ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА
Б01: 10.17212/2075-0862-2018-4.1-160-171 УДК 394
ЕВРЕЙСКИЕ ОБЩИНЫ И «ЕВРЕЙСКИЙ ФАКТОР» В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Чернов Михаил Игоревич,
магистр социологии,
председатель Правления Фонда поддержки и развития еврейской культуры, традиций, образования и науки, Россия, Москва, 105082,ул. Спартаковская, 14, стр. 3 jewishfund1@gmail.com
Аннотация
Статья посвящена анализу текущей ситуации в еврейской общине Еврейской автономной области, анализу роли и места «еврейского фактора» в социальной структуре ЕАО. Основные исследовательские методы, использованные при подготовке материала, — методы наблюдения (в том числе включенного наблюдения) и глубинного интервью. Исследование стало возможным благодаря гранту Фонда социальных исследований «Хамовники».
Несмотря на незначительное по формальным показателям количество проживающих в области евреев, «еврейский фактор», который не сводится к этничности, является в жизни области весьма заметным. Евреи присутствуют во всех районах автономной области и составляют важную часть ее управленческой, культурной и бизнес-элиты. Именно евреи и еврейство являются звеном, связующим лоскутную территорию области с ее разнородной экономико-географической и этносоциальной структурой. На еврейской основе формируется уникальная новая этнокультурная общность со своими особыми чертами и самоидентификацией. Неевреи по происхождению зачастую воспринимают еврейскую культуру, историю, этническую особенность Еврейской автономной области как часть своей собственной идентичности. Внутри этой новой общности существует и развивается традиционная еврейская общинная инфраструктура с синагогой, кошерным общепитом, образованием и т. п. Наличие небольшой, но живой, функционирующей по всем строгим правилам еврейской религиозной общины способствует сохранению еврейского ядра и еврейского характера автономной области, а также консолидирует более широкие слои евреев и неевреев, в том числе представителей власти, вокруг еврейского историко-культурного наследия области. Функционирование еврейских общин способствует формированию в Еврейской автономной области «многонационального еврейского народа», согласно концепции С.Г. Кордонского.
Развитие еврейских общин и консолидация вокруг них разноэтничного населения обеспечивает укрепление этносоциального потенциала Еврейской автономной области в целом.
Ключевые слова: евреи, Биробиджан, Еврейская автономная область, еврейские общины, иудаизм, еврейская идентичность, еврейская культура.
Библиографическое описание для цитирования:
Чернов М.И. Еврейские общины и «еврейский фактор» в Еврейской автономной области // Идеи и идеалы. - 2018. - № 4, т. 1. - С. 160-171. - ёок 10.17212/20750862-2018-4.1-160-171.
Благодарности
Автор выражает благодарность фонду социальных исследований «Хамовники», благодаря которому стала возможной реализация проекта, а также лично С.Г. Кордонскому, Ю.М. Плюснину и Ч.Э. Бейшеналиевой.
Еврейская автономная область (ЕАО), субъект Российской Федерации на Дальнем Востоке страны, зачастую воспринимается и в экспертном сообществе, и среди обывателей как курьез. Считается, что поскольку сегодня в области осталось минимальное количество евреев, говорить о «еврейской» области бессмысленно. Между тем проведенное нами в 2016-2017 гг. при поддержке фонда «Хамовники» полевое исследование говорит об обратном. В данной работе мы сосредоточимся не на количественных показателях1 и проблемах самоопределения разных групп населения ЕАО, а на значении еврейского фактора в жизни современной ЕАО и состоянии действующих в регионе общин, опираясь на собственные наблюдения и интервью (глубинные интервью с 30 респондентами - представители национальных общин, местных властей, академического сообщества, а также случайные интервью на улицах; подробно исследовательская методика описана в статье: Кордонский С.Г., Черное М.И., Моляренко О.А., Плюснин Ю.М. Этносоциальный потенциал территории: особый случай Еврейской автономной области (публикуется в этом же номере «Идей и идеалов»)).
По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., в ЕАО проживают 1628 евреев [8], что составляет менее 1 % от населения области. Однако судить о роли и значении «еврейского фактора» в жизни ЕАО исключительно лишь на основании этих данных было бы неправильно.
Во-первых, определение национальности в России, согласно Конституции РФ, носит заявительный характер [3], а в еврейской среде существует
1 Методологические проблемы определения численности евреев ЕАО на основе «веерных матриц» С.Г. Кордонского рассмотрены в статье: Кордонский С.Г., Черное М.И., Моляренко О.А., Плюснин Ю.М. Этносоциальный потенциал территории: особый случай Еврейской автономной области (публикуется в этом же номере «Идей и идеалов»).
давняя «советская» привычка скрывать еврейское происхождение. Например, в наших интервью некоторые респонденты категорически отказывались признавать еврейство: «Да, дети живут в Израиле, женились на еврейках, но нет, я не еврей». Им уже и местные коллеги, участвовавшие в интервью, говорят: «Ну ладно уже, признайся, что еврей». Но нет, молчит. Уже на выходе, один на один, украдкой спрашивает: ««Ау тебя кипа есть? Покажи. Ау меня — такая же» (мужчина 60 лет, с. Ленинское, октябрь 2016).
Во-вторых, численность евреев в соответствии с принятыми в других системах критериями: в соответствии с еврейским религиозным законом (алахой) — еврейство по женской линии, или в соответствии с самоидентификацией — могли быть веские причины не называть себя евреем при опросе, или в соответствии с требованиями израильского «Закона о возвращении» [2] — будет разной. Так, еврейские общины, оказывающие помощь нуждающимся евреям, оценивают количество евреев в 4—5 тысяч человек. Эта оценка также весьма условна. Она базируется на списке малоимущих и имеющих право на помощь (400—500 человек). Эти люди, как правило, также не соответствуют четким критериям. Одни респонденты указывали на то, что получающие помощь соответствуют критериям алахи, другие говорили, что это вовсе не обязательно. При этом респонденты — региональные чиновники — указывали, что никто из семей их еврейского круга общения помощи не получает. По словам респондентов, в незначительном количестве евреи остались практически во всех населенных пунктах ЕАО, хотя, конечно, основным «еврейским городом» является столичный Биробиджан. С одной стороны, многие считают себя евреями, даже имея родню в третьем-четвертом поколении; с другой, некоторые не считают евреями своих детей и внуков, рожденных от евреек. Поэтому считаем, что наиболее адекватно оценить «еврейскую составляющую» в области, ее характеристики и роль можно, лишь придерживаясь описательных методик.
Базовым условием для существования и дальнейшего развития еврейской общины и вообще еврейства в целом в ЕАО является административный фактор — сам факт существования такой административной федеральной единицы со своей законодательной и исполнительной властью, флагом, гербом, т. е. с атрибутами государственности. При этом, вопреки распространенному мнению о целесообразности упразднения ЕАО [9], в соответствии с действующей Конституцией статусу ЕАО ничего не угрожает. Статья 5 неизменяемой первой главы Конституции РФ «Основы конституционного строя» гласит, что «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации» [3]. Таким образом, в со-
ответствии с Конституций в составе РФ должна быть одна автономная область, каковой и является ЕАО, поэтому упразднение ЕАО в рамках действующей Конституции практически невозможно (затраты не адекватны возможному результату). Наличие у евреев статуса титульной нации обеспечивает заинтересованность властей в поддержании, сохранении и развитии в области «еврейского фактора». Конечно, лишь в том виде, в каком власти его понимают.
В крупных населенных пунктах Биробиджанского района размещены щиты с надписями на идиш, выполненными еврейским шрифтом; названия центральных улиц Биробиджана, а также всех государственных учреждений, основных городских объектов (железнодорожный вокзал, рынок и т. д.) продублированы на русском и на идиш. Примечательно, что надписи на идиш вплоть до 2017 г. не имели официального статуса в соответствии с законодательством области. В такой форме они существовали на протяжении полутора десятков лет. Соответствующий закон в первом чтении был принят лишь в середине июля 2017 г. [6]. Частично на идиш также выходит газета «Биробиджанер Штерн» [1], однако, по утверждению респондентов, страницы на идиш никто не читает: язык в обиходе не используется, и его практически никто не знает. Любопытный момент: по словам респондентов, лучший знаток идиш в ЕАО - русская, работающая на телевидении, и она при этом не имеет еврейских корней.
В области оказывают поддержку еврейской культуре (профессиональным танцевальным коллективам, творческим кружкам) и образованию (школе с еврейским этнокультурным компонентом [4], воскресной школе и т. д.). Доступ во все эти коллективы не обусловлен еврейским происхождением, и большая часть участников - не евреи. Регулярно проводится Международный фестиваль еврейской культуры и искусства [5]. Понятно, что власть также заинтересована в поддержке еврейских общин - как светских, так и религиозных.
В настоящее время в Биробиджане существуют две еврейские общины, зарегистрированные как религиозные. Из них полноценно функционирует община «Фрейд». Она занимает комплекс новых зданий на одной территории: синагога «Бейт-Менахем», административно-хозяйственные помещения, воскресная школа для детей, общинный центр; к ним примыкает кафе еврейской кухни «Симха», которое не является частью комплекса. Кафе некошерное, однако в настоящее время идет строительство нового комплекса, в который войдут кошерный ресторан, молодежный центр и миква - бассейн для ритуальных омовений, необходимый для поддержания еврейской ритуальной чистоты в соответствии с религиозным законом. Таким образом, кроме удовлетворения потребностей небольшой ре-
лигиозной общины, создается определенная инфраструктура для приезжающих в город «соблюдающих» евреев.
Раввин, представитель движения Хабад, ребенком уехал с родителями из Биробиджана в Израиль, в подростковом возрасте вернулся в город, закончил здесь школу. Получил религиозное образование в России и США и стал раввином области. Помимо семьи раввина, на момент нашей экспедиции (осень 2016 г.) в области была всего одна семья, полностью соблюдающая все заповеди. В построенной в 2004 г. синагоге «Бейт-Менахем» проводятся молитвы, однако миньян (10 евреев, соответствующих требованиям еврейского религиозного закона, необходимых для коллективной молитвы) проблематично собрать даже в шабат. В канун шабата, в пятницу вечером, миньяна в синагоге не собралось (было 7 галахических евреев, 10 человек на молитве). Миньян собрался на праздник Рош-ха-Шана (пришли около 30—40 человек).
В синагогу регулярно приходят как алахические евреи, так и таковыми не являющиеся, причем последние зачастую являются наиболее активными членами общины. Некоторые из них оказывают спонсорскую помощь. В пятницу вечером приходит в основном молодежь, в субботу утром — старики, многие из которых вернулись из Израиля. «Таких здесь большинство, — говорит раввин. — Евреев в области много, но значительная их часть ассимилирована и не проявляет никакого интереса к общинной жизни. Еврейская молодежь, которая ходит в синагогу, вся обрезана, в то же время первый за многие годы (за 11 лет, если не больше) младенец был обрезан в 2016 г. Евреев много предпринимателей, у большинства из них русские фамилии. При этом только один дает на общину 10 000рублей ежемесячно. Некоторые по 5000рублей».
Евреи — представители администрации области — в качестве прихожан в синагогу не ходят. При этом сложилась традиция визитов в синагогу на трапезу в осенний праздник Суккот — «поесть кошерной еды и выпить водки». В то же время администрация области и города, в составе которой немало евреев, часто назначает еврейские культурные фестивали на шабат, делая невозможным участие раввина, и принципиально отказывается их переносить, настаивая на «светском характере области».
По соседству с синагогой в двухэтажном здании располагается Биробиджанская еврейская религиозная община «Фрейд». Несмотря на присутствие в названии слова «религиозная», по сути это светская общинная организация. Основная ее функция — официальное представительство евреев области, культурные и образовательные проекты, оказание помощи нескольким сотням малоимущих евреев по линии американской благотворительной организации «Джойнт».
Существует и вторая общинная организация — местная религиозная иудейская община «Бейт-Тшува», которая сложилась вокруг так называемой
«старой синагоги» литовского направления, действовавшей в городе с середины 80-х гг. ХХ века. Община формально входит в Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России (КЕРООР). Раввина в общине в настоящий момент нет. «В какой-то момент он сказал, что уже нет ни одного еврея, закрыл синагогу, забил досками окна и уехал е Израиль», - рассказывают в общине. К тому времени закончилась и материальная помощь от КЕРООР. Тем не менее община продолжила существование без раввина. Ее возглавила женщина, еврейка по отцу, евреем также был ее муж. В синагоге хранится кошерный свиток Торы, собраны три уникальных Арона-Кодеша (ритуальный шкаф для хранения свитков Торы), сделанных в советское время из сервантов, находятся сидуры (молитвенники) дореволюционного издания. Люди собираются по субботам и еврейским праздникам, читают еврейские тексты.
Отношения между двумя религиозными общинами достаточно натянутые. «Хабадники» считают, что в общине «Бейт-Тшува», по сути, не осталось ничего еврейского: отсутствует соблюдение еврейских религиозных традиций, свиток Торы читает женщина и нееврейка по алахе, не соблюдаются правила кашрута и заповедей. В общине же «старой синагоги» считают, что «Бейт-Тшува» сохраняет основы ортодоксального, традиционного иудаизма, а Хабад таковым не является. Впрочем, утверждение это достаточно спорно, если принять во внимание, что в «Бейт-Тшува» приглашали представителей сектантского движения, так называемых «Мессианских евреев» [7] (синкретическая иудео-христианская секта).
Руководители общины «Бейт-Тшува» утверждают, что к ним приходят те, кто ностальгирует по старому еврейскому Биробиджану, в том числе и неевреи по происхождению. «Я сохраняю то, что есть, тут проходят шаба-ты, многим интфесно просто попить чай. В ту синагогу ("Бейт-Менахем") ходят молиться, чтобы было кошфно, здесь же у нас — по-домашнему», - рассказывает староста синагоги, женщина 50 лет. Синагога и община «Бейт-Тшува» выполняет таким образом функцию своего рода клуба по интересам. «Соблюдение шабата и традиций у людей ассимилироеанных ероде как бы ушло е прошлое. А тут — как-бы мигом у них есе еозеращается, хеатаются за сидуры (молитеенни-ки) и начинают что-то читать». По ее словам, контингент приходит разный: бабушки, кто-то из тюрем пришел, кто-то жил в Бире, других поселках и районах. «Мне кажется, они еоссоздают атмосффу, которая, может быть, была раньше: они быеают на шабате, зажигают сеечи, пьют чай потом». Руководитель общины рассматривает свою роль как миссию: «Вы еидите, еот наклоненное разрушающееся дерееянное здание. Задаю часто сама себе еопрос: "Нужна ли эта синагога? Сущестеоеать должна ли она?". И каждый раз, когда я задаю себе этот еопрос, — е этот момент обязательно кто-нибудь сюда заходит и гоеорит: "Ой, здесь была еще моя прабабушка!"».
научный проблемы национального дискурса журнал................................................................................................................................................
Так или иначе, но «классическая» еврейская община в ЕАО сложилась вокруг хабадской синагоги «Бейт-Менахем». Отношение к ней, как и к ортодоксальному иудаизму, у еврейских элит и биробиджанских евреев достаточно скептическое: с иудаизмом они себя не отождествляют. Но в то же время в беседах признают, что это своего рода ядро, точка кристаллизации, необходимая для дальнейшего существования еврейства в ЕАО. Вместе с тем основа еврейской самоидентификации в области выстроена на совершенно иных основаниях. Среди них можно выделить историко-культурные основания, существование городской общности евреев, наличие региональной еврейской общности.
Историко-культурные основания. Это прежде всего историческая память о переселении евреев на территорию нынешней ЕАО, об освоении земли, о создании первой еврейской общины. На ней воспитывается подрастающее поколение жителей области. Сюда входит и трагическая судьба евреев области в годы репрессий в 30-е — конец 40-х гг., и установка на необходимость изучения и поддержания этой истории, в том числе через изучение и поддержку идиш для «расшифровки» богатых архивов области (примечательно, что основные знатоки и преподаватели идиш в области — русские по национальности).
Исторически переселение оправдывается идеологическими причинами: необходимостью создания еврейского очага на Дальнем Востоке, советским романтическим идеализмом, стремлением посадить евреев на землю, обучив занятию производительным сельскохозяйственным трудом, избавлением от антисемитизма на новом месте; государственными задачами (заселение почти пустующей приграничной полосы на Дальнем Востоке, опасная граница с Маньчжурией-Японией); экономическими интересами (разгрузка перенаселенных западных районов страны, освоение новых хороших сельскохозяйственных земель). Область в советское время обеспечивала зерном, молоком и мясом значительную часть Дальнего Востока. Причем этот нарратив присутствует не только в Биробиджане, но и в районах области. Носители «исторической идеи» — евреи в органах власти, руководители общин, еврейские журналисты и активисты, интеллигенция. Они видят свою миссию в том, чтобы сохранить «знание» и передать свои взгляды следующим поколениям жителей области.
Наличие особой городской общности — «биробиджанцев», которая основана на культуре и отношениях той первой еврейской общины и которая на этой еврейской основе объединяет в себе людей разных национальностей. Особо привлекательной чертой местного общества «биро-биджанцы» (как, впрочем, и приезжие) считают практически полное отсутствие антисемитизма и национализма.
Наличие более широкой общности жителей ЕАО, которые считают правильным «перенимать еврейское» по факту своего рождения или проживания в еврейской административно-территориальной единице. Для этой группы характерны интернационализм, стремление знакомить детей с еврейской культурой на тематических занятиях, классах, кружках. «У нас и е школу с еерейским этнокультурным компонентом, и е Детско-юношеский центр еерейской культуры ходят дети есех национальностей, не только еереи: есть татары, молдаеане и русские. У людей есть интерес. Приходят к нам, просят езять ребенка. Спрашиеаем: "Еерей?". "Нет, не еерей, но еотребенку нраеится, он хочет, и мы хотим, чтобы он что-то знал, мы жиеем е Еерейской аетономной области, е еерейском Биробиджане" (мужчина 59 лет, г. Биробиджан, сентябрь 2016 г.)». «Да еидят люди, какие серьезные мы проеодим международные и областные фестиеали еерейской культуры и искусстеа». Массовая ассимиляция и отъезд в Израиль, с одной стороны, уменьшили количество евреев, но с другой - как бы растворили «еврейские связи» во всей популяции. «Спроси здесь любого местного русского, у него или есть здесь родстеенник еерей, или кто-то уехал е Израиль».
В заключение хотелось бы подчеркнуть ряд моментов.
Евреи и еврейский фактор присутствуют во всех районах области и занимают важную нишу в управленческой, культурной и бизнес-элите ЕАО. Таким образом, именно евреи и еврейство являются своего рода связующим звеном в лоскутной территории ЕАО.
На еврейской основе формируется уникальная новая этнокультурная общность со своими особыми чертами и самоидентификацией. Неевреи по происхождению зачастую воспринимают еврейскую культуру, историю ЕАО как часть своей собственной идентичности.
Внутри этой новой общности существует и развивается традиционная еврейская общинная инфраструктура с синагогой, кошерным общепитом, образованием и т. д.
Такая матрица может стать основной для развития отношений ЕАО с Израилем, другими государствами и регионами, в которых сильны еврейские общины или же еврейский компонент является значимым, или же просто с еврейством как интернациональной платформой. Примечательно, что в соседнем Китае также начали проявлять интерес к ЕАО именно как к еврейскому анклаву, к истории и культуре области. На регулярной основе проводится обмен делегациями с провинцией Хэйлуцзян. В приграничном китайском Ляобане построили синагогу и парк межнациональной дружбы с использованием еврейской символики. Дошло до анекдотичного случая, когда мэр этого города предложил раввину Биробиджана стать раввином синагоги Ляобаня, где нет ни одного еврея, и не понял, почему тот ответил отказом.
Итак, наличие небольшой, но живой, функционирующей по всем строгим правилам еврейской религиозной общины способствует сохранению еврейского ядра и еврейского характера ЕАО, а также консолидации более широких слоев (в том числе представителей власти), евреев и неевреев вокруг еврейского историко-культурного наследия области. Евреи и еврейский фактор в ЕАО являются связующим звеном для разнородной экономико-географической и этносоциальной структуры области (об этом подробнее в статье Ю.М. Плюснина «Этносоциальный потенциал территории: особый случай Еврейской автономной области» в этом же номере «Идей и идеалов»). Функционирование еврейских общин способствует формированию в ЕАО «многонационального еврейского народа» (формулировка С.Г. Кордонского). И, наконец, развитие еврейских общин и консолидация вокруг них населения области обеспечивает укрепление этносоциального потенциала ЕАО в целом.
Литература
1. Биробиджанер Штерн [Электронный ресурс] // Издательский дом «Биробиджан»: web-сайт. — URL: http://www.gazetaeao.ru/birobidzhaner-shtern/ (дата обращения: 02.10.2018).
2. Закон о возвращении (1950) [Электронный ресурс] // Официальный сайт парламента Государства Израиль. — URL: https://knesset.gov.il/laws/ru/ LawOfReturn_ru.htm (дата обращения: 02.10.2018).
3. Конституция РФ. Последняя действующая редакция с комментариями [Электронный ресурс]. — URL: http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-26-krf (дата обращения: 02.10.2018).
4. МБОУ «Лицей № 23 с этнокультурным (еврейским) компонентом» г. Биробиджана [Электронный ресурс]: web-сайт. — URL: http://23-school.ru (дата обращения: 02.10.2018).
5. Международный фестиваль еврейской культуры и искусства [Электронный ресурс]: web-сайт. — URL: http://festival.eao.ru (дата обращения: 02.10.2018).
6. Надписи на языке идиш узаконили в ЕАО [Электронный ресурс] // EAO-media.ru: web-сайт. — 2017. — 15 июля. — URL: http://eaomedia.ru/news/606740/ (дата обращения: 02.10.2018).
7. Последователи мессианского иудаизма из Австралии выступили с концертом в Биробиджане [Электронный ресурс] // EAOmedia.ru: web-сайт. — URL: http://eaomedia.ru/news/294811/ (дата обращения: 02.10.2018).
8. Тома официальной публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года. Т. 1. Численность и размещение населения [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — URL: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/ perepis2010/croc/Documents/Vol4/ pub-04-04.pdf (дата обращения: 02.10.2018).
9. Экс-премьер России Примаков призвал упразднить Дальневосточный регион [Электронный ресурс] // Восток Медиа. — 2015. — 17 января. — URL: https:// vostokmedia.com/news/society/17-01-2015/eks-premier-rossii-primakov-prizval-uprazdnit-dalnevostochnyy-region (дата обращения: 02.10.2018).
В цикл статей, исследующих этносоциальный потенциал уникального образования - Еврейской автономной области, входят также следующие статьи, опубликованные в этом же номере «Идей и идеалов»:
Этносоциальный потенциал территории: особый случай Еврейской автономной области / С.Г. Кордонский, М.И. Чернов, О.А. Моляренко, Ю.М. Плюснин;
Плюснин Ю.М. Территория общественного благополучия. Взаимодействие этносоциальных групп в Еврейской автономной области;
Бляхер Л.Е. Кто такие «еврейцы», или опыт культурного синтеза на Амуре.
Статья поступила в редакцию 08.04.2018 г. Статья прошла рецензирование 16.05.2018 г.
SCIENTIFIC PROBLEMS OF NATIONAL DISCOURSE JOURNAL...............................................................................................................................................
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-4.1-160-171
JEWISH COMMUNITIES AND "THE JEWISH FACTOR" IN THE JEWISH AUTONOMOUS REGION
OF RUSSIA
Chernov Mikhail,
Master of Sociology,
Chairman of the Board of the Fund for the Support and Development
of Jewish Culture, Traditions, Education and Science,
14, B-3, Spartakovskaya St., Moscow, 105082, Russian Federation
jewishfund1@gmail.com
Abstract
The article covers the current situation in the Jewish community of the Jewish Autonomous Region (JAR) and the significant place of the "Jewish factor" in the social structure of the region. The Jewish factor is not always confined to ethnicity. Surveillance and in-depth interview were the main research methods used by the author. The study is conducted due to a grant from the "Khamovniki" Foundation for Social Research.
Despite a small number of Jews living in the region (according to the data of the All-Russian population census and the estimated data of Jewish communities themselves), the "Jewish factor" is significant in the regional life. Jews and the "Jewish factor" are present in all areas of the autonomous region. They are an important part of the administrative, cultural, and business elite of the JAR.
Thus, it is Jews and Jewry that are a kind of band which binds together the fragmented territory of the JAR. A unique new ethno-cultural community with its own special features and self-identification is being formed on a Jewish basis. Non-Jews by birth often perceive Jewish culture, the history of specific features of the JAR as part of their own identity.
Within this new community, there exists and develops a traditional Jewish communal infrastructure with a synagogue, a kosher public catering, education, etc. The presence of a small, but actively functioning Jewish Orthodox community contributes to the preservation of the Jewish core and Jewish character of the JAR, as well as the consolidation of broader social groups (including government officials), Jews and non-Jews around the Jewish historical and cultural heritage of the region. Jews and the Jewish factor in the JAR are the connecting link for the heterogeneous economic-geographical and ethno-social structure of the region. The functioning of the Jewish communities of the JAR contributes to the formation of a "multinational Jewish people" in the JAR (according to the concept of Simon Kordonsky). The development of Jewish communities and the consolidation around them ensure strengthening of the ethno-social potential of the Jewish Autonomous Region.
Keywords: Jews, Birobidzhan, the Jewish Autonomous Region, Jewish communities, Judaism, Jewish identity, Jewish Culture
Bibliographic description for citation:
Chernov M. Jewish communities and "the Jewish factor" in the Jewish Autonomous Region of Russia. Idei i idealy — Ideas and Ideals, 2018, no. 4, vol. 1, pp. 160—171. doi: 10.17212/2075-0862-2018-4.1-160-171.
References
1. Birobidzhaner Shtern [Birobidzhaner Stern]. Izdatel'skii dom "Birobidzhan" [Birobidzhan Publ.]: website. Available at: http://www.gazetaeao.ru/birobidzhaner-shtern/ (accessed 02.10.2018).
2. Zakon o vozvrashchenii (1950) [Law of Return (1950)].Ofitsial'nyi sait parlamenta Gosudarstva Izrail' [Official website of the Parliament of the State of Israel]. Available at: https://knesset.gov.il/laws/ru/LawOfReturn_ru.htm (accessed 02.10.2018).
3. Konstitutsiya RF. Poslednyaya deistvuyushchaya redaktsiya s kommentariyami [Constitution of the Russian Federation. The last valid version with comments]. Available at: http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-26-krf (accessed 02.10.2018).
4. MBOU "Litsei № 23 s etnokul'turnym (evreiskim) komponentom"g. Birobidzhana [The website of the FBEI "Lyceum N 23 with the ethnocultural (Jewish) component" of Birobidzhan]. Available at: http://23-school.ru (accessed 02.10.2018).
5. Mezhdunarodnyifestival' evreiskoi kul'tury i iskusstva [The site of the International festival of Jewish culture and art]. Available at: http://festival.eao.ru (accessed 02.10.2018).
6. Nadpisi na yazyke idish uzakonili v EAO [The lettering in Yiddish language legalized in the EAO]. EAOmedia.ru, 15 July 2017. Available at: http://eaomedia.ru/ news/606740/ (accessed 02.10.2018).
7. Posledovateli messianskogo iudaizma iz Avstralii vystupili s kontsertom v Bi-robidzhane [Followers of Messianic Judaism from Australia made a concert in Birobidzhan]. EAOmedia.ru. Available at: http://eaomedia.ru/news/294811/ (accessed 02.10.2018).
8. Toma ofitsial'noi publikatsii itogov Vserossiiskoi perepisi naseleniya 2010 goda. T. 1. Chislennost' i razmeshchenie naseleniya [Volume of official publication of the results of the 2010 Russia's Population Census. Vol. 1. Population and population]. Ofitsial'nyi sait Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki [Official site of the Federal State Statistics Service]. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/ croc/Documents/Vol4/pub-04-04.pdf (accessed 02.10.2018).
9. Eks-prem'er Rossii Primakov prizval uprazdnit' dalnevostochnyi region [Former Prime Minister of Russia Primakov called to abolish the Far Eastern region]. Vostok Media, 2015, January 17. Available at: https://vostokmedia.com/news/soci-ety/17-01-2015/eks-premier-rossii-primakov-prizval-uprazdnit-dalnevostochnyy-re-gion (accessed 02.10.2018).
The article was received on 08.04.2018. The article was reviewed on 16.05.2018.