УДК 141.339
А. П. Чернеевский
Эзотеризм учения Живой Этики
Статья посвящена эзотерическим элементам в текстах Елены и Николая Рерихов. Труды Николая Рериха написаны полностью в научно-популярной, либо в публицистической манере; тексты Елены Рерих имеют характер откровения, они дают знание из «Высшего источника». В статье изучается главное произведение Рерихов - Живая Этика, в котором эзотерические понятия формулируются с помощью обыденной лексики, а традиционные эзотерические термины западной и индо-буддийской культуры используются редко. Исследуется понятие «смерть» («переход»), которое встречается на протяжении всей серии книг Живой Этики, что дает представление о циклическом развертывании содержания Учения Махатм и о принципах формирования в сознании читателя «агни-йогического мировоззрения». Автор делает вывод, что деятельность рерихов-ских обществ организуется по буддийскому принципу упаи: отсутствие религиозности на социальном уровне дополняется устным эзотерическим откровением. Этому способствует, во-первых, пример деятельности и творчества семьи Рерихов, во-вторых, способ изложения значений и смыслов в книгах Живой Этики.
The article is devoted to esoteric elements in the texts of Helena and Nicholas Roerich. The works of Nicholas Roerich are written entirely in a popular science or publicistic manner; the texts of Helena Roerich sounds like revelation, they give knowledge from the "Highest Source". The article studies the main work of the Roe-rich's Living Ethics, in which esoteric concepts are formulated using ordinary vocabulary, and the traditional esoteric terms of Western and Indo-Buddhist culture are rarely used. The concept of "death" ("transition") is studied, which gives an idea of the cyclical narration of the Mahatma Teachings' content and the principles of the formation of the "Agni-yoga worldview" in the minds of the reader. The author concludes that the activities of Roerich societies are organized according to the Buddhist principle of upaya: the lack of religiosity at the social level is complemented by oral esoteric revelation. This is facilitated, firstly, by the example of the activities of the Roerich family, and secondly, by the way of presenting the meanings in the books of the Living Ethics.
Ключевые слова: Елена Рерих, Живая Этика, религиозность, рериховское движение, эзотерика, упая.
Key words: Elena Roerich, Living Ethics, religiosity, Roerich movement, esoteric, upaya.
© Чернеевский А. П., 2019
При первом знакомстве с трудами Елены и Николая Рерихов бросается в глаза различие в их тональности. Тексты Елены Рерих (серия книг Живая Этика, а также письма Елены Рерих) написаны, скорее, религиозным языком; здесь термины, которые не являются понятными для западной культуры, не рассматриваются рефлексивно. Например, существование «Махатм» не рассматривается как легенда, как метафора, а подается как реальность. Четырнадцать книг серии Живая Этика издаются без имени автора, причем «авторство Махатм» сообщается устно, прилагается как эзотерическое сообщение для всех интересующихся главным текстом духовного учения, даваемого Рерихами. Елена Рерих утверждала, что она не является автором Живой Этики, но является лишь тем, кто ее «принял, записал».
Тексты Николая Рериха - это чаще всего дневниковые записи, письма сотрудникам, публицистические эссе, рассказы, пересказы народных легенд и мифов. Во всех этих текстах мы не найдем религиозные или эзотерические термины, которые даются читателю без рефлексии, т. е. Н. К. Рерих осмысляет реальность/нереальность «Махатм», а не сообщает об их подлинности.
«Вы, может быть, спросите меня, почему, говоря о Шамбале, я упоминаю Великих Махатм? Ваш вопрос может иметь основание, потому что до сих пор в литературе эти великие понятия, за недостатком осведомления, оставались совершенно разделенными. Но, зная литературу о Великих Махатмах и изучая сведения о Шамбале на местах, высоко поучительно видеть объединительные знаки этих понятий и, наконец, понимать, как они близки в действительности. В индусской литературе в Вишну Пуране вы можете найти указания, которые одинаково будут понятны как изучающим учение Махатм, так и преданным ученикам мудрости Шамбалы» [7, с. 101].
Здесь мы видим некое обоснование важности «учения Махатм», но вовсе не торжественное утверждение об их существовании (такие утверждения есть в текстах Елены Рерих).
У Николая Рериха мы не найдем записи эзотерического, либо какого-то мистического характера, которые были опубликованы при его жизни. Это не случайность: Рерих всегда был осторожен в высказываниях, он писал лишь о том, что понятно и рационально, часто его произведения это художественная литература, так что читатель ясно осознает то, что история вымышлена. Н. К. Рерих редко упоминает название Живой Этики или Агни-йоги в кавычках или с заглавной буквы, однако иногда использует слова «живая этика» в качестве простого выражения: «Среди уроков жизни, среди занятий живой этикой, пусть руководители и ведомые отличат, где истинное поражение, а где настоящая, сбереженная победа» [6, с. 110].
Итак, в текстах, опубликованных при жизни авторов, мы видим противоположность эзотерического откровения (Е. И. Рерих) и публицистики (Н. К. Рерих). Очевидно, что этот принцип разделения полюсов был заложен изначально для продвижения «учения Махатм», когда тексты Николая Рериха являются неким знаменем, привлекающим новых сторонников, а тесты Елены Рерих дают «космическое» и эзотерическое измерение.
В буддизме махаяны есть термин упая, который в переводе означает «искусные средства». Метод упаи своими корнями уходит в умение Будды преподавать благое знание, дхамму, адаптируя свои идеи к конкретной обстановке, давать учение через притчи, сравнения, иносказание.
Деятельность семьи Рерихов может быть рассмотрена как пример упаи. На одном полюсе - творчество Николая Рериха, на другом полюсе - творчество Елены Ивановны Рерих. Знакомство с «учением Махатм» начинается, скорее, с картин Николая Рериха, которые представлены в картинных галереях некоторых крупных городов (Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и др.).
Можно говорить об уровнях эзотеричности всех текстов, связанных с учением, предлагаемым Рерихами:
1) на уровне литературных произведений Н. К. Рериха, его дневниковых записей, рассказов, эссе - не содержится никакого эзотеризма;
2) далее последуют картины Николая Рериха, особенно позднего периода его творчества - здесь присутствует символизм, намеки на особое измерение;
3) серия книг Живая Этика - уже текст с элементами эзотеризма;
4) дневниковые записи Елены Рерих, ее письма духовным ученикам, а также записи ее учеников - наиболее эзотерическая часть учения. Здесь раскрываются подробности написания самой Живой Этики.
Содержание рериховского послания проявляется постепенно, от чего-то внешнего, очевидного и даже банального к скрытому, неявному для понимания, требующему терпения, интуиции и труда. Эта полярность дала последователям Рерихов возможности при распространении своего учения: например, издание книги о Николае Рерихе в советские атеистические времена (1972 г.) в серии «Жизнь замечательных людей». Причем, авторы книги о Н. К. Рерихе упоминают Живую Этику в первый раз со строчной буквы, в контексте рассказа, а во второй раз - с заглавной буквы, с намеком на существование особого текста [2, с. 232].
Наиболее общее определение эзотеризма - это «специфическая интерпретация реальности, претендующая на тайный характер и подтверждающаяся особыми психодуховными практиками» [3, с. 7]. С точки зрения этого определения, учение Живой Этики, предлагаемое человечеству Еленой и Николаем Рерихами, является эзотерическим лишь частично, поскольку религиозные практики в традиционном понимании этого слова не предусмотрены. В книгах Живой Этики мы не найдем почти ни одного параграфа, где описывались бы какие-либо практики, за исключением одной темы в книгах Агни-йога:
«Материальный терафим делается или в виде скульптурного изображения, или в виде любого предмета, к которому присоединялось что-либо принадлежащее лицу, подлежащему заклинанию <...> Как неделимое целое, вибрирует человек, и сила приказа наслаивается наложением рук на терафима» [4, §§ 419-421].
Данное практическое описание изготовление «терафима» является исключением из правила: во всех четырнадцати томах серии Живая Этика нет ни одного практического совета, который касался бы специфической тайной реальности. Практические советы могут быть, но они относятся к пищевым рекомендациям и другим бытовым жизненным вопросам. С другой стороны, мысль человека в учении Живой Этики рассматривается как нечто материальное, следовательно, главная и ежедневная практика адепта «учения Махатм» - следить за чистотой и качеством своих мыслей, что является нормой для любого культурного человека.
По замыслу Рерихов, знания, которые даются читателю книг Жи-
^ ГЛ о ^
вой Этики, сложны для понимания, но не являются какой-то тайной, т. е. учение открыто для всех, но не все готовы его воспринять. Письмо Елены Рерих от 8 февраля 1934 г.:
«Радуемся и Вашему умению пользоваться Учением <...> многое дано в намеках и лишь слегка затронуто, а для широких масс требуется подготовка и более полное толкование для возможности восприятия» [4, с. 17].
Елена и Николай Рерихи в своих письмах и книгах старались дистанцироваться от определений учения Живой Этики как религиозного или эзотерического для того, чтобы избежать ярлыков и обвинений в «сектантстве», чтобы передавать суть учения без отсылки к какому-то мистицизму или эзотеризму. Тем не менее, заявления Рерихов о том, что учение дано «Махатмами» (с которыми невозможно встретиться и поговорить любому желающему), создает ореол таинственности вокруг учения и является характерным элементом религии.
Психодуховные практики - пожалуй, наиболее эзотерическая, закрытая составляющая учения Живой Этики. Этот вопрос как сами Рерихи, так и современные рериховцы трактуют в сочетании противоположностей. С одной стороны, практика - это вся жизнь. Активная деятельность в мире по распространению культуры, искусства, всего прекрасного, жизненная (живая) этика, осознанный труд на общее благо, - вот практика, ожидаемая Учителем, но не одинокая, эгоистичная молитва или медитация. С другой стороны, уже в самом начале последнего тома Живой Этики, в книге «Надземное» читаем:
«Урусвати видела Нас и в плотном теле, и в тонком. <...> Не будем забывать, что Наша вибрация никогда не будет забыта испытавшим ее. В ней радость, но и такая напряженность, что не каждое сердце выдержать может» (Надземное. § 5).
Урусвати - эзотерическое имя Елены Рерих. Здесь виден намек на практику взаимодействия ученика и Махатмы. Такое взаимодействие - одна из главных, если не самая главная цель развития агни-йогического сознания. В случае с Еленой Рерих такая «практика» оправдана тем, что «в единой вибрации с Учителем» была написана серия книг Живая Этика. При этом нигде в книгах Живой Этики не сообщается прямо, что имеется в виду под словом «вибрация», этот термин читатель истолковывает сам.
Тема «контакта с Учителем» в современном рериховском движении - наиболее закрытая, эзотерическая. Эта тема существует, скорее, в устных текстах, чем в письменных. С подробностями того, как происходило взаимодействие Елены Рерих и Махатмы, русскоязычный читатель смог ознакомиться после выхода в свет книги Зинаиды Фос-дик «Мои Учителя. Встречи с Рерихами»:
«человечество <...> отказывается от развития духовности, а газ, посылаемый Платоном с Юпитера, не воспринимается Землей, не пробивает тьму. Катастрофа должна быть в 1977 г. Но Братство упорно работает для предотвращения. "666" в Апокалипсисе обозначает Будду, Христа, Майтрейю, каждого с числом "6". Додекаэдрон - знак Матери Мира. Учителя уйдут на Венеру с земными сотрудниками. Часть последует на планету, формирующуюся за Венерой. Остальное человечество уйдет на Сатурн» [9, с. 287].
Число «666» встречается в Живой Этике. В книге «Сердце» (опубликованной еще при жизни Рерихов) 600 параграфов, а в первой части книги «Мир Огненный» 666 параграфов. Более того, в самом начале книги сообщается: «О сердце мы твердили шестьсот раз, также готовы твердить о значении Огня шестьсот шестьдесят шесть раз, лишь бы утвердить определение Огня, как лестницу торжественную» (Мир Огненный. 1. § 19).
В письме сотрудникам от 1 ноября 1949 г. Елена Рерих сообщает: «Скажу только Вам - Армагеддон окончился поражением Врага. Новая Эра началась 17 октября, когда Враг был изгнан из нашей Солнечной Системы. Строительство новое начнется под Моими Лучами» [5, с. 280]. Данные отрывки являются записями устных бесед, их публикация не предполагалась. Здесь мы видим указание на тайную информацию, которую невозможно использовать для какой-либо эзотерической практики. Теперь рассмотрим каким образом реализуется эзотерический символизм в книгах Живой Этики [1].
Вся серия состоит из четырнадцати книг, в каждой около пятисот параграфов. В книгах используются бытовая, либо психологическая лексика. Термины западной культуры, которые традиционно имеют религиозные или эзотерические коннотации, используются редко (слова «астральный», «оккультный», «Бог», «алхимия» и ряд других). Также редко используются термины индо-буддийской культуры; например, термин «скандхи» используется один раз во всей серии книг. Слово «астральный» («Астрал») встречается от одного до пяти раз в каждой книге Живой Этики, за исключением книги Агни-йога, где это слово встречается около 50 раз. Основные термины, характеризующие учение Живой Этики: «беспредельность», «Иерархия», «сердце», «община», «Братство», «чувствознание», «психическая энергия», «Тонкий Мир», «Мир Огненный», «Космический Магнит» и др. Эти понятия создаются автором Живой Этики и являются основанием агни-йогического мышления. Например, в онтологии «учения Махатм» существует три мира: мир земной, «Тонкий Мир» и «Мир Огненный». Познание этих миров начинается с очищения сердца и возможно только в «цепи Иерархии».
Построение текста Живой Этики напоминает «блог в Интернете» -это почти ежедневные записи объемом не более одной страницы, которые Елена Рерих делала в течение полутора десятков лет. Поскольку блог пишется буквально обо всем, то ответить на вопрос: «О чем эти книги?» - невозможно. Мы можем говорить лишь о тематике Живой Этики. Это: Иерархия, психическая энергия, сердце и другие понятия (указанные предыдущем абзаце), которые постоянно встречаются на протяжении всей серии книг. Эти основные понятия «учения Махатм» являются смыслообразующими, однако даются без интерпретаций и пояснений, так, как если бы читатель уже знал, что имеется в виду.
Таким образом, Живую Этику невозможно просто прочитать, ее можно только изучать несколько лет, как «учебник по расширению сознания», либо отложить, как бессмысленный набор слов. Рерихов-
цы нередко приводят как аргумент в пользу содержательности и важности Живой Этики сравнение, по которому она не более «туманная и загадочная», чем учебник по алгебре для малограмотного человека.
Книги Живой Этики построены именно как учебник, который постулирует основные понятия «учения Махатм» без изменения смысла этих понятий. Однако привычные понятия, составляющие основу «жизненного мира», методически пересматриваются на протяжении всей серии книг, например: «смерть», «добро» и «зло», «справедливость», «мышление», «пространство», «интуиция», «опыт», «сон», «общение», «действие» и многие другие.
Приведем пример развертывания термина смерть для того, чтобы показать «учебный» принцип повествования в Живой Этике (анализ дан по изданию: [1]). Тема смерти (перехода) встречается во всех книгах Живой Этики прямо или косвенно.
В первой книге «Зов» не говорится о смерти, скорее, о жизни и устремлении к новому. Однако последняя фраза книги содержит намек на финал жизни: «Как перейти жизнь.» (Зов. Эпилог).
Во второй книге «Озарение» впервые постулируется тема смерти: «Поговорим о смерти. Смерть не больше, нежели стрижка волос, так же отдается материя» (Озарение. 2. II. 4). Затем во второй части этой книги дается описание пребывания духа в астральном мире и говорится о сложности перехода:
«У унесенных с земли несчастное сожаление привязывает их <. >. Надо, чтобы взрыв сознания мог перебросить ядро духа как можно дальше. Потому так важен момент перехода, чтоб послать себя к высшим слоям <. >» (Озарение. 2. VIII. 16).
Третья книга «Община», где на протяжении всего текста книги смерть рассматривается в переносном значении, говорится, скорее, о «смерти духа»: «Каждый атом Космоса бьется. Покой смерти Нам не знаком» (Община. § 39). Также в книге «Община» говорится о неприемлемости кладбищ: «Труд открывает тюрьмы. Огонь очищает кладбища» (Община. § 236).
Четвертая книга «Агни-йога» - здесь, как и в предыдущей книге, говорится, скорее, о смерти духа, но не тела, однако появляется намек на возможную бесконечность жизни: «<...> приготовить вечную Амриту совершенствования духа можно лишь посредством опыта. <.. > Так можно ковать мост к дальним мирам и найти жизнь там, где предполагается какая-то смерть» (Агни Йога. § 130).
В пятой двухтомной книге «Беспредельность» смерть рассматривается в контексте понятия «Космический Магнит»; например: «смерть и жизнь подлежат одному и тому же закону, который назначается Космическим Магнитом» (Беспредельность. § 376).
В седьмой книге «Иерархия» тема смерти звучит слабее, слово «смерть» встречается лишь три раза, причем всегда в переносном значении «смерти духа».
Показательно, что восьмая книга «Сердце» не содержит слово «смерть» вообще, это слово не употребляется, хотя звучит глагол «умирать». В книге появляется описание «перехода». Речь идет уже о переходе в Тонкий Мир, причем в книге о переходе говорится многократно, эта тема серьезно осмысляется. Важно отметить, что речь идет, во-первых, о «переходе в Тонкий Мир», а не о «смерти», во-вторых, на протяжении всей книги повествуется о Тонком Мире именно в контексте жизни и сотрудничества миров - плотного и Тонкого: «Испытания делаются для самого ученика, как вехи на пути, которые он замечает, когда переходит в Тонкий Мир» (Сердце. § 116).
Далее автор Живой Этики предупреждает о том, что в течение всей жизни необходимо помнить о будущем переходе, и дает намек на то, что для существования в Тонком Мире необходимо получить навык, аналогичный знанию нового языка или игре на музыкальном инструменте:
«Ужасно, когда всю жизнь человек отвращался от мысли о Тонком Мире, и
лишь накануне перехода, как нерадивый школьник, начинает смутно твердить слова неосознанные. Явление неминуемого перехода возвещено всеми
Учениями. Сказано: "Не умрем, но изменимся"» (Сердце. § 170).
В следующей трехтомной книге «Мир Огненный», так же как в книге «Сердце», слово «смерть» используется в переносном значении, а в прямом значении употребляется термин «переход», с помощью которого символически связываются различные состояния и показывается их единство:
- переход от земной жизни к жизни в Тонком Мире (физическая смерть);
- переход трудных жизненных периодов;
- переход от земного мышления-восприятия к тонкому;
- переход от тонкого мышления-восприятия к огненному.
Автор Живой Этики добивается совмещения этих образов в единое
проживание «перехода», тем самым происходит обучение-привыкание к
мысли о том, что самые опасные (с точки зрения земного видения) состояния есть норма с точки зрения мира «Надземного».
В двенадцатой книге «АУМ» в отношении смерти мы находим те же идеи, что и в предыдущих книгах, но с более подробными уточнениями. Снова напоминается о необходимости осознанного перехода в мир Тонкий, об ответственности за свое мышление: «Люди становятся набожными, приближаясь к переходу в Тонкий Мир. Они не замечают, что в таком поспешном задабривании они граничат с кощунством» (АУМ. § 102).
В тринадцатой книге «Братство» мы находим все те же утверждения и напоминания: о необходимости памятования о смерти (Братство. § 265); об упрощении перехода в Тонкий Мир при внимании к Тонкому Миру при земной жизни и о нереальности смерти (Братство. § 318); появляются новые подробности того, как происходит переход в Тонкий Мир (Братство. § 64, § 211, § 372); аналогии между переходами от тонкого к ментальному и от земного к тонкому миру (Братство. § 360).
Последняя книга «Надземное» составляет четверть всего текстового объема Живой Этики и она не была опубликована при жизни Елены Рерих, поскольку содержит наибольшее количество эзотерических откровений. Например, здесь описывается Тонкий Мир (Надземное. § 113), а также осознанные «полеты» в Тонком Мире. Слово смерть в книге «Надземное» используется многократно в прямом и переносном значениях, проблема смерти обсуждается в контексте перехода в Тонкий Мир:
«Нужно в себе воспитывать широкое допущение, без него нельзя летать в тонком теле. Робкое тонкое тело, если и выйдет из плоти, то будет толкаться около и озираться с ужасом. Не легко войти свободно в Тонкий Мир, чтобы без страха наблюдать и поучаться» (Надземное. § 113).
Отметим, что в данном отрывке «выход из плоти» можно понимать как смерть тела, так и как осознанный «полет в Тонкий Мир» при жизни земного тела.
Автор Живой Этики методично, на протяжении 14 томов (общим текстовым объемом примерно равным Библии) пересматривает основные слова и понятия, связанные как с экзистенциальными переживаниями, так и с бытовыми вещами. Эти понятия разворачиваются циклично - от более простого пласта понимания к более сложному, и раскрываются в контексте онтологии и этики «учения Махатм».
Несмотря на мозаичность текста Живой Этики, его содержание тщательно выверено: основные эзотерические понятия (такие как «Беспредельность», «Тонкий Мир» и т. п.) остаются неизменными на протяжении всего повествования и являются предметом догадок и попыток понимания для читателя. Но экзистенциальные и бытовые понятия, привычные для человека современной культуры, циклично (по-новому в каждом томе) пересматриваются в контексте основных понятий «учения Махатм». Читатель сам для себя определяет степень таинственности знания, которое он получает при чтении книг Живой Этики, потому что основные термины «учения Махатм» излагаются в обыденной лексике без эзотерической символики (например, «Космический Магнит», «Иерархия», «Сердце», «Мир Огненный», «Тонкий Мир»).
В книгах Живой Этики почти не используются традиционные эзотерические термины, эзотеризм Живой Этики, скорее, литературный, поскольку не дается практических указаний, что именно нужно делать, чтобы достичь «Тонкого Мира» или «Огненного Мира», указываются лишь этические требования. Практические указания в книгах Живой Этики имеют строго этическую природу и относятся к области чувств и мышления.
Такое построение и содержание главного текста адептов «учения Махатм» дает объяснение того, почему деятельность семьи Рерихов и современных рериховских обществ (не являясь религиозным по своей социальной природе) сохраняет ореол таинственности и эзотерично-сти. Например, в 1994 г. в России была официально зарегистрирована лишь одна религиозная организация «Учения Живой Этики», в 1998 г. - две таких организации [9, с. 287]. Однако почти во всех городах России есть музеи Рериха или рериховские центры, которые ведут культурную и просветительскую работу.
Эти факты свидетельствуют о том, что деятельность рериховских обществ сохраняет ту же заведомую полярность тайного и обыденного толкования учения Живой Этики, которая была заложена их духовными учителями - Рерихами. Буддийский принцип упаи является нормой для рериховцев. На поверхности мы можем наблюдать лишь светские мероприятия, не имеющие никакого отношения к религии и эзотеризму. В каких-то проявлениях увлечение Живой Этикой позволяет квалифицировать движение рериховцев как квазирелигиозное [8]. Однако на уровне устного доверительного общения рериховцы могут продемонстрировать свое тайное знание и сообщить об особой
эзотерической реальности. Это обусловлено не только запретом Елены Рерих на любую пропаганду «учения Махатм» или навязывание. Мышление рериховцев формируется за счет регулярного чтения Живой Этики, которая дает свободу устного толкования «Учения» от самого поверхностного и бытового уровня до откровений о «Тонком» или «Огненном» мирах.
Список литературы
1. Агни Йога: Живая Этика: в 5 т / сост., коммент. Н. Ковалева. - М.: РИ-ПОЛ классик, 2004.
2. Беликов П. Ф., Князева В. П. Рерих. - М.: Молодая гвардия, 1973.
3. Пахомов С. В. К вопросу о демаркации понятия «эзотеризм» // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. История. Психология. Философия: сб. материалов Первой междунар. науч. конф. (15-17 сент. 2007 г., Киев) / под ред. С. В. Пахомова, Ю. Ю. Завгороднего, С. В. Капранова. - СПб.: Б. и., 2008. -С. 7-14.
4. Рерих Е. И. Письма: в 9 т. Т. II (1934 г). - М.: МЦР, 1999-2009.
5. Рерих Е. И. Письма: в 9 т. Т. VIII (1948-1950 гг). - М.: МЦР, 1999-2009.
6. Рерих Н. К. Нерушимое. - Рига: Виеда, 1991.
7. Рерих Н. К. Сердце Азии. - Новосибирск: РОССАЗИЯ, 1991.
8. Смирнов М. Ю., Чернеевский А. П. Рериховское движение как квазирелигиозное явление // Вестник ПНИПУ (Пермского нац. ислед. политехнич. унта). Культура. История. Философия. Право. - 2017. - № 1. - С. 5-14.
9. Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. - М.: Сфера, 1998.
Статья поступила: 27.06.2019. Принята к печати: 19.08.2019