Научная статья на тему 'ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ И ВОИС: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ И ВОИС: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЕАЭС / ВОИС / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЧЕТВЕРТАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шугурова И. В., Шугуров М. В.

В статье рассматриваются ключевые элементы взаимодействия ЕАЭС и ВОИС. Особое внимание уделено направлениям и формам сотрудничества. Авторы обосновывают, что сотрудничество ЕАЭС в лице Евразийской экономической комиссии и ВОИС имеет субсидиарный характер по отношению к сотрудничеству с организацией государств - членов Союза. В статье доказывается тезис о том, что повестка взаимодействия ЕАЭС и ВОИС в условиях Четвертой промышленной революции предполагает не только совершенствование системы и права интеллектуальной собственности, но содействие развитию инновационной системы. Авторы делают вывод о неполноте функционирующего организационного механизма ЕАЭС - ВОИС и выдвигаются предложения относительно его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EURASIAN ECONOMIC UNION AND WIPO: ORGANIZATIONAL AND LEGAL MECHANISM OF INTERACTION

The article discusses the key elements of interaction between the EAEU and WIPO. Particular attention is paid to areas and forms of cooperation. The authors substantiate that the cooperation of the EAEU represented by the Eurasian Economic Commission and WIPO has a subsidiary character in relation to cooperation with the organization of the Union member states. The article proves the thesis that the agenda of interaction between the EAEU and WIPO in the conditions of the Fourth Industrial Revolution involves not only improving the system and intellectual property rights, but also promoting the development of the innovation system. The authors draw a conclusion about the incompleteness of the functioning organizational mechanism of the EAEU - WIPO and put forward proposals for its improvement.

Текст научной работы на тему «ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ И ВОИС: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ И ВОИС:

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

И.В. Шугурова, канд. юрид. наук, доцент М.В. Шугуров, д-р филос. наук, доцент Саратовская государственная юридическая академия (Россия, г. Саратов)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-12-2-246-251

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00780 («Модель правового регулирования научно-технологической и инновационной интеграции в рамках ЕАЭС и вызовы Четвертой промышленной революции»)

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые элементы взаимодействия ЕАЭС и ВОИС. Особое внимание уделено направлениям и формам сотрудничества. Авторы обосновывают, что сотрудничество ЕАЭС в лице Евразийской экономической комиссии и ВОИС имеет субсидиарный характер по отношению к сотрудничеству с организацией государств - членов Союза. В статье доказывается тезис о том, что повестка взаимодействия ЕАЭС и ВОИС в условиях Четвертой промышленной революции предполагает не только совершенствование системы и права интеллектуальной собственности, но содействие развитию инновационной системы. Авторы делают вывод о неполноте функционирующего организационного механизма ЕАЭС - ВОИС и выдвигаются предложения относительно его совершенствования.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, ЕАЭС, ВОИС, научно-технологическая интеграция, Четвертая промышленная революция, инновационная система, международное сотрудничество.

Интеграционные процессы, осуществляющиеся в рамках ЕАЭС, реализуются по целому ряду направлений: промышленность, энергетика, АПК, транспорт, цифровая экономика. Не меньшей перспективностью и значимостью отличаются т.н. сквозные направления. К ним относится интеграционное сотрудничество в сфере науки, технологий и инноваций (далее -НТИ), а также сотрудничество по защите прав интеллектуальной собственности и охране прав на результаты интеллектуальной деятельности. Применительно к современным условиям Четвертой промышленности, вызовы которой достаточно остро стоят перед ЕАЭС и его государствами - членами, второе направление играет чрезвычайно важную роль. Это связано с тем, что технологии новой индустриальной эры требуют функционирования экосистемы, создающей все условия для стимулирования разработки и коммерциализации новых технологий, особенно цифро-

вых (интернет вещей, искусственный интеллект, анализ текста и данных и др.). Таким образом, углубление интеграции и наднационального взаимодействия в научно-технической сфере, которое предполагает в том числе внешний вектор взаимодействия, дает дополнительный импульс для сосредоточения усилий в сфере регулирования прав интеллектуальной собственности. Весомую поддержку в его формировании и развитии оказывает Всемирная организация интеллектуальной собственности (далее - ВОИС). Полагаем, что это содействие в конечном счете служит делу технологической модернизации экономики Союза как способа ответа на вызовы Четверой промышленной революции.

В свете высказанных соображений целью статьи является системный анализ форм и направлений сотрудничества ЕАЭС и ВОИС, осуществляемых в рамках

организационно-правового механизма взаимодействия.

Следует начать с того, что сотрудничество с данным специализированным международным учреждением имеет для ЕАЭС стратегическое значение. Об этом позволяет судить п. 11.7.6 Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Как известно, ВОИС обеспечивает развитие международной нормативной правовой базы в сфере охраны интеллектуальной собственности, оказывает содействие при разработке национального законодательства, а также участвует в подготовке кадров в области интеллектуальной собственности. Организация постоянно оказывает своим государствам - членам поддержку в формировании благоприятных условий для реализации инновационного потенциала. Помимо этого, организация является крупнейшим актором международного сотрудничества в сфере НТИ, а также проводит специальную политику в сфере трансфера технологий [1]. В дополнение к этому ВОИС осуществляет мониторинг защиты прав интеллектуальной собственности в цифровой среде, но и проводит аналитическую работу, а также оказывает техническую поддержку распространение зеленых технологий. В последнее время в фокусе ее внимания оказались вопросы развития искусственного интеллекта.

Многообразие направлений деятельности ВОИС вызывает не только заинтересованность государств-членов ЕАЭС, но и Союза как целостного институционального образования, являющегося субъектом международного права. Правовой основой их сотрудничества может рассматриваться статья 89 Договора о ЕАЭС, предусматривающая сотрудничество государств-членов в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Это сотрудничество должно толковаться расширительно, т.е. в его орбиту должны включаться международные организации, членами которых являются государства Союза. Другой правовой основой их взаимодействия стали положения ежегодных Основных направлений международного сотрудничества ЕАЭС.

С целью установления системного взаимодействия 7 мая 2019 г. был подписан Меморандум «О взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Всемирной организацией интеллектуальной собственности» [2]. Его заключение стало итогом предшествующего сотрудничества ЕЭК как органа ЕАЭС с ВОИС. Данное сотрудничество началось в 2013 г., а уже в 2015 г. ЕЭК получила статус наблюдателя при международной организации.

В преамбуле документа подчеркивается, что стороны готовы укреплять всестороннее, взаимовыгодное и равноправное сотрудничество. При этом отметим, что цель этого заключается в развитии экономического потенциала государств ЕАЭС. Такие формулировки вполне обоснованы в свете целей Союза, закрепленных в ст. 4 Договора о ЕАЭС. Действительно, в условиях формирования экономики интеллектуальной собственности весьма важными представляются опыт и роль ВОИС как ведущей международной организации в сфере соблюдения прав интеллектуальной собственности. Со своей стороны ЕЭК также выполняет, среди прочего, функцию обеспечения эффективной охраны и защиты соответствующих прав в пределах ЕАЭС, стимулирует развитие права интеллектуальной собственности Союза и вносит усилия в гармонизацию законодательства государств-членов [3].

Какие же основные направления сотрудничества выделены в Меморандуме? Прежде всего, это обмен опытом в области правового регулирования рассматриваемой сферы, а также обмен информацией, которая связана с разработкой рекомендаций по вопросам охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Немаловажное значение имеет сотрудничество по обмену информацией и совместная работа, связанная с разрешением споров в сфере интеллектуальной собственности. Среди форм взаимодействия выделен обмен аналитическими и справочными материалами с учетом требований конфиденциальности и защиты информации. Действительно, сфера интеллектуальной собственности сопряжена с информацион-

ными потоками, обмен которыми может быть весьма целесообразен.

Оказание со стороны технической помощи прослеживается в такой форме как методическая помощь при разработке проектов документов. Здесь, надо полагать, предусматривается подготовка разного рода документов стратегического характера. Все это теснейшим образом сопряжено с представлением экспертами ВОИС консультаций по отдельным вопросам в процессе выработки конкретных предложений. Помимо этого, в Меморандуме нашла свое закрепление такая форма, как участие представителей Сторон в мероприятиях в сфере охраны интеллектуальной собственности. Весьма перспективен пункт о реализации совместных проектов. Вполне очевидно, что сотрудничество с ВОИС -это не нечто факультативное, а веление времени, поскольку, как известно, в настоящее время на новом витке технологического развития происходит активная трансформация права и системы интеллектуальной собственности [4]. В этих условиях знания и опыт ВОИС оказываются наиболее востребованными.

По мнению Генерального экс-директора ВОИС Ф. Гарри, положения документа создают надежную основу для укрепления двусторонних отношений между ВОИС и ЕЭК, что также будет способствовать развитию права интеллектуальной собственности на евразийском пространстве [5]. В целом формирование и развитие права ЕАЭС в сфере интеллектуальной собственности стало возможно не только благодаря усилиям государств-членов и работе Консультативного комитета по интеллектуальной собственности, но и благодаря участию экспертов ВОИС.

Если затрагивать реализацию положений Меморандума, то здесь можно выделить проведение в мае 2021 г. первого совместного регионального онлайн-семинара по вопросам совершенствования законодательства стран Союза в сфере коллективного управления авторскими и смежными правами [6]. Он прошел при поддержке Государственного агентства интеллектуальной собственности и инноваций при Кабинете Министров Кыргыз-

ской Республики (Кыргызпатент). Отдельный акцент международные экспертами был сделан на тематике развития креативных индустрий в контексте цифровой среды и необходимости учета наилучших мировых практик по использованию новых цифровых технологий в рамках организаций по коллективному управлению правами. Как и в случае сотрудничества ЕАЭС с другими международными организациями, сотрудничество с ВОИС не заменяет, а дополняет двустороннее сотрудничество государств-членов с ВОИС, привнося в него необходимую степень координации. Объективной основой институционализа-ции их отношений стало членство государств-членов в ВОИС и участие в договорах, администрируемых организацией.

Сотрудничество в рамках Меморандума о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и Всемирной организацией интеллектуальной собственности 2019 г. [7] предусматривает конкретные цели и разнообразные формы, в частности, проведение совместных мероприятий и реализацию проектов. Практическую реализацию и координацию сотрудничества осуществляют уполномоченные организации - Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь и государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности». В условиях цифровой трансформации многих функций ВОИС и создания автоматизированных систем управления интеллектуальной собственностью предполагается соответствующая модернизация технической базы и инфраструктуры национальной системы Республики Беларусь, внедрение автоматизированных систем WIPO IPAS, WIPO Connect и других.

Кроме этого, предусматривается развитие центров трансфера технологий и центров поддержки технологий и инноваций, содействие мерам по повышению эффективности коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и усилению роли интеллектуальной собственности в научной, научно-технической и экономической деятельности, а также подготовку проекта стратегии Республики Беларусь в

сфере интеллектуальной собственности на 2021-2030 годы. Следует отметить, что соответствующая Стратегия принята в 2021 году. Данный документ подтверждает выбор Беларусью инновационного вектора развития, что одновременно означает повышенное внимание роли интеллектуальной собственности в научно-техническом, торгово-промышленном и социально-культурном развитии страны. Техническую помощь построению эффективной национальной системы интеллектуальной собственности оказывает ВОИС, одновременно проводящая семинары по тем ли иным аспектам права и системы интеллектуальной собственности, а также реализующая новые проекты и программы.

В 2017 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Кыргызской Республики и ВОИС, который направлен на развитие двустороннего сотрудничества в целях эффективного использования интеллектуальной собственности и инноваций в экономическом, социальном и культурном развитии Кыргызстана [8]. В документе предусматривается взаимодействие в сфере совершенствования системы интеллектуальной и инновационной деятельности, создания эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, а также содействие модернизации экономики через механизм передачи передовых технологий. Подчеркивается важность повышения информированности общества о роли интеллектуальной собственности.

На постоянной основе ВОИС содействует развитию национальной системы интеллектуальной собственности. Одна из форм поддержки - проведение региональных и национальных семинаров. Так же, как и в случае с Беларусью, Департамент стран с переходной и развитой экономикой ВОИС реализует проекты и программы, в том числе повышающие уровень осведомленности в сфере интеллектуальной собственности. В свою очередь Академия ВОИС осуществляет усиление кадрового потенциала Кыргызстана в рассматриваемой области.

Как и другие государства ЕАЭС, Кыргызстан ориентирован на стимулировании

инноваций и формировании инновационной инфраструктуры. В этой связи в Республике большое внимание уделено учреждению и функционированию Центров поддержки технологий и инноваций, но их эффективность остается низкой. Большие надежды на повышение их эффективности возлагаются на ВОИС.

Программа сотрудничества между Правительством Республики Казахстан и ВО-ИС принята еще в 2001 г. [9]. В документе подчеркивается стремление Казахстана развивать законодательную и техническую инфраструктуру в области интеллектуальной собственности в целях более тесной интеграции в мировое экономическое сообщество. Сотрудничество с ВОИС направлено на совершенствование национального законодательства с учетом международной гармонизации правового регулирования и опыта иностранных государств; укрепление технической базы и развитие людских ресурсов Комитета по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан и подведомственных ему учреждений; совершенствование правоприменительной практики с целью выявления, предотвращения и прекращения нарушений прав интеллектуальной собственности. Программа сотрудничества предполагает также совместные действия, направленные на усиление роли интеллектуальной собственности в научной, технической и экономической деятельности различных хозяйствующих субъектов в Казахстане.

Если говорить в целом, то согласно позиции Казахстана права интеллектуальной собственности - это ключевая предпосылка реализации стратегической цели по превращению в одну из наиболее развитых стран мира. Казахстаном достигнуты договоренности с Центром ВОИС по арбитражу и посредничеству о заключении Меморандума о взаимопонимании касательно альтернативного урегулирования споров. При этом республика признает несомненную роль ВОИС в развитии системы и права интеллектуальной собственности, а также учитывает опыт и рекомендации ВОИС в текущей работе своего нацио-

нального ведомства по интеллектуальном собственности.

Двустороннее взаимодействие России и ВОИС основано на обязательствах, принятых в рамках нескольких документов. Основные задачи сотрудничества включают выполнение обязательств Российской Федерации в рамках международных договоров, администрируемых ВОИС, систем международной регистрации объектов интеллектуальной собственности, а также взаимодействие с Международным бюро ВОИС в целях реализации совместных проектов. Интересы России в ВОИС представляет Роспатент, который принимает участие в работе руководящих органов и комитетов экспертов ВОИС [10].

В 2011 г. в Женеве был подписан Меморандум о взаимопонимании по созданию Центров поддержки технологий и инноваций (TISC) между Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатентом) и ВОИС. Такая инициатива преследует цель упрощения доступа к техническим знаниям и повышение эффективности использования патентной информации. Еще один Меморандум о взаимопонимании ВОИС подписала в 2020 г. с Роскомнадзором [11]. В нем предусматривается сотрудничество при предоставлении информации в базу данных ВОИС ALERT. Эта база данных представляет собой защищенную онлайновую платформу, на которую государства-члены ВОИС могут загружать информацию о веб-сайтах и

новлены факты нарушения авторских прав согласно национальному законодательству. На сайте ВОИС указано, что Россия стала пятым государством-членом ВОИС, которое присоединилось к WIPO ALERT [12].

Как можно судить на основе всего сказанного, направления сотрудничества государств-членов ЕАЭС с ВОИС более разнообразны, чем направления, предусмотренные в Меморандуме о сотрудничестве между ЕЭК и ВОИС. Отметим, что в первом случае предусматривается содействие со стороны организации в сфере инновационно-технологического развития. Поэтому сотрудничество на интеграционном уровне между ЕАЭС и ВОИС может быть и должно быть расширено. Внесение изменений в Меморандум совершенно не обязательно. Достаточно предусмотреть соответствующие мероприятия в Плане сотрудничества и соответствующей дорожной карте. К сожалению, подобные документы не разработаны и не приняты. А это свидетельствует о несовершенстве организационно-правового механизма взаимодействия, одним из инструментов которого, как правило, выступает Рабочая группа. В этой связи необходимо сделать вывод о том, что у развития данного механизма имеются перспективные звенья. И, наконец, переход к интеграционному взаимодействию с ВОИС предполагает координацию и консолидацию позиций государств-членов в различных органах ВОИС.

приложениях, в отношении которых уста-

Библиографический список

1. Шугуров М.В. ВОИС: содействие международной передаче технологий в интересах устойчиво развития // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. -2018. - №9. - С. 59-74.

2. Меморандум «О взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Всемирной организацией интеллектуальной собственности» (Женева 7 мая 2019 г.). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/19bn0031/ (дата обращения: 15.12.2022).

3. Лопатин В.Н. О роли ЕЭК в евразийской интеграции по вопросам интеллектуальной собственности // Право интеллектуальной собственности. - 2020. - №4. - С. 4-18.

4. Ивлиев Г.П. Трансформация сферы интеллектуальной собственности в современных условиях. - М.: Издательский Дом «Городец», 2020. - 336 с.

5. ЕЭК и ВОИС укрепляют сотрудничество в сфере интеллектуальной собственности (09.05.2019). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.akchabar.kg/ru/news/YEEK-i-VOIS-ukreplyayut-sotrudnichestvo-v-sfere-intellektualnoy-sobstvennosti/ (дата обращения: 15.12.2022).

6. ЕЭК и ВОИС вышли на новый уровень сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности (25.06.2021). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/news/eek-i-vois-vyshli-na-novyj-uroven-sotrudnichestva-%20v-sfere-intellektualnoj-sobstvennosti/ (дата обращения: 15.12.2022).

7. Меморандум о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (05.06.2019). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://normativka.by/lib/document/500273081 (дата обращения: 15.12.2022).

8. В Женеве подписан Меморандум о взаимопонимании между правительством Кыргызской Республики и ВОИС (10.10.2017). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kabar.kg/news/v-zheneve-podpisan-memorandum-o-vzaimoponimanii-mezhdu-pravitel-stvom-kr-i-vois/ (дата обращения: 17.12.2022).

9. Программа сотрудничества между Правительством Республики Казахстан и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (Алматы, 22 февраля 2001 г.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1021892 (дата обращения: 17.12.2022).

10. Роспатент. Сотрудничество со Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rospatent.gov.ru/ru/activities/inter/coop/wipo (дата обращения: 18.12.2022).

11. Роскомнадзор и Всемирная организация интеллектуальной собственности подписали меморандум о взаимопонимании. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://d-russia.ru/roskomnadzor-i-vsemirnaja-organizacija-intellektualnoj-sobstvennosti-podpisali-memorandum-o-vzaimoponimanii.html (дата обращения: 20.12.2022).

12. WIPO ALERT. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.wipo.int/wipo-alert/ru/ (дата обращения: 21.12.2022).

EURASIAN ECONOMIC UNION AND WIPO: ORGANIZATIONAL AND LEGAL MECHANISM OF INTERACTION

I.V. Shugurova, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor M.V. Shugurov, Doctor of Philosophy Sciences, Associate Professor Saratov State Law Academy (Russia, Saratov)

Abstract. The article discusses the key elements of interaction between the EAEU and WIPO. Particular attention is paid to areas and forms of cooperation. The authors substantiate that the cooperation of the EAEU represented by the Eurasian Economic Commission and WIPO has a subsidiary character in relation to cooperation with the organization of the Union member states. The article proves the thesis that the agenda of interaction between the EAEU and WIPO in the conditions of the Fourth Industrial Revolution involves not only improving the system and intellectual property rights, but also promoting the development of the innovation system. The authors draw a conclusion about the incompleteness of the functioning organizational mechanism of the EAEU - WIPO and put forward proposals for its improvement.

Keywords: intellectual property, EAEU, WIPO, scientific and technological integration, Fourth Industrial Revolution, innovation system, international cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.