Стародубцева Е.Б.
д.э.н., профессор, профессор Департамента мировой экономики и мировых финансов Финансового
университета
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Ключевые слова: ЕАЭС, единый торговый рынок, взаимная торговля, иностранные инвестиции, интеграционное объединение, финансовый рынок ЕАЭС.
Создание в 2015 году Евразийского экономического союза, с одной стороны, стало продолжением на новом качественном уровне сотрудничества прежде всего трех стран и присоединившихся к ним еще двух стран - Армении и Киргизии, с другой стороны, создание такого союза призвано было решить ряд насущных, прежде всего экономических проблем, накопившихся в каждой стране. Иначе говоря, ЕАЭС рассматривался и продолжает рассматриваться каждой из стран через призму своих геополитических и экономических интересов, решения собственных проблем. В частности, Белоруссия и Казахстан надеются в рамках ЕАЭС увеличить свои возможности провести индустриализацию, модернизировать производство, преодолеть текущие экономические проблемы, достичь роста торгово-экономического оборота. За счет доступа к российскому рынку капитала и сбыта Казахстан рассчитывает снизить зависимость экономики от опережающего развития нефтегазового сектора и преодолеть сырьевую ориентацию промышленного производства и экспорта. В то же время экономики данных стран заинтересованы в расширении рынков сбыта своей продукции, а наиболее емким в ближайшем окружении является российский рынок и рынок стран партнеров. Армения и Киргизия рассматривают евразийскую интеграцию через призму решения экономических проблем, отстаивание своих геополитических интересов1. В свою очередь, в рамках ЕАЭС Россия стремится расширить уровень сотрудничества с Белоруссией и Казахстаном, отношения с которыми динамично развивались последние годы. Прежде всего, это касается сотрудничества в топливно-энергетической, космической сферах, судостроении, машиностроении, сельском хозяйстве .
Не стоит забывать и о финансовом сотрудничестве стран, создание единого финансового рынка поможет обеспечить страны новыми инвестициями. Именно такие планы и привели к созданию и развитию ЕАЭС.
Развитие ЕАЭС основано на создании общих рынков товаров, услуг, рабочей силы и финансового рынка. Все эти рынки взаимосвязаны между собой, но предопределяющим для перспективного развития является рынок товаров и услуг в общем его виде. Именно развитие товарных потоков приводит к необходимости расширения финансовой сферы и перераспределения рабочей силы. Увеличение товарных потоков приводит к необходимости расширения взаимных расчетов, взаимных платежей, а, следовательно, не только в наличной форме, но и в кредитной, что должно способствовать расширению кредита как финансовой услуги, а следовательно, более тесному сотрудничество банков стран союза.
По прошествии почти трех лет были достигнуты в определенной степени планы практически всех государств по расширению торгового сотрудничества. Товарооборот стран ЕАЭС с 2015 года имеет тенденцию к росту. Только за 2017 год он увеличился на 26,1%. При этом товарооборот между отдельными странами, например, Казахстаном и Арменией, Беларусью и Кыргызстаном вырос в несколько раз. (табл.1)
Этому способствовал ряд факторов. Растущие санкции в отношении России привели к необходимости переноса торговли с третьих стран в ближние страны, о чем говорит рост экспорта России в страны ЕАЭС в 2017 году на 28%. Перераспределение товаропотока произошло и по другим странам. Возросла торговля всех стран с Россией не только в плане импорта продукции из России, но и экспорта в нее. Сказалась в определенной степени и проводимая политика импортозамещения, которая также отразилась на экспорте некоторой готовой продукции. По минеральным продуктам показатель увеличился на 3407,1 млн. долларов (на 29,4%), машинам, оборудованию и транспортным средствам - на 2329 млн. долларов (на 30,3%), металлам и изделиям из них - на 2232,7 млн. долларов (на 45,7%), продукции химической промышленности - на 1240,4 млн. долларов (на 23,2%), продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью - на 1056млн. долларов (на 14,8%). Такая ситуация во многом связана не столько с объемом экспорта, сколько имеет в основе своей стоимостную основу. Возросшие цены на энергоносители внесли свою лепту в такие хорошие результаты. Тем не менее, можно уже сейчас, ориентируясь на развитие мировой экономики, говорить о сложившейся тенденции к расширению объемов взаимной торговли.
1 Неймарк М.А. Русский мир и геополитика // Проблемы постсоветского пространства. 2015. - № 2 (4). - С. 78-100.
2
Жильцов С.С., Воробьев В.П., Шутов А. Д. Эволюция политики России на постсоветском пространстве. - М.: Восток - Запад, 2010. - С. 117-131.
Таблица 1
Товарооборот между странами ЕАЭС1
Млн. долл. В % к 2016 году Удельный вес в объеме, %
ЕАЭС 54 157,2 126,1 100,0
Армения 555,2 141,0 1,0 100,0
Беларусь 6,9 51,7 1,3
Казахстан 4,9 98,8 0,9
Кыргызстан 1,8 170,0 0,3
Россия 541,6 144,6 97,5
Беларусь 13 586,3 119,3 25,1 100,0
Армения 34,5 156,8 0,2
Казахстан 594,4 163,3 4,4
Кыргызстан 123,5 в 2,5 р. 0,9
Россия 12 833,9 117,2 94,5
Казахстан 5118,4 130,2 9,5 100,0
Армения 4,4 в 7,9 р. 0,1
Беларусь 95,5 в 2 р 1,9
Кыргызстан 503,3 115,1 9,8
Россия 4515,2 131,1 88,2
Кыргызстан 568,0 127,0 1,0 100,0
Армения 0,0 111,8 0,0
Беларусь 8,6 в 2,6 р. 1,5
Казахстан 297,2 111,9 52,3
Россия 262,2 147,0 46,2
Россия 34 329,3 128,1 63,4 100,0
Армения 1231,9 128,0 3,6
Беларусь 19 384,6 127,1 56,5
Казахстан 12 323,9 128,9 35,9
Кыргызстан 1388,9 134,5 4,0
Источник: Евразийская экономическая комиссия. Экспресс-информация 15 февраля 2018 г. Статистика Евразийского экономического союза. Департамент статистики. Об итогах внешней и взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза.
Как известно, интеграционные процессы хороши в том случае, если доля внутренней торговли каждой страны превышает внешнюю. Примером тому является ЕС, где среднее соотношение 60 к 30. К сожалению, такого не происходит в ЕАЭС, основные товаропотоки и соответственно торговые потоки, практически для всех стран, кроме Беларуси ориентированы на внешних партнёров и положительных изменений пока не видно. (рис.1.).
Россия Кыргыстан Казахстан Беларусь Армения ЕАЭС
91,3
64,1
47,8
78,1
70,8
85,8
0 20 40 60
внешняя торговля товарами с третьими странами
80 100 взаимная торговля товарами
Источник: Евразийская экономическая комиссия. Экспресс-информация 15 февраля 2018 г. Статистика Евразийского экономического союза. Департамент статистики. Об итогах внешней и взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза.
Рисунок 1.
Доля внутренней и внешней торговли в ЕАЭС в 2017 году
Расширение торгового сотрудничества в целом, показывает реальную возможность стран расширить свое торгово-экономическое сотрудничество на территории своих соседей. Однако, если посмотреть на торговлю с точки зре-
1 Объем экспортных операций во взаимной торговле.
ния ее структуры, то здесь пока никаких серьезных подвижек нет. Конечно, три года - это не срок, но цели в рамках развития производства и модернизации экономики пока далеки до исполнения. Как уже отмечалось, в соответствии с введенными санкциями, политика импортозамещения России в определенной степени начала изменять структуру экспорта и импорта, расширяется перечень готовой продукции, несколько сократилась доля экспорта минеральных ресурсов. Но как показывает статистика, это коснулось только торговли со странами дальнего зарубежья, но не стран ЕАЭС.
Причиной тому выступает необходимость в правильной, единой промышленной политике, которая пока находится лишь на уровне декларации. Тем не менее, в структуре промышленного производства ЕАЭС в январе 2018 года наибольший удельный вес занимала обрабатывающая промышленность (58,6%). Ее доля увеличилась по сравнению с январем 2017 года на 0,4 процентных пункта. Удельный вес горнодобывающей промышленности и разработки карьеров составил 28,2% (увеличился на 0,5 процентных пункта). Доля электроснабжения, подачи газа, пара и воздушного кондиционирования составила 11,8% (уменьшение на 0,8 процентных пункта)1. Однако доля обрабатывающей промышленности пока еще не столь велика. Понятно, что для достижения данных целей, и в частности расширения цифровой экономики в странах ЕАЭС, необходимы инвестиции, а, следовательно, не только внутренние, но и внешние для каждой страны. Поэтому для поддержания и развития товарного рынка необходимо создание еще и единого финансового рынка. Некоторые шаги в этом плане уже сделаны, в отдельных направлениях унифицируется законодательство, обсуждаются вопросы унификации подходов к развитию единой банковской системы на всем пространстве. Конечно, это вопрос времени. Ведь выровняв только законодательство, достичь нужных целей не удастся. В условиях серьезного различия в уровнях развития финансового рынка в целом, может появиться теневой финансовый рынок, что приведет к еще большим проблемам. Поэтому на повестке дня должны стоять вопросы выравнивания финансового сектора. Создание условий для проникновения и создания совместных банков, страховых компаний, доступа на рынок если не филиалов, то хотя бы представительств. Пока же, как показывает статистика, такое проникновение не особо заметно (табл. 2).
Таблица 2
Иностранные банки в странах ЕАЭС (2016)
Банки под иностранным контролем Представительства банков за рубежом
всего Государств - членов ЕАЭС других стран всего В странах ЕАЭС Другие страны,
Армения 9 1 8 3 1 2
Беларусь 14 6 8 8 1 7
Казахстан 14 5 9 6 1 5
Кыргызстан 11 4 7 2 1 1
Россия 92 5 87 30 6 24
Источник: Финансовые организации в Евразийском экономическом союзе 2012-2016. Статистический сборник; Евразийская экономическая комиссия. - М., 2017
Но если в банковской системе пока во всех странах есть представительства иностранных банков стран ЕАЭС, то со страховым сектором все несколько хуже. Только три страны имеют страховые компании под контролем стран ЕАЭС. Это Армения (1 из 3), Беларусь (2 из 9) и Казахстан (1 из 5). Поэтому возможности для перелива инвестиций пока ограничены.
Тем не менее, ежегодный перелив капитала имеет тенденцию к росту. Особенно это касается таких стран как Казахстан, который наращивает инвестиции в страны ЕАЭС, и в первую очередь в Российскую Федерацию - 374 млн. долларов, или 86%. На втором месте по казахстанским инвестициям в страны ЕАЭС находится Кыргызстан - 50 млн. долларов (11,5%). Приток же средств в Казахстан осуществляется преимущественно из России - в 2017 г. 1,2 млрд. долларов2. Общий объем обязательств Казахстана перед российскими инвесторами на конец 2017 года составил 11,8 млрд. долларов. Из них 24% приходится на обрабатывающую промышленность, и 21% на - горнодобывающий сектор. На втором месте по валовому притоку инвестиций в Казахстан из стран Союза в 2017 году находилась Беларусь - 81,4 млрд. тенге, на 28% больше чем в 2016 году. Приток инвестиций позволяет решать структурную политику в области модернизации основных отраслей промышленности. В целом же говоря о структуре ПИИ в ЕАЭС, стоит отметить, что 51,4% накопленных российских ПИИ в странах ЕАЭС ожидаемо приходится на топливный комплекс. Цветная металлургия, связь и ИТ, финансовый сектор и транспортный комплекс привлекли, соответственно, 13,9%, 3, 6,3 и 6,2%.3 Заметное место занимают ПИИ в оптовую и розничную торговлю, инфраструктурные сети. Россия привлекла из других стран ЕАЭС 3,6 млрд. долл., что может объясняться, среди прочего, ограниченными возможностями компаний из стран-партнеров к осуществлению капиталовложений. В основном это такие сферы хозяйствования, как транспортный, туристический, агропродовольственный и топливный комплексы, а также финансовый сектор и строительство.
Наибольших успехов в создании общих рынков страны ЕАЭС добились в рамках общего рынка трудовых ресурсов. Унификация многих социальных законов и принятие единых законов позволили в большей степени обеспечить либерализацию движения рабочей силы.
1 http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/Analytics/indicators201801.pdf
2 й^гст^
3 https://liter.kz/ru/articles/show/32967-kak_strany_eaes_odarivayut_drug_druga_investiciyami
В целом же стоит сказать, что сотрудничество в рамках ЕАЭС должно расширить возможности для стран-участников, в первую очередь, за счет унификации законодательства и согласованной макроэкономической политики, системы технического регулирования, тарифов монополий и т.д. Главным двигателем евразийской интеграции должно стать формирование единых кооперационных цепочек между предприятиями странами-членами ЕАЭС и развитие взаимной торговли, в которой сырьевые товары утратят свою ведущую роль1. Перспективы развития ЕАЭС будут определяться уровнем развития торгово-экономических отношений между его участниками, а также динамикой отношений с основными внешнеэкономическими и внешнеполитическими партнерами. В этом контексте можно выделить три сценария дальнейшего развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. Первый сценарий предполагает успешное развитие интеграции в рамках ЕАЭС. Для этого страны-участники должны преодолеть внутренние разногласия, усилить координацию внешнеэкономической деятельности и перейти к реализации совместных шагов во внешней политике. Кроме того, развитие ситуации в соответствии с данным сценарием приведет к резкому усилению внешнеполитических позиций России, интеграционная политика которой, а также сам ЕАЭС, будут привлекательны для других постсоветских государств2. Второй сценарий можно определить как умеренно оптимистичный. Нынешнее развитие ЕАЭС происходит в условиях санкций, введенных в отношении России, нестабильности цен на нефть, что сказывается на наполнении бюджета России и Казахстана, а также резкой активизации Китая в странах Центральной Азии, некоторые из которых являются членами ЕАЭС. Сохранение данных тенденций не позволяет ожидать качественного улучшения отношений между странами-членами ЕАЭС и соответственно, евразийская интеграция рискует превратиться в вялотекущий процесс. Третий, негативный сценарий, исходит из неспособности стран-участников ЕАЭС справиться с имеющимися между ними противоречиями, найти эффективные механизмы противодействия внешнему давлению.
ЕАЭС находится в начале своего становления, что неизбежно порождает конфликты между его участниками из-за столкновения интересов отдельных стран. Причины этого кроются в том, что изначально объединительные проекты задумывались как политические или геополитические образования, а экономические последствия не до конца просчитывались3. В последние годы страны постсоветского пространства делают упор на расширение экономического взаимодействия, рассматривая евразийскую интеграцию в качестве необходимого условия для последующего развития национальных экономик и достижения политической стабильности. С 2019 года планируется создать единый электроэнергетический рынок, принять новый Таможенный кодекс, что предполагает переход на электронный документооборот и ускорение таможенных процедур. На очереди создание единой платежной системы, которая станет еще одним шагом в рамках евразийской интеграции, который выгоден, в первую очередь, РФ4.
Дальнейшее расширение ЕАЭС в краткосрочной перспективе маловероятно. Все страны, которые были заинтересованы в сохранении тесного сотрудничества со странами постсоветского пространства, свой выбор сделали. В качестве потенциального участника интеграционного объединения рассматривается Таджикистан, для которого ЕАЭС представляет интерес в качестве инструмента решения ключевых проблем. Экономические проблемы в странах ЕАЭС пока не позволяют говорить о серьезных успехах. Тем не менее, страны ЕАЭС не спешат отказываться от интеграционного проекта, усматривая в его деятельности больше преимуществ, нежели негативных моментов. Более того, страны, входящие в ЕАЭС, разрабатывают дальнейшие планы, призванные расширить и укрепить сотрудничество в интеграционном объединении.
1 Лис И. Максимальный эффект от интеграции /Деловой Казахстан. 27 марта 2015. С. 1.
2
Мендкович Н.А. На пути к Евразийскому экономическому чуду. Россия и интеграция на постсоветском пространстве. -М.: Алгоритм, 2015. - С. 207.
3 Фоминских О. Взгляд из Беларуси: Казахстану пора отпустить тенге // Капитал (Казахстан). 2015. - 7 июля.
4 Молдабеков Д. ТС не хочет быть монетарной колонией США / Капитал (Казахстан). 2014. - 10 июля. - С. 1.