Научная статья на тему 'ЕВРОСКЕПТИКИ У ВЛАСТИ: ПОЛИТИКА ИТАЛЬЯНСКОГО «ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕРЕМЕН»'

ЕВРОСКЕПТИКИ У ВЛАСТИ: ПОЛИТИКА ИТАЛЬЯНСКОГО «ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕРЕМЕН» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
157
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ИТАЛИЯ / ЛИГА / ДВИЖЕНИЕ ПЯТИ ЗВЕЗД / ЕВРОСКЕПТИЦИЗМ / ПОПУЛИЗМ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Горшкова Елена Анатольевна, Узнародов Игорь Миронович

Статья посвящена анализу внутренней и внешней политики первого в истории Италии популистского правительства (первого правительства Дж. Конте) в контексте политического феномена евроскептицизма. Авторы проводят сравнительный анализ евроскептической риторики входивших в состав первого правительства Конте «Лиги» и «Движения пяти звезд» на основе программных документов партий. Основное внимание уделено рассмотрению позиции коалиционного правительства по ключевым вопросам взаимоотношений с Европейским союзом. Авторы приходят к выводу, что первое правительство Конте отстаивало национальные интересы Италии в духе евроскептической идеологии, что проявилось в подходе к мигрантам, отстаивании политического и монетарного суверенитета, стремлении выстраивать самостоятельный внешнеполитический курс. В исследовании также дается характеристика политики «правительства перемен» в контексте современной теории евроскептицизма. Авторы приходят к выводу, что первое правительство Конте можно охарактеризовать как популистов с элементами умеренного стратегического евроскептицизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROSCEPTICS IN POWER: ANALYSIS OF THE ITALIAN “GOVERNMENT OF CHANGE” POLICY

This article considers the domestic and foreign policy of the first populist government in the history of Italy (the First G. Conte Government) in the context of the political phenomenon of Euroscepticism. The authors perform a comparative analysis of the Eurosceptic rhetoric of the parts of the First Conte Government - League and Five Star Movement - based on the program documents of the parties. The main attention is paid to the position of the Coalition Government on key issues of relations with the European Union. The authors conclude that the First Conte Government defended the national interests of Italy in the spirit of Eurosceptic ideology, which was manifested in the approach to migrants, in the defense of political and monetary sovereignty, in the desire to build an independent foreign policy course. The study also describes the policy of the "Government of Change" in the context of the modern theory of Euroscepticism. The authors conclude that First Conte Government can be characterized as populist with elements of moderate strategic Euroscepticism.

Текст научной работы на тему «ЕВРОСКЕПТИКИ У ВЛАСТИ: ПОЛИТИКА ИТАЛЬЯНСКОГО «ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕРЕМЕН»»

УДК 329

DOI 10.18522/2072-0181-2021-106-2-38-45

ЕВРОСКЕПТИКИ У ВЛАСТИ: ПОЛИТИКА ИТАЛЬЯНСКОГО «ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕРЕМЕН»

Е.А. Горшкова, И.М. Узнародов

EUROSCEPTICS IN POWER: ANALYSIS OF THE ITALIAN "GOVERNMENT OF CHANGE" POLICY

Е.А. Ооюккоуа,

Италия всегда считалась одной из наиболее еврооптимистичных стран Европейского союза. Однако в течение нескольких лет ее политический имидж изменился. Значительная часть населения перешла в лагерь евроскептиков, а итальянские депутаты стали задавать тон среди оппозиционных сил в Европарламенте. В марте 2018 г. по итогам национальных выборов в Италии было сформировано первое в ЕС правительство, полностью состоявшее из популистских партий с ярко выраженной евроскептической риторикой: националистической партии правого толка «Лига Севера», накануне выборов 2018 г. предпринявшей своеобразный ребрендинг - партийная символика претерпела изменения и включила призыв «Лига Сальвини премьер», после чего в СМИ и других изданиях партию стали называть просто Лигой (далее - Лига) и популистской партии «Движение пяти звезд» (далее - Д5З).

В итальянской научной литературе накоплен солидный материал по изучению национальных особенностей евроскептицизма. В частности, рассмотрена эволюция партийного и общественного евроскептицизма в Италии с конца 1950-х до начала 2000-х гг., показано значение евроскептической рито-

Горшкова Елена Анатольевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры «Мировые языки и культуры» Донского государственного технического университета, 344003, г Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, е-шаД: [email protected], т. 8(863)2381316.

Узнародов Игорь Миронович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой «Мировая политика и глобализация» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69, е-шаД: iguz2010@ yandex.ru, т. 8(863)2613841.

I.M. Uznarodov

рики в ходе предвыборных кампаний итальянских популистских партий, обращено внимание на двойственный характер политической идентичности Д5З, совмещающей как антиевропейские, так и проевропейские положения, а также на недостаточную аргументированность программных заявлений Лиги, касающихся евроскептицизма [1-4].

В отечественных исследованиях рассмотрена эволюция евроскептической риторики Лиги и Д5З, показано соотношение популистской и евроскептической составляющих их идеологии, исследована социальная база их электората [5-9]. Появились и работы, освещающие деятельность первого правительства Конте. В них рассматриваются приоритеты в деятельности этого правительства, связь с ростом евроскептических настроений электората, отмечается, что формирование коалиции Лиги и Д5З стало возможным на основе их специфического националистического подхода к ЕС [10; 11].

Однако в научной литературе политика первого правительства Конте еще не рассматривалась в плане реализации евроскептических положений, выдвинутых членами будущей правительственной коалиции в своих программах накануне выборов 2018 г. Цель данной статьи - проанализировать

Elena Gorshkova - Don State Technical University, 1, Gagarin Square, Rostov-on-Don, 344003, e-mail: e.nizova@ mail.ru, tel.: 8(863)2381316.

Igor Uznarodov - Rostov State University of Economics, 69, Bolshaya Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344002, e-mail: [email protected], tel. 8(863)2613841.

внутреннюю и внешнюю политику первого в истории Италии популистского правительства в контексте итальянского партийного евроскептицизма.

Следует отметить, что евроскептичес-кие положения появились в программных документах Лиги еще в конце 1990-х гг. Уже тогда возникшая изначально как региональная националистическая партия северных областей Италии Лига стала рассматривать процесс евроинтеграции как препятствие для самостоятельной национальной политики. Д5З как организация, появившаяся сравнительно недавно, использует евроскептическую риторику с 2013 г., когда была высказана идея провести референдум о членстве Италии в зоне единой европейской валюты.

В канун выборов 2018 г. евроскептичес-кие положения стали важной составляющей политических программ Лиги и Д5З, войдя в разделы, касавшиеся экономического развития страны, миграционного законодательства, внешней политики и национальной культуры. Тогда это оказалось созвучно небывалому росту евроскептических настроений в итальянском обществе, которому на протяжении последнего десятилетия способствовал ряд факторов: обострение проблем, вызванных последствиями глобального экономического кризиса 2008-2009 гг., усиление потока мигрантов на Апеннинский полуостров, а также появившиеся разногласия во взаимоотношениях Рима и официального Брюсселя.

Недовольство Лиги Европейским союзом основывалось на убеждении, что в нем больше нет подлинной демократии, поскольку его руководство игнорирует национальные интересы отдельных стран - членов ЕС, тем самым препятствуя росту их благосостояния. По мнению лидера Лиги Маттео Сальвини, причины нынешних социально-экономических проблем Италии связаны не столько с деятельностью итальянского правительства, сколько с неэффективной и несправедливой политикой брюссельских чиновников [12]. Поэтому сторонники Лиги полагали, что общеевропейские институты и механизмы принятия решений нуждались в серьезном реформировании. На основании этого в канун выборов 2018 г. партия призвала пересмотреть европейские договоры и вернуться к домаастрихтской Европе (т.е. к системе европейского наднационального регулирования, при которой национальные правитель-

ства пользовались бы более широкой автономией), а также восстановить национальный суверенитет Италии (политический, юридический и финансовый) [13].

Что касается Д5З, то для него был важен популистский антиэлитизм, что выражалось в оппозиционном настрое по отношению к институтам ЕС, которые рассматривались в качестве детища европейских правящих элит. В этом духе Д5З так же, как и Лига, критиковало общеевропейское законодательство и выступало за реформу ЕС. Согласно программе Д5З, причины главных современных проблем Евросоюза (дисбаланс национальных экономик, слабость экономического регулирования на наднациональном уровне) были изначально заложены в европейское законодательство, в том числе - в Римский и Маастрихтский договоры, Единый европейский акт, Европейский стабилизационный механизм и в концепцию единой европейской валюты. Д5З указывало, что до введения евро, созданного по меркам немецкой экономики, итальянское производство была гораздо более конкурентоспособным на мировом рынке. Поэтому Д5З так же, как и Лига, призывало к возвращению Италии ее «валютного суверенитета» и собственной гибкой валюты, хотя и не говорило напрямую о выходе из зоны евро [14].

Важной составляющей предвыборных программ Лиги и Д5З, имевшей отношение к ЕС, был вопрос о миграционном регулировании. Обе партии заявляли о необходимости пересмотра принятого в 2013 г. общеевропейского Дублинского регламента, который возлагал всю полноту ответственности за мигрантов на страну первого въезда в ЕС и обязывал Италию предоставлять убежище всем беженцам, прибывавшим на ее территорию.

Однако в подходах Лиги и Д5З к миграционному вопросу имелись и различия: партия Сальвини видела корень проблемы в самих мигрантах, называя их угрозой национальной безопасности Италии, а уже во вторую очередь критиковала миграционное законодательство ЕС; программа Д5З была сфокусирована на критике миграционного законодательства Евросоюза и содержала конструктивные предложения по пересмотру общеевропейского механизма управления миграцией с целью разделения ответственности

за беженцев между европейскими странами [13; 14].

В программных документах Лиги и Д5З выражалось также принципиальное несогласие с официальной позицией ЕС по вопросу об антироссийских санкциях. Обе партии выступали за их отмену. Лига считала введение санкций следствием политической близорукости и призывала к налаживанию двустороннего сотрудничества с Россией, которую рассматривала в качестве потенциального партнера Италии, ЕС и НАТО. В то же время Д5З подчеркивало, что Италии необходимо осуществлять политику моста между Россией и Западом.

Отличительной чертой программ Лиги и Д5З также была идея развития привилегированного сотрудничества с США, к которому многие европейские политики относились настороженно. Кроме этого, программа Д5З содержала тезис о развитии двусторонних отношений Италии и Китая, который партия ставила в один ряд со странами 07 в качестве важнейших партнеров Италии. Таким образом, обе партии проявили несогласие с официальной позицией ЕС по ряду ключевых вопросов внешней политики.

Не соответствовало позиции Брюсселя и высказанное Д5З предложение активизировать политику Евросоюза на южно-европейском направлении в рамках проекта «расширенного Средиземноморья», что обеспечило бы условия для продвижения геостратегических интересов Италии в данном регионе и позволило совместно со странами региона противостоять последствиям режима жесткой экономии, введенного для них Европейским союзом [14].

Анализ программ обеих партий свидетельствует об очевидной общности их евроскептических взглядов. Лига и Д5З сблизились на основе идеи о главенстве итальянского национального суверенитета над общеевропейскими структурами и требования о реформировании ЕС.

Победа Лиги и Д5З на национальных выборах в марте 2018 г. при высоком рейтинге поддержки избирателей (60 %) оказалась неожиданной как для мирового сообщества, так и для самих партий. Вопреки прогнозам аналитиков, Лиге и Д5З удалось сформировать коалицию и на ее основе - новое правительство. В новом кабинете лидер Лиги Маттео Сальвини занял пост министра

внутренних дел, а лидер Д5З Луиджи ди Майо получил должность заместителя премьер-министра. Возглавил правительство профессиональный адвокат Джузеппе Конте. «Правительство перемен» - так окрестила пресса «желто-зеленую» коалицию, пообещавшую вывести Италию из затяжного экономического кризиса и сделать ее полноправным игроком в общеевропейском доме.

Руководство ЕС восприняло приход популистов к власти в Италии крайне настороженно. В дополнение к этому в некоторых зарубежных и итальянских СМИ новое правительство стали называть «безответственными популистами» и «новыми варварами», которые приведут к краху итальянскую экономику [15]. На такие обвинения Сальвини отвечал, что «лучше быть варварами, чем рабами без чувства собственного достоинства» [16].

Что касается перспектив нового правительства, то эксперты выражали сомнение в том, что беспрецедентный союз двух популистских партий, не имеющих опыта государственного управления, окажется эффективным. Сомнительным представлялось и то, что Лига и Д5З смогут органично перейти от критики существующих порядков к их успешному реформированию, да еще и «не переругавшись по дороге» [17]. Тем не менее «правительство перемен» незамедлительно приступило к реализации своих программных установок, давая понять, что между ним и официальным Брюсселем существует ряд серьезных разногласий.

Несколько недель спустя после формирования коалиции Дж. Конте выступил перед итальянским сенатом с обращением, которое, по сути, резюмировало все основные евроскептические идеи Лиги и Д5З и задало вектор всей дальнейшей работы кабинета в контексте взаимоотношений с ЕС. Премьер-министр выделил три ключевых направления критики в адрес Европейского союза: управление миграцией в рамках «Дублинской системы»; бюджетные правила еврозоны, которые ограничивают государственные инвестиции; санкции, введенные против России после аннексии Крыма [18].

В зарубежных и российских аналитических обзорах после этого выступления итальянского премьера появилась масса заметок о том, что Италия буквально добивает ЕС, еще не успевший оправиться от Брекзита, и

что схватка между Евросоюзом и Италией неизбежна.

Первым делом правительство начало ужесточение антииммигрантской политики государства. В июне 2018 г. М. Сальвини отказался принимать в Италии судно «Аква-риус» со спасенными мигрантами на борту и объявил итальянские порты закрытыми. Данные меры вызвали широкий общественный резонанс и жесткую критику Брюсселя, а также Берлина и Парижа.

Следующей мерой стал «Закон о безопасности», предусматривавший расширение перечня оснований для отказа в предоставлении статуса беженца и усложнение правил для центров приема беженцев. В дополнение к закону итальянское правительство предложило снять максимальную ответственность за мигрантов со страны первого въезда и в дальнейшем делить ее с другими государствами - членами ЕС. Однако данную попытку пересмотра Дублинских соглашений не удалось реализовать на практике.

В августе 2019 г. правительство Конте одобрило новый документ о безопасности, еще больше затруднявший проникновение на территорию страны. Одновременно контроль над морскими портами передали министерству иностранных дел и ужесточили наказания в отношении нелегальной иммиграции [19]. Но следует отметить, что именно вопрос о миграционном регулировании выявил серьезные разногласия внутри коалиции: лоббируемые Сальвини радикальные меры «политики закрытых дверей» вызвали сильный протест со стороны Д53, и потому «Закон о безопасности -2» был принят с большим трудом.

Таким образом, первое правительство Конте предприняло попытку пересмотра общеевропейского законодательства в сфере миграционного регулирования. Однако когда от Еврокомиссии не удалось добиться пересмотра Дублинского регламента, «правительство перемен» приступило к ужесточению национальной миграционной политики самостоятельно, не считаясь с европейской солидарностью.

Между правительством Конте и Еврокомиссией возникли острые разногласия и по поводу проекта итальянского бюджета на 2019 г. Еврокомиссия отклонила предложенный итальянским кабинетом финансовый документ, в котором предлагалось установить планку дефицита бюджета на уровне

2,4 % ВВП, что значительно превышало предписанные Брюсселем 1,8 %. Данное решение объяснили опасениями, что повышенная планка дефицита итальянского бюджета может привести к дальнейшему увеличению внешнего долга страны и сложностям с его обслуживанием, что поставит под угрозу всю еврозону [20]. Согласно заявлению Конте, благодаря этой мере итальянское правительство хотело изменить общепринятую в ЕС политику жесткой экономии, которая усугубила экономический кризис и привела к сокращению доходов и потребления, обнищанию значительной части населения Италии [21]. В результате долгих дебатов бюджет все же был принят с компромиссной планкой дефицита на уровне 2,04 %.

Как справедливо отмечает директор Центра исследований индустриализации CEMI Ж. Сапир, кризис, возникший в отношениях между Италией и Европейской Комиссией из-за проекта итальянского бюджета, касался не столько цифр и процентов, сколько вопроса о том, кто имеет право придавать законную силу итальянскому бюджету: правительство, сформированное в результате демократических выборов, или Еврокомиссия и различные ее структуры, считающие возможным устанавливать правила на основе существующих договоров [22, с. 60]. Именно поэтому министр финансов Италии Дж. Триа в дебатах об итальянском бюджете подчеркнул, что вопрос итальянского долга касается только итальянцев, а причина экономических проблем Италии состоит в ошибочной политике Еврокомиссии [20].

Еще одним примером стремления итальянского правительства к экономическому суверенитету стала разработка концепции параллельной с евро итальянской валюты для внутренних расчетов, так называемых mini BOT (Buoni Ordinari del Tesoro), что в переводе с итальянского означает «обыкновенные казначейские облигации». Было объявлено, что выпускать облигации начнет национальное казначейство и это станет шагом к финансовому суверенитету Италии. Итальянские власти также заявили, что в случае оказания давления на страну со стороны Брюсселя они выйдут из ЕС и превратят облигации в полноценные деньги [23].

Разрабатывая проект параллельной с евро национальной валюты, Италия тем самым нарушила правила ЕС, которым все государства-члены должны были следовать.

В сфере международных отношений «правительство перемен» добивалось большей самостоятельности, что вступало в противоречие с курсом официального Брюсселя. Конте настаивал на отмене антироссийских санкций и возвращении России в «большую восьмерку» во время обсуждений на международном уровне, в том числе на саммите 07. Помимо этого, осенью 2018 г. во время визита Конте в Москву были подписаны двусторонние российско-итальянские соглашения в сфере экономического сотрудничества, а в июле 2019 г. российский президент посетил Рим с официальным визитом, где подчеркнул, что Россия и Италия сохраняют особые отношения.

Другим вектором внешней политики «правительства перемен», призванным подчеркнуть его самостоятельность, стала попытка расширить стратегическое влияние Италии в Средиземноморье с опорой на Соединенные Штаты. В этом правительство Конте добилось определенного успеха: после очередного саммита «большой семерки» Трамп назвал Италию «привилегированным партнером» в регионе «расширенного Средиземноморья» [24]. В данном контексте следует отметить и схожие позиции сторон по вопросам ливийского урегулирования.

Еще одним важным направлением внешнеполитической деятельности «правительства перемен» явилось активное развитие отношений с Китаем. Правительство продолжило политику наращивания сотрудничества с китайскими компаниями, начатую в 2016 г. в рамках проекта «Шелковый путь XXI века», инициировав открытие для них итальянских портов [25]. Ориентируясь на превращение Италии в крупный хаб для коммерческих обменов между Европой и Китаем, «правительство перемен» поддержало конкурентов Роттердама и Антверпена в морской торговле, бросив вызов европейской солидарности.

Нельзя не обратить внимание и на готовность итальянского правительства взаимодействовать с евроскептическими и популистскими движениями Европы. В феврале 2019 г. лидер Д5З Ди Майо встретился с представителями антиправительственного движения «желтых жилетов» во Франции, после чего недвусмысленно заявил, что «ветер перемен уже перешел Альпы» [26]. В ответ на этот «вопиющий» жест французское министерство иностранных дел обвинило итальянс-

кого политика во вмешательстве во внутренние дела Франции и отозвало посла из Рима, что явилось мерой, невиданной со времен окончания Второй мировой войны.

Трудно сказать, как далеко зашло бы «правительство перемен» в своих разногласиях с Брюсселем, если бы не стратегическая ошибка Сальвини, из-за которой коалиционное правительство распалось к сентябрю 2019 г. На фоне падения рейтингов Д5З лидер Лиги решил провести досрочные региональные выборы, чтобы получить еще большее число голосов. Однако после того, как премьер-министр не одобрил проведение досрочных выборов, Сальвини подал в отставку, и Лига вышла из состава правящей коалиции.

Оценивая евроскептическую составляющую деятельности первого правительства Конте, необходимо отметить, что оно довольно последовательно отстаивало свои позиции, иногда действуя достаточно решительно.

Характеризуя действия «правительства перемен» в контексте евроскептицизма, следует признать, что идейные позиции евро-скептических партий и движений не так просто классифицировать, поскольку они вкладывают в понятие «евроскептицизм» различный смысл [27, с. 27]. Тем не менее можно попытаться охарактеризовать политику «правительства перемен», оценив его идейную принадлежность по следующим параметрам: были ли проявления евроскептициз-ма в его деятельности случайными или системными? Относились ли они к умеренному («мягкому») или радикальному («жесткому») евроскептицизму? Являлся ли евро-скептицизм правительственной коалиции идеологическим или стратегическим?

Прежде всего, следует отметить популистский характер предвыборных заявлений Лиги и Д5З, что выражалось в критике итальянских элит, отождествлении себя с народом и соответствующей риторике, включая гиперболизированные обещания. При этом популизм Лиги и в особенности Д5З был явно связан с современным евроскепти-цизмом [9, с. 115]. Обе партии настойчиво подчеркивали свое несогласие с политикой Брюсселя, что и определяло позицию «правительства перемен» в отношении ЕС. При наличии призывов к заведомо недостижимым целям (возврат к домаастрихтской Европе, пересмотр всех основ европейского законодательства) правительство Конте на прак-

тике боролось за пересмотр общеевропейского бюджетного и миграционного регулирования, а также выступало против общего курса внешней политики.

Говоря о случайном или системном характере оппозиции европейской интеграции, обратимся к подходу П. Таггарта, автора наиболее известной на сегодняшний день теории евроскептицизма [28, с. 363-388]. Известно, что уже к концу 90-х гг. прошлого века Лига выступала за институциональное реформирование Евросоюза, усиливая введенные в общественный дискурс правительством С. Берлускони евроскептические настроения [5, с. 101]. Потом к ней присоединилось Д5З.

Подъем евроскептических настроений в XXI в., подогретый экономическим и миграционным кризисами на европейском континенте, вполне ожидаемо обусловил и рост популярности Лиги и Д5З среди избирателей. Таким образом, их победа на выборах в 2018 г. хотя и удивила широкую общественность, но на самом деле была вполне закономерна и соответствовала параметрам деятельности системной оппозиции.

В широко известной классификации П. Таггарта и А. Щербяка выделяются «жесткая» и «мягкая» формы евроскептицизма [29, с. 29-38]. Под «жесткой» формой понимается принципиальное неприятие европейской интеграции в ее нынешнем виде (и, как следствие, политические силы выступают за выход из ЕС). «Мягкий» евроскептицизм предполагает критику отдельных проектов и проводимой Брюсселем политики. В научной литературе евроскептицизм Д5З характеризуется как умеренный, или мягкий [7, с. 144; 9, с. 115], поскольку Движение, скорее, критикует сложившиеся принципы управления в ЕС, а не отрицает европейскую интеграцию как таковую. Это же относится и к Лиге.

Опираясь на данную оценку, следует отметить, что первое правительство Конте шло в фарватере умеренного евроскептицизма, т.е., критикуя политику Евросоюза по отдельным вопросам, оно не ставило под сомнение саму идею единой Европы и европейской интеграции. Тем не менее амбициозные намерения «правительства перемен» ввести параллельную с евро валюту, призывы к валютному суверенитету, а также попытки самостоятельного решения некоторых внешнеполитических задач свидетельствуют о том, что иногда оно ужесточало свою позицию.

Наконец, в последнее время евро-скептицизм начали классифицировать и в связи с поставленной политической целью. Соответственно, П. Копецки и К. Мудде предложили выделять идеологический и стратегический виды евроскептицизма [30, р. 319]. Под идеологическим видом евро-скептицизма понимается неприятие европейской интеграции как таковой и последовательное отстаивание этой позиции в программных и прочих документах. Стратегический же евроскептицизм определяется как использование антибрюссельской риторики в качестве инструмента для привлечения электората и налаживания прямого сотрудничества со странами, не входящими в ЕС.

До выборов 2018 г. Лигу было принято считать партией, выстраивающей свою программу в духе стратегического евроскепти-цизма, поскольку евроскептицизм для «Лиги Севера» являлся не идеологией, а, скорее, инструментом для привлечения электората [5, с. 104]. Что касается Д5З, то его евроскеп-тицизм также оценивался как стратегический, поскольку риторика партии зачастую была противоречивой, не отличалась радикализмом [6], а критика Брюсселя не являлась центральной в политической программе [7, с. 155]. Но накануне выборов 2018 г. ев-роскептическая составляющая стала основой предвыборных программ Лиги и Д5З. После сформирования «правительства перемен» евроскептицизм соответствующим образом отразился на его внутренней и внешней политике. Однако это не дает оснований говорить о трансформации стратегического евроскептицизма в идеологический.

Таким образом, общественный и партийный евроскептицизм проявил себя как неотъемлемая часть итальянского политического дискурса в период деятельности первого правительства Конте. Оно продемонстрировало последовательность в реализации многих программных установок, отличавшихся евроскептическим характером. Критика европейских интеграционных процессов со стороны Лиги и Д5З выглядит довольно умеренно, поэтому евроскептицизм «правительства перемен» можно в целом определить как умеренный, стратегический. Вместе с тем иногда умеренная позиция сопровождалась более резкими, радикальными заявлениями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Quaglia F. The ebb and flow of euroscepticism in Italy // South European Society and Politics. 2011. Vol. 16, no. 1. P. 31-50.

2. Maggini N. Understanding the Electoral Rise of the Five Star Movement in Italy. URL: https://ecpr.eu/ Filestore/PaperProposal/1c695698-811b-4733-9df9-a50a4cd2360e.pdf.

3. Franzosi P., Marone F., Salvati E. Populism and Euroscepticism in the Italian Five Star Movement // The International Spectator. 2015. Vol. 50, no. 2. P. 109-124.

4. Brunazzo М., GilbertM. Insurgents against Brussels: Euroscepticism and the right-wing populist turn of the Lega Nord since 2013 // Journal of Modern Italian Studies. 2017. Vol. 22, no. 5. P. 624-641.

5. Барабанов О.Н., Шибкова М.О. Евроскептицизм в Италии: эволюция политической программы «Лиги Севера» // Вестник МГИМО-университе-та. 2015. № 5 (44). С. 99-107.

6. Шибкова М.О. Возникновение и эволюция партийного евроскептицизма как феномена политической жизни Италии // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Международные отношения. 2018. Т. 18, № 1. С. 19-32.

7. Маслова Е.А. Евроскептицизм и популизм в Италии: пример «Движения пяти звезд» // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. Т. 10, № 1. С. 141-157.

8. Нестеров А.Г., Джаяни М.С. Движение пяти звезд как феномен «протестной партии» в Италии XXI века // Научный диалог. 2016. № 11, т. 59. С. 290-303.

9. Якунин В.И. Феномен евроскептицизма в контексте электоральных процессов современной Европы // Полис. 2017. № 5. С. 106-121.

10. Алексеенкова Е.С. Страна победившего популизма: Италия после выборов // Современная Европа. 2019. № 2. С. 106-117.

11. Vdovychenko V. Through the Lenses of Italy's Euroscepticism or a Tale for the Future of the European integration project // Annales Universitatis Mariae Curie-Sklodowska. 2018. Vol. 25, no. 2. P. 81-97.

12. Мальцев В. В ЕС больше нет подлинной демократии. URL: http://lenta.ru/articles/2014/11/11/sal-vini/.

13. Il pro gramma di governo "Salvini Premier 2018". URL: https://www.leganord.org/eventi/ politiche-2018.

14. Il programma del Movimento 5 Stelle per le elezioni 2018. URL: https://www.ilpost.it/2018/02/02/pro-gramma-movimento-5-stelle/.

15. Rome opens its gates to the modern barbarians. URL: https://www.ft.com/content/6348cc64-5764-11e8-b8b2-d6ceb45fa9d0.

16. Malpica M. Salvini attacca l'Europa: «Meglio es-sere barbari che servi senza dignita». URL: https:// www.ilgiornale.it/news/politica/salvini-attacca-leu-ropa-meglio-essere-barbari-che-servi-1528195.html.

17. Дунаев А. Двойной союз популистов. Почему ЕС боится нового правительства Италии? URL: ht-tps://carnegie.ru/commentary/76438.

18. Il discorso integrale di Giuseppe Conte al Senato. URL: https://www.ilpost.it/2018/06/05/testo-discor-so-giuseppe-conte-senato/.

19. Decreto Sicurezza bis, cosa prevede e cosa e cam-biato. URL: https://www.open.online/2019/08/05/ decreto-sicurezza-bis-cosa-prevede-e-come-e-cam-biato/.

20. Александрова И. ЕС-Италия: сага о бюджете. URL: https://ru.euronews.com/2018/10/26/italy-budget-drama.

21. Хачатрян К. Бюджет Италии: ЕС согласен. URL: https://ru.euronews.com/2018/12/19/italy-budget-wrap.

22. Сапир Ж. Дебаты по итальянскому бюджету и вопрос суверенитета // Современная Европа. 2019. № 1. С. 60-69.

23. Халдей А. Италия добивает Евросоюз. URL: https://regnum.ru/news/2660167.html.

24. Vita L. Cos'e il Mediterraneo allargato. URL: https://it.insideover.com/schede/politica/mediterra-neo-allargato.html.

25. Panie F. Nuova via della seta: cosi la Cina "divora" l'agricoltura familiare. URL: https://www.lastam-pa.it/topnews/tempi-moderni/2019/05/16/news/ nuova-via-della-seta-cosi-la-cina-divora-l-agri-coltura-familiare-1.33702250 (дата обращения: 05.02.2020).

26. Франция отзывает посла из Италии впервые после войны. Что происходит? URL: https://www. bbc.com/russian/news-47164442.

27. Узнародов И.М. Евроскептицизм после кризиса // Современная Европа. 2015. № 1. С. 26-36.

28. Taggart P. A Touchstone of Dissent: Euroscepticism in Contemporary Western European Party Systems // European Journal of Political Research. 1998. Vol. 33, no. 3. P. 363-388.

29. Taggart P., Szczerbiak A. Parties, Positions and Europe: Euroscepticism in the EU Candidate States of Central and Eastern Europe // Sussex European Institute, Working Paper. 2001. No. 46. P. 23-41.

30. Kopecky P., Mudde C. The Two Sides of Euro-scepticism. Party Positions on European Integration in East Central Europe // European Union Politics. 2002. Vol. 3, no. 3. P. 297-326.

REFERENCES

1. Quaglia F. South European Society and Politics, 2011, vol. 16, no. 1, pp. 31-50.

2. Maggini N. Understanding the Electoral Rise of the Five Star Movement in Italy. Available at: https:// ecpr.eu/Filestore/PaperProposal/1c695698-811b-4733-9df9-a50a4cd2360e.pdf.

3. Franzosi P., Marone F., Salvati E. The International Spectator, 2015, vol. 50, no. 2, pp. 109-124.

4. Brunazzo М., Gilbert M. Journal of Modern Italian Studies, 2017, vol. 22, no. 5, pp. 624-641.

5. Barabanov О.N., Shibkova М.О. Vestnik MGIMO,

2015, vol. 44, no. 5, pp. 99-107.

6. Shibkova М.О. Vestnik RUDN. International Relations,, 2018, vol. 18, no. 1, pp. 19-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Maslova EA. Kontury global 'nyh transformacij: politica, èkonomika, parvo, 2017, vol. 10, no. 1, pp. 141-157.

8. Nesterov A. G., Dzhayani M. S. Nauchnyy dialog,

2016, vol. 11, no. 59, pp. 290-303.

9. Yakunin V I. Polis, 2017, no. 5, pp. 106-121.

10. Alekseenkova, E.S. Contemporary Europe, 2019, no. 2, pp. 106-117.

11. Vdovychenko V Annales Universitatis Mariae Curie-Skiodowska, 2018, vol. XXV, no. 2, pp. 81-97.

12. Mal'tsev V. V ES bol'she net podlinnoy demokra-tii. Available at: http://lenta.ru/articles/2014/11/11/ salvini/.

13. The government program "Salvini Premier 2018". Available at: https://www.leganord.org/eventi/ politiche-2018.

14. The program of the 5 Star Movement for the 2018 elections. Available at: https://www.ilpost. it/2018/02/02/programma-movimento-5-stelle/.

15. Rome opens its gates to the modern barbarians. Available at: https://www.ft.com/content/6348cc64-5764-11e8-b8b2-d6ceb45fa9d0.

16. Malpica M. Salvini attacks Europe: "Better to be barbarians than serve without dignity. Available at: https ://www. ilgiornale.it/news/politica/salvi-ni-attacca-leuropa-meglio-essere-barbari-che-ser-vi-1528195.html.

17. Dunayev A. Dvoynoy soyuz populistov. Pochemu YES boitsya novogo pravitel 'stva Italii? [A double alliance of populists. Why is the EU afraid of the new Italian government?]. Available at: https://carnegie. ru/commentary/76438 (accessed: April 05, 2020).

18. Giuseppe Conte's integral speech to the Senate. Available at: https://www.ilpost.it/2018/06/05/te-sto-discorso-giuseppe-conte-senato/.

19. ecurity Decree bis, what it provides and what has changed. Available at: https://www.open.on-line/2019/08/05/decreto-sicurezza-bis-cosa-prevede-e-come-e-cambiato/.

20. Aleksandrova I. ES-Italiya: saga o byudzhete [EU-Italy: the saga of the budget]. Available at: https:// ru.euronews.com/2018/10/26/italy-budget-drama.

21. Khachatryan K. Byudzhet Italii: ES soglasen [Italian budget: EU agrees]. Available at: https:// ru.euronews.com/2018/12/19/italy-budget-wrap.

22. Sapir J. Contemporary Europe, 2019, no. 1, pp. 60-69.

23. Khaldey A. Italiya dobivayet Yevrosoyuz [Italy finishes off the European Union]. Available at: https:// regnum.ru/news/2660167.html.

24. Vita L. What is the enlarged Mediterranean. Available at: https://it.insideover.com/schede/politica/ mediterraneo-allargato.html.

25. Panie F. New Silk Road: this is how China "devours " family farming. Available at: https://www.lastampa. it/topnews/tempi-moderni/2019/05/16/news/nuo-va-via-della-seta-cosi-la-cina-divora-l-agricoltu-ra-familiare-1.33702250.

26. Frantsiya otzyvayet posla iz Italii vpervyye posle voyny. Chto proiskhodit? [France recalls the ambassador from Italy for the first time since the war. What's happening?]. Available at: https://www.bbc. com/russian/news-47164442.

27. Uznarodov 1М. Contemporary Europe, 2015, no. 1, pp. 26-36.

28. Taggart P. European Journal of Political Research, 1998, vol. 33, no. 3, pp. 363-388.

29. Taggart P., Szczerbiak A. Sussex European Institute, Working Paper, 2001, no. 46, pp. 23-41.

30. Kopecky P., Mudde C. European Union Politics, 2002, vol. 3, no. 3, pp. 297-326.

Поступила в редакцию 12 апреля 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.