Научная статья на тему 'Эволюция взглядов на установление взаимосвязи эмоций с их акустическими характеристиками и их роль в современных электронных искусствах'

Эволюция взглядов на установление взаимосвязи эмоций с их акустическими характеристиками и их роль в современных электронных искусствах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
100
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Романенко В. О.

Эмоции человека составляют основу многих творческих профессий: актера, диктора, лектора, педагога, музыканта, певца. Проблема отражения эмоций определенными акустическими параметрами, наиболее актуальная в электронных искусствах. Количественная связь между эмоциональными характеристиками голоса и акустическими параметрами, которыми они кодируются один из важнейших вопросов развития электронных искусств, в частности один из главных аспектов работы звукорежиссера с дикторами и певцами с целью решения проблем распознавания и создания эмоциональной речи и пения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция взглядов на установление взаимосвязи эмоций с их акустическими характеристиками и их роль в современных электронных искусствах»

Развитие многоканальных систем воспроизведения звука на протяжении последних десятилетий XX века и, как следствие, совершенствование многоканальных микрофонных систем позволило искусству музыкальной звукорежиссуры выйти на более высокую ступень в процессе воссоздания звукового образа музыкального произведения. Благодаря возможностям имитации многомерного звукового пространства звукорежиссер стал способен не только наиболее точно передавать акустическую атмосферу того или иного помещения, концертного зала, но и в более значительной степени воздействовать на эмоциональное впечатление слушателя, что, открывает огромные творческие возможности и новые пути для искусства музыкальной звукорежиссуры на современном этапе.

Список литературы:

1. Gunther Theile. Multichannel natural music recording based on psychoacoustic principles // IRT, Germany, AES 19th International Conference, May 2001.

2. Ковалгин Ю.А. Электроакустика и звуковое вещание. - М.: Горячая линия - Телеком, 2007.

3. Pulkki V. Analysing virtual sound source attributes using a binaural auditory model. - Amsterdam, AES 104 International Convention, 1998.

4. Holman T. Surround Sound: Up and Running. - Focal Press, 2008.

5. Bech S. Perceptual Audio. - John Wiley&Sons, 2006.

6. Rumsey F. Spatial audio and sensory evaluation techniques - context, history and aims. - University of Surrey, Guildford, 2006.

7. Kassier R. An informal comparison between surround-sound microphone techniques. - Barcelona, AES 118 International Convention, 2005.

8. Kamekawa T. Correspondence relationship between physical factors and psychological impressions of microphone arrays for orchestra recording. - Japan, AES Surround Recording Experiments Project, 2007.

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИЙ С ИХ АКУСТИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ И ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ИСКУССТВАХ

© Романенко В.О.*

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт Петербург

Эмоции человека составляют основу многих творческих профессий: актера, диктора, лектора, педагога, музыканта, певца. Проблема отражения эмоций определенными акустическими параметрами, наиболее

* Аспирант кафедры «Звукорежиссура».

актуальная в электронных искусствах. Количественная связь между эмоциональными характеристиками голоса и акустическими параметрами, которыми они кодируются - один из важнейших вопросов развития электронных искусств, в частности один из главных аспектов работы звукорежиссера с дикторами и певцами с целью решения проблем распознавания и создания эмоциональной речи и пения.

Эмоции человека особенно ярко проявляются в художественном творчестве. Они являются основой многих профессий: актера - артисты должны изображать эмоциональные переживания своих героев [1], педагога -эмоциональность учителя является важнейшим фактором воздействия и взаимодействия в учебно-воспитательной работе, от нее зависит успех эмоционального воздействия, она мобилизует учащихся, побуждает их к действиям, активизирует их интеллектуальную активность [2], врача -медицинские работники должны обладать эмпатичностью, и быть и эмоционально устойчивым [3], диктора - дикторам необходимо умение владеть своим настроением, уметь скрывать свои эмоциональные переживания, управлять эмоциями, певца - эмоциональная выразительность - главная составляющая пения, и многих др.

Проблема кодирования эмоций определенными акустическими параметрами, наиболее актуальная, в связи с распространением компьютерных технологий и развитием электронных искусств. В работе с компьютером, человек может управлять характеристиками акустического сигнала, которые содержат информацию о психологических состояниях человека. Поиск взаимосвязи эмоционального содержания с его физическими параметрами в речи и в пении стал объектом исследований ученых на протяжении XX-XXI веков.

К 1932 году учеными, M. Isserlin, [4], E.W. Scripture, [5], E.R. Skinner [6] и Fairbanks & Pronovost [7] были получены первые взаимосвязи пяти базовых эмоций в речи (гнева, радости, страха, печали и раздражения) с акустическими характеристиками (частотой фонации и артикуляцией). Так, при «гневе» - частота фонации, а также первая форманта увеличиваются в отличие от нейтральной (безэмоциональной) речи, артикуляция очень отчетливая; в «печали» - малые вариации в частоте фонации, артикуляция медленная; при «раздражении» - частота фонации ниже, чем нейтральной речи, артикуляция обычная.

В 1986 году ученым K.R. Scherer [8], были сделаны обобщения 39 исследований и установлены следующие взаимосвязи уже 12 эмоций (счастье, радость, недовольство, презрение, печаль, горе, тревога, страх, раздражение, ярость, скука, стыд) с 16 акустическими характеристиками (положение фундаментальной частоты, значения первой, второй форманты, диапазон голосовой интенсивности, высокочастотная энергия, спектральный шум, скорость речи и др.) Так, при восторге / радости возрастает положение основной частоты, увеличивается частотный диапазон, возрастает интенсивность и скорость речи; при печали / унынии уменьшается зна-

чение фундаментальной частоты, форма огибающей изменения фундаментальной частоты, значение интенсивности и скорость речи; при страхе / ужасе возрастает отклонение основной частоты, её положение, увеличивается величина дисперсии фундаментальной частоты, частотный диапазон, возрастает интенсивность и скорость речи, и т.д.

Параллельно с изучением эмоций в речи проходили исследования взаимосвязи эмоций с акустическими характеристиками в пении. В отличие от речи, где главенствующее значение принадлежит семантической информации, в основе вокальной речи лежат непосредственно эмоции. К акустическим характеристикам вокальной речи относится увеличение диапазона воспроизводимых частот, применение вибрато и тремоло, особое спектральное распределение мощности с высокой певческой формантой и др. Исследования эмоций в пении проходили менее интенсивно, к началу XX века в мире насчитывалось около 40 экспериментов в этой области. Наибольший вклад в этой сфере был сделан профессором В.П. Морозовым [9]. Измерения акустических характеристик при исполнении различных эмоций позволили ему сделать следующие обобщения: при «радости» в мелодическом рисунке происходит интонационный подъем звука, размах вибрато заметно увеличивается; при выражении «страха» мелодический рисунок теряет свою устойчивость, кривая вибрато теряет свою периодичность; при «безразличии» мелодический рисунок уплощается, частота вибрато наименьшая. и др.

Также Морозов ввел новый термин - эмоциональный слух - способность к распознаванию эмоционального состояния другого человека по звуку его голоса и воспроизведению собственным голосом тонких оттенков эмоциональных чувств и переживаний. Наличие развитого эмоционального слуха необходимо в особенности певцам, а также звукорежиссерам, экспертам, оценивающим вокальные записи и др. Изучение вокальной речи позволило получить дополнительную информацию о количественной связи выражения эмоций в различных акустических характеристиках сигнала, выделить наиболее характерные признаки для каждого вида эмоций, оценить восприятие слушателями этих признаков, установить физиологические механизмы создания этих акустических средств [10].

В начале XX века учеными P. Juslin и P. Laukka [11], систематизированы, имеющиеся к 2003 году, 104 работы по взаимосвязи эмоций с акустическими характеристиками речи и 41 работа по пению. К уже полученным акустическим характеристикам в речи добавились новые - jitter - случайные фазовые отклонения фундаментальной частоты, glottal waveform -форма колебания голосовых связок и др. В пении впервые были сделаны обобщения всех имеющихся исследований по базовым эмоциям: «печаль» соответствует медленному темпу, низкому уровню звука, высоким положением фундаментальной частоты; «страх» - быстрому темпу, низкому уровню звука, низкому значению высокочастотной энергии, высокой огибающей частотного контура и др.

Количественная связь ме^цу эмоциональными характеристиками голоса и акустическими параметрами, которыми они кодируются - один из важнейших вопросов развития электронных искусств, в частности один из главных аспектов работы звукорежиссера с дикторами и певцами с целью решения проблем распознавания и создания эмоциональной речи и пения.

Список литературы:

1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - С. 386.

2. Педаяс М.И. Эмоциональность как фактор взаимодействия // Взаимодействие коллектива и личности. - Таллинн, 1979. - С. 90-96.

3. Ореховский В.И., Витенко И.С, Кондратенко Г.П. Формирование психологической готовности молодежи к медицинскому труду. - Киев, 1989.

4. Isserlin M. Psychologisch-phonetische Untersuchungen. II. Mitteilung. // Z. Gesamte Neurol. Psychiatr. - 1925. - № 94. - P. 437-448.

5. Scripture E. W. A study of emotions by speech transcription // Vox. -1921. - № 31. - P. 179-183.

6. Skinner E. A calibrated recording and analysis of the pitch, force and quality of vocal tones expressing happiness and sadness // Speech Monographs. - 1935. - № 2. - P. 81-137.

7. Fairbanks G, Provonost W. An experimental study of the pitch characteristics of the voice during the expression of emotion // Speech Monographs. - 1939.

8. Klaus R. Scherer Vocal affect expression: a review and a model for future research // Psychological bulletin. - 1986. - Vol. 99, № 2. - P. 143-165.

9. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. - Л.: «Наука», 1977.

10. Алдошина И.А. Основы психоакустики. Часть 17. Слух и речь. Часть 5: Акустические характеристики вокальной речи // Звукорежиссер. -2002. - № 9.

11. Patrik N. Juslin and Petri Laukka. Communication of emotion in vocal expression and music performance: different channels, same code? // Psychological bulletin. - 2003. - Vol. 129, № 5. - P. 770-814.

ИЗ ИСТОРИИ СЦЕНИЧЕСКОЙ МЕЛОДРАМЫ

© Сафонова Д.В.*

Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Г линки, г. Новосибирск

Статья посвящена изучению исторически сложившихся типов сценической мелодрамы. Дается сравнительная характеристика общих и

* Заведующая кабинетом кафедры Истории, философии и искусствознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.