Попова А.В.
Оренбургский государственный университет
ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСТВА А.А. БОГДАНОВА НА ПУТИ К ТЕКТОЛОГИИ -ВСЕОБЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ НАУКЕ
В статье проведен анализ научной и философской деятельности А.А. Богданова. Выделены основные этапы его творчества и кратко проанализирован каждый из них. Показано, что эволюция философского творчества А.А. Богданова завершилась построением всеобщей организационной науки - тектологии.
Годы жизни Александра Александровича Богданова (Малиновского), 1873-1928, пришлись на период, когда в России шла борьба за власть, выражавшаяся в том числе в политических и философских спорах. Философский путь
А.А. Богданова начался со знакомства с марксизмом, его критики и собственной интерпретации, которая детерминировала впоследствии его социалистическую и философскую концепции. Первоначально А.А. Богданов четко следовал марксистским положениям, но критическое отношение ко всему, отсутствие авторитетов во всем повлекло за собой специфическое истолкование марксизма и негативное отношение к Александру Александровичу со стороны «народного вождя - В.И. Ленина», единомышленником которого в начале своей партийной деятельности был А.А. Богданов.
Во всем философском творчестве А.А. Богданова можно выделить четыре ключевых этапа, каждый из которых характеризуется интересом к тому или иному философскому направлению.
На первом этапе очевидна, как уже говорилось, приверженность марксизму, затем критическое отношение к нему. Этот период в творчестве Богданова можно назвать стихийным материализмом. Выражением идей стихийного материализма явилась работа «Основные элементы исторического взгляда на природу». Философию марксизма, и в частности самого К. Маркса, Александр Александрович оценивал очень высоко, о чем свидетельствует написанное: «...после смерти осталось одно - его дело. Но никогда еще на земле ни один человек не оставлял после себя такого гигантского наследства. Это наследство - идея, организация, образец жизни. Он преобразовал политэкономию, историю, всю область общественных наук; дал новую душу философии. Из богатства его мыслей и знаний черпают вновь и вновь, и долго еще будут черпать не только друзья, а даже враги. И во всем этом лежит одна, всеобъеди-няющая живая идея. Сама по себе она проста:
но не всякому дано понять ее величие... К. Маркс - образец человека, то есть - работника и бойца. Труд и борьба составляют его жизнь, как они составляют жизнь рабочего класса. И была чиста жизнь, как то знамя, которое он нес. Гений К. Маркс - душа рабочего класса, отразившаяся и сознавшая себя в самом сильном мозгу XIX века. Идите дальше - вот его завет!»
На первом этапе А.А. Богданов уделял значительное внимание понятию «энергия», но пока еще в рамках материализма. Им был опубликован «Краткий курс экономической науки», который высоко оценил В.И. Ленин.
Второй этап - увлечение энергетизмом В. Оствальда. Основная работа этого периода -«Познание с исторической точки зрения», в которой А.А. Богданов описывает процессы трансформации, миграции, рассеивания энергии и закон ее сохранения. Интерес к «энергетизму» все нарастал. А.А. Богданов трактовал энергию как принцип всеобщей активности, распространяющий в мире динамизм, непрерывность развития. Значение «энергетизма» расширилось до значения принципа антидогматизма, антиавторитаризма - отсутствия в мире статического, неизменного, абсолютного.
Третий период - переход к механицизму и махизму. Увлеченность эмпириокритицизмом Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса также отразилась на отрицательно-критическом отношении В.И. Ленина к А.А. Богданову и нашла свое выражение в ленинской работе «Материализм и эмпириокритицизм». «Эмпириомонизм. Статьи по философии» - работа А.А. Богданова, которая послужила мишенью последующих нападок В.И. Ленина, причиной обвинений в ревизионизме со стороны других членов партии. Если первоначально у лидеров большевистской партии взгляды на цели и задачи революционной борьбы были одинаковыми, то после публикации богдановских статей «Эмпириомонизм» стали обнаруживаться значительные расхождения по вопросам методов исследования природы и социальных явлений. Од-
ним из вопросов, по которому возникли разногласия, был вопрос о проведении социалистической революции. А.А. Богданов считал необходимым, во-первых, первоначально провести социалистическую революцию в культуре, то есть сначала подготовить народ идеологически, подготовить культурологическую базу, а затем переходить к активным политическим действиям.
Во-вторых, А.А. Богданов говорил, что социалистическая революция должна принять масштабы не всего общества в целом, а охватывать только определенный социалистический класс - пролетариат. Социализм - задача народа, которую будет сложно осуществить из-за ее несоответствия пролетарскому потенциалу и его классовой сущности.
В.И. Ленин, наоборот, придерживался мнения о необходимости активных революционных действий, насильственного захвата власти большевиками. Он говорил, что сначала нужно решить вопрос непосредственно о революции, а затем готовить социокультурную базу.
Следует отметить, что отношение А.А. Богданова к В.И. Ленину как приверженцу марксизма носило довольно негативную окраску. Для В.И. Ленина марксистское учение выступало в роли неприкасаемой догмы, как Священное Писание для средневековых мыслителей, а сам К. Маркс - высшим авторитетом. Несмотря на интерес к марксизму и уважительное отношение А.А. Богданова к К. Марксу, он считал, что основные идеи учения должны подвергнуться корректировке, уточнению и развитию. А.А. Богданов критиковал В.И. Ленина за «авторитарный склад мышления», за догматичное следование и слепую веру в учение К. Маркса. Такое мышление, по мнению А.А. Богданова, ведет к остановке знания, абсолютизации истин. Он считал, что В.И. Ленин слаб в теоретических законах, естественных науках и технической области, знание которых формирует понимание общей философской и социальной теории и их закономерностей. Отсутствие знаний у В.И. Ленина в области истории культуры также является большим недостатком в построении нового социалистического класса, новой социокультурной базы для пролетариата. В противовес В.И. Ленину А.А. Богданов констатирует факт отсутствия в науке и философии абсолютной истины и каких бы то ни было авторитетов. Об абсолютной истине он говорит, что она может стать относительной по мере
развития науки и получения новых философских знаний. Поэтому можно сделать вывод о концепции бесконечного развития истины у А.А. Богданова, противопоставленной строгой приверженности абсолютным истинам марксизма у В.И. Ленина.
На самом деле разногласия между В.И. Лениным и А.А. Богдановым были не столько из-за философских вопросов, сколько из-за политических, так как В.И. Ленин стремился к единомыслию в партии большевиков, а А.А. Богданов был препятствием в достижении этой цели. Кроме того, авторитет А.А. Богданова был значительно велик, даже после обвинений в ревизионизме. Конфликт между ними начался из-за различного отношения к пролетарской партии, марксизму, социалистической модели общественного развития и к самому К. Марксу.
Дальнейшая политическая деятельность А.А. Малиновского развивалась уже не в единстве с В.И. Лениным, а независимо от него. С этого начался острый конфликт, развивавшийся сначала в скрытой, а по прошествии времени в открытой форме. Но не будем углубляться в политику, а более подробно рассмотрим философские аспекты творчества А.А. Богданова. Для этого следует указать на ключевые моменты эмпириомонистической концепции.
Для начала нужно отметить, что эмпириокритицизм в том виде, в каком он был у Э. Маха и Р. Авенариуса, А.А. Богданов полностью не принимал и создал его в новом обли-чии, назвав его «эмпириомонизмом», который является результатом приверженности марксизму и эмпириокритицизму. В этой работе А.А. Богданов вслед за Э. Махом и Р. Авенариусом использует вместо понятий «материя» и «дух» понятие «опыт», которое в отличие от первых двух поддается эмпирической проверке. Достижения этих двух философов, по мнению А.А. Богданова, в том, что они устранили противопоставление между материей и духом, так как весь мир един в силу того, что опыт человечества - отражение мира элементов во взаимосвязи и различных соотношениях. Для А.А. Богданова в науке имело принципиальное значение опытное подтверждение фактов, неразрывная связь теории с практикой. Поэтому его интересовало развитие идей Э. Маха и Р. Авенариуса, которые также определяющее значение придавали «опытному доказательству». Эмпи-риокритицисты использовали понятие «индивидуальный опыт» и «элементы опыта», а А.А.
Богданов, придерживаясь своего принципа не следовать слепо авторитетам, применил другое понятие - «физический опыт».
Понятие «физический опыт» трактуется А.А. Богдановым как опыт социально-коллективного субъекта деятельности. «Физический опыт» (коллективный) он противопоставлял «психическому» (индивидуальному), но рассматривал их в неразрывной связи. Основные понятия и принципы «эмпириомонизма» А.А. Богданов изложил в работе «Философия живого опыта», отталкиваясь от которых, возможно понять концепцию и основные принципы его мировоззрения, отразить в сознании все его идеи.
Первое понятие - «трудовая причинность».
В рамках исторического процесса типы причинностей сменяли друг друга. Сначала выделялась «отвлеченная причинность», порожденная меновым обществом. Ей на смену пришла «авторитарная причинность», возникшая в патриархальном обществе. «Трудовая причинность» возникла в результате практики машинного производства. Человечество стремится целесообразно применить силы природы и для этого, находя их источники, создает способы их употребления, которые бы сохраняли их в том же состоянии, в каком они находились. Это составляет основу принципа сохранения энергии. «Трудовая причинность» способствует трудовой активности людей, сохраняющей принцип превращающихся форм энергии. Принцип этого типа причинности содержит в себе «программу и план завоевания мира: овладевать явлениями и вещами, чтобы из них целесообразно получать другие...» Принцип «трудовой причинности» выражает стремление всякого действия быть целенаправленным, последовательным, создавать новые, полезные прогрессу и человечеству комплексы элементов (так как любая вещь - это комплекс элементов, соединенных между собой в определенной комбинации и существующей в мире в виде какого-либо объекта).
Второе понятие «эмпириомонизма» - «элементы опыта».
«Эмпириомонизм» рассматривает мир через опыт, мир опыта, выступающий как коллективная человеческая практика во всем ее содержании. Основной задачей является целесообразная организация опыта, выделение его элементов, которые необходимо преобразовать. Первоначальные элементы опыта - собственные действия людей, носившие социально-прак-
тический характер и обозначаемые первыми словами - понятиями. Эти понятия обозначают трудовые действия людей. Позже выделились понятия о вещах (орудиях и материалах труда). Далее происходит выделение свойств вещей. Понятия выражают сумму определенных человеческих усилий, из которых строится мировоззрение.
Элементы опыта - результат обобщенной работы, воплощенной в познании. Первоначально элементы опыта возникают в физическом труде, затем в умственном. Формирование каждого нового элемента требует использования слова, знака, символа.
Символ - орудие социального общения, благодаря которому выделенный элемент приобретает общезначимость, включается в опыт коллектива, закрепляется и сохраняется в нем.
В силу того, что опыт на различных этапах человеческой деятельности осваивается по-разному, элементы опыта не имеют окончательного, абсолютного значения. Трудовое происхождение и понимание элементов опыта предполагает их соответствие поставленной задаче.
Следующее понятие «эмпириомонизма» -«объективность». Предпосылки формирования этого понятия таковы: вся деятельность людей должна быть социально согласована, организована; только тогда она будет общезначима и объективна. А.А. Богданов признает существование объективно существующей реальности, поэтому это понятие он рассматривает как одно из важных. Все «элементы опыта» должны быть соединены в единую систему. А.А. Богданов ищет способы их обобщения. Для этого он предлагает субъектом познания считать не отдельного человека, а коллективный субъект. Он аргументирует это тем, что индивидуальный опыт обладает определенными недостатками, препятствует получению истинного, объективного знания. Например, он может содержать в себе галлюцинации, иллюзии. Хотя в истории развития науки существуют некоторые опровержения этого, например, открытие Н. Коперника в астрономии, который пошел против всех и изменил представления науки о Вселенной. Таким образом, получается, что «объективность» имеет относительное, социально-практическое значение. В представлении А.А. Богданова существует реальный мир, субъект жизнедеятельности, познания (индивидуальный и коллективный субъект), сознание, которое «обслуживает» жизнедеятельность субъекта. Поэтому че-
ловек должен приспособить свой индивидуальный опыт к коллективному, подчинить изменчивые переживания, представления, образы общезначимым элементам коллективного опыта. Это осуществляется посредством слов, понятий, речи. Так как окружающий нас мир объективен, то законы природы являются познавательными продуктами жизнедеятельности человечества.
Четвертый принцип «эмпириомонизма» -«социоморфизм». Он означает закон формирования мышления из общественной практики. То есть сначала появляются практические приемы, навыки коллективной деятельности людей, затем возникают мысли как преобразованные «образцы» действий. Социально-практические методы являются основой познавательных методов. «Социоморфизм» выступает необходимым всеобщим законом организации опыта.
Пятый принцип - «подстановка». Он связан с зарождением речи и мышления, с формированием связи и высказывания, символом и его содержанием. Символ - слово, фиксирующее содержание, имеющее общезначимость. Формируется операция замены элементов непосредственного опыта символами, элементами -фрагментами социального опыта. В процессе развития социальный опыт приобретает признаки научного опыта. В науке новое непонятное явление объясняется с помощью подстановки ранее изученных, более простых или более сложных, которые позволяют проще организовать материал опыта, обработать его, предусматривая будущее развитие явлений.
Последнее понятие, рассматриваемое А.А. Богдановым в качестве ключевого, - понятие «картина мира». Он стремится выработать целостную картину мира, рассматривая ее с момента зарождения и появления первичных, простейших форм жизни до формирования сложноорганизованных форм - человеческого и общественного организма. Вселенную он видит как бесконечный поток организующихся активностей, первичную мировую среду, мир электрических и световых волн, из которых кристаллизовались материя и жизнь. Первооснова мира
- хаотическая масса элементов бесконечно малой организованности, так как этот эфир почти не оказывает сопротивления движениям, которые в нем происходят. Мера организованности определяется мерой сопротивления воздействиям извне. Образуется неорганическая материя, обладающая более высокой органи-
зованностью, чем эфир. Далее возникает более сложная организованность - жизнь со ступенями усложнения. «Картина мира» - непрерывный ряд форм организации элементов, развивающихся в борьбе и не имеющих начала в прошлом и конца в будущем.
А.А. Богданов видит некоторые недостатки в эмпириокритицизме Э. Маха и Р. Авенариуса, а именно - пассивность, недостаток подвижности, «текучего характера». «Эмпириомонизм», наоборот, проникнут идеями активности, изменчивости, относительности.
В работе «Философия живого опыта» А.А. Богданов отвергает претензию философии создать методологию для эмпирических наук и формирования всеобщей картины мира. С этой задачей может справиться только одна наука наук - тектология, с которой связан следующий этап творчества А.А. Богданова.
Четвертый этап творчества А.А. Богданова - отрицание философии, целенаправленное построение всеобщей организационной науки
- тектологии.
Прежде всего следует отметить, что А.А. Богданов не пропагандирует идею полного отмирания или отрицания философии как особого типа мировоззрения, а лишь отрицает ее претензию на формирование всеобщей методологии, которая бы использовалась в естественных науках, и на создание всеобщей картины мира. Философия, по его мнению, не обладает необходимым потенциалом, а именно ей не хватает для этого научности, требования эмпирической проверяемости фактов. Философия может выполнять только одну функцию - теоретически обосновывать факты. А.А. Богданов - приверженец того мнения, что методы научного познания, выработанные в естествознании, предполагают эмпирическую проверку научных утверждений вместе с их теоретическим обоснованием. Он против теоретических рассуждений как единственных средств в доказательстве научных знаний. Наука не должна рассматриваться в отрыве от практических проверок в общественной практике. Это может грозить науке превращением в догматический объем знаний, аналогичных непререкаемым священным догмам. Поэтому философия не может дать нам целостную картину мира, которую можно было бы использовать для построения новой формы общественного устройства - социализма. Необходимо создать новый тип мышления и миропонимания. Главным критерием для перехо-
да к новому типу мышления служит «трудовая причинность». Именно этот вид причинности (причинной связи) соответствует пролетарскому сознанию и обществу, в котором и должен быть построен социализм.
Пролетарское сознание должно вырабатывать новое отношение к практике и новую причинность. В причинности каждое звено, каждый элемент - часть того процесса, с помощью которого человек победит природу, поставив ее на службу своим потребностям. Например, представим формулу: из А следует В. Трудовая причинность действует именно по этой схеме: работа мельницы (В) - следствие силы ветра (А) или работа машины (В) - следствие действия энергии каменного угля (А) и т. д. Таким образом, задачей науки и всего познавательного процесса является удовлетворение определенных человеческих потребностей. Так как любая вещь представляет собой совокупность элементов, то мы должны «разобрать» ее на составные элементы, установить связь между ними, только после этого мы сможем комбинировать их в нужные нам комбинации и достигать желаемых целей. А.А. Богданов утверждает, что после исследования первичных форм бытия у нас в руках будут все возможности для формирования необходимых форм бытия в соответствии с практическими нуждами.
Для реализации всего вышеописанного необходима всеобщая организационная наука -тектология, способная исследовать весь мир в целом с точки зрения взаимосвязанных высших и низших форм бытия и его составных элементов. Тектология - это больше чем философия, так как она обладает высоким статусом научности. Она также не отрицает другие науки, а наоборот, заимствует их методы. Причем эти методы должны проходить тектологическую обработку (то есть заимствуются только те методы, которые применимы абсолютно ко всем областям и сферам бытия, для всех его уровней). А.А. Богданов, говоря о тектологии как о новом этапе в философии, указывает на коренное различие между ними. Во-первых, философия носит пассивный характер, разъясняет, объясняет. Тектология стремится занять активное место в жизни, воздействуя на опыт, деятельность и саму жизнь. Она носит объяснительную функцию, но не просто объясняет, а помогает выяснить, как соединяются между собой различные элементы в природе, труде, мышлении, как овладеть способами комбинирования эле-
ментов. Несмотря на эти противопоставления философии и тектологии, А.А. Богданов отмечает и их соотношение.
Задача А.А. Богданова - объединить все человечество в единый трудовой коллектив. Этого возможно достичь, по его мнению, только с помощью тектологии.
Всю жизнь и деятельность А.А. Богданов сводит к двум процессам:
1) организация;
2) дезорганизация (которая стимулирует процесс организации в тектологии).
Весь мир - постоянное взаимодействие активностей, преобразование, развитие. Развитие
- стихийная самоорганизация мира. В основе развития лежат понятия «отрицательного» и «положительного» подбора.
Несмотря на деструктивное значение, «отрицательный» подбор помогает природе созидать, создавать более усовершенствованные формы. Благодаря этому виду подбора в мировом процессе исчезает все отжившее, нецелесообразное. Этот процесс можно сравнить с «естественным отбором» Ч. Дарвина, в котором выживают наиболее устойчивые к изменениям и умеющие приспосабливаться виды.
«Положительный» отбор усложняет формы бытия, внося в него разнообразие, подпитывает энергией, благодаря которой питается мировой процесс. Эти два различных процесса стихийно организуют мир, составляя его единство.
В тектологии А.А. Богданов использует и другие понятия:
Конъюгация - любое соединение комплексов в единую систему.
Ингрессия - нахождение промежуточных звеньев между двумя комплексами.
Только при помощи ингрессии можно установить истинные причины вещей, взаимосвязь между ними.
На этих понятиях основывается тектологи-ческая система А.А. Богданова, которая распространяется на все уровни бытия, в том числе и социальный. Им развивается концепция «собирания человека». Человек - не только представитель всего человеческого рода, но и носитель коллективного опыта (трудового, психического).
В ходе истории человечество оказалось раздробленным. Одной из причин этого явилась специализация труда. В образовавшемся раздробленном обществе действовала жестокая конкуренция, борьба интересов, началась «вой-
на всех против всех». На первый план вышел человеческий эгоизм, индивидуализм. Так характеризовал А.А. Богданов капиталистическое общество, которое должно сменить общество социалистическое. Для перехода к социализму мышление необходимо гармонично воссоединить. Это поможет осуществить не только тектология, но и сама жизнь. В результате совершенствования машинной техники труд станет более интеллектуальным, будет требовать новых знаний. С развитием техники возникнет новый тип человека, который совместит в себе организаторскую и исполнительскую деятельность в некую единую деятельность. Это позволит преодолеть главное противоречие -неравенство людей, их разделение на рабов и господ. Наука и техника систематизируют весь коллективный опыт человечества благодаря объединяющим формам познания, которые доступны абсолютно всем индивидам. Знание таких общих методов позволит любому человеку решить абсолютно любую задачу.
«Собирание человека» произойдет в результате объединения всего коллективного опыта, формирования всеобщей научной методологии, доступной каждому на основе одинаковой природы психики человека и его познавательных способностей, на основе труда, в котором не будет разделения людей на организаторов и исполнителей. Еще одним фактором, объединяющим все человечество, станет культура, синтезирующая в себе науку, идеологию, искусство и оказывающая воспитательное воздействие. Появление целостного человека приблизит
именно социализм как творческую революцию мировой культуры, новый способ мыслить.
Социалистическая революция должна произойти в рамках пролетарского класса, но так как он не готов к этому, то помочь подготовить культурологическую базу для этой революции должна интеллигенция.
Подводя итоги, следует отметить основные характеристики наступающего века социализма и социалистического общества, построенного при помощи всеобщей организационной науки тектологии:
- коллективизм;
- сотрудничество;
- динамизм;
- всеобщее единство (в труде, науке, культуре).
Весь творческий путь А.А. Богданова разделен на четыре основных этапа, которые объединяет процесс эволюции его всеобщей организационной науки - тектологии. Тектологи-ческая концепция включает в себя марксизм, энергетизм, эмпириокритицизм как составные элементы тектологии. Каждый этап его творчества приближал к созданию всеобщей организационной науки и содержал предпосылки формирования ее как целостной системы, целостной картины мира.
А.А. Богданов осознавал, что не завершит тектологическую концепцию, но оставил эту задачу последующим поколениям. Современным ученым и философам оставлен очень большой простор для научной и философской деятельности в этой области.