И.Г. Животовская
Европейская система образования в условиях глобализации: Проблемы и новые задачи. (Статья)
European education in the face of globalization: Problems and new targets
назад большинство исследователей и политиков пытались определить суть этого явления, то сегодня говорят и пишут прежде всего о «вызовах» глобализации и о ее трансформирующем воздействии на отдельные страны и на мир в целом. Глобализация стала качественно новым этапом развития капитализма.
Глобализация явилась результатом «промышленного переворота», вызванного микроэлектронной революцией в сфере производства, перехода промышленно развитых стран к постиндустриальной стадии развития и отказа от кейнсианской идеологии и политики государственного интервенционизма и дирижизма. Идеологической альтернативой кейнсианству стал неолиберализм. Преодоление острых экономических проблем и институциональных кризисов, с которыми столкнулись большинство европейских стран в 70-е годы, виделось многим на путях возврата к свободному рынку, возрождения частного интереса и инициативы, основанных на конкурентном индивидуализме. Либерализация и дерегулирование эко-
и одна дискуссия о проблемах мирового развития в наши дни не обходится без упоминания фактора глобализации. И если еще десять лет
номической и финансовой сфер, по мнению идеологов неолиберализма, должны были стимулировать рост конкуренции, снижение издержек производства и обеспечить более гибкое приспособление национального производства к новому международному разделению труда и к новым условиям конкуренции на мировом рынке.
В последнее десятилетие ХХ в. либерализация экономики и финансов в сочетании со стремительно ускоряющимся техническим прогрессом (прежде всего в сфере коммуникации) привела к формированию единого экономического и финансового пространства, рыночная логика развития которого сегодня определяет стратегию адаптации стран и производителей к стремительно меняющимся условиям глобализирующегося мира.
Влияние глобализации выходит далеко за рамки экономики и финансов. С развитием информационно-коммуникационных сетей и формированием единого информационного поля она превратилась в мощный фактор, оказывающий воздействие на все стороны жизни европейских стран, трансформирующий социальное и индивидуальное поведение граждан.
Сегодня многое в развитии западных обществ формируется под влиянием идей и ценностей, диктуемых рыночным поведением и растущей конкуренцией на мировых рынках. Глобализация стала катализатором процесса всеобщей коммерциализации и внедрения логики конкурентной борьбы и рынка в такие сферы, как культура, образование, здравоохранение, социальные услуги, т.е. в те сферы, которые еще до недавнего времени рассматривались как «общественное благо».
Многие исследователи усматривают в этих процессах угрозу если не основам демократического общества, то демократическим ценностям, присущим западным странам.
Проблемы развития системы образования в новом глобализирующемся мире в последнее время активно обсуждаются в европейских странах. Важность этих проблем выводит их за рамки профессиональных дискуссий. В обсуждениях активно участвуют и выдвигают свои рекомендации не только специалисты в области образования, но также политики, представители деловых кругов, международные организации, начиная от ЮНЕСКО и ОЭСР и кончая Мировым банком, МВФ и ВТО.
_ Европейская система образования
в условиях глобализации
Столь пристальное внимание к образованию объясняется тем, что образование сегодня - это стратегический ресурс, обеспечивающий преуспевание не только отдельным индивидам, производителям, но и целым странам. Что касается стран, то образование в наши дни становится важным фактором обеспечения национальной безопасности.
Реформы образования в Европе в 90-е годы
В последнее двадцатилетие многие развитые страны мира осуществляют реформирование национальных систем образования, содержание и направление которых все в большей степени определяется «вызовами» глобализации.
Превращение образования в важный фактор конкурентоспособности не только отдельных производителей, но и национальных экономик требует от системы образования большей гибкости, открытости, восприимчивости к переменам и способности адекватно реагировать на них.
По мнению либеральных идеологов, достижение указанных целей возможно лишь в условиях рынка и рыночных отношений в сфере образования. В докладе Мирового банка «Политика и стратегия в области образования», подготовленном в 1995 г., утверждалось, что логика глобализации диктует существенное сокращение присутствия государства в сфере образования, поскольку государственное управление «оставляет мало места для гибкости, столь необходимой для эффективного обучения» (цит. по: 4, с.152).
С помощью реформ, активно проводившихся в середине 80-х годов во многих европейских странах, правительства пытались ответить на изменения, происходящие в обществе и в экономике под влиянием глобализации и технического прогресса, и адаптировать национальное образование к новым условиям функционирования производства.
В европейских странах образование является прерогативой государства, а право на образование рассматривается в качестве одной из важнейших ценностей современного демократического государства. Массовое общедоступное школьное образование стало фундаментальным условием обеспечения социальной справедливости и социальной интеграции отдельных
граждан в рамках государства всеобщего благосостояния. Школьное образование рассматривалось как общественное благо и входило в тот набор минимальных жизненных стандартов, обеспечение которого гарантировалось государством всем гражданам без исключения. Одновременно государство брало на себя затраты на социальное воспроизводство рабочей силы. Высшее образование до начала 70-х годов сохраняло свою элитарность, поскольку не являлось необходимым компонентом воспроизводства рабочей силы.
Внедрение информационных технологий в производство и последовавший за этим технический переворот привели к повышению интеллектуализации производства. Технологическая революция в таких отраслях, как микроэлектроника, информатика, фармацевтика и ряде других, ускорили переход европейских стран от старого индустриализма к постиндустриальному развитию. «Экономика знаний» потребовала повышения уровня образования, квалификации и компетенции рабочей силы, поскольку знания стали ключевым ресурсом производства и конкурентоспособности товаров на мировых рынках. В частности, круглый стол европейских промышленников (КСЕП) (European Round Table -ERT), объединяющий представителей 43 крупнейших корпораций Европы и отстаивающий интересы ведущих европейских производителей перед Комиссией Европейского союза, в докладе «Образование и компетентность в Европе», опубликованном в 1989 г., подчеркивал, что промышленные корпорации рассматривают образование и подготовку кадров как стратегические инвестиции, жизненно важные для их будущего процветания (6, с.16).
Потребность производства в высококвалифицированных специалистах породила в европейских странах начиная с конца 70-х годов бурный рост спроса на высшее образование. Однако в рамках систем, ориентированных прежде всего на массовое школьное образование, этот спрос удовлетворялся с большим трудом из-за сокращения бюджетного финансирования образования. В значительной степени это было связано с развивающимся финансовым и институциональным кризисом государства всеобщего благосостояния. И хотя в 80-е годы во многих странах государство активно проводило политику по созданию новых
_ Европейская система образования
в условиях глобализации
вузов и стимулировало переход старых университетов от элитарного образования к массовой подготовке кадров, в 90-е годы стало ясно, что затянувшийся кризис делает реформы в области высшего образования неизбежными.
Сегодня необходимость модернизации системы национального образования в европейских странах диктуется уже не столько техническим прогрессом, сколько усилением влияния фактора экономической глобализации и соображениями повышения конкурентоспособности национальных производителей и экономики в целом. Глобализация в значительной степени определила содержание проводимых реформ. При всем многообразии подходов к реформированию, общим для всех стран было стремление создать условия для развития конкуренции в сфере образования.
Реформы государственной системы образования проводились в русле общей реформы государства благосостояния, главными элементами которой стали децентрализация управления и автономия отдельных социальных или государственных служб. Их цель состояла в создании условий для более эффективного использования выделяемых государством ресурсов, в том числе и путем стимулирования конкуренции между учебными заведениями.
Изменения в управлении высшим образованием заключались прежде всего во внедрении в эту сферу практики бизнеса, пересмотре роли государства в управлении и финансировании образования, а также в стимулировании вузов на поиск альтернативных финансовых источников. Последнее приобретает особое значение из-за постоянного усложнения процесса обучения и повышения его стоимости.
Отказ от жесткого бюрократического регулирования деятельности учебных заведений привел к тому, что в последние годы многие университеты, получив относительную финансовую самостоятельность, начали вводить плату за обучение, работать по контракту с отдельными компаниями и органами власти разного уровня. Государственная система финансирования вузов во многих странах переведена на контрактную основу. Стремясь получить преимущество в международной конкуренции, правительства стимулируют установление более тесных связей между бизнесом и
высшим образованием. Высокотехнологичные исследования все больше проводятся в рамках совместных проектов бизнеса, государства и университетов, специально создаваемых для удовлетворения потребностей отдельных клиентов. Поскольку вузы являются ключевыми участниками этих партнерств, то подобные проекты все больше ориентируют организацию научных исследований и подготовку специалистов на краткосрочные потребности рынка. По меткому определению шведского исследователя Л. Олауссона, «студент становится потребителем, преподаватель -продавцом, а исследователи - предпринимателями» (7, с.47-48).
Бизнес и образование
Стремительное распространение научных и технических знаний в области информатики, их повсеместное внедрение в производство и сферу услуг ознаменовали переход промышленно развитых стран из эры индустриализма в эру принципиально нового информационного развития, основанного на эксплуатации нематериальных ресурсов (знаний, информации, коммуникации), что стимулировало появление в промышленно развитых странах новой модели производства, сосредоточенной вокруг знаний и инноваций. Человеческий ресурс стал особенно важным параметром конкурентоспособности предприятий. В новых условиях образование и подготовка кадров становятся постоянными составляющими деловой стратегии предприятий.
Усиление конкуренции в условиях нарастающей глобализации вынуждает деловые круги все более активно вмешиваться в процесс образования и предъявлять системе образования свои требования. Главной задачей образования, по мнению представителей деловых кругов, должно стать обеспечение непрерывной подготовки «человеческого ресурса» к рентабельному использованию в постоянно меняющихся условиях.
Так, в докладе «Образование и компетентность в Европе», опубликованном в январе 1989 г. круглым столом европейских промышленников, указывалось, что промышленные корпорации рассматривают образование и подготовку кадров как стратегические инвестиции, жизненно важные для их будущего процветания. В докладе также выражалось сожаление, что
_ Европейская система образования
в условиях глобализации
«правительства все еще рассматривают образование исключительно как внутреннее дело, из-за чего промышленность может оказывать лишь слабое воздействие на образовательные программы» (6, с.15). В докладе был сделан вывод о необходимости усиления связей между образовательными учреждениями и промышленностью, в частности, путем развития дистанционного обучения и образования, а также внедрения в сферу образования компьютерной техники. Указанная стратегия должна способствовать приспособлению системы образования и профессионального обучения к новым условиям функционирования производства в эпоху глобализации деятельности промышленных корпораций и формирования мирового рыночного пространства.
Требованиям новой модели экономического развития должно соответствовать и содержание школьного образования. Современная школа, по мнению представителей деловых кругов, должна постоянно отслеживать изменения, происходящие на постиндустриальном рынке труда. В этих условиях задача образовательной системы - дать будущему работнику широкое образование, включая знания в области предпринимательства, разрешения кризисных ситуаций и т.д., с тем, чтобы впоследствии он смог на производстве получить знания, необходимые для выполнения вполне определенной работы.
Поиск решения проблемы идет по самым разным направлениям. В Великобритании, например, в 80-е годы упор был сделан на развитие системы профессиональной подготовки молодежи. Правительство приняло и финансировало две специальные программы - Схему молодежного профессионального обучения и Инициативу в области профессионально-технического образования, направленные на укрепление связи между «школой и производством» и на внедрение предпринимательской культуры в школьное образование. Сегодня по этому пути идут французские власти. В частности, в октябре 2000 г. Министерством образования совместно с Движением предприятий Франции была проведена «Неделя взаимодействия школы и предприятия». Цель мероприятия -улучшить взаимодействие школ и предприятий в вопросах профессиональной ориентации учащихся, стимулировать интерес школьников к предпринимательству.
Поскольку бизнес нуждается в высококвалифицированных кадрах, а также в их постоянной переподготовке, еще большие требования, чем к школе он предъявляет к вузам. Однако университеты крайне медленно реагируют на запросы рынка, зачастую требующие перестройки учебной работы (внедрения новых систем обучения, таких как ускоренные и модульные курсы, вечернее образование и занятия по выходным, использование дистанционной техники обучения). Еще одно обстоятельство, мешавшее до последнего времени университетам активно включиться в процесс подготовки кадров для промышленности, - это сохраняющееся в университетской среде представление об университетах как о научных учреждениях, занимающихся созданием и распространением фундаментальных научных знаний.
«Нерасторопность» государственной системы образования приводит к тому, что бизнес сам активно вторгается в сферу образования. Компании начинают активно создавать собственные учебные заведения, так называемые корпоративные университеты. Первопроходцами в этой сфере стали транснациональные корпорации, открывающие специальные подразделения по подготовке персонала в соответствии с едиными корпоративными нормами и правилами для работы в своих филиалах в различных странах мира.
Большинство подобных учебных заведений до последнего времени создавалось за счет собственных средств корпораций, а их функционирование и развитие финансировались, исходя из их потребностей. Таким образом, система подготовки кадров была полностью интегрирована в систему управления компаниями. Компании активно внедряют информационные технологии в образовательный процесс, а также используют различные формы дистанционного обучения своих работников. Эксперты полагают, что корпоративный университет в конечном счете может стать основой для непрерывного образования сотрудников компании на протяжении всей жизни.
В последнее время корпоративные университеты начинают во все большей степени функционировать как деловые предприятия. Диверсифицируются источники финансирования подобных учебных заведений. Многие из них переходят на самофинансирование, начиная поставлять
_ Европейская система образования
в условиях глобализации
обучающие программы другим корпорациям, оказывая консалтинговые услуги, создавая учебники для университетов, учреждаемых другими корпорациями. Некоторые корпорации поощряют предпринимательскую деятельность собственных университетов, рассматривая их как источник доходов.
Коммерциализация образования и формирование
глобального рынка образовательных услуг
Внедрение рыночных методов управления образовательными учреждениями и стимулирование конкуренции между ними способствовали коммерциализации образования. Рынок, как институт, начинает определять конечные цели, задачи и организацию образования. Учащиеся все чаще рассматриваются не как граждане, имеющие право на образование, а как потребители образовательных услуг, и на основе такого подхода строятся их взаимоотношения с образовательными учреждениями. Активно входят в жизнь такие понятия, как «рынок образования», «образовательные предприятия», «рынок учащихся и преподавателей», «образовательный бизнес» и т.п. В условиях постоянно меняющихся требований, предъявляемых рынком труда к системе образования и профессиональной подготовке кадров, образование превратилось в высокодоходную сферу услуг.
Рыночные силы становятся катализатором трансформации традиционной системы образования. Появляется множество негосударственных образовательных учреждений, деятельность которых и предоставляемые ими услуги стремительно диверсифицируются по мере развития информационных технологий.
Кроме частных (коммерческих, предпринимательских, не приносящих прибыль) учебных заведений, коммерческих отделений государственных вузов, дающих очное и дистанционное образование, на рынке образовательных услуг появилось большое число компаний, занимающихся подготовкой кадров, дистанционным обучением, теле- и радио обучением, созданием образовательных систем, производством технического оборудования и программного обеспечения для образователь-
ных учреждений, обучением иностранных студентов и размещением учебных заведений за рубежом.
Сегодня к сфере образования проявляют интерес крупные инвестиционные корпорации и банки, компании по производству программного обеспечения и мультимедийных технических средств и даже такие гиганты индустрии развлечений, как, например, корпорация «Дисней». Образование становится доходной статьей экспорта. Всемирная торговая организация (ВТО) включила образование в список услуг, торговля которыми, в случае заключения Генерального соглашения по торговле услугами, будет регулироваться его положениями.
Идет формирование мирового рынка образовательных услуг, объем которого, по оценкам специалистов, к 2005 г. может достичь 90 млрд. долл. (2, с.45). В мае 2000 г. в Ванкувере (Канада) состоялся первый мировой салон образования, в работе которого приняли участие 3 тыс. профессионалов, представлявших 458 частных и государственных организаций из 56 стран.
Коммерциализация и глобализация образования вызывают опасения у специалистов, так как таят в себе угрозу унификации и единообразия образования и выхолащивания его социальной и национально-культурной составляющих. Особые опасения у европейцев вызывает широкая экспансия американских компаний и учебных заведений, а также распространение курсов дистанционного обучения американских учебных заведений по каналам Интернета (чему способствуют ведущие позиции США в сфере электронных технологий и коммуникаций).
Попыткой придать глобализации образования европейское «звучание» стало подписание в мае 1998 г. министрами образования Франции, Германии, Великобритании и Италии «Совместной декларации о гармонизации системы европейского высшего образования», получившей название «Сорбоннской», в которой участники призвали все европейские страны способствовать созданию «общеевропейского пространства высшего образования» (10, с.1). В развитие этой инициативы в июне 1999 г. 30 европейских стран подписали Болонскую декларацию. Один из пунктов Декларации гласит: «Мы должны с особым вниманием контролировать повышение конкурентоспособности европейской системы высшего обра-
_ Европейская система образования
в условиях глобализации
зования в мире. Жизнеспособность и эффективность любой цивилизации измеряются привлекательностью ее культурных ценностей. Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования обладает в мире той степенью привлекательности, которая соответствует значимости наших выдающихся культурных и научных традиций» (10, с.2). Декларация содержит программу мер по формированию общеевропейской зоны высшего образования и содействию распространения европейской системы образования в мире.
Отношение европейцев к глобализации образования достаточно емко выразил бывший министр образования Франции К.Аллегр, заявивший во время Ванкуверского салона: «... не следует возводить искусственных линий Мажино, чтобы противостоять технологическому развитию мира, но и не надо принимать безраздельно логику либерального развития. Необходимо найти свой путь адаптации к требованиям современного мира» (2, с.45 ).
Европейская система образования в ХХ! веке: рынок или
новый социальный контракт
Попытки решить проблемы, стоящие перед системой образования, путем внедрения рыночных методов управления позволили преодолеть явные кризисные явления в этой сфере. Однако сегодня специалисты больше говорят о проблемах, порожденных реформой, нежели о ее достижениях.
Десять лет рыночных реформ выявили негативные стороны предпринимательского подхода к развитию образования. Поэтому растет число противников глобализации образования в ее либеральном варианте. Они выступают против дальнейшей либерализации и дерегулирования, а также против усиления утилитарного и потребительского подходов к образованию, против выхолащивания духовности и просветительства. Как подчеркивают некоторые исследователи, внедрение рыночных правил в национальные системы образования способствует достижению относительного равенства возможностей получения качественного образования для элит из разных стран, в то время как внутри отдельных
государств подобные изменения ведут к обострению социальной поляризации в обществе.
Усиление негативных последствий глобализации, в частности, рост социального неравенства, безработицы и маргинализации молодежи, появление новых форм бедности и сегрегации, заставляют многих исследователей и практиков ставить вопрос о необходимости создания нового социального контракта, который отразил бы императивы постиндустриального развития и глобализации и устранил последствия излишнего либерализма.
Сегодня против диктата глобального рынка в сфере образования выступают не только антиглобалисты, борцы за гражданские права и права человека, политики, но и специалисты в области образования. Особые возражения у специалистов вызывает тенденция вытеснения государства из этой сферы, поскольку это, по их мнению, лишает систему образования ее общественного значения. Определяющими для ее развития становятся такие понятия, как «конкуренция», «стандарты», «свобода выбора».
В результате наблюдается усиление ориентации образования на запросы рынка, связанные с подготовкой по прикладным специальностям. В деятельности школ происходит смещение приоритетов - от формирования уникальной личности, обладающей фундаментальными знаниями, к концентрации обучения на тех знаниях и навыках, которые в дальнейшем позволят выпускникам школ найти работу.
В сфере высшего образования разрешение кризиса путем внедрения рыночной практики безусловно способствовало повышению эффективности деятельности европейских вузов, усилило конкурентные позиции многих из них в борьбе за студентов и государственные гранты, приблизило образовательные программы к нуждам производства и регионального развития. Однако рыночная практика, позаимствованная из опыта США, плохо согласуется с историческими традициями европейского образования и с идеологической приверженностью европейцев ценностям государства социального благосостояния. Таково, в частности, мнение специалиста по вопросам глобализации образования из Великобритании П.Скотта (9, с.2).
_ Европейская система образования
в условиях глобализации
Сегодня университеты в борьбе за выживание занимаются подготовкой кадров и проведением исследований, обеспечивающих конкурентоспособность отдельных компаний и корпораций на мировых рынках, в ущерб фундаментальным исследованиям в области естественных и общественных наук. Однако специалисты предупреждают, что подобное развитие высшего образования и вузовской науки в конечном счете лишает экономику и «общество знаний» фундамента для дальнейшего прогресса. Озабоченность вызывают отсутствие социальной составляющей в образовательных программах и общая дегуманитаризация образования, что затрудняет долгосрочное прогнозирование развития не только общества, но даже экономики.
Сегодня стало ясно, что «экономика знаний» нуждается в создании новой концепции и модели образования, которые соответствовали бы потребностям высокотехнологичного производства и учитывали особенности развития общества в условиях глобализации.
Стержнем новой образовательной системы должно стать непрерывное образование или, как его еще именуют в научной литературе, - обучение в течение всей жизни. Переход к непрерывному образованию требует пересмотра целей и задач образования, так же как содержания программ обучения всех уровней. Необходима радикальная перестройка традиционной организации и институциональной структуры системы образования, начиная от дошкольного образования и кончая системой вузовской и послевузовской подготовки и переподготовки кадров, а также образования взрослых. По мнению экспертов, внедрение новой системы будет стимулировать взаимодействие различных образовательных структур и создание обучающих сетей, в которых будут задействованы все формальные и неформальные, государственные и частные учебные заведения.
Сегодня в большинстве европейских стран реформы и государственная политика в области национального образования ориентированы именно на создание системы непрерывного образования. Об этом говорится и в документах Евросоюза, связанных с проблемами развития образования в Европе и создания «Европы знаний» (3, с.103). Идея непрерывного образования получает поддержку и у деловых кругов. В докладе
КСЕП, подготовленном в 1 995 г., говорится, что человек должен иметь возможность получать образование на протяжении всей его жизни, причем главная цель системы состоит в обучении человека «навыкам восприятия новых знаний» (6, с.15).
Специалисты считают, что наступило время социальной коррекции процессов, происходящих в сфере образования. Пришло время возвратить системе образования статус «общественного проекта», обеспечивающего равные возможности доступа к образованию для всех граждан. Необходимо заключение нового «социального контракта», соответствующего нынешнему этапу социально-экономического развития европейских стран. Государство должно взять на себя роль гаранта не только в обеспечении права гражданина на получение образования в течение всей жизни, оно должно также осуществлять контроль за качеством образования. При этом система образования не должна быть нейтральной и единообразной; она должна быть ориентирована на удовлетворение индивидуализированных и диверсифицированных потребностей граждан.
Реализация указанных задач требует увеличения государственного финансирования образования темпами, превышающими темпы роста ВВП. Руководство процессами реформирования системы образования должно быть возложено на государство.
Повышение общего уровня образования рассматривается сегодня в европейских странах как экономический императив. Страны, которые не вкладывают средства в высшее образование, в научные исследования и в развитие системы непрерывного образования, могут оказаться на обочине развития. Возвращается понимание того, что в современном мире образование является «общественным благом», от уровня развития которого зависит благосостояние общества. Именно об этом говорится в документах Евросоюза, посвященных созданию «Европы знания» (3, с.103).
Список литературы
1. Binde J. L' éducation au XXI siècle // 2. Blanchard S. Le premier marche mondial de Futuribles. - P., 2000. - N 250. - P. 5-21. Г éducation s'est ouvert a Vancouver // Monde. -
P., 2000. - 26 mai. - P. 45
3. Halliday F. The chimera of the «International University» // Intern. affairs. - L., 1999. - Vol. 75, N 1. - P. 99-12G.
4. Jones P. Globalisation and internationalism: democratic prospects for world education // Comparative education. - Oxford, 1998. - Vol. 34, N 2. - P. 143-155.
5. Tichel A. Éducation: entrer dans le XXI siècle // Futuribles. - P., 2GG1. - N 267. - P. 9-17.
6. Monde diplomatique. - P., 1998. - N 531. -P. 15-16.
7. Olausson L. The late modern university and the globalisation ôroblem // Проблемы в деятель-
_ Европейская система образования
в условиях глобализации
ности ученого и научных коллективов: Междунар. ежегодник. - СПБ., 1999. - С. 44-48.
8. Ribolzi L. Quels nouveaux chemins vers l'équité? // Futuribles. - P., 2001. - N 267. - P. 41-45.
9. Scott P. An educated choice // http: // educaion.guardian.co.uk /higher /columnist/ story/ 0,9826,644836,00.html 05.02.02.
10. Wit de H. The Sorbonne and Bolona declarations on European higher education// www.bc.edu/bc-org/avp/soe/cihe/newsletter/ News18/text5.htme.