Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiahist.isu.ru/ru/index.html
2018. Т. 26. С. 119-126
Серия «История»
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
УДК 351.865
Б01 https://doi.org/10.26516/2222-9124.2018.26.119
Эволюция взглядов на проблемы обеспечения национальной безопасности Индии
В. П. Олтаржевский, Н. Н. Пузыня, Д. В. Халтакшинова
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация. С момента получения независимости от британской короны в 1947 г. Индия столкнулась с множеством негативных последствий раздела - от индо-пакистанских войн до межэтнических столкновений в государстве. В статье анализируется эволюция взглядов политического руководства Индии в области обеспечения национальной безопасности, изучаются вопросы трансформации концептуальных подходов, а также путей и методов реагирования на изменение геополитической обстановки. Отмечается, что доктрины видов вооруженных сил Индии разработаны с учетом существующих угроз и новых вызовов безопасности страны, таких как международный терроризм, непростые отношения с соседями - Пакистаном и Китаем, проблемы обеспечения стабильности внутри страны и противодействие сепаратизму и др. В то же время не существовало и не существует главного элемента - официально принятой единой стратегии национальной безопасности как стройной системы взглядов и практических мер по их комплексной реализации, что не позволяет Индии в полной мере достигать поставленных военно-политическим руководством страны целей по созданию благоприятных условий для развития экономики и решения социально-экономических проблем, упрочения позиций Индии как в регионе, так и мире в целом.
Ключевые слова: Индия, Китай, Пакистан, обеспечение национальной безопасности, политика «шафранизации».
Для цитирования: Олтаржевский В. П., Пузыня Н. Н., Халтакшинова Д. В. Эволюция взглядов на проблемы обеспечения национальной безопасности Индии // Известия Иркутского государственного университета. Серия История. 2018. Т. 26. С. 119-126. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2018.26.119
Под национальной безопасностью понимают защищенность государства от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного прогресса общества и его граждан [4]. Для обеспечения безопасности необходимо выработать систему взглядов как теоретическую основу и наметить практические меры по реализации принятой концепции.
В современной Индии до недавнего времени практически отсутствовала целостная официальная концепция обеспечения национальной безопасности, хотя государство постоянно сталкивается с многочисленными серьезными проблемами. С одной стороны, обеспокоенность у руководства страны вызывает усиление Китая как на уровне региона, так и в глобальном масштабе; с другой стороны, сохраняется напряженность в отношениях с
Пакистаном. К этому можно добавить существующую угрозу терроризма, исламского фундаментализма, межэтнических конфликтов и т. д. Следует отметить, что в Индии предпринимались попытки по созданию официальной стратегии национальной безопасности, но политической элите страны к консенсусу по этому вопросу так и не удалось прийти.
Эволюцию взглядов высшего руководства страны на обеспечение национальной безопасности можно разделить на несколько этапов. Первый этап - с момента получения независимости Индии от британской короны до окончания индийско-китайского пограничного конфликта в 1962 г. Основные идеи тогда были сформулированы премьер-министром Индии Джава-харлалом Неру: выбор собственного пути развития и недоверие к офицерскому корпусу страны, который был подготовлен в годы британского владычества. Неприязнь и недоверие к индийским военным были связаны с опасением, что они могут вмешаться в дела управления государством.
Премьер-министр придерживался политики неприсоединения, которая официально была провозглашена в Соглашении Республики Индия и Китайской Народной Республики по торговле между Тибетским районом Китая и Индией, предусматривающем: а) взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета; б) взаимное ненападение; в) взаимное невмешательство во внутренние дела; г) равенство и взаимную выгоду; д) мирное сосуществование1.
После событий индийско-китайского пограничного конфликта 1962 г. внимание руководства страны сосредоточилось на обороне государства: была увеличена численность личного состава вооруженных сил на 33 % [5], выросли расходы на оборону, были подготовлены оборудование и техника для ведения боевых действий в горной местности, сформированы четыре горные дивизии. Однако провал в войне не побудил правительство ни к разработке Совета национальной безопасности (он будет создан позже), ни к созданию единой стратегии по обеспечению национальной безопасности Индии.
Второй этап - с середины 1960-х до начала 1990-х гг. Начало этого этапа связано с наращиванием военного потенциала и укреплением вооруженных сил Индии, способных нейтрализовать угрозу, исходившую от Пакистана и Китая; конец этапа - завершение холодной войны и распад СССР. США оказывали прямую поддержку Пакистану, что в свою очередь привело к установлению партнерства Индии с Советским Союзом.
9 августа 1971 г. был подписан Договор о мире, дружбе и сотрудниче-стве2. Договор закрепил расширение существовавших дружественных отношений, которые должны были способствовать упрочению мира и безопасности в Азии. Он также был направлен на ослабление международной напряженности, оказав мощное давление и сдерживающее воздействие на
1 Agreement between the republic of India and the people's republic of China on trade and intercourse between Tibet Region of China 1954. URL: http://www.mea.gov.in/bilateraldocuments. htm?dtl/7807/ (mode of access 18.04.2018).
2 Договор о мире, дружбе и сотрудничестве между СССР и Республикой Индией. URL: http://www.zonazakona.ru/law/abro/451/ (дата обращения:19.11.2017).
гегемонистские силы, ограничив возможность вмешательства их в развитие событий в регионе. Уверенность в упрочении политического лидерства Индии в регионе Южной Азии придала кампания по созданию государства Бангладеш. Стоит отметить, что Индия добилась определенных успехов в войнах 1965 и 1971 гг. с Пакистаном, несмотря на отсутствие институционального принятия решений в области национальной безопасности.
К третьему этапу можно отнести период с начала 1990-х гг. (распад СССР) до окончания Каргильского конфликта 1999 г. Распад Советского Союза вынудил Индию пересмотреть свою политику. Оказавшись незащищенным, уязвимым государством, Индия приняла меры по введению эффективной и оперативной программы создания ядерного оружия. Два ядерных испытания были проведены Индией в мае 1998 г.
В этот период, после Сиаченского и Каргильского конфликтов руководством индийских вооруженных сил был пересмотрен подход к использованию военно-воздушных сил. Стоит отметить, что военно-воздушные силы Индии сыграли ключевую роль в контрнаступлении против моджахедов. События в Каргиле явились основой для перехода командования индийских ВВС к применению авиации не только как элемента тактической поддержки, но и доминирующей и решающей силы в изменении характера ведения войны.
В ноябре 1998 г. правительством Бхаратия Джаната Парти было объявлено о создании первого структурированного Совета национальной безопасности. Совет национальной безопасности, возглавляемый премьер-министром, включал Стратегическую группу, Консультативный совет по национальной безопасности и Секретариат, представляемый Объединенным разведывательным комитетом. Деятельность Совета не внесла каких-либо конструктивных предложений, решений по созданию официальной стратегии. Индийская государственная политика в области национальной безопасности не была четко определена, хотя должна была быть нацелена на постановку задач «по защите национальных интересов и выработке форм, методов и способов достижений этих целей» [3, с. 35].
С началом нового века в Индии серьезно изменился подход к институциональному оформлению решений, принимаемых в области обеспечения национальной безопасности, что ознаменовало собой новый этап государственной политики в этой важной сфере.
В 2004 г. была принята Военная доктрина Индии, согласно которой индийская армия должна поддерживать высокий уровень готовности к войне в различных условиях и иметь способность действовать в конфликтах различной интенсивности. В Ядерной доктрине, принятой годом ранее, Индия подтвердила, что не будет угрожать применением ядерного оружия или использовать его против тех государств, которые не обладают ядерным оружием. При этом она оставляла за собой право нанести ответный удар с применением ядерного оружия в случае удара по ее территории или объектам ядерным, химическим или биологическим оружием1.
1 Indian Army Doctrine 2004. URL: https://www.files.ethz.ch/isn/157030/India 2004.pdf (mode of access 18.04.2018).
В 2009 г. была принята Военно-морская доктрина Индии1, существенно переработанная по сравнению с Военно-морской доктриной 2004 г. Доктрина ориентирована на использование военно-морской силы для сдерживания любого вооруженного вмешательства в дела Индии. Пути и средства сдерживания включают разработку способов применения ядерного оружия на море.
По данным Международного института стратегических исследований, в 2014 г. на военные нужды Индия потратила более 45,2 млрд долл., в то время как ближайший сосед Китай - 129,4 млрд долл. [2, с. 21]. Наряду с внешними угрозами национальной безопасности Индии существовали и существуют угрозы внутри страны, требующие срочного и действенного реагирования. Среди них расовые и межэтнические проблемы, с которыми индийское руководство сталкивается прежде всего в западных регионах государства и в Кашмире. Эта ситуация усугубляется тем, что Кашмир является спорной территорией с момента получения независимости Индией и Пакистаном. Пакистан претендует на территорию индийского штата, населенного преимущественно мусульманами.
Борясь за «справедливость», за свободу своих «сограждан», Пакистан не раз прилагал усилия включить Кашмир в состав собственного суверенного мусульманского государства. Однако все попытки, перетекавшие в полномасштабные индо-пакистанские войны, не принесли ожидаемого результата. Изначально пакистанская сторона ставила цель - дать кашмирцам право на самоопределение. Международное сообщество не оставило этот вопрос без внимания. В принятых Советом Безопасности ООН резолюциях были зафиксированы положения о предоставлении кашмирскому народу права на самоопределение посредством проведения плебисцита2. Индийская сторона согласилась, но с условием, что плебисцит будет проведен после полного освобождения кашмирской территории. После неудавшейся миссии по самоопределению Пакистан активно стал использовать силу мусульманских радикальных организаций.
На территории Кашмира функционирует несколько религиозно-политических организаций:
1) «Джамиат уль-улама-ислам» - общество исламских богословов, занимающееся вербовкой и подготовкой боевиков для кашмирских военизированных формирований;
2) «Лашкар и Джангви» - организация, осуществляющая вербовку и подготовку боевиков, руководящая «Джамиат уль-уламой»;
3) «Хизб и муджахидин». Эта организация является одной из наиболее радикальных исламских организаций региона, выступающей за независимость Кашмира [1].
На современном этапе этноконфессиональная ситуация в штате выглядит следующим образом: 67 % населения исповедуют ислам, 30 % - при-
1 Indian Maritime Doctrine 2009. URL: https://www.indiannavy.nic.in/sites/default/files/Indian-Maritime-Doctrine-2009-Updated-12Feb16.pdf (mode of access 18.04.2018).
2 Резолюции и решения Совета Безопасности 1948 г. URL: http://www.un.org/ru/sc/documents/ resolutions/ (дата обращения:15.03.2018).
верженцы индуизма. Следует отметить неравномерное распределение этнических групп на отдельных территориях штата: например, на юге более 65 % населения - индусы, в то время как на севере их чуть более 3 %, остальную часть составляют мусульмане.
Стоит добавить, что напряженная социально-экономическая ситуация в регионе подталкивает «неблагополучных» мусульман вступать в ряды радикалистов. Почти 10,35 % населения Джамму и Кашмира относится к категории людей, находящихся за чертой бедности [9]. Конечно, существуют государственные программы по борьбе с нищетой, созданию необходимой инфраструктуры, но они, к сожалению, не приносят должного результата. К потенциальным террористам можно отнести людей, сменивших религию индуизм с его кастовой системой на ислам, а также малообразованное население. Уровень образованности в Кашмире ниже, чем в среднем по стране, и составляет 54,46 % [8]. В экономическом обзоре Директората экономики и статистики образованности прописано, что «грамотность лежит в основе устойчивого развития, мира и демократии»1.
В силу указанных выше обстоятельств индийской стороне, не имеющей четкой программы действий по реагированию на угрозы национальной безопасности в рассматриваемых областях, до сих пор не удается принять действенных мер по защите населения от деятельности террористических организаций. Согласно опубликованным статистическим данным, с начала 1990 по март 2017 г. жертвами вооруженных столкновений в штате Джамму и Кашмир стали свыше 14 тыс. мирных жителей, 5 тыс. сотрудников службы безопасности и 22 тыс. боевиков [7].
Вариант предоставления независимости или передачи Кашмира не рассматривается индийской стороной. Борьба с терроризмом - одна из основополагающих задач национальной безопасности. Искоренение терроризма в Кашмире может предотвратить вероятное распространение экстремистских идеологий по всей территории страны, в особенности среди молодежи, которая является одной из самых уязвимых прослоек населения.
К еще одной проблеме, оказывающей влияние на национальную безопасность, можно отнести индийскую «шафранизацию». Одежду шафранового цвета носили индусские мудрецы, а с термином «шафранизация» сегодня связывают стремление утвердить на практике индуистские ценности для того, чтобы дать им силу закона, что противоречит светскости индийского государства. Такие шаги тревожат религиозные общины многоконфессионального государства, каковым является Индия, а также светскую часть индусского населения, поддерживающую политику отделения религии от государства.
По мнению тех, кто выступает за проведение политики «шафраниза-ции», 80 % индусского населения Индии подвергается угрозе со стороны мусульманского меньшинства, которое составляет чуть более 15 % от 1,2 млрд человек в стране [6]. Утверждается, что мусульмане как группа, описанная радикальными индусами «меньшинством», быстро растет и что, если
1 Economic Survey J&K 2013-2014. URL: http://www.indiaenvironmentportal.org.in/files/ file/J&K %20EconomicSurvey %202013-2014.pdf (mode of access 18.04.2018).
эта тенденция не будет преодолена, вскоре мусульмане завладеют богатством индусов. Одним из требований сторонников «шафранизации» является наложение запрета на продажу мяса и употребление говядины, в том числе в штате Кашмир [Там же]. Для многих жителей Индии, находящихся за чертой бедности, не имеющих возможности прокормить свою семью, такие ограничения окажутся губительными. Образовывается замкнутый круг: нищета - пути выживания - насилие/ненависть - поиски истоков ненависти -религиозная неприязнь.
Таким образом, рассматривая эволюцию взглядов на проблемы обеспечения национальной безопасности, можно прийти к заключению, что высшим политическим руководством Индии принимались действенные меры по защите государственных интересов в этой области. В качестве реакции на внешние угрозы увеличивалась численность личного состава вооруженных сил страны, вводились в эксплуатацию новая техника и вооружение, совершенствовалось материально-техническое обеспечение войск, разрабатывались ядерное оружие и средства его доставки, принимались доктрины. Однако не существовало и не существует главного элемента - официально принятой единой стратегии национальной безопасности как стройной системы взглядов и практических мер по их комплексной реализации.
Индия является светским государством, и представляется, что в качестве первоочередных шагов по реагированию на внутренние угрозы национальной безопасности ей необходимо, во-первых, предпринять усилия для урегулирования религиозной ситуации в государстве, а во-вторых, необходимо сосредоточить внимание на решении социально-экономических проблем, в чем-то отодвинув военно-политические вопросы на задний план. В современных непростых условиях Индия нуждается в единой стратегии обеспечения национальной безопасности. Стратегии, которая сможет объединить все ветви и органы государственной власти для защиты национальных интересов как во время войны, так и в мирное время.
Список литературы
1. Военное обозрение [Электронный ресурс]. URL: https://topwar.ru/ (дата обращения: 15.03.2017).
2. Логунов А. Б. Региональная и национальная безопасность. М. : Вуз. учеб., 2011.
448 с.
3. Никитин А. И. Международные конфликты: вмешательство, миротворчество, урегулирование. М. : Аспект Пресс, 2017. 384 с.
4. Санжаревский И. И. Политическая наука: словарь-справочник [Электронный ресурс]. URL: http://polit-logos.narod.ru/rezume/gloss.htm (дата обращения: 15.03.2018).
5. Chadha Vivek. An Assessment of Organisational Change in the Indian Army [Electronic resource] // Journal of Defence Studies. 2015. N 4. URL: https://idsa.in/system/ files/j ds/j ds_9_4_2015_IndianArmy .pdf (mode of access 18.04.2018).
6. Counter punch [Electronic resource]. URL: https://www.counterpunch.org/ (mode of access 30.03.2018).
7. Hindustan times 2017 [Electronic resource]. URL: https://www.hindustantimes.com/ india-news/the-anatomy-of-kashmir-militancy-in-numbers/story-UncrzPTGhN22Uf1HHe64JJ.html (mode of access 18.04.2018).
8. Rayees Ahmad Ganie. Impact of insurgency on education in Kashmir. [Electronic resource] // Journal of Education and Practice. 2015. N 1. URL: https://files.eric.ed.gov/ fulltext/EJ1083854.pdf (mode of access 18.04.2018).
9. The tribune 2017 [Electronic resource]. URL: http://www.tribuneindia.com/ news/jammu-kashmir/community/10-35-population-below-poverty-line-in-j-k-report/350038.html (mode of access 12.02.2018).
Evolution of Views on the Problems of Ensuring National Security of India
V. P. Oltarzhevskii , N. N. Puzynya, D. V. Khaltakshinova
Irkutsk State University, Irkutsk
Abstract. Since gaining independence from the British Crown in 1947, India has faced many negative consequences of the partition: from the Indo-Pakistani wars to inter-ethnic clashes in the state. The article analyzes the evolution of the views of the political leadership of India in the field of national security, studies the transformation of conceptual approaches, as well as ways and methods of responding to changing geopolitical situation. It is noted that the doctrines of the types of armed forces of India are developed taking into account existing threats and new challenges to the country's security such as international terrorism, uneasy relations with neighbors - Pakistan and China, problems of ensuring stability within the country and countering separatism and others. At the same time, there was no main element - an officially adopted unified national security strategy, as a harmonious system of views and practical measures for their comprehensive implementation, which does not allow India to achieve the goals set by the military and political leadership of the country to create favorable conditions for the development of the economy and the solution of socio-economic problems, strengthening the position of India, both in the region and the world as a whole.
Keywords: India, China, Pakistan, ensuring national security, Shafranization policy.
For citation: Oltarzhevskii V.P., Puzynya N.N., Khaltakshinova D.V. Evolution of Views on the Problems of Ensuring National Security of India. The Bulletin of Irkutsk State University. Series History, 2018, vol. 26, pp. 119126. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2018.26.119 (in Russian)
References
1. Voennoe obozreniye. Available at: https://topwar.ru/ (Accessed 15.03.2017).
2. Logunov A.B. Regional'naja i nacional'naja bezopasnost' [Regional and national security]. Moscow, Vuzovskij uchebnik Publ., 2011. 448 p. (in Russian)
3. Nikitin A.I. Mezhdunarodnye konflikty: vmeshatel'stvo, mirotvorchestvo, ureguliro-vanie [International Conflicts: Intervention, Peacemaking, Settlement]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2017. 384 p. (in Russian)
4. Sanzharevskij I.I. Politicheskaya nauka: slovar'-spravochnik [Political science: dictionary]. URL: http://polit-logos.narod.ru/rezume/gloss.htm (Accessed 15.03.2018).
5. Chadha Vivek. An Assessment of Organisational Change in the Indian Army. Journal of Defence Studies, 2015, no. 4. Available at: https://idsa.in/system/files/jds/ jds_9_4_2015_IndianArmy.pdf (mode of access 18.04.2018).
6. Counter punch. Available at: https://www.counterpunch.org/ (Accessed 30.03.2018).
7. Hindustan times 2017. Available at: https://www.hindustantimes.com/india-news/the-anatomy-of-kashmir-militancy-in-numbers/story-UncrzPTGhN22Uf1HHe64JJ.html (Accessed 18.04.2018).
8. Rayees Ahmad Ganie.Impact of insurgency on education in Kashmir. Journal of Education and Practice, 2015, no. 1. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1083854.pdf (Accessed 18.04.2018).
9. The tribune 2017. Available at: http://www.tribuneindia.com/news/jammu-kashmir/community/10-35-population-below-poverty-line-in-j-k-report/350038.html (Accessed 12.02.2018).
Олтаржевский Владимир Павлович
доктор исторических наук, профессор Иркутский государственный университет Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: 8 (3952)24-05-22 e-mail: [email protected]
Oltarzhevskii Vladimir Pavlovich
Doctor of Sciences (History), Professor
Irkutsk State University
1, K. Marx st., Irkutsk, 664003,
Russian Federation
tel.: 8 (3952)24-05-22
e-mail: [email protected]
Пузыня Николай Николаевич
доктор исторических наук, профессор кафедра истории и методики Иркутский государственный университет Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: 8 (3952)24-07-00 e-mail: [email protected]
Puzynya Nikolai Nikolaevich
Doctor of Sciences (History), Professor
Department of History and Methodology
Irkutsk State University
1, K. Marx st., Irkutsk, 664003,
Russian Federation
tel.: 8 (3952)24-07-00
e-mail: [email protected]
Халтакшинова Диана Валентиновна
аспирант
кафедра истории и методики Иркутский государственный университет Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: 8 (3952)24-07-00 e-mail: [email protected]
Khaltakshinova Diana Valentinovna
Graduate Student
Department of History and Methodology
Irkutsk State University
1, K. Marx st., Irkutsk, 664003,
Russian Federation
tel.: 8 (3952)24-07-00
e-mail: [email protected]