Научная статья на тему 'Эволюция системы платности недропользования'

Эволюция системы платности недропользования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТНОСТЬ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ / ТИПЫ ПЛАТЕЖЕЙ / РЕНТООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ / PAYMENT OF SUBSOIL USE / TYPES OF PAYMENTS / RENT-FORMING FACTORS / TAXATION BURDEN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатьева Татьяна Андреевна, Игнатьева Маргарита Николаевна

В статье рассматриваются вопросы изменения системы платности недропользования в историческом аспекте. Анализируются вносимые новации с позиции их влияния на экономические взаимоотношения в сфере недропользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of the payment system of subsoil use

Some changes in the system of payment of subsoil development are considered in the paper in historical aspect. The introduced innovations are analyzed from a position of their influence onto economic relationships in the sphere of subsoil use.

Текст научной работы на тему «Эволюция системы платности недропользования»

5 i J ,умл/сд<шстц ifmutnncmetuutoctnu m ущерб or зафяэнеипя нефтью: Конвенции or 9 марта 1%ч i •/Сборникмеждународных договоров СС< Р М , 1975 Вып. XXXI VIL

6 .ПаннколВ. С Глобализация i кои ими кн. суы-кость, проявления, пдооиы it впвшшюсщ для России Ярославль. СКЮ 1Ьд, дом <Верчняя Волга». 2009. 368 с.

~ С си иена Р С. Правовое регулирование инвестиционной деятельности В России: состояв не и перспективы рашнтня Ьи .иес Мепсд*мсггг Право 20(í9. ,*ré I С 55-59

Я. Сон/льс* A Страховые пулы Финансовая r^tria .4JV ¿009

ч. (in/Hixot'iinuí с Pine и и I Терснсктнпи развития экологического страхования в России Электронный ресурс Ihnpv'alliasüraDcc га|

10. ( таляронаЛ. tí.. Eujhaíuoósc A. tí. Проблемы во смешения вреда природной среде Проблемы горного 1СМСЛ1.НОГО н люлоппеемго г .рана М. МАКС Пресс, 2009 Выи 7. С. ¡98-207.

I I ШчЩЖОЛЮ I lltlÚiLIU ршия Bpül ИЛ» wm t-

инк ра '.виваюшился стран. Мировая экономика н международные отношения 20(Ц. .Vv4. С. 5¿-57.

12 Эколот H4CCNDC- страхование в России II Материалы к ПервоП всероссийской конференции «Теория и практика жоаш нческою страховании». М Мннисгврстно охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации; Иисппуз проблем рынка Российской академии наук, IW. 221.

УДК 330.15

ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ПЛАТНОСТИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

Т. А. Игнатьева. М. Н. Hi нам.сни

В статье рассматриваются вопросы irtMcuciam системы платностинедропользования в нсюрнческом аспекте Анализируются вносимые ножшни с ппншш их влияния на экономические вынмоотношения в сфс|>е исдроашыовлния.

Ключевые сяоаа: плотность иедропаль юмивя, гины платежей, рекгообразующне факторы, налоговое бремя.

Some changes in the >yslcm of pay mem of «¿»oil development за- conMdCicd in the paper in histjrtce) iwpcvL The mm>doccd mnov afimi» «гс «muly/cd front a position of their influence onto economic tclalioMhip» in the sphere ol subsoil u*e

Key word*, payment of Mubyoil use. types of payments, rent-forming factors, taxation burden,

В условиях административно-командной! системы подьговднис недрлми бы ю бее плитным Все природные ресурсы, в т ч. минеральные, были собственностью государства, которое днректннно управляло процессом недропользования. В силу вышесказанного вопрос о ценности природных ресурсом н платности и« использования не рассматравал-ся н не требовал своею решения. Основы платного природопользования, как н недрополь-шванмя. были заложены в ряде га комом н исд-такониых актом, принятых в 1991-1995 год;л В частости, использование механизма платности погноШенпи минеральныхресурсов было

•¿креплено Федеральным законом «О недрах» (1992 т.) раздел V «Платежи при пользовании недрами»

Как следует hj мировой прдыикц. штатски за природные ресурсы рассматриваются о качестве одной из наиболее приемлемых форм реализации »кономпческнх взаимоотношении в сфере природопользования. По своему iko-номимескому содержании! они представ тяют собой нормативы, регулирующие, во-первых, взаимоотношение между субъектами (предприятия, организации. физические липа), претендующими на получение права польэоавиия природными ресурсами, н собственниками

(распорядителями! них ресурсом или арендодателями; во-вторых, взаимоотношения im же субъектов, по уже оыступакпштх в роли пользователей природных ресурсов, и юрриторин, к рамках которой расголожены последние, Механнш платности предполагает решение большого крут.» разноплановых тадич которые могут бьпь объединены в дне группы. Первая из них касается рлепигрсния самостоятельности терригориальны* обраю-паннй с учетом решения проблемы согласования интересов п процессе недропользования и формирования нош» «коне мм чески я вшнмоогношеннК между собственниками ресурсов и их пан.м)ваамйм»< Вторая группа млач ориентирована пи обеспечение лкономи-ческой заинтересованности пользователей недр в рациональном природопользовании, •по способствует укреплению приролно-ресурсиого. в I ч минерально-сырьевого uoieiutuiLTQ. н собчюлешчп условий устончп-IIого рлнншч при с о пепользоваш« I

! 1о характеру формирования платежи под разделяют'

ни рентные:

воспроизводственные нлн татразные: компенсационные.

Первые и« них предполагают нльягне через платежи дифференциальной ренты, припал лежащей собственнику природных ресурсов. Второй тин платежей соответствует по своей величине суммарному размеру затрат, необходимых для воспроизводства природных ресурсов (например, воспроизводства минерально-сырьевой базы, воспроизводства качества окружающей среды и тр.). И. наконец* Компенсационные платежи предполагают компенсацию ущерба, обусловленного нтьвти-ем природных ресурсов из хозяйственного оборота, нарушением рипконалкного режима нслропольюпання и t д.

Наибольшую шачимость среди перечне-лепных типов платежей нмеюл рентные Пштежп в пом случае рассматриваются как оплата собственнику права использования Iистощения» природной« ресурса В рамках недропользование илatо ы пользование недрами прел стлал кет собой жоночнчоскую форму реализации права собственности на минеральные ресурсы, заключенные в недрах территории, па которую распространяется

юрисдикция субъектов, обладающих ним правом. Непременным условием реализации механизма платности «ищется наличие рыночных отношений и сфере недропользовании. Как известно, дифференциальная рента представляет собой дололпктсльпую прибыль. получаемую горнодобывающим предприятием вследствие наличия лучших горпо-|co.uoнческих условии разращиваемого месторождения по сравнению I другими месторождениями данного вили полезного ископаемого, наличия наиболее благоприятных мданочшФ-гео^рафучсскмх условий района расположении месторождения н др. (рента I шла) или более совершенного технического оснащения, обусловленного большей величиной инвсстнпнй. вкладываемых в данный учасюк недр «рента И типа).

Рентный Платеж в системе платежей та пользование недрами, определенных первой редакцией Закона РФ ч) недрах», выступал в виде платы та право добычи полезных ископаемых (роя ми» Обзор мировой практики регулирования экономических отношений Недропользовании свидетельству е- об использовании чище всего фиксированных ставок отчислений от общего голового дохода или от фактической прибыли, определяющих размер плана т нслрл. Г.сть примеры подлого отказа о» «ми 1(1 ты роялти при юбыче принадлежащих государству полезных пеленаемых в целях сшмуЛировання процесса освоения минерально-сырьевого потенциала Как правило, стека роялти швяСнт < т Црпбыль-чосп! разработки месторождении полезных ископаемых и других аспектов налогового пакета. Размер ставок варьирует в арендах на ра.фабо1ку ресурсов недр, применяются н пошаговые сыпки (скользящие шкалы роялти) при 1ксллуатш!ии месторождеягй исфтега-зового комплекса, ( читается, что гибкое роялти, норма которого снижается вслед за псион на нефть, продлевает рентабельную жнтиь месторождении, стимулирует осуществление инвестиций в поддержание разработки месторождении иди нарашнванш' добычи на месторождении Основой :.ля обоснования нормы рои.пи я пом случае выступает график безубыточной нормы роялти в зависимости 01 цены на нефть.

В российских условиях постииовдсинем Правительства от 2K.I0.1902 | бьли введены

предельные ставки регулярных платежей та право тобмчн полезных ископаемых, днффе-реиинровапаые по вилам полетных ископаемых. Конкретные размеры ставок уезанавэн-винись таи оглельнмх месторождений с учетом рпггообрвтушших факторов Федеральная методика расчета платежей отсутствовала, однако ни уровне субъектов Федерации методические рекомендации имели место, утверждались правительством субъекта Федерации и нсполыояадие». в практической деятельности К частности, в рамках Свердловской облает подобные методические рекомендации использовались на )тротяжеШ1И I993-IW7 п.

Коикретные размеры платежей для индивидуальных условий недропользователей рекомендовалось определять по формуле

И =111.«,.

где И ниливндуа тьная ставка по/-м\ объе» ту недропользовании, %, П уровень ставки регулярном» платежа по/-й группе факторов, а весомость f-й группы факторов, дач ед / - группа факторов (I - 1..,ит

Уровень индивидуальной ставки регулжр-ното цпитежл »а право из добычу полезны* ископаемых определяли следующие факторы' значимость месторождения. «каяюшего-ся объектом добычи полезных ископаемы*.

сложность геологическою стрОенпя, обусливливаюшая степень риска инвестора.

рентабельность. рассчитываемая »»о отношению » себестоимости.

оценка зкологпческоП ситуации юррн ч-рнн в пределах которой расположено -асе о-рожденнс;

уровень Сошгп ф рас i ру к i у рпо Л обустроенное i и территории

Методические рекомендации несколько иною пиал были разработаны и в ряде других субъектов Федерации: 1'юмсяскоН Томской, Челябинской областях и др. Предлагаемые методические подходы к расчету платежей пошоляю! учесть реитообразуюшие факторы и таким образом приблизить величину платежа к размеру дифференциальной ренты I типа Законодательство также давало возможность недропользователям претендова!i. на снижение ставок платежей при ухудшении горно-геологических условий, подтверждаемом

соответствующим ГЭО Имел место н еще один момент. "Зиконодятельстпс> РФ «О недрах» допускало снижение ставок ми »тане доработки месторождения (скидка па истошеиис недр) Правда, отсутствие необходимых нормативных юкументов ме породило воспользоваться тайной льготой, хот* мировая нрак-гмка подтверждает высокую эффективность ее применения.

Помимо платы за право добычи полезных ископаемых штата та пользование недрами включили в себя платежи за право геологического изучении иелр. которые взимались в виде рст-утярпмд платежей п течение всего периода его проведения в проченгаХ от договорной (сметной! стоимости укатанных работ Величина ставок состааллдз 1-2 % за право на поиски и оценку месторождений и 3-5 % за право на проведение разведочных работ VpoBciib индивидуальных стаьок определялся с учетом рядп нормообразуюшнх факторов Следует отметить, что предусмотренный пори-ток расчета платы ta геологическое изучение недр никак не был связан с учетом фактора, касающегося от чуждоем|ах земельных площадей, чю являет си наиболее значимым на ной Сталин недропользования.

Помимо регулярных плата та пользование недрами иключала в себя сше н разовые и.лла'дн. Газовые нсашмсЩоемые платежи (бонусы) являются обязательным «лементом платежей для всех вновь вводимых в освоение объектов добычи полезных ископаемых Минимальный стартовый размер разовых платежей при добыче полезных ископаемых регламентируется на уровне десяти процентов от величины ретупарного платежп в расчете на проектную мощность добывавшего предприятия Максимальный размер разового платежа при предоставлении права подьзо-ваппя недрами ни условиях предпринимательского риска ti с регламентирован Окончательная велнчиим разового платежа уелвнавдиваетсв в процессе конкурса (аукциона).

Г пор ™ участие и конкурсе (аукционе) является обязательным условием регнегрании заявки на участие в конкурсе (аукционе) на право получения лицензии пользования недрами. Размер сбора определяется величиной затрат на подготовку, проведение и полве-

_147—=ш

леи иг итогов конкурса (аукциона). Сбор и выдачу лицензии также имеет за I ратный характер и определяете* исходя из величины тотраз на подготовку, оформление и |>с1 нег-рашно лицензии.

Ешс один «мятеж касался отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой балы Данные платежи рассматривались в качестве стабильного источника образования целевых средств на финансирование геологосъемочных работ, необходимых дли поли о гонки минерально-сырьевой базы горнодобывающих. отраслей Практически ом и представ, «ол» собой специальный общегосударственный налог. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой баш поступали в I осударстьеннын внебюджетный фонд воспроизволсгва минерально-сырьевой базы РФ Отчисления ни воспроизводство МС Б по общераспространенным полезным ископаемым посту пали я территориальные внебюджетные фонды ВМСБ Средства фоило использовались для финансирования региональных, геологосъемочных, научно-исследовательских и других работ, сватанных с геологическим изучением недр, поисков и опенки месторождений полезных ископаемых, а также »(вершения разведки месторождений полезных ископаемых по проектам, утвержденным «п введено«' в действие 'Законо РФ «О недрах» Ра медка всех других месторождений полезных ископаемых финансировалась за счет средств предприятий, получивших лн-нсн.знн на право разработки этих месторождений.

Отчисления ни восироилодстао минерально-сырьевой базы (ВМСБ) производились м процентах от СТОИМОСТИ реализованной продукции (без налога на добаьденную стоимость), при пом учет потерь, в том числе и сверхнормативных, не осуществлялся При реализации не собственно полезных ископаемых, а продуктов более высокой степени их Передела размер отчислений корректировался понижающим козффнн Ней том. который определялся отношением себестоимости добытых полезных ископаемых к себестоимости реализованных продуктов их передели. Несколько позднее порядок расчета понижающего коэффициента несколько изменился. Теперь он стад характеризоваться отношением себестоимости добытых полезных ископае-

мых или получаемых из них первых ювирных продуктов (концентраты, товарная руда) к себестоимости реализовании* продуктов их передела. В Последующие годы были внесены опрос «енные дополнения и коррективы в раздел V Глк, ст 43-1 была введена плата за геологическую информашно о недрах, полученную за счет государственных средств. Были внесены изменения в связи с принятием Федеральною закона «О соглашениях о разделе продукции»», уточнены направления использования отчислении но воспроизводство МСБ

С' введением в 1999 i первой част Налогового кодекса (ПК) основные платежи при пользовании недрами были переведены я налоговое законодательство В части первой НКи »главе «Акцизы» части агорой ПК сохранились акцизы на нефть, тазовый конденсат, а также на природный газ.

Положительным аспектом применения системы платежей валялось законодательно закрепленное их распределение по бюджетам К сожалению, в последующем почти все положительные новации механизма платности недропользования претерпели изменения или были зообще отменены Так. вместо планируемою снижения ставок отчислении на ОМС."Б они были полностью отменены с 2002 г, Из сосгана федерального 6«0 1Жета был исключен пелевсФ внебюджетный фона воспроизводства МСБ. Большинство исследователей и практиков считают, что отмени отчислений была преждевременной и способствовала дальнейшему истощению минерально-сырьевой базы Доннам мера дол ж ни реи'миовыиагься в услоымх стабилизации и pocia производства В противном случае предприятия не будут вкладывать средства в рискованное колоти-чсскос изучение недр

Ешс большие нарекания вызвало введение налога ни добычу полезных ископаемых (НЛПИ). ъзмепившего платежи >а право на добычу гииешыч ископаемых и отчисления па воспроизводство МСЬ. Объектом данного иалбга признается полезное ископаемое, добытое из недр По 23 группам и видам поде злых ископаемых установлены налоговые ставки |в процентах от добычи полезных ископаемых). В результате исчисление горной ренты исчезло, л налог стал выполнять чисто

фискальные функции Данный налог н-с учитывает реишобрачуюшнх факторов, в результате чего он не способен и намай. свср» -прибыль. Васлспие НДГШ позволило Цситр^ лнтопать налоговые поступлении н увеличить их объем, однако его паеление ухудшило экономическое положение рала горнодобывающих предприятий и в Первую очередь тс\.. которые находились в наиболее сложных юрко-теологических условиях, так как налоговая ставка была установлена единой для предприятии, эксплуатирующих месторождения определенной труппы или вида полезных ископаемых Многочисленные предложения о дифференциации ставок НДПП остались неуслышанными Практика фискального налогообложения продолжается Вместе с платежами за право добычи п одетых ископаемых была отменена и скидка та истощение недр, исчеита и льгота по снижению стоики ы условиях ухудшения Природных условий месторождении

В целом второй «тин формирования налоговой системы, который начался с 2001 г., о»а<-тался дня системы недропользовапн! нсзф-фек тинным'

там сна рентного подхода к налогообложению. предусматривающего дифференциации» налоговых ставок фискальной снск мой налогообложения. нашедшей свое оырг-жеинс •> ИЛИИ,

оIмена льгот, связанных со спецификой недропользования, эффективность которого в» многом определяется природными УСЛОВИЯМИ ткепдуатнруемых месторождений;

отмена отчислений на ВМСБ. перенос нагруткп по теолоптческому »пучению недр на недропользователей.

централизация ресурсных налогов, исключение из состава прямых их палу>шгеле и - муниципальных образований, в то время как рентные платежи и Канаде. Франции. Германии, Порвет пи, США ориентированы на местный бкыжст

Весь мировой опыт свидетельствует о ЮМ. что платное недропользование во всех государствах с федеральным устройством регулируется специальным законодательством о недрах, а не налоговым шкоиодательсгвоч Отторжение международной практики платного недропользования приводит к тому, чти вместо дифференцированною расчета торной

рейты н обоснованна направлений ее распределения по бюджетам разного уровня введена иураваНловкай всех природных объектов путем использования единых налоювыч ставок при исчислении НД1П1 Никакого снижения налоюього бремени та счет нововведений НК не произошло Суть налоговой системы осталась прежней адак-симитапим налоговой массы и аккумулирование ее в федеральном бюджете

Сохранился сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензия, правда, в новой редакции он представлен двумя платежами Введена плата за полыовяиие геологической информацией ib мае 2U1Ü i ояа вновь отменена), платежи за пользование недрами, которые ранее были представлены тремя видами платежей, новой редакция представлены регулярными платежами ta право на гсодоот-чсское иэученис недр. Разовые платежи мы делены ni общей системы пинсжеИ Их расист остался прежним, в го время как порядок расчета рсту.лкрных платежей изменился. 15 новых условиях регулярные платежи ai.ni мчиваются та площадь лицензионного участка (геологического отвода! за вычетом аотнрашенной части. Ставка этого платежа устанавливается та I км плошали участка недр, а ее размер зависит;

- от экономнко-географических условий: puiMcpu учисгм;

вила полезного ископаемого,

- продолжительности раЗот.

степени геологической изученности территории;

- степени риска

Согласно ыколодателкству. разовые платежи начисляются при наступлении определенных событий. По логике рассуждений такими событиями могут быть получение лицензии, начало ¡обычн (эксплуатации месторождения), выхоо на проектную мощность и т. л. fia практике разовый платеж выплачивается полиостью при получении лицензии.

Таким образом, как поквтываст анаши, П|юбиема изъятия ренты с помощью действующего механизма платности не решена. Научное обоснование определения величины регу-1йрных платежей та пользование недрами и разовых платежей (бонусов) недостаточно и требует своею дополнения и рлвнтия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.