ОШ МАМЛЕКЕТТИК УНИВЕРСИТЕТИНИН ЖАРЧЫСЫ
ВЕСТНИК ОШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА BULLETIN OF OSH STATE UNIVERSITY
ISSN: 1694-7452 e-ISSN: 1694-8610
№2/2024, 416-423
ЭКОНОМИКА
УДК:
DOI: 10.52754/16948610 2024 2 41
ЕВРАЗИЙСКИЙ СЕТЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ: ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ V СВОБОДЫ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ
ЕВРАЗИЯЛЫК ТАРМАКТЫК УНИВЕРСИТЕТ: ЕВРАЗИЯ ЭКОНОМИКАЛЫК БИРИМДИГИНДЕ 5 -ЭРКИНДИКТИ ИЛГЕРИЛЕТYY МYМКYНЧYЛYКТeРY
EURASIAN NETWORK UNIVERSITY: OPPORTUNITIES FOR PROMOTING THE 5th FREEDOM IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION
Ажекбаров К.А.
Ажекбаров К.А. Ajekbarov К.А.
д. э. н., Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова
э.и.д., профессор, М. Рыскулбеков атындагы кыргыз экономикалыкуниверситети Doctor of Economic Sciences, Honorary Professor of the Ryskulbekov Kyrgyz economic university
ajekbarov@,gmail.com_
Камчыбеков Т.К.
Камчыбеков Т.К. Kamchybekov T.K.
д. э. н., профессор, Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова
э.и.д., профессор, М.Рыскулбеков атындагы Кыргыз экономикалык университети Dr. Professor, Kyrgyz Economic University named after. M. Ryskulbekov
almazkr@mail. ru_
Сильвестров М.В.
Сильвестров М.В. Silvestrov M. V.
Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова
М.Рыскулбеков атындагы Кыргыз экономикалык университети Kyrgyz Economic University named after. M. Ryskulbekov [email protected]
ЕВРАЗИЙСКИЙ СЕТЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ: ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ V СВОБОДЫ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ
Аннотация
В данной работе рассматриваются возможности реализации в Евразийском экономическом союзе V-ой свободы - свободы знаний, которая могла бы дополнить действующие в Союзе 4 принципа -свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Сближение систем и стандартов профессионального образования государств-членов ЕАЭС в контексте развития ранка труда ЕАЭС становится все более актуальным по мере углубления интеграционных процессов. Создание научно-образовательных консорциумов по приоритетным областям профессиональной подготовки кадров может стать одним из действенных механизмов реализации V-ой свободы в Евразийском экономическом союзе. Такие консорциумы могут заложить фундамент для дальнейшего углубления сотрудничества стран ЕАЭС в сфере профессионального образования, что особенно актуально в условиях углубления евразийских интеграционных процессов.
Ключевые слова: глобализация, международная интеграция, профессиональное образование, Евразийский экономический союз, Евразийский сетевой университет, Евразийская профессиональная школа, подготовка кадров, рынок труда, трудовая миграция.
ЕВРАЗИЯЛЫК ТАРМАКТЫК УНИВЕРСИТЕТ: ЕВРАЗИЯ ЭКОНОМИКАЛЫК БИРИМДИГИНДЕ 5-ЭРКИНДИКТИ ИЛГЕРИЛЕТYY МYМКYНЧYЛYКТвРY
Аннотация
Бул эмгек Евразия экономикалык биримдигинде V-эркиндикти ишке ашыруунун мумкунчулуктерун -Биримдикте иштеп жаткан 4 принципти -товарлардын, кызмат керсетуулердун, капиталдын жана жумушчу кучтун эркин кыймылын толуктай ала турган билим эркиндигин карайт. ЕАЭБдин эмгек рыногун енуктуруу контекстинде ЕАЭБге муче мамлекеттердин кесиптик билим беруу системаларынын жана стандарттарынын
конвергенциясы интеграциялык процесстер терендеген сайын актуалдуу болуп баратат. Кесиптик даярдоонун артыкчылыктуу багыттары боюнча илимий жана билим беруу консорциумдарын тузуу Евразия экономикалык биримдигинде Бешинчи Эркиндикти ишке ашыруунун натыйжалуу механизмдеринин бири болуп калышы мумкун. Мындай консорциумдар ЕАЭБ елкелерунун ортосунда кесиптик-техникалык билим беруу тармагында кызматташууну мындан ары терендетууге негиз тузе алат, бул евразиялык интеграциялык процесстерди терендетуу шартында езгече маанилуу.
EURASIAN NETWORK UNIVERSITY: OPPORTUNITIES FOR PROMOTING THE 5TH FREEDOM IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION
Abstract
This work examines the possibilities of implementing the Vth freedom in the Eurasian Economic Union - freedom of knowledge, which could complement the 4 principles operating in the Union - free movement of goods, services, capital and labor. The convergence of systems and standards of vocational education of the EAEU member states in the context of the development of the EAEU labor market is becoming increasingly relevant as integration processes deepen. The creation of scientific and educational consortia in priority areas of professional training can become one of the effective mechanisms for the implementation of the Fifth Freedom in the Eurasian Economic Union. Such consortia can lay the foundation for further deepening cooperation between the EAEU countries in the field of vocational education, which is especially important in the context of deepening Eurasian integration processes.
Ачкыч свздвр: ааламдашуу, эл аралык интеграция, кесиптик билим беруу Евразия экономикалык биримдиги, Евразия тармактык университети, Евразия кесиптик мектеби, кадрларды даярдоо, эмгек рыногу, эмгек миграциясы.
Keywords: globalization, international integration, vocational education, Eurasian Economic Union, Eurasian Network University, Eurasian Professional School, personnel training, labor market, labor migration.
Введение
Процессы глобализации и международной интеграции стремительно развиваются во всем мире, охватывая большинство сфер и отраслей народного хозяйства, в том числе сферу профессионального образования. В немалой мере эти процессы затронули страны евразийского пространства - Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россию, учредившие Евразийский экономический союз как региональное интеграционное объединение. Согласно статье 1 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Договор о ЕАЭС) Евразийский экономический союз (Союз, ЕАЭС) является экономическим объединением, в рамках которого обеспечивается принцип 4 свобод - свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
В соответствии со статьей 4 Договора о ЕАЭС, основными целями Союза являются создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения; стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
Как следует из приведенных определений, в праве ЕАЭС не предусмотрено развитие интеграционного сотрудничества стран в гуманитарных направлениях, а созданный 5 странами Союз является исключительно экономическим объединением. При этом вопросы образовательной сферы ограничиваются в нормативно-правовой базе Союза только признанием в государствах-членах ЕАЭС документов о профессиональном образовании трудящегося мигранта для осуществления им трудовой деятельности в любой стране Союза.
С момента вступления в силу Договора о ЕАЭС в государствах-членах ЕАЭС признаются документы об образовании по большинству специальностей. Недавно также было устранено изъятие, касающееся необходимости признания документов о профессиональном образовании для занятия педагогической и юридической деятельностью. В то же время ограничение по признанию дипломов в ЕАЭС имеется для тех трудящихся, которые претендуют на занятие медицинской или фармацевтической деятельностью.
Важной вехой для дальнейшего углубления интеграционного сотрудничества стран ЕАЭС стало утверждение Высшим Евразийским экономическим советом Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года (Решение ВЕЭС от 11 декабря 2020 г. № 12). Механизмы реализации Стратегии-2025 также направлены на дальнейшее развитие рынка трудовых ресурсов Союза.
В результате реализации Стратегии-2025 в части дальнейшего развития рынка труда в ЕАЭС были достигнуты следующие результаты: 1. закреплено признание документов об ученых степенях и ученых званиях на основе международных договоров в рамках ЕАЭС (Протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС от 31 марта 2022 г.); 2. подписано Соглашение от 8 июня 2023 г. о взаимном признании документов об ученых степенях, обеспечивающее прямое признание ученых степеней для осуществления трудовой деятельности; 3. создан регулярно актуализируемый раздел «Экономическое сотрудничество в сфере профессионального образования» на главной странице официального сайта
Евразийской экономической комиссии (Комиссия), где размещается информация в сфере профессионального образования.
Также в рамках реализации Стратегии-2025 были приняты следующие рекомендации Коллегии Комиссии: «О минимально необходимых сведениях в национальных информационных ресурсах, используемых в целях проверки факта выдачи документа об образовании» от 12 мая 2022 г. № 17; «О рекомендуемых квалификационных требованиях к наиболее востребованным профессиям в сфере образования» от 17 мая 2022 г. № 18; «О развитии дистанционного обучения при реализации профессиональных образовательных программ в государствах - членах Евразийского экономического союза» от 6 декабря 2022 г. № 44; «О развитии профессионального образования в государствах-членах Евразийского экономического союза в целях формирования единого рынка трудовых ресурсов в рамках Союза» от 24 октября 2023 г. № 30.
Международная практика показывает, что по мере углубления интеграционного взаимодействия важное значение для развития рынка труда приобретают вопросы сопоставимости системы подготовки кадров в странах одного интеграционного блока, что закладывает предпосылки для формирования общего образовательного пространства в интеграционном объединении, в том числе в ЕАЭС.
В глобальном смысле формирование общего образовательного пространства в ЕАЭС является важной стратегической задачей на перспективу. Это было подчеркнуто Президентом Российской Федерации
В.В. Путиным во время заседания Высшего Евразийского экономического совета 25 мая 2023 г., который выступил с инициативой о расширении горизонта сотрудничества стран, предложив в рамках Союза добавить к четырем известным свободам, пятую - свободу знаний, которая могла бы реализована на основе общих принципов и стандартов образования.
Высокую значимость развития сферы профессионального образования в ЕАЭС обозначил в своем выступлении Президент Кыргызской Республики С.Н. Жапаров на заседании Высшего Евразийского экономического союза
25 декабря 2023 г., отметив необходимость уделить внимание развитию среднего профессионального образования в Союзе. Так как, именно профессиональное образование и подготовка кадров по среднетехническим специальностям сейчас востребована на рынке труда Союза.
Возможности реализации инициатив глав государств является задачей на перспективу, которая требует достаточно длительного времени для дальнейшего совершенствования правового поля Союза и дополнение действующей нормативной базы ЕАЭС сферой профессионального образования. Кроме того, проблемой здесь может также быть политическая неготовность государств-членов ЕАЭС к расширению горизонта сотрудничества в гуманитарном направлении.
Одним из возможных способов реализации V-свободы «свободы знаний» с учетом отсутствия в Союзе необходимой правовой базы, регулирующей вопросы сферы образования, может стать формирование научно-образовательных консорциумов вузов по областям специализации, которые могли бы стать фундаментом для сотрудничества научно-
образовательных учреждений стран ЕАЭС для разработки совместных образовательных программ, направленных на совершенствование системы подготовки кадров в ЕАЭС.
В рамках такого подхода вузы из разных стран ЕАЭС в инициативном порядке могут создавать коллаборации, одной из задач которых будет является повышение качества профессионального образования. Модель консорциума позволяет научно-образовательным организациям, входящим в данное объединение, без излишней формализации межгосударственными соглашениями обеспечить продуктивное взаимодействие в областях специализации, востребованных рынком труда. Создаваемая учебными учреждениями сеть в форме консорциума будет устойчивой, управляемой, контролируемой и достаточно гибкой т.к. сможет оперативно адаптироваться к изменениям образовательных программ и квалификационным требованиям при подготовке кадров для рынка труда ЕАЭС.
Успешными примерами применения этой модели стали созданные по инициативе вузов государств-членов ЕАЭС научно-образовательные консорциумы «Евразийский сетевой университет» (ЕСУ) и «Евразийская профессиональная школа» (ЕПШ), на базе которых продвигаются вопросы образовательной повестки ЕАЭС и совместной подготовки кадров для рынка труда Союза.
Инициатива создания Евразийского сетевого университета получила одобрение в рамках Первого Евразийского экономического форума, который состоялся 26 мая 2022 г. в г. Бишкек. Ректоры ведущих вузов признали значимую роль сетевых форм образования в развитии образовательного пространства ЕАЭС, подписав 25 мая 2022 г. Меморандум о взаимопонимании по созданию Евразийского сетевого университета.
ЕСУ как инновационная форма эффективной организации сетевого взаимодействия научно-образовательных учреждений ЕАЭС представляет собой оригинальный и перспективный проект интеграции национальных образовательных систем высшего образования. Особенность ЕСУ заключается в его ориентации на профессиональную подготовку кадров для рынка трудовых ресурсов ЕАЭС на основе права Союза.
В соответствии с Меморандумом и Положением о ЕСУ целью создания университета является его закрепление для государств-участников ЕАЭС в качестве научно-образовательного и методического центра в области экономического, управленческого и технического образования, в задачи которого входят:
1. разработка и внедрение новых совместных образовательных программ и форм обучения, направленных на совершенствование и модернизацию системы подготовки кадров;
2. создание системы организационно-методической поддержки реализации совместных образовательных программ, интеграция учебной и научной деятельности для развития ЕСУ, как инновационного исследовательского центра;
3. поддержка развития и совершенствование педагогического и научного потенциала ЕСУ, активное усовершенствование и углубление прикладных и фундаментальных исследований;
4. создание эффективной интегративной системы научных исследований и профессионального образования в приоритетных для ЕАЭС сферах, реализации совместных образовательных, научных, информационно-аналитических, историко-культурных и иных
инновационных программ и проектов на основе интеграции научного, образовательного, инновационного и технологического потенциала организаций - участников ЕСУ;
5. развитие сотрудничества вузами странами ЕАЭС в научной и образовательной сфере.
В настоящий момент в состав ЕСУ входят более 30 ведущих вузов из всех государств Союза. За относительно короткое время ЕСУ проведена большая организационная и содержательная работа - сформирован состав Координационного совета ЕСУ, в который вошли ректора вузов, образован Секретариат ЕСУ на базе Государственного университета управления, обеспечивающий повседневную деятельность ЕСУ. В ЕСУ организованы следующие структурные подразделения, которые закреплены за образовательными организациями:
Центр научного сотрудничества - Армянский государственный экономический университет (г. Ереван, Армения);
Центр 1Т-технологий - Белорусский государственный университет (г. Минск, Беларусь);
Центр компетенций ЕСУ (депозитарий) - Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова (г. Бишкек, Кыргызстан);
Центр образовательных программ и методического обеспечения - Университет при Межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС
(г. Санкт - Петербург, Россия);
Центр стратегического развития и международного сотрудничества - Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
(г. Москва, Россия);
Центр цифровой энергетики и инженерии - Национальный исследовательский университет «МЭИ» (г. Москва, Россия).
В перспективе в структуре ЕСУ на базе Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана планируется создать Центр искусственного интеллекта.
С точки зрения содержательной работы при поддержке вузов - участников ЕСУ в 2023 г. издано учебное пособие «Евразийская экономическая интеграция: теория и практика», детально раскрывающее вопросы интеграционных процессов в ЕАЭС. Учебное пособие предназначено для бакалавров, магистрантов, аспирантов, а также преподавателей вузов по направлениям: международные экономические отношения, государственное и муниципальное управление, международное право.
На базе ЕСУ в 2024 г. была запущена программа дополнительной профессиональной подготовки «Стратегическое планирование и макроэкономическое прогнозирование: теоретические основы и практика ЕАЭС», направленная на повышение квалификации специалистов государственных органов ЕАЭС, в том числе в части разработки проектов документов союзного масштаба.
Кроме того, вузами-участниками ЕСУ разработана модельная магистерская программа «Экономика интеграционных процессов Евразийского экономического союза». Реализация программы начнется
в 2024 г. на базе Государственного университета управления по схеме двухлетней подготовки магистров в соответствии с самостоятельно устанавливаемым стандартом по направлению подготовки «Экономика».
Для подготовки специалистов по программам среднего профессионального образования в 2023 г. основан научно-образовательный консорциум «Евразийская профессиональная школа». Инициаторами создания Консорциума выступили Научно-исследовательский университет «Кыргызский экономический университет им. Мусы Рыскулбекова», Автономная некоммерческая организация высшего образования «Открытый гуманитарный институт» и Ошский Государственный Университет.
Целью создания ЕПШ является организационно-методическое сопровождение развития среднего профессионального образования в странах ЕАЭС через использование передовых практик и объединение усилий.
Основные направления работы консорциума включают:
1. проведение исследований для создания общего научно-методического пространства;
2. выработку предложений по улучшению нормативной базы ЕАЭС в сфере средне-специального профессионального образования;
3. поддержку интеграции профессионально-технического образования ЕАЭС.
Ближайшие планы ЕПШ включают разработку образовательных программ, в том числе обучение молодежи из Кыргызской Республики в российских учебных заведениях по выделенным квотам, планов научно-исследовательских работ, создание специализированного журнала, работу по повышению финансовой и предпринимательской культуры среди студентов, организацию образовательного туризма на территории ЕАЭС.
Таким образом, возможности формирования общего образовательного пространства в ЕАЭС для реализации V-свободы «свободы знаний» в настоящее время ограничены действующей нормативно-правовой базой Союза и различной степенью заинтересованности государств-членов ЕАЭС в дальнейшем углублении интеграции, в том числе в образовательной сфере. Нормативно-правовая база ЕАЭС регулирует лишь узкую часть вопросов профессионального образования, связанную с признанием документов об образовании трудящегося мигранта из государства-члена ЕАЭС для осуществления им трудовой деятельности в Союзе.
Логика развития интеграционных процессов в ЕАЭС и международный опыт показывают, что по мере углубления странами интеграционного взаимодействия важное значение для дальнейшего развития рынка труда приобретают вопросы подготовки кадров. Это требует от стран Союза скоординированных действий по сближению систем высшего и среднего профессионального образования с дальнейшим выходом на формирование общего образовательного пространства ЕАЭС.
Организация консорциумов научно-образовательных организаций ЕАЭС по областям специализации может быть эффективным механизмом для реализации принципа V-ой свободы и подготовки квалифицированных кадров для рынка труда Союза.
Список литературы
1. Глазьев С.Ю. Акценты на опережающее развитие. Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. № 4. С. 9-10.
2. Евразийская экономическая интеграция: теория и практика. Учебное пособие / под редакцией академика РАН, д.э.н., проф. С.Ю. Глазьева, 2023.
3. Международный научно-образовательный консорциум «Евразийский сетевой университет» / под редакцией академика РАН, д.э.н., проф. С.Ю. Глазьева, 2023, С. 7-25.
4. Лупанов В.Н. Сетевая модель управления университетом в условиях глобализации и регионализации образования. Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 2. С. 63-68.
5. Максимцев И.А., Горбашко Е.А. Сетевые университеты в обеспечении качества образования в условиях международной интеграции. Национальные концепции качества: повышение качества в обеспечении конкурентоспособности экономики: сборник материалов Международной научно-правтической конференции / под редакцией д.э.н., проф. Е.А. Горбашко. - СПб.: Изд-во «Культинформ-пресс», 2015, С. 17-20.
6. Меликян А.В. Основные характеристики международных сетей университетов. Вопросы образования. 2014. №. 3. С. 100-117.
7. Неретина Е.А. Сетевое взаимодействие - основа динамичного развития вузов. Высшее образование в России. 2013. №. 4. С. 128-133.
8. Сагынбайкызы, Н. Кыргызстандын айыл чарбасынын Евразиялык экономикалык биримдиктеги социалдык-экономикалык кейгелеру / Н. Сагынбайкызы // Вестник Ошского государственного университета. - 2020. - No. 1-3. - P. 93-97. - EDN& ZEOBWO.
9. Сагынбай, К. Н. Эгемен Кыргызстандын айыл чарбасынын Евразиялык экономикалык биримдиктеги социалдык-экономикалык кейгелеру / К. Н. Сагынбай // Вестник Ошского государственного университета. - 2020. - No. 1-1. - P. 273-278. - EDN& CEAYZU.