УДК 340.114.5
ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОНЯТИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЕ
© Ирина Михайловна МАКСИМОВА
Тамбовский филиал Российского нового университета, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, декан юридического факультета, e-mail: [email protected]
Анализируется эволюция развития представлений о понятии правосознания в юридической доктрине и отмечается, что в современной российской правовой науке не сложилось единого мнения по поводу определения понятия правосознания.
Указывается, что правосознание является понятием многогранным, требующим пристального внимания со стороны ученых, и определяет правосознание как совокупность рациональных и психологических компонентов, которые не только отражают осознание правовой действительности, но и воздействуют на нее, формируя готовность личности к правовому поведению.
Автор считает, что правосознание следует оценивать и с позиции естественного права, т. к. без обращения к истокам естественного права, без осознанного движения к праву не будут воплощены в действительности в полной мере идеи гражданского общества и правового государства, к построению которых стремится современное общество.
Утверждается, что правосознание выступает одной из форм права и является источником правового поведения (правомерного и противоправного), т. е. формирует готовность личности к юридически значимому поведению.
Ключевые слова: право; естественное право; правовое сознание; юридическая доктрина; источник права.
Вне сознания и деятельности человека немыслимо общественное развитие. Сознание содействует приспособляемости человека к внешнему миру, формирует его программу и внутренний план деятельности. Именно в сознании синтезируются динамические модели действительности, при помощи которых человек ориентируется в окружающей физической и социальной среде. Сознание определяет предварительную мысленную модель действий человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и в окружающем мире. Таким образом, сознание осуществляет контроль и управление поведением человека.
Развитое сознание формируется у человека только тогда, когда он вовлекается в общественную жизнь, приобщается к ее культурному наследию и поэтому его нельзя рассматривать в отрыве от явлений общественной жизни. «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершенного совместно с другими, является проявлением и утверждением общественной жизни» [1, с. 590].
Существуют различные формы сознания, посредством которых люди осознают окружающий мир: политическое, религиозное, нравственное, правовое.
Правовое сознание, его содержание, структура и функционирование являлись и по-прежнему остаются важнейшими проблемами ряда общественных наук, в т. ч. и правоведения [2-7].
В настоящее время существует множество определений понятия правосознания.
Н.Л. Гранат толкует правосознание как «сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социальноправовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях» [8, с. 243]. Такого же мнения придерживаются А.Р. Ратинов и Г.Х. Ефремова [9, с. 48].
Р.С. Байниязов включает в понятие правосознания «духовную систему представлений, идей, взглядов, убеждений, концепций, теорий, чувств, эмоций, настроений, психологических переживаний и т. д., складывающихся по поводу правовой действительности в ходе ее отражения, осмысления, познания,
чувствования» [10, с. 24]. Однако наряду с указанными слагаемыми правосознания в нем можно выделить, по его мнению, еще такие, как «юридические цели, интересы, мотивы, привычки, традиции, иллюзии, интуицию, ментальные установки, стереотипы, правовое внушение, подражание, реакции, волевые импульсы, правокультурные модели поведения и многие другие составляющие» [10, с. 25].
Е.А. Белканов утверждает, что на формирование правосознания оказывают влияние не только сознательные процессы, но и бессознательные, которые выражаются в воздействии на ход логических мыслительных процессов совокупного опыта предыдущих поколений, осадков в памяти повторяющихся психических процессов. Правосознание, по его мнению, представляет собой открытую подсистему сознания, отражающую сквозь «призму» должного и желаемого в чувственно-рациональной форме правовую действительность, оказывающую на социальную деятельность людей нормативно-регу-лирующее воздействие, которая формируется под влиянием социальных условий, межличностного общения, других форм сознания и бессознательного [11, с. 21].
Н.Ю. Евплова считает, что правосознание - это «совокупность рациональных и чувственных представлений и знаний о существующих ранее и действующих в настоящее время взглядах на сущность права, правовых нормах, идеях, теориях, доктринах, правовых отношениях и субъектах права, а также представлений о тенденции их дальнейшего развития» [12, с. 65-66], т. е. помимо отражения в сознании действующего (настоящего) и желаемого (будущего) права автор говорит о прошлом, об отражении в сознании существовавших знаний и представлений о праве, нормативно-правовых актах и т. д.
А.Б. Венгеров описывает правосознание как «объективно существующий набор взаимосвязанных идей, эмоций, выражающих отношение общества, групп индивидов к праву...» и как «канал воздействия права через мотивацию, эмоции, сознание на поведение людей, на формирование общественных отношений», и как «оценку права, существующую в обществе, выражающую критику действующего права и формирующую опре-
деленные надежды и пожелания к правовой сфере, ее изменениям, определяющую, что считать правомерным, а что противоправным» [13, с. 482].
Н.М. Юрашевич определяет правосознание как «систему чувств, привычек, представлений, оценок, взглядов, теорий, идей субъектов права (носителей правосознания), отражающих правовую действительность и оценочное отношение к ней (к социальноправовым установкам и ценностным ориентациям общества; к прошлому, действующему или ожидаемому праву) и выполняющих посредством этого роль своеобразного регулятора (саморегулятора) их поведения в юридически значимых ситуациях» [14]. Данное определение, по мнению автора, выражает взаимосвязь и соотношение общественного сознания и правосознания (их составляющих), гносеологический и социологический срезы изучения данного феномена, внутреннюю организацию содержания правосознания (его структуру), связь между ее элементами, закономерности его формирования и развития и, наконец, его важную социальную роль [14].
Следует отметить, что в российской правовой науке существует точка зрения, согласно которой правовое сознание оценивается с позиции естественного права [15-17].
О.Э. Лейст считает, что доктринальным выражением нового правосознания, выражающего стремление к юридическому равенству и свободе, стала теория естественного права [16, с. 203].
С.С. Алексеев определяет естественное право как явление высокого социального назначения. Он считает, что без него невозможно понимание правовой действительности, т. к. естественное право призвано концентрированно выражать те объективные требования, которые сама жизнь, условия жизнедеятельности людей предопределяют возможности поведения, когда они призваны поступать «по праву» [18, с. 271-272].
В.С. Нерсесянц определяет естественное право как преданное (природой вещей и человека), предпозитивное [17, с. 15], т. е. сами по себе требования, вытекающие из условий жизнедеятельности, естественной среды, -это еще не правовые требования и идеалы. Для того чтобы приобрести правовой характер, они должны преломиться через право-
сознание, его культурные коды, приобрести правовой облик и в соответствии с этим выступать в виде правовых требований - норм позитивного права [17, с. 272-273].
Поэтому само по себе естественное право не может выполнять функции, присущие позитивному праву, т. е. выступать в качестве регулятора поведения людей - непосредственного критерия юридической правомерности и неправомерности этого поведения. Но данное обстоятельство не умаляет роли естественного права в социальном регулировании, т. к. непосредственно выражая требования и идеалы, основанные на природных, естественных условиях жизнедеятельности людей, оно выступает в «качестве известного базисного основания позитивного права» [15, с. 355-356].
Естественное право, сохранив свою первичность, изначальность, образует слой жизни, лежащий в основе социальной регуляции и, в первую очередь, - позитивного права, т. е. через естественное право в положения юридических норм внедряются идеи, которые основываются на исконных требованиях естественной жизни людей.
Следует отметить, что без обращения к истокам естественного права, без осознанного движения к праву не будут воплощены в действительности в полной мере идеи гражданского общества и правового государства, к построению которых стремится все мировое сообщество.
Таким образом, в современной российской правовой доктрине не сложилось единого мнения по поводу определения понятия правосознания, тем не менее, следует отметить то, что в каждом рассмотренном подходе к определению понятия правосознания есть определенное рациональное зерно, характеризующее отдельные взгляды ученых на данную проблему.
Основные признаки правосознания:
- правосознание является частью, одной из форм общественного сознания [19-23];
- правосознание способно к взаимодействию и взаимопроникновению с другими формами сознания. Е.А. Белканов считает, что «открытость правосознания обеспечивает такие его качества, как оперативность, гибкость, которые выражены в нем в большей степени, чем в закрытой системе позитивных прав» [11, с. 20-21];
- объектом отражения правосознания является правовая действительность. Конечно, правовые явления отражаются и другими формами общественного сознания, например, политическими, нравственными, но для них, по мнению Р.С. Байниязова, «правовая действительность не является главным объектом познания» [10, с. 9-10];
- по содержанию правосознание является специфическим духовным феноменом, т. к. включает в себя правовые чувства, эмоции, взгляды, переживания, традиции и другие духовные проявления [21, с. 61];
- правосознание выступает не только как результат отражения объекта, но и как средство воздействия на объект, т. к. предполагает, по мнению Н.Ю. Евпловой, не только представления и знания о существовавших и действующих в настоящее время взглядах на правовые явления, но и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве [12, с. 66-67];
- правосознание лабильно, т. к. его содержание находится в постоянном развитии под воздействием различных факторов, например, социальных, психических и др.;
- правосознание обладает таким свойством, как нормативность. «Важно, - пишет Е.А. Лукашева, - наличие в сознании идеи законности, дающей общую нормативноправовую ориентацию индивида» [6, с. 95]. Правовое сознание является специфической формой общественного сознания, а именно нормативным осмыслением, осознанием социально-правовой действительности, общественных явлений. Правосознание - это правовые представления и правовые чувства общего характера, имеющие нормативное значение для поведения людей [24, с. 28]. Правосознание имеет оценочный характер и поэтому нормативно не менее чем право, в нормативности которого никто не сомневался [16, с. 195];
- правосознанию всегда присуща психологическая сторона, основанная на правовых чувствах, эмоциях, переживаниях, воле и т. д. Поэтому в правовом сознании могут концентрироваться как позитивные, так и негативные юридические чувства. К первым можно отнести: чувство закона, права, долга перед обществом и государством. Ко вторым - чувство беззакония, правовой безответственности, отрицание общепризнанных юридических ценностей и др.;
- правосознание - субъективное явление, т. к. «оно состоит из представлений людей о праве и из субъективного отношения к самому феномену права, его ценностям» [18, с. 264];
- правосознание не может существовать без своего конкретного носителя - личности, групп, коллективов и общества в целом;
- правосознание возникает не с момента рождения, а в процессе социализации личности, т. е. формирования способностей личности к жизни в данном обществе, на основе присвоения ею социальных ценностей и способов социально адаптированного поведения;
- правосознание не может замещать, подменять, пусть и на время, право, т. к., по мнению С.С. Алексеева, при такой замене, как показал опыт советского права, права других социалистических стран - прямой путь к произволу, иным негативным явлениям [18, с. 269];
- осознание правовой жизни общества осуществляется посредством правовых понятий и категорий. К их числу относятся «правомерность», «противоправность», «законность», «правопорядок» и др.
Анализируя признаки правосознания, можно сформулировать его определение: правосознание - совокупность рациональных и психологических компонентов, которые не только отражают осознание правовой действительности, но и воздействуют на нее, формируя готовность личности к правовому поведению.
Таким образом, правосознание не только отражает процессы общественного развития, но и «требует установления определенных общеобязательных масштабов поведения, обосновывает необходимость установления определенного круга юридических прав и обязанностей участников общественных отношений» [6, с. 91] и, следовательно, является своего рода «специфическим источником» [14, с. 180] права, т. е. правосознание, конечно, не входит в круг традиционных источников права, но оно всегда оказывает влияние не только на создание нормы права, но и на выбор субъектом определенной модели правового поведения.
1. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.
2. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1996.
3. Ильин И.А. Кризис современного правосознания. М., 1993.
4. Соловьев Э.Ю. Кант: взаимодополнитель-ность морали и права. М., 1992.
5. Мамут Л.С. Правосознание // Общественное сознание и его формы. М., 1986.
6. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1974.
7. Ратинов А.Р. Правосознание как источник правовой активности и регулятор правового поведения // Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. М., 1970.
8. Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура. Общая теория государства и права. М., 2001.
9. Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1988.
10. Байниязов Р.С. Проблемы правосознания в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Саратов, 1999.
11. Белканов Е.А. Структура и функции правосознания: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Екатеринбург, 1996.
12. Евплова Н.Ю. Правосознание молодежи: теоретический и социологический аспекты: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Волгоград, 2000.
13. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2000.
14. Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правового сознания // Известия вузов. Правоведение. 2004. № 2. С. 165-181.
15. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2002.
16. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002.
17. Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М.,
1998.
18. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М.,
1999.
19. Турбова Я.В. Правосознание в структуре юридической деятельности: автореф. дис. ... канд. юр. наук. СПб., 2000.
20. Марченко Д.Э. Деаксиологическое правовое сознание и его формы: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Саратов, 2001.
21. Ямбушев Ф.Ш. Правовое сознание в механизме правового регулирования общественных отношений: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Новгород, 2002.
22. Касаткин С.Н. Правосознание как категория правоведения: Т еоретико -методологический
аспект: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Казань, 2003.
23. Сафронов В.В. Правосознание гражданина: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Красноярск, 2004.
24. Бегинин В.А. Общественное правосознание и государственность. Саратов, 1994.
Поступила в редакцию 2.09.2013 г.
UDC 340.114.5
EVOLUTION OF IDEAS ABOUT CONCEPT OF LEGAL CONSCIOUSNESS IN THE LEGAL DOCTRINE Irina Mikhailovna MAKSIMOVA, Tambov branch of New University, Tambov, Russian Federation, Candidate of Law, Dean of Law Faculty, e-mail: [email protected]
The evolution of ideas about the concept of legal consciousness in the legal doctrine is analyzed. It is noted that in modern Russian legal science a consensus on the definition of justice has not developed.
It is indicated that the concept of justice is multifaceted, requiring attention from scientists and defines as justice of the set of rational and psychological components that not only reflect the realization of legal reality, but also act on it forming readiness of the individual to legal behavior.
The author believes that the sense of justice should be evaluated from the perspective of natural law as without reference to the origins of natural law, without conscious movement to the right will not be translated into reality fully the idea of civil society and the rule of law, which seeks to build a modern society.
It is alleged that acts of justice one of the forms of law and is a source of legal behavior (lawful and unlawful), i. e. forms the readiness of the individual to legally significant behavior.
Key words: law, natural law, legal consciousness; legal doctrine; source of law.