УДК 398.3:2-187(=511.152)
Н. Г. Юрченкова, Ю. В. Кузнецова, А. А. Сомкин
Эволюция религиозно-мифологических воззрений мордвы
о загробном мире
Вопросы, связанные с эволюционными изменениями воззрений на загробный мир конкретными этносами, в том числе и мордовским, важны для культурологов в связи с возможностью осмысления культуры в целом и ее различных сфер. Исследования в этой области позволяют раскрывать глубинный смысл многих обычаев и обрядов, изначальный смысл которых утерян или трансформирован и современному человеку непонятен. Обращение к мифам, возникшим в первобытную эпоху, позволяет глубже понять процесс формирования мировоззрения мордовского народа в области обозначенной проблемы. Данная тема актуальна и в связи с тем, что проблема посмертного существования остается важной для каждого человека, т. к. смерть неизбежна и вопросы, связанные с ней, особенно для верующих людей, требуют не только религиозного, но и глубокого культурологического осмысления. Исследование показало, что у мордовского народа представления о загробном мире возникли на определенном уровне развития культуры и прошли несколько стадий развития. В первобытных представлениях мордвы загробный мир (тот свет) понимался как физическое противопоставление миру живых, его «копия», а посмертное существование - продолжение земного. Позднее, с разделением загробного мира на две сферы «рай» и «ад», появляется идея о посмертном суде, и посмертное существование осмысляется как наказание или вознаграждение за прожитую жизнь.
Ключевые слова: Верховный бог, вера, загробный мир, душа, мифология, мордва, подземный мир, потусторонний мир, религия, смерть
Nina G. Yurchenkova, Yulia V. Kuznetsova, Alexander A. Somkin
Evolution of religious and mythological views of the Mordovians
about the afterlife
Questions related to evolutionary changes in views on the afterlife by specific ethnic groups, including the Mordvins, are important for cultural scientists in connection with the possibility of understanding culture as a whole and its various spheres. Research in this area makes it possible to reveal the deep meaning of many customs and rituals, the original meaning of which has been lost or transformed and is incomprehensible to modern people. Turning to myths, as one of the ways of understanding the world, works for better understanding the process of formation of the worldview of the Mordovian people in the identified problem. This topic is also relevant since the problem of posthumous existence remains important for every person, since death is inevitable and issues related to it, especially for believers, require not only religious, but also deep cultural understanding. The study showed that among the Mordovian people, ideas about the afterlife arose at a certain level of cultural development and went through several stages of development. In the primitive ideas of the Mordvins, the afterlife (the other world) was understood as a physical opposition to the world of the living, its "copy", and posthumous existence was a continuation of earthly life. Later, due to the division of the afterlife into two spheres, "heaven" and "hell", the idea of a posthumous judgment appears, and posthumous existence is conceptualized as a punishment or reward for a life lived.
Keywords: Supreme God, faith, afterlife, soul, mythology, Mordovians, underworld, other world, religion, death DOI 10.30725/2619-0303-2024-4-96-102
К изучению вопросов, связанных с представлениями о смерти и загробном существовании, обращались мыслители разных эпох. Тема потустороннего мира затрагивалась в работах этнографов и антропологов А. Н. Афанасьева, А И. Емельянова, Д. К. Зеленина, Б. А. Рыбакова, А. Н. Соболева, В. А. Чистякова.
Для нашего исследования было важно обращение к культурологическим аспектам данной проблемы в работах Я. Э. Голосовке-ра, А. В. Германович, В. В. Евсюкова, Н. В. Жда-
нова, С. Ю. Лепехина, А. Ф. Лосева, А. А. Пан-ченко, Л. Е. Померанцевой и др.
Для рассмотрения эволюционных изменений воззрений о загробном мире, представлений о душе в культуре мордовского народа, мы обращались к работам этнографов, посвященным изучению религиозных верований, похоронных и поминальных обрядов мордовского народа: В. Н. Белицер, М. П. Ил-люстрова, Г. А. Корнишиной, М. Т. Маркелова, Н. Ф. Мокшина, И. Н. Смирнова, Т. П. Федяно-
вич, У. Харвы, А. А. Шахматова, Л. Н. Щанки-ной. Исследователи отмечали, что в основе большинства традиционных похоронных и поминальных обрядов лежала вера в загробную жизнь, по народным представлениям, мало отличающейся от земной. В многочисленных обрядовых действиях содержалась забота об умершем сородиче: снаряжение покойного на «тот свет» для благополучной жизни там, устройство персональных поминок и общих поминовений для всех покойных родственников. Однако содержание похо-ронно-поминальных обрядов и выраженное в них отношение к смерти не связываются с мифологической подоплекой.
Для разработки данной проблемы большое значение имело изучение опыта анализа похоронно-поминальных причитаний мордвы в трудах С. М. Имярекова, Н. Г. Юрченковой. Ученые утверждают, что причитания, возникшие на почве языческих представлений, содержат в себе мифологическое мировоззрение мордвы на смерть, потусторонний мир, существование души и ее загробное продолжение. Указывают, что позднее в них отразились также и результаты христианизации, которая привнесла новые понятия о смерти и загробном мире [1; 2].
В ХХ-ХХ1 вв. интерес к вопросам, связанным со смертью, по-прежнему не угасает, рассматривались разные ракурсы указанной проблемы, однако мифологическому аспекту в них не уделялось должного внимания. К проблеме, связанной с эволюционными изменениями воззрений на загробный мир, существование души и ее возможной жизни после смерти, в культурном пространстве мордовского народа ученые обращались эпизодически, и до настоящего времени отсутствует исследование, в котором знания в этой области были систематизированы и давали полное представление об этом аспекте духовной культуры.
Объектом исследования выступает эволюция религиозно-мифологических воззрений мордвы о загробном мире.
Предмет исследования составили логика и тенденция развития мифологических воззрений мордвы о потустороннем мире, запечатленных в образцах духовной и материальной культуры мордовского народа: легенды и предания, похоронные и поминальные причитания мордвы, похоронные и поминальные обряды, заговоры.
Целью настоящего исследования является осмысление этапов эволюции религиозно-мифологических воззрений на загробный мир
и связанных с ними представлений в культуре мордовского народа с использованием знаний из разных областей науки.
Научная новизна исследования предопределена отсутствием обобщающего культурологического осмысления вопросов, связанных с эволюционными изменениями воззрений на загробный мир в культуре мордовского народа. Данный процесс прослеживается на базе мифологических источников. Вопросы, связанные с проблемой загробного существования, жизни и смерти у мордвы традиционно являлись предметом исследования религиоведов, этнографов и историков. Однако до сих пор не проведены культурологические исследования, в которых на основе имеющегося массива данных из различных областей науки был бы осуществлен систематический и последовательный анализ этих представлений.
Первобытные представления мордвы о потустороннем мире, в котором обитают души умерших, были неопределенны, не конкретизированы и не обоснованы. Имеющиеся источники не дают однозначного ответа на этот вопрос. В горизонтальной проекции загробный мир у мордвы, как и у других финно-угорских народов, мог ассоциироваться с далеким севером - местом вечного холода, льда и тьмы или «где-то рядом», в непосредственной близости от мира людей, только в другом пространственном измерении. Так, участники родовых поминок для приглашения умерших в дом на поминальную трапезу выходили на улицу, поворачивались лицом на северную сторону и с помощью причитаний обращались к предкам [3, с. 374-375]. Согласно другим версиям, загробный мир располагается на Западе, куда заходит солнце и наступает темнота, ночь.
В вертикальной проекции локализация загробного мира представлялась под землей. Подтверждением этому служат тексты похоронных причитаний.
Ой, хозяйка земли черной,
Ой, держательница-хранительница сырой
земли,
Маменьку тепло прими-ка, Маменьку жить хорошо устрой-ка, Земные грехи прости ты ей, Серебряным крестом перекрести... [4, с. 69]. В данном примере прослеживается контаминация языческих и христианских религиозных представлений, т. к. плакальщица обращается к языческому божеству - «держа-тельнице-хранительнице сырой земли» Мода
аве (Мастор аве (м., э.); мода, мастор - земля, ава - женщина) и в то же время использует понятия о загробном существовании, заложенные в христианстве. Держательница и хранительница земли в мордовской мифологии, с одной стороны, функционально способствует земледелию, благоприятствует хорошему урожаю, а с другой - она повелевает над всем, что находится в земле.
Мордва веровала, что умершие в загробном мире присоединяются к своим родственникам, поэтому хоронили покойных по родам. Покойники, мой род-племя, Встречайте родную мать мою, Примите матушку-кормилицу, Не напугайте любимую маменьку, Не обижайте свой род-племя... [4, с. 68]. Жизнь умерших в загробном мире, по представлениям мордвы, была очень похожа на земную. Это было продолжением жизни, только в подземном мире. Там якобы покойные имели дома, вели хозяйство, занимались трудом, который им хорошо был знаком при жизни: земледелием, пчеловодством, торговлей, плотницким делом. Там создавались семьи, если умершие не успевали жениться или выйти замуж до своей смерти. Поэтому важным в похоронном обряде было соблюсти все каноны снаряжения покойного на «тот свет». Принято было снабжать умершего всем необходимым: в гроб клали вещи, деньги, орудия труда для женщин и мужчин, еду.
Кроме того, существовал обычай класть в могилу заранее испорченные (сломанные) вещи. Ученые-этнографы данный обряд объясняют тем, что загробный мир представлялся неким «отражением» земного, что покойный -противоположность живому человеку, поэтому и вещи для усопшего должны отличаться. С этой целью вещи через порчу приводили в другое состояние. Было еще одно объяснение поломки вещей, которое особенно касалось оружия, колющих и режущих предметов. Преднамеренным повреждением этих вещей родственники пытаются обезопасить себя от покойного, если тот будет чем-то недоволен и захочет им навредить.
Воззрение о противоположности («зеркальности») загробного мира миру живых отразилось в обрядах при одевании покойного - надо было делать все наоборот. Например, при обувании лаптей оборы наматывались на левую сторону, а концы оставлялись не заправленными во внутрь. «Покойной замужней женщине косы заплетали также справа налево. При обмывании плескали
воду от себя, при церковном отпевании обносили вокруг церкви против часовой стрелки». Другое свойство потустороннего мира, идентичного левосторонности, - нечетность -проявлялось в традиции класть нечетное количество предметов в гроб и т. д. [5, s. 27].
Существовало мнение, что покойные на «том свете» переживали вторую смерть, которая позволяла им вознестись на более высокую ступень в иерархии в загробном мире: пережившие одну смерть называются «атят» (предки), а после второй смерти они получали титул «сире атят» (великие предки).
Возможно, в том числе подобные воззрения формировали похоронную и поминальную обрядность мордвы, а также строгое требование выполнения всех этапов и элементов этих обрядов. Так, у мордвы зафиксирован обычай не только обряжать как на свадьбу незамужних и неженатых умерших, но и имитировать на похоронах саму свадьбу. Примечательно, что девушки, сопровождающие гроб покойной, исполняли плач под названием «урнема» - свадебное причитание, исполняемое на реальной свадьбе невестой или ее подругами [6, с. 268].
Важной составной частью патриархальной религиозной картины мира мордвы является культ предков, который тесно соприкасается с воззрениями на душу и ее посмертное существование. Проявление культа предков прослеживается в похоронном и поминальном обрядах, в которых содержится как забота об умерших, так и желание задобрить их. Важно было заручиться покровительством предков, т. к. по представлениям мордвы они после смерти получали сверхъестественные способности и это, в каком-то смысле, приближало их к богам. Это позволяло воздействовать на живых, поэтому родственники всячески старалась задобрить предков жертвоприношениями. Подтверждением подобных воззрений мордвы являются похоронно-поминальные обряды и сопровождающие их причитания.
По представлениям мордвы, подземный мир является вместилищем отрицательных мифологических героев: здесь обитает антипод верховного Бога мордвы Идемевсь (э., производное от эрзянского «идем» - дикий), Шейтан (м., заимствовано с тюркского - сатана, дьявол) и его помощники - злые духи. В мифологии он характеризуется как сила, враждебная обществу, людям, причиняющая страдания, беды, смерть. В его зрительном образе сочетаются разные элементы дьявольского: лошадиное туловище (или человечье),
морда с рогами, огненные глаза, вместо ног копыта, длинные руки с острыми когтями.
Верховный Бог создал его как друга и помощника, однако в процессе творения Мира, как повествуют антропогонические мифы мордвы, Идемевсь только мешал Богу и портил его создания, за это и был изгнан в подземный мир [7, с. 771-772]. Таким образом, целостный мир разделился на два противоположных: верхний небесный мир со значением положительного и подземный - отрицательного. Например, в причитаниях персонифицирован один из помощников Идемевся - злой дух подземного мира «Фатесь атя». Он изображен как носитель смертельных болезней, различных ядов, которые держит в коробке и отравляет ими людей [8, с. 228].
Мордва веровала, что добрые и злые духи рождаются и умирают, как люди, однако злые духи чаще умирают от ударов грома. Самого сильного и «злого духа, называемого Иникуй, мордва представляет в виде черного, толстого змея» [9, с. 371].
В мифологии мордвы прослеживается постепенное изменение представлений о модели мира. В одном из мифов рассказывается, что раньше небо располагалось так близко к земле, что даже облака задевали за печные трубы, и до неба можно было дотронуться рукой, что указывает на восприятие мордвой этих двух сфер как единого целого - земного. Причина разделения этого мира на верхний (небесный) мир, где обитают боги, и средний (мир человеческий), согласно мифу, имеет две версии. По одной версии: женщина пекла блины и сковородкой или кочергой отодвинула небо; по другой - оскорбленный верховный Бог поднял небо подальше от людей, т. к. женщина повесила на него выстиранные пеленки [10, s. 105]. Изменившиеся представления о модели мира, который начал осмысляться трехъярусным, способствовали эволюции религиозно-мифологических воззрений мордвы о загробном мире [5, s. 140].
Образцы устного народного творчества содержат материалы, указывающие на то, что загробный мир, по представлениям мордвы, может локализоваться на небе. Улетела ты по небу чистому, Между небом и звездами На том свете теперь душа твоя. [4, с. 72]. В причитаниях указываются возможные способы переправы души в занебесный мир. По одной версии, услышав причитания об усопшем, за душой прилетает сам Всевышний Бог Нишке паз:
С неба прилетит, матушка, С неба сойдет, маменька, он за твоей душой. Твою душу он обнимет, Твою душу, маменька, приберет, Ой, с собой он ее возьмет. [4, с. 68]. По другой - на пути в потусторонний мир душе предстоит добираться с помощью специальных средств: «по нитке», «по волосинке». Поднимешься к Нишке-богу, По проволочке заберешься, По волосинке проберешься к нему. [11, с. 43]. Подобные воззрения требовали выполнения специальных ритуалов во время похоронного обряда. Например, во время похорон вырывали несколько волосков с головы и складывали в гроб. Волосы якобы нужны будут покойному для постройки моста, если на его пути встретится «море».
С принятием христианства были привнесены новые представления о пути в загробный мир, связанного со множеством трудностей, препятствий и испытаний. Так предполагалось, что душе предстоит забираться на небо по гладкому хрустальному куполу, поэтому в гроб складывали еще при жизни состриженные ногти; деньги нужны были для преодоления огненного потока, поэтому покойного снабжали мелкими монетами или скоблили их над гробом.
Новый этап эволюции представлений о загробном мире и посмертном существовании у мордвы происходит в процессе христианизации, которая привносит понимание о раздельном посмертном существовании праведников и грешников, о «светлом» и «темном» месте в потустороннем мире, о «рае» и «аде» [12, с. 194-196]. Ранее такого разделения не было, т. к. жизнь покойного в загробном мире зависела от правильно организованных похорон, и он присоединялся там к ранее умершим представителям своего рода. Если ты пойдешь, маменька, В жизнь вековечную другую, В жизнь бесконечную На каждой ступеньке Спаситель Будет тебя спрашивать. [4, с. 64]. Описывая «тот свет», мордовские плачеи упоминают о «суде праведном», о двух дорогах, ведущих в рай или ад, о беседах с богом, со Спасителем и апостолами: Левая дорога к вратам ада ведет Ты на правую поворачивай -Она идет средь зеленых лугов К райским вратам. [11, с. 54]. Таким образом, сформировалось понятие, что возможность попадания души в рай
или ад после смерти зависит от содержания прожитой жизни, от характера совершенных поступков. Формируется вера о локализации рая на небе (в верхнем мире) - рядом с богом и ада - в подземном мире. Моральная оценка жизни человека определяла место нахождения его души после смерти.
Воззрения мордвы о загробном мире тесно соприкасаются с представлениями о душе (вайме, м.; ойме, э.).
В фольклоре мордвы, в частности в сказке под названием «Смерть», раскрываются представления народа о посмертном существовании души, о локализации рая и ада, о влиянии количества добрых дел и грехов на определение места души в потустороннем мире: «Смерть подошла к нему, сунула два пальца в рот, вынула душу у деда Егора. Через три дня душа деда Егора была уже на том свете. Там его стали водить по всем местам. Шесть недель водили душу деда Егора - нигде ей места не дали. А через шесть недель привели его на праведный суд» [13, с. 317].
Наличие души связывали непосредственно с дыханием, поэтому одним из признаков наступления смерти считалось прекращение дыхания. Как и у многих других народов, у мордвы существовал обычай ставить на подоконник чашку с водой в момент ухода человека из жизни. Подобный обычай имел несколько вариантов объяснения. По одной версии, чашка с водой нужна была для того, чтобы при выходе из тела душа могла умыться, по другой - чтобы душа могла утолить жажду. Чтобы душа поела, рядом с чашкой с водой клали пирог или лепешку. Возможно, подобные воззрения зарождались из наблюдений за последними минутами перед смертью, когда последний выдох человека был очень тяжелым. Этим тяжелым предсмертным состоянием объясняется желание родственников облегчить выход души из тела, поэтому старались устранять возможные препятствия: для этого расстегивали пуговицы на одежде, развязывали пояса, снимали обувь и т. д. Смерть человека воспринималась как постоянное отсутствие души, а сон - как временное, поэтому сны толковались как странствия души вне тела.
В причитаниях мордвы подчеркивалась бестелесность, легковесность, воздушность души, поэтому ее изображают бабочкой, голубым облачком, парящей птицей, которая прилетает с «того света» в мир живых.
Исходя из мифологических воззрений мордвы, человека душой наделяет Бог. В ан-
тропогоническом мифе рассказывается, что верховный Бог Нишке паз приносит душу из специального помещения, чтобы вложить ее в созданное тело человека.
По древним представлениям душа может располагаться в одном из важных органов конкретного человеческого тела: в голове, груди, сердце.
В похоронных и поминальных обрядах отразилась вера в самостоятельное существование души после смерти человека. Бытовало мнение, что душа не сразу улетала от тела, она определенное время была поблизости, а потом еще до 40 дней после смерти не покидала мир живых, могла пить и есть, если ее угощали. Подтверждением этому служат тексты причитаний, магические действия, разнообразные обряды и ритуалы мордвы.
На поминках по умершему в доме готовилась еда, а кроме того, с собой приносили припасы другие родственники, соседи, знакомые для угощения души покойного, которого приглашали за стол. Если поминовение осуществлялось на кладбище у могилы, то имитировалась целая обрядовая трапеза с участием умершего, его угощением, разговором с ним и приглашением в дом для продолжения обряда.
Самыми значительными считались поминки на 40-й день после смерти, т. к. считалось, что душа покойного после этих поминок покидает мир живых и уходит на постоянно место своего существования - в загробный мир.
Локальные варианты проведения этих поминок достаточно разнообразны, однако суть сводится к единому: стремлению умилостивить душу умершего, достойно проводить ее в загробный мир, чтобы она благожелательно была принята раннее умершими родственниками, и заручиться ее поддержкой и покровительством.
Необходимым элементом при проведении поминок было наличие ритуального полотенца, которое, вероятно, предназначалось для души усопшего и было его вместилищем на время поминок.
Накануне поминок 40-го дня после смерти во многих регионах проживания мордвы топили баню для омовения души усопшего, чтобы она чистой явилась в загробный мир. Приглашали в баню и всех покойных предков, чтобы они смыли могильную пыль и могли присутствовать на поминках.
Примечательным для поминок мордвы на 40-й день - присутствие так называемого заместителя умершего - чаще родственника, который мог быть одет в одежду умершего,
или сооруженное чучело из его одежды. Его сажали в передний угол, усердно угощали поминальной пищей, будучи уверенными, что в лице заместителя умершего на самом деле душа усопшего участвует в трапезе и принимает пищу.
Далее следовала трапеза на могиле усопшего без заместителя умершего, во время которой также усердно угощали якобы присутствующую здесь душу.
После возвращения в дом, где оставался заместитель умершего, трапеза продолжалась. Выслушивали его рассказы о потустороннем мире, просили передать приветы и просьбы ранее умершим сородичам.
Поминки заканчивались проводами заместителя умершего до дороги или до первого поворота, что символизировало окончательные проводы души в загробный мир, обращались к ней с просьбой не беспокоить живых и не являться без приглашения [8, с. 180-181].
У мордвы бытовали представления о душе-призраке (Шопача (м.), (Чопача (э.), который мог являться в образе телесной оболочки умершего человека, если о нем кто-то сильно тосковал, плакал и таким образом не давал успокоиться душе в загробном мире. Причиной явления призрака живым могло быть забвение умершего: не поминали, не посещали могилу и т. п. Избавиться от него можно было только с помощью колдуна и специальной магии.
В разработанной В. Майновым концепции мордовской мифологии, наряду с характеристикой божественного пантеона мордвы, отводится особое место воззрениям на загробный мир. По его мнению, «тот свет» мордва представляет подобно темному подземному улью, в котором владычествует «Мастир-Паз - бог зимы, холода, ночи и луны. В одной из дверей он принимает души умерших. Добрые - он отсылает „к своему брату Инешке-Пазу", а плохие - оставляет у себя. В зафиксированных локальных представлениях плохие души умерших отсылаются к Шайтану (Идемевсю) - антиподу Бога, чтобы тот их наказал» [10, s. 73].
Подобные представления мордвы о загробном мире многими исследователями представляются вымышленным или недостоверно истолкованным материалом, полученным от информаторов В. Майновым, не владеющим мордовскими языками.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что представления о загробном мире у мордовского народа претерпевали существенные
изменения в зависимости от стадии развития культуры и сознания человека. На ранней стадии развития мордвы воззрения на наличие у человека души способствовали формированию представлений о ее посмертном существовании в потустороннем мире, который представлялся зеркальным отражением мира земного. В ходе эволюции представлений о загробном мире происходит его дифференциация на «рай» и «ад». В результате изменяются воззрения о посмертном существовании человека, которое начинает трактоваться как воздаяние за прожитую земную жизнь (праведную или греховную).
Список литературы
1. Имяреков М. Г. Мордовская обрядовая поэзия. Причитания : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тарту,1974. 24 с.
2. Юрченкова Н. Г. Плачи восточных финно-угорских народов: (сравнительно-типологическое изучение): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саранск, 1990. 25 с.
3. Евсевьев М. Е. Братчины и другие религиозные обряды мордвы // Избранные труды. Историко-этно-графические труды. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1966. Т. 5. С. 342-384.
4. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1979. Т. 7, ч. 2: Мокшанские причитания. 359 с.
5. Harva U. Die religiösen Vorstellungen der Mordwinen. Helsinki, 1952. 448 s.
6. Кавтаськин Л. С. Пережитки обрядов, причитаний и песен, связанных с древним мордовским обычаем имитации свадьбы при похоронах умершей девушки // Фольклор и этнография: обряды и обрядовый фольклор. Л., 1974. С. 267-273.
7. Антонинов А. Мордва : (крат. ист.-этногр. очерк) // Пензенские епархиальные ведомости. 1894. № 16. С. 771-784.
8. Смирнов И. Н. Мордва: ист.-этногр. очерк. Казань: типо-литогр. Имп. ун-та, 1895. 291 с.
9. Митропольский К. Мордва. Религиозные воззрения, их нравы и обычаи // Тамбовские епархиальные ведомости. 1876. № 12/13. С. 355-378.
10. Mainov V.N. Les restes de la mythologie mordwine // Journal de la Societe finno-ougrienne. Helsingissa, 1889. 159 s.
11. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1979. Т. 7, ч. 1: Эрзянские причитания-плачи. 373 с.
12. Юрченкова Н. Г. Мифология мордовского этноса: генезис и трансформации. Саранск: тип. «Красный октябрь», 2009. 412 с.
13. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1967. Т. 3, ч. 2: Эрзянские сказки. 382 с.
References
1. Imyarekov M. G. Mordovian ritual poetry. Lamentations: abstr. dis. on competition of sci. degree Ph.D. in philology. Tartu, 1974. 24 (in Russ.).
2. Yurchenkova N. G. The lamentations of the Eastern Finno-Ugric peoples: (comparative typological study): abstr. dis. on competition of sci. degree Ph.D. in philology. Saransk, 1990. 25 (in Russ.).
3. Evseviev M. E. Bratchins and other religious rituals of the Mordvins. Selected works. Historical and ethnographic works. Saransk: Mordvin bk. publ. house, 1966. 5, 342-384 (in Russ.).
4. Oral and poetic creativity of the Mordovian people. Saransk: Mordvin bk. publ. house, 1979. 7 (2): Moksha lamentations, 359 (in Russ.).
5. Harva U. Die religiosen Vorstellungen der Mordwinen. Helsinki, 1952. 448.
6. Kavtaskin L. S. Remnants of rituals, lamentations and songs associated with the ancient Mordovian custom of
imitating a wedding at the funeral of a deceased girl. Folklore and Ethnography. Leningrad, 1974. 267-273 (in Russ.).
7. Antoninov A. Mordvins: (a brief historical and ethnographic essay). Penza Diocesan Gazette. 1894. No. 16. Pp. 771-784 (in Russ.).
8. Smirnov I. N. Mordva: a historical and eth nogra phic essay. Kazan: typo-lithographic ofthe Imp. Univ., 1895. 291 (in Russ.).
9. Mitropolsky K. Mordva. Religious views, their mores and customs. Tambov Diocesan Gazette. 1876. 12/13,355-378 (in Russ.).
10. Mainov V.N. Les restes de la mythologie mordwine. Journal de la Societe finno-ougrienne. Helsingissa, 1889. 159.
11. Oral and poetic creativity of the Mordovian people. Saransk: Mordvin publ. house, 1979. 7 (1): Erzyan lamentations and cries. 373 (in Russ.).
12. Yurchenkova N. G. Mythology of the Mordovian ethnos: genesis and transformations. Saransk: typ. "Red October", 2009. 412 (in Russ.).
13. Oral Poetic Creativity ofthe Mordvin People. Saransk: Mordvin publ. house, 1967. 3 (2): Erzya Tales. 382 (in Russ.).