С.В. УТКИН, 2018 © UTKIN SERGEY
«ФАКТОР ТРАМПА» В ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ: РЕАКЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА THE TRUMPS FACTOR IN TRANSATLANTIC RELATIONS: EUROPEAN UNION REACTION
Аннотация. В статье ставится вопрос о настоящем и будущем развития трансатлантических отношений в период президентства Д. Трампа. В этой связи автором исследуются масштаб и глубина противоречий сторон по вопросам обеспечения обороны, иранской «ядерной сделке», торговым взаимоотношениям. Отдельное внимание уделяется взаимному восприятию сторон на доктринальном уровне. Делается вывод о перспективах эволюции трансатлантических отношений по ключевым направлениям.
Abstract. The article points out the question about present and future development of transatlantic relations during the Trump"s presidency. In this regard the author explores the scale and the deep of contradictions of the parties on the issues of defense, Iranian,, nuclear deal,,, trade cooperation. The paper pays special attention to mutual perception of the parties at the doctrinal level. The author concludes about the perspectives of the evolution of transatlantic relations at the key directions.
Ключевые слова: США, Европейский союз, Трамп, оборона, торговля, санкции.
Keywords: USA, European Union, Trump, defense, trade, sanctions.
Избрание Д. Трампа президентом США в ноябре 2016 г. стало шоком для ведущих политических сил стран-участниц и самого института ЕС. Вплоть до выборов большинство аналитиков по обе
25
стороны Атлантики определенно прогнозировали победу Х. Клинтон, которая предполагала бы высокую степень преемственности с курсом президента США с 2009 г. Барака Обамы. Политическому мейнстриму ЕС в целом импонировало как содержание политики Б. Обамы по многим вопросам, так и стиль его поведения. Д. Трамп как по существу, так и по внешним особенностям политики, наоборот, стал полной противоположностью Б. Обаме [Perkins, 2017]. Поскольку Д. Трамп был весьма необычным кандидатом, в том числе для поддержавшей его Республиканской партии, различия между сменившими друг друга лидерами оказались более разительными, чем это предполагали расхождения между республиканцами и демократами сами по себе.
По многим вызывающим политические разногласия темам для Д. Трампа характерны резкие корректировки его собственной позиции. В ряде случаев об этих изменениях даже ближайшие сотрудники президента узнают из его кратких и эмоциональных сообщений в популярной социальной сети Твиттер (Twitter) [Rex Tillerson.., 2018]. Зарубежным партнерам потребовалось время, чтобы привыкнуть к такому положению дел, однако и готовность в принципе к таким поворотам не облегчает планирования и практического взаимодействия с США.
Исследователи международных отношений традиционно обращали большое внимание на то, что политическое единство Запада сочетается с довольно глубокими расхождениями, которые необходимо учитывать как Евро-Атлантическому сообществу, так и его внешним партнерам [Войтоловский, 2007]. Специфика президентства Д. Трампа подсветила и обострила разногласия, затушевав трансатлантическое сходство и родство. Тем не менее вопреки алармистским оценкам [Traub, 2018] Запад как политическая общность имеет высокие шансы пережить это необычное президентство, после которого политический маятник политики США вполне может качнуться в обратном направлении.
В настоящей статье рассмотрен ряд проблемных блоков, которые формируют поле разногласий между Соединенными Штатами Д. Трампа и ЕС, но одновременно подчеркивают общность озабоченностей, возникающих в связи с состоянием международ-
ной среды на двух берегах Атлантического океана. Поскольку ЕС далеко не всегда удается обеспечить полное единство внешнеполитических подходов стран-участниц, внимание обращается и на расхождения внутри Европейского союза.
Доктринальные установки
Стратегии, принимаемые на уровне государств и международных организаций, часто начинают быстро устаревать вскоре после принятия под влиянием непредвиденных внешних обстоятельств. Тем не менее такие документы позволяют отследить официально утвержденное видение изменений международной среды и желаемого будущего.
Для ЕС основополагающим внешнеполитическим документом остается Глобальная стратегия [A Global Strategy.., 2016], одобренная в июне 2016 г., еще до победы Д. Трампа на президентских выборах, и привлекшая заметное внимание со стороны исследователей [см.: Глобальная стратегия.., 2017]. Отдельный подраздел стратегии посвящен «более сплоченной Атлантике». Отмечается особая роль НАТО как основы системы евро-атлантической безопасности, значимость соглашения о Трансатлантическом партнерстве в сфере торговли и инвестиций (TTIP), важность взаимодействия с США и Канадой по вопросам урегулирования кризисов, борьбы с терроризмом, киберпространства, миграции, энергетики и изменения климата. Фактически по всем этим темам политика Д. Трампа существенно осложнила поиск взаимопонимания с ЕС, а то и вовсе сделала его временно бесперспективным.
В июне 2017 г., когда резкие изменения в политике США уже стали очевидны, команда Верховного представителя ЕС по иностранным делам Ф. Могерини представила доклад по результатам первого года реализации Глобальной стратегии. Соединенным Штатам в докладе посвящено одно предложение во введении: «Новая американская администрация реформирует роль Америки на международной арене» [Implementing the EU.., 2017]. Отмечены успехи по укреплению взаимодействия ЕС и НАТО - решения в этом направлении были приняты еще в декабре 2016 г.
В Соединенных Штатах, в свою очередь, в декабре 2017 г. была представлена новая Стратегия национальной безопасности (СНБ) [National Security.., 2017], в которой, по мнению многих экспертов [Boot, 2017], нашли отражение не столько политические приоритеты самого Д. Трампа, сколько более взвешенный и традиционный для Республиканской партии подход команды советника по национальной безопасности Г. Макмастера, остававшегося на своей должности до апреля 2018 г., когда его сменил известный своими резко консервативными взглядами Дж. Болтон. В СНБ США включен раздел, посвященный Европе, в котором подчеркивается общность ценностей и важность совместного противодействия угрозам, в первую очередь посредством механизмов НАТО, для успешности которых европейские союзники должны увеличить оборонные расходы. ЕС в 55-страничном документе упомянут дважды: один раз через запятую с НАТО как объект, воспринимаемый Россией в качестве угрозы [National Security.., 2017, p. 25], и второй - в описании экономических намерений США в Европе - как один из акторов наряду с выходящей из Союза Великобританией и другими странами, с которыми Соединенные Штаты будут работать в целях обеспечения честных и равноправных торговых практик и устранения барьеров для роста [National Security.., 2017, p. 28].
Фактически на доктринальном уровне ЕС пока избежал прямого упоминания разногласий с США, а Соединенные Штаты ограничились намеком на острые вопросы - обязательства в рамках НАТО и торговлю, подчеркивая при этом значимость трансатлантического единства перед лицом недружественного поведения России и Китая.
Для ЕС само видение международных отношений как арены столкновения великих держав является предметом для растущего беспокойства. Действовать солидарно в кризисных ситуациях у Евросоюза получается не всегда. Еще большей проблемой остаются скорость реакции и конфиденциальность подготовки решений - и то и другое сложно обеспечить при необходимости согласовать позиции 28 государств - членов объединения. Рабочей гипотезой стратегов ЕС оказывается предположение, что в этом неспокойном
мире у стран-участниц возникает больше стимулов для сплочения, а важнейшей задачей становится недопущение размывания основополагающих принципов ЕС [Geopolitical Outlook.., 2018]. Однако на практике международная турбулентность не останавливается у границ ЕС, а сплочение как реакция на проблемы принимается далеко не всеми государствами-членами.
Вопросы обороны
НАТО стала объектом критики со стороны Д. Трампа еще в период предвыборной кампании, как объект неоправданных расходов, которые должны быть более справедливо распределены между союзниками [A guide to.., 2017]. Вскоре после избрания президент сделал успокаивающие заявления, признавая, что НАТО удается адаптироваться к вызовам времени [Trump on NATO..,
2017]. В мае 2017 г. в Брюсселе президент принял участие в саммите Альянса, который сосредоточился на беспокоивших его вопросах распределения расходов и участия союзников в борьбе с терроризмом [NATO leaders.., 2017].
Д. Трамп не стал препятствовать практической реализации согласованного в июле 2016 г. на Варшавском саммите НАТО развертывания сил Альянса в странах Балтии и Польше [NATO declares.., 2017]. Президент, а также вице-президент М. Пенс предприняли ряд символических шагов, чтобы заверить в своей поддержке страны - участницы блока, наиболее критически настроенные в отношении России. Наиболее заметной из этих мер стало выступление Д. Трампа в дни саммита в Варшаве, в котором он лишь однажды упомянул Россию в связи с ее «дестабилизирующими действиями в Украине и других местах», но похвалил Польшу за высокий уровень оборонных расходов [Remarks by President.., 2017]. На последовавшее в мае 2018 г. предложение Польши разместить на своей территории постоянную базу США, что нарушало бы Основополагающий акт Россия-НАТО, немедленной официальной реакции Белого дома не последовало, хотя движение в этом направлении, в том числе под влиянием антироссийской позиции Конгресса США, нельзя исключить [Judson,
2018].
Во многих странах - участницах НАТО наметился рост оборонных расходов, но заявленного показателя в 2% ВВП в Европе достигают лишь Великобритания, Эстония, Греция и Польша [NATO Members.., 2018]. Было бы опрометчиво связывать эту тенденцию именно с требованиями Д. Трампа. Вопрос о недостаточном вкладе европейских союзников в дела Альянса поднимался регулярно на протяжении многих лет. Один из заметных всплесков обсуждения этого вопроса был связан с высказываниями министра обороны США Р. Гейтса, прозвучавшими еще в 2011 г. [Remarks by Secretary.., 2011]. В ряде государств-членов готовность к движению в направлении увеличения расходов сформировалась на фоне острой фазы конфликта в Украине в 2014-2015 гг. При этом цель в 2% ВВП для крупных экономик зачастую по-прежнему рассматривается как нерациональная - так, Германия предполагает достичь лишь уровня в 1,5% к 2025 г. [Germany aims.., 2018].
В первые полтора года президентства Д. Трамп, действия которого существенно ограничивались позицией Конгресса и многочисленными скандалами, корректировал не столько политику в отношении НАТО, сколько риторику. В значительной степени Альянс продолжил инерционное движение по колее, определенной еще в 2016 г. Однако опасения в связи с Д. Трампом как «разрушителем» сложившихся договоренностей и институтов не сняты полностью. Возможность продемонстрировать преувеличенный или, наоборот, оправданный характер этих опасений была у президента США на саммите НАТО в Брюсселе в июле 2018 г.
Со стороны ведущих стран Европы корректировку подходов к оборонным вопросам определили не столько какие-либо решения, принятые Соединенными Штатами непосредственно в рамках НАТО или характер текущего взаимодействия с союзниками по Альянсу, сколько общее впечатление о меняющемся характере политики Белого дома. В значительной степени на это повлиял и выход из ЕС Великобритании. Королевство - одно из крупнейших и наиболее серьезных с точки зрения военного потенциала стран, одновременно являлось одной из опор оборонной составляющей ЕС и сдерживавшей своей евроскептической позицией поступательное развитие оборонных механизмов объединения.
Канлдер Германии А. Меркель и президент Франции Э. Мак-рон сделали ряд заявлений о том, что ЕС должен в большей степени полагаться на себя, в том числе в вопросах обороны [Merkel: Europe can.., 2018]. В долгосрочной перспективе достижению этой цели должен содействовать формат Постоянного структурированного сотрудничества (PESCO) [Permanent Structured.., 2018]. Эта опция была зафиксирована еще в подписанном в декабре 2007 г. Лиссабонским договоре, являющемся правовой основой ЕС, и впервые использована в декабре 2017 г., когда соответствующую договоренность поддержали 25 из 27 остающихся в ЕС после Брек-зита стран (Дания и Мальта воздержались от участия). Проекты PESCO предполагают интенсификацию совместных учений и совместную работу над различными оборонными системами. Соединенные Штаты восприняли инициативу с некоторой настороженностью, указывая на риски нерационального использования ресурсов, которые могли бы пригодиться в рамках НАТО [US fears closer.., 2018]. Понятно, что в случае успешного наращивания потенциала оборонной промышленности ЕС конкуренция для военно-промышленного комплекса США в отдельных областях может возрасти, по меньшей мере непосредственно на рынках государств - членов объединения. Однако даже потенциальная результативность PESCO сама по себе скорее не приведет к кардинальному изменению картины евро-атлантической безопасности. Целый ряд стран, согласившихся на участие в PESCO, существенно больше озабочены сохранением дееспособности НАТО и наращиванием двустороннего сотрудничества с США, чем успехом этого проекта ЕС.
В конце XX - XXI в. европейские государства - члены Альянса активно использовали свои вооруженные силы для решения проблем в странах, расположенных за пределами зоны ответственности блока. Однако это были небоевые миссии, широкие по спектру выполняемых задач (от миротворческих до тренировочных). В этой связи странам - участницам ЕС оказывается непросто даже предположить возможность не миротворческой миссии, а масштабной военной акции по типу кампаний США в Афганистане и особенно в Ираке, на которые ЕС пошел бы без взаимодействия с
Соединенными Штатами Америки и тем более вопреки позиции последних. Оборонные механизмы в Европейском союзе формируются скорее впрок, чем для насущных нужд. В случае если администрация США выступит с инициативой некоей военной операции и попросит страны НАТО о поддержке, вполне вероятно, что с участием европейцев можно будет сформировать «коалицию желающих», как это сделал Дж. Буш-мл. в 2003 г. для войны в Ираке, и неоднозначное отношение лично к президенту Д. Трампу не стало бы препятствием.
«Российская дилемма»
Политика в отношении Советского Союза, а затем России, всегда входила в число приоритетных тем для обсуждения между союзниками по НАТО и их партнерами. С 2014 г. украинский кризис дополнительно обострил это обсуждение. Входящие в западные союзы страны смогли быстро сформировать и реализовать согласованную, хотя и не во всем идентичную, политику давления на Россию, в первую очередь посредством санкций. Сторонники принятого курса опасались, что Д. Трамп, придя к власти, облегчит или вовсе разрушит санкционный режим. Эти соображения, по-видимому, не были беспочвенными. Как в период предвыборной кампании, так и после избрания, когда в США стали обсуждаться дополнительные меры против России в связи с приписываемым ей вмешательством в президентские выборы 2016 г., Д. Трамп давал понять, что не считает санкции удачным инструментом и намерен восстановить отношения с Россией [Donald Trump.., 2016].
Однако, каковы бы ни были первоначальные намерения нового президента, последующее развитие санкционной политики определил резко антироссийски настроенный Конгресс. Кульминацией усилий конгрессменов летом 2017 г. стал Акт о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATS) [Countering America's.., 2017], сформировавший каркас для дальнейшего давления на Россию, Иран и Северную Корею. Хотя принятые ранее санкции ЕС к тому моменту оставались предметом консенсуса, дальнейшее и, что важно, одностороннее усиление
давления со стороны США не вызвали однозначной поддержки европейских союзников. Ввиду экстерриториального характера принимаемых США санкционных мер эта озабоченность принимает вполне материальное измерение - европейские компании, работающие с США или использующие в транзакциях американскую валюту, вынуждены подчиняться решениям, к которым ни правительства их стран, ни ЕС не имели отношения.
В закон CAATS включен ряд отсылок к трансатлантическим отношениям. В части закона, посвященной «противодействию российскому влиянию в Европе и Евразии», ЕС, НАТО и отдельные страны Европы упоминаются как партнеры, в контакте с которыми следует организовать такое противодействие (CAATS, Sec. 252 (7-9)). Противодействие российскому влиянию поддерживает специальный фонд, размеры которого Конгресс определил в 250 млн долл. Средства из него направляются на защиту от кибер-атак, коррупции и т.п. уязвимых стран-участниц и государств -кандидатов НАТО и ЕС (CAATS, Sec. 254). Как отдельный подпункт в законе выделена «поддержка усилий стран Европы и Евразии по уменьшению их зависимости от российских источников энергии», а как политика США, в частности, закреплено «продолжение противодействия трубопроводу Северный поток-2» (CAATS, Sec. 257 (a (9), c)) [Countering America's.., 2017].
В определенной степени жесткая позиция Конгресса стала как раз реакцией на противоположные намерения Д. Трампа в отношении России, с которыми конгрессмены в подавляющем большинстве были резко не согласны. Через систему исполнительных органов у президента остаются некоторые возможности варьировать интенсивность использования сформированных Конгрессом инструментов, но считаться с заданным направлением политики как исполнительной власти США, так и зарубежным партнерам придется на протяжении длительного времени.
Позиция Конгресса Соединенных Штатов в высокой степени отражает озабоченности и приоритеты нескольких европейских государств - в первую очередь стран Балтии и Польши. С другой стороны, Германия и Австрия, в наибольшей степени заинтересованные в развитии энергетического сотрудничества с Россией, еще
в процессе подготовки CAATS заявили о своем несогласии с формируемым курсом Белого дома, в частности потому, что энергоснабжение Европы «забота Европы, а не США» [Foreign Minister..,
2017]. В целом позиции противников санкционного давления на Россию в ЕС постепенно усиливаются. Даже беспрецедентная скоординированная высылка странами Запада более 120 российских дипломатов [Western allies.., 2018] в связи с подозрением в причастности России к использованию отравляющего вещества на территории Великобритании не переломила эту тенденцию. Сформированное к июню 2018 г. партиями «Пять звезд» и «Лига» после длительных переговоров итальянское правительство во главе с Дж. Конте стало первым из крупных стран ЕС, выступивших с таких позиций [Italy breaks.., 2018]. Дискуссия о санкциях развивается на фоне хорошо известного различия в состоянии экономических отношений между США и Россией, как незначительными друг для друга торговыми партнерами, с одной стороны, и ЕС и Россией, как существенными, а на некоторых направлениях ключевыми партнерами - с другой. Иными словами, санкции и иное противодействие США России в сфере экономики, в первую очередь, затронут именно европейских союзников Америки, причем это воздействие сохранится и в том случае, если страны - участницы ЕС в какой-то момент откажутся от собственных санкционных ограничений.
Д. Трамп может попытаться вернуть себе инициативу в вопросах политики в отношении России, но ввиду позиции Конгресса такие шаги вряд ли помогут преодолеть сложившиеся противоречия. Намерения главы Белого дома предпринимать действия, расходящиеся с представлениями политического мейнстрима США, могут блокировать не только конгрессмены, но и его ближайшее окружение, однажды уже проигнорировавшее президентское желание пригласить В.В. Путина в Белый дом [After forging..,
2018].
Парадоксальным образом подчеркнутая мягкость президента Соединенных Штатов Америки в его высказываниях о России сближает его с теми европейскими странами, где Д. Трампа недолюбливают и опасаются, и отдаляет от тех, для которых США ос-
таются важнейшим союзником при любом лидере. Однако ввиду существующих в политической системе США сдержек и противовесов, а также специфики принятого в Соединенных Штатах санк-ционного инструментария, относительно слабые экономически и политически ключевые критики России в Европе и раздираемый межпартийными противоречиями по многим вопросам, но не по вопросу РФ Конгресс, во многом определят будущую политику, а Д. Трампу и европейским грандам останется в меру сил минимизировать ущерб, наносимый ее последствиями.
Торговое противостояние
На некоторых направлениях политики, как это показано выше, Д. Трамп, по крайней мере в первые полтора года своего президентства, не смог завладеть политической инициативой, но там, где у него сохраняются возможности действовать, он реализует программу своих предвыборных обещаний, в том числе весьма спорных. Это в первую очередь касается торговой политики. С ее корректировкой многие избиратели Трампа связывают надежды на улучшение экономического положения промышленности США, в том числе за счет уменьшения преимуществ, которыми, по мнению американского президента, пользуются европейские партнеры.
Притом что трансатлантические экономические отношения были и остаются чрезвычайно интенсивными, это не избавляло их от противоречий и до начала президентства Д. Трампа. Переговоры о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (TTIP) вызывали протесты в ряде стран ЕС, в первую очередь со стороны профсоюзного движения. По мнению некоторых наблюдателей, напряжение между противниками и сторонниками переговоров внутри Европейского союза достигло такого уровня, что во многих столицах даже обрадовались возможности их прервать ввиду соответствующего решения Д. Трампа, принятого в начале его президентства [Dullien, 2017]. Последующая попытка администрации США использовать формат переговоров о TTIP для решения интересующих ее торговых вопросов закончилась неудачей [Trump Is Willing.., 2018]
Перспектива соглашения о свободной торговле с точки зрения ЕС прочно увязана с реализацией государством - партнером Парижского соглашения по климату (2016) [EU Tells Trump.., 2018]. В июне 2017 г. Д. Трамп объявил о выходе Соединенных Штатов из соглашения [Paris Agreement.., 2017]. В свойственной ему манере глава Белого дома позднее уточнил, что США могли бы вернуться в соглашение, если бы им удалось согласовать «совершенно другую сделку», поскольку существующее соглашение является «ужасной сделкой» [Donald Trump says.., 2018]. В соответствии с правилами Парижского соглашения выход может произойти только через четыре года после вступления документа в силу, т.е. в ноябре 2020 г., после президентских выборов в США, но до инаугурации вновь избранного главы государства. При этом ряд штатов (16 по состоянию на май 2018 г.) решениями своих правительств объявили о продолжении соблюдения соглашения в случае выхода из него США и сформировали «Климатический альянс Соединенных Штатов Америки» для координации действий. Для ЕС Парижское соглашение - это часть гарантий того, что в условиях свободной торговли партнеры не будут получать преимущества за счет более низких экологических стандартов. Таким образом, хотя формально перспектива переговоров о трансатлантической свободной торговле не была закрыта Д. Трампом, фактически США и ЕС, вероятно, не смогут даже начать движение в этом направлении как минимум до 2021 г.
Д. Трамп рассчитывает, что на торговые соглашения, которые представляются ему выгодными, партнеров подтолкнет жесткая торговая политика США. В марте 2018 г. он объявил о введении 25%-ных пошлин на импорт стали и 10%-ных - на импорт алюминия, не сделав исключений для союзников [Trump announces.., 2018]. В отношении стран ЕС, Канады и Мексики решения вступили в силу в июне 2018 г. Эти меры могут оказаться лишь первыми зримыми признаками все более протекционистского курса США при Д. Трампе.
Европейский союз болезненно отреагировал на введенные Соединенными Штатами ограничения. Торговая политика относится к компетенциям, полностью переданным в ЕС на наднацио-
нальный уровень. Соответственно, Европейская комиссия должна выработать политику, которая обеспечила бы объединению возможности не просто нести потери, но активно вести торговую войну. Заявления комиссара ЕС по торговле шведки по национальности С. Мальмстрём предполагают именно такую линию поведения. ЕС объявил о предстоящем введении ответных мер в отношении продукции США - от арахисового масла до мотоциклов -и о планах по согласованию политики с другими пострадавшими, в первую очередь Канадой, Мексикой, Японией и Индией [EU trade.., 2018]. В объединении уверены, что тарифы США нарушают правила Всемирной торговой организации (ВТО) и будут использовать ее арбитражные механизмы для урегулирования спора [EU opens.., 2018]. Следующей целью Д. Трампа могут стать популярные германские производители автомобилей [As Trump.., 2018]. В целом именно ФРГ, обладающая ведущей экономикой в ЕС, оказывается наиболее частым адресатом комментариев американского президента относительно неоправданных преимуществ, получаемых партнерами за счет США [Trump slams.., 2017].
Притом что по обе стороны Атлантики звучат заявления о вынужденном характере принимаемых мер, в конечном счете обмен ударами будет наносить ущерб мировой торговле в целом. Характер и график введения будущих тарифных ограничений сложно предсказать, что повышает неуверенность бизнеса, приводит к падению стоимости крупных компаний на биржах. Логика протекционизма может легко распространиться по миру, а механизмы ВТО окажутся слишком медлительными для глобальной торговой войны. Сам Д. Трамп не пытается избегать драматических формулировок: «Торговые войны - это хорошо, их легко выиграть» [Trump doubles.., 2018]
Судьба соглашения по Ирану
Заключенный в июле 2015 г. Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по иранской ядерной программе, предполагающий ее ограничение мирными целями и тщательный международный мониторинг в обмен на отмену ключевых санкций, считался выдающимся дипломатическим достижением, обеспе-
ченным совместными усилиями государств - постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также ЕС. Для объединения здесь важно не только решение конкретно иранского вопроса, но и принципиальное доказательство перспективности урегулирования международных споров через сложные переговоры, а не военные акции. Д. Трамп в мае 2018 г. объявил о выходе США из соглашения с последующим восстановлением и ужесточением санкций против этой страны с августа 2018 г. [Remarks by President.., 2018]. Помимо угрозы «развала» соглашения, в котором другие партнеры по переговорам, включая Иран, пока выразили намерение остаться, ЕС, как и в случае санкций в отношении России, обеспокоен экстерриториальным характером принимаемых мер. Именно компании из Европейского союза принялись с энтузиазмом осваивать иранский рынок после согласованной в рамках СВПД отмены санкций. Товарооборот между ЕС и Ираном за два года (2016-2017) вырос более чем в 2,5 раза [McCarthy, 2018]. Большинством крупных компаний тем не менее выбор между работой с США и работой с Ираном будет сделан в пользу США. Возможны и исключения: так, французская «Рено» (Renault) - производитель, в первую очередь, автомобилей экономического класса, популярных в небогатых странах, объявила о намерении остаться в Иране, несмотря на санкции [Renault to remain.., 2018].
Евросоюз прорабатывает меры, которые позволили бы, по крайней мере малому и среднему бизнесу из ЕС, продолжить работать с Ираном, получая из фондов объединения компенсацию за наносимый санкциями США ущерб [European allies.., 2018]. Это важно не только и, возможно, не столько с точки зрения сохранения и увеличения доходов производителей из ЕС, сколько в плане сохранения для Ирана стимула продолжить участвовать в соглашении.
Намерения администрации Д. Трампа в отношении соглашения, а также в отношении Ирана, не до конца ясны. Не участвуя в СВПД, Соединенные Штаты могут тем не менее прямо или косвенно помочь ЕС сохранить соглашение или же активно содействовать его окончательному «развалу». Советник Д. Трампа по национальной безопасности Дж. Болтон, известный своими жесткими
высказываниями по Ирану, включая призывы к нанесению авиаударов и смене режима в Тегеране, уверяет, что его слова по этому поводу, произносившиеся до его вступления в нынешнюю должность, не являются политикой действующей администрации Соединенных Штатов Америки [Bolton: 'Regime change'.., 2018]. Тем не менее сам факт назначения Дж. Болтона в апреле 2018 г. на ключевую позицию может оцениваться как предзнаменование будущего ужесточения политики.
ЕС официально сохраняет единую позицию по иранскому соглашению, но вслед за решением США появились признаки возможного раскола, который активная политика Д. Трампа при желании сможет усугубить. Так, о необходимости большей «эмпа-тии» в отношении позиции Белого дома в отношении Ирана заговорило правительство Польши [Poland says.., 2018].
Стилистические разногласия
Многие элементы политики Д. Трампа воспринимались бы существенно более обыденно, если бы их не усугубляли необычная риторика и поведение 45-го президента США. Он изъясняется нарочито простым языком, просто и даже примитивно объясняет для своих избирателей сложные международные проблемы и предлагает решения в соответствии с этой простой логикой. Он с недоверием относится к многосторонним соглашениям и международным организациям, а значение этих механизмов является основой основ европейского интеграционного процесса. На встречах с зарубежными коллегами Д. Трамп часто выглядит излишне заносчивым, эгоистичным, грубым - качества, которые даже с тактической точки зрения неудачны для переговорщика. В то же время он как раз ориентируется на достижение по разным вопросам политики сделок, подобных известным ему из мира бизнеса. Международные связи США он пытается измерить в денежном выражении и приходит к выводу, что многие традиционные партнерства не приносят его стране достаточной выгоды. Грубость и несговорчивость Трампа быстро превратились в феномен, живущий самостоятельной жизнью, вне зависимости от реальных успехов и неудач его политики [Donald Trump blames.., 2018]. Со вре-
менем, в значительной степени под влиянием острейшей критики в СМИ США, Д. Трамп несколько адаптировался к принятым в международном общении стандартам, хотя и не пытается ломать сложившихся стереотипов, которые, вероятно, импонируют части его избирателей.
Вряд ли правильно делать на основании поведения президента США выводы о различиях между европейской и американской политической культурой. В Европе тоже заметен растущий запрос на популистов, способных простым языком говорить с широкими народными массами. Этот тренд не следует автоматически экстраполировать в будущее. Оказываясь у власти, популисты, как и политики других типов, начинают расходовать свой политический капитал - многие принимаемые решения оказываются безрезультатными или вредными, обещания не исполняются, реакция на те или иные события оказывается неудачной. Нельзя исключать, что в какой-то другой момент времени уже умеренному и рациональному президенту США придется иметь дело с резким популистом из той или иной крупной европейской страны. На уровне органов Евросоюза в силу потребности в консенсусных решениях крайности сглаживаются, но сам ЕС оказывается под ударом популистов в государствах-членах. Им, как и Д. Трампу, удобно обращать недовольство избирателей на сложные международные договоренности как корень бед. Такое совпадение повесток не является тайной для администрации Д. Трампа, о чем свидетельствуют высказывания назначенного в мае 2018 г. послом США в Германии Р. Гренелла, интерпретировавшего процессы в Европе, как пробуждение возглавленного Д. Трампом «молчаливого большинства - тех, кто отвергает элиты и пузырь, в котором они живут» [U.S. ambassador.., 2018]. Этот комментарий нового посла наряду с его же сообщением в Твиттер с указанием германским компаниям немедленно покинуть Иран были встречены в ФРГ ожидаемой волной возмущения, не предвещающей успокоения трансатлантических отношений в ближайшие годы.
Д. Трамп выиграл выборы под протекционистскими лозунгами и начинает воплощать их в жизнь. Именно на этом направ-
лении наиболее вероятен рост противоречий со странами ЕС, который постепенно может привести к деградации традиционных партнерских отношений в других областях. Обеспечение обороноспособности посредством механизмов НАТО оказывается здесь наиболее консервативной сферой, - несмотря на некоторые разногласия, ни США, ни их европейские союзники не обладают достаточным желанием и возможностями, чтобы отказаться от сложившейся архитектуры Альянса.
Необычное президентство Д. Трампа может уйти в историю уже в начале 2021 г. или даже раньше, но некоторые решения, принимаемые как им самим, так и его влиятельными противниками в политической системе США, могут оказаться весьма устойчивыми. Санкционные режимы и протекционистские барьеры значительно легче ввести, чем отменить. Закрытие рынков и искажение конкуренции оказывается на руку группам интересов, которые могут поддержать сохранение принятых мер в будущем. Вряд ли Трампу удастся полностью разрушить многомерные трансатлантические связи, к чему он, по-видимому, и не стремится, но компенсировать объективно наносимый ущерб и вернуться к повестке свободной торговли стороны смогут далеко не сразу после появления в Белом доме другого лидера.
Список литературы
Войтоловский Ф.Г. Единство и разобщенность Запада. Идеологическое отражение в сознании элит США и Западной Европы трансформаций политического миропорядка 1940-е - 2000-е гг. - М.: Крафт+, 2007. -454 с.
Глобальная стратегия безопасности ЕС 2016: Аналитический доклад / Под ред. Н.К. Арбатовой, А.М. Кокеева; РАН. ИМЭМО. - М., 2017. -33 с.
After forging new ties with North Korea, Trump administration turns to Russia // Washington Post. - 2018. - 15.06. - Mode of access: https://www. washingtonpost.com/world/national-security/after-forging-new-ties-with-nor th-korea-trump-administration-turns-to-russia/2018/06/15/8f559209-c51f-4821-987b-76925472dec3_story.html (Date of access - 15.06.2018).
As Trump Seeks Ban on German Luxury Cars Such as Mercedes-Benz, the 'Big Three' Shed $20.2 Billion // Fortune [site]. - 2018. - 31.05. - Mode of
access: http: //fortune.com/2018/05/31/donald-trump-mercedes-benz-german-luxury-tariffs-daimler/ (Date of access - 06.06.2018).
Bolton: 'Regime change' in Iran not policy of Trump administration // Reuters. - 2018. - 13.05. - Mode of access: https://www.reuters.com/article/us-iran-usa-bolton/bolton-regime-change-in-iran-not-policy-of-trump-administra tion-idUSKCN1IE0VH (Date of access - 08.06.2018).
Boot M. Trump Security Strategy a Study in Contrasts / / Council on Foreign Relations [site]. - 2017. - 18.12. - Mode of access: https://www.cfr. org/expert-brief/trump-security-strategy-study-contrasts (Date of access -10.05.2018).
Countering America's Adversaries Through Sanctions Act, 2 August 2017 // US Department of Treasury [site]. - Mode of access: https:/ /www. treasury.gov/resource-center/sanctions/Programs/Pages/caatsa.aspx (Date of access - 15.05.2018).
Donald Trump dismisses US sanctions threat to Russia // BBC. - 2016. -29.12. - Mode of access: https://www.bbc.com/news/world-us-canada-38460286 (Date of access - 1505.2018).
Donald Trump blames 'fake news' for photos suggesting disagreement at G7 meeting / / The Telegraph. - 2018. - 16.06. - Mode of access: https://www.telegraph.co.uk/news/2018/06/15/donald-trump-blames-fake-news-photos-suggested-disagreement/ (Date of access - 12.05.2018).
Donald Trump says US could re-enter Paris climate deal / / The Guardian. - 2018. - 29.01. - Mode of access: https://www.theguardian.com/us-news/2018/jan/28/donald-trump-says-us-could-re-enter-paris-climate-deal-it v-interview (Date of access - 18.05.2018).
Dullien S. Trump's poisoned TTIP chalice // European Council on Foreign Relations [site]. - 2017. - 28.04. - Mode of access: https://www.ecfr. eu/article/commentary_trumps_poisoned_ttip_chalice (Date of access -17.05.2018).
EU opens WTO case against Trump's steel and aluminium tariffs // The Guardian. - 2018. - 01.06. - Mode of access: https://www.theguardian.com/ business/2018/jun/01/eu-starts-retaliation-against-donald-trumps-steel-and-aluminium-tariffs (Date of access - 06.06.2018).
European allies struggle to curb impact of US sanctions // Deutsche Welle. - 2018. - 18.05. - Mode of access: http://www.dw.com/en/european-allies-struggle-to-curb-impact-of-us-sanctions/a-43838300 (Date of access -07.06.2018).
EU Tells Trump: No Paris Climate Deal, No Free Trade // Forbes [site]. -2018. - 08.02. - Mode of access: https://www.forbes.com/sites/davekeating/
2018/02/08/eu-tells-trump-no-paris-climate-deal-no-free-trade/ (Date of access - 18.05.2018).
EU trade chief marshals leading world economies against Trump // Politico [site]. - 2018. - 05.06. - Mode of access: https://www.politico.eu/ article/eu-trade-chief-marshals-leading-world-economies-against-trump/ (Date of access - 06.06.2018).
Foreign Minister Gabriel and Austrian Federal Chancellor Kern on the imposition of Russia sanctions by the US Senate // Auswärtiges Amt [site]. -2017. - 15.06. - Mode of access: https://www.auswaertiges-amt.de/en/news room/news/170615-kern-russland/290666 (Date of access - 15.05.2018).
Geopolitical Outlook for Europe: Confrontation vs Cooperation // European Political Strategy Centre. - 2018. - 08.06. - Mode of access: https://ec.europa.eu/epsc/sites/epsc/files/epsc_brief_geopolitical.pdf (Date of access - 09.06.2018).
Germany aims to spend 1.5 percent of GDP on defense by 2025: minister / Reuters. - 2018. - 14.05. - Mode of access: https://www.reuters.com/ article/us-germany-military-nato/germany-aims-to-spend-15-percent-of-gdp-on-defense-by-2025-minister-idUSKCN1IF22U (Date of access - 11.05.2018).
A Global Strategy for the European Union's Foreign and Security Policy. -Brussel, 2016. - 53 p. - Mode of access: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/ files/eugs_review_web_0.pdf (Date of access - 15.05.2018).
A guide to Trump's past comments about NATO // CBS NEWS. - 2017. -12.04. - Mode of access: https://www.cbsnews.com/news/trump-nato-past-comments/ (Date of access - 11.05.2018).
Implementing the EU Global Strategy. Year 1.: Report / / European Commission [site]. - 2017. - 19.06. - Mode of access: https://europa.eu/ globalstrategy/en/implementing-eu-global-strategy-year-1_(Date of access -15.05.2018).
Italy breaks with European allies and voices support for Russia after populist party takes power // The Independent. - 2018. - 06.06. - Mode of access: https://www.independent.co.uk/news/world/europe/italy-prime-mi nister-giuseppe-conte-russia-sanctions-end-populist-five-star-vladimir-putin-cri mea-a8385626.html (Date of access - 06.06.2018).
Judson J. Does a permanent base in Poland make sense? / / Defense News. - 2018. - 29.05. - Mode of access: https://www.defensenews.com/ land/2018/05/29/talk-on-setting-up-permanent-base-in-poland-heats-up-but-does-it-make-sense/ (Date of access - 01.06.2018).
McCarthy N. Why The EU Has The Most To Lose If The Iran Deal Collapses / / Forbes [site]. - 2018. - 08.05. - Mode of access: https://www. for
bes.com/sites/niallmccarthy/2018/05/08/why-the-eu-has-the-most-to-lose-if-the-iran-deal-collapses-infographic/ (Date of access - 12.05.2018).
Merkel: Europe can no longer rely on US protection // The Hill [site]. -2018. - 10.05. - Mode of access: http://thehill.com/homenews/ administration/387067-merkel-europe-cant-count-on-us-to-protect-us-anymore (Date of access - 11.05.2018).
National Security Strategy of the United States of America. -Washington, 2017. - 42 p. - Mode of access: https://www.whitehouse.gov/ wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (Date of access -15.05.2018).
NATO declares enhanced Forward Presence battlegroups fully operational // IHS Jane's Defence Weekly [site]. - 2017. - 31.08. - Mode of access: http://www.janes.com/ article/73463/nato-declares-enhanced-forward-presence-battlegroups-fully-operational (Date of access - 11.05.2018).
NATO leaders agree to do more to fight terrorism and ensure fairer burden sharing // NATO [site]. - 2017. - 26.05. - Mode of access: https://www.nato.int/cps/en/natohq/news_144154.htm (Date of access -11.05.2018).
NATO Members Post New Defense-Spending Increase // Bloomberg [site]. - 2018. - 15.03. - Mode of access: https://www.bloomberg.com/news/ articles/2018-03-15/nato-members-post-new-defense-spending-rise-amid-tru mp-pressure (Date of access - 1.06.2018).
Paris Agreement on climate change: US withdraws as Trump calls it 'unfair' // Fox News. - 2017. - 01.06. - Mode of access: http://www.foxnews. com/politics/2017/06/01/trump-u-s-to-withdraw-from-paris-climate-pact-cal ls-it-unfair-for-america.html (Date of access - 12.05.2018).
Perkins A. Europe loved Obama. Trump's excesses remind us precisely why // The Guardian. - 2017. - 11.01. - Mode of access: https://www. theguardian.com/commentisfree/2017/jan/11/europe-loved-obama-trump-us-president-democracy (Date of access - 08.05.2018).
Permanent Structured Cooperation (PESCO) - Factsheet. European External Action Service // EU [site]. - 2018. - 05.03. - Mode of access: https:// eeas.europa.eu/headquarters / headquarters-Homepage/34226/permanent-stru ctured-cooperation-pesco-factsheet_en (Date of access - 12.05.2018).
Poland says EU needs more 'empathy' toward U.S. over Iran deal / Reuters. - 2018. - 26.05. - Mode of access: https://www.reuters.com/article/ us-iran-nuclear-poland/poland-says-eu-needs-more-empathy-toward-u-s-over-iran-deal-idUSKCN1IR0KL (Date of access - 06.06.2018).
Remarks by President Trump on the Joint Comprehensive Plan of Action // White House [site]. - 2018. - 08.05. - Mode of access: https://www.
whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-joint-compre hensive-plan-action/ (Date of access - 12.05.2018).
Remarks by President Trump to the People of Poland // White House [site]. - 2017. - 06.07. - Mode of access: https://www.whitehouse.gov/ briefings-statements/remarks-president-trump-people-poland/ (Date of access -11.05.2018).
Remarks by Secretary Gates at the Security and Defense Agenda, Brussels, Belgium // U.S. Department of Defense [site]. - 2011. - 10.06. - Mode of access: http://archive.defense.gov/Transcripts/Transcript.aspx?Transcript ID=4839 (Date of access - 12.05.2018).
Renault to remain in Iran despite risk of US sanctions, CEO says / / France 24. - 2018. - 15.06. - Mode of access: http://www.france24.com/ en/20180615-french-automaker-renault-remain-iran-despite-risk-usa-sanctions-ceo-ghosn (Date of access - 15.06.2018).
Rex Tillerson found out he was fired as secretary of State from President Donald Trump's tweet // CNBC [site]. - 2018. - 13.03. - Mode of access: https://www.cnbc.com/2018/03/13/tillerson-learned-he-was-fired-from-trum ps-tweet.html (Date of access - 08.05.2018).
Traub J. RIP the Trans-Atlantic Alliance, 1945-2018 // Foreign Policy [site]. - 2018. - 11.05. - Mode of access: http://foreignpolicy.com/2018/05/11/ rip-the-trans-atlantic-alliance-1945-2018/ (Date of access - 11.05.2018).
Trump announces steel and aluminum tariffs Thursday over objections from advisers and Republicans // Washington Post. - 2018. - 01.03. - Mode of access: https://www.washingtonpost.com/news/business/wp/2018/03/01/ white-house-planning-major-announcement-thursday-on-steel-and-aluminum-imports/ (Date of access - 18.05.2018).
Trump doubles down: «Trade wars are good, and easy to win» // CNBC [site]. - 2018. - 02.03. - Mode of access: https://www.cnbc.com/ 2018/03/02/trump-trade-wars-are-good-and-easy-to-win.html (Date of access -06.06.2018).
Trump Is Willing to Reopen TTIP Amid EU-U.S. Trade Dispute, Ross Says // Bloomberg [site]. - 2018. - 29.03. - Mode of access: https://www. bloomberg.com/news/articles/2018-03-29/trump-willing-to-reopen-ttip-amid-eu-u-s-trade-spat-ross-says (Date of access - 12.05.2018).
Trump on NATO: «I said it was obsolete. It's no longer obsolete» // Washington Post. - 2017. - 12.04. - Mode of access: https://www.washington post.com/news/post-politics/wp/2017/04/12/trump-on-nato-i-said-it-was-ob solete-its-no-longer-obsolete/ (Date of access - 11.05.2018).
Trump slams Germany's US trade surplus as 'bad' // Deutsche Welle. -
2017. - 26.05. - Mode of access: http://www.dw.com/en/trump-slams-germanys-us-trade-surplus-as-bad/a-38986975 (Date of access - 06.06.2018).
U.S. ambassador to Germany Richard Grenell suggests he wants to «empower» the right // Washington Post. - 2018. - 04.06. - Mode of access: https://www.washingtonpost.com/news/world/wp/2018/06/04/trumps-en voy-to-germany-wants-to-empower-conservatives-but-he-doesnt-appear-to-me an-merkel/?noredirect=on&utm_term=.9cd9f6ba6625 (Date of access -06.06.2018).
US fears closer EU defence ties could undermine NATO // PressTV. -
2018. - 14.02. - Mode of access: https://www.presstv.com/DetailFr/ 2018/02/14/552380/NATO-EU-wheelberger-Jim-Mattis (Date of access -12.05.2018).
Western allies expel scores of Russian diplomats over Skripal attack // The Guardian. - 2018. - 27.03. - Mode of access: https://www.theguardian. com/uk-news/2018/mar/26/four-eu-states-set-to-expel-russian-diplomats-ov er-skripal-attack (Date of access - 12.05.2018).