Научная статья на тему 'Евразийские культурные ценности: опыт изучения и сохранения в вузе культуры'

Евразийские культурные ценности: опыт изучения и сохранения в вузе культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ВУЗ КУЛЬТУРЫ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыремпилова И. С.

В статье на примере основных направлений деятельности Восточно-Сибирского государственного ин-ститута культуры раскрывается роль вуза в изучении и сохранении евразийских культурных ценностей. Рассмотрена эффективность разработки и реализации приоритетных научно-исследовательских направле-ний, опыт реализации образовательных программ и творческих проектов по заявленной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыремпилова И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Евразийские культурные ценности: опыт изучения и сохранения в вузе культуры»

nance of the genesis of ancient Turkic and ancient mythology; the continuity of the Turkic mythological tradition from the ancient Turkic, etc.

According to the author, art, culture, folklore of any people cannot develop in isolation, without borrowing from neighboring peoples and without affecting, in turn, their culture. Analyzing folklore paradigms, the researcher finds numerous points of contact, proof of the mutual influences of Turkic-speaking peoples with other peoples. At the same time, each nation has its own ways of displaying its own system of thinking and perceiving the world. Folklore works are the national property of the people, its wealth that allows restoring the picture of the development of the people in its interconnection with the outside world.

The author considers the folklore heritage of the Gokturks and notes its consonance with the Turkic-speaking mythology. Archetypal factors of mythology and mythological and folkloric motifs of medieval Turkic literature are characterized. Mythoreligious plots in prosaic Turkic works are presented, and the

most important role of mythological motives in mapping the world is determined.

Keywords: myth, mythological paradigms, ancient Sumerians, proto-Turks, mythical phenomena, mythical images, symbols, anomalistics, codes and sources of the mythical beginning, folkloristics.

References

1. Valikhanov Ch. Ch. Sledy shamanstva u kyrgyz [Shamanism Traces in Kyrgyz Culture] // Sobranie so-chinenij [Collected Works]. Almaty, 1985. Vol. 4. Pp. 48-71. [In Russ.].

2. Ayupov N. Religioznaya sistema drevnih tyurkov [Ancient Turks' Religious Views]. Almaty, 2006. 137 p. [In Russ.].

3. Jung K. G. Arhetip i simvol [The Archetypes and the Symbols]. Moscow, 1971. 297 p. [In Russ.].

4. Mifologicheskij slovar' [Dictionary of Myths]. Moscow, 1990. 672 p. [In Russ.].

5. Meletinskij E. Poehtika mifa [The Myth's Poetics]. Moscow, 1976. 407 p. [In Russ.].

6. BarthesR. S/Z. Moscow, 1994. 232 p. [In Russ.].

УДК 37.046.16:316.7(4/5)

И. С. Цыремпилова, доктор исторических наук, доцент Восточно-Сибирский государственный институт культуры (Улан-Удэ, Россия)

[email protected]

ЕВРАЗИЙСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ: ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ

В статье на примере основных направлений деятельности Восточно-Сибирского государственного института культуры раскрывается роль вуза в изучении и сохранении евразийских культурных ценностей. Рассмотрена эффективность разработки и реализации приоритетных научно-исследовательских направлений, опыт реализации образовательных программ и творческих проектов по заявленной проблеме.

Ключевые слова: евразийские культурные ценности, вуз культуры, научные исследования, образовательная деятельность, регион.

Одной из определяющих характеристик развития современного мира является глобализация, которая выступает как процесс усиления взаимозависимости разных стран, обществ, культур. Это в свою очередь приводит к обострению противоречий, связанных с неравномерностью развития территорий, углублением разрывов между уровнями благосостояния населения, военными, национальными и конфессиональными столкновениями и др. В этих реалиях особое звучание получают идеи сохранения и развития евразийского культурного пространства.

Евразийская идея, обладая мощным интеграционным потенциалом, основывается на духовно-нравственном императиве, основные принципы которого проявляются в укреплении культурно-цивилизационных контактов, способствующих обеспечению единства и согласия народов. Именно

в евразийском пространстве возможно слияние самобытных ценностей восточной культуры и универсальных западных идей, таких как демократия, свобода, личностное развитие и права человека. Поэтому в целом евразийская цивилизация подразумевает единство традиции и модернизации, гармоничное сосуществование человека и окружающего мира [1, с. 68-69].

Сохранение и развитие этого уникального историко-культурного опыта представляет собой актуальную проблему, как в научном осмыслении, так и в практическом плане. Сложность ситуации обусловлена многочисленностью исследовательских подходов и методов в изучении данной темы: от континентального до локального подходов, от общенаучных до частных методов. Накопленный опыт исторических, политических, экономических, этнографических, философских, культурологиче-

ских и других исследований подтверждает необходимость дальнейшей разработки теории и практики евразийского пространства и евразийской культуры.

В современных условиях необходим переход от стадии сотрудничества на евразийском пространстве к стадии интеграции, где ключевое место должно занять взаимодополнение культур, синтез традиционных и новых форм народной культуры и творчества. К положительным примерам межкультурных связей и диалога цивилизаций относится и Байкальский регион. Включение озера Байкал в список объектов Всемирного наследия является фактом признания исключительной ценности самого озера и прилегающих к нему территорий. Кроме того, согласно Конвенции по охране Всемирного культурного и природного наследия озеро Байкал и приле-гающие к нему территории (Прибайкалье и Забайкалье) рассматриваются не только как геолого-географический водосборный регион, но и как уникаль-ное культурное пространство. Байкальский регион демонстрирует одну из новых моделей интеграции этносов и субэтносов, населяющих эту территорию, не только на основе политических и экономических факторов, но и культурных детерминант. Речь идет о смыслах, ценностях и символах, имеющих наднациональный характер и образующих своеобразный менталитет жителей этого региона [2, с. 1-12].

Своеобразие Байкальского региона обусловлено и его полиэтничностью, и его многоконфессио-нальностью, что определяет особенности социокультурного пространства. Эти особенности сформировались в ходе исторического развития территории как трансграничного региона, где происходили «многочисленные миграционные взрывы, оказавшие существенное влияние на обитателей всего евразийского континента» [3, 4]. Байкальский регион можно рассматривать как место встречи и диалога восточной и западной цивилизаций. Восток и Запад - это два геополитических полюса мира, две цивилизационные противоположно-сти, от взаимодействия которых зависит устойчивое развитие человечества [5, с. 46].

Байкальский регион, имея многовековую историю взаимодействия с приграничными областями, и, шире, с государствами Восточной Азии, демонстрирует тенденции к сохранению самобытной культуры народов, сохраняя готовность к дальнейшему изучению разнообразия и многогранности культур соседних сообществ и осмыслению своей роли и места в конгломерате культур и цивилизаций евразийского континента [6, с. 39]. Именно евразийское культурное пространство в Байкальском регионе, как интеграционное направление, имеет большой потенциал в расширении международных контактов России с азиатскими странами, соблюдении национальных интересов на востоке и

формировании модели будущего общества устойчивого развития.

Активные процессы сотрудничества с соседями по евразийскому трансграничью свидетельствуют о современной тенденции в сторону укрепляющейся регионализации. В этой связи и географическое положение, и богатое историческое прошлое, и наличие толерантной этнической составляющей Байкальского региона могут способствовать комплексному изучению культурных ценностей в евразийском пространстве. И одним из проводников в этом процессе является ВосточноСибирский государственный институт культуры, который более полувека не только готовит профессиональные кадры в области культуры и искусства, но и развивается как ведущий трансграничный центр в области образовательной, научной и творческой деятельности со странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Одним из стратегических направлений в деятельности ВСГИК является эффективное сотрудничество с зарубежными партнерами - научными и образовательными организациями, учреждениями культуры, профессиональными творческими объединениями, ассоциациями, союзами Польши, Казахстана, Киргизии, Монголии, Китая, Южной Кореи и других стран. На сегодня вузом подписано и действует 50 договоров и соглашений о сотрудничестве в области образования, науки и культуры. Эти документы регламентируют возможности обмена студентами, магистрантами, аспирантами, преподавателями, особенности организации практик и стажировок, проведение совместных мероприятий. Всё это позволяет реализовывать совокупность образовательных программ, научно-исследовательских, творческих и социально-культурных проектов. Наряду с этим в вузе сформирована нормативно-правовая база, определяющая цель, задачи, организацию и основные направления международной деятельности: Положение об отделе международных и межрегиональных связей, Положение о пребывании иностранных учащихся, Положение об академической мобильности, Положение о зарубежной практике.

Ежегодно увеличивается число студентов, желающих получить образование в вузе, особенно из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Свыше 30 иностранных граждан получают высшее образование по направлениям подготовки бакалавров, магистров, аспирантов: «Хореографическое искусство», «Народная художественная культура», «Вокальное исполнительство». Наряду с обучением по образовательным программам института успешно реализуется включённое обучение по программам студенческого обмена в вузе-партнере. Так, с 2010 г. подписано соглашение о сотрудничестве с Университетом Семьенг (Южная Корея), в рамках которого

осуществляются студенческие обмены по специальности «Менеджмент», «Дизайн».

Одной из постоянных форм академической мобильности являются зарубежные студенческие практики. Так, студенты вуза получили международные сертификаты прохождения курсов по культуре и литературе Монголии в Хулун-Буирском университете автономного округа Внутренняя Монголия, г. Хайлар (КНР). Студенты направления «Туризм», «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» в ходе учебно-практических туров в страны Европы (Франция, Польша, Германия и др.) и Азии (Китай, Монголия, Таиланд и др.) имеют возможность познакомиться с объектами природного и культурного наследия, получить языковую практику.

В современных условиях перспективным направлением международного сотрудничества в деятельности образовательных организаций является повышение квалификации и переподготовка кадров. Положительным примером может служить проведение международного круглого стола «Бурятия и Монголия: перспективы сотрудничества в сфере театрального искусства» для 60 специалистов из Монголии. Монгольские коллеги прошли краткосрочные курсы повышения квалификации в форме мастер-классов по следующим направлениям: «Режиссура театра», «Менеджмент в социально-культурной сфере», «Моделирование музейной и экскурсионной деятельности» в форме мастер-классов. Результатом стало подписание 20 договоров о сотрудничестве с музыкально-драматическими театрами, творческими коллективами, музеями Монголии. 15-20 августа 2015 г. ВосточноСибирский государственный институт культуры совместно с Министерством образования, культуры и науки Монголии, Монгольской академией работников искусства провели международные курсы повышения квалификации «Менеджмент в социально-культурной сфере», слушателями которых стали 50 работников учреждений культуры и искусства Монголии и Южной Кореи.

Восточно-Сибирский государственный институт культуры накопил положительный опыт научных разработок в исследовании культурного пространства. Так, в вузе определены и успешно реализуются приоритетные научные направления: «Культурное пространство Восточной Сибири: становление, современное состояние и тенденции развития», «Традиционная культура народов Восточной Сибири», «История и культура народов Сибири, стран Восточной и Центральной Азии: межэтническое взаимодействие культур Байкальского региона», «Историко-культурная среда как фактор устойчивого развития Байкальского региона» и др.

В настоящее время реализуется ряд научных и творческих проектов, которые служат делу укреп-

ления дружбы народов и диалога культур. Среди наиболее значимых научных мероприятий можно назвать: традиционные научно-практические конференции «Байкальские встречи» и «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии», «Бату-евские чтения: межкультурное взаимодействие Сибири и стран Азиатско-Тихоокеанского региона», «Полонийные чтения», долгосрочный еждународ-ный проект по исследованию и сохранению культуры, быта и истории кочевых народов «Древо культуры» (Южная Корея, Монголия, Россия).

В число реализуемых перспективных исследовательских направлений института входят:

а) теоретико-методологические аспекты изучения культурного пространства Байкальского региона - концептуализация понятийного аппарата, основных форм, содержания и структуры, типоло-гизация, генезис и историческая эволюция культурного пространства региона и др.;

б) региональные аспекты изучения евразийского наследия - анализ евразийского учения в контексте Байкальского региона, изучение проблем взаимодействия культурных традиций Востока и Запада, потенциал евразийства как ресурса культурной политики; этно- и культурогенез, этническая история, генезис и семантика традиционных верований и культов народов Восточной Сибири;

в) прикладные исследования - исследовательские проекты по фиксации, сохранению и изучению этнокультурного наследия региона, в частности, музыкального и хореографического фольклора, устного народного творчества, обрядов и праздников; проекты по музеефикации, интеграции мультимедийных ресурсов об объектах культурного и природного наследия, по моделированию экскурсионной деятельности в музейном и туристском пространстве.

В качестве приоритетных направлений вуза следует рассматривать участие профессорско-преподавательского состава в образовательной и научно-исследовательской деятельности международных учреждений и организаций (чтение лекций, проведение мастер-классов, участие в научно-исследовательских проектах). В период с 2012 по 2015 гг. преподаватели вуза направлялись в Монголию, Китай, Южную Корею, США, Германию, Францию, Турцию, Тунис, Польшу, Таджикистан, Узбекистан, Италию, Ирландию с целью прохождения стажировок и повышения квалификации, для участия в научных конференциях, форумах, выставках, фестивалях, для участия в совместных творческих и научных проектах и др.

Д. и. н., профессор Николаева Д. А. по приглашению государственного образовательного учреждения им. М. Кюри, г. Вальсугана (Италия) прочитала цикл лекций по шаманизму, приняла участие в конференции «Близкие миры - дальние миры»; д. филос. н. Чебунин А. В. завершил трёхлетнюю

научную стажировку в Нанькинском университете (Китай); к.и.н., доцент Семёнов Е. В. является постоянным участником исследовательских программ Генерального консульства Республики Польша; к. и. н., доцент Неманова Э. А. являлась соисполнителем международного гранта Фонда «Open Society» (г. Будапешт, Венгрия), в рамках которого прочитаны тематические лекции в Грузинском государственном университете (г. Тбилиси) и др.

Одним из показателей международного сотрудничества института является публикационная активность за рубежом: издание монографий, коллективных исследований, научных статей в ведущих рецензируемых изданиях (Польша, Германия, Украина, Казахстан, Грузия, Кыргызстан, Монголия, Китай, Тайвань, Индия и др.)

В вопросе сохранения евразийских культурных ценностей особое место занимают творческие проекты ВСГИК, получившие международное признание. Это международный фестиваль игры на национальных инструментах «Звуки Евразии», международный конкурс сольного национального танца «Венок дружбы», международный конкурс исполнителей на струнных народных инструментах стран Евразии «Кубок Байкала». В качестве успешного примера творческих мероприятий можно привести совместную постановку оперы Генри Пёрселла «Дидона и Эней», осуществленную силами профессорско-преподавательского состава и студентов института, Улан-Баторского музыкально-хореографического колледжа и Дарханско-го театра «Залуучууд театр».

Творческие коллективы вуза: ансамбль «Эврика», этно-театр песни и танца коренных народов Сибири и Севера «Мунгэн Сэргэ», театр песни и танца «Беловодье» принимали участие в Международном фестивале искусств среди студентов России и Китая в г. Цицикар, Международном конкурсе монгольского танца (г. Хух-Хото, Китай). В качестве перспективного и долгосрочного проекта вуза следует отметить воссоздание знаменитого ансамбля народной музыки и танца «Сибирский сувенир». Этот коллектив под руководством профессора В. В. Китова работал в 1980-1990-х гг. и стал настоящей визитной карточкой института, его ярким брендом. Программы ансамбля, в которую входили бурятские, русские, якутские, тувин-

ские и монгольские номера, видели не только в России, но и во многих странах мира - США, Канаде, Польше, Франции, Англии, Германии. В современных условиях сохранение концептуальной идеи коллектива - полиэтничность художественного содержания - будет способствовать интеграции вуза в международное творческое пространство.

В деятельности института большое внимание уделяется трансляции евразийских ценностей среди студенческой молодежи. Образовательное и воспитательное пространство института способствует культивированию и популяризации гражданских и традиционных семейных ценностей, идей коллективизма, приоритета духовного над материальным и формированию межкультурной толерантности. Таким образом, многоплановая и всесторонняя деятельность Восточно-Сибирского государственного института культуры свидетельствует о развитии эффективных механизмов взаимодействия с партнерами, обеспечения трансграничного трансферта образовательных технологий, научных и творческих достижений вуза на евразийском пространстве.

Литература

1. Евразийское измерение жизненного самоопределения молодежи: традиции, инновации и ценности. Уфа, 2015. 288 с.

2. Лыгденова Т. Н. Социокультурные аспекты развития полиэтнического общества: тенденции и перспективы (на примере Байкальского региона): дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. Москва, 2003. 188 с.

3. Мантатова Л. В. Стратегия развития: ценности новой цивилизации. Улан-Удэ, 2004. 242 с.

7. Назаров В. К. Евразийский вектор в культурном развитии Байкальского региона // Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии: традиции и инновации межкультурного взаимодействия. Улан-Удэ, 2015. С. 112-116.

4. Аржитова Ю. С., Сандакова Л. Г. Вовлечение экспертного сообщества в процесс разработки стратегии Байкальского региона // Проблемы развития региона с особыми режимами хозяйствования в условиях создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Улан-Удэ, 2008. С. 45-52.

5. Болдонова И. С. Евразийский фронтир в Байкальском регионе в контексте междисциплинарных исследований трансграничья // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 2. Ч. 2. С. 38-40.

I. S. Tsyrempilova, Dr. of Historical Sciences, Associate Professor East Siberian State Institute of Culture (Ulan-Ude, Russia)

[email protected]

EURASIAN CULTURAL VALUES: THE EXPERIENCE OF RESEARCH AND CONSERVATION IN AN ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION OF CULTURE

In terms of globalization, the issues of recreation lighted up. It represents itself as the burning issue in sci-and development of the Eurasian cultural space have been entific and practical fields. Within this, the difficulty

of the research is connected with the plenty of ways and methods to study this problem: from continental to local ways, from general to special methods. Baikal region can be taken as the positive example of the integration and cooperation between cultures and civilizations. The geographical position, impressive historical past, the presence of tolerant ethnic feature in the region are contributing to complex study of cultural values in the Eurasian space. One of the compiler in this process is the East-Siberian State Institute of culture, which nowadays plays role of the leading trans-border center in the educational, scientific and creative activities with European and Asia Pacific region countries. So, that has given a chance to study the institute's experience of the realization of educational programs, scientifically-practical, creative and socio-cultural projects, which are working on the research and conservation of Eurasian cultural values. The great experience was obtained with the research of theoretically-methodological aspects of cultural space in the Baikal region, the cooperation problems of cultural values between East and West, the potential of Eurasianism as the source of cultural policy, ethnic and cultural genesis, genesis and semantics of traditional beliefs among the people of Eastern Siberia and etc. The institute's projects about fixation, conservation and research of ethno-cultural heritage have obtained the practical direction, particularly musical and choreographic folk, oral folk arts, ceremonials and holidays; moreover, it also is about museumi-fication, integration of multimedia resources of cultural and natural heritage objects, also about planning excursion activity in museum and tourist space. The international art projects such as the festival of ethnic instruments "Sounds of Eurasia", the contest of solo ethnic dance "Friendship Wreath", the competition between performers on stringed instruments of Eurasian countries "Hamlet of Baikal" take special place in the question of the conservation of Eurasian cultural values. It all leads to the conclusion that diversified and comprehensive activity of the ESSIC points out the development of effective cooper-

ation mechanisms with the partners, providing of transborder transfer of educational technologies, scientific and art achievements of the institute in the Eurasian space.

Keywords: eurasian cultural values, institute of culture, science researches, educational activity, region.

References

1. Evrazijskoe izmerenie zhiznennogo samoopredelenija molodezhi: tradicii, innovacii i cennosti [Eurasian Dimension of Youth's Vital Self-Identification: Traditions, Innovations And Values]. Ufa, 2015. 288 p. [In Russ.].

2. Lygdenova T .N. Sociokul'turnye aspekty razvitija polijetnicheskogo obshhestva: tendencii i perspektivy (na primere Bajkal'skogo regiona) [Social and Cultural Aspects of the Multinational Society Development: Tendencies and

Perspectives (the Baikal Region Example)]: dis.....Ph. D. in

kulturology. Мoscow, 2003. 188 p. [In Russ.].

3. Mantatova L. V. Strategija razvitija: cennosti novoj civilizacii [Development Strategy: Values of the New Civilization]. Ulan-Ude, 2004. 242 p. [In Russ.].

4. Nazarov V. K. Evrazijskij vektor v kul'turnom razvitii Bajkal'skogo regiona [Eurasian Vector of the Baikal Region Cultural Development] // Kul'turnoe prostranstvo Vostochnoj Sibiri i Mongolii: tradicii i innovacii mezhkul'turnogo vzai-modejstvija [The Cultural Space of the East Siberia and Mongolia: Traditions and Innovations of Intercultural Cooperation]. Ulan-Ude, 2015. Pp. 112-116. [In Russ.].

5. Arzhitova Ju. S., Sandakova L. G. Vovlechenie jek-spertnogo soobshhestva v process razrabotki strategii Bajkal'skogo regiona [The Involvement the Experts into the Working Out of in the Baikal Region Development Strategy] // Problemy razvitija regiona s osobymi rezhimami hozjajst-vovanija v uslovijah sozdanija osobyh jekonomicheskih zon turistsko-rekreacionnogo tipa. [Development Problems of the Region with Special Modes of Administration in Context of Making the Special Economic Zones for Tourism and Recreation]. Ulan-Ude. 2008. Pp. 45-52. [In Russ.].

6. Boldonova I. S. Evrazijskij frontir v Bajkal'skom re-gione v kontekste mezhdisciplinarnyh issledovanij transgra-nich'ja [Eurasian Border in the Baikal Region in Interdisciplinary Researches of Trans-Border Areas] // Mezhdunarod-nyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International Scientific and Research Journal]. 2015. No. 2. Vol. 2. Рp. 38-40. [In Russ.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.