Научная статья на тему 'Эволюция взглядов на неопределенность информации'

Эволюция взглядов на неопределенность информации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
496
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ / СУБЪЕКТЫ РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стариков Александр Сергеевич

В статье рассматривается эволюция взглядов на неопределенность экономической информации. На основе анализа различных позиций зарубежных и отечественных исследователей, выделены этапы эволюции взглядов на понятие неопределенности экономической информации. Уточнены определения неопределенности информации для производителей и потребителей экономических благ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция взглядов на неопределенность информации»

Эволюция взглядов на неопределенность информации.

Evolution of sights at uncertainty of the information.

Стариков Александр Сергеевич

Аспирант

Марийский государственный технический университет

[email protected]

Аннотация. В статье рассматривается эволюция взглядов на неопределенность экономической информации. На основе анализа различных позиций зарубежных и отечественных исследователей, выделены этапы эволюции взглядов на понятие неопределенности экономической информации. Уточнены определения неопределенности информации для производителей и потребителей экономических благ.

Annotation. In article evolution of sights at uncertainty of the economic information is considered. On the basis of the analysis of various positions of foreign and domestic researchers, stages of evolution of sights at concept of uncertainty of the economic information are allocated. Definitions of uncertainty of the information for manufacturers and consumers of the economic blessings are specified.

Ключевые слова: информационный ресурс, экономическая информация, неопределенность экономической информации, субъекты рынка.

Keywords: Information resource, the economic information, uncertainty of the economic information, subjects of the market.

Введение. За последние десятилетия информация стала одним из самых актуальных объектов экономических исследований. Во всём мире информация рассматривается в качестве одного из важнейших стратегических ресурсов развития общества. Владение информационными ресурсами позволяет получить экономическому агенту выгоду, порой превышающую выгоду от использования материальных и энергетических

ресурсов. Столь высокий уровень значимости информации обусловлен ее содержанием, а именно сведениями которые она несет и способностью оказывать влияние на деятельность субъекта рынка. Эффективность использования информации во многом определяет эффективность использования ресурсов имеющихся в распоряжении субъекта рынка, что в конечном итоге влияет на результативность деятельности самого субъекта рынка. Это объясняет активизацию интересов субъектов рынка (в том числе государства) к получению достоверной информации, которая используется на всех уровнях управления, как в государственных, так и частных структурах.

Информационные ресурсы являются одной из форм воплощения экономических ресурсов. В условиях информационной экономики понимание свойств информации и умение их использовать становится одним из ключевых факторов успеха субъекта рынка. Значимость данного умения возрастает в условиях существенного изменения экономической конъюнктуры. В качестве причин столь быстрых изменений называют: развитие информационных технологий, усложнение внутренней и внешней среды фирмы, асимметрию информации, мультивариантность понимания экономической конъюнктуры, появление новых финансовых инструментов, развитие сферы онлайн-технологий бизнеса, переход экономических отношений в интернет-среду и т.п. Все это приводит к возникновению неопределенности информации, влияние которой затрагивает всех субъектов рынка.

Понимание сущности неопределенности информации является условием эффективного ее использования в интересах субъекта рынка. В качестве основы для изучения данного вопроса послужили работы П.Самуэльсона, А.Маршала, П.Бернстайна, Ф.Найта, Дж.Миррлиса, Д.Сороса, Дж. Акерлофа и др. В отечественной экономической литературе этой проблеме посвящены работы В. И. Авдийского, Д.С. Диева, В. М.

Гранатурова, Г.В. Литвинцевой, О.В. Бодрова, М.Г. Лапусты, А Т. Пашнова, Ю.П. Старостина, А.Г. Скамай, С.Ю. Ляпиной и др.

Экономическую информацию принято определять как информацию о процессах производства, распределения, обмена, потребления материальных благ. Экономическая информация как объект изучения является сложным комплексным явлением. Это обусловлено широким спектром сфер ее применения и возможностей использования. Многовариантность использования экономической информации обуславливает большое количество ее свойств (табл.1). Первые девять из них характеризуют информацию как товар. Свойства асимметрии и неопределенности являются специфическими свойствами информации и во многом определяют возможность реализации остальных ее свойств для субъектов рынка. Учет свойств экономической информации и понимание последствий их проявления на каждом из этапов общественного воспроизводства позволит эффективно использовать и усиливать возникающие положительные эффекты и минимизировать, либо избегать негативных последствий от отрицательных эффектов. Представим соотношение понятий «асимметричность информации» и «неопределенность информации» для субъекта рынка на рис.1. Как видно из представленного рисунка, асимметрия информации является условием для возникновения неопределенности, из которой в последствии развивается риск. Рассмотрим категорию неопределенности информации более подробно.

Несмотря на полувековую историю исследования вопроса, многие проблемы связанные с неопределенностью информации (иррациональное поведение субъектов, неэффективное использование ресурсов и т.д.), остались нерешенными и приобрели особую важность в условиях информационного общества. Переизбыток информации и широкое распространение информационных технологий являются факторами повышения неопределенности информации.

Таблица №1

Свойства экономической информации_____________________

№ Свойства Характеристика Фазы общественного воспроизводст ва

1 полезность способность удовлетворять потребности, исполнять запросы обмен, потребление

2 неисчерпаемос ть в процессе потребления экономическая информация не уничтожается, а перерабатывается и увеличивается количественно, возникает возможность ее перехода в новое качественное состояние Потребление

3 несамостоятел ьность экономическая информация проявляет свою активность (в.т.ч. экономическую) только во взаимодействии с другими ресурсами (труд, техника, сырье, энергия) обмен, потребление

4 достоверность общая точность и полнота информации, соответствие объективной реальности, свойство информации отражать реально существующие экономические объекты с точностью необходимой экономическому агенту потребление

5 структурирова нность свойство информации, при котором содержание и особенности информации представляются его компонентами и взаимосвязями между ними, выраженными в явном виде производство, потребление

6 предоставлени е свободы действий информация служит основой для принятия решений. Право принятия решения всегда остается за экономическим агентом обмен, потребление

7 подверженност ь моральному износу потеря полезности информации с течением времени, приводящая к потере общественной стоимости производство, обмен, потребление

8 адресность предназначенность для определенного круга заинтересованных лиц, которые смогут использовать информацию с целью получения экономической выгоды производство, распределение, обмен, потребление

9 легкость и дешевизна тиражирования затраты на тиражирование ничтожно малы по сравнению с затратами на создание экономической информации. производство, распределение, обмен

10 асимметричнос ть неравномерное распределение информации о товаре между субъектами рынка способное оказать существенное влияние на факт совершения транзакции производство, распределение, обмен, потребление

11 неопределенно сть неоднозначность, возможность различного толкования информационных данных в меняющихся условиях конъюнктуры производство, распределение, обмен, потребление

Рис. 1 Влияние факторов асимметрии информации, неопределенности информации на процесс достижения цели субъектом рынка

На сегодняшний день существует большое количество различных формулировок понятия неопределенность информации, которые даются как представители зарубежной науки, так и отечественными авторами. (табл. №2 и №3).

Анализ мнений представленных авторов показал, что они не указывают на четкую связь между неопределенностью информации и поведением самих субъектов рынка. Следовательно, изучение неопределенности в аспекте ее связи с поведением субъектов рынка позволит понять ее природу и разработать инструментарий ее снижения.

Неопределенность информации - это возможность неоднозначного толкования имеющихся сведений, вызванная проявлением непредвиденных факторов, при которых, субъекты рынка вынуждены менять своё поведение, вследствие чего могут понести дополнительные затраты и недополучить запланированный доход. [5]. Неопределенность информации (с точки зрения производителя) - это неполное (недостаточное) представление о значениях различных параметров, существенных для объема спроса на продукцию, порождаемых различными причинами, такими как неполнота либо неточность информации об условиях реализации решения, в том числе связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность информации (с точки зрения потребителя) - это неполное (недостаточное) представление о значениях различных параметров, оказывающих существенное влияние на

покупательную способность субъекта рынка, порождаемых различными причинами, такими как неполнота либо неточность информации об экономической конъюнктуре и альтернативных вариантах действий, целесообразных для решения поставленных задач.

Необходимо заметить, что фактор неопределенности информации не есть что-то безусловно отрицательное для субъекта рынка, хотя и затрудняет принятие решений, определение точного конечного результата. Одновременно его можно признать как эффект побуждающий субъекта рынка к действию, в основе которого лежит стремление к максимизации выгоды либо минимизации потерь.

Информация является продуктом интеллектуального труда человека. Создание информации происходит в процессе восприятия окружающей информационной среды разумом человека. В результате данного восприятия возникает информация, характеризующаяся степенью неопределенности, которая может быть вызвана как неопределенностью познаваемого объекта, и неопределенностью познающей его системы. Это обстоятельство означает, что неопределенность информации следует рассматривать как системное явление. Следует отметить, что свойства полезности и неопределенности информации обратнопропорциональны, так как чем ниже неопределенность,

а, следовательно, выше достоверность, тем эффективнее действия субъектов рынка. Только информация с минимальной степенью неопределенности позволяет принимать наиболее рациональные решения. [2]

Проанализируем развитие взглядов на неопределенность информации в истории экономической науки. По результатам проведенного анализа разделим всю эволюцию взглядов на неопределенности информации на 5 этапов основываясь на критерии признания влияния неопределенности информации на протекание экономических транзакций. Результаты проведенного анализа представим в табл. №4.

Таблица №2

Подходы к определению неопределенности информации зарубежными учеными

Автор Сфера применения Подход к определению Специфика подхода к определению

№ 1 2 3 4

1 П. Самуэльсон поведение экономических агентов при совершении сделок несоответствие между тем, чего люди ждут, и тем, что действительно происходит. Количественным выражением этого несоответствия является прибыль или убыток возможность отклонения от намеченных результатов, возникновение экономических эффектов: отрицательных (убыток) либо положительных (прибыль)

2 А. Маршал поведение экономических агентов при занятии предпринимательст вом непредвиденные колебания будущей прибыли возникновение неопределенности связано с предпринимательской деятельностью

3 П. Бернстайн экономические отношения неопределенность является параметром, сопровождающим любую человеческую деятельность, в том числе и хозяйственную непредсказуемость действий людей в процессе их взаимодействия на рынке

4 Ф. Найт ситуации, в которых возможны различные пути развития событий отсутствие обоснованного критерия и невозможность классификации ситуаций, так как каждая либо уникальна, либо число таких ситуаций недостаточно, чтобы проанализировать их и определить значение вероятности разделение категорий «неопределенность» и «риск»,

5 Дж.Миррлис сфера сбережений один из факторов чрезмерно высокого уровня сбережений взаимосвязь неопределенности информации с принятием решений субъектами рынка

6 К. Эрроу экономические отношения неполное знание о чем-либо изучение в условиях нормативной экономики

7 Дж. Акерлоф рынки подержанных товаров недостаточный уровень знаний о качестве товара изучение в условиях рынков подержанных товаров

8 М.Спенс рынок труда ситуация отсутствия знаний о рыночном объекте которая может быть ликвидирована с помощью информации (информационных сигналов) изучение неопределенности в условиях рынка труда

Окончание табл.№2

9 Дж.Стиглиц экономические отношения ситуация в которой лишь часть доступной информации отражается в рыночных ценах изучение в условиях товарных рынков

10 Дж. Сорос ситуации влияния субъективного мнения на процесс восприятия конъюнктуры ситуация возникающая в процессе восприятия окружающей действительности, при которой субъекты рынка акцентируют свое внимание не на реальном ходе событий, а на результатах его восприятия определение основано на субъективности восприятия конъюнктуры субъектами рынка

Таблица №3

Подходы к определению неопределенности информации российскими учеными____________________________

Автор Сфера применения Подход к определению Специфика подхода к определению

№ 1 2 3 4

1 Б. Райзберг экономические отношения недостаточность сведений об условиях, в которых будет протекать экономическая деятельность, низкая степень их предсказуемости комплексность и универсальность подхода к определению

2 С.Ю. Ляпина сфера производства и реализации продукта обобщенное выражение всех составляющих услуги производства и реализации продукта, динамику которых в стратегической перспективе определить достаточно сложно неопределенность связывается с дефицитом знаний

3 Г.В. Литвинцева экономические отношения состояние внешней и внутренней по отношению к человеку среды, обусловленное ограниченной возможностью получения фактов возникновение неопределенности

4 В.А. Чернов экономические отношения неполное или неточное представление о значениях различных параметров в будущем, порождаемых различными причинами и, прежде всего, неполнотой или неточностью информации об условиях реализации решения, в том числе связанных с ними затратах и результатах взаимосвязь затрат на получение информации и снижения неопределенности

5 О.Г. Бодров экономические отношения неадекватность ожиданий и действий относительно той ситуации, в которой оказывается экономический агент, вызванная слабостью обратной связи[8] влияние субъективных характеристик участников экономических отношений на возникновение неопределенности

Окончание табл.№3

6 В.И. Авдийский экономические отношения неполнота или недостаточная ясность информации о какой-либо деятельности или её результатах комплексность, универсальность подхода к определению

7 Р.И. Трухаев принятие решений недостаточная надёжность и недостаточное количество информации, на основе которой лицо, принимающее решение осуществляет выбор решения возникновение неопределенности

8 Г.Н. Солнцева поведение экономических агентов при совершении сделок неоднозначность исхода хозяйственных ситуаций комплексность и универсальность подхода к определению

9 В.С. Диев экономические отношения неоднозначность субъективной оценки информации, динамика, определяемая степенью возможного её изменения, преобразования или модификации в интервале времени, соизмеримом со временем решения задачи в этих условиях взаимосвязь с субъектом рынка, использующим информацию, и его индивидуальными характеристиками

10 С.Ю. Ляпина сфера производства и реализации продукта обобщенное выражение всех составляющих услуг производства и реализации продукта, динамику которых в стратегической перспективе определить достаточно сложно комплексность и универсальность подхода к определению

Как следует из приведенного выше анализа, неопределенность информации является многогранным явлением, проявление свойств которого сильно зависит от многих факторов, таких как: экономическая конъюнктура, субъект рынка, использующий информацию с его характеристиками и т.п. История изучения тех или иных сторон вопроса составляет уже несколько веков. Анализ позиций различных авторов позволил нам выделить пять этапов эволюции взглядов по данному вопросу. До начала XX в. явление неопределенности информации не учитывалось, либо подразумевалась определенность информации, а целенаправленное исследование вопроса началось в первой половине XX в. В XX в. интерес к вопросу значительно вырос, и появились исследования, касающиеся вопроса неопределенности информации и ставшие основой для развития данного направления в науке (работы Ф.Найта, К.Эрроу, У.Викри, Дж.Акерлофа, М.Спенса, Дж.Стиглица). В начале XXI в. в науке существует большое количество точек зрения на вопрос неопределенности информации.

Также следует отметить, что неопределенность информации тесно взаимосвязана с другими видами неопределенности, такими как неопределенность рынка, неопределенность бизнеса, неопределенность поведения субъектов рынка, что осложняет процесс ее изучения, т.к. в работах многих авторов процесс изучения неопределенности информации проходит в рамках изучения неопределенности как явления. Несмотря на это неопределенность информации является самостоятельным видом неопределенности и имеет отличительные особенности. Уточнение сущности понятия «неопределенности информации» для производителей и потребителей позволит исследовать неопределенность информации с новых позиций, которые позволят учитывать особенности ее проявления с целью повышения эффективности деятельности субъекта. В дальнейшем следует исследовать вопросы практических методов работы субъектов рынка с неопределенностью информации с целью ее использования для повышения эффективности деятельности.

Таблица №4

Этапы эволюции взглядов на неопределенность информации

№ 1 2 2 3

Период времени Автор, направление Определение понятия Особенности подхода

1 До XVIIв. Меркантелизм, физиократия - Отсутствие внимания науки к неопределенности

2 XVII- XXвв. А.Смит Классическая политэкономия, неоклассическое направление, маржинализм Опосредованное признание существования неопределенности, выраженное в утверждении о саморегуляции рынка. Неопределенность не анализировалась, но подразумевалось, что субъекты рынка располагают объемом информации, достаточным для принятия обоснованных решений (действуют в условиях определенности)[7]

3 Первая половина XX в. Ф.Найт неоклассическое направление отсутствие обоснованного критерия и невозможность классификации ситуаций, т.к. каждая ситуация уникальна, число ситуаций недостаточно для их анализа и определения значение вероятности Впервые за историю существования экономических учений неопределенность была рассмотрена в качестве объекта исследований. Разделены категории «неопределенность» и «риск»

4 Вторая половина XX в. К.Эрроу неоклассическое направление понятие прямо противоположное термину «информация» [8] Обосновал взаимосвязь терминов «информация» и «неопределенность». Обосновал тот факт, что информация является товаром и имеет стоимость. Описал явление асимметричности информации

У.Викри, У.Миррлис неоклассическое направление Невозможность получения точной исчерпывающей информации о производительности труда работника. Невозможность получения точной исчерпывающей информации о действиях субъектов рынка, вызванная их стремлением скрыть истинные цели и мотивы действий Связывали снижение неопределенности о производительности труда работника с построением эффективной системы налогообложения и раскрытием информации о скрытом поведении субъектов рынка

Дж.Акерлоф, М.Спенс, Дж.Стиглиц неоклассическое направление Отсутствие знаний о качестве продукта. Степень незнания об объекте, которая может быть снижена с помощью сигналов Связывали неопределенность и рынки товаров бывших в употреблении. Разрабатывали инструментарий снижения неопределенности и асимметрии информации

5 Начало XXIв. В. М. Гранатуров, Г.В. Литвинцева, О.В. Бодров, Д С Диев, В.Л. Иноземцев неоклассическое направление отсутствие достаточной информации[9] Большое количество различных подходов, которые в совокупности проводят многокритериальный анализ неопределенности и ее свойств

Библиографический список

1. Бодров О.Г. Экономическая свобода в условиях неопределенности. Финансы и кредит. №2.2005.С46.

2. Диев В.С. Риск и неопределенность в философии, науке, управлении// Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология №2(14) 2011, с.79-89

3. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире/Под ред. А.И. Антипова.- 1998.- 640 с.

4. Маркс К. Нищета философии. Ответ на “Философию нищеты“ г-на Прудона // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4.

5. Пястолов С.М. Экономическая теория/С.М.Пястолов.-М.:Академия,2010.-258с.

6. Современные очертания институциональной экономики/ Под ред. Р.М. Нижегородцева.-Гомель: ЦИИР, 2009. — 261 с.

7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Антология экономической классики. В 2 т. - М.: Эконом, 1993 - 370 с.

8. Эрроу. К.Дж. Информация и экономическое поведение // Вопр. экономики. 1995. № 5. С. 104-105.

9. Эшби У.Р. Введение в кибернетику/У.Р.Эшби .-М.:Либроком,2009.-356с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.