Научная статья на тему 'Факторы адаптации курсантов к особенностям практико-ориентированной подготовки в образовательных организациях МВД России: теоретический аспект'

Факторы адаптации курсантов к особенностям практико-ориентированной подготовки в образовательных организациях МВД России: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
141
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДА / АДАПТАЦИЯ / КУРСАНТЫ / МНОГОАСПЕКТНОСТЬ / EDUCATION / WEDNESDAY / ADAPTATION / CADETS / MULTIDIMENSIONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зиборова Марина Михайловна

В статье рассматриваются теоретические аспекты адаптации курсантов, представленной как степень активности субъекта и социальной среды, в контексте освоения существующих норм, правил поведения, установок на моделирование поведения, характерного для данной социальной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зиборова Марина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of cadets’ adaptation to the peculiarities of practice-oriented training in the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia: theoretical aspect

In article theoretical aspects of adaptation of cadets which is presented as degree of activity of the subject and the social environment in the context of assignment of the existing norms, rules of conduct, installations on modeling of the behavior characteristic of this social group are considered.

Текст научной работы на тему «Факторы адаптации курсантов к особенностям практико-ориентированной подготовки в образовательных организациях МВД России: теоретический аспект»

Зиборова Марина Михайловна

Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя (тел.: +79154371881)

Факторы адаптации курсантов к особенностям практико-ориентированной подготовки в образовательных организациях МВД России: теоретический аспект

В статье рассматриваются теоретические аспекты адаптации курсантов, представленной как степень активности субъекта и социальной среды, в контексте освоения существующих норм, правил поведения, установок на моделирование поведения, характерного для данной социальной группы.

Ключевые слова: образование, среда, адаптация, курсанты, многоаспектность.

M.M. Ziborova, Kikot Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia, tel.: +79154371881.

Factors of cadets' adaptation to the peculiarities of practice-oriented training in the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia: theoretical aspect

In article theoretical aspects of adaptation of cadets which is presented as degree of activity of the subject and the social environment in the context of assignment of the existing norms, rules of conduct, installations on modeling of the behavior characteristic of this social group are considered.

Key words: education, Wednesday, adaptation, cadets, multidimensionality.

Многообразие функций и задач, возложенных на сотрудников полиции, предъявляет высокие требования к профессиональным и личностным качествам курсантов при поступлении в образовательные организации МВД России. Обеспечение подготовки в современных условиях предопределяет необходимость реализации системы эффективной адаптации курсантов к условиям практико-ориентированного обучения, преодолению возникающих профессиональных трудностей и психологических барьеров.

Проблема адаптации как фундаментальная междисциплинарная научная проблема исследуется на философском, психологическом, педагогическом, социально-экономическом и других уровнях, ибо «понятие адаптации, как общенаучное, - содействует синтезу знаний различных (природных, социальных, технических) систем. Наряду с философскими категориями, общенаучные понятия исследуемых объектов различных наук объединяются в целостные теоретические построения» [1].

Изучение процесса адаптации курсантов к новым условиям подготовки в условиях образовательной организации МВД России предполагает анализ категории «адаптация» (лат. adaptatio, adaptare, adaptio, adapto - приспособлять, устраивать). В педагогическом энциклопедическом словаре термин «адаптация» определяется как «...приспособление организ-

ма к условиям существования», а с социально-психологической точки зрения она означает «приспособление личности к социальной среде» [2]. Процесс адаптации связан с перестройкой функций тех или иных органов, механизмов, с выработкой обновленных навыков, привычек, качеств, поведения. Это приводит к равнонаправ-ленному процессу влияния личности на среду, и среды - на личность, так как способность к адаптации проявляется не только в приспособлении к меняющимся обстоятельствам, но и в выработке фиксированных способов поведения, позволяющих преодолевать возникающие затруднения в приспособлении к окружающей действительности. Базовыми для понимания сущности адаптации являются естественнонаучные работы зарубежных (Ж. Бюффон, Г. Ауберт, Ч. Дарвин) и отечественных (И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина и Г. Селье) ученых, которые определили, что в основе биологической адаптации лежит свойство живой материи к равновесию, что позволяет объекту адекватно реагировать на внешние изменения [3].

Ретроспективная разработка феномена «адаптация» привела к исследованиям в социологии, психологии, педагогики, признающим роль общественных факторов в становлении личности, влияния внешней среды на стимулирование деятельности человека, что включает в себя целый спектр самоизменений, самокоррекцию и выработку новых личностных качеств [4].

191

При анализе литературы по проблеме можно отметить направления, по которым осуществляются исследования:трудности начального этапа обучения и факторы, влияющие на процесс адаптации [5; 6], определение этапов и уровней адаптации первокурсников к обучению [7] методики, способствующие адаптации студентов к новым условиям учебно-воспитательного процесса [8; 9].

Определяющее значение для раскрытия-сущности и содержания феномена адаптации заложены в психолого-педагогических исследованиях, рассматривающих человека во всем многообразии его свойств и проявлений. Утверждается, что человек адаптируется к реальным условиям на основе единства природного (биологическая адаптация), общественного (социальная адаптация, психологическая адаптация) и индивидуального (социально-культурная, профессиональная адаптация) приспособления [5]. А.В. Петровский в исследованиях определяет многофазность вхождения личности в социальную среду: адаптация (человек осваивает действующие нормы, усваивает приемы и средства деятельности, которыми владеют все члены группы), индивидуализация (персонализация, способы для достижения своей цели, мобилизация внутренних ресурсов) и интеграция (стремление субъекта и его способностей соответствовать групповым ценностям, быть представленным в «других») [10]. Закономерности, рассмотренные А.В. Петровским для периодов детства и ранней юности, могут соответствовать развитию личности в студенческом возрасте.

Студенчество как отдельная возрастная категория соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет) [11]. Сензитивный период развития человека, по мнению Б.Г. Ананьева, предполагает профессиональный выбор на основе социогенных потенций курсантов, когда имеются все предпосылки для развития восприятия, памяти, мышления, внимания, а также общего интеллектуального развития. При организации и совершенствовании адаптации курсантов к условиям практико-ориентирован-ной подготовки необходимо основываться на знаниях закономерностей психического развития и особенностей этого возраста.

Исследователь И.А. Зимняя определяет студенчество как особую воз-растную категорию, специфическую общность людей, объединенных стремлением к образованию [12]. Студенческий возраст определяется с различных точек зрения: с психологической (темперамент, характер, направленность, способности), с

социальной (общественные отношения, национальность, принадлежность к определенной социальной группе), с биологической (телосложение, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, формируемые на основе наследственности, и врожденные задатки, подвергающиеся изменениям под влиянием условий жизни) [13].

При поступлении в ведомственный вуз требуется быстрая адаптация к условиям обучения в образовательной организации МВД России. Необходимо найти свое место, определить свою роль в новом коллективе, выработать образцы мышления и поведения, отражающие систему ценностей и норм этого коллектива, сформировать навыки и умения межличностного общения в данном коллективе [1; 14]. Обучение в вузе является механизмом, который запускает адаптационные процессы личности и обусловливает способы приспособления молодого человека к новым условиям, определяет существенные изменения в психоэмоциональной сфере курсантов. Влияние обозначенных факторов может привести к снижению адаптационного потенциала личности, привести к необоснованному напряжению, а иногда к «срыву» [15, с. 41].

Специфика адаптационного периода в образовательной организации МВД России основана на том, что приоритетным является учебно-профессиональная деятельность, которая связана не только с формированием знаний, умений, владений (компетенций), но и с выполнением обязанностей по обеспечению охраны порядка, несением караульной службы, исполнением обязанностей сотрудника полиции. Первокурсники приобретают новые поведенческие характеристики и статус, определяемые уставными отношениями и особенностями службы. Исследуя особенности обучения в образовательных организациях МВД России, авторы научных трудов указывают на то, что адаптационный период курсантов имеет сложный многооаспектый характер, заключающийся в системном воздействии на курсантов различных видов адаптации (учебная, служебная, бытовая) [16]. Кроме того, в структуре адаптации с учетом специфики обучения в вузе выделяют «обучающую, развивающую, воспитывающую, социокультурную (внеслужебную), исследовательскую, информационную, практи-ко-ориентированную (служебную) микросреды, диалектически взаимодействующие и включенные друг в друга» [17, с. 46].

Таким образом, процесс адаптации курсантов к практико-ориентированной подготовке в вузе представляет степень активности субъекта и социальной среды, формирование на этой основе новых форм и моделей поведения, определяющих его дальнейшее разви-

192

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2017 • № 3 (37)

тие, «принятие» существующих норм, правил поведения, установок на моделирование пове-

1. Философские проблемы теории адаптации /под ред. Г.И. Царегородцева. М., 1975.

2. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М, 2002.

3. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения / под ред. В.М. Каганова. М., 1947.

4. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб., 2001.

5. Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. М., 2008.

6. Дубовицкая Т.Д., Крылова А.Я. Методика исследования адаптированности студентов в вузе //Психологическая наука и образование. 2010. № 3. С. 23-29.

7. Мещеряков Б.Г., Соболев Г.И. Новая методика исследования социально-психологической адаптации первокурсников // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2009. № 4. C. 56-63.

8. Постовалова Г.И. Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. М., 2007.

9. Савотина Н.А. Социальная адаптация в условиях студенческой среды: дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.

10. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990.

11. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические проблемы высшей школы. 1974. Вып. 2.

12. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997.

13. URL: http://www.bestreferat.ru/ referat-149141.html

14. Арсланбеков М.М. Совершенствование психолого-педагогической подготовки курсантов военных вузов // Изв. ГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 43-2. С. 23-26.

15. Маклаков А.Г., Сидорова А.А. Формирование адаптационного потенциала личности и его развитие в процессе обучения в вузе // Вестн. Ленинград. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2011. Т. 5. № 4. С. 41-51.

16. Земцова Е.М. Адаптация курсантов к обучению в военном вузе средствами пропедевтического курса физики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2004.

17. Ерошенков Н.В. Образовательная среда вуза МВД России как фактор профессионально-нравственной подготовки курсантов // Вестн. Белгород. юрид. ин-та МВД России. 2014. № 1. С. 42-47.

дения, характерного для данной социальной группы.

1. Philosophical problems of the theory of adaptation / ed. by G.I. Tsaregorodtsesva. Moscow, 1975.

2. Pedagogical encyclopedic dictionary / resp. ed. B.M. Bim-Bad; ed. board: M.M. Bezruky, V.A. Bolotov, L.S. Glebova et al. Moscow, 2002.

3. Sechenov I.M. Selected philosophical and psychological works / ed. by V.M. Kaganov. Moscow, 1947.

4. Rean A.A. Practical psychodiagnostics of personality. St. Petersburg, 2001.

5. Beziulyova G.V. Psychological and pedagogical support of professional adaptation of pupils and students. Moscow, 2008.

6. Dubovitskaya T.D., Krylova A.Ya. Methodology for studying the adaptation of students in a university // Psychological science and education. 2010. № 3. P. 23-29.

7. Meshcheryakov B.G., Sobolev G.I. New methodology for studying the socio-psychological adaptation of first-year students // The psychological journal of the International University of Nature, Society and Man «Dubna». 2009. № 4. P. 56-63.

8. Postolovalova G.I. Psychological and socio-psychological characteristics of students' adaptation. Moscow, 2007.

9. Savotina N.A. Social adaptation in a student environment: diss. ... Candidate of Pedagogics. Moscow, 2006.

10. Petrovsky A. V., Yaroshevsky M.G. Psychology. 2nd ed., rev. and augm. Moscow, 1990.

11. Ananiev BG. To psycho physiology of student age // Modern psychological problems of the higher school. 1974. Iss. 2.

12. Zimnyaya I.A. Pedagogical psychology. Rostov-on-Don, 1997.

13. URL: http:/Mww/.bestreferat.ru/referat-149141.html

14. Arslanbekov M.M. Perfection of psychological and pedagogical preparation of cadets of military high schools // Bull. of GPU of A.I. Herzen. 2007. № 43-2. P. 23-26.

15. Maklakov A.G., Sidorova A.A. Formation of the person's adaptive potential and its development in the process of studying at the university // Bull. of Leningrad State University of A.S. Pushkin. 2011. Vol. 5. № 4. P. 41-51.

16. Zemtsova E.M. Adaptation of cadets to training in a military higher educational institution by the means of the propaedeutic physics course: auth. abstr. ... Candidate of Pedagogics. Chelyabinsk, 2004.

17. Eroshenkov N.V. The educational environment of the university of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a factor of professional and moral training of cadets // Bull. of Belgorod Law University of the Ministry of the Interior of Russia. 2014. № 1. P. 42-47.

193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.