УДК 378:61-0555/7-028.78
ФАКТОР «СЕМЕЙНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ»
В АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
© Нина Ивановна ЖЕРНАКОВА
Белгородский государственный университет, г. Белгород, Российская Федерация, доктор медицинских наук, профессор, декан медицинского факультета, e-mail: [email protected]
© Валентин Павлович БАБИНЦЕВ Белгородский государственный университет, г. Белгород, Российская Федерация, доктор медицинских наук, профессор кафедры социальных технологий, e-mail: [email protected]
© Тихон Юрьевич ЛЕБЕДЕВ Белгородский государственный университет, г. Белгород, Российская Федерация, кандидат медицинских наук, доцент кафедры внутренних болезней № 2, e-mail: [email protected]
© Эльвира Витальевна ФЕСЕНКО Белгородский государственный университет, г. Белгород, Российская Федерация, студент медицинского факультета, e-mail: [email protected] © Евгений Владиславович ЖЕРНАКОВ Белгородский государственный университет, г. Белгород, Российская Федерация, врач-интерн института последипломного медицинского образования, e-mail: [email protected]
© Илья Олегович ГОЛОВЧЕНКО Белгородский государственный университет, г. Белгород, Российская Федерация, студент медицинского факультета, e-mail: [email protected]
В статье проанализировано влияние семейных профессиональных традиций на цели поступления в вуз, восприятие студентами врачебной специальности, их адаптацию к изучению медицинской профессии.
Ключевые слова: профессиональные семейные традиции; медицинская профессия; обучение; адаптация студента.
Качество профессионального образования студентов-медиков в значительной мере зависит от степени и темпов их адаптации в вузе. В силу данного обстоятельства значимость проблемы адаптации студентов-первокурсников к учебе не только подтверждается практическим опытом, но и отмечается целым рядом авторитетных исследователей [1-3]. При этом под адаптацией мы понимаем процесс приспособления студента к вузовской образовательной среде, выражающийся в согласовании их интересов с интересами других факторов.
Управление процессом адаптации первокурсников предполагает исследование факторов, способных наиболее существенно влиять на ход этого процесса [4]. К числу таких факторов относится наличие в семье медработников, свидетельствующее о формировании или продолжении трудовой династии. Данный фактор мы можем определить как «фактор профессиональной семейной
традиции». Его значимость логически вытекает из положения о том, что адаптация означает обеспечение устойчивости, традиционности, повторяемости социального и профессионального опыта.
Вполне естественным является предположение, что родственники - медицинские работники - способны участвовать в профессиональной ориентации будущих студентов, помочь первокурснику избежать ошибок, связанных с недооценкой роли фундаментальных дисциплин в становлении будущего врача, а также упорядочить поток информации, который обрушивается на молодого человека после поступления в вуз. Однако в социально-экономических условиях современной России влияние семейных традиций на выбор медицинской специальности неоднозначно и, в определенной степени, противоречиво. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и компании НеаЖи^ег, 60 % ме-
дицинских работников не хотят, чтобы дети пошли по их профессиональным стопам, при этом 63 % от этой категории опрошенных высказались за необходимость существования профессиональных династий [5]. Необходимость выяснения всех аспектов влияния фактора «профессиональной семейной традиции» востребует диагностику адаптационного процесса студентов медиков.
Материал и методы
С целью изучения адаптации первокурсников к обучению на медицинском факультете Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (ФГАОУ ВПО «БелГНИУ»), в ноябре 2010 г. был проведен анонимный анкетный опрос по специально разработанной анкете. Вопросы анкеты позволяли изучить цели и причины выбора данного учебного заведения, а также некоторые особенности адаптации первокурсников к учебному процессу в вузе, с учетом наличия медицинских работников в семье респондентов.
В опросе приняли участие 148 студентов, из них по специальности «Лечебное дело» обучалось 126 студентов (85,14 %), специальности «Педиатрия» - 22 студента
(14,86 %). Соотношение обследованных по полу было следующим: юноши - 48 человек (32,43 %), девушки - 100 человек (67,57 %). Медицинские работники в семье были у 58 человек (39,19 % опрошенных), в т. ч. отец и / или мать - у 40 респондентов (27,03 % опрошенных). 90 человек наличие в семье медицинских работников отрицали (60,81 %). В зависимости от наличия медработников в семье все респонденты были разделены на две группы: первая - 58 человек, у которых в семье были медицинские работники, вторая -90 студентов, у которых медицинские работники в семье отсутствовали. Результаты анкетирования обрабатывались статистически, различия считались достоверными при вероятности ошибки I рода менее 5 % (р < 0,05). Для абсолютных значений менее 10 расчет экстенсивных и интенсивных показателей не производился.
Результаты исследования
Анализ целей поступления на медицинский факультет показал, что, независимо от
наличия в семье медицинских работников, основной среди них было получение знаний. Причем доля студентов, указавших эту причину, среди респондентов первой и второй группы различалась статистически незначимо (67,24 и 74,44 %, соответственно, р > 0,05). Другие цели поступления (обеспечение перспективы трудоустройства, получение диплома, оправдание ожидания родителей, желание завести друзей, выйти замуж и т. п.) в обеих группах встречались редко, в общей сложности на все эти причины указало 32,76 и 25,56 % респондентов, соответственно (р > 0,05). Следовательно, для большинства будущих медиков приоритетное значение имеет обучающая, а не социализирующая функция вуза. И на данный выбор фактор «семейной профессиональной традиции» не оказывает заметного влияния.
В пользу этого также свидетельствует то, что в обеих группах респондентов наиболее частой причиной выбора места учебы было наличие в университете необходимой специальности. Так, в первой группе на нее указало 32,76 % опрошенных, во второй - 41,11 % (р > 0,05). Второй по значимости причиной выбора университета был престиж вуза на рынке предоставления образовательных услуг. В первой группе из этих соображений обучение в вузе предпочло также 32,76 % опрошенных, во второй - 31,11 % (р > 0,05). Другие причины выбора места учебы (близость университета к дому, желание родите -лей, низкий проходной балл, приемлемая стоимость обучения, наличие друзей - студентов этого факультета, совет учителей, отсутствие информации о других вузах и т. п.) встречались в единичных случаях. В общей сложности на эти причины указало 29,31 % опрошенных первой и 25,56 % - второй группы (р > 0,05). Затруднилось с ответом на вопрос о причинах выбора именно этого учебного заведения 3 человека первой и 2 -второй группы.
Большая роль престижа вуза при выборе места учебы вполне соответствует современным тенденциям развития высшего профессионального образования, которые обусловлены ростом конкуренции на рынках труда и образовательных услуг. Потенциальные абитуриенты и их родители все больше ориентируются на обучение в вузе, способном создать условия для последующего успешного
трудоустройства. При этом престиж учреждения ВПО рассматривается как условие обеспечения конкурентоспособности выпускника, а имиджевые составляющие образования приобретают особое значение.
Анализ причин выбора будущей профессии также не выявил статистически значимого влияния на него «фактора семейной профессиональной традиции». В обеих группах анкетируемых врачебная специальность была выбрана по причине наличия интереса к медицине. Не нее указало 77,59 и 82,22 % студентов первой и второй групп соответственно (р > 0,05). Роль других причин выбора будущей профессии (ее престижность, перспектива хорошего заработка, желание родителей, совет знакомых, пример друзей) была минимальна. В общей сложности эти причины мотивировали выбор врачебной специальности соответственно 22,41 и 17,78 % студентов первой и второй групп (р > 0,05). Два студента первой группы затруднились с ответом на этот вопрос анкеты. Тем не менее, результаты исследования позволяют говорить о тенденции к большему интересу к медицине у студентов второй группы, не имеющих в семье медиков, по сравнению с респондентами первой группы.
Данную тенденцию можно объяснить тем, что исторически сложившееся в нашей стране скудное финансирование системы здравоохранения, которое долгие годы осуществлялось по остаточному принципу, социальная незащищенность большинства медицинских работников, работающих в бюджетной сфере и обязанных, по этическим соображения, всегда ставить интересы больного на первое место, тяжелые, подчас вредные условия труда снижают интерес к медицине у молодых людей, которые уже в семьях знакомятся со многими сложностями профессии. В то же время эти молодые люди сравнительно комплиментарно воспринимают именно «внешние» атрибуты профессии, имеющие утилитарное значение. Кроме того, они не сопротивляются влиянию близких, вполне естественно желающих увидеть в своих детях продолжателей семейной традиции.
При анализе значения, которое первокурсники придают врачебной специальности, выяснилось, что студенты второй группы, не имеющие в семье медицинских работников, чаще респондентов первой группы рассмат-
ривали получение этой профессии, как реализацию их возможности помогать людям (в 46,67 и 25,86 % случаев соответственно; р < 0,05). В то же время, наблюдалась отчетливая тенденция (р > 0,05) более частого восприятия профессии врача как призвания и смысла жизни у студентов первой группы, по сравнению со студентами второй. Так, призванием врачебную специальность считали 29,31 и 23,33 % студентов 1 и 2 группы, смыслом жизни - 20,69 и 14,44 % соответственно (р > 0,05).
По-видимому, первокурсники, в семье которых отсутствовали медицинские работники, подходили к выбору врачебной специальности, исходя из общих гуманитарных (в чем-то идеализированных) представлений, рассматривая ее как абстрактную возможность помощи людям. Для студентов первой группы типичен более реалистичный подход. В пользу этого также свидетельствовало, что в первой группе студенты чаще всего воспринимали профессию врача как призвание (29,31 % случаев; I ранг), во второй - как возможность помогать людям (46,67 % случаев; I ранг). Следовательно, фактор «профессиональной семейной традиции» в данном случае мотивирует молодого человека преимущественно профессионально, в то время как его отсутствие - гуманитарно.
Влияния наличия в семье медицинских работников на удовлетворенность студентов поступлением на факультет не было выявлено. Полностью реализованными свои ожидания от поступления в вуз считали 25,86 и 24,44 % студентов первой и второй группы (р > 0,05), в основном реализованными -
51,72 и 62,22 % соответственно (р > 0,05).
Основной причиной, по которой не оправдывались ожидания студентов от поступления, в обеих группах была необходимость усвоения большого количества учебного материала. В первой и второй группах на эту причину указывало 29,31 и 21,11 респондентов на 100 опрошенных соответственно (р > 0,05). При этом полностью готовыми к учебе в вузе считали себя 25,86 % студентов первой и 37,78 % - второй группы (р > 0,05), в основном готовыми - 56,90 и 54,44 % соответственно (р > 0,05).
По нашему мнению, выявленные в данном случае тенденции, в значительной степени объясняются спецификой мотивирую-
щего воздействия фактора «семейной профессиональной традиции». Его воздействие на студентов первой группы позволяет им более реалистично представить трудности обучения и вполне адекватно оценить уровень собственной готовности. В то же время гуманитарно-ориентированные студенты второй группы излишне оптимистичны в самооценке своей готовности к обучению. Показательно в данной связи и то, что адаптацией к требованиям преподавателей вуза было озабочено 10 респондентов первой и 5 респондентов второй группы.
Иные сложности, как возникающие в связи с особенностями обучения врачебной специальности (привыканием к графику учебы, правилам ношения одежды, особенностям организации учебного процесса в лечебных учреждениях), так и имеющие социально-бытовой характер (связанные с распространением корпоративной продукции, необходимостью выстраивать отношения с однокурсниками, питанием в столовых и буфетах) играли в жизни студентов первокурсников незначительную роль и встречались в единичных случаях. В общей сложности на эти трудности указывало 17,24 и 26,67 % респондентов соответственно. И в данном случае выявленные различия мы связываем с влиянием фактора «семейной профессиональной традиции». Его профессионализирующее воздействие на молодых людей, относящихся к первой группе, заставляет их глубже понимать значимость трудностей профессионально-обучающего характера, в то время как респонденты второй группы концентрируют свое внимание преимущественно на проблемах социально-бытового содержания.
В ходе анализа удовлетворенности студентов различными аспектами студенческой жизни обращало на себя внимание следующее. Студенты второй группы чаще, чем студенты первой, были полностью удовлетворены отношением преподавателей, взаимоотношениями с кураторами, а также предоставленными возможностями участия в общественных, спортивных и творческих мероприятиях. Так, отношением преподавателей в полной мере было удовлетворено 32,76 студентов первой и 52,22 студентов второй группы (из расчета на 100 опрошенных; р < 0,05). Взаимоотношения с курато-
рами полностью удовлетворяли 46,55 и 63,33 студента на 100 опрошенных соответственно (р < 0,05), предоставленные возможности участия в различных мероприятиях - 25,86 и
42.22 студентов соответственно (р < 0,05). По-видимому, ориентированные наиболее профессионально студенты, имеющие в семье медицинских работников, характеризуются завышенными, по сравнению со студентами второй группы, ожиданиями в отношении этих аспектов студенческой жизни. И, следовательно, реже были в полной степени удовлетворены ими.
В отношении удовлетворенности другими аспектами студенческой жизни (графиком учебы, ее содержанием, взаимоотношениями с однокурсниками, обеспеченностью учебной литературой, оснащенностью аудиторий, условиями и качеством питания, условиями проживания в общежитии), статистических значимых различий между студентами первой и второй группы не было выявлено (р > 0,05).
Как и ожидалось, к решению проблем, возникающих у студентов первокурсников, чаще всего привлекались кураторы, причем наличие в семье медработников в данном случае не оказывало существенного влияния. Так, за помощью к кураторам, в первую очередь, обращалось 24,14 и 34,44 % опрошенных первой и второй групп, соответственно (р > 0,05). На втором месте по вовлеченности в решение проблем студентов находятся преподаватели, ведущие занятия по изучаемым дисциплинам, к ним, в первую очередь, обращалось 24,14 и 24,44 % респондентов первой и второй групп, соответственно (р > 0,05). На третьем - однокурсники. К решению своих проблем их привлекало 18,97 и
22.22 % опрошенных. Другие контрагенты в решение проблем первокурсников вовлекались в единичных случаях. Помимо этого,
5 студентов первой и 4 - второй группы заявили, что решают свои проблемы самостоятельно, еще 6 первокурсников первой и 4 -второй группы затруднились с ответом на этот вопрос.
При анализе влияния фактора «семейной профессиональной традиции» на информированность о различных аспектах студенческой жизни выяснилось, что в обеих группах студенты считали себя наиболее полно информированными о требованиях к поведе-
нию и форме одежды студентов. Однако студенты первой группы оценивали свою осведомленность в этом вопросе более критично, чем студенты второй группы. Так, если в первой группы полностью информированными себя считали 68,97 % респондентов, то во второй - 83,33 % (р < 0,05). Студенты первой группы также были лучше информированы о студенческом самоуправлении на факультете, на полную или частичную информированность в этом вопросе указало 72,41 % респондентов первой, 48,89 % - второй группы (р < 0,05). Осведомленность первокурсников о других аспектах студенческой жизни практически не зависела от наличия в семье медицинских работников, различия в долях студентов, полностью или частично информированных об этих аспектах студенческой жизни не превышали нескольких процентов и были статистически незначимыми (р > 0,05).
Более того, результаты анкетирования свидетельствовали, что в обеих группах лишь немногим более половины студентов считали себя полностью информированными
об указанных аспектах студенческой жизни. Так, о координатах кафедры, куратора, деканата полное представление имело 55,17 и 56,67 % студентов первой и второй группы, соответственно (р > 0,05). Хорошо знакомыми с требованиями к знаниям студентов на зачетах и экзаменах себя считали 53,45 и
58,89 % респондентов (р > 0,05), правами и обязанностями студентов 51,72 и 62,22 % (р > 0,05), со своей будущей специальностью
51,72 и 54,44 % (р > 0,05), соответственно. Полное представление об условиях оплаты за обучение имело 46,55 и 56,67 % опрошенных (р > 0,05), о работе библиотек БелГУ - 46,55 и 50,00 % (р > 0,05). Последнее объясняется, скорее всего, сравнительно редким обращением студентов в библиотеку при линейном расписании занятий, их неудовлетворенностью обеспеченностью литературой, а также наличием доступа к альтернативным источникам информации (лекционный материал, интернет и др.). Причем, наличие в семье медицинских работников не оказывало значимого влияния на эти показатели.
По остальным аспектам студенческой жизни доля хорошо информированных студентов, имеющих полное представление по тому или иному вопросу, в обеих группах
была еще меньше. Так, на наличие полного представления о традициях и истории медицинского факультета указало 20,69 и 20,00 % опрошенных первой и второй группы соответственно (р > 0,05), о работе клиники лечебно-профилактической медицины 18,97 и 21,11 % соответственно (р > 0,05). Причем доля студентов первокурсников НИУ «БелГУ», имеющих различные хронические заболевания, была примерно в 2 раза выше и составляла 44,46 % от всех студентов-перво-курсников. Сравнительно небольшая доля студентов имела полное представление о правилах получения и проживания в общежитии (20,69 и 20,00 % соответственно; р > 0,05). Скорее всего, это было связано с тем, что в студенческих общежитиях БелГУ проживало только 16,22 % опрошенных.
Информационные потребности студентов медицинского факультета мало зависят от влияния «семейного профессионального фактора». В обеих группах студенты больше всего были заинтересованы в получении дополнительной информации, способной помочь им в учебе (48,28 и 47,78 на 100 респондентов первой и второй групп, соответственно). Отмечается тенденция к меньшей озабоченности студентов первой группы, по сравнению со второй, получением дополнительной информации о защите прав, правах и обязанностях студентов. Однако это тенденция не достигла статистического порога достоверности, дополнительные сведения по этим вопросам хотело получить 22,41 и 30,00 респондентов из расчета на 100 опрошенных; (р > 0,05).
Вопросами организации студенческого досуга интересовалось 22,41 и 24,44 на 100 опрошенных студентов первой и второй группы. Вопросы участия в научно-исследовательской работе интересовали 20,69 и 20,00 студентов из расчета на 100 опрошенных первой и второй группы, что подтверждает независимость этой информационной потребности от наличия медицинских работников в семье студентов первокурсников медицинского факультета.
Но в ходе исследования была выявлена более выраженная потребность в информации о решении жилищных проблем у студентов первой группы, по сравнению со второй. Так, на желание получить дополнительные сведения по этому вопросу указало 22,41
студентов первой и 11,11 студентов второй группы из расчета на 100 опрошенных. Однако эта тенденция также не достигла статистического порога достоверности (р > 0,05).
Анализ информированности первокурсников медицинского факультета НИУ «Бел-ГУ» о работе университетских кружков и клубов также не выявил статистически значимых различий между студентами первой и второй группы. Так, лучше всего студенты первой и второй групп были знакомы с деятельностью университетского Клуба веселых и находчивых (34,48 и 37,78 студентов на 100 опрошенных, соответственно; р > 0,05). Студенты обеих групп довольно часто знали о работе спортклуба НИУ «БелГУ» (31,03 и 25,56 на 100 опрошенных, соответственно; р > 0,05), а также о деятельности научных кружков (27,59 и 25,56 на 100 опрошенных, соответственно; р > 0,05). При сравнении информированности студентов о деятельности университетских кружков «музыкально-танцевального» направления (различные хореографические коллективы, духовой оркестр НИУ «БелГУ», коллективы эстрадной песни) обращало на себя внимание наличие тенденции к большей осведомленности студентов второй группы по этому вопросу, по сравнению с первой. Так, в первой группе знакомство с кружками этого направления подтвердило 27,59, а во второй - 40,00 на 100 опрошенных (р > 0,05). О работе других университетских кружков и клубов (факультетские клубы, студенческий театр, клуб ООН, клуб интернациональной дружбы и др.) студенты знали сравнительно редко. В общей сложности на знакомство с ними указало 18,97 и 16,67 на 100 опрошенных студентов первой и второй групп; (р > 0,05). Кроме того, обращало на себя внимание, что в первой и второй группах 25,86 и 22,22 студента на 100 опрошенных, полностью отрицали наличие какой-либо информации о работе университетских кружков и клубов.
Анализ информированности студентов о различных мерах социальной поддержки также не выявил статистически значимых различий в зависимости от наличия в семье медицинских работников (р > 0,05), хотя в целом наблюдалась тенденция к лучшей информированности студентов второй группы по этому вопросу, по сравнению с первой, что опять-таки указывает на различие при-
оритетных ориентаций - профессиональной и гуманитарной. Самой популярной, наиболее широко известной в студенческой среде была такая мера поддержки, как назначение социальной стипендии. Об этом знало 67,24 и 74,44 респондентов на 100 опрошенных первой и второй групп, соответственно; (р > 0,05). О возможности лечебно-оздоровительного отдыха на базе отдыха НИУ «БелГУ» в селе Титовка знало 36,21 студентов первой и 52,22 студентов второй группы на 100 опрошенных. Причем данная тенденция вплотную приблизилась к порогу достоверности, хотя и не достигла уровня статистической значимости (р > 0,05). С возможностью лечения в санатории-профилактории БелГУ и летнем отдыхе на черноморском побережье в спортивно-оздоровительном комплексе «Радуга» было ознакомлено 55,17 и 60,0 респондентов на 100 опрошенных первой и второй групп, соответственно (р > 0,05). О возможной компенсации проезда домой один раз в месяц для студентов бюджетной формы обучения, проживающих в Белгородской области, знало 22,41 и 25,56 на 100 опрошенных первой и второй групп, соответственно; (р > 0,05). О других мерах социальной поддержки студенты обеих групп были информированы значительно хуже. Так, о возможности получения материальной помощи от НИУ «БелГУ» и его профсоюзной организации знало 9 студентов первой и 14 студентов второй группы. Ничего не знали о мерах социальной поддержки 3 студента первой и 1 - второй группы.
Физическая активность студентов первой и второй групп различалась статистически незначимо (р > 0,05), что свидетельствовало об отсутствии существенного влияния на этот показатель наличия в семье медицинских работников. Так, активно (2 и более раз в неделю) занимались спортом 41,38 и
38,89 % студентов первой и второй групп. Не чаще 1 раза в неделю - 36,21 и 35,56 %, вообще не занимались спортом - 15,52 и 17,78 % респондентов первой и второй групп.
Выводы
1. Цели поступления студентов на факультет, причины выбора места учебы и удовлетворенность студентов от поступления в вуз не зависят от наличия или отсутствия в семье медработников.
2. Однако фактор «семейной профессиональной традиции» влияет на восприятие студентами врачебной специальности, первокурсники первой группы чаще всего рассматривают профессию врача как призвание (29,31 % случаев; I ранг), второй - в большинстве случаев воспринимают эту профессию, как абстрактную возможность помогать людям (46,67 % случаев; I ранг), т. е. как вид социетальной деятельности.
3. Для студентов, имеющих в семье медицинских работников, характерен повышенный уровень требований к преподавателям, кураторам и возможностям самореализации помимо учебной деятельности, что подчеркивает более их прагматичное и самокритичное отношение к процессу профессионального становления.
4. Студенты, имеющие в семье медработников, более критично, чем остальные студенты, подходят к оценке уровня своей осведомленности о требованиях к поведению и форме одежды студентов, что опять-таки свидетельствует о более выраженной профессиональной ориентации, реализующейся в потребности знать и соблюдать профессиональные нормы.
5. Информационные потребности студентов медицинского факультета не зависят от влияния фактора «семейной профессиональной традиции», в обеих группах студенты сильнее всего заинтересованы в получении дополнительной информации, способной помочь им в учебе.
6. Таким образом, воздействие фактора «семейной профессиональной традиции» на процесс поступления в вуз и адаптации студентов медиков заключается том, что он профессионально мотивирует данную социальную когорту, в то время как отсутствие этого фактора ориентирует обучающихся более гуманитарно. И данное обстоятельство целесообразно учитывать в учебной и воспитательной работе.
1. Седин В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 83-89.
2. Соловьев А., Макаренко Е. Абитуриент - студент: проблемы адаптации // Высшее образование в России. 2007. № 4. С. 54-56.
3. Чикина Т.Е. Адаптивное обучение первокурсников // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 143-145.
4. Официальный сайт ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 1654 от 17.12.2010. иКЬ: http://wciom.ru/ index.php?id=459&uid=111186. Загл. с экран.
5. Жернакова Н.И., Бабинцев В.П., Ирхин В.Н., Лебедев Т.Ю., Журавлев Ю.И. Исследование представлений студентов университета о здоровом образе жизни и вредных привычках // Вестник Тамбовского университета. Тамбов, 2009. Вып. 8 (76). С. 278-282.
Поступила в редакцию 20.01.2012 г.
UDC 378:61-0555/7-028.78
FACTOR OF “FAMILY PROFESSIONAL TRADITION” IN ADAPTATION OF FIRST YEAR STUDENTS OF MEDICAL FACULTY
Nina Ivanovna ZHERNAKOVA, Belgorod State University, Belgorod, Russian Federation, Doctor of Medicine, Professor of Inner Illnesses №2 Department, e-mail: [email protected]
Valentin Pavlovich BABINTSEV, Belgorod State University, Belgorod, Russian Federation, Doctor of Medicine, Professor of Social Technologies Department, e-mail: [email protected]
Tikhon Yuryevich LEBEDEV, Belgorod State University, Belgorod, Russian Federation, Candidate of Medicine, Associate Professor of Inner Illnesses № 2 Department, e-mail: [email protected]
Elvira Vitalyevna FESENKO, Belgorod State University, Belgorod, Russian Federation, Student of Medicine Department, e-mail: [email protected]
Evgeniy Vladislavovich ZHERNAKOV, Belgorod State University, Belgorod, Russian Federation, Internship Doctor of Institute of Postgraduate Medical Education, e-mail: [email protected]
Ilya Olegovich GOLOVCHENKO, Belgorod State University, Belgorod, Russian Federation, Student of Medicine Department, e-mail: [email protected]
The influence of family professional traditions on goals of admission to medical faculty, students’ insight into medical specialty, their adaptation to studying of medical profession is analyzed.
Key words: family professional traditions; medical profession; education; adaptation of students.