Научная статья на тему 'Эволюция закона о воинской повинности в Японии (1868-1894)'

Эволюция закона о воинской повинности в Японии (1868-1894) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
936
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Османов Е. М.

The article is devoted to the history of the Japanese conscription law, which was adopted in 1873. Through changes of the law, which took place in 1875, 1879, 1883 and 1889, the Meiji government was able to amass a great number of recruits. By 1894, a strong military system had been created, and soldiers and civilians began to support the governmental Policy aimed at war with China. Also, it is noteworthy that the problem of the Japanese conscription law and its changes are not reflected in Russian historiography. Therefore, the article is the first attempt to present a key side of the early Japanese army.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of the Japanese conscription law (1868-1894)

The article is devoted to the history of the Japanese conscription law, which was adopted in 1873. Through changes of the law, which took place in 1875, 1879, 1883 and 1889, the Meiji government was able to amass a great number of recruits. By 1894, a strong military system had been created, and soldiers and civilians began to support the governmental Policy aimed at war with China. Also, it is noteworthy that the problem of the Japanese conscription law and its changes are not reflected in Russian historiography. Therefore, the article is the first attempt to present a key side of the early Japanese army.

Текст научной работы на тему «Эволюция закона о воинской повинности в Японии (1868-1894)»

2006

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 9. Вып. 1

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ

Е.М. Османов

ЭВОЛЮЦИЯ ЗАКОНА О ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ В ЯПОНИИ (1868-1894)

Мощь вооруженных сил во многом определяется принципами, лежащими в основе закона о призыве. Истории известны два основных подхода к формированию вооруженных сил: наемный (иногда добровольческий) либо конскрипционный. Так же как и российские, японские вооруженные силы неизменно существовали на основе всеобщей воинской повинности. Ставка не на контрактный, а на обязательный всеобщий принцип формирования вооруженных сил позволила Японии, исходя из ее политических и религиозных особенностей, создать мощные, фанатично преданные империи и императору вооруженные силы.

Формирование армии и флота на основе рекрутского набора в Японии началось сразу же после революции Мэйдзи или «обновления Мэйдзи» (1867), хотя предложения о реформировании армии и о привлечении крестьян к военной службе, являвшейся исключительно монополией самураев, выдвигались еще в 50-е годы XIX в. Однако ба-куфу игнорировало все эти достаточно мудрые советы. Вооружение крестьян представлялось большей опасностью, чем возможное нападение иностранных держав.

Восстановление прямого императорского правления и приход к власти наиболее прогрессивной части токугавского1 общества, помимо осознания необходимости скорейшего создания вооруженных сил, привело и к серьезному рассмотрению вопроса, на какой основе следует формировать эти вооруженные силы. В результате непродолжительных дискуссий правительство взяло курс на лишение самураев права на монопольное занятие военным делом, а в дальнейшем - и на полное их отстранение от военной службы.

6 февраля 1868 г. управление военными делами издало Указ, в котором говорилось о непригодности самураев для несения службы по защите страны2. 24 февраля 1868 г. были обнародованы разъяснения по вопросам призыва на военную службу самураев из княжества Тёсю. Согласно разъяснениям призыву подлежали лица от 17-18 до 35 лет. Расходы на их содержание и обмундирование брало на себя правительство3. До конца 1868 г. по установленным правилам было набрано около 400 человек, главная задача которых заключалась в охране императора и членов правительства. Указ стал первым проявлением политического курса правительства, направленного на уничтожение самураев как общественного класса.

20 апреля Управление военной обороны издает «Закон о формировании армии» -«Рикугун хэнсэй хо», согласно которому княжества должны были не только предоста-

© Е.М. Османов, 2006

вить определенное число людей для несения военной службы, но и выделить деньги на их содержание.

Доводы ответственного за проведение в стране военной реформы Омура Масуд-зиро (1824-1869) о том, что «впредь военная система нашего государства должна основываться на народной армии, состоящей не из добровольцев, а набранной на основе обязательного массового призыва»4, оказали сильное влияние на прогрессивную часть военного руководства. Необходимость создания армии не на контрактной, а на всеобщей основе Омура видел в финансовом положении страны. В первые годы Мэйдзи бюджет Японии не мог выдержать расходов, связанных с оплатой службы контрактников.

В конце 1869 г. был проведен первый опыт по введению в стране воинской повинности. Для его проведения правительство выбрало княжество Вакаяма. В октябре 1869 г. здесь были сформированы четыре отряда из низших самураев, крестьян и ремесленников. К августу 1871 г. численность отрядов достигла 13 ООО человек, часть из которых была взята на службу центральным правительством.

Согласно изданным 20 октября 1869 г. «Правилам призыва на военную службу» -«Тёхэй кисоку», призыву подлежали лица, достигшие 20 лет. Служба в армии состояла из трехгодичной службы в составе военных отрядов, четырехгодичной - в запасе и четырехгодичной - в резерве пополнения. Общий срок службы составлял 11 лет. Непригодными к отбыванию воинской повинности признавались лица, имевшие серьезные проблемы со здоровьем. От прохождения службы освобождались также главы домов, прямые наследники, лица, содержащие больных либо престарелых родителей. Была установлена система откупа от службы, которая составляла 60 рё ежегодно для призывников в «посменные войска» и 20 рё для служащих запаса5.

13 ноября 1870 г. военное ведомство обнародовало «Правила регулярных сводных отрядов» - «Дзёби хэнтай кисоку», обращенные к главам княжеств, которые должны были предоставить в распоряжение правительства определенное число солдат. Согласно «Правилам» возрастные рамки военнослужащих составляли 18-30 лет. Однако особо отмечалось, что если призывник физически крепок и достаточно образован, он может оставаться на службе до 37 лет6. «Правила» запрещали призыв на службу лиц, участвовавших на стороне императора в военных действиях против бакуфу.

К сожалению, сведений о том, насколько эффективно действовала данная система в общегосударственных масштабах, найти не удалось. Известно, что в марте 1870 г. проводилось переформирование княжеских войск в правительственные в Хиросима. Однако данное мероприятие мало соответствовало требованиям «Правил», поскольку возраст призывников варьировал от 17 до 43 лет, а в войска зачастую призывали лиц, ранее действовавших в составе отрядов ополчения на стороне императора7.

После смерти Омура Масудзиро его идеи развил Ямагата Аритомо (1838-1922), также сторонник всеобщей воинской повинности. Он стал ответственным за дальнейшее становление вооруженных сил, постепенно занимая высшие посты в военном руководстве страны. Ямагата поддерживал принцип формирования армии, в которой не было бы места самураям как классу. Он предлагал установить срок службы в регулярной армии два года и четыре года в запасе. Согласно разработанному им в конце 1871 г. проекту, призыву подлежали лица в возрасте 20 лет. Сухопутные войска предлагалось формировать трех видов (регулярная армия, запас первой и запас второй очереди) и пяти родов войск (пехота, кавалерия, артиллерия, строительные и обозно-транспорт-ные войска). Выбор призывников определялся жеребьевкой. Набор предлагалось про-

водить два раза в год - весной и осенью. Солдаты должны были распределяться по гарнизонам, где им выдавалось обмундирование, предоставлялось денежное и вещевое довольствие.

24 декабря 1871 г. Ямагата предложил правительству набрать на службу солдат из княжеств, исходя из их размеров и дохода, и создать из них регулярные войска и запас, необходимые для обороны страны. Однако в конце 1871 - начале 1872 г. сделать это было непросто. Главной помехой являлось недовольство народа военной службой. Многие, в том числе и в правительстве, замечали: «Нам нет никакой необходимости следовать в военном деле другим странам. Обязательный призыв не поможет защитить страну. Нужно создавать армию на контрактной основе по подобию США или Великобритании»8. В ответ на все эти заявления Ямагата справедливо возражал, что применительно к Японии контрактная армия ничем не будет отличаться от старых самурайских отрядов, поскольку на службу пойдут лишь одни самураи, которые вновь сделают ее своей монопольной привилегией. К тому же затраты на содержание такой армии будут непосильны для бюджета

Таким образом, правительство подготовило почву для окончательного и бесповоротного введения всеобщей воинской повинности в общегосударственном масштабе. На основе принятого 28 ноября 1872 г. Закона о воинской повинности - «Тёхэйрэй», 9 января 1873 г. началось формирование армии и флота из призывников.

В заявлении Государственного совета по поводу принятия Закона о всеобщей воинской повинности указывалось: «Все должны служить в армии... Призыву подлежит все взрослое население, пригодное для несения военной службы... Лиц, которые, называясь самураями, носят два меча, бездельничают, совершают насилия, убивают людей и не несут ответственности перед властями, быть не должно».9 Этот указ, в завуалированной форме ограничивший призыв на службу самураев, положил начало конца существования самурайского сословия как особого общественного класса.

При рассмотрении Закона о воинской повинности необходимо учитывать и исторические условия, заставившие принять этот закон. Для Омура Масудзиро, министра юстиции Ямада Акиёси (1844-1892) и военного специалиста, будущего министра земледелия и торговли Тани Татэки (1837-1911) воинская повинность означала только обеспечение устойчивости новой власти, пресечение реакционных мятежей и организацию обороны страны. Однако для Ямагата Аритомо, будущего заместителя военного министра Кацура Tapo (1848-1913) и будущего заместителя начальника генерального штаба Каваками Сороку (1848-1899), воинская повинность изначально рассматривалась как инструмент внешней агрессии, необходимой для развития капиталистического уклада и поддержки молодой буржуазии. Решающей стала последняя точка зрения.

Поскольку принятый в ноябре 1872 г. закон о призыве имел ряд серьезных недостатков, в 1875,1879, 1883 и 1889 гг. последовали его пересмотры. Прежде чем обратиться к рассмотрению каждого из этих изменений, необходимо изучить закон в редакции 1872 г. и вступивший в силу 9 января 1873 г.

За основу Закона о воинской повинности Япония взяла французский закон 1855 г., имевший ряд очевидных недостатков. Особенностью этого закона было наличие множества статей, дающих право на освобождение от службы. В отличие от Франции, осознавшей в результате войны с Пруссией пагубность этих статей и отменившей их в 1872 г., Япония полностью включила эти статьи в свой закон.

После вводной части, разъяснявшей необходимость службы в армии, шел раздел, посвященный основным правилам призыва. Призыву подлежали «лица, достигшие

20 лет, крепкого телосложения и обладавшие безупречным здоровьем. Рост призывника должен быть не менее пяти сяку одного сун (154,5 см)»1". Сроки прохождения службы составляли три года в регулярной армии, два года в запасе первой и два года в запасе второй очереди. Далее шла статья, устанавливающая категории лиц, подлежащих освобождению от службы. «Главы домов, их наследники, внуки, воспитываемые дедом, единственные сыновья, единственные внуки и приемные сыновья, а также дети нетрудоспособных и престарелых родителей призыву на военную службу не подлежат»11. От призыва освобождались чиновники правительственных учреждений, студенты, изучающие медицинские науки, лица, прошедшие обучение за границей, монахи, братья, старший из которых уже находился на службе. Не подлежали призыву и лица, совершившие тяжкие преступления и отбывшие за это наказание.12

Следующие статьи закона определяли порядок призыва, проводимого ежегодно весной на основе жеребьевки. Особо оговаривалось, что обмундирование и продовольствие солдатам предоставляется бесплатно за счет военного министерства. Чрезвычайно важна шестая статья Закона, устанавливающая правила замещения призывника другим лицом и вводившая откуп от службы, равный 270 иен. Нечего и говорить, что по состоянию на вторую половину XIX в. эта сумма была совершенно недоступна для простых крестьян, на плечи которых и ложилась вся тяжесть воинской службы. Отсюда можно сделать вывод, что система воинской повинности была изначально нацелена на то, чтобы освободить от отбывания «гражданского долга» высшие классы общества.

Изначально правительство планировало призвать на службу 31 680 человек13, но оговаривалось и последующее увеличение вооруженных сил до нескольких сот тысяч человек. По мере увольнения в запас солдат, призванных по «Правилам» 1869 и 1870 гг., японская армия стала состоять исключительно из призывников, набранных по закону 1872 г. Таким образом, остатки прежней армии полностью уничтожались, а на их месте создавались совершенно новые, профессиональные вооруженные силы, ядро которых составляли простые крестьяне.

Несмотря на то, что к концу 1874 г. правительство достигло намеченной цели -призвать 31 680 человек, сделать это было не так-то просто. Во-первых, этому мешало массовое уклонение от призыва. Народ всячески старался использовать подходящие статьи в законе об освобождении от службы. Такие понятия, как «гражданский долг», «защита империи и императора», еще не были чем-то значимым и понятным для народа. Наоборот, сам закон и цели его принятия рождали различные мифы в среде малообразованного крестьянства. Широко было распространено мнение, что у солдат в армии будут брать кровь, которая по телеграфным и телефонным проводам будет отправляться за границу для окраски тканей14. Данный миф появился в результате неправильного истолкования малограмотными крестьянами фразы, присутствующей в преамбуле к закону о всеобщей воинской повинности: «... Этот [долг] должен быть оплачен стране кровью».15 Но главная причина массовых уклонений от призыва и многочисленных крестьянских восстаний заключалась в том, что воинская служба на значительный срок лишала крестьянские хозяйства самых нужных работников, в результате чего многие хозяйства просто разваливались. За 1873 г. вспыхнуло более 30 восстаний, из которых 12 были связаны именно с введением в стране всеобщей воинской повинности16.

Перед Японией, избравшей своим внешнеполитическим курсом внешнюю агрессию, постоянно стояла задача увеличения численности вооруженных сил. Эта проблема решалась главным образом за счет сокращения, а в дальнейшем и полной отмены ста-

тей закона, дающих право на освобождение от воинской службы и увеличение сроков службы.

Процесс внесения поправок в закон проходил по следующему сценарию: военное министерство (с 1878 г. совместно с Генеральным штабом) составляло черновой проект нового закона и направляло его на рассмотрение в Государственный совет (после его упразднения в 1885 г. в кабинет министров). Затем проект закона рассматривался советом старейшин при императоре - «гэнроин». После прохождения данной инстанции законопроект направлялся на подпись императору Муцухито, который своим указом и вводил его в действие.

Первое изменение Закона о всеобщей воинской повинности последовало 5 ноября 1875 г. Непосредственной причиной изменения закона стал самурайский мятеж в провинции Сага в 1874 г., при подавлении которого четко выявился недостаток хорошо обученных солдат, что вынудило призвать на службу представителей самурайского сословия. Такая же ситуация возникла и при отправке военно-экспедиционного корпуса на Тайвань в том же году.

Опасаясь увеличения численности рядовых самураев в вооруженных силах, в сентябре 1874 г. Ямагата направил в Государственный совет докладную записку, в которой указывал: «Поскольку нельзя положиться на армию, в которой вновь наблюдается засилье самураев, и в связи с тяжелым положением, сложившимся на международной арене, необходимо всячески развивать систему призыва и увеличивать армию».17

Утвержденный императором закон в целом незначительно отличался от закона 1872 г. Была уменьшена призывная планка по росту, который был снижен с пяти сяку одного сун до пяти сяку (151,5 см.). Помимо правительственных чиновников, освобождение от службы предоставлялось местным чиновникам и старостам.

В целом реформа 1875 г. носила довольно мягкий характер. Ни срок службы, ни численность вооруженных сил увеличены не были. Однако именно данный пересмотр Закона о воинской повинности стал основой для последующих, более жестких законов. Главным результатом изменения 1875 г. можно считать некоторое ослабление напряженности в обществе, вызванной всеобщей воинской повинностью и ее несправедливым проведением.

27 октября 1879 г. последовало очередное изменение Закона о воинской повинности. Непосредственной причиной пересмотра стало крупное самурайское восстание 1877 г., показавшее слабые стороны вооруженных сил, в частности их недостаточную военную подготовку и слабую дисциплину. Другой, не менее важной причиной стал начавшийся перевод армии на немецкую модель организации. 18 декабря 1878 г. военное министерство представило императору доклад, в котором говорилось: «С помощью различных приемов и лазеек средние и высшие классы общества всячески стараются уклониться от службы»18.

Предложенный военными проект поправок включал расширение общего срока службы с семи до десяти лет. Это планировалось провести за счет увеличения до трех лет срока службы в запасе первой и четырех лет в запасе второй очереди. Статьи об освобождении от службы было предложено разделить на статьи о пожизненном освобождении и освобождении в мирное время. Пожизненное освобождение от армии получали больные и недееспособные лица и преступники, отбывшие наказание сроком более года. Освобождение от призыва в мирное время предоставлялось лицам, возраст родителей которых превышал 50 лет (по закону 1872 и 1875 гг. - 60 лет), и учителям не только правительственных, но и частных учебных заведений. Остальные поло-

жения статей об освобождении от призыва остались без изменений. Одним из важнейших предложений Ямагата была полная отмена откупа от службы, подрывавшего устои вооруженных сил.

В апреле 1879 г. данный проект был направлен на рассмотрение правительства, а 23 июня 1879 г. законопроект был передан совету старейшин, который вновь сохранил систему откупа от службы.

Для уравнивания положения богатых слоев с крестьянами сумма, заплатив которую можно было откупиться от прохождения службы, по сравнению с законами 1872 и 1875 гг., была снижена в два раза и составляла 135 иен. За счет этого число откупившихся от армии увеличилось с нескольких сотен до нескольких тысяч человек. В 1876 г., т.е. во время действия закона 1875 г., в призывном округе гарнизона Осака около 500 человек из горожан заплатили по 270 иен, а из крестьян необходимую сумму внесли лишь 18 человек. В 1881 г. ситуация изменилась. В том же призывном округе требуемые 135 иен заплатило около 7000 человек, из которых 2500 составляли крестьяне19.

27 октября подписанный императором закон вступил в силу.

Основным итогом нового пересмотра Закона о воинской повинности стало ослабление бремени военной службы для небогатых слоев населения. Была заложена основа для полной отмены освобождения от службы и замены ее системой отсрочек. В целом эта реформа, так же как и предыдущая, была довольно либеральна и ставила целью зарождение в народе позитивного отношения к службе в вооруженных силах.

Следующее изменение Закона о всеобщей воинской повинности, вызванное продолжающейся реорганизацией вооруженных сил, последовало 28 декабря 1883 г. Необходимость очередного пересмотра была связана и с внешнеполитическим курсом японского руководства, в частности его возросшими амбициями в отношении Кореи и Китая. Стремление Японии к монопольному господству в Азиатско-Тихоокеанском регионе требовало значительного усиления и увеличения вооруженных сил, что можно было достичь путем лишь ужесточения правил призыва на службу.

Основное внимание при изменении закона было уделено статьям, определявшим порядок освобождения от службы. В новой редакции закона освобождение от службы практически было уничтожено, а вместо него введена система отсрочек, позволявшая, в случае необходимости, мобилизовать большую часть мужского населения страны. Ямагата пытался сыграть и на патриотических чувствах народа, для чего включил в закон следующее положение: «Мы одна нация и путем объединения наших общих усилий смогли получить полную самостоятельность. Однако нам необходимо и дальше увеличивать вооруженные силы, чтобы Запад уже никогда не смог оказать давление на нашу Родину»20.

По Закону о всеобщей воинской повинности 1883 г. общий срок службы возрастал с 10 до 12 лет (за счет увеличения на один год службы в запасе первой и второй очереди). Полностью отменялся откуп от службы. Для уклоняющихся от призыва также вводились строгие наказания. Для лиц, не прибывших в установленное время на сборный пункт, устанавливался штраф в размере от 3 до 30 иен с последующим зачислением на службу. Для лиц, пытавшихся избежать службы путем подкупа призывной комиссии, помимо штрафа, устанавливалось тюремное заключение от одного месяца до года.21

Одобренный правительством проект закона второго ноября 1883 г. был передан на рассмотрение гэнро, которые ввели в закон оговорку, по которой представители высших классов, фабриканты, крупные землевладельцы и их дети при прохождении служ-

бы получали право на отдельное от людей низкого социального происхождения «жизненное пространство». 22 декабря законопроект был представлен императору и 28 декабря вступил в действие.

В целом с помощью Закона о воинской повинности 1883 г. поставленные военными кругами цели (расширение рамок призыва, увеличение армии, закладка основ того, что служба стала считаться не столько «долгом», сколько почетной привилегией народа) были достигнуты. Эти же цели преследовало изменение Закона о воинской повинности от 22 января 1889 г. Очередной пересмотр закона был связан с необходимостью увеличения армии для ее подготовки к большой войне с Китаем.

16 апреля 1888 г. военный и морской министр потребовали у премьер-министра провести заседание кабинета, посвященное необходимости очередного изменения закона о призыве. При этом военное и морское министерства представили проект, в котором требовали прекратить практику предоставления особых привилегий для некоторых категорий граждан и сделать воинскую службу действительно всеобщей. Предлагалось отменить большую часть существующих отсрочек и увеличить срок службы в ВМФ с существующих трех до пяти лет, что объяснялось трудностью овладения специфическими знаниями и навыками, необходимыми на флоте. Наряду с этим, четырехлетний срок службы в запасе первой очереди для моряков снижался до двух лет. Кабинет министров одобрил не все предложения военного и военно-морского министерств. Срок службы на флоте увеличен не был.

В конце ноября законопроект был передан совету старейшин. Как и при изменении Закона о воинской повинности в 1883 г., гэнро, отражая интересы имущих слоев населения, выступили за восстановление системы откупа от службы. Заявление военного министерства о том, что бедных у нас в стране намного больше, чем богатых, и если вновь будет разрешен откуп от службы, то большинство бедняков возмутятся и станут активными сторонниками западных социалистических и коммунистических идей»,22 стало решающим, и возможность откупиться от воинской повинности восстановлена не была.

Закон, в котором была почти полностью ликвидирована система отсрочек, в целом уравнивал в правах имущие и неимущие слои населения при призыве на службу. С этого времени в армию формально шли все, невзирая на социальный статус. Постепенно в сознании народа укоренилось осознание необходимости защиты империи и императора, направленное путем мощной идеологической обработки в русло «особой мисси Японии в Юго-Восточной Азии». Бедные слои населения стали рассматривать службу в вооруженных силах как свой священный долг и почетную привилегию. Народ шел в армию уже без того сопротивления, которое наблюдалось на протяжении 70-80-х годов XIX в. Кроме того, до отмены платы за обязательное образование в 1900 г., именно система массового призыва играла главную роль в распространении знаний в среде простого народа. Через воинскую службу солдаты, а значит, и все население стали осознавать суть нового жизненного уклада, прониклись пафосом идеологических принципов, пропагандируемых японским руководством, и в результате начало Японией в 1894 г. японо-китайской войны 1894-1895 гг. было встречено народом с большим воодушевлением.

1 Токугава, рол - одна из самых знаменитых ссмей п японской истории, игравшая основную роль с 1600 по 1867 г. В японской историографии время се правления получило название Токугава бакуфу. Бакуфу -(букв, полевая ставка) форма военного правления, при которой официальный глава государства - император не обладал реальной властью и выполнял лишь роль религиозного авторитета.

2 Иноуэ Киёси. Нихон по гункоку сюги. Тэниосэй гунтай но кэйсэй = Японский милитаризм. Создание императорской армии. Токио, 1975. 146-147.

3 Там же. С. 90.

" Цит. по: Kami) Ёко. Тёхэйсэй то кипдай нихон (1868-1945) = Система призыва па военную службу и современная Япония (1868-1945). Токио, 1996. С. 57.

5 Умэтаии Набору. Вага купи сёки тёхэйрэй пи тайсуру Фурансу но эйкё = Влияние Франции на первые законы о воинской повинности нашей страны // Гупдзи сигаку = Военная история. Токио, 1976. № 2. С. 23.

6 Оэ Сипофу. Тёхэйсэй - Система воинской повинности. Токио, 1981. С. 12.

7 Хиросимакэнси = История префектуры Хиросима. Кингэпдай сире = Материалы по новой и новейшей истории. Хиросима, 1973. Т. 1. С. 160-161.

* Цит. по: Мэйдзитэппоки = Хроники императора Мэйдзи. Токио, 1969. Т. 2. С. 798.

'■> Цит. по: История Японии. М„ 1998. Т. 2. С. 47.

10 Мацусита Ёсио. Техэйрэй сэйтэйси = История введения закона о воинской повинности. Токио, 1981. С. 42.

11 Цит. по: Тояма Сигзки. Мэйдзиисин (Крушение феодализма в Японии) / Пер. с японского П.П. Топеха, Г.И. Подпалова и др. М„ 1959. С. 265.

12 Ранцов В.П. Вооруженные силы Японии. СПб., 1904. С. 290.

13 Кршеико В. Тактика японской армии. СПб., 1911. С. 43.

14 Тэцуо Овада. Нихоп по рэкиси га вакару хоп - Книга, разъясняющая историю Японии. Токио, 1998. С. 71.

15 Там же. С. 71-72.

Ifi История Японии. С. 48.

17 Цит. по: Като Ёко. Указ. соч. С. 89.

18Там же. С. 93.

19 Тобэ Рёити. Гякусэцу но гунтай = Парадоксы вооруженных сил. Токио, 1998. С. 88-89.

20 Там же. С. 68.

21 Като Ёко. Указ. соч. С. 102-103.

22 Там же. С. 13.

Статья поступила в редакцию 5 декабря 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.