СИНЕРГИЯ ЗНАНИЙ
Выставки и ярмарки для выведения на рынок инноваций
'-л
Ирина Махоркина,
старший преподаватель кафедры международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Незаменимым инструментом для продвижения инноваций на рынок является участие заинтересованных лиц в специализированных выставках. Оно позволяет:
■ осуществить необходимые коммуникации, которые могут явиться своего рода стимулом для внедрения инновационного продукта;
■ получить нужные сведения об основных тенденциях рынка;
■ экономить средства на сборе информации;
■ отслеживать динамику определенных отраслей и конкретных тем;
■ сосредоточить внимание на наиболее перспективных направлениях на основе анализа собранных данных о тенденциях развития рынка.
В условиях острой конкуренции эффективное представление инновации на выставке требует все более высоких затрат и организационных усилий, но тем не менее эти сложности приходится преодолевать.
В Республике Беларусь традиционно инновационные продукты на выставках демонстрируют их разработчики и немногочисленные внедренческие организации.
Их эффективное участие определено, как правило, тремя этапами.
I этап - подготовительный.
■ Разработка и поддержание специализированного интернет-сайта, содержащего основную информацию об инновациях и позволяющего потенциальным посетителям заранее детально ознакомиться с продуктом, предлагаемым на конкретной выставке. Ссылкой на данный сайт можно оперировать:
• в каталоге выставки,
• в приглашениях специалистам посетить стенд,
• в пристендовой литературе.
■ Сбор информации о состоянии и основных направлениях научного и производственного секторов экономики в стране проведения выставки в целях отбора наиболее предпочтительных и перспективных в данном регионе экспонатов.
■ Тщательная подготовка инновационных продуктов, технических средств и инструментов их демонстрации, пристендовой литературы.
■ Определение целевых групп - предприятий и организаций, которые могут быть заинтересованы в покупке или дальнейшей разработке инновационного продукта, и направление им приглашений посетить экспозицию.
■ Информирование, в том числе через загранпредставительства Республики Беларусь, местных деловых и научных кругов о содержательной стороне стенда нашей страны, времени и месте проведения специализированных презентационных мероприятий.
■ Подготовка плана проведения демонстраций, презентаций, участия в конгрессной части выставки.
■ Детальная проработка дизайна и технической составляющей выставочного стенда.
II этап - работа на выставке.
■ Изложение сути предлагаемых инноваций посетителям, обеспечение их необходимой пристендовой литературой, мини-дисками, проведение переговоров по вопросам сотрудничества и т.д. При этом особое внимание следует обращать на уровень профессионализма стендистов, который заключается не столько в доскональном знании технических вопросов, сколько в умении грамотно и доходчиво разъяснить потенциальному потребителю его выгоду от использования конкретной инновации.
■ Проведение презентационных мероприятий с широким использованием технических средств, технологий 3D, анимации, графи-
46
НАУКА И ИННОВАЦИИ №3(109) Март 2012
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
ческих материалов, современных методик демонстрации экспонатов.
■ Широкое участие в конгрессной и научной части выставки.
III этап - послевыставочная работа.
■ Постоянная и тщательная отработка контактов, имевших место в период проведения выставки, для достижения конечного результата.
■ Анализ положительных и отрицательных сторон проведенного мероприятия и подготовка комплекса мер по совершенствованию работы стенда на последующих мероприятиях.
■ Мониторинг посетителей стенда в разрезе их интереса к конкретным экспонатам и возможного определения не охваченных ранее целевых групп.
Деятельность по продвижению инноваций на рынок должна быть систематизирована, а инновации - капитализированы. Дело в том, что идея инновационного продукта может просто погибнуть, если не найдутся ресурсы и специалисты для ее практического применения. Заниматься этим процессом должны внедренческие организации, способные вовлечь в коммерческий оборот тысячи инноваций, принести хорошую прибыль и самим организациям, и авторам идеи, и государственному бюджету [6].
Подобные внедренческие структуры, центры, парки могут существенно упростить и рационализировать процесс вывода отечественных инноваций на международный рынок, в том числе путем их демонстрации на выставках.
Международная
выставочная
деятельность
Татьяна Малышко,
младший научный сотрудник «Научно-технологического парка БНТУ «Политехник»
Григорий Сенченко,
ведущий научный сотрудник «Научно-технологического парка БНТУ «Политехник», кандидат технических наук
Литература
1. Валиев Р.З. Внедрение любой инновации требует системного подхода // Инновационный менеджмент. №6, 2010. С. 25-27.
2. Виноградов С.И. Лабиринты внедрения // Креативная экономика. №6, 2010. С. 61-65.
3. Лобода В.А. Пути повышения результативности выставочной деятельности научных и научно-производственных организаций Республики Беларусь // Новости науки и технологий. Электронный ресурс: http:// belisa.org.by/ru/izd/stnewsmag/1_2007/art10_5_2007. html.
4. Максимов Л.М. Нужен закон об организации системы внедрения изобретений в производство // Тракторы и сельхозмашины. №4, 2010. С. 52-53.
5. Мамонтов Л. Инновации на рынке завтрашнего дня // Банковская практика за рубежом. №2, 2010. С. 42-46.
6. Опалева О.И. Государственное управление инновационной деятельностью // Финансы и кредит. №15, 2010. С. 29-39.
7. Степаненко Д. Законодательное регулирование инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь // Юстиция Беларуси. №8, 2010. С. 56-59.
Республиканское инновационное унитарное предприятие «Научно-технологический парк БНТУ «Политехник» является ведущим инновационным предприятием в системе Министерства образования Республики Беларусь. Оно функционирует как технопарк распределенного типа, в состав которого входят расположенные на университетских и производственных площадях центры трансфера технологий, информационно-маркетинговые центры, научно-производственные отделения, малые дочерние предприятия, центры международного научно-технического сотрудничества.
С момента создания «Политехник» активно занимается развитием инновационного предпринимательства и инновационной инфраструктуры в БНТУ и в системе отечественной высшей школы: создан и функционирует Межвузовский центр маркетинга НИР (МЦМ НИР) для сбора, анализа и обмена информации, поддержки инновационных структур и малых предприятий.
Одно из направлений деятельности «Политехника» и МЦМ НИР - активное участие в международных научно-технических выставочно-ярмарочных мероприятиях. На протяжении многих лет (начиная с 2001 г.) «Политехник» ежегодно осуществляет организацию коллективных экспозиций Министерства образования по инновационным разработкам белорусских вузов и инновационных предприятий высшей школы на 20-30 международных выставках и ярмарках во многих странах Европы, Азии, Африки. Участие в них может давать хороший экономический эффект и быть ключевым элементом маркетинга
№3(109) Март 2012 НАУКА И ИННОВАЦИИ 47