УДК 338; 348; 631 DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10407
ОБОРИН Матвей Сергеевич
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Пермский институт (филиал);
Пермский государственный национальный исследовательский университет;
Пермский государственный аграрно-технологический университет
им. акад. Д.Н. Прянишникова (Пермь, РФ);
Сочинский государственный университет (Сочи, РФ); доктор экономических наук, профессор; e-mail: recreachin@rambler.ru ШОСТАК Марина Анатольевна
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) (Симферополь, РФ);
Сочинский государственный университет (Сочи, РФ); аспирант; старший преподаватель; e-mail: shostakma@inbox.ru
Эволюция систем управления предприятиями гостиничной индустрии
Статья посвящена исследованию научно-теоретических подходов к эволюции систем управления предприятиями гостиничной индустрии и оценке их эффективности в сложных геополитических и макроэкономических условиях. Объектом исследования являются предприятия гостиничного бизнеса, предметом исследования - системы управления современными гостиничными предприятиями и особенности их эволюции в динамично меняющейся рыночной среде. Цель исследования заключается в определении особенностей эволюции систем управления предприятиями гостиничной индустрии, выявлению направлений стратегического развития. Рассмотрены научно-теоретические подходы к эффективности управления, адаптированные применительно к объекту исследования, охарактеризовано понимание системы управления в гостиничной индустрии на современной этапе научных школ менеджмента. Результатом работы является разработанная иерархическая модель системы управления предприятиями гостиничной индустрии, детализация ее элементов в зависимости от основных функциональных направлений, которые являются приоритетными в работе отраслевых субъектов. На основе проведенного анализа были выявлены ключевые факторы влияния на эволюцию систем управления гостиницами, охарактеризованы типы управленческих систем, которые сформировались на данном этапе становления сетевого взаимодействия в условиях региональных рынков. Направления будущих исследований связаны с уточнением научно-теоретических понятий в сфере управления предприятиями гостиничного бизнеса.
Ключевые слова:
гостиничная индустрия, система управления, конкурентоспособность, инновации, эффективность
Индустрия гостеприимства представляет динамично растущий рынок, который нуждается в качественном научно обоснованном управлении. Производственные и финансовые аспекты менеджмента в современных условиях приобретают важное значение, поскольку от рационального производственного процесса и грамотного распределения денежных средств зависит бесперебойная работа всех структурных подразделений, стабильность кадровой политики и сохранение ключевого персонала.
Изучению процессов управления конкурентоспособностью предприятий гостеприимства посвятили свои труды Смолокуров Е.В., Мостовой М.Л., Директович Р.В. Управление инновациями освещено в работах Зверева В.С., Доброжанской Е.Б., Янюшкина В.А., Леснико-вой О.В., Крайновой О.С., Лебедевой Т.Е. и прочих.
В основе системы управления предприятием, безусловно, лежит стремление достичь определенного положительного эффекта в соответствии с финансовыми и прочими целями организации. Особенности управления зависят от того, на какой стадии развития предприятия оно осуществляется.
Современные авторы уделяют большое внимание изучению гостиничных предприятий как элементов индустрии гостеприимства. Гостиничный бизнес - важная часть всей индустрии. Говоря о гостеприимстве, мы чаще всего подразумеваем встречу и размещение гостей. Кроме того, любая поездка, продолжительность которой превышает один день, независимо от ее целей (отдых или командировка), подразумевает необходимость размещения. Таким образом, именно гостиничные предприятия - основа индустрии гостеприимства.
Закарян О.В., Галимова А.Ш. говорят о психологическом значении гостиниц в индустрии: «Помимо того, что гостиницы играют ведущую роль в экономике туризма, они же, как правило, определяют аспекты, относящиеся к психологии туризма, а именно: удовлетворенность поездкой, привлекательность турист-
ского направления, высокую оценку организации пребывания (а также те же параметры, но со знаком «минус»)» [4, с. 62].
Воронцова М.Г., Быстров С.А. отводят первостепенную роль предприятиям размещения и питания в структуре индустрии гостеприимства: «Гостеприимство, прежде всего, состоит из развитого гостинично-ресторанного хозяйства, а также целого комплекса предприятий, участвующих в предоставлении услуг (транспортные компании, учреждения культуры: музеи, театры, парки, клубы, спортивно-концертные комплексы и пр., учреждения спорта, образования и другие)» [2, с. 7].
Анопченко Т.Ю. и Муравьева Н.Н. подтверждают прямую зависимость между гостиничным бизнесом и индустрией туризма в целом: «Очевидно, что появление новых туристических направлений мгновенно приводит к строительству отелей, развитию гостиничной инфраструктуры в различных регионах планеты» [1, с. 62].
Разнообразие форм и видов деятельности в рамках индустрии свидетельствует о высоком уровне конкуренции на рынке. Конкуренция является двигателем для развития любого предприятия и требует эффективной системы управления.
Рыженкова В.С. обосновывает необходимость эффективной системы управления на предприятиях гостеприимства наличием неподвластных контролю факторов, таких как «высокая степень неопределенности рыночной ситуации, сезонная нестабильность спроса на туристические услуги, ужесточение конкуренции в туристическом бизнесе, недостаток финансовых ресурсов и т.д.» [6, с. 6].
Предприятия индустрии гостеприимства подвержены также влиянию риска падения спроса в связи с кризисными явлениями в экономике страны и мира. Данный риск является неизбежным из-за цикличности экономического развития. Когда реальные доходы населения падают, люди меньше путешествуют. Внешние государственные факторы (геополитическое давление, санкции, мировые
кризисы) в свою очередь снижают въездной турпоток: заполняемость, посещаемость и прибыльность предприятий индустрии уменьшается. Индустрия гостеприимства, как ни одна другая отрасль, нуждается в развитой системе управления для противостояния подобным изменениям. В связи с сезонностью деятельности, предприятия гостеприимства сталкиваются с описываемыми трудностями ежегодно, независимо от стадии экономического цикла.
Эффективность управления как основа результативности деятельности изучалась многими авторами. Рудая Е.В. под эффективностью управления понимает совокупность эффективно принятых решений [5, с. 11]. Добро-жанская Е.Б. обосновывает роль управления в эффективности функционирования предприятий индустрии: «Эффективность экономических преобразований во многом определяется стратегической направленностью системы управления, позволяющей адаптировать организации индустрии гостеприимства к изменяющимся условиям в процессе их функционирования» [3, с. 9].
Скобкин С.С. также поддерживает необходимость стратегического управления путем формирования экономической стратегии развития предприятий индустрии гостеприимства. С его точки зрения, создание подобного документа может поспособствовать достижению стратегических целей с учетом цикличности кризисных явлений [7, с. 11].
Управление в гостиничной индустрии осуществляется в разрезе ключевых направлений деятельности, к которым отнесена экономическая. Финансовый аспект связан с формированием, распределением, использованием денежных ресурсов, управлением кредитоспособностью и контролем показателей, характеризующих ликвидность, платежеспособность и финансовую устойчивость.
Гостиничная индустрия играет большую роль в экономике субъектов РФ с туристско-ре-креационной спецификой, но наличие ярко
выраженной сезонности спроса представляет собой проблему, которая отрицательно влияет на финансовую устойчивость. Предприятия решают возникающие трудности исходя из объемов деятельности, численности персонала и доступности кредитования в межсезонный период. Как правило, большинство отраслевых субъектов закрываются на зимний или на межсезонный период, таким образом, это влечет ряд других социально-экономических последствий: циклическую безработицу, снижение налоговых поступлений в бюджет.
Эффективность управления напрямую зависит от сформированной системы менеджмента отдельно взятого гостиничного предприятия. В научных управленческих школах сформированы критерии эффективности систем управления, к основным из которых отнесены оптимальность звенев системы и их количественное соответствие производственным потребностям объекта управления, гибкость и оперативность реагирования на факторы внешней среды.
п « «
В научной литературе под системой управления подразумевается совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации» [13]. Системность управленческого процесса заключается в наличии взаимосвязанной внутренней структуры. Система управления в индустрии гостеприимства в рамках страны может быть представлена в виде иерархической модели (рис. 1).
Управление в рамках индустрии осуществляется в первую очередь через решения государственных органов власти, формирование программ, стратегий развития и контроль их реализации. За эффективное управление на предприятии отвечает административно-управленческий аппарат, в который обычно входят директор, менеджеры и отдел информационного обеспечения.
Система управления гостиничной индустрией
Уровень региона
Уровень отрасли
Уровень предприятия
Рис. 1 - Иерархическая модель системы управления предприятиями гостиничной индустрии
Управление в рамках индустрии осуществляется в первую очередь через решения государственных органов власти, формирование программ, стратегий развития и контроль их реализации. За эффективное управление на предприятии отвечает административно-управленческий аппарат, в который обычно входят директор, менеджеры и отдел информационного обеспечения.
Подробнее рассмотрим формы управления предприятиями гостиничной индустрии. Предприятие гостиничного типа - это такое средство размещения для туристов (и/или местных жителей), которое включает в себя определенное количество номеров (номерной фонд), находится под управлением единого руководства, и предоставляет конкретный набор услуг (такие, как уборка и обслуживание номера, предоставление завтрака, заправка постелей, услуги бассейна, спортивного зала, SPA). Гостиницы (отели, апартаменты, хостелы) функционируют практически во всех городах мира, но основная их концентрация приходится на курортные (рекреационные)
территории, которые привлекают туристов в определенные сезоны, либо круглогодично.
Управление таким многофункциональным предприятием может иметь различные формы и методы. Они сформировались в начале 20-го века и изменялись на протяжении десятилетий, и их активное развитие произошло из-за возникновения новых и эффективных способов управления гостиничным предприятием, таких, как: партнерство и аренда, синдицирование и франчайзинг, контрактное управление (рис. 2).
Аренда гостиничного предприятия - как форма управления характеризуется тем, что всю ответственность за коммерческий риск несет управляющий. Он обязан выплачивать собственнику определенную арендную плату (чаще всего фиксированную). Гостиница арендуется за 20-50% от общего объема продаж. Данная форма способствует выходу арендатора и собственника на рынок и их укреплению на нем.
Партнерство - при использовании такой формы управления все желающие войти в
гостиничный бизнес вносят долю стоимости отеля. Как результат, вкладчики получают оплату как управляющие, а доходы от деятельности гостиничного предприятия разделяются между ними и организацией.
Синдицирование - данный вид управления предусматривает объединенную систему большой собственности и больших инвестиций. Синдицирование характеризуется распределением долей рынка среди участников синдиката.
Франчайзинг - такая форма управления гостиничным предприятием подразумевает передачу от одной, уже успевшей зарекомендовать себя на рынке, фирме (которая имеет собственный бренд) другой своих методик по осуществлению успешной деятельности (свой бизнес) за определенную плату (комиссионные). Вследствие известности своего бренда франчайзер имеет высокую степень проникновения на международный рынок, следовательно, франчайзи имеет меньше рисков при организации работы своего гостиничного предприятия.
Формы управления
?0-г сада 20-и) века
60-е годя
20-и) века
70-е сода 20-и) века
время
настоящее нремя
Рис. 2 - Формы управления гостиничным бизнесом (сост. по [8])
Управление по контракту - как форма управления гостиничным предприятием представляет собой следующее: между владельцем гостиницы, организацией гостиничного менеджмента (оператором) заключается контракт. В том случае, когда собственник не способен управлять предприятием и осуществлять функции менеджера, но хочет получить доход от вложенных денег, происходит передача гостиницы под управление профессионала со стороны. При этом владелец не должен вмешиваться в управленческий процесс, и по праву собственности обязан нести текущие расходы, операционные и финансовые риски. Оператор вступает в права управляющего, однако не имеет никаких прав собственности на гостиницу. Его финансовая ответственность имеет ограничения, а за свои услуги он получает определенное вознаграждение. Эта форма управления пользуется особой популярностью из-за незначительного участия (или полного отсутствия) акционерного капитала.
Использование таких форм управления, как франчайзинг и контракт на управление способствовали возникновению и функционированию на международном рынке транснациональных компаний (так называемых гостиничных цепей).
Комплексные системы управления присущи только крупным представителям индустрии гостеприимства. Оптимальная система управления должна обеспечивать достижение желаемого результата с наименьшими рисками, потерями средств и времени. Целями системы управления в индустрии гостеприимства, исходя из теоретических целей управления и специфики отрасли, являются:
1. Экономическая - успешная реализация продукта отрасли;
2. Научно-техническая - технологическое соответствие инфраструктурных составляющих характеристикам отрасли, оптимизация трудовой деятельности персонала;
3. Производственно-коммерческая -достижение плановых показателей и целей;
4. Социальная - поддержка надлежа-
Аренда
] 1артнерС] но
Синдицированне
Франчайзинг
Контракт на управление
щего уровня социальной защиты и обеспечен- Управление на предприятие индустрии
ности работников, что в результате сказыва- гостеприимства может осуществляться по раз-ется на качестве оказания услуг. личным направлениям (рис. 3).
Система управления гостиничным предприятием
*
.0
ш
1-
ш Ш
о 1- о и
и
о <и
Ч
о с о
ш С
X
Ф .о
X
ш
(0
.
с
>
о ш
I-
и Ч <и О 5 Ш I т
^ 2 ш о.
(О с
.
ш о
и О
Я
Учетно-аналитическое обеспечение управления гостиничным предприятием
Аутсорсинг операций, не входящих в основные процессы
Льготы и гибкие графики работы, карьера и поддержка развития
Условия труда, безопасность, комфорт, отношения в коллективе
Улучшение работы персонала, занятого в процессах
обслуживания, гибкая система мотивации труда
Внутренний и внешний маркетинг условий (рынок, обслуживание)
Финансово-экономические показатели реализации стратегии
Участие в кластерных и сетевых образованиях, различных формах интеграции
У
э
тз
О)
03
л
у о го X
л
о ГО
03 <с
о
я Ц
м
5 0) л
о-
X
Ом
5
_ -а
К а
м е
ь го
л>
< о
о ш
О к
03 о
^ X
я о
£ го
Рост финансово-экономических и рыночных показателей объекта управления
Рис. 3 - Элементы системы управления предприятиями гостиничной индустрии
В индустрии гостеприимства управление может быть направлено на любой компонент деятельности предприятия или отрасли: затраты, качество, прибыль, инвестиционная привлекательность, развитие территории и прочие. Однако не все элементы поддаются управлению. Саак А.Э. и Якименко М.В. к неподвластным контролю факторам относят уровень внешнего шума и экологию [11, с. 62]. Гамов В.Г. и Старичкова Н.В. к данным элементам добавляют еще внешнее энергоснабжение
и контингент гостей [3].
Таким образом, к неуправляемым элементам индустрии можно отнести внешнее снабжение (устаревшая инфраструктура ЖКХ не исключает возможности возникновения аварийных ситуаций, приостанавливающих функционирование элементов отрасли), социальные конфликты, чрезвычайные ситуации.
Среди проблем, с которыми сталкиваются системы управления в индустрии гостеприимства можно также выделить: проблема
эффективного управления человеческими ресурсами предприятия [6]; изменчивость рыночной среды, не позволяющая строить долгосрочные планы и прогнозы; нахождение разумного соотношения оптимизации затрат и сохранения качества услуг; проблема информационной защищенности коммерческих планов предприятий; проблемы финансовой деятельности и ее нормативно-правового регулирования [7].
Научная основа управления предприятиями гостеприимства должна основываться на разделении стратегического, тактического и оперативного уровней. Целесообразность построения системы менеджмента по иерархическому принципу определяется сложностью целей, задач, выбором инструментов регулирования деятельности гостиничных комплексов. Комплекс воздействий субъекта
управления на объект находит отражение в механизмах и подходах, способствующих оптимизации использования внутреннего потенциала и адаптации к внешней среде.
Формирование системы управления гостиничным предприятием в современных условиях происходит под влиянием постоянно изменяющихся внешних и внутренних факторов, таких, как введение санкций, меняющиеся потребности клиентов, деятельность на мировом и национальном рынках, введение инновационных технологий и методов менеджмента и прочие. Стоит отметить, что управление гостиничным предприятием - это, в первую очередь, комплексный процесс, задействующий множество функций фирмы и весь управленческий персонал, поэтому и рассматривать его стоит с учетом всех факторов производственной деятельности.
Список источников:
1. Анопченко Т.Ю., Муравьева Н.Н. Анализ взаимодействия туристического и гостиничного бизнеса // Terra Economicus. 2017. Ч.2. Т.10. № 1. С. 62-64.
2. Воронцова М.Г., Быстров С.А. Гостиничный бизнес: теория и практика. СПб.: СПбГУКИ, 2014. 168 с.
3. Гамов В.Г., Старичкова Н.В. Менеджмент качества и оценка соответствия в туризме // Сайт цифровых учебно-методических материалов. URL: https://abc.vvsu.ru/books/mened_kach_ turizma/page0005.asp
4. Доброжанская Е.Б. Управление инновационной деятельностью в сфере гостеприимства: Автореф. дис. ... к-та эконом. наук. СПб., 2011. 25 с.
5. Закарян О.В., Галимова А.Ш. Место индустрии гостеприимства в структуре туризма // Инновационная наука в современном мире: Мат. Междунар. науч.-практ. конф. 2016. С. 110113.
6. Кузнецов В.И., Мартынова Т.В. Индустрия гостеприимства - стратегический ресурсный потенциал // Международный студенческий научный вестник. 2016. №2. С. 59-67.
7. Лобов Г.Х. Проблемы проведения анализа финансовой деятельности на предприятиях индустрии гостеприимства // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Серия: Экономические науки. 2018. № 6 (15). С. 87-89.
8. Палаткин А.С. Международные аспекты управления гостиничной индустрией // Terra Economicus. 2016. № 9. С. 206-207.
9. Рудая Е.В. Механизм повышения эффективности управления предприятиями гостиничной индустрии: Автореф. дис. ... к-та эконом. наук. СПб.: Балтийская академия туризма и предпринимательства, 2008. 25 с.
10. Рыженкова В.С. Методические подходы к организации стратегического управления туристическим предприятием: Автореф. дис. ... к-та эконом. наук. М., 2005. 28 с.
11. Саак А.Э., Якименко М.В. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны). СПб.: Питер, 2012. 432 с.
12. Скобкин С.С. Экономическая стратегия развития индустрии гостеприимства в Российской Федерации: методология и практика : Автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. М., 2013. 52 с.
13. Смирнов Э.А. Основы теории организации. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. 375 с.
Matvey S. OBORINa Maria A. SHOSTAK b
a Plekhanov Russian University of Economics, Perm Institute (branch); Perm State National Research University; Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov (Perm, Russia);
Sochi State University (Sochi, Russia); PhD (Dr.Sc.) in Economics, Professor; e-mail: recreachin@rambler.ru b V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Humanities and Education Science (branch) Academy (Simferopol, Crimea);
Sochi State University (Sochi, Russia); PhD student, Senior Lecturer; e-mail: shostakma@inbox.ru
THE EVOLUTION OF CONTROL SYSTEMS FOR THE HOSPITALITY INDUSTRY
Keywords:
hotel industry, management system, competitiveness, innovation, efficiency
The article is devoted to studying scientific and theoretical approaches to the management systems evolution of the hotel industry enterprises and assessing their effectiveness in complicated geopolitical and macroeconomic conditions. The article is focused on the hotel business enterprises, namely on the management systems of modern hotel enterprises and the features of their evolution in a dynamically changing market environment. The study is aimed at determining the features of the management systems evolution for the hotel industry, identifying the strategic development areas. The authors consider scientific and theoretical approaches to management efficiency adapted to the object of research and characterize understanding of the management system in the hotel industry at the current stage of scientific schools of management. As the research result the authors have developed hierarchical model of the hotel industry enterprise management system, detailing its elements depending on the main functional areas that are priority in the work of industry entities. The analysis, carried out by the authors, made it possible to identify the key factors influencing the evolution of hotel management systems and to characterize the types of management systems formed at this stage of network interaction in the conditions of regional markets. Directions of future research are related to the refinement of scientific and theoretical concepts in the field of hotel businesses management.
References
1. Anopchenko, T. Yu., & Murav'eva, N. N. (2017). Analiz vzaimodejstviya turisticheskogo i gosti-nichnogo biznesa [The analysis of the interaction between the tourist and hotel business]. Terra Economicus [Terra Economicus], 10(1/2), 62-64. (In Russ.).
2. Vorontsova, M. G., & Bystrov, S. A. (2014). Gostinichnyj biznes: teoriya i praktika [Hotel Business: Theory and Practice]. St.Petersburg: SPbGUKI. (In Russ.).
3. Gamov, V. G., & Starichkova, N. V. (2019). Menedzhment kachestva i ocenka sootvetstviya v tur-izme [Quality management and conformity assessment in tourism]: Website of digital teaching materials. URL: https://abc.vvsu.ru/books/mened_kach_turizma/page0005.asp. (In Russ.).
Т. 13, No. 4 (86)
2D19
4. Dobrozhanskaya, E. B. (2011). Upravlenie innovacionnoj deyatel'nost'yu v sfere gostepriimstva [Management of innovative activities in the field of hospitality]: Candidate of Economics dissertation: author's abstract. St. Petersburg, (In Russ.).
5. Zakaryan, O. V., & Galimova, A. Sh. (2016). Mesto industrii gostepriimstva v strukture turizma [The place of the hospitality industry in the structure of tourism]. In coll.: Innovacionnaya nauka v sovremennom mire [Innovative science in the modern world]: Proceedings of the International scientific-practical conference, 110-113. (In Russ.)
6. Kuznetsov, V. I., & Martynova, T. V. (2016). Industriya gostepriimstva - strategicheskij resursnyj potencial [Hospitality industry-strategic resource potential]. Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik [International Student Scientific Bulletin], 2, 59-67. (In Russ.).
7. Lobov, G. H. (2018). Problemy provedeniya analiza finansovoj deyatel'nosti na predpriyatiyah industrii gostepriimstva [Problems of analysis of financial activity at enterprises of the hospitality industry]. Evrazijskij Soyuz Uchenyh (ESU). Seriya: Ekonomicheskie nauki [Eurasian Union of Scientists (ESU). Series: Economic Sciences], 6(15), 87-89. (In Russ.).
8. Palatkin, A. S. (2016). Mezhdunarodnye aspekty upravleniya gostinichnoj industriej [International aspects of hotel industry management]. Terra Economicus [Terra Economicus], 9, 206-207. (In Russ.).
9. Rudaya, E. V. (2008). Mekhanizm povysheniya effektivnosti upravleniya predpriyatiyami gostinichnoj industrii [Mechanism for Improving the Efficiency of Management of Hotel Industry Enterprises]: Candidate of Economics dissertation: author's abstract. St. Petersburg. (In Russ.).
10.Ryzhenkova, V. S. (2005). Metodicheskie podhody k organizacii strategicheskogo upravleniya tur-isticheskim predpriyatiem [Methodological approaches to the organization of strategic management of a tourist enterprise]: Candidate of Economics dissertation: author's abstract. Moscow. (In Russ.).
11.Saak, A. E., & Yakimenko, M. V. (2012). Menedzhment v industrii gostepriimstva (gostinicy i restorany) [Management in the Hospitality Industry (Hotels and Restaurants)]. St. Petersburg: Piter. (In Russ.).
12.Skobkin, S. S. (2013). Ekonomicheskaya strategiya razvitiya industrii gostepriimstva v Rossijskoj Federacii: metodologiya i praktika [Economic strategy for the development of the hospitality industry in the Russian Federation: Methodology and practice]: Doctor of Economics dissertation: author's abstract. Moskow. (In Russ.).
13.Smirnov, E. A. (1998). Osnovy teorii organizacii [Fundamentals of Organization Theory]. Moscow: Audit, YUNITI. (In Russ.).
Оборин М.С., Шостак М.А. Эволюция систем управления предприятиями гостиничной индустрии // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 4. С. 80-88. й01: 10.24411/1995-042Х-2019-10407.
Oborin, M. S., & Shostak, M. A. (2019). The evolution of control systems for the hospitality industry. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(4), 80-88. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10407. (In Russ).