УДК 316.346.32-057.87
ГУДОВА Т.Г., Факторная структура
ЛЯСКОВСКАЯ О.В. социального самочувствия
современного студенчества
В статье выполнен анализ структуры социального самочувствия студенчества по результатам социологического опроса студентов Москвы и Орла. Показано, что множество признаков социально-психологического самочувствия студентов может быть сведено к двум базисным латентным факторам: фактору самосознания и фактору, отражающему их духовные переживания.
Ключевые слова: социальное самочувствие, студенчество, латентные факторы, социологический опрос, метод главных компонент.
При анализе социальной адаптации студенческой молодежи к учебе в вузе важен учет их социального самочувствия1, которое понимается как многосторонняя категория, характеризующая отношение студентов к системе социальных координат, степень адаптированности к новым для них социальным реалиям, отношение к перспективам и факторам изменения социального статуса.
Социальное самочувствие студентов имеет сложную внутреннюю структуру. Оно включает в себя богатый спектр факторов: удовлетворенность вузом, отношениями с сокурсниками, оценки материального положения, условий жизни, состояния здоровья, настроения и т.п. На этой базе формируется представление о завтрашнем дне: уверенность, социальный оптимизм одних и чувство уязвимости, пессимизма других.
Для исследования структуры социального самочувствия студентов в данной работе использовался подход, предложенный французским математиком-статистиком и социологом Ж.-П. Пажесом2. Суть подхода в следующем: если механизмы, которые приводят к выработке мнения в результате опроса, обозначить как функцию 1, то ответ Я (т.е. мнение) респондента и стимул Б (т.е. вопрос) могут быть связаны моделью
Я = 1(Б, Р), (1)
где Б и Р - множества параметров, позволяющих выразить взаимодействие стимула Б и индивида Р.
Оба эти множества указывают на две взаимосвязанные и взаимодополняющие стороны взаимодействия: коннотация (Б) выражает смысл, придаваемый индивидом стимулу, а установка на дифференциацию (Р) отражает умственную деятельность индивида, вызываемую стимулом.
Чтобы оценить вид функции 1, необходимо рассмотреть возмущения этой системы около заданного (во времени, пространстве, ситуации и т.п.) состояния и тем самым описать пространство состояний параметров вокруг «среднего» индивида (респондента). В первом приближении, исходя из уравнения (1), эти взаимодействия можно описать как факторную модель
X = ис + Е, (2)
где Хрхп - матрица ответов, данных п респондентами по поводу р стимулов; ирхк -матрица координат р стимулов в к-мерном подпространстве коннотаций; Скхп - матрица центрированных координат п респондентов в к-мерном подпространстве дифференциаций; Ерхп - матрица ошибок. Параметры коннотации и дифференциации являются неизвестными, но могут быть определены путем оптимизации, например методом главных компонент.
Факторную матрицу и и матрицу факторных весов С можно рассматривать как репрезентативное представление всего существующего многообразия мнений и индивидов только в том случае, если в матрице данных Х с необходимой точностью воспроизведены одновременно две
генеральные совокупности людей и проблем. Первая генеральная совокупность
- студенты вузов, структурированные в различные группы. Вторая - конфликтные признаки, являющиеся компонентами социального самочувствия студентов.
В данной работе эмпирической базой послужили результаты социологического опроса студентов вузов двух городов - Москвы и Орла. Объем выборочной совокупности составил 858 человек, что обеспечило ошибку выборки не более 4%3. В опросе приняли участие студенты трех факультетов - гуманитарного (46,6%), естественного (17,7%) и технического (35,7%). Юноши составили 45%, девушки - 55% от общего числа опрошенных. В качестве инструментария использовали пакет статистических программ анализа данных общественных наук SPSS Base4, являющийся стандартом де-факто в эмпирической социологии. Методологической и методической основой исследования являлись положения, изложенные в работах доктора экономических наук, профессора В.Г. Шуметова5.
В соответствии с первым условием выделены группы студентов ряда вузов Москвы и Орла, различающиеся по следующим признакам:
1. Удовлетворенность вузом (6 групп):
- В какой степени вы удовлетворены сделанным выбором? (группы: «вполне удовлетворен» - «частично удовлетворен»
- «не удовлетворен»);
- Как вы оцениваете качество обучения в вузе? (группы: «хорошее» - «удовлетворительное» - «плохое»);
2. Отношения со сверстниками (8 групп):
- В какой степени вы удовлетворены сложившимися отношениями с одно-группниками? (группы: «полностью удовлетворен» - «в основном удовлетворен»
- «не удовлетворен»);
- Есть ли у вас близкие друзья среди однокурсников? (группы: «да, много друзей» - «да, но не много» - «нет»);
- Как вы чувствуете себя в группе? (группы: «комфортно» - «не комфортно»).
3. Учеба (6 групп):
- Ваша успеваемость в целом (группы: «5» - «5-4» - «4-3»);
- В какой степени вы удовлетворены сложившимися отношениями с препода-
вателями? (группы: «полностью удовлетворен» - «в основном удовлетворен» - «не удовлетворен»).
4. Внеучебная жизнь (8 групп):
- Оцените организацию внеучебной работы в вузе (группы: «хорошая» - «удовлетворительная» - «плохая»);
- Принимаете ли вы участие в общественной работе в вузе? (группы: «да» - «нет»);
- В какой степени вам удается планировать свое свободное время? (группы: «полностью удается» - «частично удается» - «плохо удается»).
5. Материальное положение (21 группа):
- Оцените уровень обеспеченности вашей семьи (группы: «высокообеспеченная» - «малообеспеченная»);
- Получаете ли вы стипендию? (группы: «да» - «нет»);
- Хватает ли вам денег, чтобы хорошо питаться? (группы: «да» - «частично» - «нет»);
- Хватает ли вам денег, чтобы прилично одеваться? (группы: «да» - «частично»
- «нет»);
- Хватает ли вам денег, чтобы приобретать необходимую литературу? (группы: «да» - «частично» - «нет»);
- Хватает ли вам денег, чтобы отдыхать, как хочется? (группы: «да» - «частично» - «нет»);
- Оказывают ли вам родители материальную помощь? (группы: «да, постоянно»
- «да, иногда» - «практически нет»);
- Имеете ли вы дополнительный заработок кроме стипендии и родительских денег? (группы: «да» - «нет»).
6. Бытовые условия, здоровье (7 групп):
- Где вы живете в настоящее время? (группы: «у себя дома» - «в студенческом общежитии» - «снимаю квартиру (комнату)»);
- Как вы оцениваете ваши бытовые условия? (группы: «хорошие» - «удовлетворительные», «плохие»);
- Оцените состояние своего здоровья в настоящее время (группы: «хорошее» -«удовлетворительное» - «плохое»).
7. Статусные характеристики (7 групп):
- Ваш пол (группы: «мужской» - «женский»);
- Ваш факультет является (группы: «гуманитарным» - «естественным» - «техническим»);
- На каком курсе вы учитесь? (группы: «1-2 курс» - «3-5 курс»).
При таком выделении групп учитывались априорные представления о типологии студентов по их социальному самочувствию; окончательное решение о выделении тех или иных групп студентов принималось с учетом двух условий: во-первых, различимости групп по комплексу конфликтных тем, во-вторых, их наполненности (объемы подвыборок должны быть не слишком малы).
В соответствии со вторым условием в качестве конфликтных признаков, определяющих социальное самочувствие студентов, были использованы некоторые вопросы анкеты и соответствующие полярные варианты ответов. Прежде всего это - ответы на вопросы, отражающие поведенческие рефлексии студентов как результат их социального самочувствия: «Можете ли вы про себя сказать: «Мне нравится моя сегодняшняя жизнь»; «Мне кажется, что я ничего не могу и ничего не умею»; «Я чувствую себя человеком на своем месте»; «Я часто чувствую сильное одиночество»; «У меня много интересных дел и некогда скучать»; «Мне кажется, что я ничего не успеваю»; «Я уверен, что у меня все получится»; «Периодически я чувствую себя несчастным, испытываю депрессивное состояние»?».
С учетом двух альтернатив ответов на эти вопросы мы получаем 16 количественных переменных - вероятностей положительной и отрицательной реакции тех или иных групп студенчества по комплексу полярных признаков, отражающих их социальное самочувствие:
1) отношение к сегодняшней жизни (позитивное - негативное);
2) оценка способностей (позитивная - негативная);
3) осознание своего места в жизни (позитивное - негативное);
4) чувство одиночества (позитивное -негативное);
5) ощущение занятости (позитивное -негативное);
6) оценка собственных возможностей (позитивная - негативная);
7) чувство оптимизма (позитивное -негативное);
8) чувство депрессии (позитивное -негативное).
Вероятности положительной и отрицательной реакции групп студенчества по каждому признаку в сумме составляют
единицу, поэтому в факторный анализ были включены вероятности ответов по пяти позитивным (мне нравится моя жизнь; у меня много интересных дел; у меня все получится; я на своем месте; учеба - счастливое время) и пяти негативным признакам (чувствую себя несчастным; погружаюсь в невеселые размышления; я одинок; ничего не могу; ничего не успеваю).
Проведенный факторный анализ по методу главных компонент позволил выявить два базисных латентных фактора, объясняющих соответственно 45,0 и 39,7% общей дисперсии. Поскольку третья главная компонента объясняет лишь около 5% общей дисперсии, то можно ограничиться двухфакторной моделью социального самочувствия студентов.
Представим результаты факторного анализа графически на плоскости в виде диаграммы, названной Ж.-П. Пажесом «картой Неба» - рис. 1.
Главный фактор 1
Рис. 1. Расположение признаков в пространстве социального самочувствия студентов («карта Неба»)
«Звездами» на «карте Неба» (рис. 1) являются различные аспекты социального самочувствия студентов. Местоположение каждой «звезды»-признака - ее координаты на «карте Неба» - однозначно определяется значениями факторных нагрузок («весов»). Интерпретация главных компонент определяется теми исходными при-
знаками, корреляция которых с ними превышает величины 0,7. Первая главная компонента, объясняющая большую часть разброса суждений респондентов, - ось, вдоль которой элементы выборки размещаются в соответствии с деятельностными позициями. Вторая главная компонента - ось, дифференцирующая элементы выборочных совокупностей по отношению к духовным переживаниям. Две первые главные компоненты описывают два важнейших измерения пространства (поля) социального самочувствия - соответственно «материальное» (фактор самоосознания) и «духовное» (фактор самоощущения).
На рис. 2 приведена базовая интерпретация осей факторного пространства социального самочувствия студентов. оптимизм
«комфортность»
зависимость от обстоятельств
3
«рефлексия»
1
«заслуженный успех»
ориентация на себя
«одиночество»
V
пессимизм
Рис. 2. Интерпретация осей пространства главных факторов социального самочувствия студентов
Положительное направление главного фактора Р1 можно интерпретировать как ориентацию на свои силы, а отрицательное -как зависимость от обстоятельств. Соответственно положительное направление главного фактора Р2 можно трактовать как оптимизм, а отрицательное - как пессимизм. Оси делят плоскость на четыре квадранта. Содержание каждого из них - это своя особая совокупность установок и типов социального самочувствия студенческой молодежи.
Используемый прием позволяет продемонстрировать размещение в двухмерном пространстве главных факторов не только переменных, определяющих содержательную интерпретацию осей, но и групп респон-
дентов в соответствии с усредненными по группе факторными весами-координатами местоположения группы по каждой оси.
На рис. 3 приведены диаграммы размещения социальных групп студентов, различающихся по материальной обеспеченности, а также бытовым условиям и состоянию здоровья, в двухфакторном пространстве, характеризующем социальное самочувствие студенческой молодежи.
а
Материальное положение
1,5'
период, матер, помоща
высокробеспечеЯна^ есть доп.заработок да
--------Я&п:
Постовнная матер.пом
I □
нет доп. заработка
СМ -,5'
го -1,0'
нет , Частично Ф
беспеченная
-1,5'
-2,5 -2,0 -1,5 -1,0 -,5 0,0
Главный фактор 1
1,0 1,5 2,0
Главный фактор 1 Рис. 3. Идентификация на плоскости главных факторов групп студентов, различающихся по материальной обеспеченности (а), бытовым условиям и состоянию здоровья (б)
б
Из анализа расположения групп студентов на плоскости главных факторов можно заключить, что первый квадрант демонстрирует стратегию успеха. Оптимизм его представителей является результатом собственных усилий, это дает основание назвать данный квадрант «заслуженным успехом». Вошедших в него студентов объединяют хорошие материальная обеспеченность и бытовые условия, хорошее здоровье, удовлетворенность сделанным выбором, активная общественная деятельность, комфортное самочувствие в группе, хорошая и отличная успеваемость.
Третий квадрант объединяет неудачников, пессимистов, склонных к паникерству, поэтому можно назвать этот квадрант «рефлексия». Для рефлексирующих пессимистов характерна крайне низкая самооценка. Студенты, вошедшие в данный квадрант, не умеют планировать свое время, поэтому им кажется, что они ничего не умеют и не успевают. Общая неудовлетворенность усиливается отсутствием друзей и плохими отношениями с преподавателями. Для представителей данной категории студентов характерны жалобы на неудовлетворительные бытовые условия, плохое здоровье и отсутствие денег даже на самое необходимое. Описанный букет негативных эмоций приводит многих пессимистов к выводу о том, что они просто не на своем месте.
Квадрант 2 объединяет вполне благополучную молодежь, проживающую с родителями в хороших бытовых условиях. Родители периодически оказывают молодым людям всемерную помощь, в результате чего денег хватает не только на самое необходимое, но также на развлечения и отдых. Представители данной группы отличаются высокой степенью коммуникабельности и общительности, у них много друзей. Душевный комфорт данной категории студентов обеспечивается удовлетворенностью сделанным выбором, хорошей учебой. Его представители - студенты старших курсов, обучающиеся на естественных факультетах. Этот квадрант может быть назван «комфортность».
Четвертый квадрант включает студентов, не адаптировавшихся к жизни вуза. У представителей этого квадранта нет дополнительного заработка. Рассматриваемый квадрант в значительной степени состоит из сту-
дентов младших курсов, преимущественно девушек, многие из которых проживают в съемных квартирах. Впервые оторванные от семьи и оказавшиеся в новой, непривычной жизненной ситуации, эти студенты переживают сложный адаптационный период. Этот квадрант можно назвать «одиночество».
Распределение групп студентов, различающихся по учебе, отношению с преподавателями (а) и статусным характеристикам, демонстрирует рис. 4.
Учеба
а
2,5
2,0
1,5
1,0
успеваю на 5
удовл.отнэшс препод
¡успеваю на 4-5
з 0,0 -успеваю *а 3*- - " " "™о"ш Ь пре'под.'
£ -.5
шох.отнош. с препод -4 -3 -2-10 1 Главный фактор 1
б
Рис. 4. Идентификация на плоскости главных факторов групп студентов, различающихся по учебе, отношению с преподавателями (а) и статусным характеристикам (б)
Итак, четыре квадранта представляют четыре типа социального самочувствия и поведения как результат сочетания полярных базисных установок. Первая ось противопоставляет природный оптимизм пессимистическому отношению к жизни, вторая - зависимость от обстоятельств ориентации на собственные усилия. Таким образом, поле двух латентных факторов может быть описано с помощью восьми вышеупомянутых категорий.
Полученные результаты позволяют перейти к решению следующего важного вопроса - разработке типологии современного студенчества по комплексу факторов социального самочувствия и предложений по совершенствованию стратегии социальной адаптации студенчества.
1 Социально-психологическая и профессиональная адаптация студентов вузов Центрального региона России (по материалам со-
циологического исследования) / Т.Н. Афонина, ТА. Иваненко, В.И. Уварова, В.Г. Шуметов. Под ред. канд. филос. наук В.И. Уваровой. Орел: Изд-во ОрелГАУ 2001.
2 Пажес Ж.-П. Конфликты и общественное мнение. Новая попытка объединить социологов и математиков // Социологические исследования. 1991. № 7, 10.
3 Паниотто В.И., Максименко В.С. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев, 2003.
4 SPSS Base 8.0 для Windows. Руководство по применению. М.: СПСС Русь, 1998.
5 Шуметов В.Г. Методологический подход к количественному представлению данных для моделирования по результатам социологических опросов // Моделирование и прогнозирование социально-экономических явлений и процессов. Сб. трудов кафедры математики и математических методов в управлении. Орел: Изд-во ОРАГС, 2009; Гудова Т. Г., Шуметов В.Г. Методические вопросы оценки факторов социально-психологической адаптации студенческой молодежи // Вестник НИИРПО. Серия "Экономика и управление". Вып. 2. М.: ИИЦ ННИРПО, 2009.