Научная статья на тему 'Эволюция взглядов на роль государства в согласовании экономических интересов'

Эволюция взглядов на роль государства в согласовании экономических интересов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3902
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукьянова А. А.

В статье проанализированы механизмы согласования экономических интересов с позиции различных экономических школ и определена необходимость государственного регулирования системы экономических интересов. Многообразие элементов, сложность и противоречивость системы экономических интересов требуют эффективного механизма согласования интересов. Важную роль в их координации должно выполнять государство, само возникновение которого было обусловлено необходимостью примирить противоположные экономические интересы людей. Значимость государственного регулирования особенно проявляется в периоды нестабильности, неустойчивости экономической системы в целях нейтрализации негативных последствий спонтанной саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция взглядов на роль государства в согласовании экономических интересов»

Эволюция взглядов на роль государства в согласовании экономических интересов

А. А. ЛУКЬЯНОВА Кафедра экономической теории

В статье проанализированы механизмы согласования экономических интересов с позиции различных экономических школ и определена необходимость государственного регулирования системы экономических интересов. Многообразие элементов, сложность и противоречивость системы экономических интересов требуют эффективного механизма согласования интересов. Важную роль в их координации должно выполнять государство, само возникновение которого было обусловлено необходимостью примирить противоположные экономические интересы людей. Значимость государственного регулирования особенно проявляется в периоды нестабильности, неустойчивости экономической системы в целях нейтрализации негативных последствий спонтанной саморегуляции.

Современный механизм согласования интересов представляет собой сложный комплекс государственных и рыночных начал. Экономическая политика государства - неотъемлемый атрибут современной экономики, а последняя представляет не только объект, но и принципиальную основу для государственной хозяйственной активности. Необходимость государственного регулирования свидетельствует о сложности хозяйственных процессов, которые не поддаются управлению лишь одним способом.

В различные исторические эпохи вопрос о роли государства как важного компонента регулирования рассматривался неоднозначно. Государству отводилась роль то «ночного сторожа», то главного регулятора экономических процессов. В настоящее время целесообразность государственного регулирования признается повсеместно. Актуален лишь вопрос оптимального сочетания государственных и рыночных начал.

В период образования первых рабовладельческих государств (Древний Египет, Древняя Вавилония, Древний Китай, Древняя Индия) мы находим идею активного вмешательства государства в экономику. Появляются самостоятельные, специальные сочинения, посвященные управлению государством и государственным хозяйством. Это «Поучение гераклеополь-ского царя своему сыну Мерикара» (XXII в. до н. э.) в Древнем Египте, законы царя Эшнунны (ХХ в. до н. э.) и законы царя Хаммурапи (XYШ в. до н. э.) в Вавилонии, трактат «Гуань-цзы» (ГУ-ГГГ вв. до н. э.) в Древнем Китае, «Артхашастра» в Древней индии и др.

В этих произведениях отражены экономические функции главы государства, обязанности государственных чиновников. Авторы трактатов считали, что меры государственного регулирования хозяйства будут способствовать согласованности интересов в обществе, позволят изжить классовую борьбу.

Дальнейшее развитие учение о государстве получило в Античной Греции. Озабоченные проблемой обустройства жизни людей, древнегреческие ученые Платон (427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.) пытаются в своих работах создать модель идеального, совершенного государства. Это было вызвано стремлением преодолеть противоречия интересов в обществе, раздоры, политические смуты, восстания. При этом отмечалась необходимость гармонии в отношениях граждан и государства, их единства. По мнению Аристотеля,

этому способствует наилучшая форма государственного устройства.

Интересны взгляды на роль государства древнеримского мыслителя Марка Туллия Цицерона (10744 гг. до н. э.). С точки зрения цицерона, государство предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно для древнегреческих концепций, но также и как согласованное правовое общество. центральная идея его работ - это идея о «согласии сословий». Он считал, что государство «с чувством меры составленное путем сочетания высших, низших и средних сословий (словно составленное из звуков) стройно звучит благодаря согласованию самих исходных начал; тем, что музыканты называют гармонией в пении, в государстве является согласие, эта теснейшая и наилучшая связь, обеспечивающая безопасность в каждом государстве и никоем образом невозможная без справедливости» [9, с. 53].

Таким образом, уже в древнем мире ученые обращали внимание на различные способы согласования интересов в обществе. В качестве таковых рассматривали: авторитет правителя (силу и волю правителя); законы, которые отражают интересы всего народа; наилучшую форму государственного устройства; согласие сословий; справедливость и т. д.

Представители меркантилизма - Т. Ман (15711641), А. Монкретьен (1575-1621), Дж. Стюарт (1712-1780) - связывали процветание страны с активным вмешательством государства в экономические процессы.

Политика раннего и позднего меркантилизма связывает процветание страны с активным вмешательством государства в экономическую жизнь. В его ранний период регулирующие меры государства проявляли себя через различные указы, статуты, законы, приказы (в отличие от средневековых «традиций и обычаев» государственного вмешательства в экономику). Поздний меркантилизм более либерален - он отвергает политику абсолютных запретов. Допускалось преимущественно поощрительное вмешательство государства в экономическую жизнь. Вместо административных методов накопления, значение которых упало, на первый план выдвигаются экономические методы. Проводилась политика протекционизма - политика государства, направленная на согласование интересов национальных производителей и торговцев, так как ус-

пешное ведение внешней торговли напрямую зависит от хозяйственного положения внутри страны. В общем виде эта политика сводится к ограничению импорта и поощрению экспорта, и меры, направленные на достижение этого результата, остаются неизменными и актуальными по сей день. К ним относятся: протекционистские тарифы на импортируемые товары, квоты, экспортные субсидии и налоговые льготы экспортерам и т. д. Неслучайно в период меркантилизма само учение получает новое название политическая экономия, т. е. хозяйствование в рамках государства.

В отличие от меркантилистов представители классической школы выступали за ограниченное вмешательство государства в экономическую жизнь. А. Смит (1723-1790) в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) исходил из того, что стремление отдельного человека к выгоде совпадает с интересами всего общества, способствует увеличению общественного продукта, росту общественного блага. Не отвергая полностью участия государства в экономической жизни и контроля с его стороны, А. Смит отводил ему роль «ночного сторожа». Ученый выделял «три весьма важные обязанности», которые призвано выполнять государство. К ним он относил: издержки на общественные работы; издержки на обеспечение военной безопасности; издержки на отправление правосудия, включая сюда охрану прав собственности [6, с. 35].

Таким образом, в классической теории механизмом согласования экономических интересов является механизм рынка, механизм конкуренции - «невидимая рука рынка» направляет действия человека к цели, реализация которой принесет пользу всему обществу в целом.

Однако основную идею классической школы о минимальном вмешательстве государства в хозяйственные процессы поддерживали не все ученые. Например, Ф. Лист (1789-1846), основоположник немецкой исторической школы, полагал, что индивиды существуют ради государства, которое заботится о своих гражданах, защищает их и обеспечивает им достойную жизнь, а «универсальная и схоластическая концепция классиков непригодна для практического использования». В работе «Национальная система политической экономии» Он показал влияние политического единства и государственного управления на экономическое развитие, на прогресс национального производства и умножение национального богатства. Государственная власть призвана согласовывать и направлять усилия отдельных звеньев национального хозяйства во имя долгосрочных, коренных интересов нации. Механизмом согласования интересов представители исторической школы видят не рынок, не конкуренцию, а государственное законодательство. На наш взгляд, эти выводы являются ценными для нашей страны.

Значение государства в согласовании экономических интересов обосновывали представители марксистской экономической теории. Представители данного направления отмечали объективную неизбежность усиления роли государства (прежде всего как пред-

ставителя общественных интересов) в регулировании экономики из-за активных процессов обобществления в ходе развития капитализма.

К. Марксом (1818-1883) сформулированы важнейшие противоречия интересов: между целью капиталистического производства и средствами ее достижения, между общественной формой производства и капиталистической формой присвоения, между частным и общественным трудом и др. Исследование проблем расширенного воспроизводства позволило Ему сформулировать условия устойчивого развития экономики, которые определяют взаимосвязь и взаимозависимость различных сфер и подразделений общественного производства.

Важный вклад в разработку механизмов координации экономических интересов в целях устойчивого развития экономики внесли ученые неоклассического направления, которое возникло в 70-80-е гг. XIX в.

Один из ведущих представителей - лидер «кембриджской школы» маржинализма А. Маршалл (18421924) в своей работе «Принципы политической экономии» (1890) отметил противоположность интересов экономических агентов, выполняющих различные общественные функции и исследовал реальный механизм их примирения - равновесную цену. цены служат определяющим фактором, стимулирующим мотивы и решения людей, устремления и действия экономических агентов. Идеи А. Маршала явились основой для разработки теории общего равновесия экономической системы.

В теории общего экономического равновесия Л. Вальраса (1834-1910) в качестве главной силы, выравнивающей отклонения и восстанавливающей нарушенное равновесие, выступает, по мнению ученого, свободная конкуренция, вызывающая подвижность факторов производства. В работе «Очерки социальной экономии. Теория распределения общественного богатства» (1896) Л. Вальрас высказался в пользу минимального государства, сфера деятельности которого ограничена производством общественных благ и контролем за монополиями; предложил установить минимальный уровень налогов, причем налогов на собственность, а не на доходы.

Идеи Л. Вальраса развивает В. Парето (1848-1923) в работе «Курс политической экономии» (1896-1897). В качестве главного условия устойчивого развития экономической системы ученый называет оптимальное распределение экономических ресурсов. В. Парето разработал понятие общего оптимума экономической системы, который наблюдается тогда, когда никто не может улучшить свое положение без одновременного ухудшения положения кого-либо другого. Парето-оп-тимум может выступать критерием реализации (оптимизации) всей системы экономических интересов на макроуровне.

Таким образом, представители неоклассического направления, так же как и ученые классической школы, рассматривали идеальные условия совершенной конкуренции, предполагая минимальное вмешательство государства в экономику. Механизмами согласова-

ния экономических интересов ученые считали свободную конкуренцию, равновесные цены, оптимальное распределение ресурсов.

Однако Великая депрессия, охватившая все рыноч-но развитые страны мира, показала, что та рыночная экономика, модель и принципы которой отстаивали классическая и неоклассическая школа, недостаточно эффективна. Рыночный механизм регулирования интересов не является самодостаточным. Необходимо дополнительное вмешательство государства в экономику.

Концепция государственного регулирования экономики разработана Дж. М. Кейнсом (1883-1946) в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) [3]. Основным фактором, способным вывести экономику из кризиса, является, по мнению ученого, совокупный спрос. Он определяется тремя составляющими: потреблением населения, инвестициями предприятий, государственными расходами. Кейнс анализирует склонность к потреблению и сбережению, выводит психологический закон роста доли сбережения по мере роста дохода, доказывает, что возможности реализации экономического интереса связаны с размерами дохода. Ученый отмечает, что, возможно, несовпадение интересов субъектов, осуществляющих сбережения и инвестиции. В качестве главного инструмента воздействия государства на экономику в целях устойчивого развития Кейнс рассматривал бюджетную политику, в том числе расширение расходов и инвестиционной деятельности государства.

Вместе с тем развивалось и альтернативное направление теории государственного регулирования

- неолиберализм. Под названием неолибералов выступают несколько школ: чикагская (М. Фридмен), лондонская (Ф. Хайек), фрайбургская (В. Ойкен, Л. Эрхард).

Во второй половине 70-х годов ХХ в. обнаружилось, что кейнсианские методы дают сбои из-за чрезмерного государственного вмешательства в экономику. Если для Кейнса наиболее острыми проблемами были безработица, обеспечение занятости и экономического роста, то примерно с середины 70-х гг. на первый план выдвинулась задача регулирования инфляции. Новая концепция, которая помогла государству найти косвенный механизм вмешательства в экономику, была предложена чикагской школой монетаризма во главе с М. Фридменом (род. 1912) [7].

В центре внимания одной из главных работ ученого «Количественная теория денег» - денежно-кредитные методы согласования экономических интересов. Деньги реализуют особую функцию, они способны выполнять регулирующую, стабилизирующую роль. Спрос на деньги, предложение денег и процентная ставка как цена денег - исходные параметры, под влиянием которых происходит согласование интересов на денежном и товарном рынках. Таким образом, механизм координации рынка - денежно-кредитные методы государственного регулирования.

Концепция монетаризма была принята за основу при проведении реформ в России в начале 90-х годов (XX в.). Но жизнь показала, что радикальный монета-

ризм и жесткие законы рыночного регулирования не являются универсальными. Становится все более очевидной необходимость корректировки реформ в сторону социально ориентированного рынка, использования методов регулирования кейнсианского характера.

Основоположник фрайбургской школы В. Ойкен (1891-1950) в работе «Основы национальной экономики» (1940) рассматривает механизм оптимального сочетания интересов в теории экономического порядка [5]. Данная теория явилась теоретической основой экономической реформы 1948 г. в Западной Германии, реализованной Л. Эрхардом, одной из наиболее успешных реформ XX века. В результате реформы была сформирована особая модель организации хозяйственной жизни - социальное рыночное хозяйство.

Основной задачей модели социального рыночного хозяйства является выделение функции регулирования и контроля со стороны государства над социально-экономическими процессами и одновременно поддержание экономической свободы. Государство защищает свободную конкуренцию, управляет перераспределением дохода и имущественным делением, а также регулирует структурную и финансовую политику, полностью несет ответственность за проводимую им экономическую и социальную политику. Главная социальная задача государства состоит не в раздаче необходимых благ, а в обеспечении условий свободной деятельности индивидов, способных создавать эти блага и самостоятельно позаботиться о себе и своих близких.

Таким образом, сторонники ордолиберализма (фрайбургской школы) роль механизма согласования интересов отводили государству, которое, не вмешиваясь в процесс хозяйственной деятельности, стоит на страже принципов обеспечения конкурентного экономического порядка. «Обеспечение свободной конкуренции - одна из важнейших задач государства, основанного на свободном общественном строе. Право, не будет преувеличением, если я скажу, что закон, запрещающий картели, должен был бы иметь значение необходимейшей «хозяйственной конституции». Если государство спасует в этой области, то вскоре можно будет распрощаться с «социальным рыночным хозяйством» [8, с. 14-15]. Сторонники ордолиберализма выступали за порядок и контроль в экономике.

Одновременно со становлением в Германии концепции социального рыночного хозяйства в США утверждала себя теория «неоинституциональной экономики». Обе теории ориентированы на человека, на его свободу и социальную защиту, открывающие путь к свободному, экономически эффективному, устойчиво развивающемуся на основе внутренних стимулов общества, поэтому они лежат в основе концепции социально ориентированной рыночной экономики, которую проводят ныне большинство развитых стран мира. На наш взгляд, идеи данных теорий особо актуальны в нашей стране.

Основоположник институционального направления американский экономист Т. Веблен (1857-1929) в работе «Теория праздного класса» (1948 г.) определяет социально-экономические институты как «привычные

способы осуществления процесса общественной жизни в ее связи с материальным окружением, в котором живет общество» [1, с. 204].

В качестве основных институтов ученые институционального направления рассматривают: во-первых, сам рыночный механизм, его специфику на определенном этапе развития общества и степень эффективности с точки зрения «общественного интереса»; во-вторых, крупную корпорацию как ключевое звено экономической системы, в-третьих, государство с его социальноэкономическими функциями. Государство предстало как важнейший элемент институциональной системы.

Решение вопроса оптимального сочетания экономических интересов институционалисты видят в создании системы социального контроля над экономикой. Большое место в организации социального контроля отводится планированию, включая создание и развитие государственной системы программирования и индикативного планирования.

Последовательные идеологи институционального направления экономической теории Дж. Ком-монс (1862-1945), У. Митчелл (1874-1948), Дж. К. Гэлбрейт.

Точкой отсчета нового институционализма принято считать работы американского экономиста, лауреата Нобелевской премии 1991 г. Р. Коуза («Природа фирмы» (1937) [4]. Необходимым условием эффективной работы рынка с точки зрения ученого является точное определение прав собственности. Такие нормы могут устанавливаться и защищаться не только государством, но и другими социальными механизмами

- обычаями, моральными установками, религиозными заповедями. Чем точнее определены и надежнее защищены права собственности, тем теснее связь между действиями экономических агентов и их благосостоянием.

Таким образом, роль государства как механизма согласования интересов в работах Р. Коуза заключается в точном определении и надежной защите права собственности в целях повышения благосостояния экономических агентов.

Важное значение, в определении роли государства в современной экономике, имеет теория общественного выбора Дж. Бьюкенена (род. 1919). В основе этой теории лежит применение экономических методов к изучению политических процессов. «Процесс заключения «общественного договора», в который вовлекаются все члены общества, может происходить на двух уровнях, или ярусах: на некоторой первоначальной стадии конституционного договора, когда достигается соглашение по поводу распределения прав индивидов, и на некой постконституционной стадии, когда индивиды устанавливают общую величину и свои доли издержек, связанных с совместным потреблением товаров и услуг» [2, с. 253].

Итак, первый уровень - это разработка правил и процедур политической игры. Второй уровень - практическая деятельность государства и его органов на основе принятых правил и процедур.

С указанными выше стадиями контрактарного процесса связана специфика функций государства.

Дж. Бькенен в книге «Границы свободы» разграничивает две функции государства - «государства защищающего» и «государства производящего». «Государство защищающее», возникающее на конституционной стадии, является внешним субъектом по отношению к договаривающимся сторонам, который несет ответственность за защиту прав индивидов. Оно выполняет роль арбитра, который следит за выполнением правил игры. На постконституционной же стадии государство выполняет роль органа, при посредстве которого индивиды обеспечивают себя общественными благами («государство производящее»). Данная функция государства реализуется как договор между гражданами по поводу удовлетворения их совместных потребностей в ряде товаров и услуг.

Бьюкенен рассматривает в качестве механизма согласования экономических интересов общества конституцию. «Конституция, основанная на принципе единогласия, не только будет способствовать достижению согласия, но, более того, может устранить вероятные конфликты между личными и общественными интересами... Следовательно, основой для выбора конституции должны быть всеобщие принципы справедливости, использование которых - гораздо более эффективный путь к согласию, нежели реализация личных интересов каждого человека в отдельности. Конституция не зависит от чьих-либо сиюминутных интересов и является критерием общественного согласия» [2, с. 25-26].

Таким образом, роль государства с позиции неоин-ституциональной теории - создать такие институты и выработать такие юридические ограничения, которые направят действия индивидов, преследующих частные интересы, на реализацию общественных интересов.

Эволюция экономической мысли показывает важную роль государства в регулировании экономических отношений субъектов хозяйствования с целью согласования их интересов. Государственное регулирование является важнейшим элементом механизма согласования системы экономических интересов общества.

список литературы

1. Веблен Т. Теория праздного класса. Пер. с англ. М.: Изд-во «Прогресс», 1984.

2. Джеймс М. Бьюкенен. Сочинения. Пер. с англ. М.: Тау-рус Альфа, 1997.

3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег // Антология экономической классики. Т.2. М.: Эконов, 1993.

4. Коуз Р. Фирма. Рынок и право. М.: Дело Лтд, 1993.

5. Ойкен В. Основы национальной экономики: Пер. с нем / Общ. ред. В. С. Автономова, В. П. Гутника, К. Xерр-манн-Пиллата. М.: Экономика, 1996.

6. Смит. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.-Л., 1935.

7. Фридмен М. Количественная теория денег. М.: Эльф пресс, 1996.

8. Эрхард Л. Благосостояние для всех: Пер. с нем / Авт. предисл. Б.Б. Багаряцкий, В.Г. Гребенников. М.: Начала-Пресс, 1991.

9. Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М. 1966. С. 53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.