УДК 343.1 © С. В. Супрун, 2011
Фактическое задержание: буквальное толкование п. 15 ст. 5 УПК
С. В. Супрун *
Буквальное толкование ключевых понятий «лишение свободы» и «подозреваемый», основного понятия «момент фактического задержания», закрепленного в п. 15 ст. 5 УПК, позволяет получить достаточно полное представление о его сущности и содержании, отграничить уголовно-правовое понятие «лишение свободы» от «ограничения свободы», а уголовно-процессуальное понятие «подозреваемый» — от понятия «лицо, совершившее преступление».
Ключевые слова: фактическое задержание, лишение свободы, подозреваемый.
Согласно п. 11 ст. 5 УПК РФ «задержание подозреваемого — это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок 48 часов с момента фактического задержания». Пункт 15 ст. 5 УПК РФ содержит пояснение, что «момент фактического задержания — это момент фактического лишения свободы (выделено нами. — С. С.) передвижения лица, подозреваемого (а не заподозренного) в совершении преступления».
Понятие «лишение свободы» является ключевым в содержании основного понятия УПК — «момент фактического задержания» (п. 15 ст. 5 УПК). Лишение свободы законодатель тесно увязывает с возникновением отраслевого статуса подозреваемого. Понятия «лишение свободы» и «подозреваемый» в содержании основного понятия УПК «момент фактического задержания» являются ключевыми. Проанализируем сущность и значение этих двух понятий, используемых законодателем в содержании п. 15 ст. 5 УПК.
Понятие первое — «лишение свободы» в момент фактического задержания подозреваемого. Оно отражает сущность такой меры процессуального принуждения, как задержание подозреваемого, которая совпадает с сущностью меры пресечения в виде заключения под стражу. При задержании подозреваемый лишается свободы (ч. 1 ст. 91 УПК) и при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения подозреваемый также лишается свободы (ст. 100 УПК). Срок лишения свободы задержанного подозреваемого по ходатайству стороны обвинения или защиты может быть продлен судом на 72 часа (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК). С момента вынесения судебного решения о продлении срока задержания подозреваемый в совершении преступления может находиться под стражей в ИВС до пяти
суток. Время нахождения подозреваемого в изоляторе временного содержания засчитывается в срок меры пресечения в виде заключения под стражу и в срок наказания в виде лишения свободы.
Субъектами фактического лишения свободы подозреваемого (а не ограничения) в уголовном досудебном производстве являются орган дознания, начальник органа дознания, следователь, дознаватель (ч. 1 ст. 91 УПК), руководитель следственного органа (ч. 2 ст. 39 УПК), начальник подразделения дознания (ч. 2 ст. 401 УПК). Подозреваемое в совершении преступления лицо лишается свободы передвижения с момента составления протокола задержания подозреваемого, вынесенного при наличии одного из оснований, предусмотренных ст. 91 УПК.
Протокол задержания подозреваемого составляется органом дознания, следователем, дознавателем в срок не более 3 часов после доставления сотрудниками полиции лица, совершившего преступление, в орган дознания, к следователю или дознавателю (ч. 1 ст. 92 УПК). Часть 2 ст. 92 УПК не обязывает должностное лицо органа предварительного расследования при задержании лица, совершившего преступление, указывать в протоколе задержания подозреваемого время фактического задержания. Это косвенно указывает на то, что время (часы, минуты) составления протокола задержания подозреваемого и время фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, может совпадать. Если лицо, совершившее преступление, не задержано органом дознания, то лишить его свободы на основании норм действующего уголовно-процессуального законодательства, регулирующего порядок производства рассмотрения сообщений о преступлениях или расследования уголовных дел, не представляется возможным.
Постоянный автор нашего журнала.
*
Сотрудники органов внутренних дел при физическом захвате лица, совершившего преступление, и доставлении его в орган дознания не являются субъектами уголовно-процессуального задержания подозреваемого, а следовательно, и субъектами лишения его права на свободу передвижения в уголовноправовом аспекте. При осуществлении служебной деятельности, связанной с раскрытием преступлений, должностные лица органов внутренних дел вправе временно ограничивать конституционные права лица, совершившего преступление, на свободу передвижения и неприкосновенность личности.
Буквальное толкование ч. 1 ст. 46 УПК, содержащей четыре способа постановки лица, совершившего преступление, в статус подозреваемого, показывает, что этот отраслевой процессуальный статус возникает после возбуждения уголовного дела. До возбуждения уголовного дела процессуального статуса подозреваемого у заподозренного лица в совершении преступления нет.
Понятие второе — «подозреваемый» в основном понятии «момент фактического задержания». Согласно ст. 46 УПК подозреваемым признается лицо: 1) в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, установленном главой 20 УПК; 2) задержанное в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК; 3) к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК; 4) которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 2231 УПК.
Пункт 2 ч. 1 ст. 46 УПК предоставляет органу дознания, следователю или дознавателю право лишить свободы подозреваемого, когда лицо, совершившее преступление, поставлено в этот процессуальный статус путем вынесения протокола задержания подозреваемого в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. ст. 91 и 92 УПК. Именно о процессуальном статусе подозреваемого (а не о статусе заподозренного в совершении преступления) говорится в п. 15 ст. 5 УПК. С момента возникновения отраслевого процессуального статуса подозреваемого лицо, совершившее преступление, лишается права на свободу передвижения.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 июня 2000 г. № 11-П по делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 51 УПК РСФСР в связи с жалобой В. И. Маслова выделяет конституционный статус подозреваемого, появляющийся до возбуждения уголовного дела, если лицо, совершившее преступление, начинает преследоваться органом внутренних дел как органом, осуществляющим ОРД, либо как органом дознания. В пункте 2 постановления Конституционного Суда сказано, что Конституция Российской Федерации
«не связывает предоставление помощи адвоката (защитника) с формальным признанием лица подозреваемым либо обвиняемым (выделено нами. — С. С.), а следовательно, и с моментом принятия органом дознания или следствия какого-либо процессуального акта и не наделяет федерального законодателя правом устанавливать ограничительные условия его реализации». С конституционным статусом подозреваемого Верховный Суд Российской Федерации связывает начало течения уголовно-процессуального срока задержания подозреваемого *.
Пресечение сотрудником полиции преступления, завершающегося захватом и доставлением лица, его совершившего, в орган внутренних дел для выяснения юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для возбуждения уголовного дела, не всегда завершается составлением протокола задержания подозреваемого. В практике имеют место случаи освобождения заподозренного в совершении преступления лица из органа внутренних дел без составления какого-либо процессуального документа, удостоверяющего дату, время, место, основания и мотивы ограничения его конституционного права на свободу передвижения и личную неприкосновенность.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О полиции» не предоставляют органу внутренних дел как органу дознания уголовно-процессуальные полномочия на задержание подозреваемого до возбуждения уголовного дела. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О полиции» орган полиции «имеет право задерживать лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации». Данная норма отсылает орган полиции органа внутренних дел при принятии решения о задержании подозреваемого к нормам главы 12 УПК, регулирующим основания, условия и порядок уголовнопроцессуального задержания подозреваемого в совершении преступления.
Завершая рассмотрение содержания основного понятия УПК «момент фактического задержания подозреваемого» через его ключевые понятия «лишение свободы» и «подозреваемый», можно сделать следующие выводы. Толкование понятий «лишение свободы» и «подозреваемый», образующих содержание основного понятия УПК «момент фактического задержания», показывает, что фактическое задержание лица на месте совершения преступления или после его совершения не влечет возникновения отраслевого процессуального статуса подозреваемого,
26
Научный вестник Омской академии МВД России № 4 (43), 2011
поэтому оно не может быть лишено свободы и принудительно водворено в ИВС.
Орган дознания, дознаватель, следователь вправе лишить свободы только лицо, совершившее преступление и поставленное в уголовно-процессуальный статус подозреваемого. Этот статус подозреваемого возникает после возбуждения уголовного дела с момента составления должностным лицом протокола задержания подозреваемого. Правовой статус лица, совершившего преступление, до возбуждения уголовного дела нормами действующего УПК РФ не урегулирован.
Буквальное толкование п. 15 ст. 5 УПК позволяет обоснованно утверждать, что момент фактического задержания совпадает с моментом составления протокола задержания и появления отраслевого статуса подозреваемого. Срок фактического задержания — лишения гражданина свободы — начинает истекать с момента составления следователем или дознавателем протокола задержания подозреваемого в порядке, предусмотренном ст. ст. 91 и 92 УПК.
* Кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. Дело № 59-о06-21.