21983,3 97,0
В том числе:
трамвайный 2217,0 2078,3 93,7
троллейбусный 2414,0 2212,9 91,7
метрополитенный 3307,0 3293,7 99,6
автомобильный (автобусный) 13524,8 13377,8 98,9
внутренний водный 17,7 16,0 90,4
воздушный 45,1 56,9 126,2
железнодорожный 1136,9 947,7 83,4
При этом данные по пассажирообороту (в млрд. пассажиро-километров) по видам транспорта составили:
Январь-декабрь 2009 г. Январь-декабрь 2010 г. (оценка) Январь-декабрь 2010 г. в % к январю-декабрю 2009 г.
Транспорт отраслевой Минтранса России 461,6 481,9 104,4
В том числе:
трамвайный 7Д 6,7 94,4
троллейбусный 7,9 7,3 92,4
метрополитенный 42,7 42,5 99,5
автомобильный (автобусный) 139,1 139,2 100,1
внутренний водный 0,8 0,8 100,8
воздушный 112,5 146,9 130,6
железнодорожный 151,5 138,5 91,4
Данные по распределению долей рынка между видами транспорта свидетельствуют о том, что по таким показателям, как «перевозка грузов» и «пассажирооборот» в России лидирует железнодорожный транспорт, уступая трубопроводному по показателю «грузооборот» и автомобильному по показателю «перевозка пассажиров». Если сравнивать по тем же позициям морской и внутренний водный транспорт, второй оказывается обладателем более устойчивых позиций, превышающих показатели первого по перевозке грузов в 4 раза, по грузообороту - в 2 раза, по перевозке пассажиров - примерно в 7 раз, по пассажирообороту - примерно в 2 раза [3]:
Распределение долей рынка между видами транспорта, %
Вид транспорта Перевозка грузов Г рузооборот Перевозка пассажиров Пассажиро- оборот
Железнодорожный 43 40 27 42
Автомобильный 21 1 71 41
Трубопроводный 33 55 - -
Морской 1 3 0,015 0,011
Внутренний водный 4 2 1 0,240
Воздушный 0,03 0,07 1 16
Все это свидетельствует о том, что внутренний водный транспорт, осуществляя не столь значительный объем перевозок, как железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, остается, тем не менее, одним из наиболее востребованных и эффективных. Речной транспорт является самым экономичным и одним из самых безопасных. Число происшествий с морскими судами и на внутренних водных судоходных путях за 2009-2010 гг. составило 19 (25) и 3 (2) соответственно, число погибших человек на внутренних водных судоходных путях составило 4 (3) человека1.
В Европе, где речным транспортом в настоящий момент перевозится примерно 12% всех грузов, к 2018г. планируется увеличение объемов перевозок до 18% (для сравнения, в Советском Союзе и современной России, соответственно, - 5% и 1%). В нашей стране водный флот содержать исключительно выгодно - как отмечается в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, водный транспорт может составить конкуренцию железнодорожному транспорту общего пользования в секторе перевозок массовых грузов на средние расстояния [1], и уже превышает в 2-3 раза показатели промышленного железнодорожного транспорта.
Если грузооборот по промышленному железнодорожному транспорту в 2009-2010 гг. составлял, соответственно, 29,9 и 32,2 млрд. тонно-километров, то по морскому - 98,4 и 101,0 млрд. тонно-километров и по внутреннему водному - 52,7 и 54,3 млрд. тонно-километров [4]:
Грузооборот по видам транспорта (млрд. тонно-километров):
Январь-декабрь 2009 г. Январь- декабрь 2010 г. (оценка) Январь-декабрь 2010 г. в % к январю-декабрю 2009 г.
Транспорт всех отраслей экономики 4476,2 4784,0 106,9
в том числе:
Транспорт отраслей Минтранса России 2230,0 2402,0 107,7
железнодорожный общего пользования 1865,3 2010,6 107,8
Промышленный железнодорожный 29,9 32,2 107,8
Автомобильный 180,1 100,2 110,6
Морской 98,4 101,0 102,6
внутренний водный 52,7 54,3 103,1
воздушный 3,6 4,7 132,0
1 Благополучная статистика на водном транспорте существенно изменилась после крушения 10 июля 2011 г. на Куйбышевском водохранилище пассажирского теплохода «Булгария», подтвердившего необходимость обновления флота, о которой говорили вице-премьер С. Иванов и руководитель Росморечфлота А. Давыденко еще 8 июля 2010 г. в Воронеже на Морской коллегии при Правительстве РФ [5].
Международные проекты и программы стали системой взаимосвязанных мер, способствующих укреплению положения государства в мировом научно-техническом комплексе. Эффективность функционирования транспортной системы в зарубежных странах обусловлена интеграцией всех видов транспорта - воздушного, наземного и водного в единую транспортную систему. При этом каждый вид транспорта занимает наиболее рентабельную нишу в общем рынке транспортных услуг. В странах Европейского Союза активно действует программа «Наяды» по развитию европейских внутренних водных путей. Так, речной транспорт, специализируясь на фидерных перевозках контейнеров на баржах, является конкурентом железнодорожному и автомобильному транспорту. Фидерная система доставки контейнеров речным транспортом обеспечивает до 30% загрузки регулярных трансконтинентальных линий.
В Российской Федерации объем перевозок внутренним водным транспортом, большую долю (свыше 70%) в которых занимают строительные грузы, в динамике 2005-2009 гг. сокращался:
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Перевозка грузов, всего, млн. т 134,2 139,2 153,4 151,0 97,6 104,9
Если в 2005 г. объем перевозок внутренним водным транспортом составлял 134 млн. тонн, в 2006г. - 139 млн. тонн, в 2007г. - 153 млн. тонн, в 2008г. - 151 млн. тонн, то в 2009г. объем перевозок составил 97 млн. тонн и сократился в 5,79 раза, по сравнению с 1990г. Однако, по прогнозам специалистов Федерального агентства морского и речного транспорта, которые были даны в 2009 году, объём перевозок грузов внутренним водным транспортом в 2010 году должен был составить 106,0 млн. тонн, а в период до 2012 года - возрасти до 133 млн. тонн. Данные, приведенные в Таблице, говорят о хорошем качестве прогноза (погрешность - менее 1%). Объем перевозок грузов внутренним водным транспортом в контейнерах в 2005-2009 гг. составил 0,3-0,5 млн. тонн, а объем перевозок грузов пакетами составил 0,4-0,9 млн. тонн.
Важнейшей проблемой транспортной системы России является техническое и технологическое отставание по сравнению с развитыми странами, в первую очередь в отношении применения современных технологий. Это проблема обсуждается на уровне Правительства, где по результатам встречи председателя Правительства Владимира Путина с членами президиума СТР, состоявшейся 6 июня 2011 г. в Москве, Минтрансу России, Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами Исполнительной власти с СТС поручено представить в Правительство РФ предложения по реализации дополнительных функций в рамках Минтранса России в части внедрения интеллектуальных и инновационных технологий в транспортном комплексе, в том числе, по вопросу штатного обеспечения указанных функций, а также по вопросу организации аналогичной работы в субъектах РФ [6].
Одним из оригинальных инновационных проектов является баржебуксирный пассажирский состав «Фламенко» с высотой 8 м и осадкой 0,9 м., о котором писал журнал «Речной транспорт» за 2011, № 3. Его эскиз разрабатывается и согласовывается с Российским Речным Регистром. Назначением состава станет перевозка туристов по той части «золотого кольца», которая отличается малыми глубинами на Москве-реке и Оке. «Фламенко» будет состоять из буксира БТМ и пассажирского двухъярусного несамоходного судна - плавучей гостиницы пассажировместимостью 196 чел. Конкурентными преимуществами являются высокие эксплуатационные показатели по отношению водоизмещения на одного пассажира, превышающие аналогичные показатели в серийных пассажирских теплоходах проектов 305, 588, 301 и Q040; управляемость и маневренность; невысокая стоимость строительства; хорошие потребительские качества, такие как мало-шумность, отсутствие вибраций, высокая комфортабельность, самая большая площадь пассажирских кают в Европе; экологичность и соответствие всем требованиям по защите окружающей среды; экономичность; автономность (плавучая гостиница может эксплуатироваться круглогодично); отсутствие аналогов на указанном маршруте [6].
Развитие судоходства по рекам, водохранилищам и каналам непосредственно зависит от пропускной способности внутренних водных путей, их качественных параметров, эффективности функционирования судоходных гидротехнических сооружений. С 2001г. Европейский Союз реализует программы по развитию внутреннего водного транспорта, - программы развития интермодального (мультимодального) транспорта «Марко Поло» и «Марко Поло-2». Цель программ - реализация проектов, связанных с переносом грузопотоков с автотранспорта на более экологически чистые виды транспорта, в частности переключение грузопотоков с автотранспорта на внутренний водный транспорт. Сеть мультимодальных узлов образует систему - мезатранспортную сеть, где взаимодействуют крупные региональные мультимодальные транспортные узлы. Взаимодействие осуществляется с помощью национальных и международных транспортных коридоров, образующих глобальную транспортную сеть, в которой макроузлами являются отдельные государства, объединенные общими экономическими законами. Программа «Марко Поло» также направлена на улучшение экологической обстановки и создание терминалов, которые могут обслуживать различные виды транспорта в рамках идеи по развитию трансъевропейской транспортной сети.
В октябре 2005 г. на VII пленарном заседании промышленников России и Европейского Союза в Лондоне была создана объединенная рабочая группа по транспорту с целью глобального сотрудничества между транспортными организациями Европы и России и включению России в Большое европейское водно-транспортное кольцо. Следует отметить, что в СССР эффективно функционировала аналогичная транспортная сеть - Единая глубоководная система внутренних водных путей, обеспечивающая проход судов «река-море» из Балтийского в Черное и Каспийское моря.
Доля внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, в настоящее время составляет 75% (4,9 тыс. км) [7]. Если Единая глубоководная система европейской части России станет частью водно-транспортных маршрутов Европы, откроется международный транзит по доставке массовых грузов из Европейского Союза в Россию, азиатские государства и Китай, Индию. Кроме того, будет интенсивно развиваться водный туризм. Однако для того, чтобы Россия стала полноправным участником европейской водно-транспортной системы, необходимо реализовать ряд крупномасштабных проектов.
Предполагается, что в будущем произойдет развитие отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность и здоровье человека, сбережение природных ресурсов и охрану окружающей среды [8]. Необходимо также учитывать тот факт, что морской и внутренний водный транспорт является эффективным поставщиком грузов в районы крайнего Севера. В 2010 г. в районы крайнего Севера водным транспортом было отправлено 22426,7 тыс. тонн грузов, из них - 4369,1 - морским, 18057 - внутренним водным транспортом [4]:
Основными целями экономического развития водного транспорта, так как они сформулированы в «Транспортной стратегии России на период до 2020 года», «Стратегии развития транспорта России на период до 2010 года», Федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)», являются:
■ развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры;
■ повышение доступности транспортных услуг для населения;
■ повышение конкурентоспособности и реализация транзитного потенциала страны;
■ повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
■ улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений.
Реализация целей развития водного транспорта согласуется с конкретными задачами, связанными с:
■ обеспечением бесперебойной работы водного транспорта как на внутреннем, так и на внешнем рынке;
Январь-декабрь 2010 г., тыс. тонн Январь-декабрь 2010 г. в % к январю-декабрю 2009 г.
Отправлено грузов водным транспортом 22426,7 114,8
в том числе: морским 4369,1 117,0
внутренним водным 18057,6 114,3
из них: сухогрузов 17387,8 117,6
морским 2922,7 117,4
внутренним водным 14465,1 117,6
наливных грузов 3423,2 104,9
морским 1446,4 116,0
внутренним водным (нефти и нефтепродуктов наливом) 1976,8 98,0
лесных грузов в плотах 1615,7 109,1
■ сохранением уровня конкурентоспособности водного транспорта и его востребованности в реальных секторах экономики и сфере оказания услуг населению;
■ поддержанием необходимого состояния технико-технологического потенциала транспортной отрасли и его улучшением;
■ реализацией системы научных и инновационных проектов и программ перспективного характера;
■ повышением спроса на услуги, предоставляемые водным транспортом;
■ увеличением объема перевозок;
■ реорганизацией неэффективных транспортных структур;
■ снижением себестоимости услуг;
■ улучшением технического обслуживания технической базы водного транспорта и постоянным мониторингом ее состояния в со-
ответствие с требованиями безопасности;
■ повышение экономической и социальной защищенности работников водного транспорта.
Водный транспорт в нашей стране имеет значительный потенциал для развития, что связано с наличием в России полноводных рек, пригодных для судоходства и соединяющих между собой удаленные друг от друга территории. Реки исторически являются традиционными для России транспортными артериями, которые становились основой для заселения территорий и развития их экономического потенциала. Кроме того, сам способ перевозки, связанный с уже имеющимися водными транспортными путями, обладающими природным происхождением, является весьма экономичным, так как требование по содержанию водных путей значительно уступает по стоимости строительству и поддержанию необходимых условий функционирования любой иной транспортной артерии.
Литература:
1. Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года. Приказ Минтранса РФ от 12 мая 2005 г. №
45.
2. Источник данных: Коловангина Е.В. Комплексное развитие транспорта - основное звено повышения дорожно-транспортной безопасности // Экономическая безопасность. М..: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010. - С. 216-220.
3. Источник данных: Кожевников Р.А Транспортный фактор экономической безопасности // Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - С. 208.
4. Источник данных: Транспорт России. Информационно-статистический бюллетень (январь-декабрь 2010 года). - М., 2011. - С. 6; 10; 14; 69.
5. Речной транспорт, 2010, № 4 (46).
6. Речной транспорт. 2011. № 3. - С. 8; 23.
7. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утв. Правительством Российской Федерации, распоряжение №1734-р от 22.11.2008 г.
8. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва. - М.: Экономика, 2005. - С. 48.