Надежда РАГОЗИНА
ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ
В статье приводится анализ эволюции института исполнительного производства и российского законодательства в таможенной сфере, регулирующего связанные с ним общественные отношения. Дана оценка современной ситуации в исполнительном производстве РФ.
The article deals with the analysis of evolution of executive case institution and Russian legislation in customs sphere, which regulates public relations connected with it. The assessment to the current situation in the executive case of Russian Federation is given.
Ключевые слова:
исполнительное производство, таможенные органы, административное правонарушение, надзор; executive case, customs authorities, administrative offense, supervision.
В условиях глобализации, расширения и углубления международных связей Российской Федерации особое значение приобретает регулирование исполнительного производства в таможенной сфере. Учитывая наметившуюся с конца 1990-х гг. в целом положительную тенденцию в правовом регулировании данной сферы общественных отношений, тем не менее следует признать, что в целом институт исполнительного производства еще далек от совершенства и нуждается в дальнейшем развитии.
Общие положения административного производства были определены основами законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях от 23.10.1980, а детальная регламентация осуществлялась республиканским законодательством РСФСР. Основные вопросы рассматриваемого производства регулировались Кодексом об административных правонарушениях 1984 г., где исполнительное производство получило отдельную регламентацию как самостоятельная стадия административного процесса1.
Согласно положениям КоАП РСФСР, исполнение постановлений — завершающая стадия производства по административным правонарушениям. Его сущность заключается в практической реализации административного взыскания, назначенного юрисдикционным органом (должностным лицом). В процессе исполнения постановления лицо, совершившее административный проступок, претерпевает соответствующие лишения и ограничения личного, морального или материального характера. Выделение стадии исполнения постановления в самостоятельный процессуальный раздел кодекса можно объяснить тем, что по сравнению со всеми другими стадиями она носит наиболее автономный характер, обусловленный спецификой участников исполнительного производства и их процессуальных обязанностей, а также наличием особенностей в реализации установленной системы административных взысканий.
1 Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, принят Постановлением ВС РСФСР от 20 июня 1984 г. «О введении в действие Кодекса РСФСР об административных правонарушениях» // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, № 27, ст. 909.
РАГОЗИНА
Надежда
Владимировна —
соискатель кафедры
административного
права СЗАГС,
заместитель
министра юстиции
Республики
Татарстан
Деятельность государственных органов по приведению в исполнение направленных им постановлений имеет своей целью реализацию административных взысканий. Она производится посредством действий, которые причиняют наказанному соответствующие лишения и правоогра-ничения в установленных постановлением пределах или на определенный срок.
Кроме КоАП РСФСР, процессуальные нормы, регулирующие административное производство в целом и некоторые аспекты исполнительного производства, содержатся в Положении об административных комиссиях при исполнительных комитетах районных, городских, сельских и поселковых Советов народных депутатов и о порядке производства по делам об административных нарушениях, в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. № 5362-У! «Об усилении ответственности за хулиганство», а также в Таможенном кодексе СССР и других нормативных актах.
В соответствии с Таможенным кодексом СССР, таможенные органы стали не только осуществлять контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли и совершать таможенные операции, но и вести борьбу с контрабандой и с нарушениями таможенных правил. Отражением связей советского таможенного права с международным правом явилось указание на преимущественное применение правил международного договора в случае расхождения с советским законодательством по таможенному делу.
В кодексе были четко определены права и обязанности таможенных органов, регламентировались основные вопросы пропуска через границу СССР всех видов транспортных средств, грузов, пассажирского багажа и международных почтовых отправлений, давалась характеристика состава контрабанды, были разработаны основы порядка оформления дел о контрабанде и нарушениях таможенных правил.
Принятие Конституции СССР 1977 г. привело к совершенствованию ряда таможенно-правовых норм. Утверждение Министерством внешней торговли и Министерством финансов СССР в конце 1977 г. новых Правил таможенного контроля за вещами лиц, следующих через государственную границу СССР, значительно рационализировало и упростило
процедуру таможенного оформления багажа и ручной клади, уточнило ряд юридических формулировок таможенных понятий.
Самое непосредственное влияние на совершенствование таможенного права оказали Основы законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях. Указом Президиума Верховного Совета от 17 мая 1982 г. было отменено существовавшее долгое время положение о том, что постановления ГТУ по делам о контрабанде являются окончательными и дальнейшему обжалованию не подлежат. Постановлением Совета Министров СССР от 27 апреля 1981 г. был утвержден новый таможенный тариф СССР, который регулировал порядок начисления пошлин на ввозимые в СССР товары с учетом огромных масштабов внешней торговли СССР в новых условиях. Важной правовой основой для деятельности таможенных органов СССР явился принятый 24 ноября 1982 г. Закон о государственной границе СССР.
Раскрыв понятие государственной границы СССР, определив ее режим и порядок охраны, участие государственных органов, общественных организаций и граждан в охране границы и ответственность за нарушение законодательства о государственной границе СССР, этот Закон неоднократно подчеркивал роль таможенных органов и закреплял их участие и взаимодействие с пограничными войсками в охране границы, в пресечении незаконного перемещения через границу взрывчатых, отравляющих, радиоактивных, наркотических веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, запрещенных к ввозу и вывозу, а также контрабанды. КоАП РСФСР отнес нарушения таможенных правил и контрабанду к числу административных правонарушений.
Следующий этап в развитии законодательства об исполнительном производстве начинается лишь с 90-х гг. XX в. Основы исполнительного производства по делам об административных правонарушениях, которые были заложены в КоАП РСФСР и Таможенном кодексе СССР от 1984 г., получили свое дальнейшее развитие. Так, в Таможенном кодексе РФ, принятом в 1993 г.1, регулированию вопросов испол-
1 Таможенный кодекс РФ (утв. ВС РФ 18.06.1993 № 5221-1) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 05.08.1993, № 31, ст. 1224.
нительного производства была посвящена отдельная глава «Исполнение постановления таможенного органа Российской Федерации о наложении взыскания за нарушение таможенных правил». ТК РФ в данной главе достаточно полно регламентировал процесс обращения постановления о наложении взыскания за нарушения таможенных правил к исполнению и порядок непосредственного исполнения постановлений о наложении отдельных видов взысканий.
Основанием для окончания производства по исполнению постановления таможенного органа в части наложения штрафа или взыскания стоимости товаров и транспортных средств являлось внесение полностью всей суммы, подлежащей взысканию, во внебюджетный Фонд развития таможенной системы РФ.
Порядок исполнения постановления таможенного органа в части конфискации был предусмотрен ст. 380 ТК РФ 1993 г. Конфискации подлежали товары и транспортные средства, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, в т.ч. со специально изготовленными тайниками. Постановление таможенного органа о конфискации таких товаров и (или) транспортных средств приводилось в исполнение немедленно по истечении срока на его обжалование, а в случае обжалования или опротестования — в день принятия решения об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения.
При невозможности конфискации товаров и транспортных средств, в отношении которых выносилось постановление о конфискации (например, если на момент обращения постановления к исполнению эти товары и транспортные средства уничтожены или место их нахождения неизвестно), с нарушителя взыскивалась стоимость таких товаров и транспортных средств в порядке, предусмотренном ст. 379 ТК РФ 1993 г. для принудительного исполнения постановления в части взыскания стоимости товаров и транспортных средств.
Подлежащие конфискации товары и транспортные средства, изъятые у лица по делу о нарушении таможенных правил, до обращения к исполнению постановления об их конфискации с письменного разрешения вышестоящего таможенного органа могли быть выкуплены лицом, у которого они были изъяты, по двойной их
стоимости на момент обнаружения правонарушения. Не подлежала такому выкупу валюта (российская и иностранная), предметы художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, а также предметы, запрещенные к обращению.
Постановление таможенного органа в части конфискации считалось исполненным, когда конфискованные предметы передавались финансовому органу, производящему их реализацию, либо, при невозможности конфискации предметов, когда их стоимость вносилась во внебюджетный Фонд развития таможенной системы РФ.
Порядок исполнения постановления таможенного органа в части отзыва лицензии или квалифицированного аттестата устанавливалась ст. 381 ТК РФ. Постановление о применении взыскания в виде отзыва лицензии или квалификационного аттестата самостоятельно обращалось к исполнению таможенным органом, вынесшим такое постановление.
Таким образом, в Таможенном кодексе РФ 1993 г. вопросы исполнительного производства по делам об административных правонарушениях в таможенной сфере получили более детальную нормативноправовую регламентацию.
Характеризуя особенности общего развития законодательства об исполнительном производстве в 1990-х гг., следует упомянуть, что в 1997 г. были приняты два федеральных закона: «Об исполнительном производстве»1 и «О судебных приставах»2, что дает право говорить о начале реформы системы принудительного исполнения с целью придания ей нового облика, соответствующего современным социальноэкономическим реалиям.
До вступления в действие данных федеральных законов вопросы принудительного исполнения и порядок деятельности судебных исполнителей решались в основном нормами закона «О судоустройстве РСФСР» 1981 г., раздела V ГПК РСФСР 1964 г., Положения о Министерстве юсти-
1 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» // СЗ РФ, 1997, № 30, ст. 3591.
2 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» // СЗ РФ, 1997, № 30, ст. 3590; 2000, № 46, ст. 4537; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607.
ции РФ1 и Инструкции об исполнительном производстве Министерства юстиции СССР2.
Без преувеличения можно сказать, что принятые в 1997 г. законы разрушили устоявшееся за многие десятилетия в юридической литературе положение о том, что исполнение судебных решений и иных юрисдикционных актов — завершающая, заключительная стадия гражданского процесса3. Необходимо отметить, что государство впервые после 1917 г. посчитало возможным и необходимым принять специальные законы, регулирующие правоотношения в сфере принудительного исполнения исполнительных документов, главным образом судебных актов.
Ключевым моментом в преобразованном нормативно-правовом регулировании исполнительного производства того периода стало создание самостоятельной службы судебных приставов как органа принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. Указанная служба первоначально была организована в рамках Министерства юстиции РФ и возглавлялась заместителем министра юстиции РФ — главным судебным при-
1 Указ Президента Российской Федерации от
2 августа 1999 г. № 954 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // СЗ РФ, 1999, № 32, ст. 4043.
2 Инструкция об исполнительном производстве, утверждена приказом Министра юстиции СССР от 15 ноября 1985 г. № 22 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, № 11.
3 Авдюков М.Г. Исполнение судебных решений.
— М., 1960; Гринько Ю.И. Исполнение судебных решений. — Казань, 1969.
ставом РФ. В 2004 г. в результате проводившейся административной реформы она была преобразована в Федеральную службу судебных приставов.
Впервые в законодательстве последовательно был реализован принцип равенства защиты всех форм собственности в сфере исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель получил более широкие возможности по исполнению своих обязанностей за счет наделения его правом налагать штрафы, а также вносить представления о привлечении к административной или уголовной ответственности.
В целях совершенствования нормативной базы в сфере исполнительного производства 6 октября 2007 г. был опубликован новый федеральный закон «Об исполнительном производстве»4, действующий и в настоящее время.
Данный закон, как представляется, переворота в исполнительном производстве не произвел, хотя существенно отличается от закона об исполнительном производстве 1997 г. Отдельные положения нового законодательного акта не в полной мере согласованы с частным законодательством, а некоторые — попросту неудачно сформулированы с точки зрения юридической техники. Сказанное позволяет предположить, что реформа отечественного законодательства об исполнительном производстве далека от своего завершения, и принятие нового закона является лишь очередным этапом на ее пути.
4 Федеральный Закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // СЗ РФ, 08.10.2007, № 41, ст. 4849.