Научная статья на тему 'Факторы адаптации студентов в образовательной среде колледжа'

Факторы адаптации студентов в образовательной среде колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1179
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / АДАПТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COLLEGE STUDENTS ’ ADAPTATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ADAPTIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PRACTICAL LEARNING / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьевская Ирина Владимировна

Рассматриваются факторы адаптации учащихся колледжа к образовательной среде учреждения среднего профессионального образования, интегрированного в образовательную структуру вуза, обусловленные возможностями вузовской среды. Приводятся результаты воздействия данных факторов на адаптацию студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьевская Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF STUDENTS ADAPTATION TO THE COLLEDGE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The articles reviews factors of college students adaptation to the educational environment of professional education, integrated to the educational structure of the institution of higher education and conditioned by opportunities of the HEI environment. The article contains the results of these factors impact on students’ adaptation.

Текст научной работы на тему «Факторы адаптации студентов в образовательной среде колледжа»

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 377.12(571.63)

И. В. Григорьевская

ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КОЛЛЕДЖА

Рассматриваются факторы адаптации учащихся колледжа к образовательной среде учреждения среднего профессионального образования, интегрированного в образовательную структуру вуза, обусловленные возможностями вузовской среды. Приводятся результаты воздействия данных факторов на адаптацию студентов.

Ключевые слова: адаптация студентов колледжа, образовательная среда, адаптивная образовательная среда, практико-ориентированное обучение, образовательные технологии.

На первый план проблема адаптации, или приспособления, выступает в условиях кардинального изменения деятельности индивида, сопровождающегося трансформациями в его предметном социальном окружении. При поступлении в образовательное учреждение среднего профессионального образования (СПО), колледж происходит встреча студента с новой образовательной средой, с которой ему предстоит в различных формах взаимодействовать все годы обучения.

Адаптацией в данном случае будет считаться приспособление студента к новым формам, методам и технологиям учебно-воспитательной и социально-бытовой деятельности; к новым формам контроля за качеством обучения (И. Ф. Исаев, В. В. Буткевич, А. В. Мудрик, Л. П. Рябов, Л. Н. Седова и др.). А. К. Гришанов и В. Д. Цуркан утверждают, что под адаптацией студента следует понимать процесс приведения основных параметров его социальных и личностных характеристик в состояние динамического равновесия с новыми условиями образовательной среды как внешнего фактора по отношению к студенту [1].

А. В. Сиомичев определяет адаптацию как процесс приспособления индивидуальных и личностных качеств к жизни и деятельности человека в изменившихся условиях существования. В сфере адаптации студентов выделяются познавательный и коммуникативный аспекты как основные направления учебной деятельности [2].

Важное значение приобретает тип образовательной среды, в которой создаются возможности для адаптации. Современная педагогическая наука определяет этот тип среды как адаптивный - она стремится, с одной стороны, максимально приспособиться к личности с ее индивидуальными особенностями, с другой - по возможности гибко реагировать на собственные социокультурные изменения [3].

В статье рассматриваются факторы образовательной среды, способствующие адаптации студента СПО сервисных специальностей, на примере Академического колледжа (АК) Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВгУЭС).

Академический колледж является учебным подразделением ВГУЭС; его учащимся доступны все преимущества многоуровневой системы образования, обусловленные интеграцией колледжа в образовательную среду вуза, обеспеченные его административными, организационными, педагогическими, материально-техническими, информационными, социально-культурными ресурсами. Наиболее полно в структуре подготовки студентов колледжа представлены группы «экономика и управление» и «сфера обслуживания».

Выделяются следующие преимущества использования многоуровневой системы образования для АК, который входит в систему непрерывного образования ВгУЭС:

- применение единой системы управления;

- применение элементов педагогических технологий, свойственных высшему образованию, при участии в преподавании профильных дисциплин педагогов выпускающих кафедр университета, т. е. ведение общей учебно-методической деятельности;

- использование единой информационной среды;

- использование единой с университетом предметно-архитектурной и культурно-социальной среды (библиотека, медиатека, музей ВГУЭС, студенческий театр моды «Пигмалион» с детским театром «Фея», учебные лаборатории, учебный комплекс на базе гостинично-ресторанного комплекса «Аванта», спорткомплекс «Чемпион», молодежный центр, театр «Андерграунд», медицинский центр «Лотос», общежития, кафе, столовые, парк);

- осуществление единой рекламной деятельности;

- следование традициям корпоративной культуры, использование единого фирменного стиля;

- использование единой системы безопасности и осуществление мер безопасности на территории всего кампуса.

Кроме того, особенности адаптации учащихся колледжа определяются:

- нормативными сроками освоения основной профессиональной образовательной программы (ранним, по сравнению с вузом, началом преподавания профессиональных дисциплин и предполагаемым формированием профессиональных компетенций (2-й курс));

- социально-психологическими характеристиками личности студентов. Большинство студентов средних специальных учебных заведений находятся на стадии «ранней юности» (15-18 лет), у них в меньшей степени по сравнению со студентами вузов развита способность к самоанализу, самодиагностике, осознанию своих достоинств и недостатков, проектированию своей жизненной стратегии и тактики. Их характеризуют недостаток навыков и умений общения, относительно слабое, несформи-ровавшееся стремление к овладению определенной профессией, что затрудняет процесс профессионального самоопределения [4].

Эксперимент по внедрению модели адаптивной среды колледжа проходил в течение 2009-2012 гг., при участии 120 студентов АК ВГУЭС. Были выделены две основные группы факторов адаптации: педагогические и социально-психологические.

Указанные ниже относятся к педагогическим факторам.

Применение образовательных технологий, способных интенсивно и эффективно влиять на развитие учебных и общих компетенций. Основная особенность адаптивной образовательной среды в области формирования общих и профессиональных компетенций выпускника, подмеченная практиками образования, заключается в том, что воздействие адаптивной среды носит объективный характер, не зависящий от изучаемого предмета, намерений педагога, специфики учебного заведения (В. А. Ясвин, Г. А. Русских, М. Л. Зуева и др.) [5]. Наиболее значимые образовательные технологии, используемые в учебном процессе:

- групповые проекты, тренинги, лекции-пресс-конференции, семинары-конференции;

- лекции, практические занятия и лабораторные работы, проводимые с использованием мультимедийных технологий и современного лабораторного оборудования;

- контроль знаний при помощи тестов и использования ситуационных задач.

Преобладание практико-ориентированного

обучения. Этот фактор включает организацию учебно-профессиональных практик (в том числе и зарубежных с выездом в КНР), лабораторных занятий в квазипрофессиональной среде на базе учебного гостинично-ресторанного комплекса «Аван-та», привлечение «приглашенных спикеров», выполнение проектов по заказу предприятий в реальной профессиональной среде. Главной целью системы практико-ориентированного обучения студентов является максимальное приближение учебного процесса к реальной жизни и проблемам бизнеса.

Сотрудничество с бизнес-партнерами университета и колледжа (для студентов сервисных специальностей - гостинично-ресторанных комплексов) направлено на создание условий для успешного профессионального самоопределения (в соответствии с индивидуальными возможностями, способностями, интересами), формирования профессионально важных качеств; установления деловых отношений с коллегами и вхождения в трудовую деятельность. В настоящий момент университет имеет договоры о партнерстве и сотрудничестве с более чем 400 предприятиями и организациями, активное двухстороннее взаимодействие осуществляется примерно с 40 [6].

Использование возможностей дополнительного образования (инновационного бизнес-инкубатора ВГУЭС). На базе бизнес-инкубатора в рамках проекта «Предприниматель» студенты имеют возможность заниматься имитационными предпринимательскими проектами, а также осуществлять реальные бизнес-идеи как резиденты бизнес-инкубатора. За время осуществления долговременного проекта «Предприниматель» (3 года) в нем участвовало более 800 человек, на стадии инкубирования находятся три проекта студентов АК ВГУЭС.

К социально-психологическим факторам адаптации относятся следующие.

Культивирование рефлексии и развития рефлексивных способностей студента как субъекта деятельности. В мышлении - наличие проблемно-конфликтной ситуации, в деятельности - установка на кооперирование, а не на конкуренцию, в общении - на отношения, подразумевающие доступность собственного опыта человека для другого и открытость опыта другого для себя. На практике это процесс обязательного осмысления и обсуждения результата деятельности студента, причин удачных решений (ошибок), оценки собственной деятельности.

Демократический стиль общения с преподавателем создает условия для формирования хорошего микроклимата в группе, заботится о состоянии отношений в коллективе, координирует работу

специалистов (профконсультантов, психологов), выполняющих управленческие функции. В среде, где нет места стрессу, боязни, страху, не разрушается и здоровье студентов

Наличие системы социально-психологических мероприятий (тренингов, классных часов), направленных на различные сферы социального опыта студента (командообразование, успешные коммуникации, лидерство, самопознание, рефлексия, са-мопрезентация). По линии профобразования практикуются тренинги учащихся 9-11-х классов по содействию развития профессионального самоопределения подростков, социализации личности на этапе их профессионального становления (проводятся в начале или в конце учебного года в режиме outdoor).

Первокурсники участвуют в тренингах, построенных по следующей схеме: командообразование ^ эффективные коммуникации ^ развитие лидерских качеств. На более высоком уровне (второй курс) проводится тренинг активизации внутренних ресурсов с включением рефлексии с использованием методики Т. В. Кунигель «Активизация внутренних ресурсов подростка». На третьем курсе отрабатываются задачи, связанные с профессиональными требованиями, для чего отрабатываются навыки позитивной самопрезентации в стратегии самопродвижения.

Как показывает практика, в системе непрерывного образования лидеры, определившись еще в средней школе (лицей ВГУЭС), сохраняют и упрочивают свои позиции на этапе СПО, участвуя в самоуправлении группы, колледжа, выполняя исследовательские проекты и выступая на конференциях, участвуя в проведении профориентационной работы колледжа.

Формирование положительного отношения к образовательной среде, развитие корпоративной культуры, развитие познавательных и коммуникативных способностей, социального поведения в целом, повышение социальной активности, наиболее полное использование социально-культурных возможностей, предоставляемых адаптивной средой (посещение библиотеки, музейных выставок, участие в мероприятиях молодежного центра, посещение спортивных секций).

Аутентичная организация пространства. Все функциональные зоны или микросреды (учебные аудитории, спортивные залы, библиотека, столовые, жилые зоны) связаны: переход от одной функциональной зоны до другой не отнимает много времени и не доставляет участникам образовательного процесса физических и психологических неудобств. Крытые переходы объединяют в единое целое все корпуса университета, в числе которых находится и колледж. Время пешеходной доступ-

ности для студента колледжа каждого помещения не превышает 10-15 минут. Тем самым исключается выход на улицу в холодное время года, снижается риск простудных заболеваний, а также исключается риск опоздания или пропуска занятий, что снижает уровень реактивной тревожности.

Здоровьесбережение и личная безопасность студентов. В колледже обеспечен высокий уровень безопасности и здоровьесбережения студентов и сотрудников. На время учебы студентам колледжа выдаются медицинские полисы на лечение в медицинском центре «Лотос», который также находится на территории кампуса. В 2009 г. ВГУЭС как член Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса был награжден дипломом всероссийского конкурса Минобрнауки РФ «Вуз здорового образа жизни». Безопасность обеспечивается за счет использования современных средств наблюдения, сигнализации и оповещения: на территории установлено более 800 камер видеонаблюдения.

Отмечены результаты воздействия факторов адаптации:

1. Количество успевающих на 4 и 5 в экспериментальной группе повысилось в среднем на 12 % по общеобразовательным предметам и на 20 % по специальным. На 13 % снизилось количество студентов, имеющих средний балл «удовлетворительно». Количество неуспевающих по специальным дисциплинам снизилось в 2 раза, а по общеобразовательным - на 2,8 %.

2. Более осмысленной стала профессиональная мотивация - в целом у 75 %, т. е. у трех четвертей студентов. Формирование устойчивой мотивации к учебной и профессиональной деятельности происходило за счет направленности на решение реальных задач, соответствующих реальному уровню притязаний и стремлению к достижению результатов.

3. Повысился уровень эмоциональной комфорт-

ности, социальной активности, снизилась тревожность (в среднем на 24 %). Зафиксированы статистически значимые результаты ¿-критерия (р < 0,001) по шкалам опросника Столина-Панти-леева «положительное самоотношение», «ожидаемое положительное отношение других», «самоуверенность». По шкалам опросника ДПА статистически значимые результаты роста (значения ¿-критерия при р < 0,001) отмечены по шкалам «приятие других», «эмоциональная комфорт-

ность», «самоприятие».

4. Процент участия студентов в исследовательской и научной деятельности весьма высок - 67,5% (с учетом участия в проектной деятельности, коллективной и индивидуальной, учебной и дополнительной).

5. Число низкоадаптированных студентов сни- ния вуза, либо трудоустраиваются на предприятия

зилось до 8,6 %, а среднеадаптированных возросло отрасли.

до 72,8 %. Таким образом, факторы адаптации студен-

6. 95,7 % выпускников колледжа по сервисным тов колледжа обусловлены интеграцией его об-

направлениям либо продолжают учебу по той же разовательной среды в образовательную среду

специальности в системе непрерывного образова- вуза.

Список литературы

1. Гришанов Л. К., Цуркан В. Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты

адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев, 1990. С. 29-41.

2. Сиомичев А. В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе: автореф. дис. ... канд. психол.

наук. Л., 1985. 17 с.

3. Третьяков П. И., Митин С. Н., Бояринцева Н. Н. Адаптивное управление педагогическими системами. М.: Академия, 2003. 368 с.

4. Максимова З. Р. Особенности профессионального становления студентов в системе СПО // Проблемы социальной психологии личности:

сб. науч. тр. Саратов: СГУ, 2008. С. 56-63.

5. Меньшикова Е. А. Психолого-педагогические аспекты успешности обучения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2007. Вып. 1 (64). С. 48-54.

6. Лазарев Г. И. Куда ведут ступени профессионального образования? // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 3-12.

Григорьевская И. В., преподаватель, соискатель научной степени кандидата педагогических наук.

Академический колледж Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

Ул. Гоголя, 41, Владивосток, Приморский край, Россия, 690014.

E-mail: [email protected].

Материал поступил в редакцию 16.09.2013.

I. V Grigorevskaya

FACTORS OF STUDENTS ADAPTATION TO THE COLLEDGE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The articles reviews factors of college students adaptation to the educational environment of professional education, integrated to the educational structure of the institution of higher education and conditioned by opportunities of the HEI environment. The article contains the results of these factors impact on students’ adaptation.

Key words: college students ’ adaptation, educational environment, adaptive educational environment, practical learning, educational technologies.

References

1. Grishanov L. K., Tsurkan V. D. Sociological problems of first year students adaptation. Psycho-pedagogical aspect of students’ adaptation to the HEI educational process. Kishinev, 1990. pp. 29-41 (in Russian).

2. Siomichev A. V. Psychological features of students’ adaptation in the sphere of learning and communication at HEI. Abstract dis. cand. psich. sci. Leningrad, 1985. 17 p. (in Russian).

3. Tretyakov P. I., Mitin S. N., Boyarintseva N. N. Adaptive management of pedagogical systems. Moscow, Academia Publ., 2003. 368 p. (in Russian).

4. Maksimova Z. R. Professional formation features of students in the professional education system. Problems of personal social psychology: digest of scientific works. Saratov, SSU Publ., 2008. Pp. 56-63 (in Russian).

5. Menshikova E. A. Psychological and pedagogical essence of Cognitive Interests. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2008, no. 3 (77), pp. 16-20 (in Russian).

6. Lazarev G. I. Where do professional education steps lead? Russian higher education, 2008, no. 7, pp. 3-12 (in Russian).

Vladivostok State University of Economics and Service, Academic College.

Ul. Gogolya, 41, Vladivostok, Primorsky territory, Russia, 690014.

E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.