II. М. Удлер
Ф.ДУГЛАС-ПУБЛИЦИСТ В БОРЬБЕ ПРОТИВ РАБСТВА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЙ (1861—1865)
Для Фредерика Дугласа, "самого знаменитого афро-американца"1 XIX века, выдающегося деятеля аболиционистского движения, писателя, журналиста и оратора, годы Гражданской войны в США (1861 —1865) стали периодом блестящего расцвета его публицистического дарования. Время требовало таких людей, как Ф.Дуглас, и он предстал перед своими соотечественниками как человек, наделенный истинно государственным мышлением, как выразитель интересов не только черных американцев, но и всей демократической Америки, человек осознающий связь национальной истории с судьбами мира. Все силы своей необычайно одаренной натуры, незаурядный талант публициста, богатейший жизненный опыт вложил Дуглас в борьбу за полную ликвидацию рабства и его последствий.
В борьбе с рабством Ф.Дуглас очень эффективно использовал печать На протяжении шестнадцати лет (с 1847 по 1863 г.) Ф.Дуглас издавал и редактировал еженедельную газету, а затем ежемесячный журнал, на страницах которых вел бескомпромиссную борьбу с рабством на Юге и расовой дискриминацией на Севере как социальной и нравственной болезнью Америки.
Несмотря на серьезные финансовые затруднения, на огромную загруженность работой в аболиционистском движении, работу над книгами, Ф.Дуглас с декабря 1847 г. издает в Рочестере еженедельную четырехстра-ничную газету "Норт стар". В июне 1851 г. она была переименована в "Фредерик Дуглас пзйпер", издавалась до августа 1860 г., но уже в 1858 г. был задуман журнал "Дуглас мансли", который Дуглас стал издавать и редактировать, вероятно, с июня 1858 г. (первый сохранившийся номер за январь 1859 г.) по август 1863 г.
Цели, которые поставил Дуглас перед своим изданием, — "атаковать рабство во всех его проявлениях, отстаивать полное освобождение, поднимать нравственные критерии общества, содействовать нравственному и интеллектуальному совершенствованию цветных американцев и ускорить освобождение трех миллионов наших соотечественников"2. Дуглас-публицист провозглашает наиглавнейшим своим принципом "не бояться говорить... правду, какой бы неприятной она ни была"3.
Цели и принципы оставались неизменными, .но расширялся кругозор, более радикальными становились политические взгляды. Вершиной журналистской деятельности Дугласа являются его публикации в "Дуглас мансли" (статьи, открытые письма, памфлеты, заметки, обращения, речи, репортажи, информационные сообщения, книжные рецензии, обзоры печати) посвященные актуальным проблемам Гражданской войны.
Следует отметить единство подхода к событиям 60-х годов XIX века в США и России, проявленное Ф.Дугласом и Н.Г.Чсрнышевским.
В то же время, что и Дуглас, с ноября 1859 по апрель 1862 г., в России с ежемесячными обзорами событий в США выступает в "Современнике" Н.Г.Чернышевский. Разделенные огромным расстоянием Н.Г.Чернышевский и Ф.Дуглас на страницах ежемесячных журналов как бы перекликаются друг с другом. Они сопоставляют крепостное право в России и рабовладение в США, проявляют глубокое уважение к народу другой страны (американцы для Чернышевского — "великая и благородная нация"4, Ф.Дуглас пишет о русских: "Мощь и сила этой великой нации" [285 ], высоко оценивают личность и подвиг Дж.Брауна и видят в восстании 1859 г. в Харперс-Ферри пролог грядущих событий, идентично оценивают причины, характер, перспективы Гражданской войны, ход военных действий, политические партии и политических и военных деятелей, апеллируют к мировому общественному мнению, мечтают об освобождении угнетенных во всем мире.
Главную причину Гражданской войны Н.Г.Чернышевский видит в рабстве, а главным ее результатом, по его твердому убеждению, должна стать ликвидация рабства. "Коренное зло в Соединенных Штатах — невольничество" [VII, 920], — пишет Н.Г.Чернышевский в январе 1861 года. Все симпатии Чернышевского на стороне врагов рабовладения, в котором он видит аналог крепостного права в России. В ноябре 1860 г. он предвидит неизбежность уничтожения "невольничества черных, которое лежало гнетом на всей жизни всего североамериканского народа, пятном на доброй славе его" (VIII, 916]. Когда началась Гражданская война,
Н.Г.Чернышевский утверждается в этой мысли: "... если война не будет кончена весьма скоро, то освобождение невольников явится необходимым ее результатом" [VIII, 556 ]. Н.Г.Чернышевский выступает последовательным и решительным врагом компромиссов с Югом, с пограничными штатами: "Компромисс был бы несравнимо хуже всего" [VIII, 407]. Он сторонник самых решительных мер и считает необходимым "формирование партизанских отрядов из свободных негров Севера, стремящихся идти на Юг, и призыв южных невольников к оружию. Едва ли можно будет избежать Линкольну этих решительных мер, если война продлится..." [VIII, 596].
Ф.Дуглас в свою очередь обращается к крепостному праву в России. "Рабство должно пасть, как оно пало... в России," — пишет он в статье "Прокламация и негритянская армия", опубликованной в его журнале в апреле 1863 г. [328]. Прокламацию Линкольна Ф.Дуглас сопоставляет "с благородным актом русской свободы, по которому 20 млн. крепостных, вопреки сопротивлению... тиранов, были освобождены от крепостного права" (Там же).
Для Ф.Дугласа, как и для Н.Г.Чернышевского, освобождение крепостных крестьян в России и освобождение рабов в Америке — закономерная тенденция , отвечающая ходу истории, вклад в освободительную борьбу всего человечества [64 [. Дуглас не раз в своей публицистике обращается к историческому опыту России для аргументации своей точки зрения по важнейшим проблемам американской жизни.
Центральное место в публицистике Ф.Дугласа занимает анализ причин Гражданской войны и связанных с ними путей ее прекращения. Накануне Гражданской войны в статье "Как спасти Союз" ("Дуглас мансли'', февраль 1861 г.) Дуглас пишет: "Единственной причиной, которая может... привести к Гражданской воине... и разрушить страну, является рабство" [64 ]. В статье "Новый президент" ("Дуглас мансли", март 1861 г.) он указывает на рабство как на "главную причину всех национальных бедствии" [66 ], которую необходимо устранить.
В каждой статье Дугласа кануна и эпохи Гражданской воины повторяется эта мысль. Она присутствует в начале, либо в середине, либо в конце каждой статьи. Дуглас заканчивает речь "Требования момента" ("Дуглас мансли", июнь 1861 г.) требованием "немедленного освобождения каждого раба в мятежных штатах" (125], а следующую статью, опубликованную в августовском номере, начинает требованием "полной и окончательной ликвидации рабства., причины сегодняшних бедствий нации" [126].
Выстраданная Дугласом ненависть к рабству находит эмоциональное выражение. С жаром библейского проповедника он обличает "гигантского Левиафана рабства", "предателей и мятежников с их черными сердцами и окровавленными руками" [165], мародеров и грабителей с большой дороги. Южный джентльмен и его "кодекс чести" увидены в публицистике Ф.Дугласа по-новому, глазами невольника, глазами аболициониста
Эмоциональное начало, выразившееся в развернутых метафорах, в жарких инвективах, в библейском пафосе обличения, сочетается у Дугласа
с жесткой логикой и аналитичностью. Он воспроизводит аргументацию открытых и замаскированных защитников рабовладения и уничтожает эти аргументы с помощью безукоризненной логики, фактов мировой истории, литературы, с помощью огромного жизненного опыта, здравого смысла, юмора и иронии, тщательно продуманных и выстраданных им лично доводов.
Ритм его публицистики безостановочен и напорист, темп нарастает от "во-первых" до "в-девятых", когда Дуглас обрушивает на защитников рабовладения все новые и новые аргументы, доказывающие бесчеловечность рабовладельческой системы, ее историческую ограниченность и необходимость ее ликвидации. Обжигающее сочетание эмоциональности и аналитичности оказывает сильнейшее воздействие на читателей.
Аналитичность публицистики Дугласа проявляется во всестороннем рассмотрении проблемы рабовладения. Дуглас показал губительное воздействие рабства на политику, воспитание, образование, религию, духовное здоровье всей нации. Рабство развратило белых бедняков-южан, привело к отсутствию свобод на Юге и для белых, вытекающему из насилия над черными. Проблему рабства публицист связал с проблемами войны и мира, с дальнейшими судьбами страны, грядущих поколений.
Рассматривая прошлое, настоящее и будущее черных американцев, Дуглас развенчивает миф о их расовой неполноценности. Он поставил в своей публицистике проблему идентификации чернокожего- "Кто я? Американец или инородец?", определил критерии национального самоопределения и из своего личного опыта извлек вывод: "По рождению, чувствам, надеждам, стремлениям, обязанностям я американский гражданин... Я американский гражданин не только по рождению, но и по выбору" [213].
Ф.Дуглас последовательно выступал против деления людей по цвету кожи, против изоляции и отделения рас, наций как внутри страны, так и во всем мире. Резкое неприятие вызвали у него планы переселения черной расы в Центральную Америку или Африку, в которых он видит проявления расизма и национализма. В открытом письме генералу Блайеру он пишет: "Я не вижу таких принципиальных различий между расами, которые бы могли помешать им жить мирно и счастливо в одной стране, под управлением одного правительства" [288 ]. "Все направление развития современной цивилизации... несовместимо с изоляцией и разделением на расы. Если бы Россия встала на такой путь, то могущество и сила этой великой нации были бы подорваны наполовину" [2851.
Дуглас видит все человечество, весь земной шар как единое сообщество и отстаивает необходимость совместной жизни черных и белых в одной стране, на равных условиях, призывая соотечественников "учиться полноте и совершенству человеческого братства" [265 [.
Ф.Дуглас верит в то, что в будущем Америка будет стыдиться рабовладения и расизма, и вместе с тем видит огромные трудности сегодняшнего и завтрашнего дня, связанные с тем. что расизм глубоко въелся в душу всего американского народа. Поэтому в период ликования в связи с Прокламацией А.Линкольна об освобождении рабов он предостерегает своих соотечественников: "Раб еще долго будет оставаться
рабом даже после того, как будут сброшены цепи, и рабовладелец еще долго останется рабовладельцем... Но наши главные трудности будут... на Севере... Невольника, переставшего быть собственностью одного хозяина, постараются сделать рабом всего общества" [311—312]. Речь "День для поэзии и песен", произнесенную 28 декабря 1862 г. и опубликованную в январском номере журнала, Ф.Дуглас завершает призывом к своим единомышленникам продолжать борьбу с расизмом во всех его проявлениях.
Через всю журнальную публицистику Дугласа периода Гражданской войны проходит развенчание трусливой политики компромиссов с рабовладельческим Югом, от кого бы она ни исходила: от президента, правительства, конгресса, военного командования, прессы.
Уклончивой политике федерального правительства, обходящего главную причину войны — рабство, боящегося призвать к оружию черных американцев, Ф.Дуглас противопоставил последовательную и решительную программу действий, включающую жесткие действия против мятежников, вооружение невольников, призыв в армию черных северян, ликвидацию рабства и расовой дискриминации.
Ф.Дуглас искусно владеет полемическим мастерством. Очень умело он пользуется вопросами. Чаще всего это вопросы не риторические, а требующие ответа, система вопросов, которая обнажает трусливую политику компромиссов. Вопросы делают его публицистику остросюжетной, держат читателей в огромном интеллектуальном напряжении, заставляют думать и отвечать на них.
В августе 1863 г. Ф.Дуглас прекратил издание ежемесячника, что вовсе не означало прекращение интенсивной публицистической деятельности. Речи, открытые письма, обращения Дугласа публикуются в "Нью-Йорк трибюн", "Нью-Йорк тайме", "Либерейтор".
В 1863 г. Гражданская война вступила в новый этап. В центре внимания Ф.Дугласа выявление истинного характера войны и ее целей, политическая характеристика Демократической и Республиканской партий на новом этапе войны, условия заключения мира и возможные результаты войны, требование отмены рабства, а также выдвижение и обоснование требования обязательного наделения черных американцев равными с белыми гражданскими, политическими правами и прежде всего правом голоса, задачи аболиционистского движения. Его речи, обращения, открытые письма конца 1863—1864 гг. развивают и дополняют друг друга и представляют собой единое целое, характеризующееся глубокой внутренней связью. Постановка вопроса о целях войны в речи "Наша работа не выполнена" находит широкое развитие и обоснование в устном и письменном обращении "Цели войны", посвященном этой проблеме. И наоборот, название речи "Наша работа не выполнена" вводится как одно из положений в текст "'Целей войны". Во всех выступлениях 1863—1865 гт. Ф.Дуглас повторяет: ".. цель этой войны — освободить каждого невольника в Соединенных Штатах" [388].
Дуглас-оратор умеет поставить слушателям вопрос, который заставляет думать, и формулирует в ответе суть происходящего: "Почему эта война
обличается как аболиционистская? Отвечаю: потому что нация так долго и ожесточенно ненавидела аболиционизм, что враги войны самонадеянно хотят использовать эту ненависть в целях оправдания измены. Почему люди, сохранившие верность Союзу, отвергают это обвинение? Потому что аболиционизм все еще ненавистен. И обвинение, и отрицание свидетельствуют о том, что ненавидят и презирают единственное средство, которое может спасти страну" [391 ].
Ф.Дуглас терпеливо, аргументированно объясняет, что старый Союз изжил себя, что речь должна идти не о восстановлении распавшегося Союза, а об объединении нового качества. Выступление "Наша работа не выполнена" заканчивается выводом о будущем страны: "Мы сражаемся за единение... в котором не будет деления на Север и Юг, на Восток и Запад, на черных и белых, а будет единение нации, сделавшей каждого невольника свободным и каждого свободного человека избирателем" [386]. В речи "Цели войны" Ф.Дуглас настойчиво и убежденно излагает свое представление о принципах создания нового Союза, который обеспечит национальное единство. Это лозунги Великой французской революции — свобода, равенство и братство, это отсутствие расовой, региональной и религиозной розни, предоставление гражданских, политических прав черным американцам, развитие просвещения, литературы, науки, которые станут общим достоянием народа.
С конца 1863 г. прочное место в конструктивной программе Ф.Дугласа занимает требование политических, гражданских прав для черного населения страны, и прежде всего требование права избирать и быть избранным наравне с белыми американцами. Все свое ораторское искусство, все средства интеллектуального и эмоционального воздействия вкладывает Ф.Дуглас в обоснование этого права. В своей позитивной программе Ф.Дуглас руководствуется критериями "справедливости и человечности", интересами нации, "нашей общей страны" и интересами мирового сообщества. Он апеллирует к общественному мнению, ссылается на него, видит связь событий и возможных последствий Гражданской войны в США с мировой историей: "Цель, за которую мы боремся, — освободить от рабства не только страну или континент, так как, если рабовладение потерпит поражение, оно падет всюду... Мы должны гордиться, что у нас нашлись здравый смысл и сила, чтобы выстоять в назначенный час и выполнить свой долг перед человечеством" [390].
Дуглас-политик трезво оценивает реальность. Его позиция — смотреть правде в глаза, додумывать все до логического конца, видеть все теневые стороны, анализировать опасности, угрожающие стране. Он проводит аналогию с революционными событиями 1848 г. в Европе и государственным переворотом во Франции 1851 г., задушившим свободу. 1864 год, когда вопрос о заключении мира приобретает практическую значимость, Ф.Дуглас аргументированно характеризует как "время надежд и опасений" [402]. Основание называть свое время "временем сомнений и опасности" [387 ] Дуглас видит в существующей угрозе компромисса с мятежными штатами. Он предостерегает: "...Мы не должны соглашаться на мир, который не будет аболиционистским миром" [390].
Трезвая оценка ситуации, расстановки сил, характера основных политических партий заставляла Дугласа в 1863—1865 гг. обращаться к деятелям аболиционистского движения с предостережением: "Наша работа не выполнена". Работа не выполнена, пока существует опасность компромисса с рабовладельческим Югом, пока не ликвидированы рабство на Юге и расовые предрассудки на Севере, пока черные американцы не получили гражданских, политических прав.
Ф.Дуглас остался верен этой позиции до конца своей жизни, когда в 1894 г. дал отпор защитникам линчевателей в блестящей речи-эссе "Почему линчуют негра? Злободневный урок"5, опубликованной множеством американских и английских газет. "Старый человек вновь обнаружил мировидение, жар и идеалы молодого Дугласа. Это был возродившийся в полном объеме аболиционизм..."6, духом которого пронизана публицистика Дугласа 1861 — 1865 гг.
Историзм, аналитичность, глубина и бесстрашие мысли сочетаются в его публицистике с ярко выраженной фольклорной традицией черных американцев (проповеди бродячих проповедников с ее инвективами, вовлечением слушателей, библейским пафосом устных и письменных рассказов беглых невольников, музыкальной традицией, народным юмором), опорой на здравый смысл своего народа и собственный здравый смысл.
Публицистика Ф.Дугласа способствовала радикализации общественного мнения и явилась значительным вкладом в развитие публицистики и литературы США. Традиции Дугласа живы в творчестве современных афро-американских писателей и публицистов.
Гуманистические идеи ценности человеческой личности, причастности каждого народа к судьбам человечества, диалектическое понимание связи национального и интернационального, мечта о мире без войн, о социальной справедливости делают публицистику Фредерика Дугласа созвучной новейшему времени.
Примечания . ,
1 McFeely W.S. Frederick Douglass. N.Y.; L„ 1991. P.283.
2 The life and Writings of Frederick Douglass / Ed. by Ph. S. Foner. Vol.1—V. N.Y., 1950—1975. Vol.V. 1975. P.69.
3 Ibid. Vol.III. N.Y., 1952. P. 196 (далее ссылки на страницы этого тома приводятся в тексте).
4 Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 16 т. М., 1939—1953. Т. VII. М., 1950. С.916 (далее ссылки на том и страницы этого издания приводятся в тексте).
5 The life and Writings of Frederick Douglass. Vol.IV. N.Y., 1955. P.491—524.
6 Huggins N.l. Slave and Citizen: The life of Frederick Douglass. Boston; Toronto, 1980. P. 178.