Научная статья на тему 'Факторинг как инструмент управления дебиторской задолженностью'

Факторинг как инструмент управления дебиторской задолженностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторинг как инструмент управления дебиторской задолженностью»

ФАКТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ

ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

Е.Н. Евдокимова, кандидат экономических наук, доцент,

М.А. Подхватилина, магистрант Рязанский государственный радиотехнический университет

С ростом конкуренции на товарных рынках и рынках услуг, в условиях острой борьбы за покупателя все актуальнее становится потребность в либерализации взаимоотношений между поставщиком и покупателем. Снижение цен, улучшение качества товаров и услуг, диверсификация товарной номенклатуры, организация бесплатной доставки, бонусы и т.п. -лишь некоторые из мероприятий, к которым вынужден прибегать поставщик в современных условиях в стремлении найти и удержать покупателя. К перечисленному ряду также можно отнести предоставление поставщиком отсрочек платежа за продаваемый товар и оказываемые услуги. Отсрочка платежа является одним из мощных стимулов увеличения продаж, позволяющая:

■ привлекать новых клиентов;

■ удерживать действующих клиентов;

■ увеличивать объемы отгрузок существующим клиентам.

Но данный широко распространенный сегодня способ построения взаимоотношений с покупателями имеет свои побочные негативные эффекты для поставщика. Предлагая отсрочки и, становясь, таким образом, кредитором для покупателя, поставщик зачастую сталкивается с проблемой кассовых разрывов

и нехватки оборотных средств. Кроме того, возникает вероятность неоплаты поставок в срок. Все это неизменно ведет к дополнительным издержкам и увеличению рисков поставщика. Возникновение такого рода проблем и обусловило причину появления факторинга.

Факторинг (термин "факторинг" происходит от английского - посредник, агент) - это комплекс финансовых услуг, оказываемых компаниям - оптовым поставщикам товаров и услуг, имеющий бессрочный характер и стратегический интерес, как для последних, так и для финансирующей стороны. В соответствии с законодательством РФ сегодня факторинговые услуги могут оказывать не только банки, но и компании, получившие лицензию на осуществление финансовой деятельности. Суть факторинга заключается в предоставлении банком или специализированной компанией (далее Фактор) трех видов сервиса торговым, производственным и сервисным компаниям (далее поставщикам): финансирование оборотных средств, покрытие ряда рисков, имеющих место в торговых операциях компаний, и административное управление дебиторской задолженностью. Более подробно схема факторинговых операций представлена на рисунке.

Поставщик получает факторинговое обслуживание

2. Уступка права требования долга по поставке

3. Перечисление первого платежа (до 90% от суммы поставленного товара)

1. Поставка товара на условиях отсрочки платежа

I

4. Выплата остатка средств (от 10%) после оплаты покупателем

за минусом комиссии Факторинговой компании

Факторинговая Компания (услуги факторинга)

Схема факторингового финансирования

В настоящее время факторинг является распространенной формой финансирования.

Согласно ежегодному отчету рейтингового агентства «Эксперт» о состоянии российского рынка факторинга, объем уступленных денежных требований в 2005 году составил 5,7 млрд. долларов США, что на 90% больше чем в 2004 году. Такие показатели роста свидетельствуют не только о том, что все больше компаний открывают для себя преимущества факторинга, но также и о том, что действующие клиенты факторинговых компаний демонстрируют высокие показатели роста.

С точки зрения денежных средств факторинг решает такие проблемы, как:

- расширение доли компании на рынке. У поставщика появляется возможность привлечь новых клиентов, увеличить ассортимент товара на складе и, как следствие, увеличить оборот и прибыль;

- повышение ликвидности дебиторской задолженности. Поставщик получает деньги сразу же после отгрузки товаров с отсрочкой платежа. Выплачиваемое финансирование автоматически увеличивается по мере роста продаж;

- ликвидация кассовых разрывов. Четкое планирование поступления денежных средств и погашение собственной задолженности. Поставщик может построить план выплаты факторингового финансирования «под свою компанию»: получать деньги именно в тот день, когда ему необходимо и именно в том объеме, какой требуется на данный момент;

- своевременная уплата налогов. В соответствии с 25 главой Налогового кодекса РФ уплата налогов должна осуществляться по факту отгрузки товаров и услуг. Получая финансирование в рамках факторингового обслуживания в день отгрузки товара, поставщика не будут беспокоить «расчеты» с государством. Компания-поставщик получает гарантию защиты от штрафных санкций со стороны кредиторов (в том числе государственных органов) при несвоевременных расчетах с ними, вызванных кассовым разрывом. Дополнительной возможностью является получение финансирования к дате налоговых платежей;

- своевременная оплата контрактов. Сокращение сроков отсрочки платежа при закупках товаров ведет к лучшим ценовым условиям на закупаемый товар и увеличению размеров товарных кредитов, получаемых от собственных поставщиков.

В коммерческом аспекте эффективность факторинга выражается в том, что Фактор оказывает содействие в плане кредитного менеджмента. Фактор контролирует своевременность оплаты поставок покупателями, проверяет платежную дисциплину и деловую репутацию покупателей, эффективно управляет дебиторской задолженностью. Фактор в рамках факторинга позволяет клиенту управлять своими рисками, из-

бегать отгрузок недобросовестным покупателям, грамотно строить лимитную и тарифную политику при осуществлении товарного кредитования.

Кроме того, при факторинговом обслуживании поставщик защищен от значительной части рисков, в частности:

- кредитные риски;

- валютные риски;

- процентные риски;

- ликвидные риски.

Для пояснения принципа взимания фактором кредитных рисков поставщика по поставкам с отсрочкой платежа необходимо ввести понятие регресса. Регресс - это право Фактора, финансирующего поставщика в рамках факторингового обслуживания, осуществить обратную переуступку денежного требования поставщику по данной поставке и востребовать с него сумму выплаченного ему по этой поставке авансового платежа при неоплате поставки соответствующим покупателем по истечении определенного срока. Причем этот срок записывается в договоре факторинга и, как правило, значительно превышает период отсрочки платежа по договору поставки. Факторинг без регресса подразумевает отсутствие у банка такого права. В мировой практике факторинговые операции с регрессом и без регресса соотносятся как 40/60.

Под кредитными рисками в данном случае понимаются риски компаний, связанные с неоплатой поставок с отсрочками платежей. При факторинговом обслуживании (при наличии в договоре факторинга оговорки об отсутствии у Фактора права регресса к поставщику) поставщик, получая средства от Фактора в счет очередной поставки с отсрочкой платежа, передает Фактору право требования платежа по этой поставке. Таким образом, Фактор, осуществив финансирование поставки и не имея поставщика в качестве своего дебитора (дебитором Фактора становится покупатель поставщика), при неоплате данной поставки покупателем вовсе несет убытки в части авансового платежа поставщику самостоятельно. Таким образом, покрываются кредитные риски поставщика по поставкам с отсрочкой платежа при факторинговом обслуживании.

Покрытие валютных рисков поставщика подразумевает возможность немедленно конвертировать денежные средства, полученные от Фактора в качестве авансового платежа по поставке, под оплату валютного контракта. Этот аспект факторинговых услуг принципиален для тех компаний, которые имеют валютную составляющую в продаваемом ими товаре. Функция покрытия валютных рисков в рамках факторинга позволяет поставщикам не использовать типичные методы хеджирования этих рисков посредством повышения рублевой цены на размер возможной де-

вальвации рубля за период оборачиваемости поставки или за счет выставления отпускных цен в товарно-транспортных документах и счетах-фактурах в условных единицах. Освободив себя от необходимости применять такие непопулярные среди покупателей меры и, в то же время, оградив себя от валютных рисков за счет факторинга, поставщик получает дополнительные конкурентные преимущества на рынке.

При факторинге поставщик покрывает так называемые процентные риски. Эти риски возникают у компаний, строящих свой бизнес на сторонних (заемных и привлеченных) оборотных средствах. При резком изменении рыночной стоимости этих средств происходит дополнительное давление на цену товара поставщика (за счет удорожания кредита растет себестоимость товара/услуги). При факторинге, как правило, Фактор гарантирует поставщику, что стоимость денежных ресурсов, предоставляемых последнему, будет оставаться неизменной в течение довольно длительного периода времени (например, полгода или год). Этот аспект факторингового обслуживания является дополнительным стабилизирующим фактором для бизнеса поставщика.

Ликвидные риски представляют собой риски возникновения кассовых разрывов, недостатка средств для покрытия важных текущих затрат и т.п. Кассовые разрывы происходят у поставщиков при несовпадении денежных потоков, получаемых от покупателей в счет осуществленных поставок, и потоков средств, которые необходимо направлять на погашение собственной кредиторской задолженности поставщика (например, при значительных просрочках оплаты поставок покупателями). При факторинге по-

ставщик получает средства по поставке от Фактора практически в момент поставки, поэтому ликвидные риски поставщика становятся заботой Фактора.

Иногда факторинг пытаются сравнивать с кредитом, хотя факторинг и банковский кредит имеют различную природу и направлены на удовлетворение разных потребностей поставщиков. Кредит характеризуется срочностью, что предполагает его погашение через определенный срок. Таким образом, банковский кредит абсолютно неприемлем для финансирования поставок с отсрочкой платежа. Если шестимесячный кредит будет направлен на финансирование отгрузок товаров с отсрочкой платежа, то изменятся условия работы компании в ситуации погашения товарного кредита, и что будет, если поставщику не удастся получить новый кредит после его погашения. Сегодня в России большинство кредитов выдаются на срок до года, что как раз и приводит к подобным ситуациям. Факторинг же на сегодняшний день является единственным бессрочным пассивом в российской экономике и позволяет планировать программу развития на многие годы вперед.

Другой особенностью кредита является необходимость предоставления залога для его получения. Принципиальное отличие факторинга и кредита заключается в том, что кредит ориентирован на успехи компании в прошлом, на те активы, которые были заработаны вчера, факторинг же ориентирован на будущие успехи в продажах, и даже если продажи вырастут в 5 раз, это не будет ограничением для финансирования в рамках факторинга. Более подробное сравнение финансирования при факторинге с другими кредитными продуктами представлено в таблице.

Отличия финансирования при факторинге от других кредитных продуктов

Факторинг Кредит Овердрафт

1 2 3

Факторинговое финансирование погашается из денег, поступающих от дебиторов клиента Кредит возвращается Банку заемщиком Овердрафт возвращается Банку заемщиком

Факторинговое финансирование выплачивается на срок фактической отсрочки платежа (до 120 календарных дней) Кредит выдается на фиксированный срок, как правило, до 1 года При получении овердрафта устанавливаются жесткие сроки пользования траншем, как правило, не превышающие 30 дней

Факторинговое финансирование выплачивается в день поставки товара Кредит выплачивается в обусловленный кредитным договором день Срок действия договора по возобновляемой кредитной линии не может превышать 3-6 месяцев

При факторинге переход компании на расчетно-кассовое обслуживание в Банк не требуется Кредит предусматривает переход заемщика на расчетно-кассовое обслуживание в Банк Овердрафт предусматривает переход заемщика на расчетно-кассовое обслуживание в Банк

Для факторингового финансирования никакого обеспечения не требуется Кредит, как правило, выдается под залог и предусматривает обороты по расчетному счету, адекватные сумме займа Овердрафтом предусмотрено поддержание определенного оборота (4:1) по расчетному счету. Обеспечение в виде залога не требуется

Продолжение таблицы

1 2 3

Размер фактического финансирования не ограничен и может безгранично увеличиваться по мере роста объема продаж клиента Кредит выдается на заранее обусловленную сумму Лимит овердрафта устанавливается из расчета 15 - 30% от месячных кредитовых поступлений на расчетный счет заемщика

Факторинговое финансирование погашается в день фактической оплаты дебитором поставленного товара Кредит погашается в заранее обусловленный день Все кредитовые поступления автоматически списываются с расчетного счета в погашение овердрафта и процентов по нему

Факторинговое финансирование выплачивается автоматически при предоставлении накладной и счета-фактуры Для получения кредита необходимо оформлять огромное количество документов Для получения овердрафта необходимо оформлять большое количество документов

Факторинговое финансирование продолжается бессрочно Погашение кредита не гарантирует получение нового Погашение овердрафта не гарантирует получение нового

Факторинговое финансирование сопровождается сервисом, который включает в себя: управление дебиторской задолженностью, покрытие рисков, связанных с поставками на условиях отсрочки платежа, консалтинг и многое другое При кредитовании помимо предоставления средств клиенту и РКО Банк не оказывает заемщику каких-либо дополнительных услуг При овердрафте помимо предоставления средств клиенту и РКО Банк не оказывает заемщику каких-либо дополнительных услуг

Итак, каждая компания стремится к развитию, к росту своих продаж. Однако ограниченные финансовые и организационные возможности большинства поставщиков сдерживают их в осуществлении поставленных целей. На помощь приходят финансовые продукты и услуги, позволяющие организациям развивать свой бизнес. Одним из таких «инструментов» является факторинг, который призван решать для компаний, реализующих свою продукцию с отсрочкой платежа, следующие задачи:

- расширить долю компании-поставщика на рынке;

- повысить ликвидность дебиторской задолженности;

- ликвидировать кассовые разрывы;

- своевременно оплачивать контракты и уплачивать налоги;

- организовать продажи в кредит;

- развить отношения с существующими покупателями;

- привлечь новых покупателей;

- застраховать риски, связанные с предоставлением отсрочки платежа покупателям и др.

В заключение хочется отметить, что факторинг, широко развитый на западе и делающий только первые шаги в России, является одним из немногих на сегодняшний день российских финансовых продуктов, направленных на действительную поддержку и развитие реального сектора страны. Этот бизнес стоит на стыке интересов банковского и реального секторов экономики. В условиях наличия типичной проблемы для последнего, связанной порой с катастрофической нехваткой оборотных средств, факторинг, в силу всего вышесказанного, становится панацеей для российского рынка товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.