УДК 332.1(470.6) ББК 65.049 (235.7) Т 17
К.А. Тамов,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и управления экономического факультета Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: +7 (960) 436-52-52, e-mail: [email protected]
М.К. Тамова,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и управления персоналом Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: +7 (906) 438-69-90, e-mail: [email protected]
А.С. Тютюнников,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Тел.: +7 (905) 474-38-82, e-mail: [email protected]
ЭВОЛЮЦИЯ РОЛИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ БЮДЖЕТНО-ДЕФИЦИТНЫХ РЕГИОНОВ ЮГА РОССИИ В ИХ СТРАТЕГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
( Рецензирована )
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты, связанные с изменением роли конкурентных возможностей бюджетно-дефицитных регионов Юга России в различные периоды рыночных реформ, произошедших в последние десятилетия. Акцент сделан на особенностях этих регионов, оказывающих доминирующее влияние на формирование их конкурентных позиций в экономическом пространстве Южного макрорегиона.
Ключевые слова: рыночные реформы, конкурентные преимущества, Южный макрорегион, бюджетно-дефицитный регион, региональные особенности, фактор, стратегия, приоритеты.
К.А. Tamov,
Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer of Economics and Management Department, the Economics Faculty, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (960) 436-52-52, e-mail: [email protected]
M.K. Tamova,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Economic Theory and Personnel Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (906) 438-69-90, e-mail: [email protected]
A.S. Tyutyunnikov,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Economics and Management Department, the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, Ph.: +7 (905) 474-38-82, e-mail: [email protected]
EVOLUTION OF THE ROLE COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE BUDGET-DEFICIT REGIONS OF THE SOTHERN RUSSIA IN THEIR STRATEGIC DEVELOPMENT
Abstract. The paper discusses some aspects related to changing the role of competitive opportunities for budget-deficit regions of the South of Russia in different periods of market reforms during the recent decades. The authors pay their special attention to the peculiarities of these regions, which exert a dominant influence on the formation of their competitive positions in the economic space of the Southern macro-region.
Keywords: market reforms, competitive advantages, Southern macro-region, a budget-deficit region, regional peculiarities, factor, strategy, priorities.
В современных условиях полем конкурентного взаимодействия российских регионов служит, прежде всего, социально-экономическое пространство макрорегионов, в состав которых они входят. При этом ключевым условием динамичного развития каждого региона является целенаправленное формирование и эффективное использование его конкурентных преимуществ.
В экономической литературе выделяют различные группы конкурентных преимуществ региона. Так, по характеру конечного результата, на реализацию которого нацелены управленческие воздействия по эффективному использованию конкурентных преимуществ, А. Сулиманов выделяет следующие группы:
- конкурентные преимущества, формирующие финансово-экономические результаты;
- конкурентные преимущества, обеспечивающие повышение социальной эффективности;
- конкурентные преимущества, улучшающие имидж региона [1].
На формирование в постперестроечном периоде современных конкурентных преимуществ большинства бюджетно-дефицитных регионов Юга России, представленных национально-территориальными ав тономиями, оказали доминирующее влияние следующие факторы:
- наличие благоприятных поч-венно-климатических условий, сохранившийся опыт и традиции
местного населения в сфере агропромышленного производства, потенциал этноэкономического сектора;
- уникальность и разнообразие природно-климатических ресурсов, создающих благоприятные условия для динамичного развитиятуристско-рекреационного комплекса;
- наличие ресурсов, потенциального спроса и возможностей производства конкурентоспособной продукции в ряде отраслей: производство стройматериалов, легкая промышленность, химическая промышленность, металлургия, добыча минералов и руд, топливная промышленность и др.
Несмотря на позитивную роль указанных факторов, бюджетно-дефицитные регионы Юга России все годы рыночных трансформаций находятся в нижней части общероссийского рейтинга инвестиционной привлекательности и аналогичного рейтинга по Южному макрорегиону. Для рассматриваемых регионов характерен также пониженный уровень легальной экономической активности, порожденный хроническим дефицитом рабочих мест, высокой долей теневой экономики, недостаточным развитием малого бизнеса. Как следствие - более высокий в них уровень безработицы, растущее отставание от соседних бюджетно-обеспеченных регионов по уровню денежных доходов населения, утечка квалифицированных кадров и молодежи в более развитые соседние регионы.
Влияние конкурентных преимуществ бюджетно-дефицитных регионов Юга России на их социально-экономическое развитие проявляется в разной степени и в самых различных сочетаниях, что обусловлено воздействием внешних факторов (длительный финансово-экономический кризис в стране и в макрорегионе, характер реализуемой федеральной, региональной политики, направленность и динамика межрегиональных связей и т.п.). При этом перманентно растет значимость ключевых элементов локальной среды, которые придают бюджетно-дефицитным регионам уникальность, повышают их притягательность для потенциальных потребителей. Все это и обеспечивает указанным регионам конкурентные преимущества в виде экономико-географического положения, экологической и культурной специфики, знаний, социального капитала региона, особого имиджа и т.п.
Если рассматривать влияние конкурентных преимуществ бюджетно-дефицитных регионов Юга России на социально-хозяйственные процессы, происходившие в них на различных этапах рыночных трансформаций, то следует отметить, что
оно претерпело существенные изменения.
В первое десятилетие реформ произошло резкое ухудшение общеэкономической ситуации, что привело к свертыванию производства в ключевых отраслях - носителях региональных конкурентных преимуществ рассматриваемых регионов (сельское хозяйство и пищевая промышленность, строительный, машиностроительный и топливно-энергетический комплексы), что можно проследить на примере Республики Адыгея посредством оценки влияния общеэкономической ситуации на динамику производства в пищевой промышленности (рис. 1), с использованием уравнения линейной множественной регрессии:
X = -7,09145 + 1,12204 • У - 0,15119 • Ь + 0,14407 • I, (1)
где X - объем производства продукции пищевой промышленности Республики Адыгея;
У — объем производства продукции пищевой промышленности Российской Федерации;
Ь — численность занятых в пищевой промышленности Республики Адыгея; I — объем инвестиций в пищевую промышленность Республики Адыгея с лагом в один год.
1990 1991 1992 1993 1994 1996 1996 1997 1998 1999 2000
гола
Рис. 1. Динамика объемов производства продукции пищевой промышленности Республики Адыгея (—*—) и Российской Федерации (-и-), инвестиций в пищевую промышленность Республики Адыгея (-Ч-) и численности работающих в этой отрасли (-А-) в 1990-2000 гг.
Результаты регрессионного анализа, оцененные с использованием основных параметров - коэффициента детерминации, среднеквадра-тического отклонения, стандартной и абсолютной ошибок, коэффициента Дарбина-Уотсона, оказались статистически значимыми. Как видно из уравнения 1, фактор инвестиций сыграл позитивную, но довольно незначительную роль.
Следствием свертывания производства в наиболее приоритетных отраслях экономики бюджетно-дефицитных регионов Юга России явились значительный рост уровня безработицы, снижение уровня и качества жизни местного населения, усиление дотационности региональных бюджетов [2].
В период восстановительного роста отечественной экономики (2001-2008 гг.) в большинстве регионов страны, включая и бюджетно-дефицитные регионы Юга России, произошел заметный рост объема инвестиций. Тем не менее, в целом Южный макрорегион сохранил свое отставание от среднероссийского показателя по объему частных инвестиций в расчете на душу населения почти в 4 раза. При этом в указанный период очевидные конкурентные преимущества бюджетно-дефицитных регионов Юга России, обусловленные удобным географическим расположением по отношению к крупным рынкам; наличием значительных по объему природных ресурсов (нефть, руды, строительное сырье и пр.), незагруженными мощностями, неиспользуемыми производственными площадками; относительно развитой сетью железных и автомобильных дорог; растущим спросом на промышленную продукцию в регионах Российской Федерации и в странах ближнего и дальнего зарубежья, так и не были в достаточной мере вовлечены в мирохозяйственный оборот. Как результат, эти регионы продолжали все еще значительно отставать от соседних
бюджетно-обеспеченных краев и областей по ключевым параметрам социально-экономического развития, способствуя дальнейшему усилению деструктивной социально-хозяйственной асимметрии в Южном макрорегионе.
После периода восстановительного роста произошло значительное осложнение общеэкономической ситуации, вызванное кризисом 2009-2010 гг., режимами санкций и контрсанкций, резкой девальвацией национальной валюты и пр., что привело к сужению возможностей федерального центра по межрегиональному перераспределению ресурсов с целью дополнительной поддержки отстающих регионов. На фоне усиливающегося конкурентного воздействия со стороны бюджетно-обеспеченных регионов происходила дальнейшая структурная деформация экономики бюджетно-дефицитных регионов Юга России со всеми негативными социально-экономическими последствиями. Одним из таких последствий стратегической значимости является продолжающийся рост отставания бюджетно-дефицитных регионов Юга России от своих более развитых соседних регионов по динамике среднедушевого производства ВРП (рис. 2).
Сложившаяся в Южном макрорегионе ситуация диктует необходимость пересмотра стратегических приоритетов развития бюджетно-дефицитных регионов в направлении повышения эффективности использования внутренних резервов развития, базирующихся на их потенциальных конкурентных преимуществах, что можно объяснить следующими обстоятельствами:
- во-первых, наличием в каждом бюджетно-дефицитном регионе значительного по масштабам этих регионов природно-ресурсного потенциала, недостаточно эффективно используемого в силу различных обстоятельств;
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
• Бюджетно-обеспеченные регионы Юг а России Бюджетно-дефицитные регионы Юга России
Рис. 2. Динамика среднедушевого производства ВРП в бюджетно-дефицитных и бюджетно-обеспеченных регионах Юга России в 2001-2015 гг., тыс. руб.
Таблица 1
Конкуренция российских регионов в отдельных секторах экономики
Южного макрорегиона
Секторы экономики Регионы-конкуренты
Агропромышленный Волгоградская область, Краснодарский край, Ставропольский край, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Адыгея
Туристско-рекреационный Краснодарский край, Ставропольский край, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Адыгея
Машиностроительный Астраханская область, Белгородская область, Кабардино-Балкарская Республика, Краснодарский край, Республика Адыгея, Ростовская область, Северная Осетия-Алания, Удмуртская Республика, Ярославская область
Лесопромышленный Краснодарский край, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Адыгея
- во-вторых, активизацией встраивания рассматриваемых регионов в мирохозяйственную систему, что является непременным условием восстановления интереса инорегио-нальных инвесторов к их природно-ресурсному потенциалу;
- в-третьих, очевидной переориентировкой политики федерального центра по отношению к бюджетно-дефицитным регионам Юга России с увеличения их ресурсной поддержки при решении текущих проблем на стратегическую поддержку их
саморазвития через развертывание макрорегиональной инфраструктуры и стимулирование межрегиональной интеграции в приоритетных сферах региональных экономик;
- в-четвертых, администрации самих бюджетно-дефицитных регионов Юга России все более активно используют инструменты стратегического управления, в частности, с 2016 года приступили к разработке новых стратегий социально-экономического развития до 2030 г., что является
крайне важным для реализации новой долговременной политики по эффективному вовлечению в мирохозяйственный оборот их природно-ресурсного потенциала.
Потенциальным конкурентным преимуществам рассматриваемых регионов принадлежит в современных условиях доминирующая роль в структурной модернизации их экономик. Именно эти преимущества, сконцентрированные в отдельных территориях и отдельных секторах региональной экономики, становятся объектом жесткой конкуренции, в которой принимают все более активное участие не только соседние регионы, но и многие другие российские регионы (табл. 1).
Таким образом, усиливающаяся межрегиональная конкуренция и растущая ограниченность инвестиционных ресурсов диктуют необходимость все более активного вовлечения в мирохозяйственный оборот потенциальных конкурентных преимуществ бюджетно-дефицитных регионов Юга России, обусловленных их экономико-географическим положением, природно-ресурсным и производственным потенциалом, социальным капиталом, экологической, культурной и прочей уникальностью. Такой подход можно рассматривать в современных условиях и на обозримую перспективу как ключевой социально-экономический детерминант, формирующий динамику их саморазвития.
Примечания:
1. Сулиманов А.Р. Кластерный подход к повышению конкурентоспособности региона / Фундаментальные исследования. 2012. № 9. Часть 3. С. 111-115.
2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учеб. для вузов / А.Г. Гранберг; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2004. 493 с.
References:
1. Sulimanov A.R. Cluster approach to the competitiveness increase of the region / Fundamental research. 2012. No. 9. Part 3. Pp. 111-115.
2. Granberg A.G. Basics of regional economy: textbook for universities / A.G. Granberg; State University - Higher School of Economics. Moscow: State University - Higher School of Economics, 2004. 493 pp.