Научная статья на тему 'Фактор религиозной ментальности в социальных представлениях о душевном нездоровье'

Фактор религиозной ментальности в социальных представлениях о душевном нездоровье Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
160
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / КОГНИТИВНАЯ ПОЛИФАЗИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / АРХАИЧНЫЕ ОБРАЗЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Емельянова Т. П., Исраелян Т. В.

Результаты исследования позволили выявить различия в содержании социальных представлений о душевном нездоровье у людей с разной религиозной ментальностью. Описаны эмпирические типы респондентов-носителей различных социальных представлений: «толерантный», «смиренный», «сочувствующий», «равнодушный», «нетолерантный» и «враждебный». Обнаружена противоречивость репрезентационных полей в отношении здоровья и болезни явление когнитивной полифазии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фактор религиозной ментальности в социальных представлениях о душевном нездоровье»

УДК 159.9

ФАКТОР РЕЛИГИОЗНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О ДУШЕВНОМ НЕЗДОРОВЬЕ

© 2019 Т. П. Емельянова1, Т. В. Исраелян2

1Ведущий научный сотрудник, докт. психол. наук, профессор, e-mail: t_emelyanova@inbox. ru

Институт психологии РАН

2аспирантка кафедры социальной и этнической психологии, e-mail: israelyan. tatianaayandex. ru

Московский гуманитарный университет

Результаты исследования позволили выявить различия в содержании социальных представлений о душевном нездоровье у людей с разной религиозной ментальностью. Описаны эмпирические типы респондентов-носителей различных социальных представлений: «толерантный», «смиренный», «сочувствующий», «равнодушный», «нетолерантный» и «враждебный». Обнаружена противоречивость репрезентационных полей в отношении здоровья и болезни - явление когнитивной полифазии.

Ключевые слова: социальные представления, когнитивная полифазия, религиозная ментальность, архаичные образы.

Проблема восприятия психически больных и отношения к ним в современном обществе остается острой, несмотря на этический стандарт, диктующий сострадание и понимание трудностей жизни как самих больных, так и их родственников. Между тем нельзя не заметить, с одной стороны, стигматизирующего влияния СМИ и кинопродукции в отношении этой категории больных, с другой стороны, привычные негативные речевые клише, бытовую «психофобию».

Подход к проблеме противоречивости и многомерности обыденного сознания, соединения в нем разноплановых интерпретаций явлений и событий поднимался теоретиками социальных представлений. Гипотеза о когнитивной полифазии, выдвинутая С. Московиси в 70-х гг. прошлого столетия, получила эмпирическое подтверждение в работах В. Вагнера с соавторами [Wagner et al. 2GGG], А.-М. Де Роза и Е. Боччи [De Rosa, Bocci 2G13]. Сосуществование в обыденном познании архаичного и научного знания относительно душевного нездоровья стало предметом изучения в работах Д. Жодле [Jodelet 1991] и Вагнера с соавторами [Wagner et al. 2GGG]. Разработка категории когнитивной полифазии значительно углубила понимание механизмов социальной репрезентации в целом [Provencher 2GG7]. В оригинальном изложении Московиси явление когнитивной полифазии предполагает динамическое сосуществование различных модальностей представлений в репрезентационной системе внутри одной и той же группы и даже у одного и того же индивида по отношению к определенному социальному объекту [Moscovici 1976]. Разные типы представлений могут быть связанными друг с другом, но оставаться внутренне противоречивыми. Они имеют смысл в разных контекстах, в которых они используются, и выполняют разные функции, как показала С. Йовчелович [Jovchelovitch 2GG1]. Однако рассмотрение феномена когнитивной полифазии с точки зрения религиозной ментальности не предпринималось, что и определило новизну данного исследования. Религия, являясь как социально-психологическим, так и

социальным явлением, предполагает соблюдение ее последователями определенных морально-этических норм [Donahue, Nielsen 2005], следование специфичной системе убеждений и установок в общественной жизни.

Предмет исследования - социальные представления о душевнобольных.

Объект исследования - православные верующие, мусульмане и неверующие (атеисты и агностики).

Цель - сравнение структуры социальных представлений о душевнобольном в группах религиозных респондентов и атеистов.

Задачи: 1) сравнить содержание социальных представлений верующих и неверующих относительно душевного нездоровья; 2) определить роль и место религиозных убеждений в репрезентации душевнобольных; 3) выявить эмпирические типы респондентов-носителей специфических СП о душевнобольных; 4) сопоставить социальные представления, отвечающие современному знанию, и представления, архаичные по содержанию, в группах верующих и неверующих респондентов.

На поисковом этапе нами было применено полуструктурированное интервью с участием 45 респондентов в возрасте 18-23 лет (3 мужчин, 12 женщин), 40-45 лет (6 мужчин, 9 женщин), 60-65 лет (1 мужчина, 14 женщин). Вопросы интервью были разработаны на основе результатов предыдущих исследований [Бовина, Панов 2005]: «Как Вы считаете, что такое психическое нездоровье?», «Каковы причины душевного нездоровья?», «Как Вы считаете, каковы последствия душевного нездоровья для общества?», «Как Вы считаете, каковы последствия душевного нездоровья для душевно больного человека?», «Какую помощь должно оказывать таким больным государство?», «Какую помощь могли бы Вы оказывать таким больным?». Затем тексты интервью были обработаны методом тематического контент-анализа и на основании полученных результатов составлены 29 шкал, вошедшие в блок основного этапа эмпирического исследования. Содержание утверждений отвечало преимущественно современным взглядам на психические заболевания.

На основном этапе исследования нами были использованы: авторский опросник из 29 утверждений, оцениваемых по 5-балльной шкале; шкала самооценки степени религиозности; методика «Баблз» для оценки эмоционального компонента социальных представлений о душевно нездоровом человеке и блок для получения социально-демографической информации. Обработка полученных данных была проведена с помощью программы Statistica 10. Были применены кластерный анализ (метод k-средних, классифицировались объекты), критерий х2 Пирсона, t-критерий Стьюдента, тематический контент-анализ.

Всего в исследовании приняли участие 338 респондентов: православные верующие - 114 чел. (мужчины - 49 чел., женщины - 65 чел.), мусульмане - 111 чел. (мужчины - 53, женщины - 58 чел.), неверующие - 113 чел. (мужчины - 76 чел., женщины - 37 чел.). Возраст респондентов: 18-23 года - 142 чел., 40-45 лет - 130 чел., 60-65 лет - 66 чел.; Уровень образования: высшее - 208 чел., средне-специальное -138 чел. Все респонденты проживают в Москве.

В своих ответах о самооценке уровня религиозности по 10-балльной шкале респонденты обеих конфессий, безусловно, относят себя к верующим людям, вне зависимости от уровня образования (p<0.01), пола (p<0.01), возраста (p<0.01). Строгое следование обрядовой практике, а именно регулярное посещение религиозных служб и соблюдение религиозных праздников и постов в обеих группах верующих связано с уровнем образования: в группе со средне-специальным образованием оно имеет более высокие показатели по сравнению с респондентами, имеющими высшее образование (p<0.01). При этом отсутствует связь с возрастом респондентов (p<0.05). Регулярность посещения религиозных служб респондентами-православными не связана с их половой

принадлежностью (p<0.05), но религиозные праздники чаще соблюдают женщины (p<0.01). Следование обрядовой практике более последовательно в группе респондентов-мусульман, по сравнению с респондентами-православными.

Структура социальных представлений (СП) о душевнобольном определялась по результатам обработки шкальных оценок утверждений авторского опросника в соответствии с методикой Ж.-К. Абрика, путем подсчета коэффициента позитивных ответов - TCP (Taux catégorique positif) для каждого из 29 утверждений опросника. Расчет коэффициента TCP (i) производился по следующей формуле [Abric 2000]:

TCP(i) = n(4) + n(5) .100, N

где n(4) - число ответов «скорее согласен», n(5) - число ответов «абсолютно согласен», N - общее число ответов.

Были выделены следующие компоненты СП: ядро (значения коэффициентов выше 65), зона, близкая к ядру (значение коэффициентов 28-64), периферия (значения коэффициентов до 28). Общими ядерными элементами для трех групп респондентов являются утверждения о положительной роли религии в жизни; о наследственности и жестоком обращении как причинах душевного заболевания; о том, что душевное нездоровье может коснуться каждого. При этом респонденты единодушны во мнении об обязанности государства обеспечить достойное качество жизни душевнобольных; о необходимости их общественной поддержки, которая является признаком цивилизованного общества. Общими элементами ядра для обеих групп верующих -православных и мусульман - являются суждения: «Религия помогает быть терпимыми к другим людям», «Религия помогает справляться с жизненными трудностями, в том числе и болезнью». Таким образом, религия для верующих (православных и мусульман) выступает как способ совладания с трудными жизненными ситуациями. Равнодушие со стороны общества к больным - это также общий элемент ядра обеих групп верующих. В противоположность представлениям верующих респондентов, ядро СП неверующих включает элемент «Религия не играет никакой роли, человек сам творит свою судьбу». Суждения относительно причин душевного нездоровья, входящие в ядро представлений группы неверующих, касаются соматической травмы или телесных заболеваний: «Заболевание психики - последствие физической болезни или травмы». Общим элементом ядра СП в группах православных христиан и неверующих является «Сбой в работе головного мозга». Утверждение «Современное общество делает таких больных маргиналами» - это элемент ядра СП только группы православных христиан.

Кластерный анализ данных позволил выделить шесть групп респондентов-носителей специфических СП о душевнобольных. Опираясь на результаты предыдущих исследований СП о душевной болезни и работы о характерных стратегиях совладания у верующих [Тобалов 2004], мы предположили существование таких различительных параметров в СП, как оценка социальной важности проблемы, ощущение личной угрозы, возможная дискриминация душевно больного и вероятное использование религиозно обусловленной стратегии совладания [Тобалов 2004]. Таким образом, типы респондентов были условно названы следующим образом.

Тип 1 «Толерантный»

Ядра СП этого типа респондентов содержат утверждения: «Государство обязано обеспечить достойное качество жизни душевнобольных людей», «Цивилизованное общество должно поддерживать таких больных» - именно эти два элемента имеют наибольшие коэффициенты во всех трех группах респондентов, составляющих этот тип. При этом утверждение «Религия оказывает положительное влияние

на духовность и поведение человека» имеет наибольшие значения коэффициентов (в порядке убывания) у респондентов-мусульман, православных христиан и неверующих соответственно. Тогда как утверждения «Религия помогает быть терпимым к другим людям», «Религия помогает справляться с жизненными трудностями, в том числе и болезнью» входят в ядра СП лишь у верующих респондентов - мусульман и православных; у неверующих эти элементы СП относятся к зоне, близкой к ядру. Можно предположить, что данный тип респондентов-носителей СП прибегает к религиозной стратегии совладания в вопросах относительно душевного недуга, тем самым, обеспечивая субъективное психологическое и эмоциональное благополучие [Тобалов 2004]. Носителями данного типа СП оказались 39 православных христиан, 43 из группы мусульман, 25 неверующих.

Тип 2 «Сочувствующий»

Ядра СП респондентов этого типа включают элементы достаточно разнородные, такие как: «Психическое заболевание может коснуться каждого», «Причиной психической болезни может быть наследственность», «Результатом жестокого обращения может быть психическое заболевание». Наличие в ядрах элементов «Психическое заболевание - это такая же болезнь, как и все остальные», «Сбой в работе головного мозга может привести к развитию болезни психики» характерно как для респондентов-православных, так и неверующих, тогда как для мусульман данные элементы относятся к зоне, близкой к ядру. На социальную остроту проблемы указывают элементы СП респондентов второго типа: «На практике общество, как правило, равнодушно к проблемам душевнобольных людей», «Душевнобольные люди часто не получают должную поддержку от государства». Среди респондентов данного типа 35 православных христиан, 26 мусульман, 42 неверующих.

Тип 3 «Равнодушный»

Для данного типа характерно наличие одного и того же элемента в ядрах СП во всех трех группах респондентов: «Заболевание психики - последствие физической болезни или травмы». Утверждение «Современное общество делает таких больных маргиналами» является структурным элементом ядра представлений у респондентов-православных. Элементы зоны, близкой к ядру у трех групп респондентов в третьем типе представлены так: «Причины возникновения психического заболевания современной науке неизвестны», «Попечение такого больного - обязанность только его семьи». В группу респондентов-носителей данного типа входят 24 православных, 22 сторонника ислама, 20 неверующих.

Тип 4 «Нетолерантный»

К этому типу относятся преимущественно неверующие респонденты. У них ядро СП содержит утверждение «Религия не играет никакой роли, человек сам творит свою судьбу», и оно же входит в зону, близкую к ядру, у православных и мусульман. Зона, близкая к ядру, также включает утверждение, характерное для респондентов всех трех групп: «Таких больных нужно изолировать от общества». Респонденты-носители данного типа СП придерживаются, по-видимому, взглядов стигматизирующего плана относительно душевнобольных и не прибегают к религиозной копинг-стратегии. В группу респондентов-носителей данного типа СП входят 6 православных, 4 мусульман и 14 неверующих.

Тип 5 «Смиренный»

В ядра СП данного типа респондентов, как православных, так и мусульман, входят утверждения «Психическое заболевание - это испытание, данное человеку Создателем», «Психическое заболевание - наказание за что-либо, божья кара». Утверждение «Психическое заболевание - это милость, посланная избранному человеку» является элементом зоны, близкой к ядру СП в группе мусульман

и периферическим элементом у православных. Таким образом, респонденты, относящиеся к пятому типу, прибегают к религиозной стратегии совладания относительно душевного нездоровья, демонстрируя смирение относительно заболевания. Носители данного типа представления - это трое православных, 8 респондентов мусульман и трое неверующих.

Тип 6 «Враждебный»

Респонденты-носители данного типа СП склонны считать, что «Общество не должно перекладывать на государство заботу о психически больных людях», «Психическое заболевание - это результат неправильного образа жизни». Зона, близкая к ядру, содержит у респондентов всех трех групп утверждение «Психическое заболевание - это результат неправильного воспитания»; утверждение «Психически больные люди не приносят пользу для государства, и они ему не нужны» характерно для православных и неверующих; утверждение «Государство, финансируя лечение и уход за душевнобольными людьми, несет неоправданные убытки» является элементом, близким к ядру, в группе неверующих и мусульман. Таким образом, респонденты-носители этого типа представлений не прибегают к религиозной стратегии совладания. Среди них: 7 православных респондентов, 8 мусульман, 9 неверующих.

Для получения менее опосредованных социальной желательностью результатов (решение задачи № 3) была применена методика «Баблз», которая подверглась обработке методом тематического контент-анализа (всего респондентов 331 чел., из них 112 - атеисты, 112 - православные, 107 - мусульмане). Направлениями анализа были вербальные функции больного - в репликах-ответах на вопрос «Что говорит?», поведенческая сфера больного - на вопрос «Что делает?», когнитивная сфера больного - на вопрос «Что думает?». Единицы анализа - негативно, позитивно окрашенные высказывания, либо нейтральные по содержанию. Примеры отнесения ответа к положительному спектру - высказывания типа: «рассказывает стихи», «поет песню», «объясняет сложное уравнение», «желает всем здоровья» и т.п.; к отрицательному -высказывания типа «оскорбляет», «я всех убью», «порежу», и т.п.; к нейтральному -высказывания типа «то же, что и остальные», «что-то о своем», «ходит». Нами были получены следующие результаты, представленные в таблице.

Частота высказываний разной модальности по данным методики «Баблз» __(в процентах от числа опрошенных) _

Группы респондентов Положительные высказывания Отрицательные высказывания Нейтральные высказывания

что что что что что что что что что

говорит делает думает говорит делает думает говорит делает думает

Неверующие 12,5 13,5 13,5 49 37,5 43,5 38,5 49 43

Православные 17 13,5 20,5 45,5 38 40 37,5 48,5 39,5

Мусульмане 15 14 15 41 37,5 38 44 48,5 47

Таким образом, можно видеть, что в СП, выявленных с помощью качественной методики «Баблз», преобладает отрицательное (страх, обвинения в неадекватности поведения) и нейтральное отношение к душевнобольному как в группах верующих, так и неверующих, тогда как положительное отношение респонденты «атеисты», «православные», «мусульмане» выказали в среднем в 14,8% случаев в вербальной сфере, в 13,6% в поведенческой и в 16,3% в когнитивной. Статистически значимых различий в выборах респондентов по уровню образования (р<0,01), половозрастным характеристикам (р<0,01) и религиозности (р<0,01) нет.

Итак, при решении задачи сопоставить СП, отвечающие современным взглядам на психические болезни (результат декларированных респондентами знаний и убеждений) верующих и неверующих относительно душевного нездоровья (задача № 1), были выявлены специфические отличия между ними. Ядерные элементы СП неверующих респондентов отличаются от СП верующих, у которых религиозные интерпретации душевного заболевания оказываются ключевыми. И православные, и мусульмане считают, что религия помогает справляться с жизненными трудностями, в том числе и болезнью, то есть выступает как мировоззренческая основа для совладания с проблемами. Кроме того, обе группы религиозных респондентов убеждены в том, что религия помогает быть терпимыми к другим людям, то есть обусловливает и стратегии поведения относительно больных. В отличие от религиозных респондентов, атеисты и агностики убеждены в том, что религия не играет никакой роли в жизни, а человек сам творит свою судьбу. Типы респондентов-носителей СП (задача № 3) - «Толерантный», «Смиренный» и «Сочувствующий» проявляют терпимость к душевнобольным. В противоположность им «Нетолерантный» и «Враждебный» демонстрируют стигматизирующие представления относительно душевного нездоровья. Примечательно, что самые многочисленные типы респондентов - это «Толерантный» (107 чел.) и «Сочувствующий» (103 чел.), что говорит о том, что в условиях прямого опроса большинство респондентов обнаруживают современные познания и проявляют социально желательное отношение к душевнобольным, как это и принято в обществе. Исключение составляют лишь представители двух типов - «Нетолерантный» (24 чел.) и «Враждебный» (24 чел.), оставшиеся в явном меньшинстве. Примечательно, что в этих типах незначительное большинство составляют неверующие респонденты.

Однако данные качественной методики показывают, что негативный фон восприятия душевнобольных значимо преобладает (по сравнению с позитивным или нейтральным) как у верующих, так и у неверующих респондентов. Объяснением подобного расхождения двух видов СП может быть феномен, описанный как «когнитивная полифазия» [Wagner et al. 2000], который заключается в сосуществовании, наряду с современным знанием [Provencher 2007] относительно душевного нездоровья, более древних, архаичных образов этого заболевания [De Rosa, Bocci 2013].

Как видно из более ранних исследований [De Rosa 1987; Jodelet 1991], традиционные верования сохраняются в представлениях о психических заболеваниях у современных людей. Это, прежде всего, опасения «заразности» психических болезней, страх перед неадекватностью поведения и возможной опасностью агрессии со стороны больных, что подтверждают и результаты нашего исследования. Однако из статистики правоохранительных органов известно, что, лишь 4% насильственных преступлений совершается душевнобольными.

Как свидетельствуют результаты проведенного нами исследования (задача № 2), религиозная ментальность выступает фактором репрезентации душевнобольных людей в обществе. Так, среди наиболее терпимых (тип «Толерантный») оказались 39 православных, 43 респондента из группы мусульман, и лишь 25 неверующих. Мировоззренческая установка на примирительность, терпимость в отношении «иных» людей является основополагающей в религиозной ментальности последователей обеих конфессий. Однако в исследовании (задача № 4) были обнаружены две разновидности репрезентации душевнобольных: наряду с убеждениями, знанием, что психическое заболевание - это недуг и страдание, почти треть респондентов (и верующих, и неверующих) оказались подверженными архаичным переживаниям страха, которые порождают у них негативное отношение к больным. Здесь мы имеем дело с особой

разновидностью когнитивной полифазии - селективным преобладанием [Jovchelovitch, Priego-Hernandez 2015]. В этом случае «системы знания сосуществуют и извлекаются отдельно в разных пунктах времени и пространства... В этом типе когнитивной полифазии разные системы знания живут рядом, сохраняя свое содержание, логику и эмоциональную нагрузку» [Ibid.: 174]. Противоречивость и многогранность репрезентационных полей в отношении здоровья и болезни естественна в современном обществе, однако, думается, актуальной остается задача нивелировать психологическое отторжение людей, страдающих этими заболеваниями, и по возможности обеспечить их интеграцию в социум.

Библиографический список

Бовина И.Б., Панов М.С. Обыденные представления о психически больных в студенческой среде // Социологический журнал. 2005. № 3. С. 104-118.

Тобалов Ю.П. Совладение с трудными жизненными ситуациями у верующих: На материале православных христиан и мусульман: дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 192 с.

Abric J.-Cl. La notion de noyau central: bilans et perspectives actuelles // Actes de la Cinquième conférence internationale sur les représentations sociales. Montréal. 2000. P. 87-88.

De Rosa A.-М., Bocci E. Social representations in the "social arena" / ed. by Annamaria Silvana de Rosa. 1st ed./ Taylor & Francis Group. 2013. Р. 245-310.

Donahue M., Nielsen M.J. Religion, Attitudes, and Social Behavior. Handbook of the psychology of religion and spirituality / ed. by Raymond F. Paloutzian, Crystal L. Park. THE GUILFORD PRESS NEW YORK LONDON. 2005. Р. 274-291.

Jodelet D. Madness and Social Representations. Harvester Wheatsheaf: Hemel Hempstead, 1991.

Jovchelovitch S. Understanding Diversity in Knowledge: Representations, Community and Cognitive Polyphasia / Paper presented at the "Theory and Method in Societal Psychology"// EAESP small group meeting. Theory and Method in Societal Psychology PECS, Hungary (26-29 April 2001). Р. 15-22.

Jovchelovitch S., Priego-Hernandez J. Cognitive polyphasia, knowledge encounters and public spheres // The Cambridge Handbook of Social Representations / ed. by G. Sammut, E. Andreouli, G. Gaskell, J. Valsiner. Cambridge: CAP, 2015. P. 163-178.

Moscovici S. La psychanalyse, son image et son public (2nd ed.). Paris: Presses Universitaires de France. 1976.

Provencher C. Cognitive polyphasia in the MMR controversy: A theoretical and empirical investigation. Submitted for the Doctorate Degree in Social Psychology. 2007. Р. 312.

Wagner W., Duveen G., Verma J., ThemelM. «I have some faith and at the same time I don't believe in it» — Cognitive polyphasia and culture change // Journal of Community and Applied Social Psychology. 2000. № 10. P. 102-314.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.