Научная статья на тему 'Эволюция жанра шахрашуб в персоязычной позии XI-XVII вв. : от Мас‘уда Са‘да Салмана (1046-1121) досайидо Насафи (ум. 1711)'

Эволюция жанра шахрашуб в персоязычной позии XI-XVII вв. : от Мас‘уда Са‘да Салмана (1046-1121) досайидо Насафи (ум. 1711) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
112
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EVOLUTION OF GENRE SHAHRASHUB / SYSTEM OF GENRES AND GENERIC FORMS OF CLASSICAL PERSIAN POETRY / RELIGIOUS AND MYSTICAL POETRY / MINOR POETIC GENRES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Акимушкина Екатерина Олеговна

В статье на базе анализа произведений персоязычных поэтов XI-XVII вв. сделана попытка проследить основные этапы развития жанра шахрашуб, малоизученного в иранистике, что, по замыслу автора, должно пролить свет на специфику процесса эволюции второстепенных жанров персидской поэзии в классический (X-XV вв.) и постклассический (XVI-XVII вв.) периоды. Выявляя жанровые формы, в которых поэты создают произведения в жанре шахрашуб, автор статьи выдвигает ряд предположений относительно причин сделанного ими выбора. Особый акцент сделан на рассмотрении произведений двух выдающихся поэтов Мас‘уда Са‘да Салмана (1046-1121) и Сайидо Насафи (ум. 1711), творчество которых послужило главными вехами в процессе эволюции жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Evolution of the Genre Shahrashub in the PersianPoetry of XI-XVII c.: Beginning from Mas‘ud Sa‘d Salman (1046-1121) till Sayido Nasafi (d. 1711)

On the basis of analyzing the works of the Persian poets of XI-XVII centuries, the author of the paper has made an attempt to trace main stages of evolution of the genre of Shahrashub, which is little dealt with in the Iranian studies. Such study is meant to throw some light upon the process of evolution of minor genres of Persian poetry throughout the classical (X-XV c.) and postclassical (XVI-XVII c.) periods. Revealing the generic forms, used by Persian poets for writing Shahrashubs, the author has made a number of suggestions, concerning the reasons for their choice of different poetic forms. The main stress is made upon the analysis of verses of two outstanding poets Masu‘d Sa‘d Salman (1046-1121) and Sayido Nasafi (d. 1711), whose works have served as basic landmarks on the way of the evolution of the genre.

Текст научной работы на тему «Эволюция жанра шахрашуб в персоязычной позии XI-XVII вв. : от Мас‘уда Са‘да Салмана (1046-1121) досайидо Насафи (ум. 1711)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2018. № 3

Е.О. Акимушкина

ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА ШАХРАШУБ В ПЕРСОЯЗЫЧНОЙ ПОЭЗИИ XI-XVII вв.: ОТ МАС'УДА СА'ДА САЛМАНА (1046-1121) ДО САЙИДО НАСАФИ (ум. 1711)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1

В статье на базе анализа произведений персоязычных поэтов XI-XVII вв. сделана попытка проследить основные этапы развития жанра шахрашуб, малоизученного в иранистике, что, по замыслу автора, должно пролить свет на специфику процесса эволюции второстепенных жанров персидской поэзии в классический (X-XV вв.) и постклассический (XVI-XVII вв.) периоды. Выявляя жанровые формы, в которых поэты создают произведения в жанре шахрашуб, автор статьи выдвигает ряд предположений относительно причин сделанного ими выбора. Особый акцент сделан на рассмотрении произведений двух выдающихся поэтов - Мас'уда Са'да Салмана (1046-1121) и Сайидо На-сафи (ум. 1711), творчество которых послужило главными вехами в процессе эволюции жанра.

Ключевые слова: эволюция жанра шахрашуб; система жанров и жанровых форм классической персоязычной поэзии; второстепенные жанры; религиозно-мистическая поэзия.

Произведения в жанре шахрашуб (перс. «возмутитель спокойствия в городе»), посвященные восхвалению красоты и профессионального мастерства городских ремесленников, были широко распространены в персоязычной литературе указанного периода. Несмотря на свою популярность в персидской поэзии, до недавнего времени этот жанр был сравнительно мало исследован как в отечественной, так и в зарубежной иранистике: в основном он упоминается в фундаментальных трудах по истории персидской литературы (например, у Е.Э. Бертельса [Бертельс, 1960: 520-521], И. Йар-Шатера [Persian literature, 1988: 406-407]), а также кратко рассматривается в

Акимушкина Екатерина Олеговна - кандидат филологических наук, доцент кафедры индийской филологии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: eaki-mushkina@mail.ru).

контексте изучения творчества отдельных поэтов, писавших стихи в этом жанре (например, Мехсити Ганджави (XII в.), Сайидо Насафи)1. В настоящее время анализируются генезис и эволюция этого жанра, причем не только в рамках персоязычной поэзии, но и в поэзии на языке урду, жанровая система которой во многом является производной от таковой персоязычной поэзии [Акимушкина, 2011; 2016].

Выбор данного временного отрезка обусловлен тем обстоятельством, что именно за классический (Х-ХУ вв.)2 и постклассический (ХУ1-ХУ11 вв.) периоды жанр шахрашуб проходит в персоязычной поэзии полный цикл развития, в ходе которого сформировался набор устойчивых мотивов и топосов, за тематикой шахрашуб закрепились определенные жанровые формы; причем цикл развития жанра замыкается между двумя значимыми в персоязычной поэзии фигурами - его основоположником Мас'удом Са'дом Салманом, выдающимся поэтом газневидского круга3, и знаменитым поэтом Мавераннахра Сайидо Насафи, весьма оригинально переосмыслившим классическое наследие своего предшественника.

На данный момент можно с некоторыми оговорками утверждать, что жанр шахрашуб в указанный период представлен в персоязычной поэзии в двух основных тематических составляющих. Первая («магистральная») представляет собой описание внешности и орудий труда представителей различных ремесел и профессий, характерных для средневекового города; в рамках этой тематической составляющей жанр шахрашуб выступает в двух регистрах (термин П. Зюмтора)4, противоположных друг другу по целям и задачам: в регистре восхваления (преобладает похвала профессионализму и/или красоте адресата) и в регистре осмеяния (осмеивается отсутствие мастерства у того или иного ремесленника и/или его непривлекательная внешность). Вторая тематическая составляющая жанра шахрашуб обычно выстраивается как рассказ о неком катаклизме, постигшем город / страну (внутренние междоусобицы, стихийные бедствия, нашествия врагов и т.п.), на фоне которого происходит разрушение социальной структуры общества: например, ремесленники не работают, так как либо они погибли, либо у них нет материалов для выполнения

1 См.: Мирзоюнус М. Шамъи тироз. Нигох,е ба зиндаги ва ашъори Махдсти. Ходжент, 2001; Мирзоев А.М. Сайидо Насафи и его место в истории таджикской литературы. Сталинабад, 1954.

2 Уточним, что первые произведения в жанре шахрашуб зафиксированы в XI в.

3 Поэтическая школа, сложившаяся в эпоху правления династии Газневидов и их наместников в провинции (конец X-XII вв.).

4 Zumthor P. Essai de poétique médiévale. Paris, Éd. du Seuil, 1972. P. 22.

своего труда, либо их творения не находят спроса, поскольку у потенциальных покупателей нет денег5. В настоящей статье мы сосредоточили свое внимание на произведениях в жанре шахрашуб, восхваляющих красоту и мастерство представителей различных городских профессий (т.е. на первой тематической составляющей жанра шахрашуб в регистре восхваления)6, причем основной акцент сделан на произведениях Мас'уда Са'да и Сайидо Насафи, исходя из вклада последних в становление и развитие исследуемого жанра.

У истоков жанра шахрашуб стоит Мас'уд Са'д Салман: именно в его творчестве представлены не просто мотивы, связанные с тем или иным ремеслом или отдельные произведения такой тематики7, а целый цикл стихов, расположенных в алфавитном порядке рифм, насчитывающий 92 произведения (примерно 23% от общего числа произведений в его Диване)8. Этот цикл стихов представляет собой не только и не столько восхваление красоты представителей различных профессий (мясника, ювелира, кузнеца, пекаря и др.), каждый из которых является объектом нежных чувств лирического героя, сколько своеобразное описание панорамы жизни идеального города через описание его жителей - их внешности, ремесла, времяпрепровождения (например, у Мас'уда Са'да есть стихотворения о друге, отправившемся в паломничество в Мекку и о красавце, похваляющемся новым поясом, о профессиях которых не говорится ни слова).

При создании произведений в жанре шахрашуб Мас'уд Са'д черпал мотивы из основных жанров придворной поэзии, то есть

5 Данная составляющая жанра шахрашуб нами выделяется с осторожностью, так как она изучена крайне поверхностно. Пока даже не вполне ясно, является ли она все-таки тематической составляющей жанра шахрашуб или же это мотивы шахрашуб, перенесенные в жанр оплакивания (марсиййа). В пользу первого утверждения свидетельствует, как нам кажется, то обстоятельство, что в поэзии урду именно эта составляющая вышла на первый план, и именно ее рассматривают как основную тематическую составляющую жанра шахрашуб.

6 Поясним, что далее в статье, когда мы будем говорить о развитии жанра шахрашуб, мы будем иметь в виду именно эту составляющую.

7 Следует отметить, что образность и терминология, связанные с городскими ремеслами, были широко распространены в персидской поэзии классического периода, встречаясь в произведениях Рудаки Самарканди (ок. 860-941), Фаррухи Систани (ум. 1037/1038 ), Катрана Табризи (ум. после 1072), Сузани Самарканди (ум. ок. 1179) и др. Отметим, что отдельные произведения, написанные в жанре шахрашуб, встречаются и у предшественников Мас'уда Са'да Салмана, например, у Фаррухи Систани, старшего представителя газневидской поэтической школы, есть руба'и, посвященное садовнику.

8 Циклы произведений в жанре шахрашуб представлены не только в творчестве Мас'уда Са'да Салмана, но и в творчестве Санаи Газневи (ум. 1130/1131 г.), Мехсити, Сузани, Сайидо Насафи.

применял канонический для средневековой поэзии прием транспозиции - в данном случае перенос мотивов из одного жанра в другой9. Так, в основе подавляющего большинства его произведений в жанре шахрашуб лежат мотивы любовной поэзии (описание нежных чувств лирического героя к адресату стихотворения), в контекст которой переносятся мотивы других канонических жанров персидской классической поэзии, например, панегирические (мадх), гедонические (хамрийат), охотничьи (тардийат), философско-аскетические (зухдийат).

В качестве основной жанровой формы для мотивов шахрашуб Мас'уд Са'д избрал кыт'а10 (79% стихотворений от общего числа произведений, написанных в этом жанре). Наряду с кыт'а, в цикле стихов наличествуют произведения в форме газели11 (16%) и руба'и12 (5%). В кыт'а Мас'уда Са'да, написанных в жанре шахрашуб, можно выявить явную тенденцию к формированию относительно четкой композиционной структуры. В подавляющем большинстве кыт'а специально обозначены начало и конец произведения, причем они маркированы каноническими способами, характерными, например, и для газели13. Так, в первом бейте большинства произведений, посвященных представителям различных профессий, помимо обращения к адресату стихотворения (бут - «кумир», нигар «красавец» и т.п.), также содержится название занятия адресата. Последний бейт, в свою очередь, может включать, например афоризм, риторический вопрос, обращение, ссылку на некий обычай (предание).

9 О транспозиции см.: Куделин А.Б. Средневековая арабская поэтика (вторая половина УШ-1Х век). М., 1983. С. 105 и далее.

10 Кыт'а - монорифмическая жанровая форма классической персоязычной поэзии, рифмовка полустиший-мисра' в первом бейте отсутствует, объем может варьироваться от двух до нескольких сотен бейтов, тематика допустима любая.

11 Газель - жанровая форма классической персоязычной поэзии, представляющая собой монорифмическое произведение, в первом бейте которого наличествует обязательная рифмовка обоих полустиший-мисра', а в последнем бейте, как правило, присутствует подпись автора (тахаллус), классический объем 5-7 бейтов, «магистральная» тематика любовная, но достаточно рано начали появляться газели практически на любую тему.

12 Руба'и - жанровая форма классической персоязычной поэзии, представляющая собой монорифмическое произведение фиксированного объема (два бейта), написанное метром хазадж, преобладают мотивы любовной и философско-аскетической лирики.

13 Важно, что рассмотренные нами кыт'а Мас'уда Са'да обладают теми же композиционными особенностями, что и газели данного (Х1-Х11 вв.) и предшествующего (Х в.) периодов, - одинаковой маркировкой начала и конца произведений и одинаковыми типами композиции (см. подробнее: [Рейснер, 1989: 54-94]).

В качестве примера оформления зачина и концовки кыт'а приведем открывающее цикл произведений Мас'уда Са'да в жанре шахрашуб стихотворение, посвященное описанию аптекаря14:

1. Два локона твоих, о, кумир, - амбра, а ты - аптекарь. // Возникла у нас нужда в твоей амбре.

2. Разлука с тобой лишила меня разума и сделала беспомощным. // Ради Бога, спаси меня, о, любимый друг!

3. Осыпь меня амброй твоих локонов, ведь // лечение для безумных - натирание амброй [Масуд Сад Салман, 1960: 523].

Первый бейт содержит обращение и упоминание профессии адресата, а последний - просьбу и ссылку на существовавший в те времена метод лечения сумасшествия.

Существует несколько вариантов композиции кыт'а, в которых реализуются мотивы шахрашуб, - так, она может быть кольцевой (первый и последний бейты связаны одной и той же темой (см. выше кыт'а об аптекаре)) или двухчастной (первый бейт - своеобразная «экспозиция», далее следует диалог лирического героя и его возлюбленного адресата). Однако чаще всего «тематическая композиция» (термин В.М. Жирмунского)15 таких кыт'а представляет собой рассказ о взаимоотношениях лирического героя и адресата произведения с логической связью между бейтами; описание внешности и/ или профессионального мастерства адресата, причем соотношение повествовательности и описательности может быть различным16.

На протяжении второй половины Х11-ХУ вв. в развитии жанра шахрашуб наблюдаются две сравнительно устойчивые тенденции, идущие параллельно друг другу: набор жанровых форм, в которых представлены мотивы шахрашуб в персоязычной поэзии, сужается, а спектр самих мотивов шахрашуб расширяется. Так, если Мас'уд Са'д в этом жанре создавал кыт'а, газели и руба'и, то у Санаи Газне-ви мотивы шахрашуб встречаются уже в двух жанровых формах -газели и кыт'а, причем насчитывается значительно меньше таких произведений - 22 против 92 у Мас'уда Са'да (18 газелей и четыре кыт'а). Мехсити Ганджави в данном жанре писала только руба'и (52 стихотворения). При этом количество произведений в жанре шахрашуб в творчестве поэтов Х11-ХУ вв., по сравнению с Мас'удом

14 Все переводы, кроме специально оговоренных случаев, принадлежат автору данной статьи.

15 См.; Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975. С. 433 и далее.

16 О соотношении повествовательности и описательности см.: [Рейснер, 2006: 190-236].

Са'дом, Санаи и Мехсити, постепенно уменьшается, например, у Джами (1414-1492) их всего пять (кыт'а), т.е. многие поэты слагают стихи в жанре шахрашуб, однако пишут в среднем не более 8-10 произведений (около 1-2% от общего объема стихотворного наследия поэтов этого периода)17, и жанр остается второстепенным, будучи оттесненным на периферию жанровой системы.

С началом постклассического периода (ХУ1-ХУ11 вв.) в общественной и культурной жизни Ирана значительную роль начинают играть представители «третьего сословия», поэтому наблюдается резкий вплеск интереса к ремесленной тематике, что привело к устойчивому росту количества произведений в жанре шахрашуб (Бадр ад-Дин Хилали (ум. 1529 г.), Мухташам Кашани (ум. 1588), Калим Кашани (ок. 1593-1650), Сайидо Насафи и др.). Отметим, что как раз в это время в персоязычной литературе утверждается «индийский стиль»18, в рамках которого стал возрастать интерес поэтов к необычной тематике и переосмыслению классических образцов, что также способствовало дальнейшему развитию рассматриваемого нами жанра.

На основании анализа творчества всех вышеперечисленных поэтов в жанре шахрашуб можно сделать предварительный вывод о закреплении за рассматриваемой тематической составляющей жанровых форм кыт'а и руба'и19. Скорее всего, выбор поэтами (в первую очередь придворными) поэтической формы кыт'а для мотивов шахрашуб был обусловлен тем обстоятельством, что тематика кыт'а регламентируется в средневековой персоязычной поэзии далеко не так жестко, как тематика касыды и газели, фактически кыт'а можно было сочинять на любую тему, в том числе и о городских ремесленниках. Что же касается газелей, написанных в жанре шахрашуб, то если мы внимательно рассмотрим произведения и творческую биографию их авторов, то увидим, что, как правило, это поэты, начинавшие свою литературную деятельность как при-

17 Х11 в. выдался достаточно «урожайным» на произведения в жанре шахрашуб: кроме вышеназванных, в этом жанре писали такие поэты, как Сузани Самарканди (6 руба'и, 1 кыт'а), Хакани Ширвани (1121-1199) (2 кыт'а, 1 газель), Муджир Байлакани (ум. ок. 1190 г.) (2 руба'и), 'Аттар Нишапури (1139-1230) (3 кыт'а, 6 руба'и). В ХШ-ХУ вв. произведения в жанре шахрашуб писали Сайф Фергани (ХШ в.) (9 кыт'а, 8 руба'и), Амир Хосров Дехлеви (1253-1325) (7 кыт'а, 4 руба'и), Салман Саваджи (1300-1376) (2 кыт'а, 3 руба'и) и др.

18 Об индийском стиле см. подробнее: [Пригарина, 1999].

19 Единственным нам известным исключением из этой тенденции на данный момент является Сайидо Насафи (см. далее).

дворные, но постепенно отошедшие от двора и начавшие писать стихи в русле религиозно-мистической поэзии (например, Санаи Газневи)20. Поэтому им не нужно было, подобно придворному поэту Мас'уду Са'ду, ориентироваться преимущественно на жанровую форму кыт'а при желании написать произведение, включающее в себя мотивы шахрашуб, поэтому они и писали газели в жанре шах-рашуб. Что касается выбора руба'и в качестве поэтической формы для жанра шахрашуб, то, судя по косвенным данным, безусловно нуждающимся в дальнейшей тщательной проверке, данная жанровая форма тесно связана с городским фольклором. В этой связи хотелось бы обратить внимание читателя на фрагмент определения дубейти (руба'и) в трактате Хусайна Ваиза Кашифи «Чудеса мысли в искусстве поэзии» (Бадаи' ал-афкар фи санаи' ал-аш'ар) (XV в.): "Однако персы называют такие [стихи] дубейти. А некоторые именуют их таране (букв. "песня, мелодия"; разг. "красивый юноша") на том основании, что их сочиняют и переписывают красивые юноши (выделено нами. - Е.А.)"21.

Итак, образы красивых юношей (причем не уточняется, идет ли речь о городе или о деревне) связываются с жанровой формой руба'и, имеющей, судя по всему, фольклорное происхождение. Возможно, выбирая для своих произведений в жанре шахрашуб форму руба'и, Мехсити отдавала дань традиции городского фольклора.

В произведениях всех вышеупомянутых поэтов прослеживаются уже известные нам по творчеству Мас'уда Са'да в жанре шахрашуб типы композиции, различие состоит лишь в степени развернутости или степени компрессии мотивов в газели, кыт'а и руба'и: понятно, что в более крупной поэтической форме - газели - одни и те же мотивы будут представлены более развернуто, чем в руба'и. В подавляющем большинстве произведений в жанре шахрашуб доминируют любовные мотивы, однако встречаются стихи, в которых преобладают мотивы описания (васф), философско-аскетические (зухдийат) и гедонические (хамрийат) мотивы (например, в произведениях Мас'уда Са'да, Сузани Самарканди, Джами). Поэты могут расширять палитру мотивов, употребляемых в произведениях данного жанра, добавляя к вышеперечисленным мотивы оплакивания (марсийа)

20 См. об этом [Рейснер, 1989: 126-136].

21 Перевод с персидского выполнен М.Л. Рейснер. См.: Хусайн Ваиз Кашифи. Чудеса мысли в искусстве поэзии (Бадаи' ал-афкар фи санаи' ал-аш'ар). Пер. с перс., вступ. слово и коммент. М.Л. Рейснер // Восточная поэтика: тексты, исследования, комментарии. М., 1996. С. 258-289.

(см. произведения Сайидо) и осмеяния (хаджв) (см. произведения Мехсити). В связи с мотивами осмеяния (хаджв) следует отметить, что лексика в стихах Мехсити гораздо менее рафинированная, чем, например, в произведениях Мас'уда Са'да и Санаи: встречаются вульгаризмы и двусмысленности не вполне пристойного содержания, однако в стихах Мехсити мотивы осмеяния не преобладают, а выполняют подчиненную функцию, что позволяет нам рассматривать

22

содержащие их произведения в рамках настоящей статьи22.

Следует также учитывать, что примерно с Х1 в. традиционные мотивы придворной поэзии начинают переосмысляться в русле религиозно-мистической поэзии. Например, газели Санаи имеют четко выраженный суфийский характер, и в них мотивы шахрашуб поданы в суфийском ключе: прекрасный ремесленник, творец различных артефактов, воплощает собой божественную возлюбленную, к которой стремятся адепты, служащие ей. В той или иной степени религиозно-мистическая составляющая присутствует практически во всех произведениях, написанных в жанре шахрашуб в Х11-ХУ11 вв., за исключением произведений Мас'уда Са'да, Сузани, Мехсити, Калима Кашани и некоторых других23.

Все произведения вышеперечисленных поэтов ХШ-ХУ вв. в этом жанре посвящены исключительно представителям различных профессий, и набор персонажей в произведениях примерно одинаков, так как присутствуют образы, характерные для любовной лирики: влюбленные, один из которых как раз и есть представитель одной из городских профессий, соперник(и), завистник(и). В ХУ1 в. поэты постепенно начинают возвращаться к восхвалению отдельных жителей города без упоминания их профессии (Калим Кашани). К традиции написания цикла стихов, восхваляющих жителей города, обращается и Сайидо Насафи, в творчестве которого жанр шахрашуб переживает расцвет. Как и Мас'уд Са'д, Сайидо посвящает цикл своих произведений в жанре шахрашуб восхвалению всех жителей города, а не только представителей тех или иных профессий: так, он описывает хаджу (№ 178), сына шейха (№ 201), нищего (№ 139),

22 Поясним, что если бы мотивы осмеяния преобладали в произведениях Мехсити, то эти стихи бы рассматривались нами в контексте изучения магистральной составляющей жанра шахрашуб в регистре осмеяния.

23 Однако здесь требуется разъяснение, так как в произведениях в жанре шахрашуб, начиная примерно с рубежа Х1У-ХУ вв. язык религиозно-мистической в соответствии с общей тенденцией развития персоязычной поэзии становится конвенциональным. См. об этом: [Рейснер, 1989: 174-206].

курильщика опиума (№ 266)24. Однако город в стихах Мас'уда Са'да предстает в большей степени идеальным: так, у него нет стихов, посвященных обитателям городского «дна» и представителям довольно специфических профессий, обычно не становившихся объектом восхваления изящной словесности, каковые есть у Сайидо. При этом Сайидо Насафи их описывает в соответствии с законами средневековой эстетики красоты, например, ниже приводится небольшое стихотворение о «представителе ритуальных услуг» города, обмывающем тела умерших перед погребением:

Юноша, обмывающий тела (умерших), который напоминает (собой) о живой воде: // у живых душу забирает, а мертвым ее воз-

25

вращает25.

Значимость фигур Мас'уда Са'да и Сайидо Насафи для развития жанра шахрашуб вполне сопоставима: так, они создают значительное количество произведений в этом жанре - у Мас'уда Са'да 103 произведения, у Сайидо значительно больше - 379 (всего в Диване), в которых поименованы более 200 различных профессий, характерных для средневекового города, что позволило значительно разнообразить мотивы шахрашуб. В произведениях Сайидо, написанных в жанре шахрашуб, представлен практически весь основной репертуар традиционных мотивов персоязычной поэзии того времени.

Однако среди поэтов, пишущих в жанре шахрашуб, Сайидо все же стоит особняком. В частности, выводы о тенденции к написанию произведений в жанре шахрашуб в формах кыт'а и руба'и, в отношении творчества Сайидо в этом жанре не вполне применимы: среди 379 произведений Сайидо в жанре шахрашуб представлены стихи, написанные в жанровых формах фард (330), руба'и (20), маснави (17)26, газель (3), то есть лидирует фард, в «стандартном количестве»27 присутствуют руба'и. Если Мас'уд Са'д выступал новатором в области формирования жанра шахрашуб, то Сайидо Насафи проявил

24 Дордж З. Электронный словарь персидской поэзии. Тегеран, 2011.

25 Там же.

26 Имеются в виду произведения, написанные рифмовкой маснави (аа ЬЬ сс... пп), когда в каждом бейте рифмуются между собой оба полустишия-мисра', а каждый бейт пишется на свою рифму. Однако такие произведения с классическими поэмами-маснави в духе Низами Ганджави (XII в.) не объединяет ничего, кроме типа рифмовки: так, их объем невелик (не более 80 бейтов), тематическая композиция сходна с таковой кыт'а, сюжет отсутствует.

27 Мы говорим о стандартном количестве произведений условно, принимая во внимание результаты наших наблюдений над поэтическими формами, в которых писались произведения в жанре шахрашуб в предыдущие периоды.

новаторство в области применения уже известных жанровых форм. Так, судя по всему, он стал первым среди персоязычных поэтов, кто в качестве основной поэтической формы для мотивов шахрашуб выбрал фард - отдельный бейт (стих), состоящий из двух полустиший-мисра'. Причем, Сайидо и здесь проявил оригинальность, выбрав фард с рифмующимися полустишиями-мисра' (98% от общего числа произведений такой формы). Отметим, что такой фард не считается классическим, так как в классическом фарде, форма которого зафиксирована в поэтологических трактатах, полустишия-мисра' не должны рифмоваться28.

Кроме того, Сайидо Насафи разрабатывал мотивы шахрашуб в форме произведений, написанных рифмовкой маснави, которые по своей композиционно-тематической структуре можно сопоставить с кыт'а29. По всей видимости, образцом для Сайидо послужили подобные произведения Мас'уда Са'да, поскольку пока нами не зафиксированы такие произведений ни у кого из поэтов Х1-ХУ11 вв. Однако мы не рассматривали их выше в рамках творчества Мас'уда Са'да в жанре шахрашуб, поскольку, хотя все они и написаны в рамках магистральной составляющей жанра шахрашуб, но не в регистре восхваления, который мы рассматриваем, а в регистре осмеяния, и они содержат лексику низкого стиля. У Мас'уда Са'да таких произведений насчитывается 11 (48% от общего числа таких произведений в Диване). Адресатами выступают сотрудники «службы настроения» повелителя - врач (табиб), делопроизводитель (дабир), танцовщик (ракас), музыканты, играющие на струнных, ударных и духовых инструментах (флейтист, лютнист, барабанщик), чтец (хананда), сказитель (каввал). Объем текстов варьируется от 7 до 33 бейтов, они имеют общие тематико-композиционные черты: сходное оформление первого бейта (обращение, которое может со-

28 См., например, определение жанровой формы фард в поэтологическом трактате Хусайна Ваиза Кашифи: «Фардом называют одиночный бейт, в котором полустишия не рифмуются, и должно быть [заранее] поставлено условие, чтобы этот бейт по природе своей был украшен пословицей (масал) или какой-либо оригинальной мыслью (мани-йи хас) и оказался приятным и достойным слушания» (пер. с перс. М.Л. Рейснер). См.: [Хусайн Ваиз Кашифи, 1996: 266]. Справедливости ради, отметим, что такие фарды не являются новацией Сайидо, они встречались в персоязычной поэзии и ранее (см., например, фарды в Диванах Фаррухи Систани (ум. 1037), Саади Ширази (нач. ХШ - 1292), Камала Худжанди (ум. ок. 1400/1401)).

29 Возможно, именно поэтому кыт'а в жанре шахрашуб в творчестве Сайидо отсутствуют: их место занимают произведения, написанные рифмовкой маснави, но с точки зрения тематической композиции это, по сути, те же кыт'а.

держать имя и/или упоминание профессии) и концовки (например, пожелание типа «молитвы об увековечении» (ду'а-и та'бид)), на фоне доминирования мотивов осмеяния включают также любовные и гедонические мотивы.

В Диване Сайидо содержится раздел «Маснави, более половины произведений которого (8 из 17) посвящены восхвалению красоты и мастерства представителей «третьего сословия» (например, бакалейщика, мясника, пекаря, прачки, плотника), однако мотивы осмеяния и лексика низкого стиля в них отсутствуют. Объем маснави увеличивается, по сравнению с маснави Мас'уда Са'да, варьируясь от 23 до 53 бейтов. Все произведения обладают сходными темати-ко-композиционными признаками: в первом бейте упоминается профессия адресата, например:

О прекрасный стиральщик (прачка)! Если вода - это сахар, то //

" 30

его прачечная - источник живой воды30.

Далее следует блок мотивов шахрашуб в регистре панегирика: восхваляется мастерство представителя той или иной профессии, описываются атрибуты его ремесла, инструменты, мастерская (так, в произведении, посвященном восхвалению прачки, описываются вода, чан, валек для отбивания белья, стиральная доска, мыло, прачечная, «производственные процессы» (в нашем случае - стирка, кипячение, отбеливание, отбивание, полоскание белья и т.п.). Как правило, описывается и привлекательный внешний облик представителя профессии (в данном случае прачки). Основная задача прачки - выстирать белье, доминирующий мотив «очищение окружающего мира» рассматривается в двух планах - светском и религиозно-мистическом (суфийском). В отличие от произведений Мас'уда Са'да во всех произведениях Сайидо, написанных рифмовкой маснави, присутствует религиозно-мистический контекст. Далее может упоминаться имя адресата: в рассматриваемом маснави - это прачка Мирза Мухаммад. Обратим внимание, что адресат во всех аналогичных произведениях Сайидо конкретен, между тем, как у Мас'уда Са'да не во всех случаях представлен конкретный адресат. Упоминание имени адресата сигнализирует о переходе к блоку любовных мотивов: говорится о страсти, снедающей лирического героя, который жаждет встречи с предметом своих чувств, но тот не обращает на него внимания. Лирический герой в этой связи испытывает страдания и обращается к виночерпию с просьбой при-

30 Дордж З. Электронный словарь персидской поэзии.

нести вина (мотивы хамрийат). Приведем заключительные строки из рассматриваемого произведения, посвященного прачке:

Приди, виночерпий, пересохли уста мои, и я страдаю. // Словно Сайидо, я лишен воды и терпения.

Влей мне в уста вино Салсабиля. // Омой водой своей милости31.

Подчеркнем, что в концовке всех маснави Сайидо прослеживается тематическая связь с предыдущим текстом: например, в вышеприведенном отрывке лирический герой жалуется виночерпию на жажду (классический мотив гедонической поэзии) и просит принести вина, но в контексте всего произведения он может также переосмысливаться как жалоба на холодность адресата (прачки), вокруг которого как раз вода присутствует в изобилии. Все эти восемь произведений обладают четкой композиционной структурой с однотипной концовкой объемом 2-3 бейта: поэма завершается обращением к виночерпию с просьбой принести вина, а также наличествует авторская подпись Сайидо Насафи. Заметим, что такой мотив - один из универсальных канонических способов оформления концовки произведения в персоязычной поэзии.

На основании анализа творчества двух корифеев жанра шахрашуб создается впечатление, что Сайидо вернулся в своем творчестве к «концепции» Мас'уда Са'да (описание жизни всего города), но на качественно ином витке, значительно расширив набор поименованных профессий и соответственно набор мотивов шахрашуб, разработал мотивы шахрашуб в произведениях, написанных рифмовкой мас-нави, перенес их в фард, сделав его основной жанровой формой для мотивов шахрашуб в своем Диване, закрепил доминирующую роль любовных мотивов в этом жанре, и как бы подвел итог развитию жанра шахрашуб в персоязычной поэзии. На наш взгляд, отдельного внимания заслуживает изучение вопроса о генезисе и эволюции произведений, написанных рифмовкой маснави, но не являющихся поэмами-маснави.

Руководствуясь всем вышесказанным, можно выстроить приблизительную периодизацию жанра шахрашуб в Х1-ХУ11 вв.: Х1-Х11 в. - становление (с кульминацией в творчестве Мас'уда Са'да); ХШ-ХУ вв. - формирование и развитие (своеобразная «консервация жанра»); ХУ1-ХУ11 вв. - с некоторыми оговорками можно говорить о расцвете жанра (пик расцвета - творчество Сайидо Насафи). На протяжении практически всего указанного периода жанр остается

31 Там же.

второстепенным, лишь к рубежу XVI-XVII вв. его популярность настолько возросла, что можно осторожно говорить о том, что на некоторое время он вошел в число основных жанров персоязычной поэзии.

Жанр шахрашуб особенно активно развивался на исторической периферии персоязычного мира - в персоязычной литературе Индии и Закавказья, аналогичное явление наблюдалось и в случае с другим рассмотренным нами второстепенным жанром - жанром хабсиййат (тюремная лирика), что пока свидетельствует в пользу нашей гипотезы о том, что второстепенные поэтические жанры особенно активно развиваются в периферийных традициях персоязычной литературы [Акимушкина, 2006: 85-112]. На наш взгляд, изучение развития жанра шахрашуб в персоязычной поэзии поможет пролить свет и на особенности развития данного жанра в литературе урду, в которой он также получил значительное распространение (XVII-XIX вв.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимушкина Е.О. Жанр хабсиййат в персоязычной поэзии XI-XIV веков: генезис и эволюция. М., 2006. 175 с.

2. Акимушкина Е.О. Эволюция жанра шахрашуб в персоязычной поэзии XI-XII вв. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Литературоведение. Журналистика». 2011. № 3. С. 5-11.

3. Акимушкина Е.О. Эволюция жанра шахрашуб в персоязычной поэзии XVII века: творчество Сайидо Насафи (ум. 1711) // Ломоносовские чтения. Востоковедение. Тезисы докладов. М., 2016. С. 179-181.

4. Бертельс Е.Э. Избранные труды. История персидско-таджикской литературы. М., 1960. 437 с.

5. Дордж З. Электронная библиотека персидской поэзии (Китабхана-йи электруник-и шер-и фарси). Тегеран, 2011.

6. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975. 663 с.

7. Куделин А.Б. Средневековая арабская поэтика (вторая половина VIII-IX век). М., 1983. 261 с.

8. Мас'уд Са'д Салман. Диван. Вступ. статья Р. Йасими. Тегеран, 1960. 820 с.

9. Мирзоев А.М. Сайидо Насафи и его место в истории таджикской литературы / Пер. с тадж.; под ред. А.Н. Болдырева. Сталинабад, 1954. 206 с.

10. Мирзоюнус М. Прекрасный светоч. Очерк жизни и творчества Мехсити (Шамъи тироз. Ниго^е ба зиндаги ва ашъори Ма^асти). Ходжент, 2001. 323 с.

11. Пригарина Н.И. Индийский стиль и его место в персидской литературе (вопросы поэтики). М., 1999. 327 с.

12. Рейснер М.Л. Эволюция классической газели на фарси (X-XIV века). М., 1989. 223 с.

13. Рейснер М.Л Персидская лироэпическая поэзия X - начала XIII века. Генезис и эволюция классической касыды. М., 2006. 500 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Фаррухи Систани. Диван. Тегеран, 1957. 426 с.

15. Хусайн Ваиз Кашифи. Чудеса мысли в искусстве поэзии (Бадаи' ал-афкар фи санаи' ал-аш'ар). Введение (Мукаддима). Пер. с перс., вступит. слово и коммент. М.Л. Рейснер // Восточная поэтика: тексты, исследования, комментарии. М., 1996. С. 258-289.

16. Persian Literature. Edited by Ehsan Yarshater. N.Y., 1988. 562 р.

17. ZumthorP. Essai de poétique medieval. Paris, 1972. 518 p.

Ekaterina O. Akimushkina

THE EVOLUTION OF THE GENRE SHAHRASHUB IN THE PERSIAN POETRY OF XI-XVII c.: BEGINNING FROM MAS'UD SA'D SALMAN (1046-1121) TILL SAYIDO NASAFI (d. 1711)

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

On the basis of analyzing the works of the Persian poets of XI-XVII centuries, the author of the paper has made an attempt to trace main stages of evolution of the genre of Shahrashub, which is little dealt with in the Iranian studies. Such study is meant to throw some light upon the process of evolution of minor genres of Persian poetry throughout the classical (X-XV c.) and postclassical (XVI-XVII c.) periods. Revealing the generic forms, used by Persian poets for writing Shahrashubs, the author has made a number of suggestions, concerning the reasons for their choice of different poetic forms. The main stress is made upon the analysis of verses of two outstanding poets - Masu'd Sa'd Salman (1046-1121) and Sayido Nasafi (d. 1711), whose works have served as basic landmarks on the way of the evolution of the genre.

Key words: evolution of genre shahrashub; system of genres and generic forms of classical Persian poetry; religious and mystical poetry; minor poetic genres.

About the author: Ekaterina O. Akimushkina - PhD (Philology), Associate Professor at the Department of Indian Philology, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: eakimushkina@mail.ru).

REFERENCES

1. Akimushkina E.O. 2006. Zhanr habsijjat v persojazychnoj pojezii XI-XIV vekov: genezis i jevoljucija [The genre of habsiyyat in the Persian poetry of XI-XIV c.: genesis and evolution]. Moscow. (In Russ.)

2. Akimushkina E.O. 2011. Jevoljucija zhanra shahrashub v persojazychnoj pojezii XI-XII vv. [The evolution of genre Shahrashub in Persian poetry of XI-XII c.]. Moscow, Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija "Literaturovedenie. Zhurnalistika", Izdatel'stvo Rossijskogo universiteta druzhby narodov, no. 3, pp. 5-11. (In Russ.)

3. Akimushkina E.O. 2016. Jevoljucija zhanra shahrashub vpersojazychnoj pojezii XVII veka: tvorchestvo Sajido Nasafi (um. 1711) [The evolution of genre Shahrashub in Persian poetry of XVII c.: the works of Sayido Nasafi]. Lomonosovskie chtenija. Vostokovedenie. Tezisy dokladov. Moscow, pp. 179-181. (In Russ.)

4. Bertel's E.Je. 1960. Izbrannye trudy. Istorijapersidsko-tadzhikskoj literatury [The Selected works. The History of Persian-Tajik Literature]. Moscow. (In Russ.)

5. Dordzh 3. 2011. Jelektronnaja bibliotekapersidskojpojezii [Dorj 3. Digital library of Persian Poetry]. Tehran. (In Persian)

6. Farruhi Sistani. 1957. Divan [Diwan]. Tehran, Amir Kabir. (In Persian)

7. Husajn Vaiz Kashifi. 1996. Chudesa mysli v iskusstve pojezii. Perevod s persidskogo. M.L. Reysner [Miracles of thought in the art of poetry. The translation from Persian is made

by M.L. Reysner]. Vostochnajapojetika: teksty, issledovanija, kommentarii [Poetics in the East: texts, studies, comments]. Moscow, pp. 258-289. (In Russ.)

8. Kudelin A.B. 1983. Srednevekovaja arabskajapojetika (vtorajapolovina VIII-IX vek) [Medieval Arabic Poetics (the second half of the VIII-IX c.)]. Moscow. (In Russ.)

9. Mas'ud Sa'd Salman. 1960. Divan [Diwan], Tehran. (In Persian)

10. Mirzoev A.M. 1954. Sajido Nasafi i ego mesto v istorii tadzhikskoj literatury [Sayido Nasafi and his role in the Literary history of Tajics]. Stalinabad. (In Russ.)

11. Mirzojunus M. 2001. Prekrasnyj svetoch. Ocherk zhizni i tvorchestva Mehsiti [A beautiful torch: Essays on life and creative activities of Mehsity]. Khujand. (In Tajik)

12. Persian Literature. 1988. Ed. by Ehsan Yarshater. New York.

13. Prigarina N.I. 1999. Indijskij stil' i ego mesto v persidskoj literature (voprosy pojetiki) [Indian Style and its role in Persian Literature: poetics related problems]. Moscow. (In Russ.)

14. Reysner M.L. 1989. Jevoljucija klassicheskoj gazeli nafarsi (X-XIV veka) [The Evolution of the Classical Farsi Ghazal of the X-XIV Centuries]. Moscow. (In Russ.)

15. Reysner M.L. 2006. Persidskaja lirojepicheskaja pojezija X - nachala XIII veka. Genezis i jevoljucija klassicheskoj kasydy [Persian Lyrico-epic poetry (X - the beginning of XIII century). Genesis and Evolution of Classical Qasida]. Moscow. (In Russ.)

16. Zhirmunskij V.M. 1975. Teorija stiha [The Theory of Verse]. Leningrad. (In Russ.)

17. Zumthor P. 1972. Essai depoétique medieval. Paris.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.