И. И. Соколова, Т. В. Мухлаева
(Санкт-Петербург)
Европейская Ассоциация образования взрослых в решении
ВЕДУЩИХ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ
В статье рассматриваются основные направления деятельности Европейской Ассоциации образования взрослых, членом которой является Институт педагогического образования и образования взрослых, а также возможности и преимущества международного сотрудничества в области образовании взрослых
Современное состояние системы образования взрослых обусловлено влиянием разнонаправленных внутренних и внешних факторов. В целях более эффективного развития образования взрослых в России и его интеграции в мировое образовательное пространство, научно-методического обеспечения процесса создания обучающегося сообщества в нашей стране, консолидации усилий для развития международного сотрудничества в сфере образования взрослых, представляется необходимым изучение международного опыта, задающего вектор развития продуктивных тенденций мировой практики образования взрослых, способствующий пониманию возможных путей решения проблем в этой области. Существенно развитие научных контактов с ведущими международными организациями, национальными ассоциациями и институтами образования взрослых. Работу с этими организациями целесообразно отнести к стратегическим направлениям деятельности Института пебдагогического образования и образования взрослых РАО (ИПООВ РАО].
Проблемы, с которыми сталкивается образование взрослых в европейских странах, вызывает обеспокоенность на самых разных уровнях. В принятой в ноябре 2011 года Советом Европы резолюции по обновленной повестке дня по образованию взрослых на 201214 гг. отмечается, что оно в настоящее время является самым слабым звеном в развитии национальных систем образования на протяжении жизни. В то время, как к 2020 г. предполагается увеличение в возрасте от 25 до 64 лет участия до 15% населения в образовательных программах, реальное участие взрослых в образовании продолжает падать (например, в промежутке от 2005 г. до 2010 г.
оно уменьшилось от 9,8%, до 9,1%]. Таким образом запланированное увеличение количества взрослых людей, охваченных образовательными программами к 2020 году, становится серьезным вызовом.
В соответствии с национальными приоритетами в европейской повестке Совет Европы предлагает каждой стране-члену ЕС -сосредоточиться на тех областях, которые являются наиболее актуальными для их конкретных задач:
- превращение в реальность образования на протяжении жизни и мобильность в этой области;
- повышение качества и эффективности образования и профессиональной подготовки;
- содействие установлению справедливости, социальной сплоченности и активной гражданственности через образование взрослых;
- развитие творческой, инновационной деятельности и среды образования взрослых;
- расширение информационной базы образования и мониторинга взрослого сектора обучения.
В настоящее время во всех развитых странах мира на уровне государственной политики достигнуто понимание того, что знания во все возрастающей степени становятся основой развития общества, что трансформация человечества в общество «пожизненного обучения» является не только необходимым средством социально-экономического прогресса в XXI веке, но и фактором выживания человечества.
Становится необходимым переосмыслить всю образовательную деятельность, ни один уровень, ни одна форма которой, включая
высшее образование, не могут больше считаться завершающими процесс образования, структуры и учебные курсы которых не могут оставаться неизменными, застывшими, а должны развиваться, диверсифицироваться, становиться гибкими в ответ на развитие общества, его нужд и потребностей, а еще лучше - предвосхищать и направлять их. Поэтому глубокое изменение, которое требуется в области образования, должно идти по пути его становления в качестве непрерывного образования для всех как образование на протяжении всей жизни (Всемирная конференция по высшему образованию. Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры. ЮНЕСКО, Париж, 5-9 октября 1998 г. : рабочий документ. - С. 12.). Положение «от обучения на всю жизнь» к «обучению через всю жизнь»» может служить лозунгом совокупной системы образования.
Согласно выводам знаменитой комиссии J. Delors (Ж. Делор. Образование: сокрытое сокровище, (1998) образование на протяжении жизни должно базироваться на четырех основных принципах: учиться знать, учиться делать, учиться жить вместе и учиться быть. В поддержку дискуссии по непрерывному образованию П. Джарвис (2008) предположил, что к четырем предложенным Делором принципам должен быть добавлен пятый - «учиться заботиться о планете». Это необходимо, утверждает он, потому что Земля намного больше, чем просто ресурс, она является домом для всех нас и для будущих поколений.
Трансформация человечества в общество «пожизненного обучения» требует единства формального, неформального и информаль-ного видов образования, их интеграции, причем каждое направление имея собственные цели и результаты, в совокупности обеспечивает реализацию образования в течение жизни, что является в настоящее время столь же важной социальной задачей, какой было введение единого базового образования в начале XX века [1].
Крупнейшей организацией в Европе, работающей в сфере образования взрослых, прежде всего неформального образования, является Европейская Ассоциация образования взрослых (ЕАЕА). Это неправительственная организация, в которую входит 121 член из 43 стран, работающих в области образования взрослых. Основными функциями ЕАЕА являются:
- пропаганда политики непрерывного образования на европейском уровне;
- развитие практики в рамках проектов, публикаций и обучения;
- предоставление информации и услуг членам организации;
- международное сотрудничество с другими организациями в области образования взрослых.
ЕАЕА согласно Лиссабонской стратегии способствует включению социальных аспектов в образование, расширению участия взрослых в формальном и неформальном образовании, особенно групп, в настоящее время недостаточно в нем представленных. Целями образования может быть развитие компетенций для самореализации личности в сфере занятости и смежных областях в условиях социальных перемен, выработка активной гражданской позиции, учет гендерных различий для культурного и межкультурного понимания, обеспечения социальной интеграции и сплоченности.
Деятельность ЕАЕА направлена на:
- оказание общественной поддержки образованию взрослых и неправительственным организациям, работающим в этой области;
- поддержку своих членов и их сети;
- развитие и пропаганду представлений о характере и важности обучения взрослых, способах расширения его возможностей и улучшения его качества;
- способствование совместному обучению посредством обмена информацией, знаниями и опытом между ее членами;
- организацию информационных семинаров и мероприятий по повышению осведомленности о программах ЕС и развитии политики в области образования взрослых;
- издание информационных бюллетеней и отчетов;
- сотрудничество с другими организациями для достижения целей ЕАЕА.
Институт педагогического образования и образования взрослых РАО с 2011 года является членом Европейской Ассоциации образования взрослых.
Членство Института в Ассоциации связано с возможностью шире участвовать в сотрудничестве по образованию взрослых в Европе, пользоваться предоставляемыми Ассоциацией льготами, предлагать свой опыт и услуги для выработки политики в сфере образования взрослых, участвовать в реализации кон-
цепции Европейского гражданского общества по образованию на протяжении жизни, опираться на лучшую практику образования взрослых в европейский странах для развития образования взрослых в России, осуществлять стратегию развития российского образования взрослых с учетом продуктивных европейских тенденций объединения усилий для развития образования в стране и его интеграции в европейское образовательное пространство.
Важным преимуществом участия в Ассоциации является возможность получать консультативную помощь в сотрудничестве и поиске партнеров по проектам, совместное участие в проектах по образованию взрослых, распространение их результатов через Ассоциацию; участие в создании базы данных и пользование ею; поддержка открытых дискуссионных форумов по актуальным темам образования взрослых.
Деятельность ЕАЕА охватывает основные наиболее актуальные направления образования взрослых. Так, в настоящее время широко предпринимаются шаги в отношении образования пожилых людей. 2012 год стал Европейским годом активного долголетия и солидарности между поколениями. Согласно подсчетам, в 2060 году средний возраст в Европе достигнет 48 лет, а соотношение работающих людей и неработающих станет 1:1. При этом количество вовлеченных в образование взрослых пожилых людей в настоящее время невелико (примерно 4,5%]. Европейская Комиссия нацелена на снятие барьеров, препятствующих получению образования пожилыми людьми, в частности, путем создания новых адаптивных методик обучения. Также существенно овладение пожилыми людьми современными базовыми навыками
- в сфере информационно-коммуникационных технологий; в финансовой области; навыками, необходимыми для реализации своего гражданского участия.
В мае 2012 года в Вене состоялась конференция Европейской Ассоциации образования взрослых, посвященная образованию пожилых людей. В ее работе принял участие Институт педагогического образования и образования взрослых. В докладе члена исполнительной Комиссии ЕАЕА, известного ученого и практика в сфере образовании взрослых Герхарта Бисовски (Gerhart Bisovsky, Австрия] «Пожилые обучающиеся и образование
взрослых: ориентиры для успешных стратегий» отмечены общие положения, касающиеся неформального образования пожилых людей:
1. Пожилые люди имеют разные потребности в обучении. Обучение должно включать в себя широкий круг тем и предметов, отражающих разнообразие пожилых людей.
2. Пожилые люди уважаемы как важные члены общества, обладающие навыками и опытом, которыми они могут делиться с другими поколениями. Пожилые люди должны получать помощь и одновременно они способны вносить вклад в общество.
3. Обучение должно быть связано с каждодневной жизнью, быть стимулирующим и не угрожающим, доставлять удовольствие.
4. Обучение должно быть доступным с точки зрения места, стоимости, сроков и продолжительности; учитывать потребности людей с ограниченными возможностями.
5. Осознание понятия «пожилой обучающийся» существенно, при этом общепринятые стереотипы должны быть оспорены.
6. В качестве рекомендуемых институциональных изменений в докладе называются следующие:
- совершенствование средств и условий обучения;
- гибкие сроки курсов;
- возможности догнать, если обучающийся пропускает занятие;
- больше демократии в управлении услугами, меньше иерархии;
- андрагогическая подготовка педагогов.
Отмечается роль развития ключевых компетенций в образовании пожилых людей, необходимость создания образовательных, тренинговых и консалтинговых услуг по поддержке пожилых женщин и мужчин, чтобы они имели возможность жить полноценной и наполненной смыслами жизнью.
На конференции был представлен ряд проектов по образованию пожилых людей, осуществленных в последние годы в европейских странах. Так, в Великобритании Национальным институтом продолженного образования взрослых (NIACE) в 2009-2010 гг. реализован масштабный проект, направленный на развитие информального образования пожилых людей в таких организациях как пансионаты, дома дневного пребывания и т.д. Ассоциация Vida из Португалии в эти же годы осуществила проект «Paladin», цель которого
- «продвижение активного обучения и долголетия пожилых, находящихся в сложных условиях». Проект направлен на повышение готовности этой группы людей к самообразованию по таким направлениям, как трудоустройство или волонтерская деятельность; здоровье; финансы; гражданская деятельность; образование. В Сербии разработан и реализован проект «Пожилые люди в Сербии», в рамках которого предприняты усилия по изменению образа пожилых людей в обществе, созданию поддержки для обеспечения активного долголетия; мобилизации ресурсов пожилых людей для увеличения их вклада в общество; усиления межпоколенческого диалога и продвижения образования на протяжении жизни.
Ежегодно начиная с 2003 года ЕАЕА выбирает лучший проект года в сфере образования взрослых и отмечает его премией Грун-твига, датского педагога и философа XIX века, оказавшего существенное влияние на развитие образования взрослых как в Европе, так и во всем мире. Результаты проекта должны быть связаны с выработкой новых идей, новых партнерских отношений, новых методологий и нового понимания того, как можно эффективно работать в образовании взрослых. Премия вручается организации или участникам, которые представляют лучшее воплощение транснационального проекта в этой области.
В 2012 г. победителем премии Грунтвига среди европейских стран стал проект «Поток историй через границы, культуры и поколения». Он направлен на работу с женщинами, пожилыми людьми, школьниками, молодежью и способствует освоению ими навыков уверенного и эффективного общения в ходе выступления с рассказами своих историй на местных радиостанциях. Этот проект разработан и осуществлен командой из 9 европейских партнеров в 7 странах (Италия, Германия и др.], включая медийные сообщества практиков, специалистов в области образования взрослых и университетских исследователей. Он фокусируется на межпоколенче-ских аспектах и позволяет молодым и пожилым людям, которые живут рядом, но обычно редко общаются друг с другом, вступать в содержательный и увлекательный контакт, улучшить отношения между поколениями, совершенствовать целый ряд компетенций участников.
Особое значение в образовании взрослых в европейских странах придается реализации такого направления, как развитие активной гражданственности и социальное включение. В его рамках индивиды учатся развивать компетенции, необходимые для общения, взаимодействия, сотрудничества и межкуль-турного диалога - для участия в демократических процессах.
В документах ЕС постоянно отмечается важность обеспечения активного участия граждан и организаций гражданского общества в процессах принятия решений на всех уровнях, начиная с местного; подчеркивается, что участие в общественной жизни должно стать частью опыта каждого гражданина. Гражданское участие основано на правовом статусе граждан и включает в себя все аспекты жизни в демократическом обществе, касающиеся широкого спектра вопросов - образования, культуры, обеспечения устойчивого развития и других (см. интервью Дж. Эбнер, Ген. секретаря EAEA , Europost - [2]]. Признание важности развития гражданского участия отразилось в объявлении Еврокомиссией 2013 года «Европейским годом граждан».
В июне 2013 года в г. Лестере, Великобритания, состоялась конференция Европейской Ассоциации образования взрослых «2013 -Европейский Год граждан: вызовы и возможности для обучения взрослых». От Института педагогического образования и образования взрослых в ней приняла участие директор И. И. Соколова.
Конференция была посвящена изучению вклада образования взрослых в развитие активного гражданства и демократического участия; сравнению соответствующего опыта и подходов на местном, национальном и европейском уровнях; взаимодействию и выработке рекомендаций. Принимающей организацией стал Национальный институт продолженного образования взрослых Англии и Уэльса - The National Institute of Adult Continuing Education (NIACE).
На конференции обсужден ряд проектов, которые координирует ЕАЕА. Особо интересным представляется проект «Расширение прав и возможностей, диверсификация» (2011-2014 гг.], объединяющий 16 организаций из 14 стран. Его целью является развитие диверсификации в образовании взрослых для охвата маргинальных групп, в первую очередь мигрантов и этнических меньшинств,
что должно способствовать расширению прав обучающихся, повышению их возможностей стать активными гражданами [3].
Реализация проекта предполагает сбор и анализ примеров соответствующей успешной практики из разных стран Европы, направленной на решение таких вопросов как социальная интеграция и развитие активной гражданской позиции. Также предполагается:
- проанализировать стратегии охвата маргинальных групп и обеспечить этой информацией различные институты образования взрослых;
- содействовать диверсификации учреждений, занимающихся образованием взрослых и организации в них соответствующего обучения; проанализировать, как учет разнообразных мнений обучающихся может улучшить образование взрослых;
- разработать стратегии расширения прав обучающихся;
- способствовать вовлечению людей из различных маргинальных групп в образовательный процесс;
- улучшить методику преподавания в разнообразных целевых группах и опубликовать соответствующие методические рекомендации и руководства;
- улучшить менеджмент институтов образования взрослых через их диверсификацию и активное включение обучающихся в учебный процесс.
С одним из ключевых докладов конференции, посвященным популярному образованию, власти и демократии, выступил - Джим Кроуфер (Jim Crowther), координатор международной сети популярного образования, объединяющей ученых, занимающихся популярным образованием, автор ряда исследований в этой области (см. [4]).
Традиции популярного образования служат ориентирами развития образования взрослых далеко за пределами Скандинавии. Дж. Кроуфер отметил, что фундаментальными причинами его поддержки в Швеции является тот факт, что популярное образование:
- служит вкладом в укрепление демократического развития общества;
- помогает людям влиять на свою жизненную ситуацию и участвовать в социальном развитии;
- вносит вклад в выравнивание уровней образования людей;
- поднимает уровень образования и культурную осведомленность;
- развивает интересы к участию в культурной жизни.
В докладе раскрыты современные подходы к целям, содержанию, организации популярного образования как в Швеции, так и других странах.
Доклад конференции «Возможности, гражданское участие и образование взрослых» был сделан известным ученым и практиком в области образования взрослых (NIACE, Великобритания] Бобом Фрайером (R. H. Fryer [5].
Докладчик раскрыл суть интерпретации гражданство (ritizenship] в XXI веке; проанализировал возможности гражданского участия и самоидентификации как базы для выработки принципов образования на протяжении жизни:
- фокус на интересах, нуждах и приоритетах обучающихся;
- начало обучения с собственного опыта людей и их «определения ситуации»;
- образование действительно на всем протяжении и всей широте жизни (life-long, life-wide];
- охват всех моделей и форм образования, включая формальное, неформальное, инфор-мальное и «случайное» (incidental];
- развитие умений обучающихся в независимом и критическом мышлении;
- связь обучения с действием;
- связь обучения с возможностями и перспективами увеличивающейся автономии слушателей и граждан;
- основа обучения на принципах и практике равенства и социальной справедливости;
- вовлечение обучающихся в гражданское участие и демократию через инклюзивные и демократические методы;
- возможность дискурсивного учета признания различий обучающихся;
- обеспечение всех взрослых правом ежегодного образования на протяжении всей их жизни;
- обеспечение общественных инвестиций через муниципалитеты и другие местные образования для выстраивания и поддержки образования на протяжении жизни как основы гражданского участия;
- цели социального улучшения, усиления гражданского участия и самоидентификации не могут быть достигнуты развитием образования только отдельных людей.
Активная гражданская позиция и транснациональная солидарность стали темой пре-
мии Grundtvig 2013 - образование взрослых как средство против национализма, шовинизма и ксенофобии. Жюри Европейской Ассоциации образования взрослых выбрало победителем проект FILM-IN. Его цель - использование фильмов как инновационных инструментов социальной интеграции, средство укрепления культурного сознания и выражения. В проекте осуществляется развитие творчества обучающихся через написание сценария, создание фильма, а также путем повышения мотивации обучающихся к изучению киноискусства.
Институт педагогического образования и образования взрослых РАО будучи базовой организацией МПА СНГ по вопросам образования взрослых, благодаря международному сотрудничеству, членству в Европейской Ассоциации образования взрослых имеет прямой доступ к материалам международных организаций, работающих в области образования взрослых, участвует в международных конференциях по образованию взрослых, представляет результаты научных исследований, обобщает опыт работы европейских стран в области образования взрослых. Институт представляет образование взрослых в России и странах СНГ на европейском уровне.
Литература
1. Gruber, Sigi. «Lebenslanges» Lernen - Ein Muss fur die Zukunft. In: Soll und Haben - eine Bildungbilanz. Wien, 2001. S. 18-20.
2. [Электронный ресурс]. - URL : http://www.europost.bg/arti-cle?id=4246/
3. [Электронный ресурс]. - URL : http://www.eaea.org/index. php?k=4821&projekti_id=3403/
4. Crowther J. Reflections on popular education in the UK and Sweden: Changes in the state, public sphere and civil society. In Laginder A.-M., Nordvall H., Crowther J. (eds.), Popular Education, Power and Democracy. England and Wales: NIACE, 20l3. - 343 pp.
5. Fryer, R. H. Promises of freedom. Citizenship, belonging and lifelong learning. Leicester: NIACE, 2010. 288 pp.