УДК 002
Г.Г. Габдельганеева ЕВРЕЙСКИЕ ТИПОГРАФИИ В КАЗАНИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
В статье прослеживается развитие еврейских заведений печати Казани конца XIX - начала ХХ в. Излагается история их возникновения, деятельность, приводятся биографические сведения о владельцах, статистические данные печатаной продукции, прослеживается судьба после 1917 г. Материал изложен на основе архивных источников.
Ключевые слова: полиграфическая база Казани, еврейские печатни, печатные работы, издательская продукция, книжный репертуар.
G.G.Gabdelganeeva the Jewish printing houses in kazan in the late nineteenth - early twentieth
century
In the article traces the development of Jewish print institutions of Kazan in the late nineteenth - early twentieth century. The history of their origin, their activities are stated, biographic data on owners, statistical data of printed matter are resulted; the destiny after 1917 is traced. The material is stated on the basis of archival sources.
Keywords: printing base of Kazan, Jewish printing establishments, printing works, publishing production, book repertoire.
Полиграфическая база, связанная с производством книги, - одно из направлений истории казанского книжного дела. Ее начало относится к 1800 г. и связано с Азиатской типографией, открытой при Первой казанской гимназии. В 1804 г. в городе открылась типография губернского правления, в 1809 г. - типография Казанского университета, в конце 30-начале 40-х гг. появились первые частные заведения печати, развитие которых относится ко второй половине XIX в. К концу столетия в Казани функционировало до 20 заведений печати, в начале XX в. - до 35. Среди них - достаточно крупные предприятия печати (ИН^аритонова, В.М. Ключникова, Б.Л.Домбровского), типографии и литографии среднего звена (ИС.Перова, Л.А.Антонова, А.А. Родионова и др.), мелкие заведения, в составе которых выделяются граверно-каучуковые мастерские, совмещенные с типографиями, принадлежавшие переселенцам-евреям. Их владельцы, вынужденно покидавшие родные края, оставляли нередко налаженное дело. Переселившись в Казань, они с большим трудом добивались разрешения на открытие собственного предприятия, довольствуясь, как правило, малым.
Редким исключением стал один из первых представителей таких переселенцев - Давид Маркович Гран. По неизвестным нам причинам в конце 1890-х гг. он перебрался из Самары в Казань и занял место управляющего в типографии «ученого управителя» П.И.Кидалинского, открытой в 1898 г. (свид. от 28 марта) на Поперечно-Владимирской улице, в собственном доме [340]. В распоряжении 14 работников (5 наборщиков, по 2 накладчика и вертельщика, машинист, печатник, 3 ученика) имелось две скоропечатных машины, американка, типографский станок и прочее оборудование, св. 43 пуд. шрифта) [343, л.20].
Однако должность управляющего для Д.М. Гран оказалась временной. В 1900 г. на Проломной ул., в доме Лисицына (затем - на Гостинодворской) он открыл собственную типографию (свид. от 31 января), постепенно расширяя производство, в котором, по данным на 1901 г., было занято 7 работников. Решение о начале в Казани собственного дела было не случайным. До переезда в Казань Д.М.Гран был достаточно успешным владельцем небольшой типографии. Свою деятельность в Казани он начал, думается, с изучения местного книжного рынка, использовав для этой цели должность управляющего в типографии П.И. Кидалинского. Казалось бы, нет необходимости открывать в Казани новое заведение печати. Тем не менее, Д.М. Гран решил рискнуть, вполне справедливо полагая, что умело налаженное производство станет прибыльным, поскольку спрос на книгу и печать в Казани традиционно высок и не всегда удовлетворяется в полной мере или должным образом. Действительно, в таком крупном губернском городе, как Казань, круг издателей - заказчиков типографий был широк. В печатной продукции нуждались органы местного самоуправления, многочисленные учебные заведения, прочие учреждения и структуры. Учитывая данный факт, Д.М.Гран организовал собственное дело, а вскоре расширил его за счет типографии, в которой непродолжительное время служил управляющим.
Предприятие П.И. Кидалинского, выпустив 1901 г. 30 наименований книг, в октябре 1902 г. было продано нижегородскому купцу А.М.Петрову и стало функционировать под вывеской «Типография товарищества Труд». Эту типографию в 1905 г. приобрел Д.М.Гран (свид. от 18 августа), став, таким образом, владельцем двух заведений печати - «Типографии Д.М.Гран» и «Труд». В типографии, открытой ранее (в 1900 г.), в 1908 г. была организована переплетная мастерская и вскоре - литография, и в том же или в следующем году эти заведения были объединены.
Новая печатня под вывеской «Коммерческая типография Труд» располагалось на Большой Проломной улице, в доме Смирновой. По данным на 1915 г., в производстве было занято 36 работников (фактор, метранпаж, 14 наборщиков, по 4 машиниста, накладчика и переплетчика, по 3 печатника и ученика, корректор, конторщик и 2 сторожа) [345, л.30; 248, л.14]. Типография, таким образом, относилась к предприятиям среднего звена, о чем свидетельствуют и приведенные ниже показатели выпуска книжной продукции.
Двадцать седьмого марта 1910 г. Д.М.Гран (уже - казанский купец) получил свидетельство на издание ежедневной газеты «Казанская копейка», которую стал печатать в собственной типографии. До 1906 г. книжные изданий в ней были случайными (одно издание вышло в 1901 г., 13 - в 1904 г.). Их активное печатание стало осуществляться после слияния двух типографий (Д.М.Гран и А.М.Петрова). Отныне ежегодно в среднем стало выпускаться по 55 названий книг и брошюр: официально-ведомственных, научных, учебных, популярных, справочных, производственно-практических. Появился круг постоянных заказчиков. Среди них - Казанский ветеринарный институт, издания которого («Ученые записки....», научные и учебные труды, официально-ведомственные материалы) систематически выпускались в данной типографии. По количеству выпущенных в 1901-1917 гг. изданий (665 названий) типография среди печатных заведений Казани занимает шестое место, уступая типографиям: университета, Б.Л.Домбровского, И.Н.Харитонова, губернского правления, Л.П.Антонова. Учитывая, что типография Л.П.Антонова в 1908 г. прекратила свою деятельность, а типография Д.М.Гран, напротив, начала работать в полную силу, правомерно говорить не о шестом, а о пятом месте этой типографии.
Типография была достаточно стабильной и продолжала функционировать после 1917 г., в отличие от большинства других заведений печати, под вывесками «Труд», затем - «Гран и К° », находясь в распоряжении Запасной армии республики и под управлением прежнего владельца. В ноябре 1919 г. она была национализирована [414, л.48].
Граверу Ицеку Кивовичу Иссерлису, шкловскому мещанину, переехавшему в Казань из Костромы, принадлежала скоропечатня (или «электрограверно-каучуковое заведение», как она называлась в отдельные годы), открытая в 1901 г. (свид. от 15 августа). Она располагалась вначале на Проломной улице, в собственном доме владельца [346], в 1907 г. была переведена на Поперечно-Воскресенскую ул., в д. Шамиля, затем - Пермяковой. Мелкое заведение печати, в котором трудилось 34 работника, выпустило всего 4 издания (1910-1912 гг.), занимаясь преимущественно изготовлением штемпелей. Одно издание - «Образцы шрифта в каучуковом заведении Исерлис» (1910, тираж 500 экз.) -собственное. Предприятие оставалось действующим по 1919 г., пока не было национализировано и включено в Первую советскую типографию. Однако в 1920 г. бывшему владельцу удалось вернуться к работе, уже в новом качестве - заведующего каучуково-граверной мастерской «Татпечати», которую он возглавлял по 1929 г. [422, л. 12].
В 1900 или 1901 г. в Казани обосновался полоцкий мещанин Моисей (Мовши) Менделевич Кривин. Будучи резчиком печатей, он в мае 1902 г. получает разрешение на производство каучуковых штемпелей, а в ноябре 1904 г. возбуждает ходатайство об открытии небольшой типографии для производства мелких печатных работ. Не дождавшись ответа, в марте следующего года он вновь подает прошение и получает, наконец, разрешение на обзаведение типографией (свид. от 15 октября), которую размещает в здании Городского пассажа (в 1914 г. переводит на Проломную ул., в д. Стахеева) под вывеской «Фабрика каучуковых штемпелей и граверно-резное заведение» [233].
М.М.Кривин считался искусным мастером, и подтверждение тому - награды, полученные им еще до переезда в Казань (среди них - золотая медаль, врученная на выставке в Ростове-на-Дону в 1873 г.).
В типографии, помимо мастера, трудились наборщик и печатник, выполнялись мелкие, акцидентные работы. Первые книги (4 названия) вышли только в 1909 г. Вероятно, приступить к книгопечатанию владельцу удалось только после того, как было налажено производство штемпелей. Доход от мастерской позволил принимать заказы на печатные работы, которые в целом были незначительны. По 1916 г. типография выпустила 29 названий изданий (одно издание - в 1911 г., три - в 1912 г., по шесть - в 1913 и в 1915 гг. г., семь - в 1914 г., два - в 1916 г.).
Уместно привести некоторые сведения о М.М.Кривине. Будучи владельцем «типографско-гравер-ного» заведения, М.М.Кривин активно занимался политической деятельностью. По сведениям Казанского жандармского управления, он состоял членом Казанской группы социалистов-сионистов [293]. По агентурным данным, в частности, было выявлено, что в марте 1908 г. М.М.Кривин вместе с другими лицами организовал в городе кружок еврейской социал-демократической рабочей партии, которая функционировала под названием «Поалей Цион».
Уместно привести некоторые данные об этой организации. Еврейская социал-демократическая
рабочая партия «Паолей Цион» на территории России образована в 1900-1901 гг. в Екатеринославе, в 1901-1902 гг. такие организации появились в Варшаве, Вильно, Витебске, Одессе и других городах. Одни из них объявляли себя марксистскими, другие - народническими. На основе кружков «Поалей Цион» в России в 1904-1906 гг. были созданы Сионистско-социалистическая рабочая партия, Социалаистическая еврейская рабочая партия, Еврейская территориалистическая рабочая партия.
Во время обыска, проведенного полицией в заведении и на квартире М.МКривина, прямых улик о его причастности к организации обнаружить не удалось. Тем не менее, гравер был взят под негласный надзор полиции [271]. Удалось ему избежать ответственности и ранее (в феврале 1906 г.), когда в результате полицейского обыска в заведении М.МКривина были обнаружены еврейская библиотека и книжный склад сионистов. Вот опись изданий и рукописей, изъятых полицией в ходе обыска: брошюра (как подчеркивалось, преступная) под названием «Они заговорили» (с печатью Казанского комитета РСДРП), четыре тетради с рукописями о социал-демократическом движении в России, девять печатных брошюр на еврейском языке и две тетради на еврейском и русском языках, две печатные и одна литографированная брошюры на еврейском языке, рукопись «Устава общества сионистов Цион», письма из Москвы, отчеты по еврейскому книжному складу, разного рода рукописи, свидетельства, заметки и пр.
Наличие запрещенной литературы владелец объяснил так: это остатки, переданные ему на хранение кружком сионистов, функционировавшим в Казани ранее и имевшим свой книжный склад и библиотеку, в которой преступных книг не было обнаружено (в основном беллетристика, издания по истории и политике). М.М.Кривину в этот раз удалось доказать свою непричастность к запрещенной сионистской организации и избежать ответственности. Тем не менее, обнаруженные документы свидетельствовали, что их владелец занялся политической деятельностью сразу по переезду в Казань. В «Поалей Цион» состояла и супруга М.М. Кривина Д.Д.Кривина, которая, отбывая в Казани наказание за участие в подпольной работе, была заключена под стражу.
В дальнейшем политическая и общественная деятельность М.МКривина была не менее активной. В 1914 г. он стал членом правления «Общества просвещения евреев» (функционировало в Казани), в 1917 г. - гласным Казанской городской думы от еврейской РСДРП («Поалей Цион»), в 1922 г. -председателем правления Еврорабочего коммунистического клуба им. К.Маркса и т.д. [436]. Что касается профессиональной деятельности, то с момента открытия типографии Управления ЦИК и Совнаркома ТАССР (1927) М.МКривин состоял ее заведующим.
После 1917 г. типография М.М.Кривина (как «маломощная») не была национализирована и функционировала как кооперативно-промысловое товарищество, под вывеской «Трудовая артель "Штемпель"». В 1928 г., после проверки артели специально созданной комиссией, она была признана "лжекооперативной" и ликвидирована [420]. Дочь (Елена Моисеевна Кривина) выбрала специальность отца: по данным на 1929 г., она значилась среди работников «Татполиграфа» [424].
Небольшой типографией владела Фаина Исаевна Окунь. Рогачевская мещанка (Могилевская губерния), она переехала в Казань из Сарапула вместе с семьей где-то в 1902 г., а в начале 1906 г. получила разрешение на открытие мастерской по изготовлению каучуковых штемпелей (свид. от 28 января) [234]. По сведениям Казанского временного комитета по делам печати за 1908 г., в Астрахани имелась скоропечатня минского мещанина Исаака Окуня, по всей вероятности - отца Ф.И.Окунь [323]. Владелица заведения оказалась, таким образом, далеко не новичком в основанном на новом месте деле, что подтверждается дальнейшими событиями.
Вскоре к данной мастерской она присоединила типографию, свидетельство на содержание которой получила 13 июня 1907 г. Отныне заведение на Большой Проломной улице, в доме Красникова функционирует под вывеской «Скоропечатня и каучуковое заведение», в котором было в 1908 - 1916 гг. было выпущено 66 названий книг. Предприятие оставалось действующим и после 1917 г. В 1921 г. типография Ф.И. Окунь вошла в Первую гостипографию, а оборудование было использовано на «нужды обороны» [418, л.4].
В конце 1923 г. супруг Ф.И.Окунь Илья Самойлович Окунь возбуждает ходатайство о включении его в члены книгоиздательства «Труд», желая соучаствовать в аренде типографии Татсовнархоза, однако получает отказ [430, л.24]. Тогда он открывает мастерскую штемпелей и печатей (1923 г., Большая Проломная ул., д. 54), при которой начинают выполняться мелкие печатные работы. В 1928 г. владелец вместе с сыном (В.И.Окунь) дополнительно приобретает типографию «Объединение», открытую ранее П.Я.Казаковцевым (до переезда в Казань тот содержал типографию в Омске) и В.А.Стрельцовым в 1926 г., где печатает мелкие брошюры и бланки [334].
В конце 1909 г. в Казани появилась еще одна скоропечатня, владелец которой - типограф и гравер, полоцкий мещанин Моисей Мордухович Татарский, - перебрался в Казань из Симбирска вместе с
семьей в 1898 г. Отец М.М.Татарского М.Я.Татарский открыл в городе граверную мастерскую (свид. от 3 августа 1898 г.) [126], которая после его смерти (в 1904 г.) перешла к сыну. В 1896 г. М.М.Татарский возбуждает ходатайство о приобретении для мастерской «американки» и шрифта для производства мелких печатных работ, которое отклоняется вследствие его причастности к партии кадетов [152, л.7], причем со времени подачи ходатайства и ответа на него проходит целых 9 месяцев. В начале 1909 г. М.М.Татарский возбуждает повторное ходатайство, однако уже на открытие небольшой типографии для производства мелких печатных работ в целях, как указывалось, «содержания семьи», поскольку мастерская не приносила прибыли [179]. На этот раз разрешение было дано, однако, спустя 8 месяцев после подачи заявления. Вновь открытое предприятие в первое время располагалось на Большой Проломной улице (в здании Государственного банка), под вывеской «Типография», в дальнейшем - в доме Докучаева, под вывеской «Скоропечатня и каучуково-граверное заведение». По данным на 1915 г., в штате заведения состояли 4 работника (по два наборщика и печатника) [238].В 1910 - 1916 гг. вышло 25 названий книг (одно название в 1910 г., по 2 названия в 1911 и 12 гг., три - в 14 г., шесть - в 15 г. и 9 -в 1916).
Заведение функционировало и после 1917 г. (под вывеской «Штемпель и печать»). В 1921 г. оно было национализировано и вошло в состав Пятой гостипографии.
В 1923 г. М.М.Татарскому удалось получить разрешение на содержание мастерской каучуковых штемпелей и типографии под вывеской «Печать» (на Рыбно-рядской ул., д. 58, затем на Чернышевской ул., д. 23). Вскоре совладельцем заведения и компаньоном М.М.Татарского стал Давид Григорьвич Нотариус, содержатель «Еврейско-русской скоропечатни» под вывеской «Давид Нотариус и К», открытой в 1916 г. [400]. Одиннадцатого ноября 1923 г. новая мастерская с переплетной (имелись «американка», «бостонка», тискальный станок) была зарегистрирована как действующая [425, л.7]. В 1925 г. «Печать» была переведена на Большую Проломную улицу, а 20 мая 1925 г. от владельцев поступило заявление о разделе имущества, согласно которому производство штемпелей и печатей оставалось за М.М. Татарским, а к Д.Г.Нотариусу переходила типография с правом производства штемпельных работ. В 1929 г. мастерская М.М.Татарского продолжала функционировать (в производстве были заняты мастер и ученик).
«Еврейско-русская скоропечатня "Давид Нотариус и К"» (открыта, как отмечалось, в 1916 г.) размещалась на Рыбнорядской улице, в доме Алфимова. Каких-либо книжных изданий, выпущенных данным предприятием, не выявлено; возможно, здесь выполнялись акцидентные работы (печатались бланки, этикетки и т. п.). До 1919 г. заведение функционировало под прежней вывеской («Давид Нотариус и К°»), называясь переплетной и скоропечатней, из чего следует, что в нем стали выполняться переплетные работы. В 1919 г. на базе предприятия была создана трудовая артель «Печать». После отделения от М.М.Татарского Д.Г. Нотариус добивается разрешения на производство типографских и каучуково-штемпельных работ, которыми занимался (выполнял работы вулканизатора) вместе с печатниками А.Л.Генциным и Димакиным.
К числу мелких относилась и типография крестьянина Свияжского уезда Петра Ивановича Широкова, открытая на Московской улице, в доме Ерлыкина в 1908 г. (свид. от 18 апреля) [323, л.18]. Владелец заведения был печатником и линовальщиком, отсюда не случайна вывеска «Типография и линовальное заведение», каталог шрифтов которого был издан в том же (1908) году, как и «Реклама типографии Широкова». В производстве в отдельные годы было занято от 3, изредка - до 7 работников (в 1915 г., например, наблюдалось четыре наборщика, печатник, переплетчик и линовальщик). В 1908 -1917 гг. в типографии вышло 33 названия изданий, в том числе 9 - в 1916 г., по 5 - в 1909 г. и 1917 г., по 3 - в 1908 г. и 1914 г., по 2 - в остальные годы, за исключением 1913 г., когда книги здесь не печатались. После национализации в 1920 г. оборудование и материалы были переданы в Первую советскую типографию, а сын прежнего вла-дельца (Л.П. Широков) трудоустроился в одну из государственных типографий [415, л.35]. В 1925 г. жена П.И.Широкова (Юста Семеновна Широкова) добивается разрешения на открытие типографии «Труженик», которая после ее смерти перешла к сыну [435].
Печатные работы производились и в цинкографии «Рембрандт», организованной в 1913 г. на базе художественной типографии А.Х.Симсона. Книги в ней печатались в течение двух лет, однако за столь короткое время было выпущено 76 изданий (52 - в 1916 г. и 24 - в 1917 г.). В ноябре 1919 г. цинкографию реквизировали и передали в ведение Госиздата, создав на ее основе цинкографию издательства [408].
Источники
1. НА РТ. Ф. 1 Канцелярия казанского губернатора. - Оп. 4. - Д. 1536.
2. Там же. 1- Оп. 4. - Д. 2050, л.7.
3. Там же. 1-4- Д. 3784.
4. Там же. 1-4- Д. 5631.
5. Там же. 1-4- Д. 6166.
6. Там же. 1-4- Д. 6373.
7. Там же. 1-4- Д. 6530.
8. Там же. 1-6- Д. 385.
9. 199 Казанское жандармское управление. - Оп. 1. - Д. 343.
10. 420 Казанский временный комитет по делам печати. - Оп. 1. - Д. 94, л.18.
11. Там же.420 - Оп. 1. - Д. 296.
12. 505 Заведующий типографиями, литографиями, фотографиями, книжной торговлей и библиотеками для чтения в Казанской губернии. - Оп. 1. - Д. 30.
13. Там же. 505-1- Д. 44.
14. Там же. 505-1- Д. 50.
15. ФР 5852 НКВД ТАССР. - Оп. 1. - Д. 698.
16. ФР 5852 -1 - Д. 387, л.24.
17. ФР 5852 -1 - Д. 751.
18. ФР 828 Управление гос. объединения полиграфпромышленности «Татполиграф». - Оп. 1. - Д. 21.
19. ФР 828-1- Д. 60.
20. ФР 828-1- Д. 113, л.35.
21. ФР 828-1- Д. 154, л.4.
22. ФР 828-1- Д. 336.
23. ФР 828-1- Д. 349.