Научная статья на тему 'Европейская органная культура XIV xvii столетий во взаимосвязях видов искусств'

Европейская органная культура XIV xvii столетий во взаимосвязях видов искусств Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
172
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНОСТРОЕНИЕ / АРХИТЕКТУРА / МУЗЫКА / ВИДЫ ИСКУССТВА / КОНТРАПУНКТ / КЛАВИШНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / СОБОРНЫЙ ИНТЕРЬЕР / ORGANBUILDING / ARCHITECTURE / MUSIC / ASPECT OF ARTS / COUNTERPOINT / KEYBOARD INSTRUMENTS / CATHEDRAL INTERIOR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Будкеев С. М.

Статья посвящена анализу становления европейской органной культуры во взаимосвязях с развитием теологии, эстетического сознания, музыкальной теории и практики, архитектуры и изобразительного искусства. Рассмотрен процесс формирования звукового и зрительного образа органа в контексте философских идей Ренессанса, барокко, классицизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EUROPEAN ORGAN CULTURE OF XIV XVII CENTURIES IN THE INTERRELATIONS OF THE ARTS

The article is devoted to analysis formation of the European organ culture in the intercommunication with development theology, aesthetic consciousness, theory and practice of music, architecture and fine arts. Examine process of forming sound and visual image of the organ in the context of philosophical ideas of Renaissance, baroque, classicism.

Текст научной работы на тему «Европейская органная культура XIV xvii столетий во взаимосвязях видов искусств»

УДК 7.03

Budkeev S.M. THE EUROPEAN ORGAN CULTURE OF XIV - XVII CENTURIES IN THE INTERRELATIONS OF THE ARTS. The article is devoted to analysis formation of the European organ culture in the intercommunication with development theology, aesthetic consciousness, theory and practice of music, architecture and fine arts. Examine process of forming sound and visual image of the organ in the context of philosophical ideas of Renaissance, baroque, classicism.

Key words: organbuilding, architecture, music, aspect of arts, counterpoint, keyboard instruments, cathedral interior.

С.М. Будкеев, доц. АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ЕВРОПЕЙСКАЯ ОРГАННАЯ КУЛЬТУРА XIV - XVII СТОЛЕТИЙ ВО ВЗАИМОСВЯЗЯХ ВИДОВ ИСКУССТВ

Статья посвящена анализу становления европейской органной культуры во взаимосвязях с развитием теологии, эстетического сознания, музыкальной теории и практики, архитектуры и изобразительного искусства. Рассмотрен процесс формирования звукового и зрительного образа органа в контексте философских идей Ренессанса, барокко, классицизма.

Ключевые слова: органостроение, архитектура, музыка, виды искусства, контрапункт, клавишные инструменты, соборный интерьер.

В XIV веке в музыкальной теории и практике получили обоснование новые элементы эстетического сознания, систематизированные как Ars nova (Новое искусство) в одноимённом труде Филиппа де Витри (ок. 1322 г.). Этот период коренных изменений средневекового сознания характеризуется как высокоразвитое профессиональное искусство позднего Средневековья (Франция), и как Проторенессанс, Предвозрождение (Италия).

Эпоха Ренессанса, названная величайшим переворотом в истории человечества (Энгельс), определила новые гуманистические ориентиры в искусстве. Основные положения средневековой теории и практики подвергнуты критике в трактатах XV в. (Рамис из Пареха «Практическая музыка», Иоанн Француз «О музыке», Николо Бурци «Книжечка цветов», Адам из Фульда «О музыке»). Характерной чертой исследований учёных эпохи является акцент на светском применении органа: «Когда торжественно и пышно великие мира сего пируют, мы знаем, сколько при этом бывает музыкантов: здесь певцы, там флейтисты, здесь тимпанисты, там органисты... так они мелодично играют, что кажется, будто видишь образ небесных радостей» [1]. В таких случаях применялись весьма популярные органы - позитивы и портативы. Нидерландский композитор и теоретик Иоанн Тинк-торис, долгое время работавший в Италии, одним из первых обобщил понятие контрапункта с общеэстетических позиций: «Во всяком контрапункте должно быть разнообразие. Этого талантливый композитор достигает, если в одном случае он берёт ноты одной длительности, в другом иной, здесь пользуется одной пропорцией, там другой, здесь синкопу даёт, там без неё обходится, здесь с фугами [имитациями] сочиняет, там без них, то с паузами, то без них, здесь ровно поёт, там с колоратурами» [1]. Подобная контрапунктическая трактовка архитектурного оформления органов получит развитие в итальянском, нидерландском органостроении эпохи барокко.

Имея в виду, прежде всего, архитектуру, ваяние, пластику -религиозный реформатор, мыслитель и педагог Меланхтон (1497-1560) впервые обозначил диалектическую взаимосвязь архитектурного и музыкального зодчества: «Другие искусства возвышают наши умы к небесному, но лишь через музыку божественное нисходит с небес к человеческому. Именно по этой причине, как я полагаю, древние повсюду придавали статуям богов музыкальные символы.» [2]. Орган в этой связи может восприниматься как посредник между сакральным и мирским. Учёный выдвинул идею гармонической пропорции церкви, в которой наивысшей силой обладают «сладчайшая гармония музыки», созвучие познания «сына божия и веры», мудрость гармонии церкви как Универсума, отражающего божественную картину мира. Отстаивая гуманистические идеи своего времени, крупнейший немецкий теолог подчёркивал: «Ведь именно музыку господь предназначил роду человеческому для того, чтобы объединяться пением и сообщать другим истинное учение о сущности и воле божьей. музыка предназначена также возбуждать чувства, соответствующие христову учению, и поэтому в храмах истинной церкви она всегда должна и сохраняться, и почитаться. Итак, господь хотел, чтобы сама гармоническая пропорция была отображением церкви.» [2].

Гармоническая пропорция видов искусств в церкви как Универсуме выражает важнейший методологический принцип философии немецкого Возрождения, ставший основой для трактовки органа как архитектурно-художественного комплекса. Идеи пропорции как основы музыки и душевного мира человека развивал выдающийся музыкальный теоретик Джозеффо Царлино (1517-1590). По его мнению, разум - дар, приближающий человека к ангелам. Показательно суждение мыслителя о связи архитектуры и музыки: «Если архитектор не знал бы музыки, то -как показывает Витрувий - он не мог бы со смыслом устраивать машины, а в театрах размещать сосуды и хорошо, музыкально располагать сооружения» [3]. Речь идёт о гидравлосе как музыкальном и архитектурном сооружении, а также об автоматических музыкальных аппаратах органного типа, сконструированных Героном Александрийским и являвшихся частью античных архитектурных построек. Царлино утверждал вслед за предшественниками, что, поскольку душа мира есть гармония, то душа и тело человека созданы в гармонии по подобию Космоса -лишь в меньшем объёме - как микрокосмос. Музыка объединяет макромир и микромир, выражая их совершенство. Рассуждения об объединяющей роли музыки свидетельствуют о её значении в формировании целостной картины мира человека эпохи Возрождения. Исследуя природу контрапункта Царлино обосновал его как гармонию разнообразия вещей, взятых вместе и друг другу противоположных. Этот системный вывод наглядно выражен в архитектуре, живописном и декоративно-прикладном оформлении органов Ренессанса и барокко. Зрительный (визуальный) контрапункт как принцип, раскрытый в эпоху Ренессанса, назван контрапостом.

Основатель немецкого протестантизма Мартин Лютер (14831546) - первый среди крупнейших религиозных деятелей, возвысивших искусство до уровня теологии: «Я хотел бы видеть все искусства, особенно музыку, на службе того, кто их дал и создал. После теологии нет такого искусства, которое могло бы сравняться с музыкой, ибо после теологии лишь она одна создаёт то, что вызывает одна теология, а именно спокойное и ясное состояние духа» [4]. Лютер высказал также вполне мирские идеи музицирования, чем приблизил органное искусство к духовному миру человека: «.Если печаль берёт над вами силу, скажите: нет, сыграю-ка я нашему господу Христу песню на ре-гале [род портативного язычкового органа, распространённого в быту. - С.Б.]. Ударяйте быстро по клавишам и пойте, до тех пор, пока не пройдут дурные мысли.» [4]. Широкий гуманистический спектр идей реформатора подготовил почву для создания органных творений лютеранина И.С. Баха, отразивших грандиозную картину Универсума и утончённый внутренний мир индивида эпохи барокко.

В эпоху Ренессанса популярность приобрели разновидности клавишных инструментов (клавичембало, спинеты и др.). Итальянский писатель Кастильоне (1478-1529) считал их гармоничными и наполняющими душу музыкальной прелестью. Светское применение клавичембало отражено в трактатах Хуана Бермудо (1510 - ?), Козимо Бартоли (2-я пол. XVI в.). После-

дний упомянул о бытовом музицировании, подчеркнув, что некий музыкант «играет на органе или любом инструменте столь же хорошо, со стольким изяществом и лёгкостью, а также с таким пониманием музыки, что с ним сравнятся лишь немногие.»

[5]. На рубеже XVI-XVII столетий появляются придворные органисты, что свидетельствует о расширении светских функций инструментов, а упоминания об «архиорганах» - косвенный признак их сложной конструкции и крупных размеров.

Эпоха Ренессанса ускорила становление звукового и зрительного образа органа, который становится вполне самодостаточным. Мастера и авторы трактатов в соответствии с приоритетами эпохи развивают идеи технологических новшеств конструкций позитива, портатива, большого органа: Граньена, Понс-ле-Барбет, Арно и др. (XV в.). Более разнообразной становится тембровая палитра. Архитектура органов формируется с учётом интерьеров соборов, в стремлении к композиционному единству и эстетически организованному пространству вокруг инструментов. В число авторов, оформивших органные комплексы, вошли Донателло, Лука делла Роббиа, Буркмайр, Гольбейн Старший (XV-XVI вв.). Высокий уровень мастерства органостроителей отражён художниками Г. и А. Эйк, Г. ванн дер Гус, Г. Мем-линг (XV в.) и др. При этом, трактаты по строительству органов продолжают традицию технологических узкопрофессиональных рекомендаций (А. Шлик, отчасти С. Вирдунг, XV-XVI вв.). В некоторых манускриптах содержатся правила регистровки, что свидетельствует о компетентности мастеров в строительном и исполнительском ремесле (Антеньяти, Л. Гуснако и др., XVI в.). Расширение светских тенденций в органной культуре Северных Нидерландов послужило толчком к развитию технологии и образной сферы инструмента (мастера Я. Ван Ковеленс, Х. Ни-хоф, Г. Нихоф, Х. Сюисс, XVI в. и др.). Разнообразие тембровых и технологических средств связано с концертной практикой. Итальянские ренессансные органы (особенно XVI столетия) выделялись пышным архитектурным и декоративным оформлением, дополнявшим стилевые черты соборного интерьера. Образная сфера фасадов отражала символику архитектуры Римской империи (триумфальные арки, колоннады, пилястры, растительные орнаменты и т.д.). Раскрытые фасадные створки украшены картинами на темы Священного писания (П. Веронезе, Я. Тинторетто, Дж. Беллини и др.). Итальянские трактаты, как правило, содержали технологические, исполнительские и художествен-

Библиографический список

ные аспекты органной культуры (А. Банкьери, школа Антеньяти, К. Костанцо, А. Банкьери, Дж. Дирута и др.).

К XVII столетию объём знаний, содержательных, технологических, социокультурных, мировоззренческих компонентов видов искусств возрос и усложнился настолько, что на первый план выдвинута идея мастера, специалиста, Художника, компетентного в конкретной области творчества. Противоречия общественного бытия лишили художественную картину мира былого равновесия, а гармоническая, универсальная личность Ренессанса осталась идеалом прошлого. XVII век характеризуется бурными социально-политическими событиями, важнейшими научными открытиями и принципиально новыми достижениями философской мысли, главным из которых стало формирование методологии научного знания.

В видах искусств этого времени существуют различные системы, направления, связанные с неравномерностью художественной эволюции стран. Сложность характеристик и отсутствие единых критериев стилей обусловили применение понятий -Позднее Возрождение, маньеризм, классицизм, барокко, реализм.

Ренессансная концепция мира пересмотрена, утвердилось понятие о солнечной системе (Коперник) и бесконечности вселенной (Джордано Бруно). Человек уже - не центр мироздания. Один из первых поэтов барокко Джанбаттиста Марино (1569-1б25), мастер причудливых метафор, неожиданных сравнений, представил вселенную как хоровую капеллу «в которой «известный маэстро», т.е. сам господь-бог, распределил все партии между различными существами: «.ангел пел контральтом, человек - тенором, а множество зверей - басом...Белые и чёрные ноты обозначали дни и ночи, фуги и паузы и ускорение ритмов; большие ноты были подобны слонам, малые - муравьям» (цит. по:

[6]). Преобладающая в мире дисгармония - один из главных тезисов теоретиков барочной эстетики, выразившийся в намеренном отклонении от «правил» в архитектуре, скульптуре (Бернини), музыке (М. Гальяно и др.) и других искусствах. Метафора и «острый ум» (acutezza - итал. острота; acutus - лат. остроумный, проницательный) стали важными признаками стиля, начиная с поэтики и философии Эммануэля Тезауро (1592-1675), аргументировавшего «острый ум» как существенную черту психологических обоснований архитектуры, живописи барокко («Подзорная труба Аристотеля» - 1654 г., «Моральная философия» - 1670 г.).

1. Иоанн Тинкторис: Обобщение о действии музыки [Э/р]. - Р/д: http://early-music.narod.ru/biblioteka/estetika-mages-renais/estetika-mages-renais-33.htm

2. Меланхтон: О свободных искусствах [Э/р]. - Р/д: http://early-music.narod.ru/biblioteka/estetika-mages-renais/estetika-mages-renais-34.htm

3. Царлино: Установление гармонии [[Э/р]. - Р/д: http://early-music.narod.ru/biblioteka/estetika-mages-renais/estetika-mages-renais-39.htm

4. Мартин Лютер: Из предисловия к песеннику Баптиста (1545 г.) [Э/р]. - Р/д: http://early-music.narod.ru/biblioteka/estetika-mages-renais/ estetika-mages-renais-35.htm

5. Бартоли: Академические рассуждения [Э/р]. - Р/д: http://early-music.narod.ru/biblioteka/estetika-mages-renais/estetika-mages-renais-43.htm

6. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики: 4 гл. XVII век: от Ренессанса к Просвещению [Э/р]. - Р/д: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/ articles/shestakov-po-istorii-estetiki.htm

Bibliography

1. Ioann Tinktoris: Obobthenie o deyjstvii muzihki [Eh/r]. - R/d: http://early-music.narod.ru/biblioteka/estetika-mages-renais/estetika-mages-renais-33.htm

2. Melankhton: O svobodnihkh iskusstvakh [Eh/r]. - R/d: http://early-music.narod.ru/biblioteka/estetika-mages-renais/estetika-mages-renais-34.htm

3. Carlino: Ustanovlenie garmonii [[Eh/r]. - R/d: http://early-music.narod.ru/biblioteka/estetika-mages-renais/estetika-mages-renais-39.htm

4. Martin Lyuter: Iz predisloviya k pesenniku Baptista (1545 g.) [Eh/r]. - R/d: http://early-music.narod.ru/biblioteka/estetika-mages-renais/estetika-mages-renais-35.htm

5. Bartoli: Akademicheskie rassuzhdeniya [Eh/r]. - R/d: http://early-music.narod.ru/biblioteka/estetika-mages-renais/estetika-mages-renais-43.htm

6. Shestakov V.P. Ocherki po istorii ehstetiki: 4 gl. XVII vek: ot Renessansa k Prosvetheniyu [Eh/r]. - R/d: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/ articles/shestakov-po-istorii-estetiki.htm

Статья поступила в редакцию 10.01.13

УДК 7.01

Vinogradov Y.A. THE PROBLEM OF UNDERSTANDING OF THE MYTHIC-EPIC POETRY IN THE MODERN BOOK'S DRAWINGS. This article is devoted to the matter of modern artistic interpretation of the ancient epic poetry. The author takes for example illustrations of artist D. Bisti to the poem of Homer «Iliad» and shows indestructible ties of modern times and the extinct ages.

Key words: ancient wisdom, keepers of traditions, mythology, epos, black figure vase-painting.

Ю.А. Виноградов, магистр искусствоведения, доц. каф. истории отечественного и зарубежного искусства АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.