Ф.А. НАДРШИНА. САЛАВАТ В БАШКИРСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ. -
Уфа: Информреклама, 2008.
Имя Салавата Юлаева по праву занимает место в ряду национальных героев России. Исторические источники, ряд фундаментальных исследований раскрывают его способности талантливого военачальника и организатора повстанческой власти в период Крестьянской войны 1773—1775 гг. под предводительством Е.И. Пугачева, которая явилась первым крупным событием совместной борьбы русских крестьян, башкир и других нерусских народов края против угнетения. Сохранившиеся документы свидетельствуют о формировании Салаватом многочисленных «армий» и «корпусов» повстанцев, о его умелой государственно-правовой деятельности и проявленном героизме в десятках сражений.
Деятельность и слава Салавата, ставшего фактическим предводителем движения на северной половине края после ухода главного войска Пугачева за Волгу, распространялись на обширную территорию. С ним имели связь повстанческие отряды в районах Оса, Красноуфимск, Кунгур, от его имени действовали предводители восставших народов в районах пермских и екатеринбургских горных заводов, слухи о его действиях достигали бассейнов рек Тобол и Ишим. Организаторский и полководческий талант батыра, особенно ярко и полно раскрывшийся на третьем этапе Крестьянской войны, а также расчетливая и жестокая расправа властей после пленения превратили Салавата Юлаева в легенду не только башкирского народа, но и всего многонационального населения края. В советский период имя батыра стало известно во всем мире благодаря книге Степана Злобина «Салават Юлаев» (1929). Одновременно экспедиции фольклористов, этнографов фиксировали множество образцов устного народного творчества, воспоминания, передаваемые через поколения, сказания и предания о герое.
Крестьянская война 1773—1775 гг., героический жизненный путь Салавата Юлаева оставили глубокий след в башкирском народном творчестве. Народ бережно сохранил добрую память о башкирском герое, его жизни и славных деяниях, имеющих историческое значение.
Систематическое собирание произведений устно-поэтического творчества о Салавате Юлае-
ве началось после 1917 г. С тех пор была проделана большая работа, о чем свидетельствуют исследования и публикации М.А. Бурангулова, А.Н. Усманова, А.И. Харисова, М.Х. Мингажет-динова, А.М. Сулейманова, Ф.М. Надршиной, М.М. Сагитова, Б.Г. Ахметшина, С.А. Галина, Н.Т. Зарипова, М.Х. Идельбаева, В.В. Сидорова, М.Г. Рахимкулова и др. Песни, эпос, предания и легенды, посвященные Салавату Юлаеву, вошли в такие фундаментальные многотомные издания, как «Башкорт халык ижады» (0фе, 1972— 1985), «Башкирское народное творчество» (Уфа, 1987—2004). Наиболее значительные образцы преданий и песен о Салавате Юлаеве были переведены на английский, турецкий и другие языки.
Была накоплена масса опубликованных материалов, что создавало определенные трудности в изучении всей совокупности произведений башкирского фольклора о Салавате Юлаеве. Исключительная важность проблемы, ее научно-познавательное и воспитательное значение обусловили актуальность подготовки и издания специального тематического сборника. В 2008 г. по решению ученого совета Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук был подготовлен и вышел в свет сборник под названием «Салават в башкирском фольклоре» (в 2 т., на 3 языках — англ., рус., башк.); автор-составитель — доктор филологических наук Фануза Аитбаевна Надрши-на, признанный специалист в области изучения и разработки теории жанров башкирского фольклора.
Высокий профессионализм, глубокое знание проблематики и большой опыт аналогичной работы позволили автору-составителю блестяще справиться с поставленной задачей. Фануза Аит-баевна — автор более 200 научных работ, является одним из составителей, автором вступительных статей и комментариев к сводам «Башкорт халык ижады» и «Башкирское народное творчество», автором-составителем 3-язычных изданий «Башкирские народные песни, песни-предания» (Уфа, 1997), «Башкирские народные предания и легенды» (Уфа, 2001), «Урал-батыр: башкирский народный эпос» (Уфа, 2003, 2005).
В первом томе сборника помещены народные предания и легенды о Салават-батыре, большинство из которых прославляют его личностные качества: организаторский и полководческий талант, умение строить добрые отношения с населением, высокий авторитет справедливого носителя законности. В центре внимания народных повествований о национальном герое — тяжелое положение башкирского народа, его решимость подняться на борьбу за сохранение земли и свободы. Вместе с тем многие произведения отстаивают идею дружбы башкирского народа и широких слоев русского населения края, находящихся под жестоким феодально-крепостническим гнетом царизма.
Предания о Крестьянской войне 1773— 1775 гг. и ее предводителях являются важным источником познания истории башкирского народа. Вместе с тем они, естественно, не лишены творческого домысла, который наиболее рельефно проявляется в изображении богатырских подвигов Салавата, наделенного чертами эпического героя. В этой связи следует отметить исключительную ценность приведенных в сборнике комментариев, где автор-составитель оценивает достоверность произведений устного народного творчества, сопоставляя фольклорные мотивы и исторические сведения. При этом Ф.А. Надршина опирается на документальные источники и исследования таких авторитетных специалистов-историков, как И.М. Гвоздикова, Н.М. Кулбах-тин, А.З. Асфандияров и др. Кроме того, в комментариях содержится обширный справочный материал.
Второй том издания включил в себя эпос, песни и баиты, прославляющие легендарного по-эта-воина. В них также нашли свое отражение причины повстанческого движения (отчуждение башкирских земель, усиление национального и социального гнета), образ Салавата — бесстрашного воина и поэта, защитника интересов угнетенных, не только башкир, но и других народов, его любовь к родной земле и неразрывная связь с народом, трагические события, связанные с поражением восстания, пленением Салавата и ссылкой его на каторгу.
В целом, как отмечает Ф.А. Надршина, для всех произведений башкирского фольклора в освещении восстания и роли Салавата Юлаева в нем общими являются мотивы понимания национально-освободительного характера движения,
его антикрепостнической сущности, показ роли народа и личности; дружба башкирского народа с русским и другими народами; прославление Салавата Юлаева как крупного военачальника и поэта-импровизатора; описание трагических событий и связанного с этим народного горя, наличие оптимистических мотивов.
Исключительная роль в освободительной борьбе, разносторонний талант, героическая и трагическая судьба Салавата Юлаева обессмертили его имя. Национальный герой башкирского народа хорошо известен среди народов Урала и Поволжья, знают и помнят батыра в Эстонии, где узником провел он последние двадцать пять лет своей жизни. В нашей республике ежегодно празднуются Дни Салавата Юлаева, его силуэт изображен на Государственном гербе Республики Башкортостан, в столице гордо возвышается знаменитый памятник — работа скульптора С.Д. Тавасиева, который символизирует многовековую национально-освободительную борьбу башкирского народа, его дружбу с русским и другими народами края, общность истории многонационального населения Башкортостана. Образ Салавата Юлаева является источником вдохновения для деятелей литературы и искусства, а жизненный путь и полководческая деятельность по-прежнему остаются в центре внимания научной общественности.
Характеризуя в целом подготовленное Ф.А. Надршиной издание, следует отметить его практическую значимость. Оно представляет большую ценность, прежде всего, для преподавателей учебных заведений. Опубликованные первоисточники, подробные комментарии к ним, содержательная вступительная статья автора-сос-тавителя будут полезны для преподавателей отечественной истории, истории Республики Башкортостан, истории и культуры народов Республики Башкортостан. Материалы сборника также окажут неоценимую помощь в подготовке классных часов, внеклассных мероприятий. Раскрывая темы добра, справедливости, храбрости, героизма и самопожертвования, любви к матери, Родине, дружбы народов и т.д., они будут способствовать воспитанию молодых людей в духе нравственности, патриотизма и гражданственности.
И.З. Султанмуратов,
кандидат социальных наук, и.о. директора Института гуманитарных исследований АН РБ