Научная статья на тему 'Эзотерика и расизм'

Эзотерика и расизм Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1525
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЗОТЕРИКА / АРИЙСКАЯ РАСА / РАСИЗМ / РОССИЯ / ESOTERICISM / ARYAN RACE / RACISM / RUSSIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шнирельман В. А.

Сегодня после длительного перерыва, охватывающего советский период, эзотерические верования вновь популярны. Помимо других сюжетов, они включают рассуждения об арийской расе и представляют Россию её примордиальной прародиной. Статья посвящена тому, что такие эзотерические концепции отнюдь не невинны и через них общество получает заряд расистских идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Esotericism and racism

Nowadays the occult and esoteric beliefs are once again in favor after a long gap in the Soviet period. Besides other themes, they focus on the Aryan race, and present Russia as its primordial Homeland. The author demonstrates that such contemporary esoteric concepts are not innocent and infuse general public with racist ideas

Текст научной работы на тему «Эзотерика и расизм»

Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 3. С. 10-14.

УДК 111

В.А. Шнирельман

Институт этнологии и антропологии РАН, Москва

ЭЗОТЕРИКА И РАСИЗМ*

Сегодня после длительного перерыва, охватывающего советский период, эзотерические верования вновь популярны. Помимо других сюжетов, они включают рассуждения об арийской расе и представляют Россию её примордиальной прародиной. Статья посвящена тому, что такие эзотерические концепции отнюдь не невинны и через них общество получает заряд расистских идей.

Ключевые слова: эзотерика, арийская раса, расизм, Россия.

В 1980-е гг. Павел Глоба начал возрождать «авестийскую астрологию» и создал Авестийскую ассоциацию астрологии. С тех пор он пытался привить в России «зороастрийские знания». Он учил, что пророк Зороастр родился и жил на территории Урало-Поволжья, что там когда-то располагалась «забытая цивилизация» и что ей суждено воскреснуть вновь «под знаком Водолея». Это означало, что будущее принадлежит находящейся под этим знаком России, где якобы и должен появиться Спаситель [3, с. 26-31; 11]. В 1991 г. Тамара Глоба, объявившая себя «авестийским астрологом» и прорицательницей, побывала на Южном Урале и предсказала ему блестящую судьбу: якобы на Урале и в Сибири «сконцентрируется новый этнос». Вслед за своим бывшим мужем она предсказывала, что России («мозгу Земли») предстоит «владеть миром и подарить ему новое мировоззрение» [19]. Она воспевала ариев как пришельцев с Небес, Детей Неба, мудрых, благородных и честных людей, элиту, якобы давшую людям культуру, цивилизацию и совершенные законы. Якобы злые силы стремились искоренить память о них, но это не удалось, и сегодня настало время их возвращения, а вместе с ними вернутся и арийские боги.

Воскрешая «арийский миф», Т. Глоба, вслед за П. Глобой, повествовала о том, что якобы, двигаясь со своей «северной прародины», арии прошли вдоль Урала и затем расселились по всему миру, неся «культуру, добро и процветание». Но на исконных территориях («в Гиперборее») они оставили своих прямых потомков. Этим, по словам Т. Глобы, и определялась миссия русских, ибо в ее построениях Гиперборея ассоциировалась с Россией, где и должна была развернуться последняя битва Света и Тьмы. Глоба вещала: «Рассвет близится. Арии возвращаются». И России якобы снова предстоит превратиться в Гиперборею, чтобы пойти по истинному пути, которым является «путь Авесты». При этом русские объявлялись «прямыми наследниками

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках проекта

09-01-00078а “Арийская идея в современном мире".

© В.А. Шнирельман, 2010

арийской расы», которым предстояла тяжелая борьба с вселенским Злом1 [5].

Разумеется, такие представления не могли оставить Т. Глобу равнодушной к Аркаиму, который она посетила во время своего визита на Южный Урал. И именно благодаря ее лекционной и писательской деятельности, представления об Аркаиме как «городе-храме», «обсерватории», «Арке Йимы», «символе свастики», месте «былой славы арийского народа», точке «между Солнечной и Лунной половинами Мира», «послании» от арийцев к современным людям были подхвачены другими «учителями» и широко растиражированы по стране, в том числе стали популярными у правых радикалов. Т. Глоба изображала Аркаим местом, где «Земля соприкасается с Небом», и писала о необычных явлениях и чудесах, якобы там случающихся. Кроме того, в Аркаиме она видела яркое опровержение будто бы выдуманного учеными мифа о «дикости русских племен». Возрождая миф о приходе ариев с затонувшей Арктиды и обогащая его свежей идеей об их остановке на Южном Урале, Т. Глоба предсказывала, что «Урал соберет ариев» и станет «местом их духовной концентрации». Упоминала она и об «арийской расе» и якобы ее особой связи с Русью [5, с. 78-87; 6, с. 31-33; 7, с. 4].

«Арийская раса» была введена в эзотерику основательницей теософии Е.П. Блаватской, которая в своем основополагающем труде «Тайная доктрина» отвела ей место «пятой расы». Блаватская находилась под большим влиянием популярного в ее годы полигенизма и в то же время отдавала должное возникавшему у нее на глазах эволюционному учению. Она представляла историю человечества в виде сменяющих друг друга семи рас, каждая из которых формировалась на каком-то особом континенте и в то же время в своей эволюции преобразовывалась в следующую. Первые три расы якобы имели эфирообразную форму, и лишь следующие обрели физический облик. Преобразование одной расы в другую происходило не единовременно, и отдельные группы прежней расы жили на Земле одновременно с новой молодой расой. Частично такие группы были обречены на вымирание, а частично смешивались с последней, что и вносило в человечество элемент разнообразия. Нынешнюю расу Блават-

ская называла «арийской», указывая, что в ее недрах уже зарождается новая «шестая раса» [2].

В самом учении Блаватской еще не было откровенного расизма, хотя она и считала, что «низшие расы» обречены на вымирание «кармической необходимостью». Однако это учение не отличалось строгой логикой и поддавалось различным интерпретациям. Не случайно, по мнению специалистов, эзотерические идеи, уходящие корнями к теософии Бла-ватской и возникшей вслед за ней австрийской ариософии, ведут к расизму и антисемитизму [8; 22, с. 89-107].

Это проявилось в полной мере в работах итальянского фашистского эзотерика Юлиуса Эволы (1898-1974), основывавшего свою антимодернистскую политическую доктрину на эзотерических представлениях о «примордиальной Традиции» и ее прогрессивном упадке по мере отдаления от Золотого века и вступления в суровую эпоху Калиюга. В частности, следуя идеям индийского политического радикала Б.Г. Тилака (1856-1920) и нацистского ученого Германа Вирта (1885-1981), Эвола повествовал о происхождении «арийской (белой) расы» из Арктики. Будучи приверженцем концепции полигенизма, Эвола, вслед за Блаватской, полагал, что в своем движении на юг какая-то группа «арийцев» смешалась с «протонегроидами» и «протомонголоидами», происходившими с затонувшего континента Лемурии. Доказывая, что характер культуры определяется «духовностью», а не этнической или расовой принадлежностью, Эвола, тем не менее, связывал некоторые расы с «южной духовностью» и называл их факторами упадка. Иными словами, по его утверждению, если первая волна гиперборейцев сохраняла свой нордический характер, то Западная цивилизация Атлантиды впитала много южных лемурийских черт, что породило дихотомию солярной, мужской или ураниче-ской духовности (северо-атлантические расы) и лунарной, женской или деметри-анской духовности (смешанные южноатлантические расы)2 (О взглядах Эволы см.: [25, р. 52-71]).

В свою очередь, учение П. Глобы предполагает независимое появление и развитие «пяти рас», наделявшихся им разными способностями. Мало того, он

делит людей на «западных» и «восточных», которым якобы имманентно свойственны кардинально разные типы сознания и системы ценностей. При этом он настаивает на коренных психологических различиях между «европейцами, потомками протоариев, и азиатами, воплощающими две формы коллективной психологии -солярную и лунарную». И он заявляет: «что приемлемо для представителя белой расы..., то не может быть принято человеком “восточного типа”». [3, с. 22-25, 30, 278-279; 4, с. 63]. Правда, Глоба учит, что граница между Добром и Злом проходит в душе человека, а не между расами, национальностями или странами. Но при этом он не избегает искушения указать на некие внешние признаки, якобы безошибочно определяющие характер (!) человека. Например, черные кучерявые волосы будто бы связаны с инфантилизмом и ленью, а неправильное произношение звука «р» обнаруживало злого человека (Ср.: [3, с. 66-67, 261]). У австрийских ариософов такие представления были прямо связаны с расизмом [8, с. 104-105].

Отзвуки расовой теории звучат и в рассуждениях эзотериков об особенностях характера или профессиональной ориентации, которые якобы имманентно присущи определенным народам или «кастам» (См., напр.: [10, с. 28; 1, с. 68-69; 16, с. 12-14; 17, с. 109-110, 136-139]). Это ведет к ра-сиализации отдельных этнических групп и приписыванию им стереотипных характеристик, иной раз негативных (См., напр.: [15, с. 30, 122-123]).

Руководствуясь такими представлениями, сегодня некоторые «духовные учителя» изображают ариев «избранной расой», намного превосходящей окружающее население разумом и моральными качествами и сознательно избегающей «расовое смешение». Изобретается даже богиня - «хранительница чистоты славяно-арийской расы» и доказывается, что якобы у древних славян главным законом был «закон чистоты Рода и Расы». Либо говорится о том, что Южный Урал был важнейшим древним центром «белой расы» и чуть ли не там она и возникла. Иногда славяне и арийцы просто называются «Великой Расой», что предполагает знакомство слушателей с основаниями ее «величия» [9; 12; 13; 14; 17; 21].

Некоторые любители эзотерики с готовностью подхватывают «арийский миф» и повествуют о том, как «светловолосые белые люди» расселялись в древности по северному полушарию и обучали все народы высшей мудрости вплоть до того, что они объявляются истинными строителями египетских пирамид, а Иисус Христос оказывается сыном жреца из Аркаи-ма. В то же время ариям противопоставляются нападавшие на них дикие племена, которые иной раз ассоциируются с «предками башкир» [12, с. 16-18; 20, с. 43-49]. Другие авторы в соответствии с оккультным учением пишут о страшных войнах между «северным праэтносом» (арийцами) и «черными потомками жителей Атлантиды». При этом «прямыми потомками атлантов» называются «негры и янки», экспансия которых якобы представляет страшную угрозу для России [16, с. 20-21, 28; 17, с. 41]. Наконец, некоторые авторы учат принципам «арийской этики», призывающим к вечной борьбе за «выживание расы» и указывающей на врагов в лице «инородцев», якобы желающих смерти «арийцам» [21, с. 83]. Иными словами, наделение каждой из рас «особым мировоззрением», противопоставление «рас» друг другу, попытка выстроить из них некую иерархию, подчеркивание величия «белой (арийской) расы» и описание «расовых войн», - все это позволяет рассматривать такие учения как содержащие расистские коннотации.

В то же время, понимая сомнительность своих расовых идей, многие эзотерики на словах стремятся дистанцироваться от нацистских представлений о «чистой арийской расе»: якобы «люди

Тьмы» сознательно пытались дискредитировать «славных ариев» и превратить их имя в кошмар [3, с. 32; 5, с. 79; 18, с. 57; 21, с. 93]. К этому Т. Глоба добавляла, что ариев и «арийскую расу» очерняют те, кто якобы боится будущего пути России. Однако все эти оговорки не избавляют эзотерические учения от присущих им расовых представлений.

В любом случае любителям эзотерики кажется знаменательным, что истинные корни «арийской цивилизации» были обнаружены не где-либо, а в России на территории Южного Урала. Людям в этом видится залог великого будущего, и как некоторые местные археологи, так и при-

езжие «духовные учителя» с энтузиазмом развивают эту тему, всячески эксплуатируя патриотические чувства туристов. В таком контексте Россия вновь наделяется мессианской ролью, причем параллельно говорится о «страшной опасности, которая исходит от Запада». Приезжающие на Аркаим «учителя» со своими учениками, обращаясь к Высшим Силам, просят прежде всего о возрождении величия России, о ее процветании, о счастливом будущем для ее народа и успешном решении всех социальных проблем. В то же время они заботятся об ограждении ее от «внешнего зла» и выстраивают вокруг нее «духовную защиту» («обережный круг»). Примечательно, что даже в гетерогенных по этническому составу группах (скажем, русско-татарских) в молитвах говорится исключительно о «русской нации», «русичах», «духе Руси» (См., напр.: [9]).

Такой эзотерический патриотизм имеет свою темную сторону, ибо «арийская идея» исправно служит ультраправым и используется ими для культивации погромных настроений. Не секрет, что сегодня скинхеды считают себя «чистыми арийцами» и ставят своей целью очистить страну от тех, в ком они видят ненужных «чужаков» [23]. И эзотерические учения вовсе не свободны от таких ассоциаций. Ведь еще Блаватская придавала огромное значение символу свастики. Но если для нее та была важнейшим символом каждого древнего народа [2, кн. 3, с. 126], то ариософы увязали свастику исключительно с «арийцами». Сегодня «духовные учителя» без устали доказывают, что свастика тысячелетиями имела исключительно позитивный смысл, который был грубо искажен фашистами. Мало того, сегодня обществу навязывается понимание свастики как едва ли не основы славянского мировоззрения. И на эзотерическом базаре на Аркаиме идет бойкая торговля «славянскими амулетами» со сва-стичными узорами.

Между тем какой-либо существенной роли свастики в древнеславянской традиции не обнаруживается. А корни современного западного понимания свастики уходят к учению австрийских ариосо-фов, от которых оно попало к германским нацистам [8; 26]. Для последних свастика означала бескомпромиссную борьбу с «чужаками» (прежде всего с евреями), и

именно в этом значении она сегодня популярна у ультраправых и неонацистов. Так ее и понимают скинхеды и другие ультраправые, нередко украшающие свое тело татуировками в виде свастик. Кроме того, свастика вошла в символику современного «нордического» неоязычества, выстраивающего свое учение на идее расы [24]. Именно из этого багажа ее и позаимствовали современные русские неоязычники, выдающие ее за «древнеславянский» символ.

Таким образом, публично призывая к миру, дружбе и единству народов, современная эзотерика культивирует и прямо противоположные идеи, возрождающие расовую теорию и связанный с ней расизм. Ведь эзотерическое учение и ныне содержит представление о высших и низших расах и о якобы закономерном господстве первых над вторыми [10, с. 21-22]. Как доказывал один из эзотериков, «варварские расы живут тысячелетиями и состоят из душ, недостаточно выросших для участия в жизни новых рас». К таковым он относил, например, аборигенов Австралии, а также некоторые африканские и индейские племена [10, с. 30].

Иными словами, будучи порождением второй половины XIX в., эзотерика до сих пор живет представлениями того времени, игнорируя современное научное знание, которое уже давно от них отказалось. Тем самым вместе с эзотерикой в современное общество проникают отголоски расовой теории и создается идейная почва для расизма. И сегодня мы имеем все основания вслед за британским исследователем Н. Гудриком-Кларком говорить об эзотерическом расизме с его идеями об «арктической прародине», «арийском христианстве» и борьбе с «темными расами», наводнившими популярную оккультную и художественную литературу в стиле фэнтези и разъедающими современное общество. Ведь современные неонацисты активно используют возможности художественной и эзотерической литературы для пропаганды своих взглядов как на человеческую историю, так и на идеальное мироустройство.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Такое видение мирового процесса фактически почти полностью заимствовано у австрийских ариософов за той лишь разницей, что послед-

ние направляли свое учение против славян (Ср.: 8, с. 92-94).

2 Полезно отметить, что в 1938 г. Муссолини сделал идеи Эволы официальной расовой доктриной фашизма. А во второй половине XX в. эзотерический фашизм стал одной из популярных форм фашизма на Западе, откуда он и проник в Россию.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Березников Е. Е. Возрождение духа (Апокалип-

сис. Пришло время рассказать правду): в 2 т. М., 2000.

[2] Блаватская Е. П. Тайная доктрина. Кн. 3-4. М.,

1991-1992.

[3] Глоба П. Живой огонь. Учение древних ариев.

М., 1995.

[4] Глоба П. Возрождение Гипербореи // Президент. Парламент. Правительство (политикоправовой журнал). 1999. № 6.

[5] Глоба Т. Тамара. Русский астрологический сборник. М., 1993.

[6] Глоба Т. Аркаим // Атака. 1994. № 9. С. 31-33.

[7] Глоба Т. Аркаим // За русское дело. 1994. № 7.

С. 4.

[8] Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию. СПб., 1995.

[9] Ермакова Т. В. Урал сокровенный. Кн. 1. Путе-

шествие в Аркаим. Набережные Челны, 2003.

[10] Иванов Ю. М. Человек и его душа. Жизнь в физическом теле и астральном мире. М., 1991.

[11] Каневская И. Астролог Павел Глоба: «Будущее за Россией» // Советская молодежь (Рига). 1990. 18 августа. С. 4-5.

[12] Мальцева С. П. Аркаим. Бог и человек. Челябинск, 2000.

[13] Мальцева С. П. Аркаим - город «Солнца». Челябинск, 2000.

[14] Мальцева С. П. Напевы Аркаима. Челябинск, 2002.

[15] Нажимова Г. Т., Касимов Т. Р. Аркаим - чудо исцеления. Кн. 1. Уфа, 2005.

[16] Путенихин В. П. Кугарчи. Биотопонимическое обоснование гипотезы происхождения и расселения уральских (уранских) народов в целом и башкир в частности. Уфа, 2000.

[17] Путенихин В. П. Тайны Аркаима. Наследие древних ариев. Ростов н/Д., 2006.

[18] Путенихин В. П. Место силы - город Аркаим: в поисках утраченного рая. Ростов н/Д., 2009.

[19] Садчикова Л. Т. Глоба «Конец света отменяется...» // Челябинский рабочий. 1991. 27 июня. С. 4.

[20] Спящая Л. Н. Свидания с Аркаимом. Уфа, 2001.

[21] Царевский В. А, Царевская С. Н. Аркаим -родина Заратуштры. Челябинск, 2006.

[22] Шнирельман В. А. Второе пришествие арийского мифа // Восток. 1998. № 1.

[23] Шнирельман В. А. «Чистильщики московских улиц»: скинхеды, СМИ и общественное мнение. М., 2007.

[24] Gardell M. Gods of the blood: race, ethnicity and the pagan revival. Durham, N. C., 2001.

[25] Goodrick-Clark N. Black Sun. Aryan Cults, Esoteric Nazism and the Politics of Identity. New York, 2002.

[26] Weissmann K. Schwarze Fahnen, Runenzeichen. Die Entwicklung der politischen Symbolik der deutschen Rechten zwischen 1890 und 1945. Dusseldorf, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.