УДК 631.115.1:338.43
ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ
А. А. ГАЙДУКОВ
УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь, 213407, e-mail: [email protected]
(Поступила в редакцию 17.12.2018)
В современных условиях стабильное функционирование личных подсобных хозяйств зависит от множества факторов, к основным из которых можно отнести правовую регламентацию деятельности хозяйств населения, развитие системы материально-технического снабжения и сбыта продукции, уровень развития интеграционных связей между сельскохозяйственными организациями и подсобными хозяйствами сельских жителей в системе производства продукции, государственную поддержку хозяйственной деятельности. В статье выделены и классифицированы основные факторы, способствующие устойчивому развитию личных подсобных хозяйств населении. Кроме того, проанализирован положительный опыт эффективной деятельности личных подсобных хозяйств в плане использования имеющегося потенциала и снижения воздействия факторов, сдерживающих динамическое развитие.
Решение проблемы повышения эффективности функционирования личных подсобных хозяйств должно осуществляться на государственном уровне. Учитывая тот факт, что государство четко сформулировало значение личных подсобных хозяйств как производителей сельскохозяйственной продукции, исполнительная власть должна способствовать развитию данного сектора аграрной экономики и эффективно решать возникающие проблемы на всех уровнях от сельских исполнительных комитетов до высших органов государственной власти. Ее роль должна носить стимулирующий характер с целью более полного использования потенциала личных подсобных хозяйств. В целом устойчивое развитие указанной категории хозяйств в перспективе должно основываться на комплексном использовании всех факторов при основополагающей роли государства в их реализации.
Ключевые слова: личные подсобные хозяйства, эффективность, факторы, опыт, практика.
In modern conditions, the stable functioning of personal subsidiary farms depends on many factors, the main ones of which include legal regulation of the activities of households, development of the system of material and technical supply and product sales, level of development of integration links between agricultural organizations and subsidiary farms of rural residents in the production system, state support of economic activities. The article identifies and classifies the main factors contributing to the sustainable development ofpersonal household farms. In addition, we have analyzed the positive experience of efficient operation ofpersonal subsidiary farms in terms of using the existing potential and reducing the impact offactors hindering dynamic development.
The solution to the problem of improving the efficiency offunctioning ofpersonal subsidiary farms should be carried out at the state level. Taking into account the fact that the state has clearly formulated the importance ofpersonal subsidiary farms as producers of agricultural products, the executive branch should contribute to the development of this sector of the agrarian economy and effectively solve emerging problems at all levels from rural executive committees to higher state authorities. Its role should be stimulating in order to more fully utilize the potential ofpersonal subsidiary farms. In general, the sustainable development of this category offarms in the future should be based on the integrated use of all factors with the fundamental role of the state in their implementation.
Key words: personal subsidiary farms, efficiency, factors, experience, practice.
Введение
Оценивая роль личных подсобных хозяйств в аграрном секторе экономики Беларуси, а также зарубежный опыт их функционирования можно утверждать, что в ближайшей перспективе данная категория производителей будет по-прежнему занимать значимое место в снабжении населения продовольственными товарами и обеспечении продовольственной безопасности страны. Это свидетельствует о том, что их деятельность выходит за рамки одной семьи и приобретает общественное значение. Вместе с тем, с нашей точки зрения, в ближайшее время методы ведения ЛПХ должны претерпеть существенные изменения, целью которых является обеспечение устойчивого развития и повышение эффективности хозяйственной деятельности.
Проблемы эффективного функционирования частных крестьянских хозяйств рассматриваются многоаспектно в трудах А. В. Чаянова. В дальнейшем особенности развития личных подсобных хозяйств в России нашли отражение в работах З. И. Калугиной, Д. Б. Талибовой, Н. Н. Тютеревой, Б. А. Воронина, А. В. Петрикова и других ученых-экономистов. Изучением деятельности ЛПХ в ближнем и дальнем зарубежье занимались О. А. Фролова, А. Лавренюк, В. Тульчеев, М. Сигарев. В современных условиях вопросам устойчивого развития личных подсобных хозяйств также уделяется достаточно большое внимание. Авторы оценивают опыт функционирования ЛПХ в предшествующие годы и рассматривают основополагающие принципы повышения эффективности их деятельности.
В процессе исследования применялись такие методы исследования, как наблюдение, моделирование, метод научных абстракций, анализ и синтез, системный подход, исторический, логический, монографический и другие.
Основная часть
Во все периоды функционирования личных подсобных хозяйств отмечалась низкая эффективность их производственной деятельности, а также отсутствие отлаженной системы хранения, переработки и сбыта производимой продукции [1-4]. Однако при рассмотрении эффективности деятельности крестьянских хозяйств следует учитывать их специфику. Поэтому устойчивое развитие личных подсобных хозяйств должно основываться не на достижении уровня развития других категорий хозяйств, а на последовательном улучшении динамики функционирования их самих [5].
По-нашему мнению, основой устойчивого развития ЛПХ является устранение противоречия между интересами государства с одной стороны и сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств - с другой, в отношении деятельности частных крестьянских хозяйств. Заинтересованность государства в повышении эффективности функционирования личных подсобных хозяйств заключается в их роли в обеспечении продовольственной безопасности страны. Вместе с тем данный интерес является недостаточно полным по причине отсутствия с их стороны финансирования государственных расходов в виде платежей в бюджет. Значимым фактором сдерживания развития ЛПХ является конкуренция в сфере агропромышленного производства между различными категориями хозяйств. Это выражается в насыщении рынка продуктами питания при соответствующем снижении цен на отдельные группы продовольственных товаров и создания сложностей для их реализации сельхозпредприятиями и фермерскими хозяйствами. В отношении крупнотоварных сельскохозяйственных организаций данная проблема усугубляется большой зависимостью ЛПХ от деятельности первых. С нашей точки зрения, исключить указанное выше противоречие можно с помощью обеспечения гарантий сельскохозяйственным организациям по реализации однородных с ЛПХ товаров вплоть до возможности их реализации непосредственно на экспорт. Как представляется, такая возможность может дать заметный результат в приграничных районах республики.
Обобщая мнения различных ученых, И. Н. Бобышева и О. А. Фролова [1] отмечают, что в современных условиях при развитии всех форм хозяйствования их структура в отдельных регионах зачастую будет различаться. Тем не менее, по мнению авторов, всем им нужно создать равные условия для развития. Данную особенность также важно учесть при оптимизации деятельности личных подсобных хозяйств.
С целью обоснования направлений и системы мер устойчивого развития ЛПХ и выработки стратегии управления ими в России разработана Концепция устойчивого развития личного подсобного хозяйства. Концепцией определяется сущность устойчивого развития ЛПХ, которое представляет собой «стабильно функционирующее производство, обеспечивающее не только удовлетворение возрастающих потребностей его владельцев в продовольствии и доходах, а и создающее условия для его развития» [6]. В данной формулировке следует выделить то, что разработчиками концепции наряду с выполнением личными подсобными хозяйствами своей основной функции, отдельное внимание уделяется возможности их дальнейшего развития. Очевидно, что такое развитие предполагает наращивание производственных ресурсов, более полное их использование и, на этой основе, повышение объема реализации сельскохозяйственной продукции.
В Республике Беларусь в целях создания условий для развития производства, улучшения качества и повышения товарности сельскохозяйственной продукции, производимой населением, разрабатываются Программы развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан [7, 8]. Программой, разработанной на 2011-2015 годы, была предусмотрена система мероприятий, направленных на:
- повышение эффективности использования земельных участков в ЛПХ;
- создание условий для развития производства продукции растениеводства и животноводства в разрезе отдельных отраслей;
- совершенствование и повышение уровня производственного обслуживания ЛПХ;
- расширение каналов реализации сельскохозяйственной продукции, производимой в ЛПХ;
- финансовое обеспечение и государственную поддержку населения, производящего сельскохозяйственную продукцию [9].
Подводя итоги реализации указанной программы, следует отметить, что отдельные ее мероприятия были выполнены практически полностью. Это позволило, по мнению О. Сухоцкой [10], оптимизировать структуру производства продукции, обеспечить частичный сбыт ее излишков, сделать возможным покупку сельским населением малогабаритной техники и оборудования, а также обеспечить владельцев ЛПХ консультационными услугами по вопросам выращивания сельскохозяйственных культур и обслуживания сельскохозяйственных животных. Тем не менее, на наш взгляд, не удалось до конца решить такие важные задачи, как финансовую поддержку ЛПХ, создание системы сбыта
производимой населением продукции, разработку системы взаимодействия ЛПХ и крупнотоварных сельскохозяйственных организаций. Для решения указанных задач в ближайшее время необходимо выработать и реализовать дополнительные меры.
Бесспорно, стабильное развитие личных подсобных хозяйств зависит от множества факторов. Более полно, на наш взгляд, факторы устойчивого развития хозяйств населения классифицирует Е. С. Сапожникова [11]. По ее мнению, на процесс функционирования ЛПХ оказывают воздействие следующие факторы:
1) правовая регламентация ЛПХ;
2) природно-климатические условия;
3) развитие системы сбыта продукции;
4) финансовая обеспеченность ЛПХ;
5) уровень материально-технического оснащения хозяйств населения;
6) инфраструктура территории;
7) уровень развития интеграционных связей между сельскохозяйственными организациями и личными подсобными хозяйствами в системе производства продукции;
8) социально-демографические характеристики территории;
9) доступность к информационным ресурсам граждан, ведущих индивидуальное хозяйство;
10) государственная поддержка ЛПХ.
Таким образом, стабилизация деятельности подсобных хозяйств населения должна основываться на комплексном решении проблем по всем указанным выше направлениям.
В отношении правовой регламентации функционирования личных подсобных хозяйств отдельные авторы [12] отмечают, что, несмотря на отнесение их к категории сельскохозяйственных товаропроизводителей, до настоящего времени не удалось сформировать идеологию их развития. Вследствие чего, ЛПХ функционируют бессистемно, их деятельность нескоординирована и носит разобщенный характер. Также, по мнению авторов, это особенно проявляется в сфере социальных гарантий гражданам, занятых в личных подсобных хозяйствах. Трудовая деятельность на собственном подворье не включается в трудовой стаж, не влияет на трудовые пенсии, а также не гарантирует социальное страхование. Решение данной проблемы будет способствовать развитию ЛПХ, кроме всего прочего, и за счет стимулирования трудовой деятельности недееспособных членов крестьянских семей.
На протяжении всего периода функционирования личных подсобных хозяйств населения большой проблемой являлась труднодоступность рынков сбыта продукции. Она проявлялась в отсутствии достаточного количества пунктов заготовки торговых и перерабатывающих предприятий, а также высоких затратах выхода на существующие рынки. Одним из направлений решения данной проблемы предлагается развитие сети оптовых закупочных предприятий, способных аккумулировать массовые потоки продукции от разрозненных мелких хозяйств населения. Положительным примером создания приемлемых условий для реализации продукции ЛПХ является деятельность ООО «Конитек-Юг» Краснодарского края РФ. Для удобства владельцев хозяйств были созданы заготовительные пункты во всех крупных центрах административно-территориальных образований [13]. Тем не менее, опыт этого предприятия не получил должного распространения в других регионах России.
Для повышения эффективности деятельности личных подсобных хозяйств республики в плане реализации продукции, безусловно, необходимо использовать опыт стран Евразийского экономического союза и Европейского Союза. В частности, путем формирования микрокредитных торгово-закупочных организаций ЕАЭС, создания комплексных сбытовых организаций, функционирующих в странах ЕС, а также организации оптово-распределительных центров малых форм хозяйствования
[5].
В Республике Беларусь решение проблемы реализации продукции хозяйствами населения было предусмотрено в главе 6 «Организация закупок и сбыта излишков сельскохозяйственной продукции» Программы развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан в 2011-2015 годах [8]. Несмотря на то, что комплексного решения данная проблема в итоге не получила, определенные сдвиги произошли в первую очередь за счет продолжения формирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов:
- потребительский сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой кооператив «Вескоп» (Столин-ский район);
- сельскохозяйственный пчеловодческий потребительский кооператив «Мелифера» (Пинский район);
- сельскохозяйственный пчеловодческий потребительский кооператив «Наш мед» (г. Волковыск);
- потребительский сельскохозяйственный кооператив «Селецкий аграрий» (Брагинский район);
- потребительский сельскохозяйственный кооператив «Гиженский аграрий» (Славгородский район) [141.
О реальной помощи населению в реализации собственной продукции свидетельствует в частности тот факт, что за первых 5 лет существования обороты по сбыту продукции в кооперативе «Вескоп» увеличились в 14,8 раза.
В целом численность членов указанных кооперативов за указанный период возросла в 14,5 раза. В настоящее время они продолжают эффективно функционировать. Кроме того, данный вид кооперации в Республике Беларусь продолжает развиваться.
Как отмечает А. Казакевич [151, главной целью деятельности потребительских кооперативов является удовлетворение потребностей всех его членов посредством осуществления снабженческо-сбытовых операций. Автор указывает на то, что кооперативы не ориентированы на извлечение прибыли, а предусматривают увеличение личных доходов участников при минимизации собственных расходов.
Вместе с тем, на наш взгляд, повышению эффективности деятельности ЛПХ будет способствовать широкое использование комплексного подхода к снабжению их средствами производства и помощи в реализации продукции, который применяется еще недостаточно широко. Определенные аспекты данной проблемы решаются через создание потребительских кооперативов.
Снабжение хозяйств населения материально-техническими средствами невозможно без финансового обеспечение их деятельности. Как отмечалось выше, данную проблему не удалось решить в ходе реализации Программы развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан в 2011-2015 годах. Тем не менее, разработка программы предусматривала финансовую поддержку владельцев ЛПХ, которая была реализована в соответствующих формах.
В республике предусмотрены конкретные формы финансовой поддержки ЛПХ на государственном и территориальном уровнях. На всей территории Республики Беларусь определен порядок кредитования ЛПХ через ОАО «Белагропромбанк. На территории отдельных административных единиц разработано 4 вида финансовой поддержки:
- поручительство перед банком на развитие сельхозпроизводства в личных подсобных хозяйствах;
- займы на развитие сельхозпроизводства в личных подсобных хозяйствах;
- займы на развитие сельхозпроизводства;
- займы на развитие сельхозпроизводства в ЛПХ [16].
Рассмотрение условий и результатов деятельности фондов финансовой поддержки позволяет отметить, что их функционирование не в полной мере соответствует интересам личных подсобных хозяйств. Процентная ставка за пользование займами составляет 15-16 % годовых, а в ПК КФЦ «Взаимопомощь» - 8-13 % в месяц. Менталитет сельских жителей республики в настоящее время, на наш взгляд, не позволяет им на указанных условиях существенно увеличивать производство в личных подворьях. Кроме того, обязательным условием получения займов является предоставления бизнес -плана развития, разработку которого члены ЛПХ в большинстве случаев не в состоянии провести собственными силами, а должны прибегать к помощи специалистов на платной основе. Также большинство проектов, реализуемых отдельными фондами, носят индивидуальный характер с реализацией интересов иностранных организаций.
Вместе с тем заслуживает внимание кредитование ЛПХ на уровне республики ОАО «Белагро-промбанк». Ставка за пользование кредитом составляет 5 % годовых, что является достаточно приемлемым условием для домашних хозяйств [17].
Практика функционирования личных подсобных хозяйств населения свидетельствует о том, что проблема их устойчивого развития не может быть в полной мере решена без учета взаимосвязи с организациями общественного сельскохозяйственного производства. Т. Янина и М. Козлов [5] указывают на несовершенство системы взаимоотношений хозяйств населения и сельскохозяйственных организаций, прежде всего интегрированного типа. Также отдельные авторы [13] отмечают объективное взаимодействие данной категории хозяйств с общественным сектором производства, которое выражается в двух типах отношений. С одной стороны, это потребление товаров и услуг личными подсобными хозяйствами. С другой стороны - обоюдный коммерческий интерес. Первое направление связано с принадлежностью членов ЛПХ к работникам крупных сельскохозяйственных предприятий, что позволяет им пользоваться их услугами на льготных или безвозмездных условиях. Результаты взаимодействия по второму типу напрямую зависят от эффективности деятельности организаций общественного сектора и проработки самого механизма сотрудничества.
Заключение
В конечном итоге эффективность деятельности личных подсобных хозяйств должна аккумулировать в себе все указанные выше факторы их устойчивого развития. В первую очередь к ним можно отнести:
- создание правовой базы функционирования ЛПХ;
- гарантия стимулирующих условий для сельскохозяйственных организаций при сотрудничестве с ЛПХ;
- финансовая поддержка путем частичного погашения процентов за пользование кредитами и займами, а также введения надбавок к закупочным ценам на реализуемую продукцию.
Решение проблем функционирования ЛПХ должно осуществляться на государственном уровне. Учитывая тот факт, что государство четко сформулировало значение личных подсобных хозяйств как производителей сельскохозяйственной продукции, исполнительная власть должна способствовать развитию данного сектора аграрной экономики и эффективно решать возникающие проблемы. Данная работа должна быть перестроена в четкую систему на всех уровнях от сельских исполнительных комитетов до высших органов государственной власти.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бобышева, И. Н. Личные подсобные хозяйства: проблемы и перспективы развития / И. Н. Бобышева, О. А. Фролова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://science-education.ru/pdf/2014/6/384.pdf. - Дата доступа: 22.09.2018.
2. Зволинский, В. Роль личных подсобных хозяйств в товарообеспечении рынков продовольствия / В. Зволинский, О. Зволинская, Н. Матвеева, А. Александров // АПК: экономика, управление. - 2018. - № 4. - С. 20-27.
3. Казакевич, А. Личное подворье: хобби и производство / А. Казакевич // Белорусское сельское хозяйство. - 2011. -№ 10.
4. Скакун, А. С. Личные подсобные хозяйства в современной экономической системе / А. С. Скакун, С. А. Матох // Агропанорама. - 2012. - № 4. - С. 45-48.
5. Янина, Т. Целесообразность сохранения и развития личных подсобных хозяйств в системе продовольственного обеспечения / Т. Янина, М. Козлов // АПК: экономика, управление. - 2017. - № 3. - С. 44-50.
6. Концепция устойчивого развития личного подсобного хозяйства / К. В. Копач, Е. Г. Лысенко, А. С. Хухрин; под общ. ред. Е. Г. Лысенко. - М.: Россельхозакадемия, 2009. - 39 с.
7. О Программе развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан на 2006-2010 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 мая 2006 г., № 681 // Бизнес-Инфо: Беларусь / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
8. О Программе развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан в 2011-2015 годах: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 27 окт. 2010 г., № 1578 // Бизнес-Инфо: Беларусь / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
9. Власенко, И. О программе развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан в 2011-2015 годах / И. Вла-сенко // Моя бухгалтерия. Сельское хозяйство. - 2010. - № 12. - С. 42-43.
10. Сухоцкая, О. О некоторых итогах реализации программы развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан в Республике Беларусь / О. Сухоцкая // Аграрная экономика. - 2016. - № 9. - С. 12-15.
11. Сапожникова, Е. С. Организационно-экономические условия функционирования личных подсобных хозяйств региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.05.00 / Е. С. Сапожникова; Вятская ГСХА. - М., 2014. - 22 с.
12. Зволинский, В. Роль личных подсобных хозяйств в товарообеспечении рынков продовольствия / В. Зволинский, О. Зволинская, Н. Матвеева, А. Александров // АПК: экономика, управление. - 2018. - № 4. - С. 20-27.
13. Парамонов, П. Ф. Личные подсобные хозяйства населения в современной экономической системе (по материалам Краснодарского края) / П. Ф. Парамонов, И. В. Ворошилова, Д. К. Иваницкий. - Краснодар: КубГАУ, 2011. - 225 с.
14. Казакевич, А. Малые формы хозяйствования и их место в обеспечении продовольственной безопасности и развитии сельских территорий Беларуси [Электронные ресурс]. - Режим доступа: https://docplayer.ru/34495917-Aleksandr-kazakevich-nachalnik-otdela-fermerstva-i-lichnyh-podsobnyh-hozyaystv-ministerstva-selskogo-hozyaystva-i-prodovolstviya-respubliki-belarus.html. -Дата доступа: 22.09.2018.
15. Казакевич, А. Личное подворье: хобби и производство / А. Казакевич // Белорусское сельское хозяйство. - 2011. -№ 10. - С. 16-19.
16. Источники финансирования личных подсобных хозяйств и малого бизнеса в сельской местности / Международный фонд развития сельских территорий. - Минск, 2011. - 38 с.
17. Белорусы стали активнее брать кредиты на развитие личных подсобных хозяйств // Банки Беларуси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aeb.by/news/belorusy-stali-aktivnee-brat-kredity-na-razvitie-lichnykh-podsobnykh-khozyaistv. -Дата доступа: 22.09.2018.