Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 27 (208).
Экономика. Вып. 29. С. 17-20.
И. А. Белова
ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Рассмотрена эволюция взглядов на категорию «фискальная политика» в трактовке основных экономических школ. Исследованы основные источники формирования государственного бюджета, представлена взаимосвязь государственных расходов и налогов, их влияние на совокупный спрос, темпы экономического роста, занятость населения, уровень инфляции.
Ключевые слова: фискальная политика, валовой национальный продукт, государственные доходы и расходы, совокупный спрос и предложение.
Одной из главных черт сложившейся в России экономики является то, что она не в состоянии выработать комплекс приоритетных решений и распределить ограниченные финансовые ресурсы так, чтобы эффективно реализовать даже те решения, которые могут считаться неприоритетными. Российская экономика как будто «боится совершать изменения», т. е. диапазон структурного манёвра, необходимого для организации эффективного развития, остаётся довольно узким как с позиций его ресурсного ограничения, так и в аспекте управления — пригодных мероприятий экономической фискальной политики. Изменение функционального разнообразия хозяйства, возрастание организационного и социально-правового потенциала вне связи с активной фискальной политикой, поддерживающей появление новых экономических форм жизни, приводит к негативному результату.
В связи с этим одной из актуальных задач экономических преобразований, осуществляемых в стране, является устойчивое обеспечение наиболее высоких темпов экономического роста, минимизации уровня инфляции и, как следствие, повышение уровня жизни населения страны.
В свою очередь, существенное значение имеет проблема формирования и соответственно реализации эффективной фискальной политики, которая позволяла бы, с одной стороны — наиболее рационально оптимизировать государственные доходы, используя надлежащие источники их получения, а с другой стороны — предусмотреть обоснованное использование государственных средств.
Следует отметить, что под фискальной политикой обычно понимается воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объёма государственных рас-
ходов и налогообложения. В связи с этим необходимо обратить внимание на существование двух базовых инструментов проведения фискальной политики — бюджета и налогов, которые находятся в тесной взаимосвязи. Основными направлениями фискальной политики в среднесрочной перспективе, согласно документу Правительства России, является «формирование справедливой, нейтральной и эффективной налоговой системы с целью снижения налоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности и обеспечение сбалансированности государственного бюджета» [8. С. 10].
Таким образом, эффективная фискальная политика должна ответить на вопросы, связанные с установлением максимально допустимого уровня налоговой нагрузки, её роста или снижения, с целью обеспечения оптимального доходного эффекта налогообложения, соблюдая при этом интересы как налогоплательщиков, так и государства. Также нужно создать необходимые условия для развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, минимизации уровня инфляции, стабильного экономического роста и улучшения уровня жизни населения страны.
В современной экономической литературе особое внимание уделяется проблемам формирования эффективной фискальной политики государства, в которой, с одной стороны, определяются основные направления распределения и использования финансовых ресурсов государства, а с другой — методы финансирования и основные источники пополнения государственного бюджета. Каждый учёный по-своему трактует понятие фискальной политики, обращая внимание на решающую роль тех или иных типов и инструментов фискальной политики государства.
Основополагающие исследования проблем формирования эффективной фискальной
политики, а также возможностей её влияния на формирование государственного бюджета, широко представлены в работах таких экономистов, как У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, Дж. М. Кейнс, П. А. Самуэльсон, М. Фридмен, К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю, Дж. Долан, Д. Линдсей, С. Фишер, Р. Дорнбуш и др. В своих трудах учёные придают существенное значение пониманию теоретических подходов к анализу фискальной политики как основного фактора воздействия на государственное регулирование рыночной экономики с помощью манипулирования государственным бюджетом, его доходами и расходами.
Один из первых представителей классической экономической школы, У. Петти в своём «Трактате о налогах и сборах» отводил важную роль налогам и их влиянию на национальную экономику как единого целого, а также подчёркивал, что «наилучшим налогом является полное отсутствие каких-либо налогов».
Представители также классического направления А. Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», Д. Рикардо в учении «Начала политической экономии и налогового обложения» следовали теории нейтралитета действующих налогов, а также полагали, что налоги являются одним из видов государственных доходов, которые необходимы для того, чтобы покрыть затраты на содержание государственного правительства. При этом какая-либо другая роль, например, государственное регулирование экономики, страховые платежи, плата за различные услуги, налогам не отводилась. По мнению А. Смита, если в условиях рыночной экономики доля прямых доходов государства, в частности от государственной собственности, значительно снижается, то существенным источником восполнения выше указанных расходов должны стать налоговые поступления. В свою очередь, затраты, необходимые для финансирования прочих расходов, таких как строительство и содержание дорог, содержание судебных учреждений, должны возмещаться за счёт пошлин и сборов, которые уплачивают заинтересованные в этом лица. Также представители классической школы считали, что налоги носят безвозмездный характер, поэтому сборы и пошлины не должны рассматриваться в качестве налогов.
Следует отметить, что А. Смит в «Исследовании о природе и причине богатства народов»
описал систему основных принципов налогообложения, которые остаются актуальными в настоящее время, а также положил в основу своей теории идею о невмешательстве государства в экономику и рассматривал налоги в первую очередь как источник пополнения государственного бюджета, допуская использование налогов лишь для поддержки национального производства. Д. Рикардо придерживался мнения о том, что налоги должны использоваться исключительно в фискальных целях, и трактовал налоги как источник неизбежного зла, препятствующего необратимому процессу образования и накопления капитала.
Согласно концепции У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, фискальная политика выступает только как инструмент, с помощью которого происходит финансовое обеспечение выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика. Классическая концепция базируется на рикардианском равенстве, согласно которому фискальное воздействие вызывает перераспределение денежных средств между государственным и частным сектором экономики вследствие действия эффекта «вытеснения» при нейтральности денег, а не изменение величины валового внутреннего продукта.
В противовес классическому направлению выступало кейнсианство, представителем которого был английский экономист Дж. Кейнс. В труде «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. Кейнс подразумевает, что современная рыночная экономика несовершенна и не может обеспечить устойчивое развитие экономики на уровне полной занятости населения, поэтому необходимо государственное регулирование экономики с целью стабилизации экономического роста и обеспечения полной занятости. Одним из инструментов государственного регулирования выступает фискальная политика, оказывающая влияние на состояние экономики посредством манипулирования государственными доходами и расходами. В свою очередь, осуществление государственных расходов происходит за счёт средств государственного бюджета, основным источником формирования и пополнения которого выступают налоги. По мнению Дж. Кейнса, налоги являются важнейшим рычагом регулирования рыночной экономики.
Согласно экономической теории Дж. Кейнса, недостаточный спрос вызывает безработицу,
а избыточный ведёт к инфляции. Фискальная политика направлена на стимуляцию спроса и предложения в периоды спада экономической активности путём увеличения государственных закупок и сокращения налогов, таким образом, освобождая для расходования большой доход, который может быть использован по усмотрению правительства, а также на коррекцию избыточного роста с помощью обратных мер.
М. Фридмен, представитель монетаристской школы, делает акцент на роли денежного сектора экономики и предлагает руководствоваться монетарным правилом, согласно которому денежная масса в национальной экономике должна расти пропорционально темпу роста экономики, что обеспечивает ценовую стабильность и способствует развитию производства. Категорию «фискальная политика» М. Фридмен не рассматривал, а делал акцент на государственные расходы и налогообложение, уменьшающее неблагоприятные факторы развития национальной экономики государства и воздействующее на денежное обращение с помощью изъятия излишнего количества денег из обращения.
Представитель Гарвардской школы экономики П. Самуэльсон использовал следующую трактовку фискальной политики — «процесс установления государственного налогообложения и государственных расходов с таким расчётом, чтобы они помогали гасить колебания экономического цикла и вели к поддержанию развивающейся экономики высокой занятости, свободной от чрезмерной инфляции и дефляции. Фискальная политика, по его мнению, оперирующая налогами и государственными расходами, в соединении со стабилизирующей денежной политикой имеет своей целью экономику высокой занятости, но при этом без инфляции цен. Власти, осуществляющие фискальную и денежно-кредитную политику, «противостоят преобладающим экономическим ветрам» и тем самым помогают обеспечить благоприятную экономическую обстановку, при которой динамические силы частной инициативы могут иметь самые широкие возможности для своих действий» [10. С. 315-316].
С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи рассматривают фискальную политику в качестве инструмента стабилизации национальной экономики, которая реализуется посредством проведения правительственных закупок товаров и услуг, в частности оборонные расходы, или же
сокращением налога на продажи. Все эти меры политики влияют на величину совокупного спроса и вызывают увеличение объёма выпуска продукции, но структура этого прироста зависит от особенностей проводимой политики. Таким образом, фискальная политика представлена как совокупность правительственных государственных расходов и уровня налогообложения, в свою очередь, оказывающих влияние на общий уровень государственных доходов и выпуск продукции и, конечно же, на стабилизацию национальной экономики государства.
Дж. Долан, Д. Линдсей применяют термин «налогово-бюджетная политика» и рассматривают её в качестве инструмента обеспечения полной занятости, ценовой стабильности и экономического роста, таким образом, придерживаясь кейнсианской трактовки термина «фискальная политика». Налогово-бюджетную политику они понимают как систему мер преодоления экономического спада путём использования государственных закупок, изменения структуры налогообложения и трансфертных платежей, что в свою очередь влияет на совокупный спрос.
К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю рассматривают фискальную политику как «сознательное манипулирование налогами и государственными расходами, осуществляемое для изменения реального валового внутреннего продукта и уровня занятости, контроля за инфляцией и стимулирования экономического роста» [7. С. 257]. Проводя данный анализ, они предполагают, что фискальная политика оказывает влияние только на совокупный спрос и никак не воздействует на совокупное предложение.
В рамках теории экономики предложения
А. Лаффер, М. Бернс, Г. Стайн акцентируют внимание на роли совокупного предложения, на которое оказывают воздействие ставки налогообложения. Согласно теории экономики предложения, чрезмерно высокий уровень налогообложения негативно сказывается на деловой активности, сокращает совокупное предложение и замедляет экономический рост. Таким образом, под фискальной политикой они понимали политику правительства, направленную на формирование доходов государственного бюджета посредством установления взаимозависимости между налоговыми ставками, которые должны быть на оптимальном уровне, и объёмом налоговых поступлений.
В рамках российской экономической школы Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова отождествляют налогово-бюджетную и фискальную политику, понимая под ней «систему регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, которая сводится к манипулированию налогами и государственными расходами» [4. С. 298].
С. Н. Ивашковский придерживается мнения о том, что фискальная политика представляет собой способ воздействия на экономику через косвенное регулирование, реализуемое с помощью таких инструментов, как налогообложение и государственные расходы. Применение этих инструментов означает использование средств государственного бюджета, основным источником пополнения которого выступают налоги. Аналогичное определение фискальной политики дают П. И. Гребенников и Л. С. Тарасевич.
Традиционных кейнсианских взглядов на сущность фискальной политики придерживаются Т. А. Агапова, С. Ф. Серёгина. Они отождествляют налогово-бюджетную и фискальную политику, понимая под ней «меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платёжного баланса, и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП» [1. С. 115].
По мнению Е. Ф. Борисова, фискальная политика представляет собой совокупность всех финансовых мероприятий по регулированию государственных расходов и доходов. При этом фискальная политика имеет способность трансформироваться в зависимости от установленных задач стратегического назначения.
Л. И. Абалкин понимает под фискальной, или налоговой, как он её иногда называет, политикой, комплекс мероприятий, осуществляемых государством при формировании государственных доходов.
Список литературы
1. Агапова, Т. А. Макроэкономика : учебник / Т. А. Агапова, С. Ф. Серёгина ; под ред. А. В. Сидоровича ; МГУ им. М. В. Ломоносова. 6-е изд., стер. М., 2004. 448 с.
2. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория : учебник / Е. Ф. Борисов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005. 399 с.
3. Бункина, М. К. Макроэкономика : учебник / М. К. Бункина, А. М. Семёнов, В. А. Семёнов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2000. 512 с.
4. Вечканов, Г. С. Макроэкономика / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. 2-е изд. СПб., 2006. 544 с.
5. Долан, Э. Дж. Макроэкономика / Э. Дж. Долан, Д. Линдсей ; пер. с англ. В. Лукашевича и др. ; под общ. ред. Б. Лисовика. СПб., 1994. 408 с.
6. Дорнбуш, Р. Макроэкономика : пер. с англ. / Р. Дорнбуш, С. Фишер. М., 1997. 784 с.
7. Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика : пер. 14-го англ. изд. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. М., 2003. 683 с.
8. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.). М., 2001. 120 с.
9. Рикардо, Д. Начала политической экономии и налогового обложении. Избранное / Д. Рикардо ; пер. с англ., предисл. Л. Н. Клюкина. М., 2008. 960 с.
10. Самуэльсон, П. Экономика : пер. с англ. / П. Самуэльсон. М., 1997. 586 с.
11. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит ; пер. с англ. ; предисл. В. С. Афанасьева. М., 2007. 960 с.
12. Сухарев, О. С. Институциональная теория и экономическая политика: к новой теории передаточного механизма в макроэкономике / О. С. Сухарев ; Ин-т экономики РАН. М., 2007. 689 с.
13. Тарасевич, Л. С. Макроэкономика : учебник / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников. 6-е изд., испр. и доп. М., 2006. 654 с.
14. Экономическая теория : учебник / под ред.
В. И. Бархатова, Г. П. Журавлёвой. М., 2007. 848 с.