ЧЕЛОВЕК
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
3
Вестник Челябинского государственного университета. 2021. № 8 (454). Философские науки. Вып. 61. С. 75— 79.
УДК 101.8 ББК 87.52
DOI 10.47475/1994-2796-2021-10811
Эвристический потенциал формационного подхода к социальному развитию
А. Б. Невелев, А. Я. Камалетдинова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия Исследование современных тенденций развития общества делает актуальным формационный подход. Его высокая значимость в сосредоточенности проблематики на становлении свободной человеческой индивидуальности. Научная новизна исследования в разработке логического коррелята третичной формации, который предстает как комплексная потребительная стоимость. Ожидаемые результаты: теория третичной формации, могущая выступать основой социально-философской экспертизы современных проектов социального развития.
Ключевые слова: предыстория, вещная зависимость, свободная человеческая индивидуальность, первичная, вторичная, третичная формации, потребительная стоимость, комплексная потребительная стоимость.
Актуальность обращения к проблеме обусловлена необходимостью философско-теоретического определения общемировых тенденций формационного социального развития и на этом фоне — специфических тенденций социального развития России и ее субъектов.
Среди приоритетных направлений фундаментальных научных исследований перед российскими философами на 2021—2030 годы была поставлена задача обоснования направлений стратегического развития современного общества. Научный потенциал цивилизационного и формационного подходов к социальному развитию далеко не исчерпан. Конструктивное применение формационного подхода предполагает обращение к идее К. Маркса деления процесса развития «человечества на предысторию и собственно историю» [1]. История человечества начинает трактоваться не как историческая последовательность событий, а процесс развития индивида, а также становления человеческого бытия в целом. История человечества — это чередование способов материального производства. «...Историей же людей нам придется заняться, так как
почти вся идеология сводится либо к превратному пониманию этой истории, либо к полному отвлечению от нее» [3]. В чем новизна материалистического понимания истории человечества у К. Маркса? Детальный анализ произведений К. Маркса (со студентами по полгода изучаем по строчкам «Немецкую идеологию», «Капитал. Критику политической экономики», «Форму стоимости» и др.) помог нам увидеть философскую специфику понимания истории. На эту же особенность соотнесения единичного — особенного и общего акцентировал внимание большой философ нашего времени В. Межуев [3, с. 5]. В процессе предыстории создаются материальные условия становления свободной человеческой индивидуальности, но этот процесс идет за счет того, что индивиды в их личностном развитии не являются необходимой целью, они скорее случайны в этом качестве, выступают как средство возникновения будущей среды собственно человеческой жизни. Пока не созданы необходимые предпосылки, исторический процесс скорее деструктивен по отношению к отдельному человеку, к его личности.
Конкретизацией этого философско-методологи-ческого положения является формационный подход, который делит историю человечества на три общественно-экономические формации: первичную, вторичную и третичную. Все три формации объединяет одно основание деления: возможность свободного человеческого развития, предоставляемого формацией, зависимость и независимость индивидуального человека по отношению к общественному целому. Первичная формация раскрывается как «общество личной зависимости, вторичная формация как общество вещной зависимости», предполагаемая третичная формация видится «обществом свободной человеческой индивидуальности» [1]. Две первые формации относятся к предыстории. Третья (третичная) формация — к собственно истории, в которой человек — цель общественно-исторического развития. Исследуя современное социальное развитие человечества, можно утверждать, что страны «золотого миллиарда» начали выходить за рамки вторичной формации, у них просматриваются черты начала третичной формации, продвижение к условиям общества свободной человеческой индивидуальности. В этом же направлении продвигается Россия и субъекты Российской Федерации.
Стратегию развития собственного цивилиза-ционного проекта можно выработать, опираясь на формационный подход. Объектом особого социально-философского и мировоззренческого интереса становится третичная формация. Из идеальной модели желаемого будущего она превращается в насущный предмет исследования, со всеми его конструктивными и деструктивными чертами. Деструктивность третичной формации кажется неуместной, но современная история показывает, что массовое заявление о себе свободной человеческой индивидуальности чревато своими, присущими только ей проявлениями разрушительности, деструктивности, отрицательности. Пристальное внимание к третичной формации требует от исследователей методологической реконструкции первичной и вторичной формаций. Эту реконструкцию мы связываем с сопряжением: первичной формации с логикой «Формы стоимости» К. Маркса, а вторичной формации — с его логикой «Формы прибавочной стоимости». Для третичной формации он не разработал столь же детально соответствующей формы в силу неактуальности и далекой перспективы ее возникновения. Эта задача, как представляется, становится предметом эвристических усилий современных исследователей. Логика третичной формации, по нашему мнению, выражается в философско-методологической идее «обратного поглощения
стоимости потребительной стоимостью» [1]. Формой, которая сопрягается с третичной формацией, является «Форма комплексной потребительной стоимости». В этой форме логика социального развития фиксирует обратное направление: от «абстрактно-всеобщего (деньги) к особенному (бренды)» [1] и к единичному (комплексная потребительная стоимость), которая составляет базис свободного индивидуального развития человека.
Свободная человеческая индивидуальность есть результат распредмечивания комплексной потребительной стоимости, как ее собственного основания. Существенным продвижением России и ее субъектов в направлении третичной формации является принятие поправок к Конституции РФ. Поправки закрепили интереснейшие как в методологическом и мировоззренческом отношении, так и в самом насущно-житейском смысле системные преобразования, связанные с именем Президента РФ В. В. Путина. На наших глазах разворачивается практическая реализация того, что мы теоретически представили как комплексную потребительную стоимость. Это наглядно проявляется в логике социального развития, начиная с жесткого государственного контроля за оборотом абстрактно-всеобщего социального бытия человека (денег), обеспечением особенного социального бытия (например, «материнского капитала»), к индивидуализированному социальному бытию (например, образовательные центры типа «Сириус»). Каждая форма в составе комплексной потребительной стоимости, обеспечивающей свободное индивидуальное бытие человека как цели, имеет различия в способе бытия и в то же время тождество, выражающееся в нацеленности на свободную человеческую индивидуальность. Логика комплексной потребительной стоимости может послужить основанием исследования специфики социального развития отдельного субъекта и всей России.
Стратегической целью научных исследований в области гуманитарных наук, следовательно, является социально-философское, методологическое обоснование общемировой тенденции социального развития как перехода к обществу свободной человеческой индивидуальности (третичной формации), что становится актуальным для развитых стран мира, России и ее субъектов.
Полагаем, что технологически необходимо решение следующих задач:
• обоснование эвристических возможностей формационного подхода к социальному развитию;
• социально-философское рассмотрение содержания понятий предыстории и истории;
• анализ содержания понятий первичной, вторичной и третичной формаций;
• доказательство того, что первичная и вторичная формации составляют содержание предыстории, а третичная формация — содержание собственно истории человечества;
• обоснование современной тенденции перехода развитых стран к предсказанной К. Марксом третичной формации;
• разработка логики третичной формации, как развития комплексной потребительной стоимости;
• обоснование того, что свободная человеческая индивидуальность является распредме-ченным бытием комплексной потребительной стоимости.
Инновация подхода заключается в обосновании теоретического утверждения, что современные развитые страны мира, в том числе Россия и ее субъекты, находятся на стадии перехода к обществу свободной человеческой индивидуальности, что отражает природу третичной формации. Это переход от предыстории к собственно истории человека и человечества. Первичная и вторичная формации имеют в качестве своего логического резюме «Форму стоимости» и «Форму прибавочной стоимости» К. Маркса. Научная идея исследования в том, что у третичной формации должна быть своя логика развития, выражаемая тоже в какой-то логической форме, которая принципиально отличается от первых двух, поскольку выражает собой «обратное поглощение стоимости потребительной стоимостью» [1]. Соответственно, актуальность проблемы исследования заключается в философ-ско-методологической разработке логики третичной формации как становления свободной человеческой индивидуальности. Решение проблемы в том, что свободная индивидуальность представляет собой распредмеченный коррелят комплексной потребительной стоимости, которая предметно обеспечивает становление свободной личности.
Методологической основой исследования является диалектика опредмечивания — распредмечивания, которая применяется прежде всего к переходу человечества в лице развитых стран от предыстории как преимущественно опредмечивания человеческого потенциала к преимущественно распредмечиванию его при вступлении в третичную формацию, в собственно историю. При разработке исследования опираемся также на формаци-онный подход К. Маркса, который предполагает в генезисе человечества три формации: первичную, вторичную и третичную. Первичная формация — это общество личной зависимости, вторичная формация — общество вещной зависимости, тре-
тичная формация — общество свободной человеческой индивидуальности. Использовался также метод единства исторического и логического, при котором «логическое» выступает в качестве избавленного от случайностей «исторического». «Логическое» составляет сущностный «костяк» исследуемых исторических процессов. Выделение в истории развития человечества трех формаций представляет собой «историческое». В качестве логического коррелята этого исторического выступают три формы, в которых предельно кратко, как схема, выражена суть названных трех формаций. «Историческое» в виде первичной формации выражено в «логическом» как «форме стоимости». «Историческое» в виде вторичной формации выражено в «логическом» как «форме прибавочной стоимости». «Историческое» в виде третичной формации выражено в «логическом» как «форме комплексной потребительной стоимости». В частности, как известно, «форма стоимости» построена по первой фигуре простого категорического силлогизма: единичное — особенное — всеобщее. «Форма комплексной потребительной стоимости» построена, естественно, в обратной логике: всеобщее — особенное — единичное».
Ранее в исследованиях, получивших отражение в публикациях, нами было обосновано:
• концептуально-теоретическое видение третичной формации,
• методологическая реконструкция первичной и вторичной формации,
• методологическое обоснование идеи «обратного поглощения стоимости потребительной стоимостью» [1],
• сопряжение формы комплексной потребительной стоимости с третичной формацией.
Анализ современных реалий, происходящих во всем мире, позволяет нам предположить, что мы являемся свидетелями кануна: начала перехода человечества к третичной формации; к истинному логическому резюме третичной формации — к форме комплексной потребительной стоимости.
Практическая значимость научных изысканий заключается:
• в обосновании формы комплексной потребительной стоимости как опредмеченной сущности свободной человеческой индивидуальности;
• в обосновании того, что свободная человеческая индивидуальность — это распредме-ченное бытие комплексной потребительной стоимости.
Научная значимость исследования заключается в творческом заложении основ теории третичной формации человечества.
Эвристический (инновационный) потенциал зволяет теоретически осмыслить и решить слож-формационного подхода к социальному развитию, ные проблемы современного развития как инди-по нашему убеждению, далеко не исчерпан и по- видуального человека, так и общества в целом.
Список литературы
1. Невелев, А. Б. Комплексная потребительная стоимость как форма и мера предметного бытия человека / А. Б. Невелев, Н. Л. Худякова, А. Я. Камалетдинова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2020. — № 4 (438). — Философские науки. Вып. 55. — С. 5—9.
2. Межуев, В. Идея всемирной истории в учении Карла Маркса / В. Межуев // Логос. — 2011. — № 2 (81). — С. 3—36.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинение. Т. 3. — 2-е изд. — М. : Гос. изд-во полит. лит., 1955. — С. 7—544.
4. Маркс, К. Форма стоимости // К. Маркс,Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 49. — 2-е изд. — С. 139—164.
5. Marx, K. Capital: a Critique of Political Economy. Vol. I : The Process of Capitalist Production / K. Marx. — Chicago, Charles H. Kerr and Co. Publ., 1909.
6. Marx, K. Ökonomisch-philosophische Manuskripte aus dem Jahre 1844 // K. Marx, F. Engels. — Berlin, Dietz Verlag Publ., 1968.
7. Невелев, А. Б. Форма стоимости в учении Карла Маркса как методологическая основа / А. Б. Не-велев, А. Я. Камалетдинова, О. А. Брильц // Вестник Челябинского государственного университета. —
2019. — № 8 (430). — Философские науки. Вып. 53. — С. 83—85.
Сведения об авторах
Невелев Анатолий Борисович — доктор философских наук, профессор кафедры философии, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. [email protected]
Камалетдинова Альфия Янаховна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2021. No. 8 (454). Philosophy Sciences. Iss. 61. Pp. 75— 79.
Heuristic potential of the formational approach to social development
A.B. Nevelev
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
A. Ya. Kamaletdinova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
The study of current trends in the development of society makes the formation approach relevant. Its high significance lies in the focus of problems on the formation of a free human personality. The scientific novelty of the research is in the development of a logical correlate of the tertiary formation, which appears as a complex use value. Expected results: the theory of tertiary formation, which can serve as the basis for socio-philosophical expertise of modern social development projects.
Keywords: Prehistory, material dependence, free human individuality, primary, secondary, tertiary formations, use value, complex use value.
References
1. Nevelev A.B., Hudyakova N.L., Kamaletdinova A.Ya. Kompleksnaya potrebitel'naya stoimost' kak forma i mera predmetnogo bytiya cheloveka [Complex use value as a form and measure of a person's objective being]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University],
2020, no. 4 (438), iss. 55, pp. 5—9. (In Russ.).
2. Mezhuev V. Ideya vsemirnoj istorii v uchenii Karla Marksa [The idea of world history in the teachings of Karl Marx]. Logos, 2011, no. 2 (81), pp. 3—36. (In Russ.).
3. Marks K., Engel's F. Nemeczkaya ideologiya [German ideology]. Sochineniya [Collected Works]. Vol. 3. Moscow, Gosudarstvennoe izdateFstvo politicheskoj literatury, 1955. Pp. 7—544. (In Russ.).
4. Marks K. Forma stoimosti [The Value-Form]. Sochineniya [Collected Works]. Vol. 49. Moscow, 1974. Pp. 139—164. (In Russ.).
5. Marx K. Capital: a Critique of Political Economy. Vol. I. The Process of Capitalist Production. Chicago, Charles H. Kerr and Co. Publ., 1909.
6. Marx K. Ökonomisch-philosophische Manuskripte aus dem Jahre 1844. K. Marx, F. Engels Werke. Berlin, Dietz Verlag Publ., 1968. (In Germ.).
7. Nevelev A.B., Kamaletdinva A.Ya., Bril'ts O. A. Forma stoimosti v uchenii Karla Marksa kak metodologicheskaya osnova [Form of value in the doctrine of Karl Marx as a methodological basis]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2019, no. 8 (430), iss. 53, pp. 83—85. (In Russ.).