Научная статья на тему 'Евразийский экономический союз: новейший интеграционный старт'

Евразийский экономический союз: новейший интеграционный старт Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
150
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ЕАЭС) / EURASIAN ECONOMIC UNION (EAEU) / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ / ECONOMIC / ПОЛИТИЧЕСКИЙ / POLITICAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ / INTERNATIONAL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Феофанов Константин Анатольевич, Сологуб Виталий Игоревич

В статье предлагается краткое описание основных причин формирования новейшего интеграционного объединения Евразийского экономического союза. Анализируются первые успехи деятельности государств-членов союза в рамках вновь сформированной интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Феофанов Константин Анатольевич, Сологуб Виталий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Eurasian Economic Union: the newest integration start

The authors present a brief description of the main reasons for the formation of the newest integration Eurasian Economic Union. The authors analyse the first successes of the Union member states’ new integration activity.

Текст научной работы на тему «Евразийский экономический союз: новейший интеграционный старт»

Евразийская интеграция: социально-политические и социально-культурные процессы развития ^^^

К.А. ФЕОФАНОВ доктор политических наук, профессор, профессор кафедры Международных отношений Дипломатической академии МИД России*

В.И. СОЛОГУБ магистр международных отношений, аспирант Дипломатической академии МИД России**

Евразийский экономический союз: новейший интеграционный старт

На протяжении последних двух лет на пространстве Евразии функционирует вновь образованное интеграционное объединение - Евразийский экономический союз (далее -ЕАЭС), которое наращивает свой экономический потенциал и международный авторитет, ведет создание надгосударст-венной системы управления, расширяет сферы интеграции своих государств-членов, стремясь к гармонизации действующего законодательства. В настоящей статье мы рассмотрим, что именно позволило в столь экономически и политически непростых условиях создать жизнеспособную развивающуюся интеграционную структуру, а также проанализируем первые, доступные общественности интеграционные успехи объединения.

Идея создания некоего межгосударственного союза на территории Евразии не нова. Относительно конкретные теоретические черты евразийского надгосударственного образования начали формироваться в науке в 20-х - 30-х гг. ХХ в.:

* Феофанов Константин Анатольевич, e-mail: [email protected]

** Сологуб Виталий Игоревич, e-mail: [email protected]

известны труды лингвиста и публициста Н.С. Трубецкого1, экономиста и геополитика П.Н. Савицкого2 и историка Г.В. Вернадского3. По существовавшей исторической парадигме создание собирательно называемого Евразийского союза в целом представлялось идеологам как поэтапный переход к такому союзу от Союза Советских Социалистических Республик (далее - СССР) путем смены коммунистической идеологии на евразийскую. Первым практическим шагом в данном вопросе можно назвать предложение о формировании Союза Советских Республик Европы и Азии (Европейско-Азиатс-кого Союза) на основе проекта Конституции такого союза, разработанного академиком А.Д. Сахаровым4.

В указанном проекте евразийская интеграция была представлена как союз республик в виде «мягкой» федерации, что явилось более демократичным режимом управления по сравнению с существовавшей государственной структурой СССР. Более того, проект исходил из того, что субъектами нового союза, обладающими национальным суверенитетом (в том числе и фактически реализуемым правом выхода из союза), должны были стать около пятидесяти полностью равных по статусу, правам и обязанностям республик, в которые должны были быть преобразованы все союзные республики и автономии СССР (за исключением заявивших в то время о своей полной независимости трёх балтийских государств - Литвы, Эстонии, Латвии). Однако к реализации проект принят не был.

Процессы распада СССР и последующего создания Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) вносили свои коррективы в евразийские интеграционные идеи. Практически сразу после распада СССР в различных государствах, которые ранее входили в СССР, а теперь являлись членами СНГ, возникали теории некоего воссоздания СССР, пусть и в ином качестве, но со сравнимым международным авторитетом и экономическим потенциалом, что было вполне закономерным, поскольку после длитель-

1 Трубецкой Н.С. Евразийство. Общеевразийский национализм. Мы и другие. М., 2008, с. 18.

2 Савицкий П.Н. Евразийство // Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. Антология. URL: http: // www.gumilevica.kulichki.net/SPN/spn09.htm

3 Вернадский Г.В. Начертание русской истории. СПб., 2000, с. 22.

4 Сахаров А.Д. Проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии // Архив Сахарова. URL: http: // www.sakharov-archive.ru

ного советского периода экономической взаимодополняемости советских республик возникла жизненно необходимая потребность в экономической интеграции. Вместе с тем и, возможно, в целом это понимали и сами авторы теорий, их изыскания не могли дать толчок к политической интеграции государств, поскольку окружающие реалии претерпели значительные изменения и необходимы были «свежие» жизнеспособные идеи.

Ввиду конкретных исторических обстоятельств дискуссия о постсоветском евразийском сотрудничестве как в национальном, так и в международном поле свелась к двум основным вопросам: каким образом выстроить систему взаимодействия между государствами бывшего СССР и не будет ли это его своеобразным «возрождением»? Политическим деятелям, ответственным за формирование внешнеполитической повестки государств, предстояло ответить на данные вопросы.

Безусловно, интеграция в рамках СНГ решала ряд задач, стоявших перед государствами, однако, не давала возможность задействовать более глубокие, комплексные процессы взаимодействия, не рождала перспективу по выходу на новый уровень интеграции. Кроме того, набор имевшихся у СНГ административных и нормативно-правовых инструментов не позволял обеспечить глубокую экономическую интеграцию входивших в него государств. Для более эффективного решения поставленных вопросов, а также из-за появившейся жизненно важной потребности совместного взаимовыгодного экономического развития и был предложен проект интеграционного объединения -Евразийского союза. Такой проект был впервые обнародован президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в 1994 г.1. Предполагалось, что первоначально в Евразийский союз войдут пять государств бывшего СССР: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. Впоследствии все указанные государства стали членами ЕАЭС за исключением Республики Таджикистан, которая в настоящее время на уровне правительства рассматривает

1 Назарбаев Н.А. Лекция в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова от 29 марта 1994 года. URL: http://e-history.kz/ru/publications/view/567

перспективы вступления в ЕАЭС . Планировалось также, что в дальнейшем к союзу смогут присоединиться и другие государства - Республика Армения, Республика Узбекистан, Республика Молдова, а также, возможно, самопровозглашённые постсоветские государства - Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика, Нагорно-Карабахская Республика. Однако прогноз реализовался лишь в отношении Республики Армения, хотя остальные из названных государств также проявляют интерес к ЕАЭС.

Указанный проект сразу нашел себе сторонников, в том числе среди глав государств: А.Г. Лукашенко, А.А. Акаев, Б.Н. Ельцин, поддержка которых проявилась в заключении соответствующего Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях в 1996 г. Проект активно поддержали и политологи А.Г. Дугин2, А.С. Пана-рин3, С.Н. Гавров4, а также известный советский писатель Ч.Т. Айтматов и др.

Первым весомым практическим шагом на пути к реализации предложенного проекта интеграционного объединения можно назвать создание Союзного государства между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, поступательно получившее свое правовое закрепление в Договоре о Союзе Беларуси и России 1997 г. и Договоре о создании Союзного государства 1999 г. Данное объединение явилось самым прогрессивным в интеграционном смысле на территории бывшего СССР, поскольку включило в себя координацию всех основных сфер жизнедеятельности. Формирование объединения во многом стало положительным результатом эффективного политического диалога лидеров союзных государств.

Впоследствии, уже в начале 2000-х гг. с учетом опыта Союзного государства, оценив возможности и перспективы потенциального интеграционного сотрудничества, руководст-

1 Пресс-конференция по итогам деятельности Министерства экономического развития и торговли Республики Таджикистан в первом полугодии 2016 года. URL: http: // www.medt.tj/ru/news/novosti-rriinisterstva-ekonorTiiki/348-press-konferentsiya-po-itogam-deyatelnosti-v-pervom-polugodii-2016-goda

2 Дугин А.Г. Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева. М., 2004, с. 27.

3 Панарин А.С. О мире политики на Востоке и на Западе. М., 2000, с. 36.

4 Гавров С.Н. Модернизация во имя империи. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. М., 2004, с. 303.

во уже трех государств - Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - начинает формировать необходимую многофакторную основу для будущего интеграционного объединения. Кыргызская Республика и Республика Таджикистан также проявляют повышенный интерес к формируемой интеграции, но по-прежнему остаются от нее в стороне. Нужно отметить, что задача по формированию такой базы была весьма неоднозначной, поскольку интегрирующиеся государства объединяло единое советское прошлое с плановой экономической системой, сходной структурой органов государственной власти, системой социально-духовных ценностей, но вместе с тем, по итогам двадцатилетнего периода самостоятельного суверенного существования, интегрирующиеся акторы показали различные темпы развития, из-за чего возникла существенная потребность во взаимной гармонизации сложившихся в государствах систем общественных отношений.

Возможность использования наработок совместной деятельности в рамках СНГ в качестве начального капитала интеграции фактически привело к появлению на базе пяти государств - Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан - Таможенного союза и Единого экономического пространства (Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.), а также Евразийского экономического сообщества (далее -ЕврАзЭС) - «интеграционного предшественника» ЕАЭС.

После достаточно размеренного старта, который продлился более 15 лет, формирование новейшего интеграционного объединения1 стремительно набирает обороты с 2008 г. после создания единой таможенной территории в рамках ЕврАзЭС. Необходимо оговориться, что несмотря на активные позиции многих государств в рамках реализации совместной политики в СНГ политическую волю на углубление интеграции на рассматриваемом этапе мы увидим только у Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, поскольку, отвечая признакам теселент-ного вида новейших интеграций, другие государства на тот

1 Сологуб В.И. Новейшие интеграционные объединения: понятие и классификация // Научные ведомости Белгородского государственного университета. История. Политология, 2015, № 19 (216), вып. 36, с. 178.

момент не смогли функционально определить свое участие в интеграции. Кроме того, только три указанных государства первоначально смогли бы внести существенный вклад в развитие интеграции: Республика Беларусь за счет сохранения основ плановой экономической модели и высокого уровня производства сельскохозяйственной продукции и техники, а также Республика Казахстан и Российская Федерация в силу существования значительного сырьевого потенциала и высокого по сравнению с остальными государствами внешнеторгового оборота. Таким образом, создавая единое безбарьерное экономическое пространство, акторы могли осуществлять реализацию своей продукции на ощутимо большем количестве рынков сопредельных государств без дополнительных таможенных затрат.

Указанные нововведения способствовали созданию механизмов конкуренции среди государств, что спровоцировало совершенствование рыночных институтов, административных процедур, улучшение делового и инвестиционного климата. В указанных целях был создан и ряд общественных организаций, бизнес-ассоциаций трех стран, в частности, Белорусско-Казахстанско-Российский бизнес-диалог с предпринимательским сообществом государств-членов Таможенного союза, преобразовавшийся впоследствии в Деловой совет ЕАЭС, а также различные экспертные советы. Кроме того, был значительно увеличен объем товаров для личного потребления, которые можно было теперь ввозить беспошлинно1. Интеграционная политика базировалась на согласованных действиях в ключевых областях - макроэкономике, обеспечении правил конкуренции, сфере технических регламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий. 1 июля 2011 г. на пространстве трех указанных государств начинает свою полноценную работу первый кодифицированный нормативно-правовой акт объединения - Таможенный кодекс Таможенного союза, что позволило создать общий рынок числом в более чем 165 млн. потребителей.

Экономическая основа евразийского интеграционного объединения, являясь основополагающей, была сопряжена и с социальными вопросами развития сотрудничества, тре-

1 См.: Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия, 2011, 3 октября.

бовавшими своего разрешения и в рамках новейшей интеграции. По сообщениям официальных лиц в рамках интеграции изначально рассматривались вопросы создания основ единой визовой и миграционной политики (по аналогии со странами Шенгенского соглашения)1. Указанные обстоятельства позволили повысить привлекательность интеграции, обеспечить поток лиц, направляющихся в ЕАЭС с целью обучения, работы, туризма, нарастить приграничное сотрудничество.

Существенный рывок в своем развитии новейшее интеграционное объединение получило при учреждении новой международной организации региональной экономической интеграции - ЕАЭС и наделении ее международной правосубъектностью путем подписания 29 мая 2014 г. Договора о Евразийском экономическом союзе. Особое значение имело формирование институциональной основы интеграции по смыслу понятия, заложенного Г. Крамером2, т.е. поступательное создание надгосударственных структур, которое обусловливает функционирование единого интеграционного пространства с точки зрения ведения единой

- 3

скоординированной политики и достижения единых целей . В качестве такой основы выступили Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия (с действующими Коллегией Евразийской экономической комиссии, Советом Евразийской экономической комиссии и отраслевыми консультативными органами) и Суд ЕАЭС, которые явились преемниками первичных надгосударственных образований: Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав Государств и на уровне глав Правительств, Интеграционного комитета ЕврАзЭС, Комиссии таможенного союза и Суда ЕврАзЭС. В перспективе к 2025 г. в рамках ЕАЭС планируется создание единого финансового регулятора.

Представляется, что указанные «скачки» интеграционной активности были вызваны соответствующими обстоятельствами политической и экономической реальности. В частности, одним из основных обстоятельств, повлекших

1 См. там же.

2 См.: Кrаmеr H. Formen und Methoden der internationalen wirtschaftlichen Integration Versuch einer Systematik. Tübingen, Mohr (Siebeck), 1969, р. 18.

3 См.: Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия, 2011, 3 октября.

скачок в развитии ЕврАзЭС в 2008-2009 гг., стал мировой экономический кризис, а началу практической реализации проекта ЕАЭС предшествовал развивающийся международный политический кризис, санкционная политика отдельных государств, падение внешнеторгового оборота.

Как уже отмечалось, идеологически и экономически ЕАЭС был сформирован силами и возможностями трех государств: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация. Однако политическая и экономическая «привлекательность» интеграции способствовала вступлению в союз еще двух государств: Республики Армения с 2 января 2015 г. и Кыргызской Республики с 12 августа 2015 г. путем принятия всех основополагающих принципов объединения, присоединения к уже сформированной договорно-правовой базе, а также путем приведения действующих национальных законодательств в соответствие с такой базой (с учетом предоставления отсрочек по применению отдельных положений права ЕАЭС).

Все пять государств безусловно осознавали необходимость дальнейшего экономического развития, которое представлялось наиболее успешным исключительно в рамках новейшего интеграционного объединения. Более того, геостра-тегически1 интегрирующимися государствами был выбран наиболее выгодный вектор развития, поскольку само географическое расположение акторов говорит о занимаемой стратегически и тактически выгодной позиции между Европой и Азией, позволяющей иметь полный политический и экономический доступ как к одному, так и к другому региону, осуществлять необходимое взаимодействие с двумя регионами и пользоваться преимуществами такого тесного взаимодействия. При отсутствии евразийского интеграционного объединения такое активное «евро-азиатское» сотрудничество оказалось бы попросту невозможным, ввиду чего ЕАЭС характеризуют как своеобразный мост между Европой и Азией, дающий возможность стабильному развитию экономики2.

Кроме того, весьма остро на территории государств-членов ЕАЭС всегда стояла проблема нелегальной миграции.

1 См.: Вандам (Едрихин) А.Е. Геополитика и геостратегия (Наше положение. Величайшее из искусств). М., 2002, с. 6.

2 См.: Назарбаев Н.А. ЕАЭС - надежный мост между Европой и растущей Азией // Информационное агентство Bnews.kz. 2014. 29 мая. URL: http ://bnews.kz/ru/news/post/207756/

В частности, в России, по данным Федеральной миграционной службы, на апрель 2014 г. находилось около 3,7 млн. нелегальных мигрантов1, а в рамках объединения изначально велась речь о снятии миграционных барьеров: «трудовых квот», необходимости получения патентов на работу, которое обусловило бы усиление социальных потоков внутри самого интеграционного пространства и позволило бы «легализовать» взаимные миграционные потоки. При создании ЕАЭС такие барьеры были сняты и с учетом принятия мер по усилению миграционного контроля, введению дополнительных льготных условий въезда и работы мигрантов, упрощения процедур регистрации для граждан государств-членов ЕАЭС, например, в России привели к существенному (около 70%) снижению уровня нелегальной миграции в 2015 г.2. Посредством механизмов, заложенных и закладываемых в рамках интеграции, появляется возможность регулирования миграционного потока, ведения его учета, а также унификации миграционного законодательства с целью недопущения указанных нарушений в будущем.

Создание интеграции облегчает и взаимодействие правоохранительных органов по борьбе с нарушениями законодательства, ведет к усилению противоборства с незаконной и преступной деятельностью, повышению возможностей по пресечению такой деятельности на территории всего ЕАЭС, снижению общего уровня преступности. Примером может послужить, в частности, предусмотренная соответствующим международным договором в рамках ЕАЭС возможность по координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также проводимый на ежегодной основе под эгидой Евразийской экономической комиссии Международный форум «Антиконтрафакт».

Отдельно нужно отметить и желание создателей ЕАЭС разработать в его рамках единую региональную евразийскую правовую систему, именуемую правом ЕАЭС, а также гармо-

1 См.: Ромодановский К.О. Выступление в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации // Управление пресс-службы Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. 2014, 29 апреля. URL: http://council.gov.ru/press-center/news/42475

См.: ФМС сообщила о снижении миграционного потока в Россию в 2015 году на 70% // Интерфакс. 2015. 7 января. URL: http://www.interfax.ru/rus-sia/416877

низировать национальные правовые системы, регулирующие наиболее чувствительные области жизнедеятельности.

Немаловажным является и социальная поддержка интеграции со стороны большинства населения государств-членов ЕАЭС, что говорит о возможности при создании интеграционных структур учесть интересы большинства

граждан государств-членов, а также представителей биз-

1

неса - юридических лиц .

Развивающаяся интеграционная активность подтверждается официальными данными, в частности, в соответствии с отчетом о работе Евразийской экономической комиссии за период с 2012 по 2015 гг. территория ЕАЭС составляет 20286152 кв. км. (13,62% от мировой площади суши), на которой проживает 182,1 млн. человек (2,55% от мировой численности населения)2. ВВП ЕАЭС составляет 2,2 трлн. долл. США. В период с 2011-2015 гг. состоялось 12 заседаний Высшего Евразийского экономического совета, в рамках которых принято 119 решений, 2 распоряжения, 3 протокола, 3 поручения. В период с 2013 - 2015 гг. состоялось 6 заседаний Евразийского межправительственного совета (Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав Правительств), в рамках которых принято 10 решений, 19 распоряжений, 2 поручения, 2 соглашения, 1 договор. В период с 2012-2015 гг. состоялось 49 заседаний Совета Евразийской экономической комиссии и 152 заседания Коллегии Евразийской экономической комиссии, в рамках которых принято 996 решений, 89 распоряжений, 69 рекомендаций. В настоящее время при Евразийской экономической комиссии функционируют около 20 консультативных комитетов, около 30 подкомитетов, около 50 рабочих групп, около 20 экспертных групп.

По состоянию на 2016 г. ЕАЭС занимает первое место в мире по добыче нефти (включая газовый конденсат) (14,6% мировой добычи), по производству подсолнечника (25% мирового производства), по производству калийных удобрений (34,3% мирового производства), по производству сахарной свеклы (18% мирового производства). Более того,

1 См.: Интеграционный барометр ЕАБР - 2013. URL: http: // www.eabr.org/r/re-search/centre/projectsCI I/integration_ barometer/?id_16=32343

2 См.: Отчет о работе Евразийской экономической комиссии 2012-2015. URL: http: // www.eurasiancommission.org/ ru/Documents/EEC_ar2015_preview.pdf

ЕАЭС занимает второе место по добыче газа (17,3% мировой добычи) и по протяженности железных дорог (7,9% мировой протяженности), а также третье место по производству чугуна (4,6% мирового производства) и по производству пшеницы (9,6% мирового производства).

С учетом повышения степени и объема участия ЕАЭС в развитии международных отношений одним из важнейших аспектов его деятельности является обеспечение эффективного и взаимовыгодного сотрудничества с различными государствами, международными межправительственными и неправительственными организациями, представителями научных и предпринимательских кругов, а также с иными участниками общественных отношений. Таких участников международных отношений, на взаимодействие с которыми направлена внешняя деятельность ЕАЭС, можно условно разделить на три основные группы. При этом, критерием для такого подразделения выступит характеристика таких субъектов и их международно-правовой статус.

В первую группу субъектов взаимодействия целесообразно включить различные межправительственные интеграционные структуры, включая международные и региональные интеграционные объединения, а также форумы, диалоги, партнерства, в частности: ООН и ее специальные учреждения (ЮНКТАД, ЮНИДО, ЮНСИТРАЛ, ФАО, ВОЗ, МОТ, ЮНИСЕФ), региональные организации Экономического и Социального совета ООН (ЕЭК ООН, ЭСКАТО), ОЭСР, БРИКС, Всемирный банк, Всемирная торговая организация, ИКАО, ОПЕК, ВОИС, Европейский Союз (и другие интеграционные объединения в Европе, ОБСЕ, ОЧЭС), НАФТА, ШОС, АТЭС, АСЕАН, МЕРКОСУР, Африканский союз, организации на пространстве бывшего СССР( СНГ, ЕАПО) и др.

Вторая группа субъектов приоритетного взаимодействия состоит из государств, заинтересованных в сотрудничестве с ЕАЭС. Среди таких государств целесообразно выделить следующие.

- Государства - участники СНГ, не являющиеся членами ЕАЭС, а также государства бывшего СССР.

- Некоторые государства Европы, в частности, Республику Сербию, с которой в настоящее время ведутся переговоры по унификации торгового режима, Греческую Республику.

- Государства Северной Америки - США, Канаду, Мексиканские Соединенные Штаты.

- Государства Азии:

Китайскую Народную Республику (далее - КНР), с которой в настоящее время ведутся переговоры по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, соглашения об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы ЕАЭС и КНР, а также по вопросам сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути;

- Социалистическую Республику Вьетнам в рамках реализации Соглашения о свободной торговле от 29 мая 2015 г.;

- Республику Индию с учетом деятельности совместной исследовательской группы по изучению вопроса о целесообразности заключения соглашения о свободной торговле, а также Республику Сингапур, Монголию, Королевство Камбоджа и др.

- Государства Латинской и Южной Америки - Аргентинскую Республику, Федеративную Республику Бразилию, Боливарианскую Республику Венесуэла, Республику Чили, Республику Перу и др.

- Государства Ближнего Востока и Африки - Израиль, Исламскую Республику Иран с учетом деятельности совместной исследовательской рабочей группы по изучению вопроса о целесообразности заключения соглашения о свободной торговле и проведения переговоров по заключению такого соглашения, Египет.

Третья группа субъектов приоритетного взаимодействия ЕАЭС состоит из различных международных и региональных неправительственных объединений, бизнес- и научных сообществ, иных общественных объединений: Всемирный экономический форум, торгово-промышленные палаты, советы делового сотрудничества, региональные банки развития, отраслевые выставки, форумы, конференции, в том числе в области транспорта, авиации, металлообработки, станкостроения, сельского хозяйства и сельскохозяйственного машиностроения, металлургии, информационной безопасности, интеллектуальной собственности, государственных закупок, конкуренции и антимонопольного регулирования, в целях изучения передового мирового опыта развития отдельных секторов экономики. Актуальные вопросы развития евразийской экономической интеграции в глобальном контексте, а также вопросы международной деятельности Союза в 2017 г. находятся в фокусе внимания Петербургс-

кого международного экономического форума, Астанинс-кого экономического форума, Международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017», выставочного форума «Евразийская неделя», а также других аналогичных мероприятий международного уровня, проводимых на террито-

1

риях государств-членов .

В качестве форм взаимодействия, как правило, используется проведение переговоров официальных представителей сторон, заключение международных договоров, в том числе о торгово-экономическом сотрудничестве и формировании зон свободной торговли, подготовка и подписание меморандумов о взаимопонимании, а также обеспечение работы в рамках подписанных ранее меморандумов.

Таким образом, при обзорном рассмотрении основ и порядка формирования ЕАЭС как новейшего интеграционного объединения, а также первых результатов его деятельности нужно отметить, что такое формирование прошло начальный период, на котором были определены и реализованы базовые экономические, социальные и институциональные сферы интеграционного взаимодействия, создана необходимая стартовая нормативно-правовая база для функционирования объединения в качестве субъекта международных отношений. Среди интегрирующихся акторов мы не увидим отдельно и независимо действующего субъекта, поскольку, размышляя именно категориями интеграции, по отдельности такие субъекты маломобильны и функционально неполноценны. Кроме того, между акторами наметилась прочная связь, которая позволяет им, дополняя друг друга экономически и политически, действовать как самостоятельная внешнеполитическая единица. В рамках новейшей интеграции ни один актор в своей интеграционной деятельности не замещает другого, все они действуют «в концерте», дополняя мозаику отношений до полной картины.

Процесс интеграционного развития объединения далек от завершения, но вместе с тем теперь такой процесс работает без перебоев, систематически выстроен и основан на совместном и взаимовыгодном сотрудничестве государств-членов ЕАЭС. В дальнейшем, проводя анализ внутриинтег-

1 Решение Высшего Евразийского экономического совета «Об основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2017 год» от 26 декабря 2016 г. № 18. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413605/scd_11042017_18

рационных взаимоотношений акторов, мы сможем понять и глубже оценить политические и социально-экономические сдвиги, которые несет собой такая интеграция. Принесут ли они «дивиденды» или станут лишь расходной частью бюджетов государств-членов ЕАЭС, будущее покажет.

Феофанов К.А., Сологуб В.И. Евразийский экономический союз: новейший интеграционный старт. В статье предлагается краткое описание основных причин формирования новейшего интеграционного объединения - Евразийского экономического союза. Анализируются первые успехи деятельности государств-членов союза в рамках вновь сформированной интеграции.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), интеграция, экономический, политический, международный.

Feofanov K.A., Sologub V.I. The Eurasian Economic Union: the newest integration start. The authors present a brief description of the main reasons for the formation of the newest integration - Eurasian Economic Union. The authors analyse the first successes of the Union me m b e r state s ' n ew i nte g rat i о n a ctivity.

Keywords: The Eurasian Economic Union (EAEU), integration, economic, political, international.

И.С. КАРАБУЛАТОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.