ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ECONOMICS THEORY
УДК 339.9 ББК 65.9 М 91
С.Ю. Муртузалиева
Кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Москва. Тел.: (926)098-51-11, e-mail: [email protected].
ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматриваются современные аспекты интеграционных процессов в Европе, анализируется влияние политических факторов на экономику региона, оценивается экономическое состояние экономик стран-членов Европейского Союза. Рост геополитической напряженности в Украине, странах Ближнего Востока и отдельных частях Африки может негативно сказаться на экономике стран Европес-кого Союза. Таким образом, в настоящий период демонстрируется всё возрастающая политическая, экономическая, социальнаявзаимозависимость стран и регионов.
Ключевые слова: интеграция, Европейский Союз, еврозона, экономика, Германия, глобальный кризис.
S.Yu. Murtuzalieva
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, World Economy Department of the Russian Economic University by G.V. Plekhanov, Moscow. Ph.: (926)098-51-11, e-mail: [email protected].
EUROPEAN INTEGRATION: THE PRESENT STAGE PECULIARITIES
Abstract. The scientific article deals with modern aspects of integration processes in Europe. It analyzes the impact of political factors on the regional economy as well as estimates economic state of the economies of the European Union member-states. The growth of geopolitical tensions in the Ukraine, the Middle East and separate parts of Africa may affect negatively on the economy of the European Union states. Thus, the author reveals ever increasing political, economic, social interdependence of all countries and regions.
Keywords: integration, European Union, eurozone, the economy, Germany, the global crisis.
Европейская интеграция переживает очередное испытание. Приток беженцев в Европу представляет собой новую проблему как для экономик стран, так и для социальной системы. В конце августа 2015 г. были обнародованы предварительные данные о том, что к концу года только в Германию прибудут более 800 тысяч беженцев. К настоящему времени
мы видим более значительные объемы беженцев и неготовность европейской миграционной политики справиться с данной проблемой. На заседании коалиционного правительства ФРГ принято решение выделить из госбюджета еще шесть миллиардов евро для их обустройства. Экономическое положение Франции далеко не блестящее, а дополнительная нагрузка
на бюджет как общегосударственный, так и регионов его только усугубит. По этим данным, 56% французов выступают против их приема. Более того, примерно столько же, а если точнее — 55% , не согласны со смягчением правил для мигрантов, обращающихся с просьбой о предоставлении убежища, в том числе и для сирийцев.
Для федеральных земель Германии — это тоже серьезное испытание. В Германии не утихают протесты против прибывающих в страну беженцев из Африки и
Перспективы повышения процентных ставок в США и снижение экономической активностив Китае усугубляют неопределенность и приводят к усилению изменчивости рынков. Политические события только усугубляют ситуацию и создают неблагоприятный фон для оптимистических прогнозов для развития экономики стран еврозоны.
Прогноз развития еврозоны показывает неравномерность оживления европейской экономики и сложности экономического положения у ведущих стран Европейского Союза.
Следует также отметить, что трудности и противоречия вевропейской интеграции начали проявляться еще в начале 2000 гг., когда была провалена Еврокон-ституция на референдумах в Нидерландах и Франции. Утверждение бюджета Евросоюза на 2007—2013 гг. столкнулось с серьезными трудностями. Присоединение к Евросоюзу в 2004 г. и 2007 г. новых
Ближнего Востока. Число соискателей убежища в Германии растет. Федеральное ведомство по делам миграции и беженцев (BAMF) не успевает обрабатывать полученные прошения — больше 200 тысяч [1] еще в работе. Увеличивается нагрузка на местные власти.
Европейская экономика только начала демонстрировать постепенное восстановление (таблица 1), чему способствовали низкие цены на энергоносители, благоприятные финансовые условия, усиление внутреннего спроса.
участников, существенно уступавших по уровню своего экономического развития другим странам сообщества, только усилили эти проблемы. Глобальный кризис 2008—2009 гг., тяжело отразившийся на экономиках ряда стран ЕС (Греция и Ирландия оказались практически на грани банкротства), потребовал экстренных мер со стороны ЕС и остро поставил вопрос о необходимости изменения структуры европейской интеграции. Испания и Португалия испытали и испытывают существенные финансовые трудности, что связано с огромным государственным долгом и дефицитом бюджетов этих стран. Например, совокупный государственный долг стран ЕС на конец второго квартала 2013 г. достиг 93,4% [2]. В завершение первого квартала 2014 г. долговая нагрузка стран Евросоюза оценивалась в 92,3% ВВП. В первом квартале 2015 г. общая задолженность государств еврозоны поставила новый рекорд — 92,9% от ВВП [2].
Таблица 1
Рост мирового объема производства
Страна По сравнению с предыдущим годом
2014 г. 2015 г. 2016 г. прогноз
Мировой объем производства (рост), % 3,4 3,1 3,6
США 1,8 2,0 2,2
Зона евро 0,9 1,5 1,6
Германия 1,6 1,5 1,6
Франция 0,2 1,2 1,5
Италия -0,4 0,8 1,3
Испания 1,4 3,1 2,5
Источник: составлено по данным Международного валютного фонда [2].
Самым высоким госдолгом оказались кредиты на 301,53 млрд евро у Греции, хотя отношение госдолга к ВВП страны за год сократилось на пять пунктов — до 169% от ВВП.
Самый высокий номинальный правительственный долг — у Италии (2,184 трлн евро), за ней следует Германия (2,176 трлн. евро).
Отметку в 100% ВВП также перевалили показатели задолженности Бельгии, Кипра и Португалии.
Самый низкий госдолг, как номинально, так и в процентах от ВВП, — у Эстонии: 2,05 млрд евро и 10,5%.
По информации Еврокомиссии за 2015 год госдолг 19 стран зоны евро может увеличиться на 1%, до 92,9% ВВП. Это на треть превышает максимально допустимый уровень в 60%, прописанный в Пакте стабильности и роста (основной документ еврозоны).
Государственный долг всех 28 стран Евросоюза, включая те, что не входят в еврозону, растет еще быстрее. Только за январь—март 2015 г. он увеличился на 2% , до 88,2% совокупного ВВП Европейского союза.
Основными причинами долгового кризиса ЕС и еврозоны, продолжающегося с 2010 года, являются последствия кризиса 2008 г. (ликвидация которых продолжается до сих пор), а также «повсеместное невыполнение Пакта стабильности и роста».
Показатель госдолга Испании достиг рекордного максимума в 942,8 млрд евро (1,3 трлн дол.), что составило около 92,2% ВВП страны. Рост государственного долга произошел, несмотря на меры правительства по сокращению основных государственных расходов. Это оказалось больше, чем планировавшийся правительством Испании лимит государственного долга на уровне 91,4%.
Государственный долг 17 стран ЕС в 2012 г. составил 90,6% ВВП по сравнению с 87,3% в 2011 г. и 85,4% в 2010 г., а государственный долг всех 27 государств ЕС вырос с 82,3% ВВП до 85,1%, при этом бюджетный дефицит опустился с 4,4% ВВП до 3,9% [2].
Приведенные показатели (не только у перечисленных выше государств, но и у других стран ЕС), таким образом, намного превысили нормативы, рекомендованные
еще в 1997 г. Пактом стабильности и роста (Stability and Growth Pact). Установленные им нормативы, а именно годовой дефицит бюджета должен быть не более 3% ВВП, а национальный долг должен составлять меньше 60% ВВП либо приближаться к этой величине, были призваны обеспечить устойчивость евро. Но задолженность европейских стран и сальдо их бюджетов по-прежнему существенно выше допустимых уровней. 14 из 28 государств Евросоюза имели госдолг выше 60% национального ВВП, их количество не изменилось по сравнению с 2010 г. и 2011 г.
Разрушение валютного союза может привести в конечном итоге к развитию необратимого процесса дезинтеграции в Евросоюзе. Долговой кризис значительно повышает риск коллапса евро. Как показывает международный опыт, при отказе от общей единой единицы расчетов происходят очень быстрые изменения дезинтег-рационного характера.
Усиление антиблоковых настроений внутри многих государств Евросоюза (прежде всего в Германии и Франции, так как на них легла основная часть помощи государствам-банкротам) является дополнительным дезинтеграционным фактором. Следствием широкой публичности следующей стадии европейской интеграции, которая вызывает все больше и больше дискуссий среди населения Евросоюза, а также увеличивающиеся противоречия в процессе расширения ЕС и углубления интеграции, явилось появление определенного евроскептицизма. Фактически поддержка европейской интеграции элитами существенно больше, чем поддержка народными массами, что проявилось и в ходе электоральной кампании в Евро-парламент весной 2014 г., когда партии крайне популистского толка, типа партии «Пять звезд» Джузеппе Грилло в Италии, привлекли на свою сторону значительную часть населения. Сформировавшийся-евроскептицизм затрагивает практически всех, не только правых, и левых, но и государства с либеральной экономикой, и страны со значительным государственным участием в экономике.
Уже сегодня мы можем констатировать, что сложилась определенная фрагментация общеевропейского пространства, например, на основании критерия
присутствия в зоне евро. До сих пор проходят серьезные дискуссии по поводу участия малых членов в решении общих вопросов Евросоюза. С другой стороны, еще не все страны Евросоюза подписали Шенгенское соглашение. К тому же для новых членов Евросоюза не был открыт (по крайней мере, до 2011 г.) рынок труда (12 из 15 стран старого ЕС) [3].
Вызвало новую волну дискуссий и ослабление позиций евро, когда встал вопрос о разноуровневой и разноскоростной интеграции. Прежде всего, это касается проблемы выделения ядра интеграции в виде стран старой шестерки ЕС. Считается, что они будут полными членами Евросоюза с полными правами, а остальные страны ЕС будут полными членами с ограниченными правами. Кроме того, появляется и такой статус, как ассоциированные члены Евросоюза (например, то что предлагалось Украине).
Анализируя происходящие дезинтег-рационные процессы в ЕС, крайне важно воздерживаться от так называемых «алармистских» настроений, так как прогноз краха Евросоюза может быть столь
же неуместен, как и бесконтрольный «ев-рооптимизм». Тем не менее, представители промышленного сектора Германии при достаточно распространенном «евроскеп-тицизме» отчетливо понимают, что крах зоны евро привел бы к серьезному ослаблению их позиций в формате глобальной конкуренции. Например, даже бедствие в виде волны беженцев в Европу, по данным немецкой печати, воспринимается немецкими промышленниками как появление новых рабочих рук. По словам председателя Союза ремесленников ФРГ Хольгера Шваннеке [1], готовность немецких фирм принять беженцев для обучения невероятно высока. Ранее промышленники заявляли о колоссальных проблемах с притоком новых учеников на малые и средние предприятия.
При всей неоднозначности ситуации и политической нестабильности есть серьезные основания для беспокойства по поводу судьбы европейской интеграции. Как свидетельствуют цифры и факты, интеграционные процессы несут как положительные, так и отрицательные эффекты для экономик стран еврозоны.
Примечания:
1. Новости и аналитика о Германии, России, Европе, мире. URL: http://www.dw.com.
2. Неопределенность, сложные силы ограничивают мировой рост // Обзор МВФ. URL: http://www.imf.org/external/Russian/pubs/ft/survey/so/2015/RES100615AR.htm.
3. Eurozone borrowing rises to record as recovery remains weak // Financial times. URL: http://www.ft.com/cms/s/1b78c590-3081-11e5-8873-775ba7c2ea3d,authorised=false. html?_i_location.
References:
1.News and Analysis of Germany, Russia, Europe and the world. URL: http://www. dw.com.
2. The uncertainty and complex power limit global growth // IMF Survey. URL:http:// www.imf.org/external/Russian/pubs/ft/survey/so/2015/RES100615AR.htm.
3. Eurozone borrowing rises to record as recovery remains weak // Financial times. URL: http://www.ft.com/cms/s/1b78c590-3081-11e5-8873-775ba7c2ea3d,authorised=false. html?_i_location.