17. Вессель, Н. Х. Начальное образование и народные училища в Западной Европе и в России [Текст] / Н. Х. Вессель // Русская школа. - 1890. - № 1. -С. 103-104.
18. Головнин, А. В. Записка «Мнение о военно-учебных заведениях» от 9.07.1862 7. - ОР ГПБ, фонд Д. А. Милютина. М. 8004, л. З2.
19. Баринов, В. А. Идеи семейного и национального воспитания в педагогике И. А. Ильина (к 125-летию со дня рождения мыслителя) [Текст] / В. А. Баринов, К. В. Баринова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 52-70.
УДК 370
Т. П. Днепрова
ЭВОЛЮЦИЯ СМЫСЛА ТОЛЕРАНТНОСТИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Более десяти лет прошло после опубликования международного документа «Декларация принципов толерантности», принятом ООН по вопросам образования, науки и культуры в 1995 г., где в статье 4 утверждается, что наиболее «эффективным средством предупреждения интолерантности является воспитание. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива, которое должно способствовать формированию у молодежи независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на нравственных ценностях». Тем самым важная роль отводилась сфере образования и педагогической науке. Сделано много для того, чтобы это понятие стало общепринятым в российской действительности, образовательной теории и практике. Однако, несмотря на многочисленные философские, социологические, психологопедагогические исследования проблемы толерантности, создание программ по формированию толерантности (межличностной, этнической, межкон-фессиональной и др.), «установок толерантного сознания», мы наблюдаем, к сожалению - интолерантность в человеческих отношениях. Возможно, должно пройти какое-то время, когда люди от конфронтации, наконец, перейдут к диалогу, будут уважительно относиться к «инаковости» (внешней и внутренней). Недаром ученый-педагог Б. С. Гершунский, обращаясь в своей статье «Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования» [3] к педагогической общественности и не только к ней, говорил о формировании менталитета толерантности как важнейшей стратегической задачи образования в XXI в. В то же время нам представляется, что возможно, «формирование толерантности» в большей степени у нас было определено вопросом «как», с точки зрения технологии (узкого техноло-гизма), а не вопросами «что» и «зачем». Но технология, по мнению совре-
менного итальянского философа Э. Агацци, даже «имплицитно не содержит ценностей и целей, способных подвигнуть человека на соответствующую практическую деятельность» [1, с. 78]. Поэтому воспитание, а точнее образование человека в духе толерантности, которое включает и обучение, должно, прежде всего, способствовать осознанию и пониманию смысла толерантности как общечеловеческой ценности - практическим условием существования и развития человеческой цивилизации, диалога и глубинного взаимодействия разных культур, мнений, концепций, образа жизни. Отсюда, образовательный процесс необходимо ориентировать на «создание образа человека», обладающего толерантным сознанием, в единстве его интеллектуальной, эмоционально-чувственной и волевой сферами.
Школа, по мнению отечественного психолога В. П. Зинченко, «должна учить мыслить, в том числе мыслить о смысле» [4, с. 21]. Данное утверждение касается и высшей школы. Следуя логике ученого, если человек (ребенок) будет «мыслить смыслами - мыслить о вневременном смысле человеческого бытия», тогда его поведение, деятельность и отношение к другим людям, «инаковости», к самому себе, возможно, приобретут действительно ценностно-целостное восприятие и принятие мира, приоритетной составляющей которого будет толерантность.
В современном мире феномен толерантности признается общечеловеческой ценностью. Под ценностью понимается нечто, имеющее для человека большую значимость, отвечающее его актуальным потребностям, идеалам и личностным смыслам. Общечеловеческие ценности (истина, красота, добро, справедливость и др.), - это то, что оправдывает и придает смысл жизни человека и общества в целом. Среди этих ценностей заметное место принадлежит толерантности, в более узком смысле - терпимости. Понятия «терпимость» и «толерантность» близки по своей сущностной характеристике, и могут в отдельных случаях выступать как тождественные. Однако по своему содержанию и проявлению могут различаться. Толерантность рассматривается как более широкое понятие по отношению к терпимости и включает его в свое семантическое поле. Толерантность характеризуется активной позицией по отношению к «инаковости», как примирение с другими взглядами, традициями, образом жизни и может осуществляться как принцип согласия, т. е. нахождения общих точек зрения, построение гармоничных и дружественных отношений с различными субъектами общения.
Терпимость в русской интерпретации рассматривается как нравственная ценность, которой свойственна иная позиция - пассивность, безропотное перенесение страданий, смирение, основанное на всепрощении. В современной России наблюдается эволюционный процесс, направленный от терпимости (пассивности) к толерантности (активности), обусловленный взаимодействием как позитивных, так и негативных тенденций мирового и отечественного социокультурного и политического процессов. С одной стороны, расширение интеграционных процессов в мире предполагает совершенствование коммуникативной сферы в человеческих отношениях.
С другой стороны, усиление конфронтационных процессов (насилие, ксенофобия, терроризм и экстремизм в молодежной среде) требует проявление сознательной социальной активности человека на основе толерантного мировосприятия, направленного на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха, вражды и отчуждения по отношению к другим людям, странам, культурам. Поэтому воспитание и обучение в духе толерантности становится «общезначимым нравственным предписанием» - императивом.
Для феномена толерантности как для любого явления характерна историческая и социокультурная обусловленность. На протяжении многих веков в истории философско-педагогической мысли происходила своеобразная эволюция явления толерантности. Интерпретация и использование этого термина связано с пониманием его смысла как цели (для чего необходимо?) и ценности, разумного основания этого явления, его сущностного значения. Поэтому, исходя из логико-исторического метода, нам представляется необходимым рассмотреть эволюцию смысла толерантности.
Проявление толерантности сопутствует всей человеческой истории. Однако в эпоху раннего Средневековья воспитание и образование монополизируется церковью. Религия для человека становится своеобразным энциклопедическим компендиумом (лат. compendium - сокращение), с помощью которого можно было в обобщенной форме составить представление о картине мира и обрести знания о своем месте в нем. Основным идеологическим принципом в воспитательно-образовательной сфере устанавливается догматизм. Догматизм, по мнению современного философа В. Г. Миронова, означает насильственное устранение всего, что не совпадает с религиозным догматом. Главное внимание в образовании уделялось воспитанию нравственности, которого добивались наставлениями, постами, молитвами, аскетизмом, чтением сочинений на религиозные темы. Разработка темы толерантности в период раннего Средневековья велась в форме интерпретации ветхозаветных и новозаветных текстов. Явление толерантности в это время приобретает особое значение. Поэтому эволюцию смысла данного феномена, нам представляется, целесообразным начать с этого периода.
1. Раннее Средневековье (V-VIII вв.). Первоначально термин «толерантность» (лат. toleratum) означал пассивное терпение, добровольное перенесение страданий как телесных (боль), так и душевных (зло). Смысл толерантности сводился к «страдательному действию», смирению. Возможно, это основывалось с одной стороны, на библейской мифологии о первородном грехе человека и необходимости вследствие этого претерпевать всяческие лишения. С другой стороны, смысл толерантности-терпения восходит к христианской религиозной добродетели, исходящей от Иисуса Христа, который принял на себя страдания за все человечество, став примером духовного возрождения (преображения). Наряду с этим, в религиозной философии данного периода раскрывается христианская истина о толерантности как любви (милосердии): «любите врагов ваших... молитесь за обижающих вас» [Евангелие от Луки 6:27,28] и любви (милосердии) как толерантности:
«любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует..., а сорадуется истине» [Библия, 1 Коринфянам 13:4,5]. В соответствии с этим, толерантность понималась как любовь, благоволение и милосердие Бога к человеку, человека к своему ближнему и врагу своему. В этом случае толерантность-терпение выступала как ценность, составляющая образ мысли и действия истинного христианина. Однако внимание человека этого периода обращено к своим собственным чувствам, переживаниям, и характеризуется идеально-мифическими представлениями о толерантности, не сопряженными с реальными социальными отношениями. Отсюда, смысл толерантности в данный период раскрывается как религиозно-психологическая ценность.
2. Средние века и эпоха Возрождения (1Х-ХУ вв.) В это время наблюдается новая тенденция в развитии феномена толерантности в связи с появлением особого типа религиозной философии - схоластики. Последователями этого направления в разные периоды были: в Западной Европе -Ф. А. Алкуин, П. Абеляр, А. Кентерберийский, Фома Аквинский, Николай Кузанский, на Ближнем и Среднем Востоке - представители восточного аристотелизма или мусульманского рационализма аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд и другие.
Схоластика как теолого-рационалистическое учение и школьная наука о соединении веры и разума, при подчинении философии (науки) религии, определенным образом отразила возможность диалога, толерантного отношения между разными мировоззренческими позициями. Схоласты в своем учении пытались объединить отдельные положения философии Аристотеля и Священного писания (Библии или Корана). Одни утверждали о формировании разума на основе веры: «верую, чтобы понимать» (Ансельм Кентерберийский). Другие (Ибн Рушд) предлагали разграничение так называемой рациональной религии (доступной немногим образованным) и образноаллегорической религии (доступной всем), что явилось в дальнейшем одним из источников учения о двойственной истине - своеобразное «допущение» независимости истин философии и богословия. Третьи считали, что разум частично обособляется от веры и становится ее предварительным условием: «понимаю, чтобы верить» (Пьер Абеляр).
В этот период наблюдается расширение границ толерантности, добавляется новый смысл как «позволение», «допущение» для существования «инакомыслия» и диалога между разными позициями, развивается критическое мышление, правда в рамках христианской или исламской догматики. Наряду с этим, появляется еще одно определение толерантности
- «сдержанность», в большей степени касающееся вопросов обыденной жизни в форме аскетизма. Яркими представителями этого направления на Востоке были суфисты - мистико-аскетического течения в исламе (ал-Газали, Ибн Араби).
Систематизатор ортодоксальной схоластики и основатель томизма Фома Аквинский, отдавая приоритет веры над разумом, занимался отработкой вероучения в форме допущения научного знания в вопросах теологии. А его
идея «множества в единстве» созвучна смыслу толерантности «единство в многообразии». Развивая эту идею, мыслитель раннего Возрождения (поздней схоластики) Николай Кузанский в своем труде «De docta ignorantia» («знающее незнание»), сформулировал следующее: а) в непознанном сказывается изначально известное, б) отдельное свидетельствует о предшествовании целого, в) разнообразие говорит о лежащем в его основе единстве. Во многом его положения повлияли на русскую философию «всеединства» конца XIX - начала XX вв., в основе которой лежали идеи толерантности.
Несмотря на критическое отношение к схоластике и ее методу обучения, она получила широкое распространение в средневековых университетах и определенным образом предвосхитила эпоху Возрождения, обратившись к философии Античности. В этот период толерантность присутствовала в основном в теоретических положениях трудов мыслителей и проявлялась в философско-теологических дискуссиях. Толерантность, можно сказать, представляла собой философско-религиозную ценность и сохранялась в виде некого идеала.
3. Новое время и эпоха Просвещения (XVI-XVIII вв.) Пристальное внимание к проблеме толерантности в Новое время было связано с напряженным состоянием межрелигиозных отношений. Единственное и основательное средство против бед и несчастий (кровавых столкновений на религиозной основе), утверждал Дж. Локк, может быть толерантность, как уступка в вопросе о религиозной свободе [5]. Попытки осмысления толерантности как веротерпимости оформляются в целостную систему у Дж. Локка. Веротерпимость означает не причинение вреда (как физического, так и морального) другим людям по мотивам их принадлежности к иным вероисповеданиям, индифферентности к религии. Кроме этого, по мнению Дж. Локка терпимость возможна, если нет опасности государству, спокойствию народа. Отсюда, критерием толерантности может служить «всеобщая безопасность», представляющая собой общественную пользу. В то же время, согласно философу, действие толерантности не распространяется на случаи нарушения базовых норм и ценностей общества, нельзя быть толерантным к интолерантности, т. е. терпение имеет свои границы.
Опираясь на идею веротерпимости Дж. Локка, философ эпохи Просвещения Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) в своем «Трактате о веротерпимости» призывал к отказу от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к вере - «старайтесь не совершать насилия над сердцами людей - и все сердца будут ваши» [2, с. 587]. Для него было бы «пределом безумия» пытаться заставить всех людей одинаково мыслить. Поэтому толерантность у него приобретает смысл «снисходительности», которая нужна людям для счастья в земной жизни. Вольтер идет дальше, восклицая - «... христиане должны терпимо относиться друг другу.. .следует всех людей считать нашими братьями. разве все мы - не дети одного отца, не создания одного Бога?» [2, с. 604]. Тем самым Вольтер предвосхитил идею экуменизма, о которой заговорили лишь в начале XX в. Резюмируя вышес-
казанное, можно утверждать, что исторически первой и доминирующей формой идеи толерантности становится веротерпимость, которая касается не только религии, но и социально-политической сферы жизнедеятельности общества. Таким образом, в эпоху Просвещения, провозгласившей свободу совести и слова, понятие толерантности становится социально-политической ценностью.
4. Новейшее время (XIX - начало XX вв.). Ещё в конце XVIII в. понятие толерантности дополняется новым смыслом - «долженствования». И. Кант в своем произведении «Об этических обязанностях по отношению к другим, а именно о правдивости» говорит о толерантности как всеобщем человеческом долге. Второе правило категорического императива И. Канта вменяет в «долг» относиться к человеку как к цели и никогда как к средству, требуя уважительного отношения к человеку как самоценности.
Развивая идею долженствования, в начале XIX в. английский философ И. Бентам ввел понятие «деонтология», обозначающее науку о морали, которая определяет то, как должен поступать человек в обществе. Согласно И. Бентаму, главной целью человеческой жизни является наивысшее счастье наибольшего числа людей, а идеалом у него выступает «безопасность человека», отсутствие страданий. Следуя его логике, безопасность человека может быть, когда есть доверие к другим людям, взаимопонимание между людьми, искренность и отсутствие вражды в отношениях, т. е. взаимная толерантность, что и должно способствовать достижению человеческого счастья. Таким образом, толерантность как «долженствование» становится морально-нравственной (этической) ценностью, позволяющей людям жить в безопасности и быть счастливыми.
Проблема толерантности получает дальнейшее развитие в либеральной философии. Толерантность понималась как выражение внешней и внутренней свободы, как способность к продуманному выбору между альтернативными точками зрения и способами поведения. Многообразие опыта и мнений либералы считали непременным условием социального прогресса.
В конце XIX в. в русской философско-религиозной мысли идея толерантности раскрывается в философии «всеединства» (В. С. Соловьев, Л. Н. Карсавин, Е. Н. Трубецкой, С. Л. Франк, С. Н. Булгаков). Понятие «всеединства» как высшего онтологического принципа впервые выдвигается В. С. Соловьевым - «.нет и не может быть ни чистого единства, ни чистой множественности, все, что есть, есть обязательно и единое и многое» [6, с. 70]. В качестве основания толерантности здесь выступает плюрализм (множественность) как ценность, но множественность в единстве, как часть целого. Каждое проявление толерантности, согласно
В. С. Соловьеву, следует подвергать этической оценке, в одних случаях толерантность (терпимость) может быть добром, а в других - злом, как безразличие и попустительство.
Надо сказать, что ещё в середине XIX в. подобные идеи были обоснованы в учении бахаизма (Иран). Свое название это религиозно-политическое
учение получило от его основоположника - Мирзы Хусейна Али (1817-1892), прозванного Бахаулла - «Блеск Божий» [7, с. 168]. Согласно его учению, все люди братья, а «человечество, в сущности, едино, и близится время объединения всех людей планеты во всемирное сообщество, когда благодаря духовно-нравственной развитости людей все распри и поводы для разделения будут преодолимы и люди будут готовы к восприятию единой истины» [7, с. 169]. Интересно, что на рубеже XIX-XX вв. бахаизмом увлекалась часть российской интеллигенции, в частности Л. Н. Толстой.
В «философии ненасилия» Л. Н. Толстого также раскрывается смысл толерантности. Идея ненасилия как этического принципа, является нормативной конкретизацией золотого правила нравственности - не делай другим того, что сам не хотел бы претерпеть от других. Философия ненасилия может рассматриваться с одной стороны как непротивление злу насилием, - «... кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.» [Евангелия от Матфея, 5:38-41], т. к. зло порождает ещё большее зло. Здесь ненасилие принимает смысл терпимости (смирения) во имя добра. С другой стороны ненасилие - это возможность разрешения конфликтов без применения силы. В данном случае ненасилие выступает как сознательное действие, направленное на мирное разрешение конфликта и возможность нахождения консенсуса между оппозициями, не исключающее конструктивную критику. Здесь «ненасилие» проявляется как активное социальное действие, приближающееся к смыслу толерантности - примирения. Таким образом, в этот период толерантность в большей степени проявляется как этическая ценность.
5. XX в. - современный период. В XX в. феномен толерантности зиж-дится на двух основаниях - плюрализме (множественности) и свободе, представляющих собой ценности демократического общества. Отсюда, роль толерантности состоит в сохранении и выражении этих ценностей, и, тем самым, обеспечении стабильности и равновесия социальной системы в целом. К тому же толерантность, в основе которой лежат плюрализм и свобода, является предпосылкой плодотворности научных дискуссий, средство взаимопонимания оппонентов, где терпимость к чужой точке зрения не предполагает отказа от её критики или от собственных убеждений, а проявляется в уважении к чужому, иному мнению. Особенно это важно в тех областях, в которых отсутствует точный критерий оценки и доказательства предпочтительности каких-либо взглядов, принципов или решений (вопросы религиозной веры, нравственных убеждений, научных концепций, национальных традиций и т. д.).
В современном мире толерантность как первостепенное условие мирного сосуществования человечества становится ключевым нравственным принципом гражданского общества, что подтверждается «Декларацией принципов толерантности». В этом документе раскрывается сущность понятия толерантности - как уважение, принятие, и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой
индивидуальности; как гармония в многообразии; как активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека.
Рассмотрев эволюцию феномена толерантности в историческом аспекте, можно выделить основные смыслообразующие его компоненты:
- терпение-смирение, любовь-милосердие;
- позволение, допущение инакомыслия, сдержанность (аскетизм);
- веротерпимость, всеобщая безопасность, снисходительность;
- долг (долженствование), ненасилие;
- плюрализм, свобода, уважение.
Данный подход представляет собой развертывание смысла этого феномена последовательно, с постепенным усложнением, как бы по восходящей линии, причем новое понимание основывается порой на уже известном и в тесной связи с ним. На наш взгляд, все эти смыслообразующие компоненты толерантности свидетельствуют о жизненно важном значении этого феномена как для отдельного индивида, так и для всего человеческого сообщества.
Положения этого подхода нами используются в лекционных занятиях со студентами при изучении курса «История образования и педагогической мысли». Мы надеемся, что рассмотрение эволюции смысла феномена толерантности может способствовать «просветлению» сознания молодого поколения, расширению его нравственного кругозора и ценностно-целостному восприятию мира и себя в этом мире, т.к. если человек понимает смысл явления, лучше происходит его усвоение и применение на практике.
Библиографический список
1. Агацци, Э. Моральное измерение науки и техники [Текст]/ Э. Агацци. - М.: МФФ, 1998. - 334 с.
2. Вольтер. Трактат о веротерпимости. Собр. соч.: в 3 т., Т. 2 / Вольтер. - М.: Сигма-Пресс, 1998. - 656 с.
3. Гершунский, Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования [Текст] / Б. С. Гершунский // Педагогика. - 2002. - № 7. -
С. 3-12.
4. Зинченко, В. П. Аффект и интеллект в образовании [Текст] / В. П. Зинченко. - М.: Тривола, 1995. - 64 с.
5. Локк, Дж. Опыт веротерпимости. Соч. в 3 т., Т. 3 [Текст] / Дж. Локк. - М.: Мысль, 1988. - 669 с.
6. Соловьев, В. С. Чтения о Богочеловечестве [Текст] / В. С. Соловьев. - Минск: Харвест, 1999. - 912 с.
7. Тихонравов, Ю. В. Религии мира [Текст] / Ю. В. Тихонравов. - М.: Профиз-дат, 1996. - 336 с.