Научная статья на тему 'Европейская политика Испании в период ее председательства в Совете ЕС'

Европейская политика Испании в период ее председательства в Совете ЕС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
председательство Испании / Европейский союз / политическая и экономическая интеграция / политика безопасности и обороны / геополитика / Великобритания / Гибралтар / Spanish presidency / European Union / political and economic integration / security and defense policy / geopolitics / Great Britain / Gibraltar

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шахбазов Абульфаз Салех Оглы

В статье рассматриваются основные аспекты европейского вектора внешней политики Испании в качестве председателя Совета ЕС. От эффективности работы испанского правительства в Совете во второй половине 2023 г. зависит дальнейший курс европейской политики Королевства. Помимо основной темы европейской повестки – геополитические вызовы – затронуты такие важные вопросы как: энергетическая независимость и снижение выбросов углекислого газа, миграция, а также правила налогообложения. Кроме того, обсуждается процесс интеграции в контексте новой политики расширения. Правительству Испании придется сбалансировать нейтральную позицию в Совете и национальные интересы страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spain’s European Policy During its Presidency of the Council of the EU

The article examines the main aspects of the Spain’s European policy as the President of the EU Council. The further course of the Kingdom’s European policy depends on the effectiveness of the Spanish government’s work in the Council in the second half of 2023. In addition to the main topic of the European agenda – geopolitical challenges – such important issues as energy independence and reduction of carbon dioxide emissions, migration, as well as taxation rules were touched upon. In addition, the integration process is discussed in the context of the new expansion policy. The Spanish government will have to balance a neutral position in the Council and the national interests of the country.

Текст научной работы на тему «Европейская политика Испании в период ее председательства в Совете ЕС»

5.5.4 Международные отношения,

глобальные и региональные исследования

(политические науки)

International Relations, Global and Regional Studies

DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-5-72-76 УДК: 327 ГРНТИ: 11.25 EDN: TNBOEP

Европейская политика Испании в период ее председательства в Совете ЕС

А.С. Шахбазов ©

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты европейского вектора внешней политики Испании в качестве председателя Совета ЕС. От эффективности работы испанского правительства в Совете во второй половине 2023 г. зависит дальнейший курс европейской политики Королевства. Помимо основной темы европейской повестки - геополитические вызовы - затронуты такие важные вопросы как: энергетическая независимость и снижение выбросов углекислого газа, миграция, а также правила налогообложения. Кроме того, обсуждается процесс интеграции в контексте новой политики расширения. Правительству Испании придется сбалансировать нейтральную позицию в Совете и национальные интересы страны.

Ключевые слова: председательство Испании, Европейский союз, политическая и экономическая интеграция, политика безопасности и обороны, геополитика, Великобритания, Гибралтар

DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-5-72-76

Spain's European Policy During its Presidency of the Council of the EU

A.S. Shahbazov ©

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Abstract. The article examines the main aspects of the Spain's European policy as the President of the EU Council. The further course of the Kingdom's European policy depends on the effectiveness of the Spanish government's work in the Council in the second half of 2023. In addition to the main topic of the European agenda - geopolitical challenges - such important issues as energy independence

72 Sociopolitical Sciences Vol. 13. No. 5. 2023 ISSN 2223-0092 (print) ISSN 2310-7065 (online)

Wax6a3oe A.C.

and reduction of carbon dioxide emissions, migration, as well as taxation rules were touched upon. In addition, the integration process is discussed in the context of the new expansion policy. The Spanish government will have to balance a neutral position in the Council and the national interests of the country.

Key words: Spanish presidency, European Union, political and economic integration, security and defense policy, geopolitics, Great Britain, Gibraltar

FOR CITATION: Shahbazov A.S. Spain's European Policy During its Presidency OF the Council of the EU. Sociopolitical Sciences. 2023. Vol. 13. No. 5. Pp. 72-76. (In Rus.) DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-5-72-76. EDN: TNBOEP

V-

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ

По итогам Конференции о будущем Европы в 2022 г. была отмечена важность совместных консультаций и дискуссий, которые нашли свое отражение в обширном документе с рекомендациями. Было предложено реформировать договоры, касающиеся передачи новых полномочий, и расширить голосование по вопросам, которые на данный момент требуют единогласного принятия. Несмотря на то, что ряд государств-членов, в том числе Германия, Франция и Испания, открыты для этой реформы, перспективы ее продвижения в течение 2023 г. ограничены. По-прежнему существует ряд государств-членов ЕС, которые не поддерживают данные перемены. В последнее время, особенно после выборов в Венгрии, Швеции и Италии, эта тенденция усилилась или обострилась. За последний год в Германии и Франции сменились члены проевропейского правительства, но взаимоотношения между ними не улучшились. Их лидерство не получило признания, в том числе среди восточных государств, ввиду более прагматичной позиции по отношению к России, которую отстаивали Эммануэль Макрон и Олаф Шольц. Кроме того, сближение Германии с Китаем также подпитывает отмеченное беспокойство, что свидетельствует об отсутствии единой европейской позиции по определению роли ЕС в мире.

Помимо серьезных долгосрочных переговоров по углублению и расширению, 2023 г. знаменует собой вступление в заключительный этап нынешнего европейского институционального цикла, по итогам которого будет решено, в какой степени достигнуты конкретные цели, поставленные председателем Совета Урсулой фон дер Ляйн еще в начале своей карьеры. Также прослеживается желание Испании достичь соглашения по налоговой реформе до конца 2023 г. Аналогичным образом, в соответствии с Положением о Механизме восстановления и устойчивости, декабрь 2023 г. является крайним сроком, когда средства Next Generation EU будут еще доступны государствам-членам. В новом 2024 г. также необходимо будет выяснить, продвинутся ли уже известные предложения, такие как Европейский закон о чипах и другие нововведения, среди которых Европейский закон об основных сырьевых товарах, объявленные в крайнем послании о положении дел в ЕС.

На национальном уровне в этом году состоялись выборы в нескольких государствах-членах, наиболее важными из которых - выборы в Польше и Испании. В некоторых из этих стран, а также на Кипре, в Эстонии, Финляндии и Люксембурге, где будет проводиться голосование, кандидатуры евроскептиков выдвигают-

ся решительно, но изменений в текущей политической ситуации не ожидается.

ПЯТОЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО В ЕС

По прогнозам экспертов, в европейской политике Испании на протяжении всего 2023 г. будет явно доминировать период председательства в Совете во второй половине года. Вступление в силу Лиссабонского договора в конце 2009 г. повлекло за собой ряд событий: стабильное председательство в Европейском совете или Высокий представитель, возглавляющий Совет в его структуре по иностранным делам, что привело к ограничению возможностей для маневров государства. Тем не менее, полугодовое председательство по-прежнему предполагает:

• определенные представительские функции, которые особенно заметны, если они включают неформальные европейские встречи на высшем уровне с участием третьих сторон в качестве принимающей стороны;

• разработка вопросов в девяти конфигурациях Совета ЕС, что позволяет влиять на более глобальную повестку дня;

• достижение консенсуса на совещаниях министров и в их подготовительных органах, к примеру, в Комитете постоянных представителей;

• проведение межведомственных переговоров с Комиссией и парламентом.

Что касается председательства Испании, то оно сталкивается с необходимостью завершить текущий европейский институциональный цикл, в котором придется довести до конца множество незавершенных законодательных дел. С другой стороны, следует помнить, что испанское представительство сменило представительство Швеции, страны, традиционно не склонной к европеизации национальных компетенций, где недавно было сформировано новое правительство, опирающееся на поддержку правых радикалов и евроскептиков. Это увеличивает шансы Испании унаследовать два законодательных пакета, таких как Пакт о миграции ЕС и реформа налоговых правил.

Хотя ожидалось, что председатели будут, прежде всего, нейтральными посредниками, которые будут вести переговоры. Однако США обычно пользуются возможностью, чтобы получить рычаги влияния на Брюссель или монополизировать информационное пространство. Иногда ожидания чрезмерны, и, фактически, когда Испания занимала вышеупомянутый пост в 2010 г., в основном, рассматривалась экономическая конъюнктура Европы. И так как собственная экономика страны была в плачевном состоянии, данный опыт

Т. 13. № 5. 2023

Социально-политические науки

73

оказался скорее неприятным. Однако это полугодие в том числе демонстрирует необходимость обладать опытом и административными возможностями, чтобы справиться с новым институционным постом в Лиссабоне. В 2023 г., несмотря на внутреннюю поляризацию, сейчас имеются лучшие условия, способствующие достижению выгодных результатов.

Ожидания от ЕС положительны, принимая во внимание масштаб, европейские амбиции страны и ее возможности для формирования партнерских отношений. Не ожидается прогресс по долгосрочным вопросам (реформа Соглашений, расширение членского состава) из-за разногласий между государствами-членами ЕС и предстоящих выборов в Европейский Парламент. Существует вероятность, что Испания поможет добиться конкретного прогресса и послужит укреплению взаимопонимания между Германией и Францией. Кроме того, инициативы, выдвинутые Испанией, повлияют на следующий законотворческий цикл, который будет запущен в период председательства евроскептической Венгрии, после переходного бельгийского полугодия.

ПОЛИТИКА ИСПАНИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЫ

Изменения в политике Испании на 2023 г. вытекают из обязательств, взятых перед НАТО, которые требуют удвоения оборонного бюджета до 2029 г., начиная с увеличения на 25,8% в 2023 г. (с 9,791 млрд евро в 2022 г. до 12,317 млрд евро в 2023 г.). Это увеличение, от которого союзники ожидают, что Испания повысит свой потенциал сдерживания и устойчивого развития. Удвоение целевого показателя расходов (с нынешних 1,1% ВВП до 2%) облегчает хронические проблемы, такие как дефицит бюджета, но не решает другие, такие как нестабильность, эффективность или легитимность решений о расходах, которые должны быть приняты в текущем году.

Не так важно иметь крупный бюджет, как быть уверенным, что установленные обязательства по расходам будут оставаться в разумных пределах до тех пор, пока их цели не будут достигнуты. Без многолетней инвестиционной программы можно будет тратить больше, но невозможно будет осуществить трансформацию оборонной экономики, в которой нуждается Испания. События вокруг Украины, как и пандемия в предыдущие годы, показали хрупкость существующих цепочек поставок и необходимость в стратегических мощностях и резервах. В 2023 г. следует запланировать инвестиции, по крайней мере, до 2029 г., для обеспечения технологической и промышленной базы национальной обороны.

Исходя из соображений эффективности, Испания должна начать в 2023 г. трансформацию своей оборонной промышленности, чтобы иметь возможность гарантировать стратегическую автономию в условиях конфликтов высокой интенсивности. Те же трудности, с которыми столкнулись власти при оказании военной помощи Киеву, могут повториться и в процессе удовлетворения собственных потребностей, поэтому стоит ожидать, что будут приняты решения по адаптации оборонной экономики к текущему стратегическому контексту, укреплению логистических цепочек, повышению безопасности поставок и созданию страте-

гических резервов, о которых было объявлено ранее. По той же причине Испании необходимо обезопасить свои стратегические промышленные и технологические активы, связанные с обороной и безопасностью, от конкурентов, которые получают финансирование, нарушающее общепринятые правила, будь то от третьих сторон, таких как Китай, или даже от европейских стран, среди которых Германия и Франция

С точки зрения легитимации, увеличение расходов может быть связано не только с развитием военного потенциала, но и с более широким участием национальной промышленности и технологий, чтобы конкурировать во всех областях, а не только в сфере обороны. Приоритет должен отдаваться инвестициям в исследования, разработки и инновации испанской промышленной и технологической базы. Следует устранить все недостатки, которые влияет на ее конкурентоспособность в среднесрочной и долгосрочной перспективе. С другой стороны, совместное финансирование некоторых программ должно способствовать интеграции отраслей промышленности в европейские производственно-сбытовые цепочки. Следовательно, было бы целесообразно в течение 2023 г. добиться прогресса в обновлении Оборонно-промышленной стратегии, даже если обновление законодательного органа и председательство в Европейском союзе не помогут в этом.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЕС И ВЕЛИКОБРИТАНИЕЙ И ПЕРЕГОВОРЫ ПО ГИБРАЛТАРУ

В 2022 г. Великобритании и ЕС так и не удалось улучшить отношения и избежать тяжелых последствий, вызванных выходом Соединенного Королевства из объединения. Несмотря на то, что вступившее в силу в январе 2021 г. Соглашение о торговле и сотрудничестве изначально создавалось для экономического регулирования последствий Вгехк, не удалось избежать разногласий в Европе. Это привело к значительным торговым ограничениям, а последствия этого отката влияют в первую очередь на саму Великобританию. Постепенно растут таможенные барьеры, особенно в отношении сельскохозяйственных товаров, которые играют большую роль для экономики Испании. Однако британское правительство проявило достаточный прагматизм и отложило проверки по различным санитарным и фитосанитарным аспектам, а также контроль, связанный с маркировкой товаров (в рамках поэтапного плана внедрения), что способствовало постепенной адаптации европейских экспортеров.

Соглашение о выходе Великобритании из ЕС, действующее с февраля 2020 г., продолжает оказывать влияние на отношения со странами Евросоюза. Соглашение касается трудностей реализации Протокола по Ирландии и Северной Ирландии, который требует таможенного контроля между Великобританией и Северной Ирландией, и против которого яростно выступают юнионисты. Предложение Европейской комиссии по вопросу упрощения таможенных требований для Северной Ирландии от октября 2021 г. все еще кажется недостаточно эффективным для правительства Великобритании, которое, в свою очередь, настаивает на полном пересмотре Протокола, чтобы выйти из-под юрисдикции Европейского суда.

74

Sociopolitical Sciences

Vol. 13. No. 5. 2023

Шахбазов А.С.

Попытки Великобритании задействовать ст. 16 Протокола и приостановить его выполнение не увенчались успехом, в том числе благодаря давлению со стороны правительства США, которое неоднократно предупреждало, что не потерпит нарушения пунктов Белфастского соглашения и не поставит под угрозу стабильность в Ирландии. Отставка Лиз Трасс несколько снизила напряженность, а прагматизм новоизбранного Риши Сунака может сделать дипломатическое урегулирование конфликта более вероятным.

Прагматизм во внешней политике нового правительства обусловлен не только сложным экономическим положением Великобритании (наименьший рост в 2023 г. среди развитых экономик G20), которое, в свою очередь, частично объясняется серией неудачных решений в области фискальной политики, приведших к серьезному валютно-финансовому кризису в сентябре 2022 г. Также этому поспособствовала сильная политическая и законодательная неопределенность после референдума 2016 г. (по данным Банка Англии, этот фактор, наряду с пандемией, в наибольшей степени сократил бизнес-инвестиции в последние годы). Экономические последствия Brexit постепенно обособляются от последствий пандемии и сейчас проявляются в полной мере: это и снижение товарооборота, и высокая конкуренция на рынке труда.

Напряженность в отношениях Соединенного Королевства с Европейским союзом имеет свои последствия для Испании в различных аспектах, таких как переговоры по Гибралтару, территории, на которую распространяются не общие нормы Соглашения о торговле и сотрудничестве с Соединенным Королевством, а конкретные. В декабре 2020 г. правительства Испании и Великобритании достигли двустороннего соглашения, на основе которого Европейская комиссия (ЕК) подготовила проект переговорного процесса, представленный в июле 2021 г. и окончательно утвержденный в октябре. Вскоре начались переговоры между ЕК и правительством Великобритании по установлению окончательного соглашения между ЕС и Гибралтаром.

ЛИТЕРАТУРА

1. Громыко А.А. Дилеммы Европейского оборонного союза // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 2019. Т. 12. №2.

2. Орлов А.А. Американские военные базы в Испании. Испано-американское сотрудничество в военно-политической после второй мировой войны // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2023. № 1.

3. Попов И.В. Испания: на старте предвыборной компании // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2023. № 1.

4. Хенкин С.М. Испания: проблемы консолидированной демократии в сравнительно-историческом контексте // Сравнительная политика. 2018, Т. 9. №1.

5. Цапина Е.А. Роль Королевства Испания в глобальных торгово-экономических процессах//Власть. 2023. Т. 31. № 2.

6. La Mancloa // Revista Española de Defensa. Madrid. URL: https://www.iamoncioa.gob.es/Paginas/index.aspx

7. Gobierno de España. Ministerio de Defensa. Misiones en el exterior. URL: https://www.defensa.gob.es

8. Gobierno de España. Ministerio de asuntos exteriores, Unión Europea y cooperación. España en la OTAN. URL: http://www. exteriores.gob.es

В результате непродолжительного обсуждения большинства организационных вопросов соглашение так и не вступило в силу по двум причинам, в основном политическим. Первая связана с пограничным контролем: хотя правительство Испании всегда было прагматично и не затрагивало вопросы суверенитета, а, скорее, рассматривало практические меры по упрощению таможенного контроля. Гибралтарский переговорный процесс существенно ослабил «посредническую» роль Агентства Европейского союза по безопасности внешних границ (Фронтекс), что в свою очередь расстроило правительство Великобритании, не желающее получения Испанией исключительной юрисдикции. Вторая причина, не официальная, связана с нежеланием самой Комиссии подписывать соглашение по Гибралтару на фоне угроз аннулирования Протокола Ирландии и Северной Ирландии, поскольку имеет смысл подписывать только соглашения, которые обладают непосредственной юрисдикцией.

Отсутствие прогресса в вопросе Гибралтара (косвенно связанного с реализацией Ирландского и Североирландского протоколов) может привести к тому, что Комиссия потребует от Испании проведения плановых проверок пассажиров и товаров на любых внешних границах ЕС, что создаст определенные трудности для порядка 10 ООО испанцев, работающих в британской колонии. Испания, ключевой партнер Соединенного Королевства во многих секторах торговли (таких как агропродовольственные товары, автомобили, авиаперевозки, туризм и бизнес-услуги) и инвестиций, желает как можно скорее урегулировать данный вопрос и не допустить, чтобы напряженность в отношениях между ЕК и британским правительством нанесла ущерб ее экономическим интересам. И по этой причине Испания выступает за рациональные решения с различными уровнями компетенции. Мадрид имеет тесные отношения с Лондоном, в связи с этим обе страны нуждаются в бесперебойной торговле, стабильных инвестициях и укреплении сотрудничества с Гибралтаром не только в области торговли и миграции, но и в области окружающей среды.

REFERENCES

1. Gromyko А.А. Dilemmas of the European Defense Union. Contours of Global Transformations: Politics, Economics, Law. 2019. Vol. 12. No. 2. (In Rus.)

2. OrlovA.A. American military bases in Spain. Spanish-American cooperation in the military-political after the Second World War. Scientific and Analytical Journal "Obozrevatel - Observer". 2023.No. l.(InRus.)

3. Popov I.V. Spain: at the start of the election campaign. Scientific-analytical Bulletin of the Institute of Europe of the Russian Academy ofSciences. 2023. No. 1. (In Rus.)

4. Khenkin S.M. Spain: problems of consolidated democracy in a comparative historical context. Comparative Politics. 2018. Vol. 9. No. l.(In Rus.)

5. Tsapina E.A. The role of the Kingdom of Spain in global trade and economic processes. Power. 2023. Vol. 31. No. 2. (InRus.)

6. La Mancloa. Revista Española de Defensa. Madrid, URL: https://www.lamoncloa.gob.es/Paginas/index.aspx

7. Gobierno de España. Ministerio de Defensa. Misiones en el exterior. URL: https://www.defensa.gob.es

8. Gobierno de España. Ministerio de asuntos exteriores, Unión Europea y cooperación. España en la OTAN. URL: http://www. exteriores.gob.es

Т. 13. № 5. 2023

Социально-политические науки

75

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 93,06%

Рецензент: Торшин М.П., кандидат исторических наук; Дипломатическая академия Министерства иностранных дел России

Статья поступила в редакцию 16.09.2023, принята к публикации 20.10.2023 The article was received on 16.09.2023, accepted for publication 20.10.2023

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Шахбазов Абульфаз Салех оглы, старший преподаватель; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; Москва, Российская Федерация. SPIN: 9937-1109; Author ID: 1096452; E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Abulfaz Saleh Shahbazov, senior lecturer; Financial University under the Government of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation. SPIN: 9937-1109; Author ID: 1096452; E-mail: [email protected]

76

Sociopolitical Sciences

Vol. 13. No. 5. 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.