Научная статья на тему 'Евроатлантическая активность в Индо-Тихоокеанском регионе в контексте СВО: угрозы для Китая'

Евроатлантическая активность в Индо-Тихоокеанском регионе в контексте СВО: угрозы для Китая Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТР / АТР / НАТО / китайско-американские отношения / СВО / сдерживание / риски / стратегия / Asia-Pacific / NATO / Sino-American relations / CBO / deterrence / risks / strategy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чжу Фэнтин

Статья посвящена исследованию влияния стратегического взаимодействия США и НАТО на Индо-Тихоокеанский регион в условиях обострения геополитической конкуренции с Китаем и России, в том числе в контексте специальной военной операции на Украине. Рассматриваются причины и последствия расширения НАТО в этом направлении, а также реализация Индо-Тихоокеанской стратегии США. Проведен анализ концептов «Индо-Тихоокеанский регион» и «Азиатско-тихоокеанский регион». Особое внимание уделено роли конфликта между Россией и Украиной как катализатора для усиления взаимодействия западных союзников с азиатскими странами и сдерживания Китая. Исследование акцентирует внимание на последствиях для Китая, включая вызовы его территориальной целостности, экономической и политической стабильности. Автор опирается на работы ведущих теоретиков международных отношений, таких как Джон Миршаймер и Збигнев Бжезинский, и на анализ стратегических документов США. В качестве эмпирической базы использованы официальные стратегии и заявления США и НАТО, а также данные о международных альянсах и учениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Euro-Atlantic Activity in the Indo-Pacific Region in the Context of Its Security: Threats to China

The article is devoted to the study of the impact of the strategic interaction between the United States and NATO on the Indo-Pacific region in the context of intensifying geopolitical competition with China and Russia. It examines the reasons and consequences of NATO’s expansion in this region, as well as the implementation of the U.S. Indo-Pacific strategy. Particular attention is paid to the role of the conflict between Russia and Ukraine as a catalyst for strengthening cooperation between Western allies and Asian countries in deterring China. The study fo cuses on the implications for China, including challenges to its territorial integrity, economic and political stability. The aim of the article is to analyze the U.S. and NATO strategy in the Indo-Pacific region, its impact on the regional order and China’s interests, as well as to identify the geopolitical consequences of this strategy for international relations. The objectives of the research include: studying the historical prerequisites for NATO’s involvement in the regional politics of Asia, identifying the key aspects of the U.S. Indo-Pacific strategy, analyzing the impact of the Russia-Ukraine conflict on the implementation of the American strategy in Asia, identifying challenges for China in the context of in creased U.S. and NATO presence in the region, evaluating China’s countermeasures, and assessing the prospects for regional cooperation. The article employs methods of systemic analysis and a historical-political approach. The research draws on the works of leading international relations theorists such as John Mearsheimer and Zbigniew Brzezinski, as well as an analysis of U.S. strategic documents. The comparative analysis method is used to examine interactions between the United States, NATO, and their Asian partners. The empirical base includes official U.S. and NATO strategies and statements, as well as data on international alliances and exercises.

Текст научной работы на тему «Евроатлантическая активность в Индо-Тихоокеанском регионе в контексте СВО: угрозы для Китая»

Общество: политика, экономика, право. 2025. № 1. С. 75-81 Society: Politics, Economics, Law. 2025. No. 1. P. 75-81

Научная статья УДК 327.8

https://doi.org/10.24158/pep.2025.1.9

Евроатлантическая активность в Индо-Тихоокеанском регионе в контексте СВО: угрозы для Китая

Чжу Фэнтин

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]

Аннотация. Статья посвящена исследованию влияния стратегического взаимодействия США и НАТО на Индо-Тихоокеанский регион в условиях обострения геополитической конкуренции с Китаем и России, в том числе в контексте специальной военной операции на Украине. Рассматриваются причины и последствия расширения НАТО в этом направлении, а также реализация Индо-Тихоокеанской стратегии США. Проведен анализ концептов «Индо-Тихоокеанский регион» и «Азиатско-тихоокеанский регион». Особое внимание уделено роли конфликта между Россией и Украиной как катализатора для усиления взаимодействия западных союзников с азиатскими странами и сдерживания Китая. Исследование акцентирует внимание на последствиях для Китая, включая вызовы его территориальной целостности, экономической и политической стабильности. Автор опирается на работы ведущих теоретиков международных отношений, таких как Джон Миршаймер и Збигнев Бже-зинский, и на анализ стратегических документов США. В качестве эмпирической базы использованы официальные стратегии и заявления США и НАТО, а также данные о международных альянсах и учениях.

Ключевые слова: ИТР, АТР, НАТО, китайско-американские отношения, СВО, сдерживание, риски, стратегия

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Чжу Фэнтин. Евроатлантическая активность в Индо-Тихоокеанском регионе в контексте СВО: угрозы для Китая // Общество: политика, экономика, право. 2025. № 1. С. 75-81. https://doi.org/10.24158/pep.2025.1.9.

Original article

Euro-Atlantic Activity in the Indo-Pacific Region in the Context of Its Security: Threats to China

Zhu Fengting

St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, [email protected]

Abstract. The article is devoted to the study of the impact of the strategic interaction between the United States and NATO on the Indo-Pacific region in the context of intensifying geopolitical competition with China and Russia. It examines the reasons and consequences of NATO's expansion in this region, as well as the implementation of the U.S. Indo-Pacific strategy. Particular attention is paid to the role of the conflict between Russia and Ukraine as a catalyst for strengthening cooperation between Western allies and Asian countries in deterring China. The study focuses on the implications for China, including challenges to its territorial integrity, economic and political stability. The aim of the article is to analyze the U.S. and NATO strategy in the Indo-Pacific region, its impact on the regional order and China's interests, as well as to identify the geopolitical consequences of this strategy for international relations. The objectives of the research include: studying the historical prerequisites for NATO's involvement in the regional politics of Asia, identifying the key aspects of the U.S. Indo-Pacific strategy, analyzing the impact of the Russia-Ukraine conflict on the implementation of the American strategy in Asia, identifying challenges for China in the context of increased U.S. and NATO presence in the region, evaluating China's countermeasures, and assessing the prospects for regional cooperation. The article employs methods of systemic analysis and a historical-political approach. The research draws on the works of leading international relations theorists such as John Mearsheimer and Zbigniew Brzezinski, as well as an analysis of U.S. strategic documents. The comparative analysis method is used to examine interactions between the United States, NATO, and their Asian partners. The empirical base includes official U.S. and NATO strategies and statements, as well as data on international alliances and exercises.

Keywords: Asia-Pacific, NATO, Sino-American relations, CBO, deterrence, risks, strategy Funding: Independent work.

For citation: Zhu Fengting. (2025) Euro-Atlantic Activity in the Indo-Pacific Region in the Context of Its Security: Threats to China. Society: Politics, Economics, Law. (1), 75-81. Available from: doi:10.24158/pep.2025.1.9 (In Russian).

© Чжу Фэнтин, 2025

Введение. Отношения между Китаем, США и Россией оказывают значительное влияние на региональное развитие и мировой порядок. В конце XX в. США начали опасаться, что дальнейшее развитие Китая может угрожать их интересам. С целью сдерживания этого процесса Америка стремилась вовлечь НАТО в решение вопросов, касающихся политического взаимодействия и безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе. До начала конфликта между Россией и Украиной усилиями США уже была сформирована «теория китайской угрозы» для оправдания вмешательства во внутренние дела азиатских государств.

После начала специальной военной операции на Украине Соединенные Штаты стали рассматривать Россию как крупнейшую угрозу безопасности в Европе, а Китай - как главный вызов своему влиянию в Индо-Тихоокеанском регионе. Это дало им повод для более активного включения в дела Евразии и Индо-Тихоокеанского региона и для укрепления сотрудничества с НАТО. США и другие члены альянса усилили свои связи с Индо-Тихоокеанским регионом, организуя многосторонние механизмы взаимодействия и инициировав совместные военные учения. Эти действия способствовали продвижению интересов США и НАТО, формированию необходимого им регионального порядка и поддержанию своей гегемонии, что в свою очередь способствует сдерживанию развития Китая и мешает росту его влияния в регионе.

Целью статьи является анализ стратегии США и НАТО в Индо-Тихоокеанском регионе, её влияния на региональный порядок и интересы Китая, а также выявление геополитических последствий реализации этой стратегии для международных отношений.

Задачами исследования являются следующие:

- провести анализ концептов «Индо-Тихоокеанский регион» (ИТР) и «Азиатско-Тихоокеанский регион» (АТР);

- рассмотреть специальную военную операцию (СВО) России на Украине как катализатор геополитической активности США и НАТО в Индо-Тихоокеанском регионе;

- обнаружить и проанализировать потенциальные и реальные угрозы для Китая в складывающейся обстановке в условиях усиления присутствия США и НАТО в регионе;

- сформулировать заключительные выводы.

В статье использованы методы системного анализа и историко-политического подхода. Метод сравнительного анализа применён для изучения взаимодействия между США, НАТО и их азиатскими партнёрами.

Анализ концептов «Индо-Тихоокеанский регион» и «Азиатско-Тихоокеанский регион». При анализе термина «Индо-Тихоокеанский регион» важно понимать его отличие от Азиатско-Тихоокеанского региона. Концепция единого Индо-Тихоокеанского пространства берет начало в американской внешней политике начала XX в., когда госсекретарь Джон Хэй выдвинул идею «трех океанов» (Lukash, Tykhonenko, 2024). Позднее она развилась в концепцию «тихоокеанского века» при Р. Рейгане и Б. Клинтоне (Wallis et al., 2020).

Исследователь Б. Бьюзан отмечает необходимость определения факторов объединения этого пространства в целостную систему (Buzan, 2013). В 1970-х гг. США начали институциона-лизацию идеи Тихоокеанского сообщества на государственном уровне1. К концу XX в. акцент сместился на экономическую интеграцию, что воплотилось в создании АТЭС, где участвуют не государства, а «экономики»2.

Созданный в 1989 г. форум АТЭС объединил 12 государств Тихоокеанского бассейна, стремясь стимулировать экономический рост через «открытый регионализм». Однако к середине 1990-х гг. проявились разногласия между участниками: США фокусировались на торговой либерализации, тогда как другие страны видели перед собой более широкие цели, что отразилось в ироничном замечании главы МИД Австралии об «АТЭС как аббревиатуре в поисках смысла» (Bisley, 2012).

Неэффективность АТЭС в реализации экономической повестки привела к провалу формирования региональной общности, что отмечал исследователь А. Дирлик (Dirlik, 2021). К 2010 г. Вашингтон признал ограниченность потенциала организации, что совпало с появлением новой концепции ИТР3. Этот переход отразил растущую обеспокоенность западных держав снижением их глобального влияния.

1 USHR. U.S. House of Representatives [Электронный ресурс] // GPO. URL: https://www.govinfo.gov/con-tent/pkg/GPO-CRECB-1979-pt17/pdf/GPO-CRECB-1979-pt17-1 -2. pdf (дата обращения: 25.12.2024).

2 1996. APEC-Economic-Outlook [Электронный ресурс] // APEC. URL: https://www.apec.org/docs/default-source/Publications/1996/12/1996-APEC-Economic-Outlook/96_ec_outlook.pdf (дата обращения: 25.12.2024).

3 Medcalf R. Many Players, Many Layers: The Indo-Pacific Long Game (SWP Working Papers, Research Division Asia, Session 1) [Электронный ресурс] // Stiftung Wissenschaft und Politik. URL: https://www.swp-berlin.org/publications/products/projekt_papiere/BCAS_2019_Medcalf_Indo-Pacific_Long_Game.pdf (дата обращения: 25.12.2024).

Общество: политика, экономика, право. 2025. № 1. С. 75-81 Society: Politics, Economics, Law. 2025. No. 1. P. 75-81

Термин «Индо-Тихоокеанский регион» активно вошел в политический дискурс в XXI в. как альтернатива концепции АТР. Его эволюция включает следующие этапы:

- 2005: первое академическое упоминание в контексте австралийско-южноазиатских отношений (Khurana, 2007);

- 2007: развитие в сфере безопасности и выход на политический уровень (Стрельцов, 2018);

- 2010: признание концепции американской дипломатией1;

- 2013: включение в стратегические документы2.

Как и АТР, концепция ИТР столкнулась с проблемой определения границ. Существуют различные трактовки:

- академическая: АСЕАН+3, Австралия, Новая Зеландия, Индия;

- военно-стратегическая: морское пространство Индийского и западного Тихого океанов;

- японская: весь Тихоокеанский бассейн;

- американская: Юго-Восточная Азия и Тихий океан;

- австралийская: от восточного Индийского до Тихого океана.

Концепция ИТР, как и АТР, характеризуется нечеткостью географических границ. Американский подход 2017 г. ограничивает регион пространством от западной Индии до западного побережья США, тогда как индийская версия включает территорию от восточной Африки до западных берегов Америки, что позволяет рассматривать ИТР как «ментальную карту».

Наблюдается конкуренция за лидерство в этом пространстве между АТЭС и АСЕАН с особой активностью Индонезии (Anwar, 2020). Концепция ИТР возникла как ответ на рост влияния Китая и Индии, при этом маргинализировался первый и выдвигалась на первый план вторая3.

Процесс замещения термина АТР концепцией ИТР неоднозначен, что демонстрирует пример Австралии, использующей оба словосочетания в официальных документах4. Остается открытым вопрос о формировании реального «стержневого» региона с конкретными фокусными точками взаимодействия в сферах безопасности, экономики и социальной области.

В 1997 г. Збигнев Бжезинский в «Большой шахматной доске» подчеркнул решающее значение контроля над Евразией для глобального лидерства США, отметив её как ключевое поле битвы для сохранения американского господства (Бжезинский, 2024).

Восточная Азия поддерживала стабильность через баланс сил между Китаем как сухопутной державой и США - как морской. Однако в XXI в. этот баланс начал меняться с появлением у Китая флота. Джон Миршаймер утверждал, что конфликт между Вашингтоном и Пекином неизбежен, и даже демократизация Китая не предотвратит его стремление к региональной гегемонии (Mearsheimer, 2021).

Реалистическая политика США направлена на устранение угроз своему лидерству. В 2017 г. администрация Д. Трампа представила концепцию «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона»5, которая была включена в Национальную стратегию безопасности США6.

СВО как катализатор геополитической активности США и НАТО в Индо-Тихоокеан-ском регионе. В феврале 2022 г. администрация Дж. Байдена представила обновленную версию Индо-Тихоокеанской стратегии США, где сам регион был охарактеризован как стратегически важный для будущего. В этом документе подчёркивалось, что он является ключевым для глобальной экономики и безопасности и что США рассматривают себя как ключевую державу в этом регионе7.

Вслед за началом специальной военной операции на Украине США ускорили реализацию своей Индо-Тихоокеанской стратегии, представляя Россию как главную угрозу в Европе, а Китай -в Азии. В октябре 2022 г. в новой Национальной стратегии безопасности США обе страны были

1 America's Engagement in the Asia-Pacific [Электронный ресурс] // U.S. Department of State. URL: https://2009-2017.state.gov/secretary/20092013clinton/rm/2010/10/150141. htm (дата обращения: 25.12.2024).

2 Defence White Paper [Электронный ресурс] // Government of Australia. Department of Defence. URL: https://www.defence.gov.au/Whitepaper/Docs/2016-Defence-White-Paper.pdf (дата обращения: 25.12.2024).

3 The Indo-Pacific'Concept: Retrospect and Prospect [Электронный ресурс] // National Maritime Foundation (NMF). URL: https://maritimeindia.org/View%20Profile/636215922419657386.pdf (дата обращения: 25.12.2024).

4 Munich Security Report 2020: Westlessness. Munich Security Conference. [Электронный ресурс] // MSC. URL: https://securityconference.org/en/publications/munich-security-report-2020/ (дата обращения: 25.12.2024).

5 Remarks by President Trump at APEC CEO Summit [Электронный ресурс] // The White House. 2017. URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-apec-ceo-summit-da-nang-vietnam/ (дата обращения: 25.12.2024).

6 National Security Strategy of the United States of America [Электронный ресурс] // Ibid. URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (дата обращения: 25.12.2024).

7 Indo-Pacific Strategy of the United States [Электронный ресурс] // Ibid. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pacific-Strategy.pdf (дата обращения: 17.12.2024).

названы двумя главными стратегическими конкурентами Америки, при этом Россия несла в себе немедленную угрозу, а Китай представлял долгосрочную стратегическую проблему для США.

Белый дом начал активно развивать сотрудничество с ключевыми странами региона, такими как Индия, Южная Корея, Япония и Австралия. Эти дипломатические усилия были направлены на укрепление союзов и противодействие китайскому влиянию.

США также начали более активно использовать существующие альянсы, такие как «Пять глаз» - группа стран (США, Канада, Великобритания, Австралия и Новая Зеландия), которая изначально была создана для обмена разведывательной информацией, но со временем расширила свою деятельность (Friedberg, 2020) и всё больше фокусируется на китайских вызовах, включая вопросы кибербезопасности и высоких технологий.

Другой важной структурой стал Четырёхсторонний диалог по безопасности (QUAD), в который входят США, Япония, Индия и Австралия. Этот механизм был создан ещё в 2007 г., но активно начал функционировать в последние годы на фоне обострения китайско-американских торговых и геополитических отношений. В 2021 г. QUAD повысил свой статус до уровня встречи глав государств, что подчеркивает важность этого формата для США в их стремлении сдерживать Китай в регионе.

Следует сказать и о том, что Индия играет важную роль в реализации Индо-Тихоокеанской стратегии США. С 2016 г. она подписала несколько соглашений о безопасности с Америкой, которые усиливают военные связи обеих стран. В 2018 г. была достигнута договоренность о совместимости коммуникационных систем, а в 2020 г. - о сотрудничестве в области военной логистики. Индия также всё активнее взаимодействует с США в рамках инициативы «Индо-Тихооке-анская стратегия».

Начало специальной военной операции на Украине стало толчком для усиления сотрудничества НАТО с азиатскими странами. Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия активно поддерживают санкции против России и оказывают помощь Украине, что также усиливает их позиции в региональных альянсах, направленных на сдерживание Китая1.

Россия оказалась ослаблена экономическими санкциями, наложенными западными странами, что сделало её более зависимой от Китая. Это укрепило сотрудничество между Москвой и Пекином, что вызывает беспокойство у США и их союзников. В то же время оно помогает Китаю ослабить давление со стороны западных санкций.

США и их союзники по НАТО используют российско-украинский конфликт, чтобы усилить своё присутствие в Индо-Тихоокеанском регионе и укрепить связи с азиатскими странами. Это становится частью их более широкой стратегии по сдерживанию Китая. Конфликт на Украине позволил странам НАТО более активно обсуждать сотрудничество с азиатскими партнёрами. На саммите НАТО в Мадриде в июне 2022 г. были подчёркнуты взаимосвязи между событиями в Европе и в Индо-Тихоокеанском регионе2. В итоговой декларации Мадридского саммита было отмечено, что влияние Китая на глобальную безопасность становится всё более ощутимым и что страны НАТО должны усиливать своё взаимодействие с партнёрами в Индо-Тихоокеанском регионе. Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия приняли участие в этом саммите в качестве партнёров НАТО3.

Кроме того, в рамках усиления своего присутствия в регионе, НАТО активизировало военные учения в Индо-Тихоокеанском регионе. В июне 2023 г. были проведены «Air Defender 2023», которые охватили европейскую часть Северной Атлантики, Балтийское море и Черноморский ре-гион4. Эти учения предполагали участие в них стран, не входящих в блок НАТО, таких как Япония, что подчёркивает стремление альянса к укреплению своих связей с азиатскими партнёрами.

Потенциальные и реальные угрозы для Китая в складывающейся обстановке в условиях усиления присутствия США и НАТО в регионе. Всё большее вовлечение НАТО в дела Индо-Тихоокеанского региона оказывает давление на Китай, который сталкивается с увеличением военной активности и усилением политического сотрудничества между странами региона и Западом. Это сдерживает способность Китая защищать свои интересы и усиливать своё влияние в регионе. В частности, это касается вопросов Тайваня, Южно-Китайского моря и других

1 Simón L. NATO's China and Indo-Pacific Conundrum [Электронный ресурс] // NATO. 2023. URL: https://www.nato.int/docu/review/articles/2023/11/22/natos-china-and-indo-pacific-conundrum/index.html (дата обращения: 17.12.2024).

2 NATO 2022 Strategic Concept [Электронный ресурс] // Ibid. URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/as-sets/pdf/2022/6/pdf/290622-strategic-concept.pdf (дата обращения: 17.12.2024).

3 A Free and Open Indo-Pacific: Advancing a Shared Vision [Электронный ресурс] // Department of State of the United States of America. URL: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2019/11/Free-and-0pen-Indo-Pacific-4Nov2019.pdf (дата обращения: 17.12.2024).

4 В Германии проходят крупнейшие в истории учения ВВС стран НАТО [Электронный ресурс] // NATO. URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_215611.htm (дата обращения: 17.12.2024).

- 7s -

Общество: политика, экономика, право. 2025. № 1. С. 75-81. Society: Politics, Economics, Law. 2025. No. 1. P. 75-81.

спорных регионов, где Китай стремится утвердить свои позиции, несмотря на усиливающееся сопротивление со стороны США и их союзников1.

Кроме того, Соединённые Штаты и их партнёры активно используют экономические, дипломатические и военные рычаги для усиления давления на Китай, что усложняет для Пекина реализацию своей стратегии по укреплению регионального лидерства. В рамках этих мер страны НАТО и их союзники заключают различные соглашения о безопасности и наращивают своё присутствие в регионе. Китай видит в этих действиях попытку сдерживания и ограничения его возможностей для дальнейшего экономического и политического роста.

Для Китая Индо-Тихоокеанская стратегия США представляет угрозу его планам на укрепление лидерства в регионе, что приводит к усилению напряжённости на мировой арене2. В ответ Китай стремится усилить свои союзы с Россией и другими государствами, чтобы противостоять западному давлению и сохранить своё влияние. Пекин активно укрепляет экономические и военные связи с Москвой, что создаёт новые геополитические вызовы для западных стран. Эти действия направлены на формирование альтернативных международных союзов, способных конкурировать с западными блоками.

США продолжают использовать различные многосторонние механизмы и альянсы, такие как Четырёхсторонний диалог по безопасности (QUAD), а также укрепляют сотрудничество с Японией, Австралией и Южной Кореей. Эти меры направлены на создание системы сдерживания Китая и поддержание лидирующей позиции США в Азии. QUAD, в который входят США, Япония, Индия и Австралия, рассматривается Пекином как попытка создания своего рода «азиатского НАТО», способного ограничить китайское влияние в регионе.

Тайваньский вопрос остаётся одной из наиболее чувствительных тем для Китая, так как США и их союзники активно поддерживают власти острова, оказывая им политическую, экономическую и военную помощь. Это создаёт угрозу для китайских интересов в регионе и усложняет задачу по восстановлению полной территориальной целостности Китая3. Поддержка Тайваня со стороны Запада включает в себя поставки современного вооружения и дипломатические визиты высокопоставленных лиц, что вызывает резкое недовольство Пекина и усиливает напряжённость в регионе.

В Южно-Китайском море Китай также сталкивается с серьёзным сопротивлением со стороны США и их союзников, которые не подтверждают территориальные претензии Китая и проводят учения в спорных водах. Китай считает Южно-Китайское море стратегически важным регионом для обеспечения безопасности своих торговых путей и укрепления влияния в Юго-Восточной Азии. Однако западные страны, в первую очередь - сШа, стремятся обеспечить свободу судоходства и предотвратить доминирование Китая в этом регионе. Для этого проводятся регулярные военные учения, что вызывает дополнительное напряжение между государствами и создает риск возникновения конфликтов4.

С другой стороны, Китай стремится укреплять свои позиции на мировой арене через экономическое сотрудничество и региональные интеграционные процессы. Например, он активно продвигает инициативу «Пояс и путь», которая направлена на создание инфраструктурных связей между странами Азии, Европы и Африки. Это позволяет Пекину устанавливать тесные экономические связи с различными странами и усиливать своё экономическое присутствие на глобальной арене. Инициатива «Пояс и путь» стала ключевым элементом китайской стратегии по укреплению экономического влияния, предлагая странам-партнёрам значительные инвестиции и доступ к китайскому рынку.

Кроме того, Пекин углубляет свои отношения с Москвой, что помогает обеим странам противостоять санкциям Запада и противодействовать влиянию США и их союзников. Китайско-российское сотрудничество в области экономики, энергетики и обороны значительно укрепилось в последние годы, что вызывает обеспокоенность у западных стран. Взаимодействие в энергетической сфере, в частности, включает в себя строительство трубопроводов и заключение долго-

1 Jennings R. Why Western Countries Back Taiwan Despite Their Pro-China Policies [Электронный ресурс] // Chinanews.net. URL: https://www.chinanews.net/news/271723953/why-western-countries-back-taiwan-despite-their-pro-china-policies (дата обращения: 17.12.2024).

2 Глобальное усиление военно-политической мощи Китая [Электронный ресурс] // Завтра. URL: https://zavtra.ru/blogs/global_noe_usilenie_voennopoliticheskoj_moshi_kitaya (дата обращения: 17.12.2024).

3 "ШЬ^^В^ЖШ^! = США и НАТО выстраивают стратегию, Япония и Южная Корея на передовой! Интенсивное сотрудничество в распространении дезинформации и непрерывные совместные учения [Электронный ресурс] // Secrss.com. URL: https://www.secrss.com/articles/58358 (дата обращения: 17.12.2024).

4 Mahnken Th.G. A Maritime Strategy to Deal with China [Электронный ресурс] // U.S. Naval Institute. 2022. URL: https://www.usni.org/magazines/proceedings/2022/february/maritime-strategy-deal-china (дата обращения: 17.12.2024).

срочных контрактов на поставку газа и нефти, что способствует диверсификации источников энергоресурсов и снижению зависимости обеих стран от западных рынков1.

Китай также пытается укреплять своё влияние в международных организациях, таких как БРИКС и ШОС, что позволяет ему формировать альтернативные механизмы международного сотрудничества. Эти организации становятся важной платформой для продвижения китайских интересов и создания противовеса западному влиянию. Пекин стремится показать, что его модель развития и международного сотрудничества может быть привлекательной альтернативой для развивающихся стран, особенно в условиях растущей поляризации в мировой политике.

Таким образом, вовлечение НАТО и США в дела Индо-Тихоокеанского региона оказывает серьёзное давление на Китай, вынуждая его адаптировать свою внешнюю политику и укреплять союзнические связи. С одной стороны, Поднебесная сталкивается с серьёзными вызовами в вопросах территориальной целостности и контроля над ключевыми морскими путями. С другой - Пекин продолжает продвигать свои инициативы по экономическому сотрудничеству и укреплению альтернативных союзов, что позволяет ему сохранять влияние и противостоять западному давлению.

Заключение. В ходе исследования выявлена существенная разница между концептами «Индо-Тихоокеанский регион» (ИТР) и «Азиатско-Тихоокеанский регион» (АТР). Если АТР сформировался как экономическое пространство (что отражено в создании АТЭС), то ИТР является более политизированным понятием, возникшим как ответ на рост влияния в мире Китая и Индии.

Американская стратегия в Индо-Тихоокеанском регионе, а также усилия по вовлечению НАТО в ее реализацию ориентированы на сдерживание Китая и укрепление глобального лидерства США. В условиях возрастания стратегической конкуренции, особенно с ростом военной и экономической мощи Китая, США стремятся зафиксировать своё присутствие в Азии и усилить многосторонние альянсы, направленные на противодействие растущей китайской угрозе. Конфликт между Россией и Украиной ускорил эти процессы, предоставив США и их союзникам возможность расширить своё влияние, что позволило им значительно укрепить позиции на международной арене, в том числе в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Для Китая расширение американского присутствия создаёт серьёзные вызовы, затрагивающие как защиту национальных интересов, так и сохранение стратегической стабильности в регионе. В ответ на них Китай усиливает дипломатические и экономические связи с Россией и другими стратегическими партнёрами, чтобы противостоять давлению Запада. Предпринимаемые меры включают укрепление военных альянсов и развитие торговли с соседними странами, что позволяет Китаю сохранить свои позиции и влияние в ключевых международных и региональных организациях.

Однако действия США и НАТО, направленные на усиление присутствия в Индо-Тихооке-анском регионе, продолжают представлять угрозу для китайских интересов. Предпринимаемые альянсом шаги создают дополнительные риски для стабильности в регионе, усиливая конкуренцию и открывая новые перспективы для эскалации напряжённости, что может привести к непредсказуемым последствиям в глобальной геополитической ситуации.

Список источников:

Бжезинский З. Великая шахматная доска: Американское первенство и его геостратегические императивы. М., 2024. 256 с.

Anwar D. Indonesia and the ASEAN Outlook on the Indo-Pacific // International Affairs. 2020. Vol. 96, iss. 1. P. 111-129. https://doi.org/10.1093/ia/iiz223.

Bisley N. APEC: Asia-Pacific Economic Cooperation // Routledge Handbook of Asian Regionalism. L., 2012. P. 363-376. https://doi.org/10.4324/9780203803608.ch28.

Buzan B. The Asia-Pacific: What Sort of Region in What Sort of World? // Asia-Pacific in the New World Order. L., 2013. P. 68-86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dirlik A. Introducing the Pacific // What is in A Rim? L., 2021. P. 3-11. https://doi.org/10.4324/9780429267611-2.

Friedberg A.L. An Answer to Aggression: How to Push Back Against Beijing // Foreign Affairs. 2020. Vol. 99, iss. 5. P. 150-164.

Khurana G.S. Security of Sea Lines: Prospects for India-Japan Cooperation // Strategic Analysis. 2007. Vol. 31, iss. 1. P. 139153. https://doi.org/10.1080/09700160701355485.

Lukash O., Tykhonenko I. The Concept of the Indo-Pacific Region: Role and Significance of India // Acta de Historia & Politica: Saeculum XXI. 2024. № 8. P. 121-132. https://doi.org/10.26693/ahpsxxi2024.08.121.

Mearsheimer J.J. The Inevitable Rivalry: America, China, and the Tragedy of Great-Power Politics // Foreign Affairs. 2021. Vol. 100, iss. 6. P. 48-58.

Wallis J., Chinoy S.R., Sambhi N., Reeves J. A Free and Open Indo-Pacific: Strengths, Weaknesses, and Opportunities for Engagement // Asia Policy. 2020. Vol. 15, iss. 4. P. 1-6. https://doi.org/10.1353/asp.2020.0051.

References:

Anwar, D. (2020) Indonesia and the ASEAN Outlook on the Indo-Pacific. International Affairs. 96 (1), 111-129. Available from: doi:10.1093/ia/iiz22310.1093/ia/iiz223.

1 Россия и Китай стоят на пороге нового этапа сотрудничества [Электронный ресурс] // Восточный экономический форум. URL: https://forumvostok.ru/news/rossija-i-kitaj-stojat-na-poroge-novogo-etapa-sotrudnichestva/ (дата обращения: 17.12.2024).

Общество: политика, экономика, право. 2025. № 1. С. 75-81. Society: Politics, Economics, Law. 2025. No. 1. P. 75-81.

Bisley, N. A(2012) PEC: Asia-Pacific Economic Cooperation. In: Routledge Handbook of Asian Regionalism. London, рр. 363376. Available from: doi:10.4324/9780203803608.ch28.

Buzan, B. (2013) The Asia-Pacific: What Sort of Region in What Sort of World? In: Asia-Pacific in the New World Order. London, рр. 68-86.

Bzhezinskii, Z. (2024) Velikaya shakhmatnaya doska: Amerikanskoe pervenstvo i ego geostrategicheskie imperativy [The Great Chessboard: American Primacy and its Geostrategic Imperatives]. Moscow. 256 р. (In Russian)

Dirlik, A. (2021) Introducing the Pacific. In: What is in A Rim? London, рр. 3-11. Available from: doi:10.4324/9780429267611-2. Friedberg, A. L. (2020) An Answer to Aggression: How to Push Back Against Beijing. Foreign Affairs. 99 (5), 150-164. Khurana, G. S. (2007) Security of Sea Lines: Prospects for India-Japan Cooperation. Strategic Analysis. 31 (1), 139-153. Available from: doi:10.1080/09700160701355485.

Lukash, O. & Tykhonenko, I. (2024) The Concept of the Indo-Pacific Region: Role and Significance of India. Acta de Historia & Political Saeculum XXI. (8), 121 -132. Available from: doi:10.26693/ahpsxxi2024.08.121.

Mearsheimer, J. J. (2021) The Inevitable Rivalry: America, China, and the Tragedy of Great-Power Politics. Foreign Affairs. 100 (6), 48-58.

Wallis, J., Chinoy, S. R., Sambhi, N., Reeves, J. (2020) A Free and Open Indo-Pacific: Strengths, Weaknesses, and Opportunities for Engagement. Asia Policy. 15 (4), 1-6. Available from: doi:10.1353/asp.2020.0051.

Информация об авторе Чжу Фэнтин - аспирант Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия.

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author Zhu Fengting - PhD student, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia.

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 16.12.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 13.01.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 21.01.2025.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.